Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах). Фердинан Виктор Эжен Делакруа. 1830. Лувр, Париж |
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи благослови!?
Ну, да ладно…
Народ, то — день великий твой!
Ты избежал тогда засады.
Пусть вспомнят камни мостовой,
Как здесь сложили баррикады!
Воспоминанье оживет...
Какая выпала нам карта!
Ведь нас в грядущее ведет
День восемнадцатого марта!
Рычали яростно полки,
Измену генералов чуя,
И голытьба, сжав кулаки,
Отбила пушки, негодуя.
И укрываться от суда
Пришлось правителям-вампирам...
Свисали вольно повода...
Париж чреват был новым миром.
То был твой день, безвестный люд,
День синеблузой диктатуры!
Ее впервые создал труд,
Ей стены удивлялись, хмуры.
Да, ты прославлен на века,
Штаб пролетариев, которым
Стал достопамятный ЦК,
Что дал отпор парламентерам!
И толпы к ратуше стеклись...
Там, жизнерадостный и юный,
Париж, чьи дети поднялись,
Провозгласит свою Коммуну...
И пушки заревели с круч:
Мы разгромим буржуазию!
И солнца выглянувший луч
Ласкал народную стихию...
О, как цвела тогда весна!
Как этим утром, в Жерминале,
Будя народы ото сна,
Знамена красные сияли!
Сверкая в синих небесах,
Лоскутья-флаги золотели,
И даже в мрачных рудниках
Призывно отблески алели.
Эжен Потье
франко-прусская война 1870-1871 гг. |
В августе 1870 года Бисмарку удалось спровоцировать Наполеона III на войну – и менее чем через месяц пруссаки пленили французского императора, обезглавив тем самым государство… Буквально на следующий день в Париже произошли волнения – Наполеона объявили низложенным, Францию – республикой, а депутаты организовали «временное правительство народной обороны». Надо сказать, с обороной не заладилось – французская армия терпела одно поражение за другим. С республикой тоже вышло неладно – в каких-то городах парижских депутатов поддержали, в каких-то – не очень; везде царил хаос; столица митинговала… а тем временем её обложили войска кайзера. (Примечательно, что ровно за 2 месяца до Коммуны – и в королевском Версале! – Бисмарк объявит об объединении Германии и создании Второго рейха!)
"Тьер-историк" карикатура Андре Гилла, 1867 г. |
жители Парижа помогают затащить 2 орудия национальной гвардии на Монмартр |
В ночь на 18 марта, последовала попытка правительства Тьера обезоружить пролетарские районы столицы и арестовать членов ЦК Национальной гвардии, которая провалилась. Правительство в панике бежало из Парижа в Версаль.
С обеих сторон был продемонстрирован, как сказали бы сейчас, «верх непрофессионализма»: вроде бы, спрятанную от пруссаков артиллерию почти никто не охранял – но и правительственные войска явились с голыми руками… Сообразив, что катить уже фактически захваченные пушки несподручно, пошлют за лошадьми, – тем временем, к месту происшествия сбегутся национальные гвардейцы… после непродолжительных переговоров начнётся всеобщее братание! (Правда, с некоторыми исключениями – командовавший войсками генерал Леконт прикажет открыть огонь по мятежникам – и будет поставлен к стенке собственными солдатами… вместе со случайно попавшимся под горячую руку бывшим командующим национальной гвардии генералом Клеман-Тома…) Дальше – больше: воодушевлённые своим успехом федералисты и сочувствующие захватывают казармы, типографию, ратушу, над которой взвилось красное знамя, банк… в общем, всё подряд – Центральный комитет национальной гвардии объявляет о приходе к власти Коммуны… Как вы думаете, каковы были первые решения? Разумеется, об отсрочке платежей по квартплате и векселям… (Любопытно, что, взяв банк, восставшие так и не поймут, что буквально сидят на трёх миллиардах – ещё тех – франков!)
26 марта состоялись выборы в Совет Коммуны Парижа. Первое заседание Совета прошло 28 марта 1871 года под председательством Прудона Белэ. А на следующий день новый муниципалитет был официально переименован в «Парижскую коммуну».
"С образованием совета коммуны, центральный комитет, действовавший в качестве временного правительства, должен был бы прекратить своё существование; но он не захотел отказаться от власти. В умственном отношении совет коммуны стоял выше комитета, но и он оказался не на высоте своего призвания, представлявшего большие трудности. Среди членов совета не было ни даровитых военачальников, ни испытанных государственных людей; до тех пор почти все они действовали лишь в качестве агитаторов. Из ветеранов революции в совете коммуны заседали Делеклюз и Феликс Пиа.
Первый из них, якобинец, после всех перенесённых им испытаний, представлял собой только развалины. Пиа, даровитый публицист, но чистый теоретик, совершенно запутавшийся в противоречиях, обуреваемый безграничным тщеславием и в то же время трусливостью, совершенно не подходил к той крупной роли, которая выпала ему на долю. Из всех фракций, представленных в совете коммуны, наиболее серьёзным элементом явились 19 членов международной ассоциации.
Мари-Эдуард Вальян |
Карл Маркс, который из Лондона и словом, и делом помогал коммунарам, назвал Парижскую коммуну первым в истории примером диктатуры пролетариата, что было всё-таки натяжкой. Новая власть отражала интересы разных социальных слоев, в т.ч. и мелкой буржуазии. Бланкисты — самая крайняя социально-революционная фракция того времени — имели в ратуше около 20 мест; верные своему учению, они представляли собой элемент, не останавливавшийся ни перед каким насилием; самый выдающийся из этой группы — Эд (Eudes). Наряду с ними заседали в совете коммуны и самые ярые ораторы парижских клубов революционно-якобинского направления. В числе их были даровитые, но беспочвенные мечтатели:
Vermorel и Veuillot |
Теофиль Ферре |
Елизавета Дмитриева (1851—1918) | Анна Васильевна Корвин-Круковская (1843-1887). |
При таком пестром составе совета коммуны, деятельность его в сфере управления и даже защиты Парижа, по признанию самих коммунаров, представляла картину розни и разброда. В совете образовалось несколько партий, которые всякими правдами и неправдами поддерживали своих, раздавая им высшие должности. Даже члены совета, которые вообще с самоотвержением служили делу коммуны, отвергали услуги лиц дельных, способных и испытанных, если только они не принадлежали к их партии. Совет коммуны был одновременно и законодательным корпусом, и высшим правительственным установлением. В качестве последнего он распадался на 10 комиссий. Главное руководительство всеми отраслями управления возложено было на исполнительную (экзекуционную) комиссию из 7 членов, в числе которых были Пиа, Эд и Вальян. Затем образованы были комиссии военная, финансов, юстиции, общественной безопасности, народного продовольствия, публичных работ, народного просвещения, внешних сношений, труда и обмена (échange). Членами последней комиссии были Малон, Франкель, Тейсс, Авриаль и Жерарден — все рабочие и члены международной ассоциации. Заведование делами чисто городскими распределено было между членами совета по округам, представителями которых они являлись. Жалованье, которое получали чины коммуны, не должно было превышать 6000 франков, но фактически оно, большей частью, было значительно меньше. Вообще во всем, что касалось денежной стороны дела, правительство коммуны проявило большую честность. В области социальных реформ правительство коммуны не имело определенной программы, так как в совете проявились три равносильные, но существенно различные социально-политические течения: коммунизм (бланкистов), прудонизм и якобинизм; наконец, приходилось считаться и с интересами мелкой буржуазии, которая сражалась в рядах федералистов. Единственный акт, в котором излагается общая программа коммуны — её «Декларация к французскому народу» от 19 апреля (так называемое завещание коммуны) — не идет дальше общих мест, представляющих отклик прудоновских изречений.
21 апреля был утвержден следующий состав комиссий Коммуны:
- Военная комиссия – Делеклюз, Тридон, Авриаль, Ранвье, Арнольд;
- Комиссия финансов – Белэ, Бийорэ, Виктор Клеман, Лефрансэ, Феликс Пиа;
- Комиссия общественной безопасности – Курне, Верморель, Ферре, Тренке, А. Дюпон;
- Комиссия продовольствия – Варлен, Паризель, Э. Клеман, Артюр Арну, Шампи.
- Комиссия юстиции – Гамбон, Дерёр, Клеманс, Ланжевен, Дюран.
- Комиссия труда и обмена – Тейс, Малон, Серрайе, Ш. Лонге, Шален;
- Комиссия внешних сношений – Лео Мелье, Шарль Жерарден, Амуру, Жоаннар, Урбен;
- Комиссия общественных служб – Остен, Везинье, Растуль, Ант. Арно, Потье.
- Комиссия просвещения – Курбе, Вердюр, ЖюльМио, Валлес, Ж. Б. Клеман.
«Домовладелец в дни Парижской Коммуны» Ж. Пилотель. Литография. 1871. |
Коммуна выдаёт рабочим инструменты, заложенные во время осады |
Франсуа Журд |
Зефирен Камелина |
Хорошо направлялись монетное и почтовое дело: первым заведовал рабочий-бронзовщик Зефирен Камелина, вторым — гравер А.Тейсс, оба — члены международной ассоциации. Несмотря на краткосрочность этого события, революционеры все же успели выпустить собственную валюту. Ею стала 5-франковая монета, которая в настоящее время высоко ценится нумизматами, поскольку были отчеканены всего несколько тысяч образцов. Для чеканки использовалась матрица 1848 года (слева).
Марки слева направо: - "из Парижа" 1-го тиража - "из Парижа" исправленного тиража -"Из Парижа" -"Из Парижа" -"В Париж" |
Занимались доставкой писем и другие частные агентства. Однако о них информации значительно меньше. Еще одно известное агентство открыл владелец писчебумажного магазина господин Эд. Моро (Ed. MOREAU). Он распространял через табачные лавки и почтовые конторы Коммуны, специальные конверты, подававшиеся по цене 15 и 25 сантимов в зависимости от веса письма.
Выпуск Парижской Коммуны агентства Моро |
Не случайно во всех книгах, посвященных маркам Парижской Коммуны, мы видим, в основном, изображения марок агентства «Лорен». Это связано с тем, что один из владельцев агентства Артур Мори (Arthur Maury) был марочным торговцем. Он прекрасно понимал, какой интерес будут иметь марки Парижской Коммуны позднее. Он сохранил типографские клише марок агентства «Лорин» и впоследствии изготовил с них новоделы. Практически все подлинные марки были уничтожены во время пересылки. До Второй мировой войны в продаже очень редко встречались письма с этими марками, но скорее всего эти уникальные экземпляры не пережили превратностей войны. Нам же остались только иллюстрации не очень хорошего качества. В 1907 году фирма Мори была очень солидным предприятием. Кроме торговли марками она выпускала альбомы, каталоги и журнал по филателии. Офис фирмы занимал огромный дом в очень популярном районе Парижа. Как видно из каталога фирмы Мори за 1907 год, она и в те времена успешно торговала новоделами марок агентства «Лорен».
Кстати, уже после падения Парижской Коммуны были напечатаны фантастические марки для баллонной почты Парижа, которые с успехом продавались коллекционерам. На самом же деле баллонная почта Парижа обходилась обычными почтовыми марками.
Разрушение Вандомской колонны |
Разрушенная колонна |
Раз жила-была
Колонна
Вышиною, что гора.
Много было в ней добра
Пушки всякого фасона.
Но Курбе решил:
«А ну,
Я Колонну сковырну!»
Сочинили много правил,
Все готово — лишь ударь.
Везинье, как секретарь,
Мигом протокол составил,
А в дебатах, вопия,
Выступал Феликс Пиа.
С протоколом тем, ликуя,
Побежал Курбе к Риго.
Прокурор сказал: «Ого!
Я декрет опубликую,
Чтобы знал народ про то!
Пусть печать кладет Прото!»
Он явился к депутатам
И сказал: «Мои друзья,
Никакого нет житья
С этим идолом проклятым!
Хорошо бы дядю вспять
За племянничком погнать!»
О такой узнав затее,
Все предместья и места
Закричали: «Красота!
Императору по шее!
Ах, когда б он раньше знал,
Он туда б не залезал!»
И Коммуна очень скоро
Отвечала: «Мы в момент
Сбросим этот монумент,
Этот памятник позора.
Только как ему слететь,
Чтоб народа не задеть?»
Гренадеры отставные —
Старой гвардии отряд —
С сокрушением глядят
На платочки носовые,
И не мил беднягам свет,
И сморкаться силы нет.
И Курбе ответил скромно:
«Мне известен, например,
Некий честный инженер.
Он легко и экономно
Сбросит к чорту сей массив,
Никого не зацепив!..»
Тьер сказал: «Ясны причины!
Если эта сволочня
Отобрала у меня
Дом, доходы и картины,
Значит, Консулу черед
Вслед за мною настает!»
Три честных республиканца —
Фавр, Пикар, Симон, — дрожа
От такого мятежа,
Закричали: «Оборванцы!
Кровопийцы! Что сказать —
Императора ронять!»
Наконец Двадцать Шестое
Флореаля! День настал —
Все на площадь, стар и мал,
Устремились в резвом строе.
Но гвардейцы среди них
Навели порядок вмиг.
Но народ, что не лукавит,
Заявил: «Пора, пора!..
Эта подлая гора
Полстолетия нас давит!
Свергнем идол, а потом
Сами в гору мы пойдем!»
Со значками депутаты
Появились наконец.
Что ни парень — молодец:
И просты, и не предвзяты.
Вот с кого бы брать пример
Господам из высших сфер!
У рабочих все готово
За пять суток — не спеша,
И не взяли ни гроша
Ради праздника такого.
Вас хватил бы тут столбняк,
Господин де Кассаньяк!..
Сделали глубокий выем,
Взрезали Колонне бок:
«Где же бронза?
Видит бог,
Это камушки сплошные!»
Тут любой каменотес
Рассмеялся бы до слез!
Тут изящно и красиво,
Чтоб открыть веселый бал,
Наш оркестр заиграл, —
Подходящие мотивы
В зданьи Оперы схватив,
Что как раз насупротив.
Машинист! Пора! За дело!..
Вот сигнал последний дан –
И накручен кабестан!..
Что за притча? Не слетела!
Не идет их аппарат
Ни вперед и ни назад!
Основанье подпилили,
Обвели кругом канат,
И затем, чтоб невпопад
Сточных труб не повредили,
Императору кровать
Из трухи пришлось постлать.
Наконец — конец твердыне!
Не пробило и шести —
Генрих Пятый, ты учти! —
Нет колосса и в помине!..
Бонапарт! Венчан венцом —
И ударил в грязь лицом!
И счастливые потомки
Хлынули, как ураган,
И кладут себе в карман
Истукановы обломки...
Крики, песни и свистки.
Вьются в воздухе платки.
Но когда мы разглядели,
Оказалось — что за дичь! —
Там внутри один кирпич.
Вот так пушки, в самом деле!
Был поддельный истукан...
Даже тут сплошной обман!
Мораль:
Брат! Запомни этот случай
И не вздумай вновь таскать
Омерзительную кладь
На спине своей могучей.
Можно, потянув чуть-чуть,
Всех тиранов сковырнуть.
(из антологии поэзии Парижской Коммуны, составленной Ю.И.Данилиным)
После поражения Коммуны новое правительство подняло колонну, восстановило в очередной раз снятую статую Наполеона I и обязало Курбе по суду оплатить издержки. Имущество художника было распродано, но и после выхода из тюрьмы он был обязан платить 10000 франков каждый год. Через 7 лет Курбе умер в бедности...
Но в общем деятельность комиссий свидетельствовала о полной неподготовленности и несостоятельности членов коммуны. Комиссия общественной безопасности с самого начала действовала очень плохо: полиция, во главе которой стоял прокурор коммуны, Рауль Риго, ничего не знала и ничего не замечала; антикоммуналистические газеты, которые утром запрещались, вечером свободно продавались на бульварах; всюду проникали агенты версальского правительства. Общее руководительство военными действиями совершенно отсутствовало; кто хотел — делал вылазки, куда хотел — ставил пушки; одни не умели повелевать, другие не умели повиноваться.
С каждым днем существования Коммуны становилось всё более ясным, что она обречена. Междоусобная война стала неизбежной после удаления Тьера в Версаль, но на успешное ведение её у Парижа не было шансов. Центральный комитет не понимал серьёзности положения. Назначенные им главнокомандующий национальной гвардии Люллье, бывший морской офицер, пивший запоем, которого сам Центральный комитет впоследствии арестовал, признав сумасшедшим и склонным к самоубиству, и комендант Парижа Бержере, бывший наборщик, просто забыли занять важнейший из фортов Парижа, неприступный Мон-Валерьян, который Тьер, по оплошности, велел правительственным войскам очистить. Войска Винуа вновь заняли форт, а коммуна навсегда лишилась возможности перейти в наступление. Сначала силы версальцев были до того ничтожны, что они не могли помешать федералистам занять форты Исли, Ванв, Монруж, Бисетр и Венсенн, где хранились военные запасы, амуниция и 400 пушек (всего у федералистов было до 1600 пушек). Нейтральными оставались северные и восточные форты, находившиеся в руках немцев.
2 апреля произошла первая стычка между версальцами и федералистами. Тогда же обнаружилось, с какой беспощадной жестокостью будет вестись эта междоусобная война: 5 федералистов, захваченные в плен, были немедленно и без суда расстреляны версальцами. На следующий день федералисты, под предводительством Флуранса, Дюваля и Эда, сделали вылазку, но, предпринятая безо всякого плана, она кончилась неудачно; попавшие в плен федералисты, в том числе Флуранс и Дюваль, были расстреляны солдатами на месте. Если версальцы — объявила коммуна — ведут войну как дикари, то да взыщется око за око и зуб за зуб. 6 апреля совет коммуны издал декрет о заложниках: каждое лицо, обвиненное в сношениях с версальским правительством, немедленно заключалось в тюрьму, судилось присяжными и, если было обвинено, оставалось заложником парижского народа; в число заложников поступали и военнопленные версальцы. На всякую казнь версальцами военнопленного или приверженца коммуны решено было отвечать расстрелянием троих из этих заложников по жребию. Ещё раньше, 3 апреля, коммуна назначила главнокомандующим Клюзере, мало, впрочем, следившего за ходом военных действий и занимавшегося больше изданием приказов и циркуляров, которые звучали то меланхолически, то доктринерски.
Комендантом Парижа избран был поляк Ярослав Домбровский, по-видимому — наиболее даровитый из военачальников коммуны. Совет коммуны издал декрет об обязательной службе в батальонах национальной гвардии всех граждан Парижа от 17-ти до 40-летнего возраста; но, при полной бездеятельности полиции, эта мера не усилила рядов федералистов ни одним солдатом.
Федералисты все ещё надеялись, что на защиту Парижа поднимется провинция; но совет коммуны упустил удобный момент для обращения к стране. 22 дня длилось обсуждение программы коммуны в различных комиссиях совета, и когда она, наконец, была обнародована, то было уже поздно, да к тому же в ней не было выставлено никаких определенных практических требований. Во многих промышленных центрах (Лион, Сент-Этьен, Марсель, Тулуза, Бордо, Лимож) коммуналистические инсуррекции, предпринятые местным населением безо всякого плана и даже без особого воодушевления, были легко подавлены. После этого падение столицы было только вопросом времени. Перед ней стояло уже 130-тысячное войско, собранное, под начальством Мак-Магона, главным образом из военнопленных Меца и Седана, возвращение которых на родину было ускорено Германией, по просьбе версальского правительства. Осадные работы подвигались вперед со скоростью тем большей, что в ведении военных дел коммуны царила полнейшая безурядица. В этом отношении никакой перемены не последовало и после замены Клюзере Росселем. На этого бывшего артиллерийского офицера, который импонировал совету своим хладнокровием, краткостью и силой своей речи, возлагались большие надежды, но они нисколько не оправдались. Не помогли делу и тем, что заменили прежнюю исполнительную комиссию коммуны новой, а затем учредили комитет общественного спасения (2 мая), состав которого вскоре переменили целиком. Ничего не изменило в ходе военных действий и увольнение Росселя. Один за другим переходили в руки версальцев важнейшие форты, а 21 мая они без боя вступили в Париж, через ворота, которые почему-то были оставлены федералистами без охраны.
Но версальцам предстояло ещё завоевать улицы Парижа, заграждённые сильными баррикадами, вооружёнными артиллерией. Началась восьмидневная уличная резня, беспощадная с обеих сторон, ужасающая по своим подробностям. Федералисты получили приказ поджигать или взрывать на воздух всякий дом, который вынуждены были очистить. Всецело пожары, омрачившие последнюю борьбу, не могут быть объяснены соображениями защиты; наряду с последними несомненно действовала и жажда мести. Если огонь уничтожил лишь несколько улиц и ряд общественных зданий, то исключительно благодаря быстрому натиску версальцев, которые занимали одну часть города за другой. По-видимому, не все поджоги должны быть поставлены в вину федералистам. Адмирал Сессэ, которого нельзя заподозрить в приверженности к коммуне, призванный свидетелем в следственную комиссию, прямо объявил, что пожар Тюильри, ратуши, министерства финансов и счётной палаты — дело бонапартистов. В этих зданиях хранилась масса всякого рода документов и отчетов, относившихся к периоду до империи.
немного галифе |
Расстрел коммунаров на Пер-Лашез 28 мая 1871 года. А.Даржу. Музей Карнавале, Париж |
Википедия
Из выдающихся деятелей коммуны пали в бою Флуранс, Верморель, Делеклюз и Домбровский; расстреляны без суда Варлен, Мильер, Риго и ещё раньше Дюваль, по суду — Россель и Ферре; в Новую Каледонию сосланы Рошфор и Журд. Тайно отпущены правительством на свободу Белэ, Малон и Тейсс, так как они, занимая высокие должности в коммуне, предали своих товарищей.
Braun Adolphe (1811-1877) Paris, 1871 - St Cloud, rue de l'Eglise |
В кровавую майскую неделю, когда враги Коммуны торжествовали победу, Эжен Потье вынужден был скрываться. В этой обстановке он написал гимн «Интернационал», полный несокрущимой веры в грядущую победу рабочего класса. После подавления Коммуны Потье 10 лет провел на чужбине. Он умер 6 ноября 1887 г. Тысячи рабочих Парижа пришли отдать последние почести тому, кто был поэтом революции и ее солдатом. Через 17 лет после создания «Интернационала» друзьям Э. Потье удалось издать сборник его революционных песен. Тогда с «Интернационалом» познакомился Пьер Дегейтер (1848 — 1932), рабочий-мебельщик г. Лилля, любитель музыки. Сильные, полные гнева и веры в будущее человечества слова «Интернационала» потрясли Дегейтера до глубины души. Он создал музыку к «Интернационалу». 23 июня 1888 г. впервые было исполнено произведение Потье — Дегейтера.
Памятник жертвам революций на кладбище Пер-Лашез в Париже. Открытка начала XX века |
современное состояние памятника |
Стена коммунаров на кладбище Пер-Лашез сегодня. На мемориальной доске надпись: «Погибшим за Коммуну» |
Адриен Феликс Лежен |
«Памятник умершим» |
До 1917 года День Парижской коммуны отмечали в России на нелегальных собраниях рабочих и революционных организаций. Этот революционный день впервые начал широко отмечаться после того, как ЦК Международной организации помощи борцам революции (МОПР) в марте 1923 объявил День Парижской коммуны своим праздником (отмечался до 1990 года).
фрагмент из фильма "Зори Парижа" 1936 год |
Слева — плакат сторонников коммуны, которую удерживают невежество и реакция, справа — противников коммуны, которая подливает бензина в огонь и подносит факел |
В марксистской литературе Парижская Коммуна традиционно рассматривается как первая в мировой истории социалистическая революция, прообраз диктатуры пролетариата; либералы же полагают, что это было восстание на почве голода и лишений, которые испытывало население французской столицы во время франко-прусской войны 1870—1871 гг. Рассмотрим их более подробно
Учёные-марксисты считают: Парижская Коммуна имеет огромное, всемирно-историческое значение, которое состоит, прежде всего, в том, что это был первый в истории опыт создания государства нового типа, принципиально отличавшегося от буржуазного. Коммуна внесла свой вклад в исторический опыт развития демократии, обогатив его принципиально новыми государственными и правовыми институтами. Опыт Парижской Коммуны сыграл крупную роль в развитии теории научного коммунизма, в освободительной борьбе рабочего класса в последующие десятилетия, более того, её уроки не утратили своего значения и в настоящее время.
Либеральная точка зрения заключается в том, что Парижская Коммуна не была революцией как таковой, тем более социалистической. Коммуна — это бунт голодных и нищих, а марксистская историография просто создало легенду о её пролетарском характере. При этом на «полном серьёзе» рассматриваются версии о коллективном безумии, овладевшем населением осаждённого Парижа, «разгуле преступного дна», «варварском дикарстве». Но главный вывод либералов — именно Парижская Коммуна показала необходимость политического компромисса между правительством и народом.
НАУЧНЫЙ ПОДХОД
Но суть заключается в том, что обе эти точки зрения глубоко ошибочны, так как сделаны они на основе научных исследований, которые не обеспечены метрологической состоятельностью. Если же применить в отношении описания исторического процесса, которым Парижская Коммуна несомненно является, метод разной степени масштабности, то можно прийти не к наукообразным идеологизированным выводам, жертвами которых стали, и что самое неприятное продолжают становиться в процессе получения образования, целые поколения, а к точным научным заключениям. Так, применяя степень масштабности с точностью до социальных групп, объединённых одной идеей и субкультурой, в отношении событий, связанных с Парижской Коммуной, приходим к заключению, что и коммунары, и версальцы, несмотря на внешние различия, принадлежали к одной субкультуре, основанной на библейских ценностях. А то, что они жестоко враждовали между собой не ново — так таких примеров в истории не счесть, когда представители одной субкультуры месили друг друга, будучи вооружёнными разными идеологическими оболочками по сути одних и тех же ценностей. Возникшие же потом в исторической науке, якобы диаметрально противоположные точки зрения, на самом деле являются просто двумя разновидностями одной и той же лжи. В нашем случае можно говорить и об использовании в выработке объективного взгляда степени масштабности с точностью до глобального заговора, стоит только непредвзято приглядеться к тому — кто извлёк выгоду из возникновения, а затем разгрома Парижской Коммуны? Какие глобальные процессы и тенденции были запущены таким образом? Ответы эти, хотя и не лежат на поверхности, вполне доступны каждому из наших читателей, при условии использования приёмов обеспечения метрологической состоятельности деятельности, о которых мы говорили выше. Скажем только, что одним из звеньев того глобального процесса, частью которой была Парижская коммуна, должна была стать мировая революция, описанная Троцким, но так своевременно свёрнутая Сталиным, за что ему должны быть благодарны и настоящие коммунисты, но не марксисты, и настоящие демократы, но не либералы.
В 2000 году английский режиссёр-документалист и сценарист Питер Уоткинс снял чёрно-белый фильм в жанре докудрамы и посвящённый истории Парижской Коммуны - «Коммуна (Париж, 1871)». Благодаря использованию необычного метода съёмки (использующего механизм ролевой игры) и интересных ходов (так, во дни Коммуны «перенесено» современное телевидение), грязь бедных кварталов Парижа и жар баррикадных боёв без использования спецэффектов и дорогого реквизита предстают перед зрителем так, как если бы он сам был очевидцем восстания. Перед ним открывается мир рабочих, солдат, портних, прачек, кухарок, учителей, стариков и детей пролетарских кварталов Парижа. Не остался без внимания и мир буржуазии и её сторонников: священников, госслужащих, политических обозревателей, солдат и офицеров правительственных войск. Вторая особенность фильма — труд непрофессиональных актёров (более 200 человек), разделившихся во время съёмок сообразно своим предпочтениям: сторонники коммунаров играли простых прачек, литейщиков, солдат Национальной гвардии, членов Коммуны; сторонники реакции — буржуазию, её армию и проповедников.
Как же отметить сегодняшний праздник в офисе (18+)?
оно вам надо? |
Комментариев нет:
Отправить комментарий