четверг, 24 октября 2019 г.

24 октября. Последняя ведьма Швейцарии


Хорошо было в средневековье: девушка отказала, пошел в церковь, сказал, что она ведьма - сожгли гадину.
вместо эпиграфа

Когда сорокашестилетняя жительница швейцарского города Гларус Анна Гёльди (нем. Anna Göldi, также Göldin) нанималась служанкой в дом местного судьи Якоба Чуди, она еще не знала, что вскоре ей предстоит войти в историю весьма печальным образом: стать «последней ведьмой» Швейцарии, а также последней в истории Европы женщиной, официально приговоренной к смерти за колдовство, о чем упомянуто даже в Книге рекордов Гиннесса. Возможно, кого–то удивит, что последний подобный случай произошел именно в Швейцарии — стране, которая сегодня видится царством порядка, законности и спокойствия. Однако нужно учитывать, что подобная репутация Швейцарии сложилась только в последние двести лет. В то время как в эпоху до Наполеоновских войн швейцарцы пользовались славой народа, во–первых, очень воинственного (недаром Римские Папы по сей день набирают свою гвардию именно из них), а во–вторых, диковатого и суеверного. В связи с этим неудивительно, что охота на ведьм в этой стране приобрела просто невиданный размах: в XV-XVIII веках в пересчете на количество населения в Швейцарии было казнено в десять раз больше ведьм, чем во Франции и вдвое больше, чем в любом из германских княжеств.

Но вернемся к Анне Гёльди. Родилась она ровно 285 лет назад, 24 октября 1734 года в бедной семье в предместье Цюриха Закс (Sax) в Зеннвальде в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария. О ее ранней жизни историки знают очень мало, это и понятно — никого не интересовала биография ничем не примечательной девочки из бедной семьи. Известно, что с раннего возраста Анна начала подрабатывать служанкой в деревне, чтобы заработать хоть какие-нибудь деньги. Будучи не замужем, она забеременела от заезжего солдата, исчезнувшего где-то за границей еще до того, как ребенок появился на свет. Ребенок, не прожив и суток, умер, задохнувшись. Для того времени это было обычным делом — смертность младенцев была высока. К тому же едва ли Анна могла позволить себе во время беременности сытное питание, гигиену и отдых. Но власти обвинили Гёльди в том, что она сама убила своего малыша. Впрочем, и это могло быть не лишено смысла — женщины то и дело избавлялись от детей, рожденных вне брака, вынося их на мороз. Анну приговорили к наказанию у позорного столба и шести годам домашнего ареста. Очевидно, для Гёльди это означало бы смерть — невозможность выходить из дома и зарабатывать деньги неизбежно привела бы женщину к голодной гибели.

портрет Анны Гельди. Patrick Lo Giudice/Wikipedia
В 1765 году Анна бежала в Гларус, столицу одноименного протестантского кантона на востоке Швейцарии. Там скромная, малограмотная женщина устроилась работать в семейство Цвики (Zwicky), где в течение 17 лет работала горничной. У Анны возникла связь с сыном хозяина, молодым доктором Мельхиором Цвики, на 11 лет ее моложе. От этой любовной истории родился здоровый ребенок. Хотя, как утверждают историки, молодой человек и желал на ней жениться, ни о какой возможности выйти замуж и речи быть не могло, в первую очередь из-за из-за разницы происхождения. Что стало с ребенком не известно. Наконец, с сентября 1780 года, в возрасте 46 лет, она попадает в семью известного швейцарского доктора и магистрата (судьи) Иоганна Якоба (или, согласно генеалогии, Генриха) Чуди (Tschudi). Судя по всему, в доме одной из самых богатых, влиятельных и родовитых семей кантона Анна Гельди должна была не только готовить пищу, стирать и убирать. В октябре 1781 года вторая дочь Чуди, Анна-Мария (Annamaria) заболела, у неё появились судороги, и она начала исторгать из себя иглы (булавки). Впоследствие, на суде, свидетели утверждали, что девочка была несносным ребенком и часто издевалась над служанкой, что и послужило мотивом преступления. Чуди якобы обнаружил, что Анна регулярно подмешивала ей иглы в молоко и начиняла хлеб, в результате чего Гёльди была уволена. И хотя девочка через некоторое время исцелилась, Чуди обратился в компетентные органы. И началось преследование Гёльди как ведьмы.

Текст объявления о поимке Анны Гельди
в «Нойе Цюрхер Цайтунг» от 9 февраля 1782 года.
Какое–то время Гёльди, избежав ареста, удавалось скрываться, но власти кантона инициировали награду за её поимку посредством публикации в «Neue Zürcher Zeitung» («Новая цюрихская газета», NZZ от 9 февраля 1782 года), в которой, кстати, приводится описание её внешности: "Анна Гёльдин из коммуны Зенвальд, около 40 лет, большого и крепкого роста, круглое и розовое лицо, черные волосы и брови, с немного больными, обычно красноватыми глазами, которые смотрят вниз, говорит на сеннском диалекте, носит разноцветную юбку, синюю полосатую рубашку с синей курткой, серые дамасты, белые носки, черный плащ, белую шляпу и черный шелковый шарф". Вскоре Анна Гёльди предстала перед лицом правосудия. Лицо это, надо сказать, оказалось весьма непривлекательным: немолодую женщину подвесили на дыбу и пытали до тех пор, пока она не созналась попытке убийства маленькой девочки и, разумеется, в сношениях с дьяволом, являвшимся ей в образе большого черного пса. Суд над ней вершил совет протестантской церкви, не имевший какой-либо реальной законной власти. Никто не был удивлен, когда женщину отправили на казнь посредством обезглавливания, ведь авторитет ее обвинителя был куда более значимым в городе.

Кроме того, Анна Гельди была хорошо знакома с зятем семьи Чуди, Руэди Штейнмюллером. Он был богатым и, вероятно, вступил в спор о наследстве с семьей Чуди. Он был также обвинен и заключен в тюрьму как соучастник. Штайнмюллер должен был так же сделать свое заявление под пытками. Однако он повесился в ночь с 11 на 12 мая 1782 года. Его самоубийство было расценено как признание вины, его имущество конфисковали.


Здесь нужно сделать отступление и сказать, что на дворе был 1782 год. В воздухе носились идеи Вольтера и Руссо, всего через несколько лет будут приняты Билль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции, и даже в далекой и, казалось бы, отсталой России в этом самом году Денис Фонвизин пишет комедию "Недоросль", в которой высмеивает невежество и предрассудки. И вдруг в это же самое время в центре Европы человека на полном серьезе казнят за колдовство.

Поэтому судьи, приговорившие Анну, осознавали, какую реакцию вызовет их решение, и потому официальные заявления и обвинения в колдовстве тщательно избегались, а протоколы суда были уничтожены. Официально она была обвинена только в покушении на убийство посредством отравления. Но надо отметить, что швейцарские законы того времени не предусматривали смертной казни за попытку отравления, если она не привела к гибели жертвы. Тем не менее, Анна Гёльди была осуждена и приговорена к смерти. 13 (по другим данным, 18) июня 1782 года ей отрубили голову (сожжение к тому времени уже вышло из моды), а тело закопали прямо на городской площади, рядом с эшафотом, без христианских обрядов погребения. Когда обстоятельства ее процесса стали достоянием общественности, то данное обвинение было признано «охотой на ведьм» и вызвало общественное возмущение не только в самой Швейцарской конфедерации, но и в соседних с ней германских княжествах, т.е. практически по всей территории Священной Римской империи, наделав столько шума по всей Европе, и доставив столько неприятностей властям кантона Гларус, что больше в Швейцарии, да и вообще в Европе ведьм не казнили. Впрочем, немецкая википедия утверждает, что ее дело не было последним в Европе. В 1811 году Барбара Здунк была казнена при схожих обстоятельствах под предлогом поджога. Впрочем, маловероятно, что ее обвиняли в колдовстве, поскольку колдовство в Пруссии в то время не было уголовным преступлением. Последние известные казни за колдовство в Европе были в 1793 году в Познани (тогда Пруссия).

кадр из фильма "Анна Гёльди — последняя ведьма"
Тем не менее, реабилитирована Анна Гёльди была лишь недавно — спустя 226 лет, 27 августа 2008 года. До начала 80-х годов ХХ века об Анне Гельди в Швейцарии вспоминали редко, пока в 1982 году на книжных прилавках не появился документальный роман Эвелины Хаслер «Анна Гельде, последняя ведьма» (нем. Anna Göldin. Letzte Hexe). (Впрочем, еще в 1945 году писатель Каспар Фреулер (нем. Kaspar Freuler) опубликовал роман «Анна Гёльди. Последняя ведьма из Швейцарии» (нем. Anna Göldi. Die letzte Hexe der Schweiz), несколько переизданий которого разошлись суммарным тиражом в 30 тысяч экземпляров, а 1948 году Фреулер написал одноимённую пьесу.) В 1991 году на основе этих событий режиссёром Гертрудой Пинкус (швед. Gertrud Pinkus) был снят немецко-швейцарский фильм «Анна Гёльди — последняя ведьма» (швед. Anna Göldin, den sista häxan) с немецкой актрисой Корнелией Кемперс в главной роли. На международном кинофестивале в Локарно картина была награждена призом экуменического жюри. Затем писатель и журналист, автор книги «Судебное убийство Анны Гельди» Вальтер Хаузер инициировал общественную кампанию по реабилитации женщины. «Будет очень символично реабилитировать женщину, к которой приклеен ярлык "последней ведьмы Европы", - говорит он, и добавляет, - Ее история заключает в себе все ключевые элементы настоящей хорошей драмы: любовь, власть, интриги и смерть». Хаузера поддержала группа депутатов местного парламента и многие жители кантона Гларус.

Вальтер Хаузер – настоящий эксперт по всему, что касается Анны Гёльди. Здесь он сфотографирован в ее музее. (Lars Gotsch/swissinfo.ch)
22 сентября 2007 года при участии и поддержке Хаузера в городе Моллис кантона Гларус открылся посвящённый Анне Гёльди музей, который 2017 году переехал и 20 августа открыл свои двери для посетителей уже в новом месте, в одном из исторических зданий Энненда (нем. Hänggiturm).

Первая попытка реабилитировать Анну Гельде закончилась неудачей. Правительство Гларуса отклонило ходатайство об оправдании «последней ведьмы Европы». Власти кантона мотивировали свое решение тем, что они не несут ответственности за случившееся более 200 лет назад, и им не в чем оправдываться. Как сказал пресс-секретарь правительства кантона Гларус Гансйорг Дюрст: «Так может длиться до бесконечности. Чуть ли не каждый день историки обнаруживают новые свидетельства того, что случилось в далеком прошлом. Что же нам, каждый раз обращаться к истории и принимать новые решения? Кантон Гларус как-то жил двести лет без реабилитации этой женщины, сможет жить и дальше».


Потом представитель Гларуса в парламенте, Фриц Шиссер (нем. Fritz Schiesser), подал прошение к снятию всех обвинений с Анны Гёльди, которое было рассмотрено и принято с юридической стороны только 27 августа 2008 года. В швейцарских средствах массовой продолжали выступать политики, историки, деятели культуры - с призывом реабилитировать последнюю жертву «охоты на ведьм». Швейцарский суд официально и торжественно признал ее невиновной, а ее казнь — "судебным убийством". Парламент Швейцарии признал её дело судебной ошибкой и предложил вместо юридической реабилитации издать подробную книгу об этой истории, которая бы послужила реабилитацией моральной. Было мнение, что Гёльди и доктор Чуди имели любовную связь, и таким способом Чуди избавился от нежелательной беременной любовницы, использовав свои связи. «Анна Гельди была любовницей Иоганна Чуди, - говорит Марианна Неф, директор открывшегося музея Анны Гельди. - Когда их отношения зашли слишком далеко, судья решил отделаться от служанки и уволил ее. В отместку Анна Гельди пригрозила публично рассказать о своих отношениях с Чуди». «Иоганн Якоб Тшуди мог потерять должность судьи, если бы его любовная афера получила широкую огласку», - добавляет швейцарский писатель и журналист Вальтер Хаузер, автор книги «Судебное убийство Анны Гельди». Так ли это было или нет, за давностью лет уже не установишь, однако подобное предположение выглядит гораздо убедительнее, чем версия о причастности к событиям в Гларусе самого врага рода человеческого...

Маша Карелль утверждает, что её героиня обладала сильным характером: «Она напоминает мне дикую лошадь, которую не могут оседлать».
Кроме того, после реабилитации Гёльди в Гларусе 13 июня 2008 года был отмечен день поминовения, на празднование которого властями было выделено 120 тысяч франков (CHF). Музыкально жизнь Гёльди была обыграна дум-метал психоделической рок-группой "1782" в их сингле "She Was a Witch". 13 июня 2014 года в Гларусе был установлен памятник Анне Гельди. Из здания суда во тьму светит два круглых окна на чердаке. Ниже представлена ​​мемориальная доска в честь суда над ведьмами в Гларусе с инструкциями на лучшем немецком языке Гларнера: «Dett obe schich Liechtenstein». Мемориал был спроектирован парой художников Базеля Хюртер-Урех. 7 сентября 2017 года на сценической площадке SIG-Areal в Нойхаузен-ам-Райнфалле состоялась премьера запланированного ещё в 2016 году мюзикла «Anna Göldi», в котором принимали участие Марк Дитрих и швейцарская музыкальная группа «Peter, Sue and Marc». «Для своей эпохи Анна Гёльди была женщина с характером», – говорит Маша Карелль (Masha Karell), актриса, играющая ее в этой музыкальной постановке, которая много готовилась к этой роли: «Я посетила все важные в ее судьбе места и впитывала всю информацию, которую могла узнать о ней». И сегодня эта история не забылась, а продолжает будоражить умы в кантоне Гларус, несмотря на то, что Анну Гёльди официально реабилитировали. Возможно, в этом и заключается ее проклятие и колдовская сила: напоминать Швейцарии о том, что в истории этой страны есть свои темные пятна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий