вторник, 13 сентября 2016 г.

Гремлины Роальда Даля: к 100 летию со дня рождения писателя


В 2003 году был составлен список «200 лучших книг по версии BBC», включивший в себя 9 книг Роальда Даля: «Джеймс и Чудо-Персик», «Чарли и шоколадная фабрика», «Изумительный мистер Лис», «Дэнни — чемпион мира», «Семейство Твит», «Лечение Джорджа Марвелуса», «БДВ, или Большой и Добрый Великан», «Ведьмы», «Матильда». В 2008 году The Times включил Роальда Даля шестнадцатым в список «50 лучших британских писателей, начиная с 1945 года». «Ни один современный детский писатель не может сравниться с Роальдом Далем в смелости, увлекательности, грубости и веселье», — писали критики. Его сравнивали с Дудочником из Гамельна, который, как гласит легенда, увлёк своей музыкой всё детское население этого немецкого городка неизвестно куда. Зато известно, от чего он их увёл — от скуки «добропорядочной» бюргерской жизни, от мещанского лицемерия, глупости и жадности. «...Детский бунт в книгах Даля всегда направлен против мира взрослых — неуютного для ребёнка, жестокого и лицемерного... Роальд Даль умеет как никто другой поддержать в детях веру в свои силы и, не делая скидки на возраст, требует от них эти силы использовать — во имя правды, чести и добра» - считает Ольга Мяэотс, заведующая отделом детской литературы Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино. Взрослым же читателям Даль будет интересен по рассказам, иногда забавным, часто гротесковым и неизменно жутким. Один из литературных критиков сказал как-то: «Если бы существовала премия за двенадцать изящнейших уходов из жизни литературных героев, то она непременно досталась бы Далю». За свои «страшные» рассказы Даль был трижды награжден премией Эдгара По.

Роальд Даль в 4 года со своей матерью Софи
Роальд Даль родился в Вилла Мари на Фэруотер-Роуд в Лландаффе (Кардифф, Уэльс, Британская империя) ровно 100 лет назад, 13 сентября 1916 года (нынче эта дата отмечается во всём мире как День Роальда Даля), в семье выходцев из Норвегии. Отец, Харальд Даль, был родом из Сарпсборга и иммигрировал в Великобританию на рубеже веков с женой и двумя детьми. Однако первая жена умерла, и в 1911 году Харальд, в надежде, что новая жена поможет ему воспитать детей, женился на Софи Магдалене Хессэльберг, которая незадолго до этого перебралась туда же. Вдовец сделал предложение молодой норвежке — они были пассажирами одного корабля, за обедом их усадили рядом. София Магдалена оказалась симпатичной особой и приглянулась ему с первого взгляда: она попросила несколько часов на размышление и на следующий день, за обедом, приняла предложение. У них родилось трое детей, одного из которых они назвали Роальдом в честь полярника Руаля Амундсена, национального героя Норвегии. У него было три сестры — Астри, Алхильд и Эльза. Рожденные в Англии и с детства говорящие на английском языке Даль и его сёстры дома, с родителями, общались на норвежском. При рождении все четверо были крещены в Норвежской Церкви Кардиффа, прихожанами которой были их родители.

Мать Роальда часто рассказывала детям истории о норвежских монстрах, троллях и волшебниках. Софи (так её звали) была замечательным рассказчиком, и Роальд многое унаследовал от неё. Позже он скажет о ней: “…a rock, a real rock, always on your side whatever you’d done”.

К несчастью, в 1920 году, когда Роальду было 3 года, его старшая сестра, 7-летняя Астри, умерла от аппендицита, а спустя несколько недель на рыбалке в Антарктике в возрасте 57 лет умер отец семейства, заболев пневмонией. Впрочем, он сделал все, что должен сделать мужчина: родил детей, построил дом и оставил достаточно денег, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Овдовевшая Софи, вынашивавшая в то время Асту, остается одна с четырьмя дочерями и двумя сыновьями. Менее решительная женщина собралась бы и вернулась к родственникам в Норвегию, но Софи решила остаться в Уэльсе и выполнить желание Харальда, который очень хотел, чтобы его дети получили образование в английских школах, которые он считал самыми лучшими.

бывшая кондитерская миссис Пратчетт в Лландафф, Кардифф
Когда Роальду исполнилось семь, мать отправила его учиться в Кафедральную школу в Элмтри Хаус в Ллэндаффе, где он и провёл два года. В возрасте восьми лет, он и четверо его друзей (один по имени Туэйтс) были наказаны розгами директором школы после того, как положили мертвую мышь в банку gobstoppers (конфет - излюбленной сладостью среди британских школьников между двумя мировыми войнами) в местной кондитерской, принадлежавшей "отвратительной" старухе миссис Пратчетт. Это был "Великий Мышиный Заговор 1924 года" пяти мальчиков. Впоследствии Даль обратился к gobstoppers в своем литературном творчестве, как к Вечному Gobstopper.
Мемориальный знак в честь Роальда Даля
Лландафф, Кардифф
Мало кто из великих людей удостаивается посмертной памятной доски в честь детской шалости, однако Роальду Далю удалось и такое — вполне в духе его книг — достижение. В 2009 году в родном городе писателя Лландаффе на стене дома по адресу Хай-стрит, 11 была торжественно установлена синяя табличка, извещающая, что именно здесь была кондитерская миссис Морган (в мемуарах Даля — миссис Пратчетт), в которой он засунул дохлую мышь в банку с леденцами. «Это большая честь для нас, — прокомментировала событие хозяйка китайской закусочной, находящейся теперь на месте конфетного заведения. — Оба моих сына читали все его книжки».


Но это будет много позже, а пока жестокое обращение с детьми со стороны директора школы вынуждает Софи перевести мальчика в интернат Св. Петра в Уэстон-сьюпер-Мэре. Это была ближайшая частная школа, к которой можно было добраться на пароме через Бристольский канал. В первый день, одев форменный пиджачок с гербом школы Св.Петра на нагрудном кармане, брюки со стрелкой, круглая клетчатая шапочка, синий галстук — Роальд ощутил себя сущим уродом. Мать пожала плечами и сказала, что некоторые британские традиции ее поражают — в Норвегии так не нарядили бы и пугало. Но делать нечего, надо привыкать: отец считал английское образование лучшим в мире. Мать поцеловала его и оставила одного, и Роальд потрусил к подъезду большого унылого здания, крепко сжимая в руке свой сундучок...

Время, проведённое в этой школе, было трудным для Роальда, который очень тосковал по дому и писал матери каждую неделю, но так и не рассказал ей об этом, находясь под давлением школьной цензуры. Только после смерти матери в 1967 году он узнал, что она сохранила все его письма, перевязав стопки конвертов зелёными лентами.

В школе маленьких мальчиков пороли. Экономка поила расшалившихся детей слабительным. Когда школьники подрастали, ими, словно рабами, помыкали боузеры, старшие ученики. Боузер, доставшийся на его долю, фанфарон и тупица Карлтон, заставлял своих рабов собственными задами нагревать ему в туалете сиденье. Роальд так ненавидел школу, что позже в одном из своих романов экономка стала злой волшебницей, которая выбрасывала детишек в окна. Все свои детские приключения — издевательства учителей, персонала, Роальд описал в книге «Мальчик» (1984).

Мальчик выделялся среди сверстников высоким ростом (взрослый Роальд Даль был ростом 6 футов 6 дюймов, или 1,98 м), успехами в крикете и плавании, а так же хоккее, футболе (даже был капитаном школьной футбольной команды благодаря высокому росту) и боксе, но не в учёбе, тяжелее всего ему давалось правописание. Роальд зачитывался Киплингом, Хаггардом, Хенти, впитывая героизм, мужественность и любовь к приключениям, которые позже повлияли на его жизнь и творчество.

Общественная школа Рептон
В 1929, когда Роальду исполнилось тринадцать, семья переехала в Кент. Даль продолжил обучение в Общественной школе Рептон (графство Дербишир). Рептон оказался ещё хуже, чем школа Св. Петра. Здесь процветали дедовщина — младшие школьники ходили в личных рабах у старшеклассников, устраивавших издевательства и пытки.

Коронация Елизаветы II. справа Джеффри Фишер
Тот факт, что прежний директор школы Джеффри Фишер (впоследствии ставший Архиепископом Кентерберийским) — садист, лупивший детей деревянным бочарным молотком — двадцать лет спустя короновал Елизавету II в Вестминстерском аббатстве (1953), заставил Даля усомниться в существовании Бога. Царившие в Рептоне нравы будут описаны Далем в рассказе «Фоксли-Скакун».

Конечно, не всё было так плохо. Школьники Рептона получали время от времени по целой коробке шоколада от компании «Cadbury» для тестирования, и Роальд даже загорелся идеей стать когда-нибудь технологом на шоколадной фабрике и разработать рецепт, который поразит даже самого мистера Кэдбери. Воспоминания о шоколаде привели его к созданию знаменитой книги «Чарли и Шоколадная фабрика».

На борту "Новой Шотландии":
Левик Кларк с группой молодых исследователей, Ньюфаундленд, 1934.
Фото, возможно, было сделано Роальдом Далем
После окончания колледжа (1934) будущий писатель в составе группы школьников в качестве фотографа (фотография — ещё одно серьёзное увлечение Даля и в последующие годы) отправился исследовать Ньюфаундленд. Университетское образование Даля не прельстило, он избрал карьеру делового человека. Пройдя в Англии двухгодичное обучение в нефтяной компании «Шелл», он получил предложение отправиться в Египет, однако отказался. В 1936 году в качестве сотрудника «Шелл» Даль отбыл туда, куда хотел — в Восточную Африку, сперва в Момбасу (Кения), а затем Дар-эс-Салам (Танганьика; ныне Танзания).

Как пишет Даль («Going Solo» — «Полёты в одиночку»), Восточная Африка подарила ему массу приключений. В дом могла заползти ядовитая змея (зелёная или чёрная мамба, чей укус смертелен), то и дело на людей нападали львы. Именно в Африке Даль получил свой первый гонорар, опубликовав в местной газете рассказ о том, как лев напал на женщину. Интерес к литературе был, пожалуй, единственным, что Даль вынес из школы — хотя преподаватели со скепсисом относились к его способностям в этой области. «Никогда не встречал кого-либо, кто столь же упорно пытался бы придать словам прямо противоположное значение», — как выяснилось, пророчески писал в характеристике на Даля учитель английского языка и литературы.

В 21 год Далю по его просьбе вырвали все зубы. Он предпочёл ходить со вставными, т.к. за ними требуется меньший уход.

Даль в униформе RAF
В 1939 году началась Вторая Мировая война, все англичане встали на учёт и временно превратились в солдат Британии, осуществляющих надзор за выходцами из Германии. Начало Второй мировой войны застало Даля в Дар-эс-Саламе. Оттуда, проделав на стареньком «Форде» путь в шестьсот миль, он добрался до Найроби (Кения) и вступил в армию в звании лейтенанта — сперва командиром взвода Королевских африканских стрелков, но уже в ноябре 1939 года перевёлся в добровольцем в Военно-воздушные силы Великобритании. Даль стал учиться управлять военными самолетами. После восьми недель начальной подготовки и шести месяцев лётного инструктажа в RAF’е посчитали Даля готовым к сражениям. К сожалению, первый полёт Даля 19 сентября 1940 года в район боевых действий привёл к крушению в Ливийской пустыне. Он вёл свой самолет «Гладиатор», чтобы влиться в Эскадрилью-80 в Западной Пустыне (рассказ «Пустяковое дело»). Но координаты, которые ему дали, были ошибочными, и Даль совершил на исходе горючего вынужденную посадку. Шасси биплана зацепило валун, и нос «Гладиатора» врезался в песок. Даль смог выбраться из горящего самолета, но получил черепно-мозговую травму и ослеп на несколько недель; к счастью, незадачливого пилота нашли три храбреца из Суффолкского полка и выходили в госпитале в Александрии. Провалявшись в различных армейских больницах, он вернулся на службу уже в феврале 1941 года. Он принял участие в боях над Грецией, теперь уже управляя современным истребителем Hawker Hurricane, и 15 апреля сбил свой первый самолёт, атаковав группу немецких юнкерсов. Самым сложным для двухметрового Даля было поместиться в кабине самолета, куда он влезал с трудом, высоко подтягивая колени к подбородку. Бензина «Харрикейну» хватало на полтора часа полета. Когда самолет приземлялся, тело затекало так, что вытаскивать рослого пилота приходилось бортмеханикам. Но, тем не менее, в небе Греции, он подбил немало немецких самолетов, в том числе два бомбардировщика. Это были бои с превосходящими силами противника. Роальд Даль был одним из немногих летчиков, которые пережили ожесточенные бои и был эвакуирован в Египет до падения Афин. Даль совершал в иные дни по несколько вылетов, но всё чаще его мучали головные боли. Из двадцати человек, проходивших вместе с Далем обучение, семнадцать были потом убиты, и Роальд мог оказаться в их числе, но судьба сберегла его — не для военных, а для литературных подвигов.

Роальд Даль и Эрнест Хэмингуэй
Вскоре Даль был признан негодным к продолжению лётной службы вследствие полученного в Ливии ранения. В должности Wing commander Даль был комиссован и отправлен в Англию преподавать в лётной школе. В Лондоне будущий писатель познакомился с заместителем государственного секретаря по делам ВВС майором Бальфуром. Тому понравился и сам разговорчивый молодой лётчик, и его послужной список, и в 1942 году Даль получил предложение занять пост помощника военно-воздушного атташе посольства Великобритании в Вашингтоне. Он согласился, но уже спустя неделю после прибытия в Америку начал жалеть об этом. «Я только что вернулся с войны. Там продолжали убивать людей. А я вдруг оказался в центре внимания на коктейльных вечеринках», — вспоминал он позднее. Среди обязанностей Даля была и антифашистская пропаганда — с целью заинтересовать американских союзников в помощи британцам. Кроме того, Даль выполнял и разведывательные поручения, готовя отчёты о настроениях в вашингтонских верхах лично для премьер-министра Черчилля. Так он познакомился с офицерами разведки Яном Флемингом (который позднее позаимствовал для своего агента 007 специфическое далевское чувство юмора) и Дэвидом Огилви, после войны основавшим одно из самых знаменитых рекламных агентств в мире, побился на кулаках с Эрнестом Хемингуэем, и даже имел честь поиграть в покер с Гарри Трумэном (33-й президент США, 1945-1953). Надо сказать, что в военной форме королевских ВВС он выглядел особенно статно.

Там-то и началась его писательская карьера. Подбил его к сочинительству в последствии известный романист Сесил Скотт Форестер, работавший тогда в информационной службе Британии, и занимавшийся в США пропагандой, чтобы побудить США присоединиться к союзникам. Живя в Вашингтоне, округ Колумбия, он в начале 1942 года встретил Роальда Даля, о чьем опыте в RAF в качестве летчика-истребителя он слышал, и предложил Далю попробовать в письменном виде рассказать о своих приключениях в воздухе и на земле. К Далю отправили корреспондента для подготовки интервью о буднях военного лётчика. Вместо этого Роальд собственноручно написал подробнейший отчёт, озаглавленный им «Кусок торта», рассказывавший об аварии в Египте, и отправил его корреспонденту. Впоследствии название изменили на «Сбитый над Ливией» (издатель считал такое название гораздо более драматичной, хотя на самом деле Роальд не падал), причём редакторы убеждают его, что пилот должен быть сбит вражеской стрельбой. Эта история, за которую "Saturday Evening Post" ("Вечерняя субботняя газета") заплатила Далю 900 долларов, и стала толчком в его карьере. Несколько рассказов начинающего писателя были опубликованы впоследствии кроме «Saturday Evening Post», в журналах «Harper’s Magazine», «Ladies' Home Journal», «Town and Country» и других. Эти истории в дальнейшем превратились в первую книгу Даля для взрослых “Over to You: Ten Stories of Flyers and Flying” — «Перехожу на приём» (1946). Циник и перверт, знаменитый драматург Ноэл Кауард, которого никак нельзя счесть сентиментальным, писал об этом сборнике рассказов в своём дневнике: «эта книга расшевелила самые глубокие чувства, которые владели мною во время войны и которые я очень боялся утратить». Война также вдохновила Роальда Даля на написание автобиографической книги «Полёты в одиночку».

Уолт Дисней и Роальд Даль
Другой рассказ («Gremlin Lore») повествовал о гремлинах, мифических существах, портящих самолеты RAF. Эта история понравилась Диснею, и он даже хотел снимать фильм, но появилась только книга для детей «Walt Disney: The Gremlins (A Royal Air Force Story by Flight Lieutenant Roald Dahl)» — первая книга Даля. Впрочем, в 1984 режиссёр Джо Данте по сценарию Криса Коламбуса поставил для студии Warner Bros известный фантастический комедийный фильм ужасов (а впоследствии и несколько продолжений).

В 1945 году, уволившись в запас в звании командира эскадрильи (соответствует майорскому), Даль вернулся в Англию к матери и продолжил заниматься писательской карьерой. Живя простоватой жизнью рядом с Софи, он пишет роман о возможной ядерной войне («Sometime Never», 1948). Роман провалился, но это была первая книга о ядерной угрозе, изданная в США после Хиросимы. Это единственная книга Даля, которая ни разу не переиздавалась.

В 1953 году издатель Альфред Кнопф увлёкся рассказами Даля и выпустил книгу его новелл («Someone Like You» — цикл рассказов «Собака Клода» и др.). На Даля обратили внимание критики, единодушно отмечавшие «демоническое» видение мира, сродни тому, что характерно для произведений классика английской литературы Саки (Гектор Хью Мунро, 1870—1916), мастера мистификации и абсурда. «Нью-Йорк таймс» увидела в Дале писателя, которому свойственны «гротескное воображение, способность разглядеть анекдотическую ситуацию, оборачивающуюся самым неожиданным образом, жестокое чувство юмора, с каким лучше наносить раны, и точно рассчитанный, экономный стиль». Даль получает престижную премию Эдгара По (1954).

1954 год
С конца 1950-х Даль продолжал начатые на старте творческой карьеры попытки утвердиться в качестве киносценариста. Им были написаны сценарии к фильмам «Живёшь только дважды» («You Only Live Twice», 1967) с Шоном Коннери в роли Джеймса Бонда (по роману Яна Флеминга, большого друга Даля) и «Читти-читти-бэн-бэн» («Chitty Chitty Bang Bang», 1968). Всего по сценариям или произведениям Даля снято около двадцати телевизионных и полнометражных фильмов (среди режиссёров — Альфред Хичкок и Квентин Тарантино), см. ниже.

рассказ Роальд Даль "Коварный Холостяк",
опубликованный в "Collier's"(сентябрь 1953 г.),
был проиллюстрирован Фредериком Siebel.
С выходом в свет в 1959 году очередного сборника рассказов «Kiss Kiss» («Поцелуй») за Далем прочно закрепилась репутация мастера чёрного юмора — слово «мастер» в этом определении играет, безусловно, решающую роль, ибо прежде всего он замечательный рассказчик. Даль второй раз получает престижную премию Эдгара По (1959). Рассказы Даля стали появляться в переводах на итальянский, голландский, французский, немецкий языки. Сборники его рассказов появляются бесчисленными тиражами в многочисленных журналах, таких как "Collier's", "Ladies Home Journal", "Harper's", "Playboy" и "The New Yorker". В 1961 Даль участвует в создании телевизионного сериала «Way Out» (14 эпизодов).

с женой Патрицией Нил
В начале 1950-х Даль перебирается в Нью-Йорк и начинает периодически издаваться в «The New Yorker» и у Кольера, он вращается среди знаменитостей. На одной вечеринке в 1951 году он встретил восходящую звезду Голливуда Патрицию Нил (получившую «Оскар» в 1964 году), на которой женился в 1953 году и с которой провёл три десятилетия довольно бурной семейной жизни (впоследствии у них появилось пятеро детей — Оливия, Тесса, Тео, Офелия и Люси).

В декабре 1960 года коляску с четырехмесячным Тео сбило нью-йоркское такси. У ребёнка развилась гидроцефалия, мучительное и тяжёлое заболевание. Писатель сумел помочь Тео (и ещё 3 тыс. детей, страдавшим от той же болезни) вместе с инженером Стэнли Уэйдом и нейрохирургом Кеннетом Тиллом он разработал особое устройство для снижения внутричерепного давления — клапан Уэйда-Даля-Тилла — успешно применявшееся до тех пор, пока медики не нашли другие способы лечения заболевания. Примечательно, что все три изобретателя (увлекавшийся авиамоделизмом Даль неплохо умел работать руками) отказались получать какую-либо выгоду от применения их творения. Тео в конце концов поправился, но в ноябре 1962 года от коревого энцефалита умерла семилетняя дочь Оливия, после чего Роальд стал одним из самых активных пропагандистов вакцинации в США и Британии, а так же посвятил умершей дочке свою книгу «БДВ, или большой и добрый великан» (1982). Кроме того, им был основан действующий и поныне «Чудесный благотворительный детский фонд Роальда Даля», помогающий маленьким британцам с неврологическими и гематологическими заболеваниями, в который идёт десятая часть всех авторских отчислений от переиздания его книг. Фонд оказывает тяжело больным детям всевозможную поддержку, предоставляя медсестер и необходимое медицинское оборудование, а также заботится о том, чтобы дети Великобритании росли жизнерадостными и счастливыми. Кроме того, фонд финансирует важные научные исследования, чтобы помочь детям во всём мире справиться со страшными недугами. Десятая часть от всех гонораров за все книги Даля, что издавались, издаются и будут издаваться, идёт на пополнение фонда.

В 1965 году жена Патриция перенесла аневризму сосудов головного мозга во время беременности их пятым ребенком, Люси. Любящий муж взял под контроль реабилитацию супруги, так что актриса смогла не только вновь ходить и говорить, но и реанимировала свою карьеру.


Однако в 1983 году Роальд и Патриция развелись (о нелегкой совместной жизни супругов Б. Фэррел написал книгу «Пэт и Роальд», послужившую основой кинофильма «История Патриции Нил» (1981)),


и в том же году Даль женился на Фелисити Д’Абро, с которой прожил до конца жизни.


Отец семейства Роальд Даль много пишет для своих детей. Книгу «Джеймс и гигантский персик» (1961) Даль публиковать не собирался, однако семья уговорила его отнести рукопись в редакцию. После огромного успеха этой книги Даль продолжил писать детские книги — это бестселлеры «Чарли и шоколадная фабрика» (1964, многочисленные премии, в том числе Millenium-2000), «Чарли и огромный стеклянный лифт» (1972), «Дэнни — чемпион мира» (1975), «БДВ, или большой и добрый великан» (1982) и другие произведения, награждённые многими литературными премиями. Его мистические рассказы семидесятых отмечены третьей наградой Эдгара По (1980). Он знал и умел рассказывать истории для младшего поколения, и делал это так же, как и писал для взрослых: честно, не жалея, не льстя и не заискивая перед читателями.

Начиная с 1962 года в советских периодических изданиях (ещё при жизни Даля) стали появляться рассказы уже давно популярного во всём мире писателя (без согласования с живым автором, как это тогда было принято в Советском Союзе). Они публиковались в газетах «Литературная Россия», «Неделя» (это она первой открыла нашему читателю Даля), в журналах «Вокруг света», «Дон», «Наш современник», «Практическое изобретение», «Иностранная литература», «Волга». По большей части это были одни и те же рассказы, но под разными названиями («Звуки, которые мы слышим» — это то же, что опубликовано в другом издании под названием «Звуковая машина»). Рассказ «Агнец на заклание» был опубликован в русскоязычном журнале «Англия» в 1980 году (№ 3).


В последние годы жизни из-под пера Даля выходят в свет два автобиографичных романа — «Мальчик. Рассказы о детстве» (1984) и «Полёты в одиночку» (1986).

надгробие Даля, Церковь Св. Петра и Св. Павла
Роальд Даль умер 23 ноября 1990 в возрасте 74 лет в Оксфорде (Англия), и был похоронен на кладбище церкви Св. Петра и Св. Павла (Грейт-Миссенден, Бакингемшир) по обряду викингов с любимыми предметами — бильярдными киями, бутылкой бургундского, шоколадными конфетами, карандашами, которыми он предпочитал писать свои книги, и электролобзиком. С 2008 года авторам лучшей юмористической детской прозы вручается «Смешной приз имени Роальда Даля».

Цыганская тележка Роальда Даля в саду его дома,
Цыганского коттеджа (Gipsy Cottage), в Грейт-Миссенден,
где он в 1975 г. написал книгу "Дэнни, чемпион мира"
Писатель жил и работал неподалеку от Лондона, в деревушке графства Бакингемшир. Теперь там расположены Музей и Центр историй Роальда Даля, созданные, чтобы прививать любовь к чтению и сочинительству. Сердце музея — уникальный архив писем и рукописей Даля. Две галереи рассказывают о жизни писателя. Кроме того, в музее находится интерактивный Центр историй. Однако, большую часть произведений Роальд Даль написал в своей «хижине», которую Даль называл своим «гнёздышком». В кабинете до сих пор находится масса предметов, которые Даль любил видеть вокруг себя во время работы, такие как большой шар, свёрнутый из конфетных обёрток, любимое изогнутое кресло и разлинованные жёлтые блокноты, привозимые из США. Необычно то, что в кабинете нет письменного стола — Даль всегда писал карандашом, положив блокнот на колени и подложив под него стопку картона. Сейчас родственники писателя собирают средства на сохранение хижины и перенос её в музей Даля. Так же Даль коллекционировал картины. Среди экспонатов его коллекции — произведения Казимира Малевича, Натальи Сергеевны Гончаровой (правнучатой племянницы жены Пушкина) и других.


Так же в его честь назван астероид главного пояса, входящий в состав семейства Немезиды - (6223) Даль - который был открыт 3 сентября 1980 года чешским астрономом Антонином Мркосом в обсерватории Клеть.


Хоть и с опозданием, но некоторые произведения Роальда Даля стали доступны русскоязычному читателю, а его пьесы и фильмы — зрителям.

Фильмография Роальда Даля
  • «Падающий кролик» (27 сентября 1943 г.) и «Русская рапсодия» (20 мая 1944 г.) — мультфильмы студии Warner Brothers, в которых впервые появляются герои рассказа Р. Даля «Гремлины».
  • Альфред Хичкок представляет / Alfred Hitchcock Presents (сериал, 1955 – 1962)
  • Шах и мат (1956, Франция) - Le coup du berger ... рассказ, в титрах не указан; короткометражка;
  • Подозрение (сериал, 1957-1958, США)
  • 36 часов / 36 Hours (1965, США), рассказ
  • Тридцать минут театра / Thirty-Minute Theatre (сериал, 1965-1973, Великобритания)
  • Jackanory (сериал, 10 СЕЗОНОВ, 1965–1996, Великобритания)
  • Des Pfarrers Freude (ТВ, 1966), рассказ
  • Живешь только дважды / You Only Live Twice (1967)
    Ошибочно считать, что Роальд Даль писал исключительно о детях и для детей, в его библиографии есть место и военным очеркам, и социальной публицистике, и серьезным драматическим повестям. Когда после четырех достаточно точных экранизаций романов Яна Флеминга продюсер Альберт Брокколи захотел слегка разнообразить свое детище, он пригласил Даля написать сценарий, который только опирался бы на героев, но был бы сюжетно совершенно неожиданным для поклонников шпионской литературы. Даль сделал все, чтобы дистанцироваться от стилистики Флеминга, поэтому «Живешь только дважды» получился неожиданным со всех сторон – здесь есть мини-вертолет, космические корабли, ниндзя. Самый по-детски непосредственный Бонд во всей франшизе.
  • Фэнтезийное семейное приключение под названием «Пиф-паф ой-ой-ой» (Chitty Chitty Bang Bang (1968)), вышедшее на мировые экраны еще в конце шестидесятых, у нас в стране практически неизвестно. Во-первых, снятая по сценарию Даля картина не попала на советские экраны вовремя, а соответственно, выпала из эпохи, времени и атмосферы. А во-вторых, лента представляет собой мюзикл, а адаптация фильма этого жанра для не англоговорящего зрителя до сих пор представляет серьезную сложность. Поэтому в России официально картина режиссера Кена Хьюза вышла на цифровых носителях лишь в 2010 году, но так и осталась незамеченной. И напрасно – блистательная оригинальная история дает сто очков вперед всем многочисленным переделкам, притянутым за уши сиквелам и сомнительного качества ремейкам. Не говоря уж о том, что песни и автомобиль из фильма стали неотрывной частью истории Голливуда.
  • Ночной мотоциклист / The Night Digger (1971)
  • «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» — фильм 1971 г. (США), книга. Режиссёр — Мел Стюарт. Стилистически «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» Мэла Стюарта, разумеется, отличается от более позднего фильма Тима Бертона, и это делает данный тандем еще интереснее. Фильмы словно дополняют друг друга, причем «Вилли Вонке» пришлось гораздо сложнее – в 1971-м семейный музыкальный фильм оказался настолько вычурным и даже пугающим, что зрители пребывали в некотором шоке после просмотра. Зато образ, выстроенный Джином Уайлдером, стал одним из самых узнаваемым в истории кино. А уж сколько мемов с лицом Вонки породил Интернет, и не сосчитать!
  • Непридуманные истории / Tales of the Unexpected (сериал, 1979 – 1988)
  • «Гремлины» - американский фантастический комедийный фильм ужасов 1984 г. режиссёр Джо Данте, сценарист Криса Коламбуса, Warner Bros студия. Исполнительный продюсер фильма — Стивен Спилберг. Фильм стал успешным в плане кассовых сборов и получил благоприятные отзывы со стороны критиков. Несколько лет спустя был выпущен фильм-продолжение.
  • Лента Гэвина Миллара «Дэнни – чемпион мира» (Roald Dahl's Danny the Champion of the World (ТВ, 1989)), снятая по сценарию Роальда Даля, в Британии вышла сразу для показа по телевидению, поэтому в остальном мире о ней знают только подлинные поклонники кино. И исключительно из-за того, что ведущие роли в телефильме сыграли блистательные Джереми Айронс, Робби Колтрейн и Сирил Кьюсак, британские колоссы, чьи работы даже по отдельности заслуживают пристального внимания. Роль заглавного героя Дэнни сыграл, кстати, сын Джереми Сэмюэл Айронс – увы, эта работа осталась единственной в короткой актерской карьере мальчишки. Лента вслед за книгой рассказывает о мальчике, живущем со своим отцом в цыганском фургоне и противостоящем жестокому и жадному землевладельцу. Как и положено у Даля, история эта полна неожиданных поворотов и сложных для ребенка решений.
  • Отправная точка / Breaking Point (ТВ, 1989), роман
  • Большой и дружелюбный великан / The BFG - мультфильм (1989, Великобритания), роман
  • Shekare khamoosh (1990, Иран), роман
  • «Ведьмы» — фильм 1990 г. (США), книга. Режиссёр — Николас Роуг. То, насколько тяжело было совмещать книги Даля со стандартами Голливуда, легко проследить по истории, связанной с экранизацией произведений писателя, озаглавленной зловещим титулом «Ведьмы». В оригинальной книге все заканчивалось достаточно мрачно – главный герой, узнавший о ведьмах слишком много, так и остался заколдованным в мышь. В кино такого допустить было никак нельзя, Роальд Даль даже вступил в открытый конфликт с создателями фильма, прилепившими к его истории хеппи-энд. Но даже с этими неточностями картина, сочетающая софт-ужастик с семейным фэнтези, является увлекательным зрелищем – мрачная, в духе Даля лента Николаса Роуга и сегодня смотрится с интересом. "Итак, запомни: ведьма — это всегда женщина. Мне вовсе не хотелось бы говорить плохо обо всех женщинах. Большинство из них — добрые и милые. Но факт остается фактом: все ведьмы — женского пола. Мужчин среди ведьм не бывает."
  • по мотивам его рассказов создана комедия «Идеальная пара» - 1990 (СПб, Россия - Одесса «Аура»)
  • «Четыре комнаты» — фильм 1995 г. (США). Режиссёры — Элисон Андерс, Александр Рокуэлл, Роберт Родригес, Квентин Тарантино. Немногие знают о связи Роальда Даля с Тарантино, но мы готовы раскрыть вам эту тайну – именно произведения британского писателя вдохновили Квентина и его друга Роберта Родригеса снять знаменитый фильм «Четыре комнаты». Не верите? Проверьте – финальная новелла «Человек из Голливуда» имеет в своем основании два рассказа Даля: «Человек с юга» и «Пари». Написанный еще в 1948 году «Человек с юга», между прочим, переносился на экран неоднократно – рассказ то становился частью детективных сборников Альфреда Хичкока, то входил в различные телеальманахи. До Тарантино самой известной адаптацией был эпизод шоу «Хичкок представляет» со Стивом МакКуином и Питером Лорре в главных ролях. Ну, а пересказывать «Четыре комнаты» мы не станем – эту картину многие из вас знают наизусть.
  • Pisvingers! (1995, Нидерланды), рассказ
  • «Матильда» — фильм-короткометражка 1996 г. (США), книга. Режиссёр — Дэнни Де Вито.
    Многие произведения Роальда Даля пронизывает общая мысль – в них дети противостоят взрослым, идут своим путем, собирают собственные «шишки» и «грабли», сами зарабатывают драгоценный опыт, противопоставляя свои открытия подсказкам старших. «Матильда» – лучший пример такой истории, в этой книге, а затем и в фильме главная героиня сама занимается собственным развитием и образованием. Удивительно, но эта добрейшая семейная комедия снята Дэнни Де Вито, этим охальником и безобразником на коротких ножках. После «Сбрось маму с поезда» и «Войны Роуз» Де Вито взялся за детей, и Роальд Даль сотворил чудо – режиссер получил несколько наград, а картина стала любимым зрелищем для детей и их родителей.
  • «Джеймс и гигантский персик» — мультфильм 1996 г. (США), книга. Режиссёр — Генри Селик.
    1996 год стал урожайным для Даля и его произведений – почти одновременно с «Матильдой» свет увидела анимационная лента «Джеймс и гигантский персик», основанная на одноименной книге писателя. Лента интересна тем, что создана Генри Селиком, которого после «Кошмара перед Рождеством» Тим Бертон отправил в свободное плавание, приглядывая за проектом лишь из продюсерского окошка. Сложнейшую задачу совмещения людей и насекомых Селик решил оригинально – в его картине присутствуют и игровые вставки с живыми актерами, и кукольная анимация. По душевности картина не дотягивает до «Коралины в Стране Кошмаров», но пугает не меньше – Селик, помноженный на Даля, дает неожиданный результат.
  • короткометражка Inaudito (1999, Мексика), рассказ;
  • Рождение катастрофы / Genesis and Catastrophe (2000), рассказ;
  • короткометражка Lamb to the Slaughter (2002), рассказ
  • Ставка / The Bet (2005, США), рассказ;
  • «Чарли и шоколадная фабрика» (2005 г., США) — яркая картина Тима Бёртона, основанная на самом известном, пожалуй, произведении Даля, наверняка знакома всем. Картина создавалась в то самое время, когда доверие между Бёртоном и его музой – Джонни Деппом – находилось на самом высоком уровне. Химия между режиссером и актером чувствуется, но она не делает картину шедевром. При всей красочности, впечатляющих спецэффектах, запоминающемся звуковом сопровождении и пышных актерских работах лента выглядит скорее нарядной оберткой, но не самой шоколадной плиткой. Разумеется, полностью игнорировать «Чарли» нельзя, но и на высшие места фильм может претендовать только в топах наиболее галлюциногенных картин современности.
  • Three Little Pigs (2008), короткометражка
  • Белый-белый день (2009, Россия), рассказ;
  • «Бесподобный мистер Фокс» — кукольный мультфильм-короткометражка 2009 г. (США, Великобритания), роман. Режиссёр — Уэс Андерсон. «Фантастический мистер Фокс» Роальда Даля, возможно, и не считается лучшим произведением этого автора, книга эта слишком рыхлая, недостаточно забавная для сказки, да и мораль у нее, прямо скажем, не самая очевидная, зато фильм по ее мотивам получился отменным. Во-первых, это мультик, во-вторых, он снят Уэсом Андерсоном, в-третьих, его герои – не столько даже персонажи из книг, сколько голливудские актеры, облаченные в звериные шкуры. Безумно увлекательное, красочное действо, не останавливающееся ни на секунду. Для детей «Мистер Фокс» может показаться излишне серьезным, а вот родители в восторге от подобных лент. Вот уж где действительно возвращаешься в детство, уносимый магией фантазии Роальда Даля – большого, доброго британского великана-писателя.
  • Змея (2010, Россия), рассказ
  • Чиппендейл (2012, Россия), рассказ; короткометражка
  • Baa Baa Black Sheep (2013, Австрия), рассказ; короткометражка
  • Сделка (2014, Россия), рассказ; короткометражка
  • «Roald Dahl's Esio Trot» (ТВ, 2015, Великобритания), роман
  • Новые русские (2015, Россия), рассказ, короткометражка 'Чиппендейл'
  • Lamb to the Slaughter (2016, Великобритания), роман; короткометражка
  • «Большой и добрый великан» — фильм 2016 г. (США). Режиссёр — Стивен Спилберг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий