вторник, 13 августа 2019 г.

13 августа - день Zorro. 100 лет Зорро

Найдется ли тот, кто не знает Зорро? Кто не смотрел в детстве фильм о благородном и бесстрашном идальго, эдаком испанском варианте Робина Гуда в черной бархатной маске? Широкая шляпа, острая шпага, которой он часто тремя быстрыми росчерками оставлял свой отличительный знак — букву Z, его верный друг — быстрый чёрный конь Торнадо, необычайная удачливость, таинственность и красота сделали Зорро (исп. Zorro — лис, или Сеньор Зорро, исп. Señor Zorro), который приходит на помощь обездоленным жителям Новой Испании, кумиром миллионов. Согласно народным легендам, это был богатый дворянин и искусный фехтовальщик дон Диего де ла Вега (исп. Don Diego de la Vega), живший в Калифорнии в годы испанского владычества в конце XIX - начале XX века. Ослабленная войнами за независимость с Испанией и США, страна потеряла более половины своих территорий, в том числе богатейший своими природными ресурсами Техас. Народ устал от войны, людям нужна была надежда. Мексика – страна с богатейшей историей, с местным индейским фольклором, окутанная мистическими легендами латиноамериканской культуры, жила в ожидании чуда: появления героя, способного защитить бедных и наказать обидчиков. Зорро стал единственной надеждой мексиканского народа обрести свободу и независимость. Впрочем установить, существовал ли дон Диего на самом деле, не представляется возможным. С 1919 года Зорро стал персонажем приключенческих книг репортера криминальной хроники и беллетриста Джонстона МакКаллея, рассказы которого публиковалась в каждом номере еженедельного журнала «All-Story Weekly», появившись впервые в романе «Проклятие Капистрано», имевшем большой успех и мгновенно разошедшемся. По одной из версий, при создании образа МакКаллей отталкивался от рассказов о некоем Уильяме Лампорте. На следующий год появился первый фильм о Лисе, «Знак Зорро», с Дугласом Фэрбенксом в главной роли. Впоследствии о Зорро сняли множество фильмов как в Америке, так и за её пределами. Претерпев со временем изменения, персонаж все равно сохраняет неизменный образ благородного разбойника, одетого во всё чёрное и скрывающего лицо под чёрной маской, защищаюшего людей от произвола властей и злодеев. Приключения, погони, драки, метание ножей, трюки, поединки на шпагах и, конечно, романтическая любовь – вот что такое история Зорро!

Гай Уильямс, исполнитель роли Зорро в телесериале студии ABC (1957—1958) и Джонстон МакКаллей
Дон Диего де ла Вега – обаятельный, красивый, но немного импульсивный и безрассудный, родившийся в семье испанца-аристократа Алехандро де ла Вега, возвращается из Испании в родную Калифорнию, где его отец был алькальдом Лос-Анджелеса. Однако те времена давно прошли: сейчас в этой местности заправляет новый алькальд Луис Кинтеро, поддерживаемый войсками капитана Эстебана Паскуале. Они беззастенчиво повышают налоги, ввергая и без того небогатых крестьян в настоящую нищету, а пытающихся сопротивляться подвергают жестоким наказаниям. Однако вскоре после приезда Диего в окрестностях появляется некто Зорро, решивший бросить вызов творящимся несправедливостям… Его разящая шпага жестоко карает угнетателей, и вскоре герой в маске становится единственной надеждой горожан. "…При свете дня его величают доном Диего,но как только опускается южная ночь, Зорро преображается в борца со злом и по заслугам воздает всем окрестным негодяям, невзирая на ранги и титулы…" (Джонстон МакКаллей).

Реклама фильма «Знак Зорро» (1920),
на странице 7 «Exhibitors Herald» от 22 января 1921 г.

«Знак Зорро» — американский чёрно-белый немой художественный приключенческий фильм режиссёра Фреда Нибло с участием популярного актёра—звезды немого кино Дугласа Фэрбенкса о защитнике униженных и обездоленных, благородном разбойнике Зорро. Фильм снят в 1920 году по популярной в те годы повести «Проклятие Капистрано» (1919) Джонстона МакКаллея, ему же приписывается и авторство сценария, хотя его соавторами были и сам Дуглас Фэрбенкс, а также Юджин Миллер, которых в титрах фильма не упомянули. Это был первый фильм, снятый Фэрбенксом для компании United Artists, созданной 5 февраля 1919 года (он был совладельцем пакета акций компании на паях с Мэри Пикфорд, Чарльзом Чаплином и Дэвидом Уорком Гриффитом).
Фильм был снят в Калифорнии, в окрестностях Лос-Анджелеса, в долине Сан-Фернандо, где было построено множество сооружений, изображающих небольшой городок начала XIX века. Когда во время съёмок возникло возгорание, вся съёмочная группа активно участвовала в тушении пожара, грозившего уничтожить отстроенные декорации.

Премьеры:
  • США — 27 ноября 1920 года состоялась мировая премьера фильма в Capitol Theatre в Нью-Йорке. Фильм имел грандиозный успех, так что полиции пришлось дежурить ежедневно у здания кинотеатра для того, чтобы регулировать приток толпы зрителей.
  • Чехословакия — европейская премьера фильма состоялась 9 ноября 1921 года в Праге.
  • СССР — 1925 (после введения нэпа в 1921 году рубль стал конвертиуемым платежным средством не только внутри страны, но и за её пределами. Тогда-то «Совкино» и было принято решение о широкой демонстрации американских картин на наших экранах, среди них попал к нам и «Знак Зорро»).
Сын Зорро / Don Q Son of Zorro — в 1925 году на студии Elton Corporation режиссёром Дональдом Криспом было снято продолжение, где главным героем становится уже сын Диего — дон Сезар Вега, а его отец появляется на экране лишь в конце фильма. Обе роли — отца и сына — сыграл Дуглас Фэрбенкс. Фильм также был закуплен «Совкино» для проката в СССР в 1929 году.

1936 — Смелый Кабальеро / The Bold Caballero, с Робертом Ливингстоном — мало кем виденный из фильмов категории «Б».
1937 — Зорро снова в седле / Zorro Rides Again, с Джоном Кэрроллом — фильм категории B-movies режиссёров Джона Инглиша и Уильяма Уитни.

1940 — Знак Зорро / The Mark of Zorro (США) — приключенческий фильм режиссёра Рубена Мамуляна, с Тайроном Пауэром. В СССР был выпущен в 1949 году под названием «Таинственный знак» среди прочих «трофейных» фильмов. В 2009 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США.

1944 — Чёрный кнут Зорро — США.
1947 — Сын Зорро — США.
1949 — Дух Зорро / Ghost of Zorro, с Клейтоном Муром — фильм категории B-movies, США.
1952 — Мечта о Зорро — Италия
1958 — Знак Зорро — США
Гай Уильямс в роли Зорро
1957—1961. Уолт Дисней, вдохновленный подвигами разбойника, взялся за производство сериала «Зорро». Многосерийный фильм (было снято 3 сезона или 82 серии) пользовался небывалым успехом. Настоящего кабальеро сыграл актер Гай Уильямс. В период съемок исполнитель главной роли часто консультировался с «отцом» Зорро Джонстоном МакКаллеем.

1962 — Зорро и суд Испании — Италия
1962 — Месть Зорро — Испания
1962 — ень Зорро — Франция / Италия / Испания
1963 — Знак Зорро / Il segno di Zorro, с Шоном Флинном — фильм, снятый в копродукции трёх стран: Испании, Италии и Франции - режиссёром Марио Кайано.
1963, Италия — Зорро и три мушкетера / Zorro e i tre moschettieri — итальянский фильм режиссёра Луиджи Капуано с Гордоном Скоттом.
1963 — Зорро против Мациста / Zorro contro Maciste, с Пьером Брисом — итало-испанский фильм режиссёра Умберто Ленци.
1963 — Три шпаги Зорро — Италия / Испания
1965 — Клятва Зорро — Италия / Испания
1966 — Зорро и повстанцы — Италия
1968 — Племянники Зорро / I nipoti di Zorro — итальянский фильм режиссёра Марчелло Чёрчёлини с Дином Ридом.
1968 — Зорро — Италия / Испания
1969 — Зорро — всадник с кнутом — Турция
1969 — Месть Зорро — Турция

1971 — Зорро из рода Монтеррей — Италия / Испания
1971 — Зорро — рыцарь мести — Италия / Испания
1972 — Эротические приключения Зорро — США / Франция / Германия
1973 — Сын Зорро — Италия / Испания
1974 — Знак Зорро / The Mark of Zorro, с Фрэнком Ланджеллой — телевизионный фильм режиссёра Дона МакДугалла.

1974 — «Зорро» — итало-французский фехтовальный вестерн режиссёра Дуччо Тессари с Аленом Делоном в главной роли. Песню композиторов братьев Гуидо и Маурицио Де Анжелис «Zorro is Back» исполняют Оливер Онионс. Имел определённый успех в советском кинопрокате 1970-х годов. В одном из номеров журнала «Советский экран» за 1975 год, в колонке новостей из-за рубежа коротко сообщалось: «Французский актёр Ален Делон сейчас снимается в роли защитника обездоленных, чёрного воителя Зорро. Когда-то эту роль играл Дуглас Фэрбенкс. Постановку первого фильма новой серии, где играет Делон, осуществляет в Италии режиссёр Дуччо Тессари». Заметка, конечно, обратила тогда внимание русских почитателей Делона, но её телеграфная сухость не сообщала ровным счётом никаких подробностей. На порядок существеннее упоминание об этой ленте (до её появления на восточной русскоговорящей стороне «железного занавеса») было в статье «Мальчик, которому хотелось всего», опубликованной в мартовском номере популярного молодёжного журнала «Ровесник» за тот же 1975 год. Это был критический (и, надо сказать, толковый) материал о честолюбивом Делоне-миллионере. Его написал французский собкор «Ровесника» В.Бабенко. Судя по всему, автор, не подозревая, что фильм через несколько месяцев купят для советского кинопроката, в негативном ракурсе упомянул об испанских съёмках популярного артиста в «Зорро», снабдив публикацию мадридской фотографией Делона, сидящего спиной к зрителю на своём именном раскладном стуле.

Фотография из 3-го номера журнала «Ровесник» за 1975 г. Ален Делон на съёмках фильма «Зорро» в Мадриде
Советский заглавный титр фильма от киностудии «Союзмультфильм»
Раритет для киноманов: лицензионная видеокассета с записью фильма «Зорро», выпущенная Госкино СССР в 1987 году (стоимостью 135 советских рублей)
По статистике, если не считать туповато-пародийных «Четырёх мушкетёров» комик-группы Шарло (56 миллионов проданных билетов), «Зорро» до сих пор остаётся самым прибыльным зарубежным «фехтовальным фильмом» советской эпохи. В премьерный 1976 год своего проката лента Тессари с возмужавшим и неотразимым Делоном с лёгкостью обошла по количеству проданных билетов и культовых «Трёх мушкетёров» (1961) Бернара Бордери, и «Железную маску» (1962) Анри Декуэна и тех же «Фанфана-тюльпана» и «Чёрного тюльпана»«Фанфана-тюльпана» и «Чёрного тюльпана», одинаково снятых Кристианом-Жаком. И это при том, что популярность и «тюльпанов», и «мушкетёров» в Союзе тоже была поднебесной. Да и впоследствии «Зорро» прочно удерживал в своём жанре «пальму советского первенства», не давая одолеть себя таким, казалось бы, весомым кассовым соперникам, как «Картуш» (1961) с Бельмондо в постановке Филиппа де Брока и – что особенно удивительно – знаменитым во Франции «фильмам плаща и шпаги» с участием Жана Марэ «Капитан» (1960), «Горбун» (1959) и «Тайна Бургундского двора» (1961), поставленных Андрэ Юннебелем и появившимся у нас лишь через 20 лет после своих съёмок. Фильм Тессари повлиял и на «автоматический» интерес наших зрителей к появившейся через несколько месяцев поточной мексиканской безделушке «Большое приключение Зорро» (1975, в СССР с 1977) Родольфо Де Анды, тоже собиравшей полные залы. И «паразитически» сделавшей себе за счёт делоновского разогрева ни много ни мало 38 900 000 зрителей (а это, между прочим, показатель американских культовых «Больших гонок»). Впрочем, и для самого Делона (в плане всей его фильмографии в СССР) костюмированный приключенческий блокбастер о чёрном «маскарадном» смельчаке со шпагой в руке, по сей день так и остался самым внушительным зрительским триумфом (55 300 000 зрителей), по которому стали мериться кассовые успехи его последующих фильмов, добиравшихся до советских кинотеатров.

1975 (1976) — Большое приключение Зорро / La gran aventura del Zorro, с Родольфо де Анда — так же успешно прошедший по киноэкранам СССР мексиканский фильм режиссёра Рауля де Анда-младшего.
1975 — Знак Зорр — Франция
1975 — Зорро — Индия. Индийский Зорро! Как полагается, тут все поют и пляшут: и сам Зорро, и его возлюбленная, и его враги.:) И, хотя в ролик это не вошло, можно не сомневаться: у Зорро был брат-близнец, с которым его разлучили во младенчестве, а главный преследователь Зорро окажется его отцом!
1975 — Зорро — Франция / Италия
1981 — "Зорро, голубой клинок" (США; "Zorro: The Gay Blade") с Джорджем Хэмилтоном — пародийная лента американского режиссёра Питера Медака.
1990 — Зорро — телесериал, США / Франция
1993 — Зорро — Дункан Регер

1995 — «Легенда о Зорро» (яп. 快傑ゾロ Kaiketsu Zorro) — аниме-сериал совместно японо-итальянского производства, созданный по мотивам романов Джонстона МакКалея о Зорро. Транслировался по телеканалу NHK с 5 апреля 1996 года по 28 марта 1997 года. Всего выпущены 52 серии аниме. Сериал получил широкую популярность на территории Европы. В Германии сериал начал транслироваться годом ранее, в 1995 году по телеканалу RTL II. В том же году первые серии стали доступны для покупки на VHS-кассетах. В 2008 году немецкая компания NEW KSM приобрела права на лицензию сериала и выпустила его на DVD-изданиях. Сериал состоит из 52 серий. Все они получили хорошую многоголосую озвучку.

1997 — Зорро — телесериал, США
1997 — Зорро — мультсериал, США

Кадр из фильма «Маска Зорро» (1998 г.)
Самым значительным событием конца 1990-х годов стал выход фильма «Маска Зорро». Стивен Спилберг собрал отличную команду, возглавил которую Антонио Бандерас в роли нового героя в маске. В главной женской роли снялась Кэтрин Зета-Джонс. Премьера фильма состоялась в 1998 году, а сборы составили более 250 млн. долларов. Осенью 2005 года вышел фильм «Легенда Зорро», ставший продолжением нашумевшей «Маски».


1998 — Маска Зорро — голливудский (Германия / США) высокобюджетный ($95 млн.) фильм-вестерн режиссёра Мартина Кэмпбелла с Антонио Бандерасом, Энтони Хопкинсом и Кэтрин Зетой-Джонс в главных ролях. В течение 80 лет, которые прошли со времен создания испанского героя Зорро, это стало первым случаем исполнения роли Зорро испаноязычным актёром (хотя сам персонаж не испанец, а калифорниец с мексиканскими корнями). Премьера состоялась 17 июля 1998 года. Фильм, снятый в Мексике и в американском городе Орландо, успешно прошёл в прокате, заработав 250 млн долларов в мире (при бюджете в 95 млн долларов). Фильм был положительно оценен критиками (85 % по данным сайта Rotten Tomatoes). В 2005 году вышел сиквел «Легенда Зорро», в котором также снялись Бандерас и Зета-Джонс.

2000 — Многоликий Зорро — США
2002 — Маска Зорро (мультфильм) — США

Картина для обложки Zorro 2 (март 2008 г. «Динамит Развлечения»). Искусство Майка Мейхью.
2005 — Легенда Зорро — фильм-вестерн с Антонио Бандерасом — сиквел «Маски Зорро» 1998 года, снятый со слегка меньшим бюджетом ($75 млн.) тем же Мартином Кэмпбеллом. Премьера состоялась 24 октября 2005 года.

2006 — Зорро: Возвращение в будущее — мультсериал, Великобритания
2006 — Зорро. Поколение Z — мультсериал, США.
2007 — "Зорро: Шпага и роза" ("Zorro: La espada y la rosa") — колумбийско-американский сериал, шедший только один сезон (30 серий), с Кристианом Мейером.

Мюзикл Зорро театра города Брно (Lukáš Janota, Dušan Vitázek)
2008 — Зорро — мюзикл на музыку группы Gipsy Kings и Джона Камерона. В нём звучат такие хиты Gipsy Kings, как «Bamboleo», «Baila Me» and «Djobi Djoba», хотя большинство — новые песни, написанные специально для спектакля. Мюзикл написан по мотивам романа чилийской писательницы Изабель Альенде «Зорро», который вышел в 2005 году и является приквелом к оригинальной книге про Зорро. Либретто не повторяет сюжетную линию, хотя есть сходные моменты. Роман Альенде был взят как отправная точка и за 2—3 года была разработана новая история. Поставил спектакль британец Кристофер Реншоу (Christopher Renshaw), к которому обратились с предложением сделать мюзикл о Зорро за 6 лет до выхода спектакля, то есть ещё до того, как Альенде написала свой роман. Он уже работал над мюзиклом вместе с Gipsy Kings, когда вышла книга и повлияла на проект. Мировая премьера состоялась в New Victoria Theatre в Уокинге. Целью было сначала прокатиться с превью по британским провинциям, а потом открыться на Вест-Энде, с надеждой добраться и до Бродвея. В роли Зорро был задействован Матт Роул. В России мюзикл был поставлен компанией «Стейдж Энтертейнмент» в Московском дворце молодёжи и назывался «ZORRO», показы шли с 2010 по 2011 год, возвращение планируется на осень 2018 года.

2010 — Перерождение Зорро — США


2011 — "Зорро XXX: Пародия на Династию Удовольствий". В роли Зорро — Рамон Номар.


Истрия кинематографии Зорро проолжается и сегодня. Так еще с 2014 года ходят слухи о проекте Квентина Тарантино, который хочет объединить усилия с Джерродом Кармайклом для написания сценария фильма о Джанго и Зорро. Для основы сюжета планируют взять комикс «Джанго/Зорро» (Django/Zorro), события которого разворачиваются через несколько лет после событий фильма «Джанго освобожденный». Джанго все еще охотник за головами, но теперь в западных штатах – на востоке за его голову все еще назначена награда. Жена Джанго, Брумхильда, живет неподалеку от Чикаго, а сам он все еще путешествует и берется за грязную работу, отправляя все вырученные деньги ей. В один из дней он сталкивается с Диего де ла Вега, знаменитым Зорро, который все еще может сражаться, несмотря на возраст. Вскоре Джанго становится телохранителем Диего и вместе они планируют освободить местных коренных жителей от рабства. Будет ли Тарантино сам снимать картину на сегодня неизвестно.

Спустя столько лет тема борьбы с несправедливостью является актуальной в жизни и практически главенствующей в коммерческом кинематографе, а всевозможные герои в маске находят своих почитателей. К слову, считается так же, что Зорро является прообразом Бэтмена: в оригинальной истории Бэтмена родителей Брюса Уэйна убивают возле кинотеатра после фильма «Маска Зорро».


Символика
Элегантный костюм героя стал отличительной чертой Зорро, так же как и искусное владение рапирой - его любимым оружием, часто им используемым, чтобы оставить свою отличительную метку – букву «Z».
  • Имя. Как настоящий разбойник, Зорро был хитрым и ловким, недаром, его имя в переводе с испанского означает лис, хитрец. Подходящее прозвище: ведь он частенько отставлял своих врагов в дураках! Но не только хитрость сделала Зорро легендой: смелость, ловкость, благородство, борьба против угнетателей своего народа тоже были присущи мстителю в маске.
  • Черный цвет одежды символизирует бунтарский дух главного героя, его желание вселить страх в противника.
  • Шляпа и маска - символы таинственности и двойственности натуры.
  • Плащ является символом неуловимости соблазнительного мстителя.
  • Рапира - символ власти и бесстрашия.
  • Литера «Z» - отличительный знак, который символизирует честь, достоинство и отвагу.
Ученые заверяют, что Зорро действительно существовал, но только в виде группы бунтарей испанской Калифорнии около 1820, которые восстали против своих угнетателей, ведь уже тогда власть была коррумпированной. А дабы все знали, кто борется за свободу, называли себя именем индейского идола Зорро. Но существовал ли у Зорро реальный прототип? Существовал, и даже, считается, не один, а два.

Версия первая: Хоакин Мурьета

Говорят, что именно он стал прототипом Зорро. Смелость и благородство Мурьеты, боровшегося с дискриминацией мексиканцев а и жестоко наказывающего обидчиков, сделали его героем. Впервые имя легендарного разбойника эпохи «золотой лихорадки» появилось в повести американского журналиста Джона Роллина Риджа «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты» в 1854-ом года.

Легенды гласят, что герой родился толи в 1829, толи в 1830 году в Мексике, но некоторые источники утверждают, что он был чилийцем, его точное место рождения остаётся предметом споров: это либо Аламос в северо-западном мексиканском штате Сонора, или в Кильота в Чили, близ Вальпараисо. Во времена «золотой лихорадки» его семья переехала в Калифорнию. На беду для семейства Мурьета, в скором времени Калифорния приняла знаменитый закон о налоге на иностранных золотоискателей. Местное население восприняло этот закон с восторгом: теперь можно было безнаказанно третировать любого не белого человека. Мурьета стал защитником мексиканцев, которых безжалостно эксплуатировали и грабили алчные гринго. Но что мог противопоставить один человек всему штату? Он стал главарем банды, известной как «Пять Хоакинов» (все члены были тезками: Хоакин Мурьета, Хоакин Ботелльер, Хоакин Каррильо, Хоакин Окоморениа и Хоакин Валенсуела). Говорят, что на преступления он пошел из мести к янки, которые жестоко обошлись с его семьей, повесив его родного брата за преступление, которое тот не совершал, а его возлюбленную Роситу зверски избили и изнасиловали.

Мурьета быстро стал легендой, приобретя репутацию объявленного вне закона героя, который боролся за справедливость. Он, конечно, добывал деньги преступным путем, но всегда был честным по отношению к своим соратникам, и раздавал награбленное беднякам, которым больше неоткуда было ждать помощи. Газеты много писали о легендарном разбойнике, о громадном состоянии, которое он собрал, о его кровожадности и беспринципности. Но популярность его среди народа росла с каждым днем.
После такого Хоакину ничего не оставалось, кроме жизни преступника. В эпоху золотой лихорадки горы Сьерра-Невада стали надежным убежищем для десятков банд. Мурьета принялся грабить банки, останавливать поезда и охотиться на всех законников, попадавшихся им на пути. Когда банда сделала жизнь на приисках невозможной, губернатор Калифорнии собрал спецотряд из лучших шерифов округа. Отряд получил название «Калифорнийские Рейнджеры», командовал им некто капитан Гарри Лав, прославившийся жестокостью техасский рейнджер. В июле 1853 года группа Гарри Лава атаковала банду мексиканцев. Стычка случилась у Гор Берегового Хребта, на равнинах Туларе. В перестрелке погибло трое бандидос: рейнджеры представили суду доказательства того, что один из них был самим Мурьетой, а другой его правой рукой — Мануэлем Гарсия по прозвищу «Трёхпалый Джек». По традиции закона и правопорядка старой школы и в качестве доказательства Лав отрубил голову Хоакину и выставил ее на всеобщее обозрение. Капитан получил награду в пять тысяч долларов, что было внушительной по тем времам суммой денег (в месяц эти солдаты получали по 150 долларов). Шериф и его команда продолжили делать деньги на смерти Мурьеты. Тур по всей Калифорнии приносил Лаву и компании хорошую прибыль: люди платили по доллару за право взглянуть на останки бедняги бандита. Но в Сан-Франциско случился досадный промах. На представление заявилась сестра Мурьеты и громогласно объявила, что труп принадлежит неизвестному человеку. Правду сказала та женщина или солгала — значения не имеет. В ту пору Мурьета считался чуть ли не народным героем для мексиканцев: его банда часто укрывала беглых шахтеров и снабжала деньгами тех, кто не мог больше зарабатывать сам. На протяжении долгих лет Хоакин Мурьета был известен как «Робин Гуд из Эльдорадо» и символизировал сопротивление мексиканцев господству белых в Калифорнии. Его отрубленная голова была выставлена в задней комнате салуна Golden Nugget и находилась там до знаменитого землетрясения в Сан-Франциско в 1906 году. Не смотря на предоставленные доказательства, многие не верили, что убитый действительно был Хоакином Мурьетой, потому что вести о нем всплывали здесь и там и после печального события. Поговаривали так же, что настоящий Мурьета вернулся на родину в Мексику, где скрывался до поры до времени.


Версия вторая: Вильям Лампорт

Гораздо больше общего с историей Зорро у человека по имени Уильям Лампорт. Правда, в отличие от Зорро, враги в конце концов настигли его, и герой-любовник закончил свою жизнь на эшафоте.

Предлагаемый портрет Уильяма Лампорта. (Питер Пауль Рубенс, 1620-е)
Вильям Лампорт родился то ли в 1611, то ли в 1615 году в Дублине, в Ирландии, в богатой и знатной дворянской (по другим данным - купеческой) семье. Католическая Ирландия тогда находилась под властью протестантской Англии, и набожных ирландцев сильно притесняли из-за их религии. Молодой Уильямполучил неплохое домашнее образование, после чего продолжил учебу в Дублинском колледже иезуитов. Затем Уильям совершенствовал свои знания в стенах Лондонского университета. Но там симпатичный молодой человек тратил большую часть времени не на изучение латыни и философии, а на покорение сердец юных леди. На этой почве у него произошло несколько дуэлей. Одна из них закончилась убийством соперника. К несчастью для Уильяма, у убитого оказались влиятельные родственники. Чтобы избежать серьезных неприятностей, Лампорту пришлось на время покинуть берега Туманного Альбиона. По другой версии, как и полагается ирландцу, Вильям ненавидел англичан – поработителей его родной страны. Однажды на дуэли он убил англичанина. Впрочем, одно другому не мешает, быть может этот англичанин был его конкурентом на любовном фронте. Чтобы избежать виселицы, ирландскому задире пришлось срочно уносить ноги. По другим данным, за решетку он угодил за распространение католических памфлетов. С помощью родительских связей ему удалось выбраться из тюрьмы, но юный Лампорт предпочел за лучшее покинуть родные края.

На торговом корабле «Черный принц» он отплыл к берегам Нового Света. Однако корабль этот оказался пиратским, и молодой ирландский денди стал «джентльменом удачи». Надо сказать, что пиратское ремесло пришлось ему по душе. Он лихо брал на абордаж торговые корабли (в основном испанские), грабил прибрежные города и к двадцати годам побывал во многих странах Атлантики. Скопив приличную сумму, Уильям решил покончить с хоть и доходным, но слишком уж рискованным ремеслом.

Герцога Оливареса многие ненавидели за жесткие методы правления, но в судьбе Лампорта он сыграл положительную роль
Списавшись на берег, он успел повоевать под французскими знаменами с засевшими в Ла-Рошеле гугенотами, а затем решил продолжить изучение наук в Ирландском колледже, расположенном в испанском городе Сантьяго де Компостелла. Ехал он не на пустое место. В Валенсии жил его старший брат, францисканский монах. В то время католическая Испания, старинный недруг Англии, всячески поддерживала ирландских единоверцев. Беглецы с Зеленого острова пользовались в Испании почти всеми правами коренных жителей. Их охотно брали на государственную и военную службу. Судя по тому, что после окончания колледжа Лампорт хвастался знанием 14 языков, учился он неплохо. Применить свои знания он решил на уже знакомой ему военной стезе: в 1633 году записался в один из трех ирландских полков испанской армии и поехал усмирять мятежные Нидерланды. Кроме того, Ломбардо занялся тем, что он больше всего любил в этой жизни - амурными похождениями. Неотразимый донжуан покорил сердца множества прекрасных дам.

Нелегкая военная судьба занесла молодого Уильяма на фронты Тридцатилетней войны. В сентябре 1634 года, во время битвы со шведами при баварском Нердлингене лихой вояка обратил на себя внимание всесильного графа-герцога Оливареса, фаворита и правой руки испанского короля Филиппа IV. Узнав, что молодой ирландец помимо воинских навыков владеет еще и множеством языков, Оливарес нашел ему работу при своем дворе. По одним источникам Лампорт стал его штатным пропагандистом, по другим — выполнял секретные и деликатные поручения графа-герцога и даже самого короля. Для этого он счел необходимым изменить свое имя на испанский манер — Гильен Ломбардо. (По другим данным новые документы на имя испанского идальго Хулио Ломбарде он купил у богатого купцаЮ знакомого его отца, на Канарах, которые в то время принадлежали Испании.)

Ирландец продолжил обучение в мадридском колледже Сан-Исидроу. Изучал математику, геометрию, астрономию и астрологию, в высшем обществе Мадрида слыл интеллектуалом. Рассказы о бурной личной жизни Лампорта скорее всего не соответствуют действительности. В Мадриде он познакомился с Анной де Кано-и-Левия и они стали жить вместе. Брат-францисканец корил Уильяма за то, что они с Анной живут не венчанными. Но, судя по всему, любовь для Лампорта значила больше, чем церковные условности. Пара ждала ребенка, когда им пришлось расстаться.

Бывший пират не очень-то был брезглив и охотно брался за выполнение самых грязных поручений своего покровителя. Например, он убил некоего сеньора Альмагро Тор-релье, который имел неосторожность чем-то прогневать любимца короля. Одно из подобных поручений, жертвой которого стал дворянин из знатной и влиятельной испанской семьи, едва не стоило жизни Ломбардо. Даже его всемогущий покровитель Оливарес не смог замять это дело. Единственное, чем он помог - отослал своего «киллера» в Мексику, которая в те годы была колонией Испании. В кармане у Хулио Ломбардо лежало рекомендательное письмо от графа-герцога, которое помогло ирландцу неплохо устроиться на новом месте. Впрочем, по другим данным, Оливарес, обретший в конце 1630х годов такую сильную власть, что стал фактически править от имени короля, обратил взгляд на испанские колонии по ту сторону Атлантики, где дела обстояли не лучшим образом: из Мексики постоянно доносили о возможном анти-испанском восстании. Граф-герцог сменил тамошнего вице-короля, а с новым назначенцем решил отправить в Америку своего надежного соглядатая. Выбор пал на Лампорта. Его личная жизнь не могла препятствовать делам государственной важности, и ирландец, попрощавшись с любимой, в 1640 году отправился в Новую Испанию, как тогда называли Мексику.

Прибыв в Мексику, Лампорт обнаружил там чуть ли не революционную ситуацию. За полтора века испанского владычества креолы, потомки завоевателей и первых переселенцев, стали считать себя коренными американцами. Им очень не нравилось, что все административные должности в Мехико занимают присланные из Мадрида аристократы, не имевшие представления о реальном положении местных дел. Первым вице-королем Новой Испании из креолов был маркиз Кадериета, родившийся в Перу. С ним креолы связывали определенные надежды, но именно его и сменил маркиз Вийена, приплывший в 1640 году на одном корабле с Лампортом. Недовольство креолов заменой "своего" на "пришлого" усиливалось обстоятельством европейской политики: в 1640 году Португалия восстала против владевшей ею Испании. Королем нового мятежного государства стал Жуан IV, приходившийся дальним родственником дону Вийена. Недоброжелатели сразу обратили внимание на то, что новый вице-король Мексики подозрительно благосклонен к португальским купцам, предоставляя им льготы и преференции.

Обо всем этом Лампорт исправно информировал Мадрид. При этом далеко не все попадало в его обширные донесения. Судя по сохранившимся бумагам ирландца, он прекрасно изучил общественные настроения в Мексике, установил контакты с представителями самых недовольных слоев населения, и сам стал готовить заговор. Опираясь на труды одного из первых историков и просветителей Нового Света Бартоломе де Лас Касаса, Лампорт отрицал право испанской короны владеть заморскими территориями. Он собирался поднять на борьбу за независимость всех недовольных: креолов, угнетенных индейцев и чернокожих рабов. В сохранившемся проекте его декларации о независимости, сочиненном более чем за сто лет до документов американской и французской революций, провозглашаются равными в правах все жители Мексики вне зависимости от рас и имущественного положения. Обязательным было только одно условие — участие в борьбе за независимость. Те, кому свобода от Испании не нравилась, могли убираться в свою Европу. Себя самого скромный Лампорт видел императором: его должны были избрать на этот высокий пост благодарные жители новой Мексики. Заранее готовя будущую избирательную кампанию, Уильям даже начал распускать слухи, что является внебрачным сыном прежнего испанского короля и сводным братом Филиппа IV, так что имеет некоторые права на престол. Будущий монарх даже придумал себе величание: "Долгой жизни дону Гийену, нашему императору, нашему королю, нашему освободителю, Вива!" и сочинил письма от имени своего Величества к монархам Франции и Португалии с просьбой о поддержке.

Бурными фантазиями Лампорт занимался гораздо больше, чем конспирацией. О его революционных идеях знали не только недовольные креолы и индейцы. В 1642 году он посвятил в свои планы некоего капитана Мендеса, который тут же побежал доносить о вольнодумце. Удивительно, но в офисе вице-короля его кляузой не заинтересовались. Видимо, ее сочли попыткой провокации мадридского шпиона Лампорта против дона Вийена. Тогда неугомонный Мендес побежал к инквизиторам, которые оказались более внимательны к его доносу. 26 октября 1642 года Гильен Ламбардо был арестован, а все его бумаги конфискованы. Государственные преступления никак не относились к компетенции святейшей инквизиции, но мексиканские защитники веры землю носом рыли, чтобы поднять свой престиж в глазах властей. В конце концов, они нашли в бумагах Лампорта явную ересь: он, основываясь на Библии, доказывал незаконность рабства и объявлял высокородных испанцев-христиан и чернокожих язычников равными перед лицом Господа. Кроме того, Ломбардо познакомился с коренными жителями Мексики – индейцами, – выучил их язык и сумел войти в доверие к ацтекским жрецам, обучившим ирландца древнему искусству врачевания, секретам астрологии и обрядам первобытной магии. Ломбардо присутствовал на тайных человеческих жертвоприношениях индейских жрецов. Выглядели они жутко - на каменный алтарь языческого храма бросали человека, жрецы острыми ножами из обсидиана вскрывали ему грудь и вырывали еще трепещущее сердце, которое потом сжигали на огне. Ирландцу грозило обвинение в колдовстве и в занятии черной магией. Заподозренного в подобных делах человека обычно отправляли на костер. Радостно заскрипел механизм неспешного церковного следствия. Лампорт пытался объяснить свои кощунственные записи секретными делами государственной важности, но в 1645 году умер граф-герцог Оливарес, ирландец лишился единственного возможного покровителя и светские власти Мексики обратили внимание на Вильяма, заподозрив его в организации заговора против испанской короны. Узнику тюрьмы инквизиции были предоставлены перо и бумага. В заключении он писал не только свидетельские показания, но и философские письма и даже религиозные псалмы, которые пополняли пухлые тома его следственного дела. Следствие по делу «чернокнижника и заговорщика» длилось долго.

За долгих 8 (по другим данным и все 10) лет отсидки о Лампорте в Мехико совсем было забыли, святые отцы и благородные доны в конце концов решили, что этот смутьян и бабник, томящийся в кандалах в застенках, им уже не опасен. И вдруг в конце 1650 года он громко напомнил о себе. В предрождественскую ночь, воспользовавшись тем, что режим его содержания в тюрьме стал более либеральным, он вместе со своим сокамерником Диего Пинто Бравой, и по некоторым сведениям, с помощью своих друзей-индейцев, совершил дерзкий побег из тюрьмы инквизиции, окруженной двумя стенами, причем замки на воротах остались запертыми. В Мехико зашушукались, что беглецы не могли обойтись без помощи колдовства. Так начались его приключения, о которых еще долго будут рассказывать местные жители. Пропагандистский эффект от побега усилил сам ирландец, в первые часы после освобождения расклеивший на видных местах рукописные прокламации, высмеивавшие местные власти и обличавшие саму святейшую инквизицию. Одну из листовок он повесил на дверь кафедрального собора. Это был плевок в лицо мексиканским инквизиторам. Так рождалась легенда о герое!

Гуляли беглецы недолго. Через несколько дней Лампорта схватили прямо в Мехико, который он и не думал покидать. Согласно легенде, Лампорт изменил бы сам себе, если бы, помимо благородной борьбы, не уделял внимание и прекрасным дамам, покоряя сердца горячих мексиканских красоток. Неисправимый донжуан, за свою восьмилетнюю отсидку так и не отвыкший от своих привычек, развлекался с местными сеньорами и сеньоритами, просто с ума сходившими от любви к благородному и таинственному герою развлекался с сеньорами и сеньоритами, которые с ума сходили от любви к отважному таинственному герою, а Лампорт, как благородный человек, не мог отказать ни одной из них! Эти амурные похождения его в конце концов и погубили. В письме епископа Мехико испанскому королю сообщаются некоторые подробности поимки беглого мятежника: Лампорт был застукан... в постели вице-короля Мексики в обществе супруги наместника испанского монарха в Новом Свете. За одно только это ему грозила смертная казнь. Пинто Браво сразу после побега уехал из столицы, но тоже был пойман спустя несколько дней. Из его показаний стало ясно, что беглецы обошлись без помощи потусторонних сил. Выкрученным из стены шурупом Лампорт долго царапал оконную раму, пока не смог выдернуть из неё решетку. Из железного прута от кровати он сделал небольшой ломик, а из деревянной потолочной балки и простыней — некое подобие лестницы. В ночь перед Рождеством охрана тюрьмы явно ослабила бдительность. Вынув решетку, беглецы выбрались во внутренний двор тюрьмы, с помощью ломика открыли засов на воротах, а потом ухитрились снаружи вновь его закрыть. Внешнюю стену они думали преодолеть с помощью лестницы, но та оказалась слишком коротка. Помог мексиканским монте-кристам каменный выступ на половине высоты стены. Сперва они залезли на него, а потом укрепив на нём лестницу, перебрались через стену. На улицу они спустились по связанной из простыней веревке.

Уильям Лампорт провел в тюрьме еще 9 лет в оковах. Оковы с него не снимали, охрана день и ночь была начеку, так что о побеге и думать было нечего. В конце концов в 1659 году суд святейшей инквизиции, которому вице-король передал дело ирландца, приговорил его как еретика и чернокнижника к смертной казни через сожжение на костре. Казнь должна была состояться на главной площади Мехико. Аутодафе было массовым, на площадь Лампорт в кандалах брел в компании с несколькими товарищами по несчастью. Но даже в последние минуты жизни он, зная о мучительной смерти, которая ожидала его, сумел перехитрить инквизиторов, лишив их удовольствия спалить себя живьем. В тот момент, когда палач уже собирался поднести к дровам, политым оливковым маслом, свой факел, стоя на поленнице, Лампорт резко дернулся всем телом и задушил себя веревкой, которой был привязан к столбу в центре костра. По другой вкрсии он ухитрился ослабить веревки, которыми был привязан к столбу и удавился на железном обруче, охватывавшем его шею.

В Мексике Уильяму Лампорту (Хулио Ломбардо)
установлен памятник как борцу за независимость
Отважный ирландец умер, но мексиканцы сохранили веру во всадника в черной маске, неуловимого и неуязвимого, защитника бедных и борца с несправедливостью. Рассказы о нем передавались из уст в уста, обрастая самыми невероятными подробностями. Сегодня статуя Уильяма Лампорта установлена в мемориале "Ангел независимости", посвященном борцам за свободу Мексики. Его революционные идеи изучают ученые-историки. Но абсолютное большинство знают о невероятных приключениях мексиканского ирландца по подвигам Зорро. В конце XIX века мексиканский историк Рива Палассио изучал архивы инквизиции и натолкнулся на следственное дело Лампорта. Помимо науки Палассио занимался сочинением приключенческих романов, и история жизни ирландского мексиканца нашла отражение в книге, одна из глав которой называлась "Lobo et Zorro" ("Волк и лиса"). Книга большого успеха не имела, но три десятилетия спустя попала в руки отставному американскому военному корреспонденту Джонстону МакКаллею...


Исследователи так же настаивают, что легенда о Зорро берет начало от викторианского романа «Алый Первоцвет» (англ. The Scarlet Pimpernel, Скарлет Пимпернел, Anagallis arvensis — точный перевод на русский «Очный цвет») — классический приключенческий роман, написанный баронессой Эммой Орци в 1905 году (по её же пьесе 1903 года), о британском аристократе и роялисте, действующем на территории Франции в эпоху Террора. Главный герой — сэр Перси Блейкни — днем изображает изнеженного денди, заинтересованного только в моде и фасонах фрака, а по ночам надевает маску и под псевдонимом Алый Первоцвет ведет активную подпольную деятельность по борьбе с Французской революцией, спасая от гильотины и якобинского плена наследников французского престола и прочих знатных французских аристократов. Цикл романов об Алом Первоцвете включал более 10 книг и создавался баронессой Орци до 1930-х годов. Этот роман и его сиквелы, написанные баронессой, популяризовали фигуру мстителя в маске (masked avenger), которая в дальнейшем эволюционировала в Зорро. Несмотря на свою наивность и романтичность для современного читателя, а также исторические погрешности, в прошлом роман пользовался на Западе чрезвычайной популярностью. Из классиков русской литературы этой книжкой зачитывался юный Владимир Набоков.

Джек на обложке журнала «Ужас за один пенни»
(1890 г).
Самым невероятным прототипом Зорро считается Джек-прыгун, или Джек-пружинки-на-пятах (англ. Spring-Heeled Jack). Персонаж английского фольклора Викторианской эпохи, гуманоидное существо, примечательное прежде всего своей способностью совершать прыжки поразительной высоты, а так же мастерски владеет шпагой и предпочитает одеваться в черное. Самым первым сообщением о наблюдении именно Джека-прыгуна можно считать рассказ прохожего о прыгающем человеке в Лондоне в 1817 году. Традиционно первым появлением Джека-прыгуна в Лондоне считается случай 1837 года. Ночью 1 октября 1837 года девушка по имени Мэри Стивенс шла к Лавандер-Хиллу, где работала в качестве прислуги, после посещения дома своих родителей в Баттерси. На пути через Клапхэм (Гриффин-Парк) из темноты на дорогу перед ней внезапно выпрыгнуло странное человекоподобное существо, которое схватило её, скрутило руки и начало целовать в лицо, одновременно разрывая на ней одежду и трогая её тело когтистыми руками, прикосновения которых Мэри описывала как «холодные и липкие, словно у мертвеца». В панике девушка сильно закричала, что вынудило Джека быстро бежать с места нападения. Крики Мэри привлекли внимание некоторых местных жителей, которые сразу же стали искать нападавшего, но не смогли его обнаружить. На следующий день Джек, как сообщалось, активизировал свою деятельность в окрестностях дома Мэри, напав на целый ряд людей самыми разными способами. Например, Джек запрыгнул на проезжавшую по улице повозку-кэб, в результате чего кучер потерял управление. Произошла авария, кучер и пассажиры получили серьёзные травмы. Некоторые свидетели утверждали, что Джек бежал с места преступления, перепрыгнув в том числе стену высотой в девять футов, и смеялся высоким и звонким смехом. Несколько дней спустя Джек напал на женщину — во дворе церкви в Клапхэме. Лондонская полиция нашла неопознанные следы глубиной приблизительно 3 дюйма (7,5 см). Полицейскими была замечены странные «рисунки» внутри следов, что дало им основания указать в отчёте, что «в подошвах нападавшего были установлены некие устройства, возможно — сжимающиеся пружины». Гипсовые слепки полицейские делать не стали, и вскоре следы были уничтожены дождём.

Рисунок первой документированной встречи человека с Джеком в 1837 году из журнала «penny dreadful».
Позднее его появления были зафиксированы во многих местах Англии — особенно в самом Лондоне, его пригородах, Ливерпуле, Шеффилде, Мидлендсе (центральная Англия) и даже Шотландии. «Пик» сообщений приходился на 1850-е-1880-е годы; несмотря на то, что ряд сообщений о встречах с Джеком из Англии и даже других стран поступал и в XX веке, последней датой его появления считается 1904 год, хотя отдельные сообщения о встречах случались и позже. Городская легенда о Джеке-прыгуне была невероятно популярной в Англии второй половины XIX века — в первую очередь из-за его необычного внешнего вида, агрессивного эксцентричного поведения (Джек нередко нападал на людей) и упомянутой способности совершать невероятные по высоте прыжки, — вплоть до того, что Джек стал героем нескольких художественных произведений европейской «бульварной литературы» XIX—XX веков. Ни одной фотографии Джека-прыгуна не существует, поэтому судить о его облике можно лишь по описаниям жертв и очевидцев его появлений и нападений на людей, многие из которых весьма схожи. Большинство видевших Джека описывали его как человекоподобное существо высокого роста и атлетического телосложения, с «отвратительным», «дьявольским» лицом, заострёнными торчащими ушами, большими когтями на пальцах рук и светящимися выпученными глазами, которые «напоминают красные огненные шары». В одном из описаний отмечено, что Джек был одет в чёрный плащ, в другом — что на его голове было подобие шлема, а одет он был в облегающую белую одежду, поверх которой накинут непромокаемый плащ. Иногда его описывали как «дьявола», иногда — как «высокого и худого джентльмена». Наконец, во многих описаниях указывается, что Джек мог испускать изо рта клубы синего и белого пламени, а также что когти на его руках были металлическими. Как минимум два человека утверждали, что Джек мог говорить по-английски, причём не только изъяснялся внятно и грамотно, но и обладал своеобразным чувством юмора. Однако, никто не был опознан или пойман как Джек-прыгун. Это обстоятельство в сочетании с приписываемыми ему необычайными способностями и весьма длительным периодом времени, на протяжении которого появлялись сообщения о нём, привело к появлению всевозможных теорий и версий о его природе, происхождении и личности. Многие исследователи пытались дать событиям, связанным с Джеком, рационалистическое объяснение, находились и те, кто исследовали эту проблему с «фантастических» позиций, считая Джека-прыгуна:
  • внеземным пришельцем;
  • жителем параллельного мира или другой Вселенной, имеющей иное количество измерений, попавшим в наш мир через «червоточину» или «дверь»;
  • демоном, которого случайно или намеренно вызвали в этот мир оккультисты или те, кто хотел духовных потрясений общества;
  • андроидом или роботом неизвестного времени и места создания,
однако ни одна из теорий не является научно доказанной и не даёт утвердительных ответов на все вопросы, связанные с «деятельностью» Джека. Таким образом, его история остаётся необъяснённой до сих пор, науке неизвестно об устройстве, с помощью которого человек мог бы совершать подобные Джеку прыжки, а факт его реального существования оспаривается значительным числом историков. Скептики утверждают, что история Джека-прыгуна была сильно преувеличена и изменена с помощью массовой истерии — этому, возможно, способствовали многие социологические процессы того времени. Сюда можно отнести всевозможные слухи, суеверия, фольклор, «сенсации», вымышленные истории о феях и различных странных существах. Сплетни о способностях Джека к прыжкам, выдуванию огня, неуязвимости и постоянному уходу от поимки захватили умы суеверной общественности — это проявляется прежде всего в том, что старение в легендах было над Джеком не властно, он всегда описывался будучи примерно в одном возрасте. Таким образом, вся городская легенда о нём построена вокруг персонажа, который делает популярными определённые издания (в частности — журналы, где печатались истории про Джека), который в свою очередь благодаря им сам становится всё популярнее. Впрочем, существует легенда, что в немецкой армии в конце Второй мировой войны проводились исследования и опыты по созданию устройства, позволяющего человеку прыгать подобно Джеку, но будто бы 85 % опытов закончились для испытуемых переломами щиколоток или колен. Хотя создание подобного устройства на основе углеродного волокна сегодня теоретически возможно. Как бы там ни было, история Джека-прыгуна значима из-за двух моментов. Во-первых, это единственное в истории человечества «разумное мистическое существо», «дело» которого обсуждалось на уровне государственного учреждения, пришедшего к признанию его реальности (9 января 1838 года, сэр Джон Кован, лорд-мэр Лондона, на открытом заседании в своей резиденции Mansion House рассказал об анонимном письме, полученном им несколько дней назад, и сказал, что надеется получить вскоре более подробную информацию, и в последствии в официальном письме обвинил группу молодых аристократов как преступников, устроивших между собой чудовищное и аморальное пари, в частности, народная молва в 1840 году как на возможного подозреваемого указывала на ирландского аристократа маркиза Уотерфорда, получившего из-за своей любви к пари с громадными ставками, безобразного поведения и презрительного отношения к женщинам прозвище «Безумный маркиз», которому, согласно версии исследователя Хайнинга, идея стать Джеком-прыгуном прийшла в голову на почве его постоянных «неудачных» взаимоотношений с женщинами и полицией). А, во-вторых, его образ оказал огромное влияние на «комикс-культуру» XX века, и именно его одеяние стало прототипом «супергеройского» костюма. Впрочем, «отец» Зорро воздержался от комментариев, поэтому поклонники мстителя уже не узнают верного ответа.

Писатель Джонстон МакКаллей
В литературе же именем Зорро впервые повилось в 1919 году: им воспользовался, познакомившись с мексиканскими сказаниями о невероятных похождениях Лампорта-Ломбардо, американский журналист Джонстон МакКаллей, в последствии написавший о «чёрном фехтовальщике» более 60-ти рассказов для разных бульварных изданий, назвав этим именем главного героя комиксов. Персонаж сразу понравился читателям, каждый новый выпуск они ждали с большим нетерпением. Вскоре по мотивам комиксов был написан роман «Проклятие Капистрано» - эта история положила начало череде романов о приключениях полюбившегося героя. Вскоре после выхода романа, сняли и фильм «Знак Зорро», главная роль в котором, досталась актеру Дугласу Файрбэнксту. После успеха первого фильма снимают «Дон Ку – сын Зорро» в 1925-ом году и «Смелый кабальеро» в 1937 году. Они были хорошо приняты публикой, и вскоре кинематограф предложил еще несколько фильмов о приключениях неуловимого героя. Книгу МакКаллея экранизировали несколько раз. В разные годы в роли Зорро снимались такие известные актеры, как Антонио Бандерас, Джон Кэррэл, Рид Хэдли, Джош Тернер, Клейтон Мур, Фрэнк Лангела, Джордж Гамильтон, Генри Дарроу, Дункан Регех, , каждый из которых приносил в образ народного любимца новые штрихи. Одним из самых удачных за всю историю киноэпопеи считается образ, сыгранный в 1940 году Тайроном Пауэром. Зорро в исполнении французского красавца Алена Делона, сыгранный им в 1974 году, покорил сердца многих женщин. За всю историю известно более шестидесяти пяти фильмов про знаменитого героя! И никто из зрителей, посмотревших эти фильмы, не вспомнил о дерзком и любвеобильном ирландце Уильяме Лампорте - прототипе их любимого героя. Впрочем, в «Маске Зорро» (1998 г.) новозеландского режиссера Мартина Кэмпбэлла главного героя зовут Алехандро Мурьета, а его новорожденного сына назвали Хоакином.


И сегодня герой остается прежним. Днем - это утонченный и образованный аристократ, но с приходом ночи он надевает черную маску и превращается в ловкого и неуловимого, отважного и мужественного защитника всех бедняков и фирменный знак Зорро – ловкий росчерк шпаги в виде латинской буквы Z, по-прежнему приводит в ужас гринго! Если вы будете в Мексике, обязательно побывайте в Эль-Фуэрта и взгляните на памятник Зорро...

школьная линейка украинского третьеклассника образца 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий