суббота, 1 мая 2021 г.

🌻1 мая. международный День Подсолнуха


Уже более 10 лет 1 мая празднуют международный День городского садоводства, цветоводства и городского огородничества, так же называемый Днём Подсолуха, инициатором которого стал британский городской садовод Ричард Рейнолдс. Суть этого молодого неформального праздника очень проста: чтобы в городах стало солнечнее и радостнее в этот день люди сажают подсолнухи — у домов, во дворах, возле своих подъездов, вдоль дорог, в парках и скверах, на пустырях, тем самым как бы отдавая дань этому одностебельному растению с большим цветком (значительно отличающемуся от своего дикого кустарникового предка), не только играющему важнейшую роль как в экономике стран, так и в здоровом питании каждого человека, но и радующему глаз своим красивым цветком, похожим на Солнцем. Кстати, русское название растения как раз и возникло из-за того, что этому цветку в большей степени по сравнению с другими растениями свойственен так называемый гелиотропизм — поворот раскрытых и обращённых к Солнцу соцветий вслед за его перемещением по небосклону (частный случай фототропизма). Девиз праздника: даже малое дело и малое семя может изменить окружающий мир в лучшую сторону.

Обширный (в настоящее время насчитывает до 110 видов) полиморфный (в зависимости от вида — это травы (в основном в Северной Америке), полукустарники (преимущественно в Мексике и Перу) и кустарники) род Helianthus (от латинского «солнечный цветок», происходящего от греческих слов ήλιος («солнце») и άνθος («цветок»)) семейства Asteraceæ (астровые), большинство из которых многолетники, происходит из Северной и Южной Америки (согласно же результатам исследований советского учёного-генетика, ботаника, селекционера Николая Иванович Вавилова центром происхождения подсолнечника является Южная Мексика), где и был впервые выращен как сельско-хозяйственная культура местными племенами более 4500 лет назад. По утверждениям некоторых археологов, подсолнечник был одомашнен даже раньше пшеницы. Археологические свидетельства доказывают выращивания подсолнечника на территории нынешних штатов Аризона и Нью-Мексико примерно в 3000 году до н. э.

Очаг земледелия в Северной Америке и стоянки с древнейшими следами доместикации подсолнуха
Ещё до одомашнивания дикий подсолнечник был весьма распространён в Северной и Центральной Америке, поэтому охотники-собиратели не упустили его из виду. Семена дикого подсолнечника, датируемые 6550-4050 гг. до н.э., были обнаружены во многих местах пребывания древнего человека в восточной части Северной Америке, куда он был привнесён с запада (откуда-то с плато Колорадо на юго-западе США). Более крупные семена, вероятно культивируемого подсолнечника, тоже обнаружены в ряде мест самая ранняя стоянка: 3850-2450 г. до н.э. Таким образом, одомашнивание растения произошло не на западе, а на востоке Северной Америки, во внутренних областях. Это подтверждается и недавними генетическими исследованиями, указавшими, что в восточной Северной Америке 5-3,8 тысяч лет назад был независимый центр доместикации как минимум 4 видов растений, одним из которых и есть подсолнечник. Другие генетические исследования, сравнившие современные дикие и одомашненные виды подсолнуха показали, что самым близким родственником сорта культурного растения из США является дикий подсолнечник, произрастающий в центральной части американского запада. Данные результаты не противоречат археологическим исследованиям мест культивирования подсолнуха, расположенных в восточной части США. В то же время, у учёных появилось свидетельство того, что в Мексике был второй очаг доместикации подсолнуха, очевидно произошедшего независимо от североамериканского. Однако специалисты отметили, что предками современного подсолнечника однолетнего являются культивированные именно в Северной Америке древние подсолнухи.


Ритуал торговцев во Флорентийском кодексе Бернардино де Саагуна.
1) подарки для знати: трубка для курения табака и цветки подсолнечника
2) подношение трубки и цветка подсолнуха (в т.ч. др. цветка) Уицилопочтли.
Многоцелевое использование урожая включало производство муки и приготовления пищи. Семена обжаривали, чистили и ели либо в качестве закуски, либо смешивали с другими зернами, орехами и бобами. Индейцы также обнаружили, что из семян можно добывать подсолнечное масло и использовать для приготовления пищи. Помимо ценности урожая для пищи, археологи обнаружили, что подсолнечник использовался в непродовольственных целях. Подсолнечное масло и пигменты использовались в качестве солнцезащитного крема или основы для фиолетового красителя для кожи, волос или текстиля, в то время как крепкий, волокнистый стебель растения использовался в строительстве. В ацтекском главном храме Темпло Майор было найдено в качестве подношения как минимум 10 семян дикого подсолнечника однолетнего (поздняя постклассика, т.е. 1200–1521 гг. н.э.), что говорит о большой ритуальной значимости подсолнуха у индейцев центральной Мексики.

Chrysanthemum Peruvianum из книги Hortus Floridus (Utrecht: Officina Calcographica Cr. Passaei, 1614).
Карта распространения подсолнечника в историческое время
Ученые расходятся во мнении, когда именно подсолнечник попал в Европу. Однако все называют XVI век. Наиболее же признанный монограф рода подсолнечник академик П.М.Жуковский указывает, что первые семянки растения были привезены в Европу испанскими конкистадорам, возвращавшимися из экспедиции в Новую Мексику, и высеяны в 1510 г. в Мадридском ботаническом саду. В течение следующих 2-х веков в Западной Европе эти экзотические цветы не применяли в пищу, в том числе и в виде масла, выращивая их повсеместно как декоративные и иногда используя в медицине как противовоспалительное средство. Считается, что из Испании подсолнечник проник в Италию и Францию, а к концу XVI века его выращивали в Бельгии, Англии, Голландии, Швейцарии и Германии. Каких только названий не давали подсолнечнику: мексиканский цветок, индийский золотой цветок, перуанская или американская хризантема. Однако, прижилось описание, данное в 1576 г. фламандским ботаником Матиасом де Л’Обелем, - "цветок солнца". Потому-то почти у всех народов в названии этого растения имеется корень «солнце». В Украине солнце — сонечко, и подсолнечник превратился в соняшник, у англичан — санфлоуер (цветок солнца). Подсолнечник — тезка солнца и у французов (tournesol), и у голландцев (zonnebloem), и у испанцев (girasol), и у шведов (solros), и у многих других народов.


Выращивание подсолнечника развивалось в течение XVIII в. и распространилось по всей Европе. В середине XVII в. в Англии молодые корзинки подсолнечника было модно варить и печь на углях, а потом есть с маслом и уксусом, как артишоки. В Германии в XVIII в. подсолнечник возделывался в качестве заменителя кофе. В Россию подсолнечник попал в XVIII в. Вполне допустимо, что его завезли немецкие поселенцы-колонисты. Впрочем, существует и другая версия: молодого Петра I, находившегося в то время в Голландии, настолько поразила красота диковинных заморских цветов, что он распорядился послать семянки подсолнечника в России. В отличии от картошки, регулярно провоцировавшей крестянские бунты, это полезное растение было принято радушно, и вскоре появилось повсюду. Именно в России был обнаружен потенциал культуры для производства подсолнечного масла. Не смотря на то, что впервые о производстве масла из подсолнуха в Европе задумались англичане, и даже в 1716 г. взяли патент, описывающий весь этот процесс, масштабное производство подсолнечного масла началось именно в России. Впрочем это развитие было отчасти связано с причудой судьбы и изменениями в Русской православной церкви, запретившей на период Великого поста потребление пищи, приготовленной с использованием различных масел и жиров. Однако, ряд масел, называвшихся постными: традиционные конопляное и льняное масло, и более дорогое прованское, реже маковое и кунжутное, а также рыбий жир, были разрешёны для употребления во время поста. Позже эти масла почти полностью были вытеснены жидкими растительными маслами: подсолнечным маслом, отчасти — кукурузным и горчичным. Спрос на подсолнечное масло резко возрос, и в начале XIX в. посевная площадь увеличилась более чем до 800000 гектаров по всей России и Украине. По мере того, как посевные площади продолжали расти, рынок поделился на 2 отдельные категории – масличные семена и семена для потребления. Начало промышленной переработки подсолнечника как масличной культуры связано с именем Даниила Бокарёва, предприимчивого крепостного графа Шереметева, который в 1829 г. загрузил очищенные семена подсолнечника в ручную маслобойку для льняного масла, а уже через 4 года, в 1833 г., в слободе Алексеевка Воронежской губернии (ныне Белгородская область) купец Папушин при содействии изобретателя построил первый в России маслобойный завод. Год спустя Бокарёв открыл в Алексеевке собственную маслобойню, и в 1835 г. начался экспорт масла за границу. К 1860 г. в Алексеевке было около 160 маслобойных заводов. Популярность продукта объяснялась его дешевизной, приятным вкусом и пригодностью в пищу во время поста — отсюда взялось название «постное масло». В дальнейшем культура стала распространяться на прилегающих территориях, проникла на Северный Кавказ, Украину и даже в Зауралье. Эмигранты привезли в США семена, и к концу XIX в. вывели сорта "Русский гигант", "Русский великан" и "Русский мамонт", корзинка которого диаметром до 50 см заполнена многими сотнями крупных семян. Вскоре Америка стала вторым после России экспортером ценного продукта. Видный американский ботаник Чарльз Хейзер так констатирует этот факт: "Быстро распространившись по всей Европе, наибольшего успеха культура подсолнечника достигла только в России". По сей день более 90% жителей России предпочитают подсолнечное масло всем остальным видам, и, по прогнозам специалистов, эта склонность не изменится в силу как экономических причин, так и кулинарных пристрастий. Более того, большинство россиян настолько привыкли к нерафинированному маслу желтого, почти оранжевого, оттенка, с запахом жареных семечек, что эта традиция нашла отражение даже в российском ГОСТе. В 2005 г. жители Алексеевки почтили вклад Даниила Бокарёва в развитие города памятником.


Наиболее известные и распространённые виды подсолнечника — это подсолнечник масличный, или однолетний и топинамбур, или подсолнечник клубненосный.
  • Подсолнечник однолетний выращивается практически во всём мире и используется в качестве пищевого (плоды, подсолнечная халва, подсолнечные козинаки, подсолнечное масло, саломас, маргарин), медоносного, лекарственного (настойка, масло), кормового (жмых, силос, сенаж, шрот, обмолоченные корзинки, полова), технического (производство бумаги, поташа, мыла, топлива, лакокрасочных материалов), каучуконосного, мелиоративного, декоративного растения. Опытные хозяйки добавляют полезные и вкусные подсолнечные семечки в салаты и печенья, а известный идеолог и практик питания пророщенными семенами Энн Вигмор считает семидневные проростки подсолнечника, выращенные по ее методике, основой многих необыкновенных блюд, которые позволяют ей и в 90 лет сохранять здоровье и бодрость. Прославленные же чайные компании "Дау Эг-бертс" добавляют сухие "лепестки" подсолнуха в ароматизированные экзотические сорта чая.
  • Подсолнечник клубненосный, или топина́мбу́р (название происходит от названия племени индейцев тупинамба из Бразилии, одновременно с которыми в начале XVII в. был завезён во Францию), также выращивается в промышленных масштабах и используется в качестве пищевого (клубни, суррогат кофе, чипсы, инулин, патока), медоносного, кормового (клубни, силос, сенаж, комбикорм), мелиоративного, декоративного растения. Растение известно также под названием «земляная груша», «иерусалимский артишок» (название «иерусалимский» семантически произошло, вероятно, от искажения итальянского названия «girasole» (подсолнечник, также топинамбур), трансформировавшегося позднее в «Иерусалим» (Jerusalem)), за сходство с картофелем его называли: «бульба», «бульва» и «бараболя». В Бельгии известен как «подземный артишок»: в Голландии и Бельгии топинамбур отваривали в вине со сливочным маслом, добиваясь сходства с донышком артишока.
Другие виды Подсолнечников менее распространены и в основном используются в декоративных целях.


Между прочим, подсолнухи — это не просто один цветок, как может показаться на первый взгляд. На самом деле они содержат от 1000 до 2000 маленьких цветочков. Каждый лепесток головки подсолнуха ботаники называют лучевым цветочком. Внутренний «глаз» составлен из цветочного диска, который заплетается в завораживающие картины множества спиралей. Только дисковые соцветия развиваются в семена.


Не все подсолнухи желтые. Во всем мире существует более 60 сортов подсолнухов, некоторые из которых имеют красноватые лепестки или оттенки коричневого и оранжевого цветов.

В стебле же подсолнуха накапливается фитогормон — ауксин, который регулирует рост растения. Увеличение ауксина в той части стебля, которая не освещена солнцем, вынуждает подсолнух тянуться к свету. Но когда растение вырастает, то теряет гелиотропные свойства и остается повернутым в основном на восток. Известно, что «цветок, поворачивающийся за солнцем» встречается еще в греческом мифе о Клитии у Овидия, то есть задолго до появления подсолнечника в Европе.


Согласно Книге Рекордов Гиннеса самый большой размер цветка подсолнуха, когда‑либо зафиксированный в мире, — 82 см (Канада), а самый высокий в мире подсолнух высотой более 8 м, выращенный Гансом-Петером Шиффером в Германии, был зарегистрирован в 2014 г.

Подсолнух астронавта НАСА Дона Петтита зацвел на МКС в ходе личного биологического эксперимента ученого в 2012 го.
В 2012 г. американский астронавт Доналд Рой Петтит доставил семена подсолнечника на Международную космическую станцию для изучения процесса озеленения растений.






Красота цветов подсолнечника поверяется математикой. Математик Бен Спарк из Университета Бата нашел и проиллюстрировал новую область использования принципа гармонической пропорции, известного как «золотое сечение», использовав в качестве примерарасположение семян в цветке подсолнуха: чтобы выжить, светолюбивое растение научилось размещать на ограниченном пространстве максимальное количество семян. Это не зависит от размеров конкретного экземпляра, вся суть в принципе прорастания семян в цветке, который заложен на генетическом уровне. У подсолнуха всегда есть центр, от которого семена расходятся к периферии с некоторым интервалом, образуя узоры. В моделях, использовавшихся Спарком, схемы заполнения подсолнуха строятся из центра со смещением с равным шагом. Задача: вычислить его оптимальную величину, чтобы в итоге в цветке не было пустот и перекрытий. Но моделирование показало, что задачу нельзя решить при помощи целых чисел и простых дробей, тогда как принцип золотого сечения подходит почти идеально. Именно математика и помогает цветку подсолнуха выглядеть таким красивым, упорядоченным и аккуратным. В 1979 г. немецкий учёный Ханс Фогель предложил модель для распределения цветков и семян в корзинке подсолнечника, так называемую форму спирали Ферма (иногда параболическая спираль), имеющую вид:
r=c√n, θ=n×137,5°,
где θ — угол, r — радиус или расстояние от центра, n — номер цветка, c — константа.








Скорее всего, именно поэтому необычную и оригинальную форму "цветов солнца", ставших в Европе в первую очередь украшением садов и клумб, оценили не только садоводы. В Великобритании в викторианскую эпоху изображение этого цветка ткали на тканях, вырезали из дерева и ковали из металла. Многих поэтов цветы подсолнечника вдохновили на создание произведений искусства. Оскар Уайльд назвал его символом эстетического движения, которое он сам и создал. В Италии поэты Эудженио Монтале и Габриэле д`Аннунцио восхищались им в своих стихах. Знаменитый Ван Дейк (1599-1641) на одном из автопортретов изобразил себя с любимым золотистым цветком в руке. Основоположником же натюрмортов с подсолнухами стал Клод Моне со своими живописными цветами, так полюбившимися парижанам. Выразительные подсолнухи Гогена выглядят окошком в мастерскую художника — вместо вазы таитянский керамический сосуд, на стенах этюды с голыми красавицами. Подсолнечники Матисса экспрессивны и страстны, они едва удерживаются в рамках холста и словно бы жаждут вырваться на свободу. Но лишь одно имя прочно связано с этим цветком. Винсент Ван Гог прожил неимоверно трудную жизнь, однако в ней был период очень солнечный, проведенный на Юге Франции, в Арли. В полотнах художника преобладал тогда желтый цвет, и конечно, подсолнечники. Семь картин стали эмблемой Ван Гога. Тяжелые соцветия, напоминавшие автору "готические розетки", "вылепленные" мазками, гибко поворачиваются вслед за солнцем. Эти цветы, по мнению многих исследователей, воплощали для Ван Гога связь с Солнцем, о которой он так мечтал.

Букет подсолнухов, Клод Моне
Французский художник импрессионист Клод Моне (1840—1926) был садоводом-любителем, он особенно восхищался подсолнечниками и часто их рисовал. Цветы и сады — излюбленная тема Моне отражена почти на всех репродукциях, украшающих его дом в Живерни в Верхней Нормандии на севере Франции. В 1883 году он искал уединения от натиска цивилизации и обрёл его в этом доме. Ему понравились светлые и просторные комнаты и близость к природе. Он очень любил цветы, но не внутри классических, геометрически правильных парков. Свой парк Клод Моне представлял как фейерверк — вдохновляемый, чувственный и украшенный подсолнечником. У него были самые разнообразные сорта этого растения, поэтому в его саду с ранней весны до поздней осени цвели подсолнечники. Сегодня дом принадлежит специальному фонду, поддерживающему сад и растения такими, какими они были при жизни художника в соответствии с его замыслами и планами.

Портрет Ван Гога, рисующего подсолнухи
Поль Гоген, 1888
Вершину солнечных натюрмортов взял Винсент Ван Гог, живший в то же время на юге Франции в городке Арль. Его «Подсолнухи» — жаркая, сияющая любовь художника к красоте мира. Художник обожал золотые цветы, выращивал их у себя в саду и рисовал натюрморты, чтобы украсить дом. Некоторые исследователи творчества Ван Гога считают, что для него, глубоко религиозного человека, и, кроме того стремившегося завести в Арле верных друзей, подсолнухи, ещё со времён барокко считавшиеся эмблемой веры и верности как в религиозном, так и в человеческом смысле, — не просто художественный мотив, не просто картина в жёлтых тонах, а символ верности и дружбы. Известен портрет работы его друга Поля Гогена, разделявшего увлечение художника жёлтыми цветами. Гоген понимал как важна эта тема для его друга и считал «Подсолнухи» Ван Гога более живописными чем у Моне. В 1888 г. Ван Гог писал своему брату Тео: «Гоген сказал, что он видел подсолнухи Моне, и мои ему нравятся больше». Свои художественные эксперименты, посвящённые, в том числе и цветовым контрастам, Ван Гог начал в Париже с натюрмортов с различными цветами. Когда художник перебрался на юг Франции в Арль, он начал рисовать цикл картин, посвящённый этим цветам. Ван Гог планировал написать 12 больших картин для своего дома. Так подсолнухи стали важной темой в его живописи. Всего Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами. 4 натюрморта с сорванными подсолнухами написаны им в Париже в 1887 г. Ещё 4 картины были написаны в 1888 г. в Арле (из них 3 картины хранятся — в Национальной галерее Лондона, новой пинакотеке в Мюнхене и в частной коллекции; одна — утрачена). Когда Ван Гог уехал из Арля, он создал ещё 3 авторских копии написанных подсолнухов. Самая знаменитая копия «лондонских» подсолнухов хранится в музее Ван Гога в Амстердаме. Так же он создал копию «арльских» подсолнухов на голубом фоне, сейчас она хранится в музее искусств Филадельфии. Третья авторская копия погибшей картины «Подсолнухов» (1889) хранится в Художественном музее имени японского сюрреалиста Сейджи Того в Токио. Если бы он знал, что спустя 100 лет за его «Подсолнухи» дадут 74,5 млн долларов, то, наверное, сошел бы с ума от радости — при жизни Ван Гогу удалось продать лишь одну работу.


Из современных художников подсолнухи особенно полюбились Зурабу Церетели. В 2014 году в галерее «Файн Арт» прошла выставка «Я садовником родился». Художник представил более 30 натюрмортов с подсолнухами. Солнечные, колоритные картины напоминают о Грузии, о золотых полях по дороге в Сигнаги. Совсем недавно подсолнухи были названы лучшими цветами в Minecraft . Эта игра стала самой популярной среди видеоигрой всех времен. И вы, возможно, уже слышали песню о "подсолнухе" из самой последней части фильма о Человеке-Пауке.



В Азии подсолнечник не пользуется такой популярностью, как, например, хризантема или вишня. Но он тоже занимает особое место:
  • В китайских традициях феншуй подсолнух — символ достатка. Если хотите, чтобы в доме было процветание и финансовое благополучие, купите букет из 9 подсолнухов и поставьте его в правом дальнем углу центральной комнаты. Если нет возможности приобрести живые цветы, повесьте картину. Изображение подсолнухов обладает той же энергетикой.
  • В йоге цветок символизирует третью чакру, которая отвечает за личностный рост, развитие и интеллект. Чем она сильнее, тем жизнерадостнее, оптимистичнее и энергичнее чувствует себя человек.
  • Есть версия, что подсолнух выводит из загрязненной почвы такие токсины, как свинец, мышьяк и уран радиацию из почвы, поэтому подсолнухи использовались для очистки почвы в местах, где произошли одни из крупнейших в мире экологических катастроф, Чернобыль и Фукусима. Так в Стране восходящего солнца он стал символом надежды.


  • Подсолнух - удивительный цветок, символ жизненной энергии и силы. Символ лета и солнца. Он будто бы светило распускает свои лепестки и наполняет душу своим теплом.
  • Композиции из подсолнухов принято дарить молодым и энергичным мужчинам. Кроме того, цветок является символом решимости. Хотя в то же время на языке цветов подсолнечник считается символом обманчивой наружности.
  • В китайской символике означает долгожительство и имеет магическую силу.
  • На японском подсолнух звучит «химавари» и в цветочном календаре соответствует последнему месяцу лета - августу.
  • В христианстве подсолнечник – символ благочестивого верующего, во всём уповающего на Бога.
  • У европейцев подсолнух символизирует благодарность. Именно солнцу он обязан своей красотой, поэтому, выражая свою благодарность, он всегда раскрывается при его появлении, непрерывно поворачиваясь в направлении солнечных лучей.
  • В геральдике подсолнух - символ солнца, тепла и мира.

Впрочем, этот солнечный цветок способен не только радовать. В 2017 г. американской певице Кэти Перри, собиравшейся выступать на показе мод, организованном Victoria’s Secret, закрыли въезд на территорию Китайской Народной Республики. Причиной запрета стало платье с подсолнухами на груди, в котором артистка выступила в 2015 г. в Тайбэе, столице Тайваня. Предположительно власти Китая отказались впускать Перри, поскольку за год до концерта певицы подсолнух стал символом протеста тайваньских студентов, выступавших против заключения договора о торговле с КНР.


А еще сегодня Всемирный день обнаженного садоводства (и огородничества). Думаю, можно совместить оба эти праздника!

ЕЩЕ НЕМНОГО ГОЛЫХ ОГОРОДНИЦ С ПОДСОЛНУХАМИ 18+



А еще сегодня День Глобальной Любви - праздник, установленный Фондом Любви в 2004 г. День Глобальной Любви - это день любви к нашей планете, любви друг к другу, и любви к свободе, чтобы люди во всех странах могли жить радостно и бесстрашно.

и анедот в тему

В середине 70-х годов на сельском клубе появилось объявление:
"Лекция "Все виды любви"" В скобках приписано: "С показом цветных слайдов".
Вечером народу в клубе – не продохнуть: на лекцию приходит вся деревня.
На трибуну выходит лектор и начинает:
— Любовь, товарищи бывает разная. Первый вид любви - это любовь мужчины и женщины.
Народ: Слайды давай!
Лектор: Слайды будут позже. Второй вид любви - это любовь мужчины и мужчины. Это — гомоceкcуализм.
Народ: Слайды давай!!!
Лектор: Слайды будут позже. Третий вид любви - это любовь женщины и женщины. Это — лесбийская любовь.
Народ: Слайды! Слайды! Слайды!!!
Лектор: — А есть, товарищи, четвёртый вид любви, которая превыше всего. Это — любовь к Родине! Вот теперь и слайды посмотрим…


Игорь же Губерман отмечает Первомай традиционно - у него это Международный праздник весны и труда в России

Владыкой мира станет труд,
когда вино польёт из пушек,
и разом в девственность впадут
пятнадцать тысяч потаскушек.


Бонус. Подсолнух в геральдике.
Герб 1970-х - 1980-х годовУтверждён 30 октября 1995 г.
Свой первый герб Алексеевка получила в 70-х годах XX века. Он представлял собой геральдический щит французской формы, разделённый вертикально на два сектора разной ширины. На правом, узком секторе красного цвета, была сделана золотая (или лазоревая) вставка с цифрами «1685», символизирующими год основания казачьей слободы Алексеевка. На левом секторе, серебряного цвета, нанесено изображение голубого пояса, справа внизу размещена золотая чаша с вырывающимися из неё красным пламенем, а сверху — золотой диск, верхняя половина которого представляла собой головку подсолнуха, а нижняя — шестерню, символизировавшие тот факт, что житель слободы, крестьянин Даниил Семёнович Бокарев впервые в мире разработал способ получения масла из семян подсолнечника. Новый герб Алексеевки и Алексеевского района Белгородской области, автором которого является художник и архитектор В.Н.Ковалёв, принят главой местного самоуправления (30.10.1995), утвержден районным советом (08.08.1996). Официально утвержден решением Муниципального совета Алексеевского района от 28.04.2015 № 5, внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 10256. Но это не единственный геральдический подсолнух.


Герб Алексеевского райоа Самарской области, утвержденный постановлением Собрания Представителей района от 25.12.2003 № 25 и занесенный в Геральдический регистр РФ под номером 1411, по своему содержанию един и гармоничен. Все фигуры герба, воедино составляющие солнце, символизируют стабильное настоящее района и надежду на солнечное благополучие, благоприятные природные и климатические условия Алексеевского района для жизни населения, а также ведущие отрасли народного хозяйства: нефть и сельскохозяйственные предприятия, специализирующиеся на зерновом производстве.


Герб муниципального района Хворостянский Самарской области (идея: Ольга Талюка ( с. Хворостянка); геральдическая доработка: Константин Мочёнов (Химки); обоснование символики: Галина Туник (Москва); художник: Роберт Маланичев (Москва); компьютерный дизайн: Юрий Коржик (Воронеж)) утвержден решением Собрания представителей Хворостянского района (№105) от 25 ноября 2002 г. и занесен в Геральдический регистр РФ под номером 1108.


Флаг и герб Богатовского района Самарской области утвержден постановлением Собрания представителей (#29) от 23 июня 2004 г. и включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 1817.



Флаг и герб Шимановского района Амурской области (идея: Ирина Смолина, геральдическая доработка Мочёнова Константина, художник герба - Анна Гарсия) утверждён 18 сентября 2015 г. и включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 10689.


Герб поселка Кузоватово за авторством Владислава Александровича Тогаева был принят по результатам проведенного в 1998 г. конкурса, доработан коллективом Союза геральдистов России, утвержден решением № 1/7 Совета депутатов "Кузоватовский район" от 17 сентября 2013 г. и внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 8692.




Флаг и герб Урицкого района Орловской области (идея: Игорь Загрядский, геральдическая доработка Мочёнова Константина, художник: Оксана Афанасьева) утверждён 19 ноября 2009 г. и включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 5873.


Флаг и герб города Заречный Свердловской области утверждён 14.06.2001 г. решением Городской Думы МО "Город Заречный" и включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 781.

Герб Сальска
Герб Сальского района
Герб города Сальска и муниципального образования Сальский район Ростовской области утверждён 6 марта 2002 г. и в мае 2003 г. внесён в Государственный геральдический регистр РФ под № 1129.



Флаг и герб города Армавир (Краснодарский край) (идея: Владимир Павлюченков (Армавир), Сергей Ктиторов (Армавир), Игорь Акимов (Армавир), Михаил Шарунов (Краснодар), Константин Мочёнов (Химки), художник и компьютерный дизайн: Галина Русанова (Москва)) утверждён 20 октября 2005 г. и включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 2047. Левый герб - старый, утвержден 27 февраля 1974 г.

Герб Белоглинского района Краснодарского края принят 14 июня 2006 г., внесён в Госрегистр РФ под №2393
старый (принят 24 декабря 1998 г.) и новый герб (принят 19 апреля 2013 г.) села Белая Глина
герб Новопавловского сельского поселения (принят 16 июня 2011 г.) герб Центрального СП
принят 26 сентября 2014 г.

Герб Ейского района Краснодарского края (идея: К.Ф.Мочёнов, художник: Р.Маланичев) утверждён 14 июня 2005 г. и включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 1919.


Герб Ейского сельского поселения Ейского района Краснодарского края (автор герба, изображение и обоснование символики: В.В.Нагаевский, Тихорецк) утверждён 21 июля 2011 г. и включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 6994.


Флаг муниципального образования Трудовое сельское поселение Ейского района Краснодарского края (автор флага, изображение и обоснование символики: В.В.Нагаевский, Тихорецк) утверждён 25 апреля 2011 г. решением Совета Трудового сельского поселения № 69 и включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 6999.


Флаг и герб сельского поселения Николаевское Щербиновского района Краснодарского края (авторы: М. Шарунов, В.В.Нагаевский) утверждён 7 августа 2007 г. решением №1 местного Совета и включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 3624.


Флаг и герб муниципального образования Придорожное сельское поселение Каневского района Краснодарского края (автор: В.В.Нагаевский) утверждён 11 мая 2012 г. решением №129 местного Совета и включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 7625.


Еще гербы Краснодарского края насыпью.

герб Малосердобинского района Пензенской области утвержден 07.10.2006, № в ГГР РФ 2851герб Россошанского района Воронежской области утверждён 23.10.2008, № в ГГР РФ 4448герб Каменского городского поселения Воронежской области (идея: Владимир Климов, Константин Мочёнов, художник: Оксана Афанасьева (Москва)) утверждён 10.03.2011, № в ГГР РФ 6763герб Карасукского района Новосибирской области (авторы: А.В.Кошелев, А.Ю.Журавков) утвержден 24.02.2005, № в ГГР РФ 1857
герб Песчанокопского района Ростовской области утверждён 29.08.2013, № в ГГР РФ 8818герб Неклиновского района Ростовской области (идея: К.Ф.Мочёнов, М.Ю.Медведев, О.Р.Тесля; художник Г.А.Русанова) утверждён 20 декабря 2006 г., № в ГГР РФ 2905герб Большенеклиновского СП Неклиновского района (авторская группа - Наталья Бурлуцкая (идея герба), Олег Дмитриев, Олег Тесля) утверждён 1 июля 2011 г., № в ГГР РФ 7279герб Натальевского СП Неклиновского района (авторская группа - Анатолий Чернецкий, Оксана Акентьева, Олег Дмитриев, Олег Тесля) утвержден 1 марта 2018 г., № в ГГР РФ 11787
герб Миллеровского района Ростовской области утверждён 25 июня 2015 г., № в ГГР РФ 10497Современный герб Миллерово (2001 ??)герб Миллеровского городского поселения утверждён 27 ноября 2018 г., № в ГГР РФ 12213герб Барило-Крепинского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области утверждён 19 февраля 2021 г., № в ГГР РФ 13336
герб Токарёвского района Тамбовской области утверждён 15 сентября 2011 г., № в ГГР РФ 7215герб Ржаксинского района Тамбовской области утверждён 19 августа 2011 г., в ГГР не внесёнгерб Умётского района Тамбовской области утверждён 27.06.2014 г., № в ГГР РФ 9524герб Гиагинского района (Адыгея) утвержден 14 июня 2017 г., № в ГГР РФ 11646
И еще множество их на России. (Подробнее здесь)


Флаг и герб города Страж-под-Ральскем (нем. Wartenberg), район Ческа-Липа, Либерецкий край, Чехия.


Первый флаг Канзаса был разработан в 1925 г. и официально утверждён в 1927 г. Он выглядел так же, как современный, за исключением того, что на нём отсутствовало название штата, добавленное в 1961 г. Подсолнух — цветок штата Канзас.

Телеорман (румынский жудец (уезд) в регионе Валахия)коммуна Вортегем (Фламандский регион, Бельгия)
муниципалитет Глен-Монтегю (Овернь, Франция)коммуна Орань (Юг — Пиренеи, Франция)
герб Амвросиевского района Донецкой области принят 15 декабря 2003 г. Авторы — Павел Васильевич Чесноков и Сергей Потюговгерб Тельмановского района Донецкой области утверждён решением №IV/10-134 сессии районного совета от 30 июля 2003 г.
герб Новоазовского района Донецкой области утвержден решением сессии районного совета (#IV/7-126) от 28 августа 2003 г.герб Великоновосёлковского района Донецкой области утверждён решением сессии районного совета от 28 февраля 2007 г.
герб Александровского района Донецкой области утвержден решением № 23/17-163 сессии районного совета от 8 августа 2001 г.герб пгт Александровка - райцентра Александровского района Донецкой области
герб Александровского района Кировоградской областигерб Бобринецкого района Кировоградской области принят 11.08.2004. Авторы: В.Кривенко, К.Шляховый
Герб Устиновского района Кировоградской области утвержден 24 октября 2003 г.герб Дворечанского района Харьковской области принят 14.12.1999
герб Ананьевского района (Одесской области принят в декабре 12.2017герб села Долинское (Ананьевский район)

Флаг и герб Шахтёрского района Донецкой области Украины были утверждёны в конце декабря 2002 г. - начале января 2003 г.


Герб села Зеленый Яр Никольского района Донецкой области Украины (автор О.Киричок) утверждён решением сессии сельского совета №9 от 21 августа 1999 г.

Один из вариантов государственного герба УКраины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий