среда, 15 февраля 2017 г.

15 февраля День охламона (Гарики)


Я тех люблю, что опоздали
хотя бы раз, но навсегда
к раздаче, к должности, к медали,
к делёжке с запахом стыда.

Умом хотя совсем не Соломоны,
однако же нисколько не калеки,
балбесы, обормоты, охламоны -
отменные бывают человеки.

Губерман И.

реж. Дмитрий Панченко, РФ, 2007
Это слово лишь недавно вошло в наш разговорный словесный фонд, но уже приобрело достаточную популярность, хотя никто не только не может объяснить его происхождения и указать его правильное написание («охламон» или «охломон» ), но даже точно определить, что, собственно, оно означает?


Что «охламон» - слово если не ругательное, то во всяком случае неодобрительное, ясно всем. Одни считают, что «охламон» - это «увалень», «нерасторопный», «медлительный», другие - «неряха», третьи - «тупица», четвертые - «нелюдим» и т. д. Ни «Словарь современного русского литературного языка», изданный Академией наук, ни «Толковый словарь русского языка» Д. Ушакова вообще не упоминают этого слова, считая его несуществующим в нашей речи. В словаре Даля его тоже нет. Есть только «охлой» (да и то под знаком вопроса), что означает «ловкий плут», «дошлый», «изворотливый мошенник», и слово «охломостить» - «обобрать», «ограбить» . Может быть, от них произошло слово «охламон» ? Едва ли. "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведово дает значение слова "охламон" как "(прост, бран.) болван, бездельник". Русский Викисловарь даёт следующие определения:
  1. прост., неодобр. неопрятный, неряшливо одетый человек
  2. прост., бранн. или шутл. глупый, бестолковый и ленивый человек

Пойдем по другому пути. В древнегреческом языке существовало слово «охлос», что означало «чернь» и отличалось от слова «демос» (народ) совершенно так же, как латинское «plebs» (плебс) - от «populus» (популюс). Известен термин «охлократия» (силы худших), им греческая аристократия называла народовластие, демократию.


Охлокра́тия (лат. ochlocratia ← др.-греч. ὀχλοκρατία; от ὄχλος — толпа + κράτος — власть) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов, революций. Термин введён Полибием, согласно которому, демократия заботится об общем общественном благосостоянии, охлократию же он видел как форму упадка, в которой общее уступает место жадности и эгоизму. Поэтому он считал охлократию вырождением, дегенерацией демократической формы государственного устройства. Отделить эти понятия его устройства вне рамок политической теории представляется невозможным. Эта идея отделения (дифференциации) берет свое начало у древнегреческих философов Платона (лат. Plato, 427-347 д. Хр.) и Аристотеля ( греч. Αριστοτέλης , лат. Aristoteles , 384-322 д. Хр.). Уже Платон отличал «хороший» и «плохой» демократический строй, но не ввел для этого собственной терминологии. Аристотель в "Политее" описывает Афины при Перикле и позднее как охлократию, ибо тогда господствовала чернь; люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, при назначении на должность решающую роль играла жеребьёвка; неизбежным результатом такой системы являлся деспотизм по отношению к союзникам и беспорядки в управлении. Между тем другие писатели видят в Афинах образец чистой демократии (в позднейшем смысле этого слова). Признаки охлократии можно найти в Римской империи, где армия возводила на престол и свергала с него по своему усмотрению, хотя государственные учреждения тогда были монархическими.



С больши́м основанием можно назвать охлократией государственное устройство Франции в некоторые моменты Великой французской Революции и в первые дни после революции 1848 года, когда толпа выбирала всех важнейших должностных лиц. Многие указывают на Парижскую коммуну 1871 года как на охлократию; но правильная система всенародного голосования, господствовавшая там, делает это указание в значительной степени произвольным, хотя несомненно, что отдельные факты, как расстрел генералов Леконта и Тома, были актом воли толпы.



Согласно точке зрения  Вячеслава Липинского (украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист, теоретик украинского консерватизма, один из организаторов Украинской демократической земледельческой партии, при гетьманате - посол Украины в Австрии; писал под псевдонимом В.Правобережець), охлократия - полное господство воителей с подавлением всякой свободы. Сюда Липинский засчитывает азиатские деспотии, европейские революционные диктатуры, новейший фашизм, большевизм и Московский царизм. Вообще охлократия в наиболее точном смысле слова может существовать только весьма непродолжительное время, причём чаще всего является промежуточной формой в бурные времена после падения старого порядка и до замены его новым, более или менее организованным.
(Википедия)


Если вспомнить, что «аристократия» означает по древнегречески «власть лучших», - нетрудно догадаться, кто создал эти термины. Может быть, из древней Греции - через Византию и Болгарию - вместе с христианством пришло к нам это слово видоизмененным?


Оболтус и охламон
(шуточный стих)

В телетрансляции вещают:
Сегодня действует ОМОН,
Всех на Болотной зачищают,
Попался в сети – охламон!

Над ним судебная опека,
Поправ язычества столпы.
Быть охламоном в речи греков, -
Быть предводителем толпы.

Толпа смотрела изумлённо,
Как шёл в кутузку гордо он, -
Владелец тысячи дублёнок,
А в жизни звали – охламон.

Сопровождал его оболтус,
На вид богаче во стократ.
Духовно свеж и не заболтан,
Пенсионер,считай магнат.

Один обол, как в древнем Риме,
Заплатят слуги господам.
Оболтус пенсию их примет,
И славит Бога по средам.

Респект на действия ОМОНА,
Второй прошёл, как понятой:
С собой забрали охламона,
Оболтус же пошёл домой!

декабрь 2016 года.
kovalenkoaleksandr54

«Охламон» появился на свет в самом начале 20-х годов XX века и использовался представителями возмущенной интеллигенции для презрительного описания новых хозяев жизни. Этот термин был состряпан из греческого слова «охлос» — «чернь» (и первые сорок лет своего существования он писался правильно — «охломон», но потом даже в словари попало написание «охламон»). Это было очень удобно и коварно: ругаешь какого-нибудь красноармейца в глаза «товарищем охломоном», а он только глазами моргает да под буденовкой чешет, ничего не понимаючи. Постепенно словцо распространилось в народе и стало обозначать неопрятного, неуклюжего и просто туповатого человека.
Правильное употребление: Мне начала надоедать эта охламонократия!
Игорь Лебедев (kot_begemott

О том, что охломон возник недавно, причем пришел не из народной речи, как на первый взгляд может показаться, говорит и найденный в Большой словарной картотеке Института лингвистических исследований РАН отрывок из «Литературной газеты» за 1932 год, где речь идёт о романе Пильняка «Волга впадает в Каспийское море»: «Охломоны – словечко-то какое придумано особенное! – бывшие красноармейцы, рабочие, есть среди них и крестьяне».

Не случайно слово охломон Н.Заболоцкий в 1922 году толкует как 'оборванец'. Подспудно связь с социальной характеристикой человека ощущается тогда, когда слово охламон используется для описания плохо одетых или некультурных, невежественных людей. Впрочем, потом изначальный смысл слова охломон выветривается, его теперь используют как бранное по отношению к людям независимо от их социальной принадлежности. А в жаргоне преступников слово стало употребляться для обозначения человека, который не принадлежит к преступному миру, или же случайного человека, которого задержали на месте преступления.

Впрочем, может быть, оно выдумано семинаристами, которые хорошо знали греческий язык и охотно употребляли некоторые слова из греческого и латинского языков в нарочито искаженном виде? Заметим, кстати, что «семинарский» жаргон оставил в нашем современном языке некоторые следы. Таковы «антимония» (от «антиномия» - «противоречие» ), «ерунда» (от названия латинской глагольной формы «gerundium» - герундиум) и т. д... Древнегреческое слово. Охлос - толпа. Монос - один. Т.е "один из толпы" или даже переводят как "предводитель толпы" - человек ,который отдает приказы, но сам никогда их выполнять не будет, "заводила" ,много мускулов, но нет мозгов.


Возможно и объяснение совершенно другого рода. В русском языке корни «хла» и «хал» встречаются в некоторых словах, связанных с понятием непригодности, грубости, наглости, невоспитанности. Таковы «хлам», «хламида», «нахал», «охальник», «халда», «холуй» . В диалектах известны еще «охала», «халуян» (невежа) и «хал» (бесценок) . Возможно, что к этому словесному корню тяготеет и «халтура» (грубая, небрежная работа). Не отсюда ли ведет свое начало и «охламон»?


В современном русском языке для характеристики несерьёзного, легкомысленного, недисциплинированного, часто недалёкого человека широко употребляется существительное охламон. Обратимся к примерам:
Сволочи они, конечно, думал Петрок про полицаев, но и он не дурак, не какой-нибудь охламон, недотёпа, он тоже кое-что соображает в жизни и даже в войне, хотя он её, считай и не видел. [В. Быков. Знак беды].
– А ведь, по совести говоря, если он этих охламонов охомутает, ему не только две комнаты – дворец дать стоит [речь идет о шофёрах автобазы, которых герой романа брался приучить к порядку, за что хотел получить квартиру]. [Б. Полевой. На диком бреге].
Она [Лера] думала, что девчонки, и она сама тоже, слишком цацкаются с Чагиным, как с маленьким, всё прощают ему, привыкли, что он такой, а это ведь всё напускное, за этими шуточками и расхлябанностью должно же быть что-то… «Ты не думай, он не такой», – сказала Лариса. Какой же? Лера его ещё другим не видела. Главное – Ларису жалко, мучается из-за такого охламона. [М. Рощин. Каких-нибудь двадцать минут…].
– Либерализм, – упрямо повторял Шамин. – Охламонов учить нужно… – Ребята они неплохие… – сказал Степан Степанович [речь идет о мальчишках, пришедших на завод, которые с трудом привыкали к дисциплине]. [В. Дягилев. Вечное дерево].
У подъезда углового дома мне преградил дорогу сухощавый мужчина в чёрном клеёнчатом плаще. Он дёрнул меня за рукав и сразу накинулся с бранью: – Ты что ж, гад, ждать себя заставляешь? Я же этому охламону Сеньке сказал железно: жду в десять. А сейчас сколько? [М. Левитин. Без намёков].
– В институт поступлю, чтобы ей не стыдно было с таким охламоном на люди выйти… Эх, Юрка, что только бы для неё не сделал! [В. Левашов. День открытых дверей].
– […] Представил я, как эти охламоны магнитофонные с тортом “Руслан и Людмила” в чей-то дом вваливаются, на стол подарок ставят [речь идёт о ввалившейся в вагон шумной компании длинноволосых молодых людей с магнитофоном, откуда льётся музыка хуже матерщины, - хиппи-пиппи, как говорится в романе, подменили у старушки дефицитный торт «Руслан и Людмила» на «Фруктово-ягодный»]. [Е. Евтушенко. Ягодные места].
– А, может, и наш отец пойдёт урезонивать охламонов-то этих. Ох, Игорь, сколько же на свете дураков живёт – удивительно прямо! А. Громова. Мы с тобой одной крови.
… Жалко только, что “дед” этого не дождётся. Он и вправду стал дедом, хотя у него внуков не было. И сыновей тоже. Не считать же меня, охламона. [Г. Владимов. Три минуты молчания].
– Возле универмага ищите его, охламона! – успела бросить им вдогонку Кухарская, а потом прокричала на тот берег, чтобы там подождали ещё немного, – лодочника пошли разыскивать. [А. Фесенко. Когда, если не теперь]. 
Рослый охламон с красивым, но не запоминающимся кордебалетным лицом попытался и со мной взять начальственный тон: – Это вы начальник госпиталя? А. Крон. Бессонница.
Наш мастер был склонен к преувеличениям: училищные выпускные экзамены, что принимали свои же преподаватели, он называл “госами”, себя профессором, а нас студентами, когда мы ему нравились, и охламонами, когда грешили. [Ю. Воднев. Пусковой объект].
– Вот вы в школе учитесь, а ничего не знаете, что творится. Ну, Дима-то умный, хороший мальчик, он уже, наверно, слышал, а вот Колька ничего не знает, где уж ему, охламону. [В. Шефнер. Облака над дорогой].

"Магазинчик БО!"
авторский проект Олега Куваева и Екатерины Гореловой,
флеш-сериал российской студии «Мульт.ру».
Недавно был даже снят фильм под названием «Охламон», героя которого сельские жители прозвали так за неуклюжие, а порой комические поступки. Персонаж с таким именем фигурирует также в мультипликационном фильме «Магазинчик Бо». Это приятель, хозяин и одновременно жертва зайца Бо. В 2005 году в продаже появилась мягкая игрушка, изображающая этого персонажа. Она описывается следующим образом: «Полностью послушна воле своего хозяина – без вас не то что шагу не сделает, пальцем о палец не ударит. Конечности сгибаются, разгибаются, завязываются в узел, да в таком положении и остаются, пока вам не надоест».

Это слово фиксируется в лексикографических источниках довольно-таки поздно. Впервые оно отмечено в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, изданном в 1972 году: «(прост. бран.) Глупец и бездельник». Обращает на себя внимание подача его написания в словарях. Орфографический словарь русского языка и «Словарь русского языка» в 4-х томах рекомендуют писать охламон. «Словарь новых слов русского языка» фиксирует двоякое написание: охломон и охламон. Большой толковый словарь русского языка предлагает только охламон. Разное написание находим до сих пор в Интернете, причём написания с A более чем в пять раз превосходят написания с О (31659 документов с А против 5961 с О). Колебания написания при вхождении слова в язык вполне закономерны, но в данном случае они несут ещё и смысловую нагрузку, отражают историю слова.

Если обратиться к произведениям 20–30-х годов ХХ века, то в них наблюдается написание этого слова с О, что наводит на мысль о родстве существительного охламон с лексемой охлократия, заимствованной из греческого языка, по всей видимости, в XVIII веке: впервые данное слово зафиксировано в «Новом словотолкователе» Н.М. Яновского. Приведем примеры его употребления:
(Крижанич утверждал), что даже ненавистное ему “людодёрство” лучше охлократии. [Г.В. Плеханов. История русской общественной мысли].
– Если я хочу быть искренним с самим собою – я должен признать себя плохим демократом, – соображал Самгин. – Демос – чернь, власть её греки называли охлократией. [М. Горький. Жизнь Клима Самгина].
Осуждены фашизм, нацизм, каннибализм, нигилизм, тиранизм, анархизм […] – всякие измы… Вместо срывчатых измов вытягивается длинная демократия – лишь бы не охлократия. [Н. Рерих. Зажигайте сердца].


Процесс влияния толпы, безликой людской массы на различные стороны жизни государства получил название охлократизация: Но какой исход может иметь стремление привлечь публику к театру любым способом, угодить ей во чтобы то ни стало? А исход печальный. Охлократизация искусства. Когда запросы толпы довлеют над художником, он теряет свое лицо. С. Овчинников. Китч. Данный процесс затронул сейчас телевидение, газеты, журналы, большинство издательств, так как всё делается на потребу толпы.

доктор филогических наук, научный сотрудник ИЛИ РАН,
Людмила Кругликова,
Санкт-Петербург

Так или иначе, «охламон» - одна из маленьких загадок в современном русском разговорном языке...

Комментариев нет :

Отправить комментарий