Издавна на Руси 16 февраля (2 марта по новому стилю) отмечали день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. В этот день особливыми подношениями старались задобрить дух ночных кошмаров и домашней плесени, а по совместительству частенько и супругу Домового, Кикимору, чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Оттого, отмечая именины супружницы, "хмельными" ходят Домовой с Дворовым и колобродят всю ночь до утра, не давая отдыха ни хозяевам, ни домашним животным... Как же праведница Маремьяна (Мариамна) церковного календаря превратилась в народном месяцеслове в Меремьяну-Кикимору?
Имя ее, возводят к «шишимора», где «шиш» – нечистый дух (шиш, шишко, шишига), либо происходит либо от русских диалектных слов шишить / шишать — «копошиться, шевелиться, делать украдкой». Происхождение же первой части кик- остаётся спорным. Её производят, по одной версии, от балто-славянского корня *kikъ (кик) / *kykъ (кык) / *kukъ (кук) / *kъkъ — «горбатость, скрюченность», позднее также «горб, насыпь, могильный курган, могила», а также «болото, заболоченная долина», и далее от индоевропейского *keuk- / *kouk- — «изгибать, искривлять; загнутое»; отсюда и названия демонов: русские ку́ка — «банный дух»; кука́н — «болотный дух»; кука́шка — «чёрт»; белорский кука — «что-то страшное, живущее в темноте, чем пугают детей»; кашубский kuka — «злой дух, который даётся ведьмой людям»; литовский kaukas, прусский и латышский kauks — «домовой, гном». По другой версии, первая часть происходит от звукоподражания кыкать (*kykati) — «кричать (о птицах), издавать резкие звуки, плакать, вопить, причитать, хихикать, икать, хрипеть, кудахтать, кукарекать, куковать», также кика — «птичий крик». По третьей версии, — от кика (*kyka) — «чуб, прядь, коса; женский головной убор с рогами, иногда напоминающий птицу», далее «обрубок, культя».
«Мора» же, в славянских языках выступающее как самостоятельное слово, обозначающее женских демонов, насылающих на людей ночные кошмары – олицетворение сил Богини Мораны / Морены (в польской мифологии Морена — это женщина, у которой по ночам душа может отделяться от тела, в виде мотылька проникать в чужие дома и душить спящих), или, как её еще называли, Макоши (Мокоши), воплощавшей в себе и смерть человека (имя Морана (Морена, Мара, Мора) родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», и даже «смерть»), и зимний холод, и покровительство плодородию земли. Впрочем, Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна. В дохристианскую пору этот день и был посвящен богине Морене, так сказать, прощание с ней по случаю наступления нового года и окончания зимы, символом чего и было сжигание соломенного чучела во время Масленицы. Так же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило — с вилами». Ибо, по поверьям, о сию пору Ярило «воздевает зиму на вилы». А поскольку наша героиня состояла в свите этой небожительницы, то Меремьяна Кикимора являет собой отголосок древнейших верований.
Есть еще несколько значений для второй части:
- производное от самостоятельного слова «мора/мара», обозначающее женских демонов;
- однокоренное со словом «моръ» — смерть или то, что несет ее;
- восходит к праиндоевропейскому корню «ма-» — махать руками, кивать головой, морочить, обманывать;
- «мара» первоначально означало болото и стоячую воду.
Александр Головин. Эскиз костюма Кикиморы для балета «Жар-птица» Игоря Стравинского, 1910 г. (Русские сезоны) |
Илл. Татьяны Гиппиус к сказке «Кикимора» Н.Манасеиной |
Почему же в доме может появиться Кикимора? Дом может стоять на «нечистом, «гнилом» месте», то есть там, где либо когда-то кто-то был похоронен, либо в месте природной аномалии. Если женщина, проживающая в доме, сделала аборт. Поселившись в доме, Кикимора нередко становится супругой Домового. Домочадцы естественно предпочитали, чтобы Домовой был холостяком. Ведь только в редких случаях ему удавалось перевоспитать нерадивую супругу. Если Домовой был работящий да весёлый, то и характер Кикиморы мог перемениться в лучшую сторону. Но если же Домовой был ленив да проказлив — тут Кикимора проявляла всю свою «кикиморочью натуру». Ибо Кикимора, в отличие от Домового – злой дух дома, тёмная его сторона. Кстати, Кикимору считали предсказательницей, верили, что плач ее или бряцание коклюшками предсказывает беду, а появление – смерть кого-то из обитателей дома. Загадочным для нас образом определяемое местоположение невидимки означало – к худу или к добру. Кое-где, даже принято было спрашивать у нее о судьбе и получать ответы в виде стука (ведь за судьбу отвечала Макошь).
Утверждали, что из-за Кикиморы в избе «маячит», т.е. мерещатся то свинья, то собака, то заяц; слышатся свист, детский плач, стуки-бряки, а то и песни с танцами, да какими: с притопами и прихлопами! Считалось, что неопрятно одетая и чумазая Кикимора устраивала по ночам беспорядки, досаждая хозяевам: мешала спать шумом, стуком, треском, топотом и писком (или, подобно Маре, наводила кошмары или, наваливаясь ночью на хозяев, как взрослых, так и детей, душила их, особенно, если они легли в неугодном им месте); пугала невидимым голосом, свистом, пением, звуком пляски, воем и плачем; щекотала маленьких детей, доводя их до крика; дёргала за мочки ушей; играла с кошками; била посуду; рассыпала крупу и муку; швырялась луковицами и прочими овощами и корнеплодами из подполья, обувью, кирпичами из печи, углями для самовара и подушками с полатей; распахивала двери; путала простыни и даже ломала мебель (хотя, чаще, заставляла её «плясать» или переворачивала) и разворачивала полы. Однако ночная работа кикиморы зачастую не оставляет вещественных следов — посуда, мебель, печи оказываются утром на своих местах и целыми (Забайкалье). Более того, кикимору никто никогда не видел, поэтому все неумехи и лентяйки могли найти себе отличное оправдание: «Дома грязно, так это Кикимора чудит, не успеешь оглянуться, она еще и всю пряжу спутала, ну прям беда». Ну как обойтись без такого духа, на которого плохой хозяйке можно было свалить все свои недостатки. А как проверишь, проказница ведь была невидимой. Можно отметить, что существуют близкие анекдотическим рассказам и сказкам-небылицам былички, в которых на проказы кикиморы ходит смотреть вся деревня, и они воспринимаются людьми скорее как представление, чем как угроза. Впрочем, говорят так же, что иногда из-за причуд Кикиморы хозяева покидали свои дома и переезжали на новое место. По одной из версий, именно приписывание необъяснимо возникшего беспорядка в петербургском Троице-Петровском соборе в 1722 г. воздействию кикиморы и последующая попытка толкования её появления как дурного предзнаменования привели к возникновению легенды о том, что «Петербургу быть пусту». Сохранился и такой анекдот: "У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»". В симбирской сказке невидимо живущий в кабаке кикимор (мужского пола!) отцеживает по ночам вино и выживает целовальников, пока самый смелый и «знающий» из них не заключает с ним договор.
В триллеровских сценариях с участием кикиморы предполагалось, что она способна даже погубить человека. Право слово, а над кем ей тогда насмехаться? Вроде бы, невыгодно. Если же кикимора поселится в пустом доме, то уж никого туда не захочет впускать: начнет кидаться, чем попало: мусором, например, а то и камнями. Любит она и детей постращать. Но особая ее слабость – повыдергивать по ночам волосы у главы дома. Пристрастие суседки (одно из прозвищ кикиморы) к шерстистому материалу проявлялось и во дворе, где она выщипывала перья у домашней птицы и стригла овец, отчего те впоследствии плешивели. Причем, как уверяют сведущие люди, делала это совершенно бессмысленно. Но вот что любопытно: выстриженная шерсть не пропадала, а обнаруживалась в хлеву в виде подстилки для скота. На Русском Севере считалось, что из состриженной шерсти, волос и перьев кикимора делает постель для скота. Эта невидимка аттестовалась и как любительница верховой езды: поутру хозяин мог найти свою лошадь загнанной, в мыле. Забавная деталь: поверья о том, что кикимора причиняет вред скоту путем его пересчитывания, оговаривают скромность ее математических способностей, утверждая, что она умеет считать только до трех.
Кикиморы, Худ.В.Славук |
В Новгородской и Вологодской губерниях считалось, что кикиморы шалят во все Святки, а в некоторых местах Новгородской губернии считали, что они активизируются только в ночь под Рождество — то есть в переходное время, связанное с культом мёртвых. На святочные гулянья старухи изображали «кикимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ноги с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.
По некоторым местным поверьям кикимора до Святок живет на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. Особенно активной Кикимора становится на Колядочные Белые Святки и может бесчинствовать целую неделю. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает целую кучу детей - шулыканов (или, шушканов). Они совсем крошки, остроголовые, всегда держатся вместе. Роем вылетают на улицу из печной трубы и летают по холоду аж до самого Крещения (19 января). На Водосвет (19 января) для них кончается их детство и начинается серьезная взрослая жизнь. Дел куча. Толстую тетку под юбкой ущипни. Наглых, непослушных детей до икоты напугай. Пьяного в незнакомый район заведи, в грязь повали. До конца своих дней шулыканы живут коммунами в заброшенных домах. Часто люди давят маленьких пакостников ногами, случайно или со злобы: «А нечего тут...» Шулыканы же не способны доставить человеку серьезную неприятность. Они — скорее усмешка иного мира, чем его злонамеренность.
Конечно, как и любую другую чародейную силу, Кикимору можно на время «ублажить»: перемыть на ее день все в избе настойкой горького корня папоротника, полагая таким образом доставить имениннице удовольствие, которая, как считалось, имела пристрастие к запаху этого растения и не трогала такую посуду. Помыв углы дома таким настоем, можно было успокоить этого духа. Если же Кикимора в доме разбушевалась, приглашали волхва или знахарку, чтобы прочесть заговоры и изгнать духа из жилья. В арсенале знахарских методов были и специальные заговоры и ритуалы. Например, на Герасима Грачевника (17 марта), когда кикиморы единственный раз в году становились кроткими и смирными (знали, видно, что как раз в этот день их могут выставить из дома), обметали все углы в избе, а печь окуривали с приговором: «Ах ты, гой еси, выходи ты, Кикимора домовая, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут тебя огнем-полымем, зальют черною смолою. Слово мое твердо». Дорожку перед домом выметали от крыльца к колодцу или перекрестку. Избавлялись от старой посуды с трещинами и сколами, разбивая ее и выбрасывая. Жгли скопившийся в доме хлам, кидали в костер и ветхую одежду. Солонки в доме обвязывали можжевеловыми поясками, чтобы кикимора, которая не любит можжевельник, не таскала соль. В Вологодской губернии считалось, что чертополох в доме отпугивал кикимору (впрочем, и домового тоже). Также кикимора боится плакун-травы. В числе мер борьбы с кикиморой встречались и совсем странные. Так, в Белозерском уезде существовало поверье, что если накинуть на нее крест (это на невидимку-то!), и она застынет на месте, т.е. обездвижится. А в Витебской губернии утверждали, что если поймать происходящую от умершего или проклятого ребёнка кикимору и выстричь ей на темени крест, то она превратится обратно в человека, но с определённым недостатком, например, кривизной, косоглазием, немотой, заиканием, плохой памятью или слабоумием. Также от кикиморы, как и от остальной нечисти, помогают упоминание Бога или, наоборот, грубые ругательства. От разгулявшейся кикиморы могло помочь окропление дома святой водой или проведение в нём молебна. В Вологодской губернии в Крещение крестили рукой или ножом по воздуху окна и двери в избе, а также рисовали кресты мелом, краской или углём, ставили крестики из лучинок в каждый угол в избе, в воду, в колодец, чтобы не вошли в дом кикиморы и нечистые духи.
Существует поверье, что кикимор могли «напустить» на хозяев колдуны или злоумышленники-мастеровые (плотники, печники), недовольные или обиженные при расчете за постройку. Наиболее часто указывается, что кикимору напустили, незаметно положив в доме с особым наговором так называемый лекан (манилка, ерничинка): или сделанную из щепок или сшитую из тряпочек и иногда смоченную кровью куклу, или игральную карту с изображением фигуры, или ножик, или отломленный от плывущей по воде «коряжины» (дерева с корнем) сучок, или обрубок дерева, или просто щепку, или даже жёлтую тапочку. Лекан закладывался под матицу (потолочную балку), между брёвен в переднем углу, под печкой или за печку, в подполье, в поленницу. Впоследствии предмет «оживал» и превращался в «насаженную кикимору». В Вятской губернии считали, что кикимору можно привезти в бутылке, в чём обвиняли, например, приезжих татар. Фольклористы записали множество псевдобыличек, в которых строители объясняли, как они закладывали «кикимору» в дом: так, в разных углах дома, чтобы «схватить разные ветры», сверлились дырки, в которых вставлялись битые бутылки горлышком наружу, при выдёргивании пробок из которых в доме начинало «выть» как будто по-звериному; или под печь закладывали ртуть в свинце, которая при накаливании начинала «ухать»; или в толстой кирпичной кладке оставлялись пустоты-зигзаги. Если считали кикимору «наведенной», искали в доме подкинутую куколку, а, найдя – сжигали, или можно было выбросить её в отдалённой местности. Не находя, старались уговорить предполагаемых «напустивших» убрать заговоренную вещь.
Плохо, если Кикимора после изгнания уйдет жить из избы в курятник. Тогда всем курам перья повыщиплет. Но и тут можно огородиться о нее, повесив (обычно 15 января в «Сильвестров день») за нитку на стене курятника универсальный оберег от кикиморы «куриный бог», который на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым» – камень, желательно чёрный, величиною с гусиное яйцо, с природной сквозной дырой, целое горлышко от разбитого кувшина (сегодня для подобных обережных целей (на даче, в квартирных домах вряд ли поймут) вполне можно использовать и горлышко от бутылки) и даже горшок с выбитым дном или поношенный лапоть, также могла подойти палочка с дырочкой от выпавшего сучка. Иногда к кувшину привязывается лоскут кумача. «Куриный бог» можно повесить и перед входом на террасе, над насестом или на балках в хлеву. В некоторых районах Руси для оберега от Кикимор под ясли помещали «свинобойную» палку, а под шесток – клок медвежьей шерсти. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.
кикимора болотная |
"– С чего бы это кикиморам на болоте взяться? Кикиморы – они твари домашние. Сидят себе в темных сырых уголках да пакостят по мелочам. То пряжу перепутают, то квашню опрокинут. А болото… Чего им там делать? Ох, Высоцкий… Сбрехнул – а люди верят. Так потом и начинают у них в головах то русалки с рыбьими хвостами гулять, то кикиморы по болотам бегать" (А.Прозоров, "Заклятие предков (Ведун-3)").
злыдни |
По не до конца доказанным и исследованным данным, болота считаются колыбелью всего живого на земле. В них найдено уже около двух тысяч мумий. А в глубинах торфа можно найти отпечатки существ, которые ранее существовали в природе. Человек себя чувствует в этих местах очень неуютно. Он начинает испытывать ужас, чувство страха и слабость. Возможно, это происходит из-за многочисленных тайн, скрываемых болотом, а может из-за присутствия там нечисти. Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото – опасное, неопределенное («ни вода, ни земля») место, излюблено нечистой силой. В Вологодской губернии в болоте «селили» бесов, в Смоленской – водяного; согласно общерусским поверьям, в болоте традиционно обитает леший (на Урале кочечного, болотного лешего именуют «анцыбал»). Болото – типичное место действия рассказов о черте, что отражено и в поговорках: «Было бы болото, а черти будут»; «Всякий черт свое болото хвалит»; «Не ходи при болоте – черт уши обколотит» [Даль, 1880].
Из жизни болотных кикимор Худ.В.Аржевитин |
"Существо вышло из темноты буквально в трёх шагах от меня. Это был невысокий мне по грудь странный гуманоид с тонкими, словно ветки дерева, руками и ногами. У него были огромные как у совы глаза и широкий безгубый рот, полный мелких бурых зубов. Одежды на незнакомце не было, а всё тело существа было покрыто клоками бурого и зелёного мха. Или это была шерсть такой маскировочной окраски? На голове гуманоида была сложная причёска, где в длинные спутанные бурые волосы был вплетён целый куст веточек, травинок, тростинок, и всё это напоминало скорее птичье гнездо, чем шевелюру живого существа.
— Кикимора? — предположил я наугад, уж слишком незнакомец своим видом напомнил мне этих полумифических тварей, которые якобы обитали на болотах.
— Кикимор. Я мужчина, — строго поправил меня болотный житель и проговорил требовательно и нетерпеливо. — Говори, чего хотел" (М.Атаманов, "Самый разыскиваемый").
Глаша и Кикимора. Союзмультфильм, 1992 |
Лесовик. Кикимора. Чудо лесное. Николай Рерих. 1894 г. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий