пятница, 21 апреля 2017 г.

21 апреля "Дети - цветы жизни", или 235 лет папе детских садов


Ровно 235 лет назад, 21 апреля 1782 года, в семье пастора в Обервейсбахе (Oberweißbach), небольшой деревушке немецкого княжества Шварцбург-Рудольштадт, родился Фридрих Вильгельм Август Фрёбель, благодаря которому появились первые детские сады. Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле­мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям (вот оно - "дети - цветы жизни!"), нуждаются в умелом уходе». «Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба» - сказал он в 1806 г. За 40 лет педагогической деятельности Фрёбель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах. По стечению обстоятельств и идеологическим причинам детские сады, придуманные и созданные Фрёбелем, были вскоре запрещены! И все они были закрыты! Это случилось при жизни Фрёбеля! Какой это был бы удар для многих – дело всей жизни закрыто! Для многих, но не для Фрёбеля! Фрёбель принял это мужественно и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром!». Да, многому можно поучиться у этого человека!..

Дом в Обервейсбахе, где родился Фридрих Фрёбель
Вскоре умерла его мама и малышом занимались старшие сестры и братья с прислугой, которых скоро сменила мачеха. Отцу за многочисленными пасторскими обязанностями было не до малютки. Невзлюбившая его мачеха также обращала на него мало внимания и мальчик рос, предоставленный самому себе. Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек. Видимо, нахлебавшись скупой родительской «ласки», он и решил вплотную заняться воспитанием малышей.

В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, человек в высшей степени мягкий и любящий, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным. Легче других предметов ему давались математика и естественная история. Но он много читал, собирал гербарий, занимался геометрией. В 15 лет Фридрих, интересовавшийся с ранних лет природой во всех её проявлениях, вернулся к отцу и стал подмастерьем лесника. Местный лес славился большим количеством целебных трав, из которых местные жители активно изготавливали на продажу лекарственные средства, микстуры, бальзамы, мыло и мази; рецепты изготавливаемых средств у разных семей порой очень сильно различались.

С 1799 году он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но денег хватило лишь на два года обучения, и он, покинув университет, вернулся к отцу. В период с 1802-го по 1805-й Фридрих Фрёбель работал землемером. Прослужив несколько лет делопроизводителем в разных лесничествах, Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство. Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы, часто беседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.


В 1805 году он отправился в Ивердён, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении Песталоцци. Эта поездка убедила Фрёбеля в полной его неподготовленности к деятельности, которую он успел полюбить. Получив место домашнего учителя в семействе Гольцгаузена, он в 1808 году вместе со своими тремя воспитанниками переселился в Ивердён и поступил учителем в школу Песталоцци. Уча и сам одновременно обучаясь, он пробыл в Ивердёне два года. Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в геттингенский университет, для изучения философии, естественных наук и языков. Через год он перешел в берлинский университет, приняв на себя обязанности преподавателя в одной из тамошних школ. Когда началась война 1813 года, он вступил волонтером в корпус Лютцова. Здесь он сошелся со своими будущими сотрудниками по педагогическому делу, Миддендорфом и Ланденталем. Энтузиазм Фрёбеля, постоянно читавшего своим друзьям лекции на тему о воспитании и обучении детей, передался и последним. После похода, в 1814 году, Фрёбель стал ассистентом профессора Вейса при минералогическом музее в Берлине, но скоро отказался от этого места, отклонил предложенную ему стокгольмским университетом кафедру и покинул Берлин.

13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе. В эту школу первоначально поступили его пять племянников, затем ещё брат Лангенталя. В следующем году вдова его брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фрёбеля Материальное её положение было крайне затруднительное. Кроме самого Фрёбеля, преподавателями были Лангенталь, Миддендорф и племянник последнего, Барон.

11 сентября 1818-го Фридрих женился на Вильгельмине Генриетте Хоффмейстер (Wilhelmine Henriette Hoffmeister). Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фрёбеля, Христиан: продав свое торговое дело, он переселился в Кейльгау и сделался директором училища. Мало помалу школа Фрёбеля начала процветать. В 1821—1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля: «О воспитании человека», напечатанного в 1826 году.

Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фрёбелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии, ревизора. Хотя последний и отозвался в своем отчете об учебном заведении Фрёбель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фрёбель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фрёбель отправился в Швейцарию. Там, в кантоне Люцерн, он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее, но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».

В 1836 году Фрёбель вернулся в Кейльгау, так как его жена не переносила сурового климата в Бургдорфе. Именно тогда Фрёбель пришел к мысли, что обществу нужны не только школы, но и учреждения для дошколят. И в 1837 году в Бад-Бланкенбурге он открыл первый в мире детский сад — Kindergarten. Семейное предприятие было основано на деньги родственников.

Первый в мире детсад появился в 1837 году
В 1839 году он прочёл в Дрездене, в присутствии королевы саксонской, лекцию о школах для малолетних детей; лекция эта не имела успеха. В том же году, так и не родив Фрёбелю детей, Вильгельмина скончалась.

В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Так, его первый детский сад был открыт в день 400-летнего юбилея книгопечатания. В то же время Фрёбель начал издавать воскресную газету, с девизом: «Будем жить для наших детей!» Вскоре умерла его жена, помощница его во всех предприятиях, и Фрёбель снова переселился в Кейльгау, где написал свои «Материнские песни»; музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки — художник Унгер. Тогда же им были подготовлены первые «детские садовницы».

В 1848 году Фрёбель отправился в Рудольштадт на съезд немецких учителей, где его педагогическое учение подверглось такой суровой критике, что он был вынужден взять обратно свои предложения. Женившись вторично на одной из своих учениц, Фрёбель отправился в Гамбург для основания там детского сада.

В 1850 году герцог Мейнингенский, заинтересованный учением Фрёбеля, предоставил в его распоряжение свой замок Мариенталь. В 1851-м Фрёбель женился вторично.

В 1852 году, присутствуя на съезде учителей в Готе, Фрёбель был предметом восторженных оваций; но его жизненные силы были уже подточены, и он умер 21 июня того же года в Мариентале, где работал над учреждением школы для детских садовниц.


Огромная заслуга этого немецкого «садовника» состоит в том, что он придумал целостную, детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Фрёбель считал, что ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами — художественным, религиозным, жаждой познания, а также деятельности. И всегда и в каждом малыше надо искать искру Божью.

Фрёбель ввел сознательный, наглядный метод, основываясь на том наблюдении, что чем нежнее возраст ребенка, тем менее в состоянии он постигнуть отвлеченное, а все его органы чувств просят конкретных впечатлений. Важная заслуга Фрёбеля заключается в том, что он вложил эту теоретическую истину в практическое дело, в котором всякий другой метод был бы губителен. Теперь нам кажется, что никакой особенной заслуги в этом не было, потому что разве возможно с крошечными детьми действовать иначе, ненаглядно? Оказывается, что было возможно. И Фрёбелю пришлось бороться за свое нововведение, за наглядность и за другие принципы своей системы. В его время в Германии существовали школы для маленьких детей (Kleinkinderschulen), где крошечные дети целыми часами вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании. Фрёбелевские детские сады были светлым, веселым лучом в этом мрачном детском царстве, но до того резко встали в разрез с прежними учреждениями, что навлекли на себя немилость духовенства, а затем и правительства. Вследствие этого в Пруссии детские сады были запрещены от 1851—1860 гг. За этот промежуток времени детские сады существовали в Пруссии неофициально, скрываясь в семейных кружках, среди учеников и почитателей Фрёбеля.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Теория развития ребёнка.

Фрёбель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. По мнению Фрёбеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребенке единого творческого божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки Бога. Фрёбель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребенка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребенке божественного.

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: "Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе..." Назначение человека, по Фрёбелю, — включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало". Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду Ф. Фрёбель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребенка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фрёбель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фрёбель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.


Игры Фребеля.

Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.
Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»). В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями. Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения.

В 1844 году Фридрих Фрёбель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас.


Дары Фрёбеля

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фрёбель предложил шесть “даров”.

ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ. Воспитание и обучение он предлагал организовывать в виде игры. С помощью разноцветных небольших, мягких, связанных из шерсти, мячей можно научить детей различать цвета. Раскачивая их на ниточке в разные стороны — получить представление о том, что есть пространство. Предъявляя мячик на ладони и пряча его, ребенок осмыслит утверждение и отрицание. Кубик и цилиндр покажут малышу разные формы предметов. Куб, разделенный на части, даст представление о целом, собранным из множества.


Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке.Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая “вперед-назад”, “вверх-вниз”, “вправо-влево”, мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом “Есть мячик — нет мячика”, она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.


Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фрёбелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ “единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.


Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фрёбель, получает представление о целом и составляющих его частях (“сложное единство”, “единство и многообразие”); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар Фрёбеля
Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).


Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.


Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фрёбель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.


Кроме того, именно Фрёбель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фрёбель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребенка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребенка.

Вклад в развитие мировой педагогики. Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фрёбель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Памятник Фрёбелю показывает
основные педагогические формы.
Мюльхаузен, Тюрингия.
«ЗАГРУЗИ» ДИТЯ. Весьма важным для развития ребенка Фрёбель считал разнообразие занятий — то есть грузить своего младенца надо по полной программе: подвижные игры, рисование, лепка, плетение, поделки из бумаги, вышивание, конструирование из колец, палочек, гороха, бус.

Правда, у этой методики есть и критики. Они называют ее единственным недостатком то, что эта система ограничивает непосредственное ознакомление ребенка с окружающим миром, в основном сосредоточиваясь на теории, кроме того, из-за большой регламентированности занятий ограничивается и свобода творчества ребятни. Но несмотря на эти мелкие «фе», детские сады укоренились и в дошкольной подготовке занимают ведущее место во многих странах мира.

В Нидерландах "fröbelen" значит
быть занятым декоративно-прикладным искусством.
На фото магазин в Terborg.
На нашу территорию детсады пришли в конце XIX — начале XX веков. Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем еще в 1866 году. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет. Ясно - не крестьянских. Потому что "сад" ее был платным, по сути - тот же детский пансион для людей состоятельных. Но как бы там ни было, Аделаида Симонович стала первой в России "садовницей" - так она себя именовала официально. Симонович была большой фантазеркой, в программе ее "сада" были придуманные ей подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения. Но и этого ей показалось мало. "Садовница" хотела, чтобы идеи немецкого педагога стали российской практикой, и начала издавать специальный журнал "Детский сад". Ее заведение просуществовало больше двух лет.


Российских последовательниц Фридриха Фрёбеля называли «Фрёбеличками» или «детскими садовницами», а детсады долгое время именовали на немецкий лад «киндергартенами».

Башня Фрёбеля (Fröbelturm) возле Обервейсбаха

Комментариев нет:

Отправить комментарий