105 лет тому назад, 1 мая 1919 года, на Красной площади в Москве, на Лобном месте, где, по легенде, был казнён Степан Разин (на самом деле его четвертовали на Болотной площади, а с Лобного места 6 июня 1671 года оглашался приговор) был открыт памятник знаменитому мятежному атаману. Автором композиции стал Сергей Тимофеевич Конёнков, ещё до революции прозванный "русским Роденом". Художник рассказывал, что большие споры в процессе создания произведения вызвал вопрос — надо ли изображать в скульптурной группе пленную персидскую княжну, согласно преданию, брошенную атаманом в Волгу?
|
Конёнков у памятника «Степан Разин с ватагой», Красная площадь, 1919 |
«Я пошёл в Совет казачьих депутатов. Председателем там был Макаров — дельный парень, уважаемый среди казаков человек. Объяснил ему, в чём моя просьба: так, мол, и так, нужны мне твои донцы-молодцы, чтобы было с кого снимать обличье Разина и его ближайших друзей.
— А кто его ближайшие-то друзья? — хитровато сощурившись, спросил Макаров.
— Про то тебе и казакам лучше знать... — пошёл я ему навстречу.
— Верно. То память наша — донских казаков. А были в его челне, как про то деды сказывали, рулевой Ефимыч, Митрич Борода, есаул Васька Ус, Петруха Губанов, татарин Ахмет Иванович...
— Товарищ председатель Макаров, а как же ты княжну-царевну не вспомнил? — подал голос бородатый рослый воин.
— Тут-то Степан Тимофеевич и показал свой характер. Ради святого товарищества навек расстался с красавицей.
Макаров откомандировал в моё распоряжение полное отделение — десять казаков: и молодых, и почти безусых, и бородатых ветеранов. Между нами шёл долгий упрямый спор. Молодые говорили:
— Зачем Разина — революционного героя — в компании с бабой изображать?
На это им бородатые витязи Октябрьской революции повторяли свой тезис:
— Степан Тимофеевич сказал: «Ничего не пожалею ради дружбы казацкой, ради товарищества», так и поступил, а раздор-то был из-за бабы, этой самой персидской княжны.
Так в композиции «Степан Разин с ватагой» волею красных казаков-ветеранов оказалась персидская княжна».
|
Скульптурная группа "Разин с ватагой" в мастерской художника |
По свидетельствам же современников, скульптор Сергей Конёнков сам не соглашался с ординарной фигурой Разина на пьедестале и настойчиво шел к образно-пластическому эквиваленту песенного Разина. Возможно, что именно в связи с этим, ни с какой стороны непричастная к «героям освободительного движения» злополучная персидская княжна была включена им в композицию, в которой, кстати, заняла едва ли не центральное место. Как пишет исследователь творчества скульптора Юрий Бычков в книге «Конёнков» гл. VIII «Песнь о Степане Разине», работу по созданию монумента скульптор начал в середине ноября 1918 года: «Размышления его носили эпический, былинный, песенный характер. На листах фанеры и картона в два цвета — синим и красным карандашами, он делал рисунки на разинскую тему, и всякий раз являлись на свет захватывающие воображение сказы о казацкой вольнице. Народные песни-сказы о Стеньке-Степане — «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес» — обретали в коненковской мастерской вторую жизнь. Начиналась зима, тяжелейшая голодная и холодная зима 1918/19 года. В мастерской стоял крещенский холод, так что работать с глиной не было физической возможности. Надо сказать, крестьянская сметливость Конёнкова (скульптор решил эскиз памятника исполнить в дереве) в этом случае спасла его от большого разочарования. У нескольких его товарищей, не успевших до зимних холодов перевести глиняные модели в гипс или вечные материалы, эскизы памятников растрескались и рассыпались к весне, так и не дойдя до «суда масс». Сохранился коненковский рисунок конца 1918 года, сделанный цветными карандашами на куске фанеры: Разинский челн; в центре — «брови черные нахмурил» атаман. Справа от него, вся сжавшись, «потупив очи, ни жива и ни мертва», — персидская княжна. Их фигуры, особенно Стеньки Разина, ярко раскрашенные, скульптурные уже в рисунке, «звучат» в полную силу. Разин здесь будто заглавный герой оперы, поющий фортиссимо арию-откровение. И лирическая партия княжны очевидна. Трагический этот дуэт тесным кольцом окружает хор разинских сподвижников. Они сидят за веслами и мечут гневливые взоры в сторону атамана и княжны. Над их головами светятся на сине-фиолетовом фоне выцарапанные на фанере слова песни: «Позади их слышен ропот: «Нас на бабу променял». Хор звучит у Конёнкова смягченно, затушеванно: в цветном тумане едва различимы бородатые лица в казацких шапках. Рисунок этот содержал зерно скульптурной композиции «Степан Разин с ватагою». Теперь он надумал отправиться за вдохновением, за натурой к донцам-молодцам, в казармы красных кавалеристов. В Моссовете дали адрес. В столице расквартирован донской казачий полк. «В самом деле, что Разин — один? — размышлял по дороге в полковой комитет, находившийся у Рогожской заставы, Конёнков. — Разин — вожак. Он с товарищами, с «ватагою», с полком, с соратниками, на народе. Так и в песне поется».
Работа заняла около двух лет и была завершена в 1919 году.
|
Конёнков. Два варианта головы Стеньки Разина. Слева — хранится в Русском музее Санкт-Петербурга, справа — в Третьяковской галерее |
|
Фигура Разина |
Из рассказа Конёнкова: «И Степан Тимофеевич, и его ближайшие сподвижники были вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента... Намечали на некоторое время установить скульптурную композицию на Красной площади для всенародного осмотра, а потом поместить в музей. Разин со своим окружением настолько увлёк меня, что я шаг за шагом уходил от монументальности к психологической многоплановости. В результате вышло то, что должно было выйти,— скульптурная композиция, рассчитанная на круговой обзор в музейном зале. И масштаб, и материал (дерево), и характер моделировки — всё для восприятия в интерьере. Но впервые москвичи увидели «Разина с ватагой» на лобном месте Красной площади в ясный тёплый день 1 мая 1919 года... Важно было напомнить массам о выдающихся народных борцах. Как и ожидали, открытие памятника Степану Разину вылилось в большое событие».
Митинг по случаю открытия памятника открыл сам Конёнков. Выступали вожди большевиков, донские, терские и оренбургские казаки. А потом появился глава Совнаркома. Конёнков: «Никогда не забыть мне, как шёл Владимир Ильич к лобному месту. Он был без пальто, в своём обычном костюме. Ликующая толпа, словно по мановению волшебной палочки, расступилась перед ним, образуя широкий коридор через всю площадь».
|
Ленин выступает на митинге по случаю открытия памятника Степану Разину. Эпоха до появления микрофонов — видно, как оратору приходится напрягать голосовые связки. Внизу — более полный вариант той же фотографии |
|
Ленин произносит речь на Красной площади на церемонии открытия памятника Степану Разину Москва, 1 мая 1919 года. |
|
на фоне памятника Степану Разину. 1 мая 1919 г. |
|
Картина Анатолия Кашкуревича «Ленин выступает на открытии памятника "Степан Разин с ватагой"». Пример современного белогвардейского творчества. Даже сейчас событие 100-летней давности не оставляет булкохрустов равнодушными. Любопытно сопоставить с фотографиями. Видно, что автор многое нафантазировал — так, в действительности Ленин выступал не с трибуны. |
Владимир Ильич, в частности, сказал:
— Сегодня мы празднуем, товарищи, 1-е Мая с пролетариями всего мира, жаждущими свержения капитала. Это Лобное место напоминает нам, сколько столетий мучились и тяжко страдали трудящиеся массы под игом притеснителей... Этот памятник представляет одного из представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе за свободу. Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры. Гибли лучшие люди пролетариата и крестьянства, борцы за свободу, но не за ту свободу, которую предлагает капитал, свободу с банками, с частными фабриками и заводами, со спекуляцией. Долой такую свободу, — нам нужна свобода действительная, возможная тогда, когда членами общества будут только работники. Много труда, много жертв надо будет положить за такую свободу. И мы сделаем всё для этой великой цели, для осуществления социализма. (Бурные аплодисменты.)
"Массы, притеснители, жертвы..." Но ни слова о Стеньке Разине... Вёшенское восстание донских казаков против большевистской власти полыхало уже полтора месяца. Вольнолюбивое казачество чем дальше, тем безоговорочнее расходилось с диктатурой. Но не отменять же открытие памятника, задуманного как символ революции и исполненного революционным скульптором Конёнковым. Где драка - туда и тянет Стеньку. Где драка - туда тянет и Ленина. Вот только май 1919 года неожиданно для Ильича столкнул их стенка на стенку - и героический донской казак Степан Разин, вошедший в народные легенды и песни, стал анонимным "представителем мятежного крестьянства". Политическая гибкость Владимира Ильича всегда поражала и соратников, и врагов. Но, может быть, никогда она не проявлялась так рельефно - нет, скульптурно! - как во время первомайского митинга на Красной площади, где в спину Ильичу смотрел не изваянный Конёнковым народный бунтарь, а смертельный антагонист - деникинец...
Скульптурная группа простояла на площади недолго, всего 25 дней. Затем «Разина с ватагой» перенесли в музей. Как вспоминал сам С.Конёнков, "эту скульптурную композицию из семи фигур через две недели перенесли в I Пролетарский музей, который находился в доме №24 по Большой Дмитровке...". Памятник был снят, и не только потому, что явно нарушал своим обликом цельность восприятия ансамбля Красной площади, но и потому, что не соответствовал основной задаче мемориального сооружения и не отвечал целям монументальной пропаганды, показывая крестьянского вождя не как историческую личность, но как героя народного эпоса, сказочный, былинный образ. Выполненные в дереве фигуры Разина, его товарищей и персидской княжны - геометризованные по формам, непропорциональные, грубо обработанные и аляповато раскрашенные, по стилю напоминают народную деревянную игрушку. Композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поётся в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну».
"Не помню точно, в каком году на Лобном месте на Красной площади стоял в течение семи дней гениальный конёнковский Стенька. Не тот Разин, что сейчас рассироплен по музеям и почти уже потерял свою полихромность. Сейчас это скульптура, пускай замечательная, но всё же только скульптура. Но тогда на Лобном месте стояла деревянная раскрашенная, сверкавшая белками глаз фигура разбойника, а справа и слева – два бутафорских ящика, на их плоскостях были пёстро нарисованы фигуры приспешников, сверху на них были просто поставлены их страшные головы, а в ногах – гипсовая непотребная девка на подушках. Холодный ноябрьский день, в небе серые плоские мешки облаков, на них тлеет расписное буйство Василия Блаженного. Площадь огромна, тих запертый Кремль. Воздух будничный, обыденный, люд серый, обглоданный, безразличный. А Стенька несётся по этому миру, как по огромной реке, овеянный далью просторов и куражом сивушного перегара. Несколько любопытных заглядывают внутрь Лобного: “Ишь ты! Какие у новой власти причуды”. Старушка в кружевном, как из жести, чёрном платочке пальцы к подбородку прижала и шепчет: “А она-то, бедная, и не знает, и не ведает”. И кони, и люди, и старые вывески, и ржавые кровли, и мёртвые чёрные зевы лавчонок, и холодное, неведомо откуда свалившееся небо, и серый ужас несущихся по нему облаков, и весь этот мир, слегка под хмельком, всё это тоже он – Стенька". Книга-альбом «Руины старого дома», Москва, изд-во «Русский путь», 2009 г. (воспоминания художника В.В.Домогацкого)
Не смог понять, почувствовать замысел скульптора и Сергей Глаголь, писавший в это время монографию «Конёнков» и видевший «Разина с ватагой» как в мастерской, так и на Красной площади, где группа была установлена 1 мая 1919 года для суждения о ней народа. Глаголю показалось, что Конёнкова увлекла мысль просто создать картину, выражающую бесшабашную удаль и широкий размах, которые невольно связываются у каждого с представлением о вольнице, царившей некогда на волжском просторе, что он воплотил это свое представление в виде группы грубо высеченных из дерева и ярко раскрашенных условных фигур.
Каждый, кто видел коненковскую группу, не может не согласиться с известным художественным критиком, скульптором эпохи революции Борисом Николаевичем Терновцом, сказавшим: «Революция дала художнику тему Стеньки Разина, задуманного как групповой памятник для Лобного места на Красной площади. Произведение, несомненно, самое значительное и яркое из всего, что было создано в революционную эпоху, осталось неоцененным. Пусть группа проигрывала на Красной площади — в стенах мастерской и позже, в комнатах музея, она захватывает своей эпической мощью. Лица Разина и его товарищей дышат ширью Волги, жаждой приволья, разбоя и удали. Скованность поз, еле намеченные резцом складки одежды — дерево раскрашено в живопись, несет здесь функции скульптуры, — все дышит величавой простотой и красочностью, которой богата народная жизнь».
|
Рисунок В. Лебедева. Журнал «Новый Сатирикон». 1918 г. «Национальное заблуждение. В Москве решено поставить много памятников. Между прочим проектируется постановка памятника Карлу Марксу и Стеньке Разину. Памятник Маркса: — Мы с Разиным, кажется, не похожи друг на друга, но как нас поразительно смешивает добрый русский народ...» |
Вот, что писал искусствовед В. Н. Терновец об этой скульптурной группе: "Произведение, несомненно, самое значительное и яркое из всего, что было создано в революционную эпоху, осталось неоцененным. Пусть группа проигрывала на Красной площади - в стенах мастерской и позже, в комнатах музея, она захватывает своей эпической мощью. Лица Разина и его товарищей дышат ширью Волги, жаждой приволья, разбоя и удали. Скованность поз, еле намеченные резцом складки одежды - дерево раскрашено в живопись, несет здесь функции скульптуры, - все, - дышит величавой простотой и красочностью, которой богата народная жизнь".
Разумеется, среди либерально-белогвардейских кругов почитание разбойника, атамана голытьбы Степана Разина в красной России вызывало многочисленные насмешки. Культ Разина либералы противопоставляли пришедшему с Запада учению Маркса. Либеральный журнал «Новый Сатирикон» в 1918 году на карикатуре сопоставлял памятники Разину и Карлу Марксу. Маленький Маркс скромно притулился в тени огромного, самоуверенно подбоченившегося колосса Разина. Кстати, карикатура нарисована в типичном для начала ХХ века жанре рисования «уродов», который в 1910-е годы считался модным, передовым и наиболее современным. Потом эта манера рисования оказалась позабыта. Впрочем, памятникам Марксу* в РСФСР от либеральной прессы тоже доставалось. Газета «Чёртова перечница» летом 1918 года смеялась: «Поставлен памятник Карлу Марксу в Елабуге. Население приносит жертвы, мажет губы мёдом и поёт около памятника подблюдные песни». А по поводу намерения установить на советские деньги памятник Марксу на его могиле в Лондоне журнал «Новый Сатирикон» язвительно отмечал: «В этом проекте много здравого смысла и истинной любви к покойному. А именно: так как Марксу, по милости большевиков, придется еще не один раз перевернуться в гробу, то во избежание этого и ставится на могилу русский памятник. Придавят — не перевернёшься». Уже в 1921 году в одном из очерков известного сборника редактора журнала «Новый Сатирикон» Аркадия Тимофеевича Аверченко «Дюжина ножей в спину революции» иностранец со страхом, смешанным с любопытством, спрашивает у русского эмигранта: «Правда ли, что разбойнику Разину поставили на главной площади памятник?».
|
«Двое в ванне» |
* В те первые постреволюционные годы закладка и открытие памятников героям, так или иначе причастным к делу освобождения трудящихся, едва не стали традицией. Так, на следующее 1 мая 1920 года, в день первого в истории всероссийского субботника, по инициативе Владимира Ильича была проведена торжественная закладка памятника Карлу Марксу на Театральной площади (тогда – Площади Свердлова). (Говорят, что на этом месте еще в 1918 году установили памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, из-за характерной формы прозванный в народе «двое в ванне».) Судьба у этого памятника тоже оказалась очень не простой. Ленин считал установку в столице памятника Карлу Марксу наиважнейшей задачей в рамках реализации программы монументальной пропаганды. Однако к реализации этого замысла не приступали долгие годы, хотя гранитный блок с высеченными словами: «Первый камень памятника великому вождю и учителю всемирного пролетариата Карлу Марксу» простоял здесь вплоть до начала 1960-х годов. Но памятник оказался хрупким и вскоре разрушился. Ленинский замысел решили воплотить в жизнь уже в годы правления страной Никиты Сергеевича Хрущева, для чего в 1957-м году объявили всесоюзный конкурс по разработке памятника Карлу Марксу. Победителем стала творческая мастерская под руководством Льва Кербеля, удостоенного за этот памятник Ленинской премии в 1962 году. Торжества по открытию монумента приурочили к проведению XXII съезда КПСС (29 октября 1961 года), делегаты, а также зарубежные гости которого и приняли участие в этом событии. «Несколько геологических экспедиций, отправившихся на поиски монолита, тщательнейшим образом обследовали все известные гранитные месторождения на Карельском перешейке, в Крыму, на Украине. Они искали, но безрезультатно, искали до тех пор, пока рабочие небольшого Кудашевского карьера на Украине, узнав о замысле скульптора, не сообщили, что у них, кажется, нужный камень добыть можно. И действительно, там оказался серый среднезернистый порфировидный гранит, который как нельзя лучше соответствовал авторскому замыслу. Но тут возникли новые трудности. Небольшой карьер, приспособленный к добыче малогабаритного камня, находится далеко от железной дороги. Добыча там механизирована слабо, и сколько-нибудь крупных каменных блоков там никогда не брали... Можно было бы написать интереснейшую повесть о том, как, соединившись в одну гигантскую упряжку, могучие разоруженные танки тащили этот камень прямо по полям на огромном стальном листе; как, проявив чудо изобретательности, железнодорожники бережно подняли его на специальную большегрузную платформу и как два паровоза общими усилиями тянули необыкновенный груз, перед которым всюду открывалась «зеленая улица»; как рабочие столицы тоже на уникальной автоплатформе провезли монолит по Москве, выбирая глухие улицы, чтобы не повредить подземных коммуникаций; как затем лучший такелажник столицы Иван Рой, тот самый Рой, который, умело сочетая древние и новейшие подъемные механизмы, умеет поднимать и передвигать даже фермы мостов, за несколько часов установил глыбу на фундамент; и как замечательные резчики по камню братья Носовы, Иночкин, Круглов, Медведев, Солодухин, Пилипер и другие члены бригады, работая от зари до зари, порой так и засыпая вместе со скульптором тут, возле памятника, в дощатой конторке, помогли ему за чрезвычайно короткий срок превратить гранитную глыбу в прекрасный памятник; как с энтузиазмом трудились на строительстве памятника рабочие строительного управления № 38 Главдормостстроя Иван Рубиков, Петр Романов» (Борис Полевой. У памятника Карлу Марксу. «Правда», 26 ноября 1961 г.). Конечно, этот «холодильник с бородой», как язвительно назвала его актриса Фаина Раневская, впервые увидев сей монумент напротив Большого театра, пострадал от вандализма в августе 1991 года. Его хотели убрать, но помешала масса монумента. Денег на демонтаж 160-тонного гранитного монолита тогда не нашли, а больше вопрос о сносе статуи не поднимался.
|
Рекламные афиши фильма «Степан Разин» (1939) |
Сталин в 1931 году также коснулся исторической оценки «атамана голытьбы» в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом.
Людвиг спросил: «Прошу Вас извинить меня, если я Вам задам вопрос, могущий Вам показаться странным. В Вашей биографии имеются моменты, так сказать, “разбойных” выступлений. Интересовались ли Вы личностью Степана Разина? Каково Ваше отношение к нему, как “идейному разбойнику”?» Под «моментами разбойных выступлений» подразумевались, конечно, «эксы» большевиков. На это Сталин не возразил ни единым словом, а вопрос Людвига вошёл в официальное собрание сочинений Сталина. Что же касается Разина, то Сталин ответил: «Мы, большевики, всегда интересовались такими историческими личностями, как Болотников, Разин, Пугачёв и др. Мы видели в выступлениях этих людей отражение стихийного возмущения угнетённых классов, стихийного восстания крестьянства против феодального гнёта. Для нас всегда представляло интерес изучение истории первых попыток подобных восстаний крестьянства. Но, конечно, какую-нибудь аналогию с большевиками тут нельзя проводить. Отдельные крестьянские восстания даже в том случае, если они не являются такими “разбойными” и неорганизованными, как у Степана Разина, ни к чему серьёзному не могут привести. Крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями, и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Только комбинированное восстание во главе с рабочим классом может привести к цели. Кроме того, говоря о Разине и Пугачёве, никогда не надо забывать, что они были царистами: они выступали против помещиков, но за “хорошего царя”. Ведь таков был их лозунг. Как видите, аналогия с большевиками никак не подходит».
5 июня 1972 г. неподалеку от мореходного училища им. Седова скульптурная группа "Степан Разин с ватагой" к тому времени уже год как покойного народного художника СССР С.Т.Конёнкова была установлена на набережной славного города Ростов-на-Дону. Практически сразу после установки её сбила баржа. Что смогли восстановили, но княжна отвалилась и ее не нашли. Пришлось по руководством архитектора Л.М.Лобана на местном заводе отливать из бетона новую. Остатки же деревяной скульптурной композиции хранятся частью в Русском музее, частью в музее Конёнкова. На протяжении многих лет (с 1923 по конец 1945) скульптор прожил в США, багополучно считая себя глубоко русским. В 1935 году администрация Принстонского университета заказала скульптору бюст учёного А. Эйнштейна. Великий физик с уважением относился к творчеству русского скульптора, но с ещё большим вниманием — к жене Конёнкова, Маргарите. Маргарита была также знакома с Р. Оппенгеймером, «отцом американской атомной бомбы». Жена скульптора была не только последней любовью "дедушки атомной бомбы", но и, как сейчас дипломатично принято выражаться, "агентом влияния", немало способствовавшей тому, чтобы атомная бомба появилась и у СССР...
Скульптурную группу в Ростове облюбовали и чайки:
Почитание революционера Степана Разина в РСФСР имело одно несколько неожиданное последствие. В 1922 году в его честь был назван... пивоваренный завод.
|
цифры "1795" выглядят особенно шикарно |
Этот завод существует и поныне. С сентября 2009 завод им. Степана Разина перестал варить пиво и начал работать в качестве дистрибуционного центра группы Heineken, а пиво «Степан Разин», «Петровское», «Адмиралтейское» и «Специальное» стала варить петербургская «Пивоварня Хайнекен». Радоваться ли такой популяризации имени бунтовщика — вопрос, мягко говоря, спорный...
Комментариев нет:
Отправить комментарий