Вечерняя панорама экспоцентра |
Таким был Красный трактир в 1907 г. |
ВДНХ УССР, 1954 год |
В 1958 г. на месте Красного трактира построена ВДНХ |
Коровье дефиле на сельскохозяйственной выставке на ВДНХ |
Вводный зал. "Политический" — раньше тут стоял Ленин, увешанный флагами СССР и УССР, и играл гимн. |
В состав выставки входили следующие павильоны: Главный, “Машиностроение и приборостроение”, “Угольная, нефтегазовая и металлургическая промышленность”, “Энергетика и электрификация”, “Строительство и промышленность строительных материалов”, “Пластмассы и полимерные материалы”, “Земледелие”, “Зерновые и масляные культуры”, “Технические культуры”, “Животноводство”, “Овощеводство, садоводство и виноградарство” (кстати, раньше на территории ВДНХ выращивали 28 сортов винограда), а также павильоны натурного показа животноводства. Позже были построены павильоны “Угольная промышленность” с макетом действующей шахты, “Периодические выставки”, “Механизация и электрификация сельского хозяйства”, “Товары народного потребления”, “Богатства моря”, организованы павильоны “Народное образование” и “Наглядная агитация”.
"Звездное небо" (имитация). Раньше тут висели земной шар, спутник и 2 космонавта, но износились. |
Здесь планировался самый высокий в Украине и Европе 50-метровый памятник Йосыпу Сталину, только в последний момент внесли изменения |
павильон №19. На вид - недействующий |
Павильон №23 "Наука" |
Какой-то павильон, приспособленный под магазин |
1958 ВДНХ. Ресторан "Прага". Тогда - "Лебедь" |
На территории выставочного комплекса находился знаменитый ресторан «Прага», построенный в далёком 1956 году, вместе с павильонами ВДНХ (правда, до 1959 года ресторан назывался «Лыбидь» и обслуживал только посетителей выставки), который потчевал своих клиентов чешскими мясными продуктами, особенно, свиной рулькой, которую готовили по старинному рецепту, чешским супом и борщом, а также шоколадом, настоящим чешским пивом, которого в Киеве было не найти, и всем известной «Бехеревкой». Специальный кондитерский цех готовил пражские торты. Были в меню и украинские национальные блюда. Не обходилось и без курьезов. Так, например, некий посетитель, отведав пива, решил выразить благодарность чехословацкому бармену и сказал, подняв вверх большой палец правой руки: «Чешское пиво - это класс!». В ответ бармен покраснел, возмутился и ответил: «То не чешське пиво, то пиво словацьке!» Теперь уже смутился посетитель. Кто бы мог подумать, что для бармена-словака это так важно и невежество посетителей будет так оскорбительно! Ресторан проработал больше тридцати лет, став настоящим оазисом в городе, привлекающим сотни посетителей. Но вместе со сложными советскими временами пришло забвение. В 1989 году ресторан закрыли. С тех пор (на протяжении двадцати лет) здание постепенно превращалось в руины. Однако несколько лет назад «Прага» возродилась из пепла, как птица Феникс, став еще красивее. Уже весной 2011 обновлённая «Прага» вновь открыла свои двери посетителям.
Режиссеры, фотографы и художники выбирают это место для своих картин. Примечательно, что «Прага» воодушевляла на создание фильмов еще в далеком 1959 году. Тогда режиссёр Алексей Мишурин снял здесь известный музыкальный фильм «Літа молодії», ставший лидером проката и собравщий больше 35 млн. зрителей. В фильме впервые звучит известная ныне песня Платона Майбороды на слова Андрея Малышко «Песня про рушник» ("Рідна мати моя, ти ночей недоспала / I водила мене у поля край села, / І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала, / І рушник вишиваний на щастя дала") в исполнении Александра Таранца. За музыку к фильму Майборода получил Первую премию на Всесоюзном кинофестивале в Киеве (1959).
К слову, знаете ли вы, что оригинальный рецепт столь полюбившегося в СССР торта «Прага» (весьма трудоёмкого и дорогого, поскольку содержал 4 вида сливочного крема, сделанных с применением коньяка и ликёров Шартрёз и Бенедиктин, а коржи его пропитывались ромом) был придуман не в Праге, и даже не в Чехословакии, а именно в ресторане «Прага». Хотелось бы, конечно, сказать, что именно в этом самом, киевском. Однако это не так. Рецепт этого знаменитого торта придумал начальник кондитерского цеха московского ресторана Владимир Михайлович Гуральник, кроме этого являющийся автором более чем 30 оригинальных тортов и пирожных, в том числе и торта «Птичье молоко». В самом начале своей кулинарной карьеры Гуральник, будучи подмастерьем в ресторане, обучался кондитерскому искусству у мастеров-кондитеров из Чехословакии, регулярно приезжавших для обмена опытом в Москву. Еще один миф о создании торта «Прага»: он является парафразом известного венского торта «Захер». Правда, чисто визуально эти десерты похожи, но по вкусу между ними нет ничего общего. Одно из преимуществ «Праги» - оригинальный масляный крем, в то время как «Захер» является сухим тортом и готовится без крема.
Рецепт торта «Прага» по ГОСТу
Во времена СССР торт не был запатентован по причине отсутствия практики выдачи патента на кулинарные рецепты, но был оформлен по ГОСТу и таким образом может быть приготовлен на любой кондитерской фабрике.
Традиционный торт «Прага» по ГОСТу имеет круглую форму и состоит из 3 коржей бисквитного полуфабриката «Прага» (с добавлением мягкого сливочного масла и какао-порошка), соединенных между собой кремом «Пражским». Верх и бока торта покрываются абрикосовым повидлом и глазируются шоколадной помадкой, на которую наносится кремовый узор.
По ГОСТу для приготовления килограммового торта нужно 472 г бисквита «Прага», 359 граммов масляного крема «Пражский», 116 граммов шоколадной помадки и 53 грамма фруктово-ягодного повидла (предпочтительнее абрикосового).
При изготовлении торта используется пшеничная мука высшего сорта, натуральное сливочное масло, какао-порошок, яйца, сахар, сгущенное молоко, крахмальная патока, фруктовая эссенция и абрикосовое повидло или джем.
Крем состоит из сливочного масла, куриных желтков, какао и сгущённого молока. После пропитки торта в течение суток в холодильнике, верхний корж и боковые поверхности смазывают фруктово-ягодным повидлом (обычно абрикосовым), покрывают глянцевой шоколадной помадкой и украшают кремом или шоколадной стружкой. Во многих рецептах шоколадную помадку из-за сложности в приготовлении заменяют на более простую шоколадную глазурь.
кафе "Лето" |
кафе "Весна" |
Парковые скульптуры у павильона №10 |
Аллея на ВДНХ |
Из-за довольно обширной территории выставки было решено использовать автобусные поезда. Первый состав был собран в автобусном парке №1 в 1957 году и выпущен на ВДНХ еще до ее официального открытия (после 06.07.1957), последующие машины собирались на первом и двенадцатом киевских авторемонтных заводах. Всего было изготовлено 6 таких машин. На первом тихоходе, как его называли, был установлен двигатель от "Победы", рама от ГАЗ-51, колеса – от ГАЗ-51.
Странные бело-голубые автобусы с прицепом стояли перед главным фонтаном с правой стороны, и зазывала приглашал совершить увлекательную экскурсию по выставочному городку. Для посетителей выставки это и не автобусы-то и были, а скорее аттракцион. В каждой секции автобусика размещалось около 20 пассажиров, водитель, он же экскурсовод обходил поезд, обилечивая всех. Очень степенно и не спеша, автобус трогался и ехал в сторону ипподромного поля. История создания выставки, название и назначение павильонов по пути следования, – все это плавно звучало из динамиков. У дальних прудов, возле пожарной части пассажиров ждала десятиминутная остановка для осмотра фазаньей и кроличьей фермы и кормления лебедей на пруду. Проезд в автобусах стоил 10 копеек, выдавались отрывные талоны с катушек. Длина маршрута составляла порядка 4.5 километров, рейс длился около 40 минут.
Официально автобусы ВДНХ числились за первым автобусным парком, да он и находится совсем недалеко. Там же проходило и основное техническое обслуживание. Ночевали и зимовали автобусы в боксах на ВДНХ. Что интересно, за рулем двух машин можно было увидеть и женщин. В Киеве нигде на автобусах не работали женщины, кроме выставочных машин. Простенькие кузова без бокового остекления, без дверок, позволяли быстро занимать места с обеих сторон поезда. Автобусы на ВДНХ работали с 1 мая по 10 ноября. В автобусике длиною около 6 метров, впереди рядом с водителем (как в автобусах ПАЗ или ЛиАЗ) был установлен 90-сильный мотор от грузовика ГАЗ-51, да и вся агрегатная база была от него же. Автобус завывал во время разгонов, а для безопасности имел ограничение скорости не выше 20 км/час. Из оборудования имел фары и габаритные фонари.
До 1980 года в автобусах была тряпочная крыша, постоянно промокающая, которая в 1980 году к Олимпиаде-80 была заменена на более влагоустойчивую. В 80-х годах в поездах появились и автоматические громкоговорящие устройства, рассказывающие о маршруте движения. В 1982 году, специально к 1500-летию Киева, на все поезда была нанесена надпись "1500 лет Киеву". Основная же окраска автобусов была белой и белой с голубыми полосами.
Один из шести поездов был списан в 70-х годах, и уже в 80-х годах на ВДНХ ездило 5 поездов. В свой последний рейс поезда выехали 10 ноября 1988 года. В следующем, 1989 году, они были списаны, но не из-за старости, а из-за того, что некоторые люди не хотели видеть их на выставке и эксплуатировать их. Вот так ВДНХ осталась без какого-либо внутреннего транспорта.
Эстакада на выставке; станция и вагон; вагон на линии |
Кадры из фильма, 1970 г.
Кроме автобусов, на территории Выставки передового опыта располагалась, построенная в 1967 году, первая в мире трасса монорельса с линейным электродвигателем длиной 525 метров (трасса «Трансрапид-01» с ЛД и магнитным подвесом в Германии начала строиться только в 1969 г.). Авторы это киевского чуда — сотрудники Киевского политехнического института (кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок (АЭМС-ЕП) при участии кафедры электрических машин на электроэнергетическом факультете (ныне - ФЭА)) А. Шаповаленко, К. Быков, А. Вишникин под руководством С. Реброва. Следует отметить также большой непосредственный вклад директора Киевского завода электротранспорта имени Дзержинского Г. Ижели. Монорельс по своим параметрам относился к парково-рекреационным и представлял собой кольцевой путь на очень легкой эстакаде из двутавровых металлических балок, с радиусами кривых 50 метров. Высота подвеса для обеспечения свободного проезда транспорта была относительно большой — 6-9 метров. Небольшие вагоны возили вначале 4, а потом 8 человек и развивали скорость до 40-50 км/ч. Был использован двигатель оригинальной конструкции, в котором статор был жестко связан с рельсом с помощью нажимных роликов, и упруго — с корпусом вагона. Кроме того, сам статор был выполнен гибким на шарнирах для прохождения крутых кривых. Такая конструкция позволяла существенно снизить вес ЛАД при том же тяговом усилии, по сравнению с применявшимся за рубежом жестким креплением статора к вагону. Фактически этот парковый монорельс являлся стендом-макетом для отработки конструкции монорельсовых дорог. Разработка обещала впоследствии выйти на широкие городские и междугородные пространства. Успешный опыт его эксплуатации позволил создавать более мощные конструкции. К 1970 году была на экпериментальном участке пути в Коммунарске была создана и испытана тележка с двигателем 40 кВт для вагона на 44-60 пассажиров. В том же 1970 году была также спроектирована линия «Березняки — Гидропарк» длиной 3,5 км. Однако в семидесятых годах работы над данными проектами были остановлены. Известно, что демонстрационная монорельсовая дорога на Киевской ВДНХ просуществовала, по меньшей мере, до 1971 года, когда с ней приезжали знакомиться делегаты из Министерства транспорта ФРГ. Есть также предположение, что она была разобрана в 1972 г. при строительстве павильона товаров народного потребления. В 1970 году дорога была снята в телевизионном фильме «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя», в котором главные роли играл популярный в СССР комический дуэт народных артистов УССР актёров Ефима Березина (Штепсель) и Юрия Тимошенко (Тарапунька), благодаря чему мы и можем увидеть, как выглядела в действии разработка киевских политехников. Для дальнейших исследований был отведен полигон на левом берегу Киевского моря, не доезжая села Лебедивки. Там в качестве исследовательского транспортного средства уже был использован полноразмерный вагон метрополитена с линейным асинхронным электроприводом. Однако дальнейшего распространения в Киеве монорельсовый транспорт так и не получил, что связано с недостатками линейных электродвигателей, имеющим по техническим причинам значительную величину рабочих воздушных зазоров, что приводит к дополнительным потерям и существенно ухудшает массогабаритные и энергетические показатели машины. Не способствовали развитию так же климатические и погодные условия нашего региона.
Впрочем, в наше время на территории Экспоцентра можно взять на прокат ролики и даже такое вот замечательное велосипедное средство перемещения.
недостроенный павильон «Транспорт» |
Кстати, здесь любит встречаться столичная арт-тусовка, проводить здесь современные театрализованные действа и прочие креативные мероприятия. В 2015 году здесь проходила уникальная столичная вечеринка - бомж-пати. Лучшего места не найти: сыро, грязно, "стрёмно".
Аллея. Место для открытой экспозиции музея пропаганды СССР. Автор фото: Анатолий Бойко, "Сегодня" |
Среди сооружений и объектов, не сохранившихся до нашего времени, были «Зеленый театр» (сгорел в 1996), автопавильон (1958, снесен в 1970-е), площадка аттракционов (демонтирована в 1990-х годах), фрагмент монорельсовой дороги, фрагмент электрифицированной железной дороги и фрагмент тоннеля метро (все демонтировано в 1972), пасека и Агрохимлаборатории. Также ликвидированы 3 рыбных пруда.
У павильона № 11 «Богатства моря» когда-то располагался муляж синего кита, в основе которого был настоящий скелет этого крупнейшего животного, обитающего на Земле (его длина достигает 27 м, а вес составляет от 30 т и более). Поднявшись на второй этаж павильона, можно было даже прицелиться в рыбину из иллюминаторов скопированной в самых мелких деталях кабины китобойного корабля. Однако, героизм профессии китобоя в советские времена не так пропагандировался, как, например, шахтерский труд – китобоев было, во-первых, несоизмеримо меньше, отечественные китобойные флотилии нам вообще достались по репарациям побежденной Германии. А во-вторых, кровавый промысел забирал много человеческих жизней. Из полутора тысяч моряков, которые уходили в рейс, несколько десятков не возвращались домой. Но наш, киевский, кит, разумеется, не был причастен к этому – он служил чем-то вроде аттракциона, увековеченный на несчетном количестве черно-белых фотографий и ушедший вместе с эпохой показухи и дефицита.
Сегодня его остатки находятся на территории Национального университета биоресурсов и природопользования (Сельскохозяйственная академия), Киев.
Шутки ради. Однако именно так выглядит музей ВДНХ. Когда-то в музее ВДНХ находились старые фотографии выставочного комплекса. Сегодня на их месте - лоскутки белой бумаги.
На территории Экспоцентра расположены большие конюшни, в которых находятся десятки породистых лошадей. Рядом расположены поля для выгулки, конного спорта и верховой езды. Посетители выставочного центра могут совершить конные прогулки по лесной части Экспоцентра, для чего есть всё необходимое снаряжение и опытные инструкторы. В весенний и осенний период во время аграрно-выставочных мероприятий, наряду с другими домашними животными, зрители могут ознакомиться с лучшими породами лошадей.
Оранжерея |
Печка в "тропиках". Отапливают зимой только дровами. |
Валентина Николаевна Воронина. |
Клеть. Сюда заходила вагонетка с углем для подъема наружу. |
Штрек. Где-то там впереди есть запасной выход из шахты. |
Две антрацитовые глыбы при входе привезены из Донбасса |
Недавно павильон №13 «ожил». Весной этого года за него взялось сообщество киевских художников, которые создали платформу для синтеза искусств Carbon – самоорганизованной группы художников, познакомившихся и объединившихся в сквоте на фестивале «ГОГОЛЬFEST 2017». С мая в некогда заброшенном павильоне №13 прошли ярмарка современного искусства, фестиваль старинных музыкальных инструментов и события фестиваля света и медиаискусства Kyiv Lights Festival. Кроме того, эту локацию облюбовали украинские «бёрнеры», которые провели в шахте первый официальный региональный ивент Burning Man – Precompression Kyiv, на котором собралось около 700 человек. С 5 по 8 июля в 13-м павильоне проходит первый международный фестиваль перформанса Carbonarium, созданный в сотрудничестве с белорусским фестивалем Performensk, который объединит более 50 художников из 10 стран и 5 городов Украины. Также этим летом планируется серия музыкальных мероприятий и фестиваль диггерской культуры, посвященный Чернобыльской зоне отчуждения. А в конце года 13-й павильон должен превратиться в площадку для экстремального спорта, так как велосипедистам и скейтбордистам надо постоянно держать форму, а тренироваться в Киеве зимой негде.
Впрочем, это не первое участие комплекса в искусстве:
- В 2007 году вышла комедия "Душка" нидерландского режиссера Йоса Стеллинга, в которой павильон №7 ВДНХ был фасадом кинотеатра, где проходил кинофестиваль
- В 2008 году на территории экспоцентра происходили масштабные съемки художественного фильма «Прощальное дело» французского кинорежиссера Кристиана Кариона, с участием украинского киноактера Алексея Горбунова о полковнике КГБ, сотрудничал с иностранной разведкой. Режиссеру Кристиану Кариону не дали снимать в Москве, поэтому он решил заняться делом в Киеве. И выбрал "Экспоцентр" одной из съемочных площадок, территория и помещения которого весомо представлены в этой ленте. В кино, между прочим, снимался сам Эмир Кустурица.
- В 2012 году на территории экспоцентра снимался фильм режиссера Александра Войтовского «Джунгли» с участием актеров Веры Брежневой, Сергея Светлакова и Михаила Ефремова. Первые минуты фильма начинаются именно с главной площади экспоцентра. Для массовых сцен в фильме были задействованы сотни киевлян.
- В 2015 году в помещениях и на территории экспоцентра снимался популярный 24-серийный комедийный сериал «Слуга народа». По сюжету киносериала, территория и помещения экспоцентра были выбраны новым Президентом Украины (роль которого сыграл Владимир Зеленский) для размещения администрации главы государства. В массовых сценах сериала снимались десятки киевлян. Зеленский даже устроил на ВДНХ "Майдан". Каких конкретно денег требовала массовка непонятно, но очевидцы утверждали, что кричали артисты не хуже настоящих революционеров, чем изрядно напугали работников комплекса. Ну а что вы хотели, искусство требует жертв.
Здания ВДНХ "пропитаны" коммунистической символикой |
Как говорят экскурсоводы, по словам очевидцев, у посетителей выставки оставались противоречивые чувства. Кто-то был в восторге от достижений народного хозяйства. Однако у некоторых после увиденного появлялась праведная злость. Ведь большая часть показанного так и оставалась призрачным "достижением", недоступным для многих советских граждан. "Это была очень красивая показуха", - подытожили экскурсоводы. Различные мероприятия, выставки и презентации проводятся на ВДНХ и в наше время — с их временем и датой проведения можно ознакомиться на официальном сайте. К сожалению в настоящее время, павильоны выставки не имеют постоянно действующей экспозиции - это и выставочный центр, и зеленая зона отдыха, и уникальный архитектурный комплекс. В павильонах проводятся международные и национальные специализированные выставки, ярмарки товаров широкого потребления, концерты, деловые, корпоративные, спортивные, праздничные мероприятия. Выставку посещают не только любители ностальгических воспоминаний: на аллеях можно увидеть молодежь с современными велосипедами, на роликовых коньках, влюбленные парочки, мамочек с детскими колясками. Уютные кафе и элитный ресторан привлекают посетителей. Эпоха, канувшая в прошлое, на самом деле только затаилась в удивительных скульптурах и аппликациях, украшающих павильоны выставочного центра. Почти не изменился первичный стиль павильонов, вся советская символика и барельефы. Здания полностью сохранили свой оригинальный вид. Но, конечно же, люди приходят сюда не только за этим, а и чтобы просто погулять в так называемом «заповеднике советского барокко», который находится в очень живописном месте и это не удивительно, ведь он граничит с такими отличными для отдыха зонами, как национальный природный парк «Голосеевский» и парк Максима Рыльского.
Для тех же, кто любит пострелять по движущимся мишеням, существует на ВДНХ народная забава — пейнтбол! Не отказывайте себе в удовольствии, разрядите всю обойму в ваших друзей и приятелей!
Рядом с Экспоцентром расположена современная станция «Выставочный центр» Киевского метрополитена.
А еще в районе ВДНХ иногда видят НЛО: неопознанные летающие объекты порой пролетают над павильонами комплекса. Хотя скептики говорят, что это обычные китайские фонарики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий