четверг, 1 октября 2015 г.

А теперь "горбатый", или 55 лет "Запорожцу"


1 октября 1960 года, ровно 55 лет назад, с конвейера завода «Коммунар» сошел первый автомобиль "Запорожец" (модель ЗАЗ-965), сразу получивший в народе прозвище "горбатый".

Впрочем, как только не называл народ это чудо отечественного автопрома. Так, ЗАЗ-965 был прозван «горбатым» за характерную форму кузова, ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М — «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте. Одесситы любили называть ЗАЗ-965 «еврейским танком» или «еврейским броневиком». Были и другие названия: "кругленький", «зазик», "фафик", фиат фольксвагенович, жужик, малыш, "инвалидка", "консервная банка" и даже просто - "запор". Чувствовалось что, не смотря на многие обидные прозвища, этот автомобиль полюбился на долгие годы многим людям.

Сравнительная компоновка микролитражных автомобилей:
НАМИ-031 (вверху), НАМИ-049, НАМИ-А50 и Москвич-444 (внизу)
Интерес к микролитражным, как их тогда называли, машинам возник и рос лавинообразно в середине 50-х годов, В разных странах на свет появились многочисленные образцы - от примитивного суррогата автомобиля до уменьшенной копии традиционной малолитражки. Работа над такими конструкциями была развернута и в СССР. Толчком послужило то обстоятельство, что с 1956 года МЗМА прекратил производство малогабаритного (длина 3855 мм), легкого (840 кг), четырехместного «Москвича-401» и перешел на более вместительный, комфортабельный, но и более дорогой «Москвич-402». А спрос на компактную, легкую и простую машину не исчез.

Белка НАМИ-050
НАМИ-050 «сельский вариант»
Наши заводы и НИИ в 1955-1960 годах спроектировали, построили и испытали немало опытных образцов микролитражек и мотоколясок. В 1955 г. была построена «Белка» ИМЗ-А50 (НАМИ-050), - экспериментальная модель. В длину она составляла 3,3 метра, была недоработана и имела множество неустранимых недостатков. В итоге ее скрестили с военной амфибией и получили две модификации, отличающиеся лишь некоторыми деталями в строении силового агрегата (военная версия – МеМЗ-967 и гражданская – МеМЗ-965). Потом были НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18, НАМИ-059, МВТУ. Все эти конструкции позволили более четко определить требования к машинам сверхмалого класса.

Как раз в те годы было принято решение реконструировать комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье (позднее — Запорожский автомобильный завод) и завод легких дизелей в Мелитополе, с тем чтобы с 1960 года развернуть производство микролитражных автомобилей. Проектирование, постройку и доводку прототипов новой машины поручили провести коллективу Московского завода малолитражных автомобилей - МЗМА (ныне АЗЛК). Разработка их началась осенью 1956 года.

Говорят, что однажды в голову Никите Хрущеву пришла идея обогнать Штаты и по количеству автомашин на душу населения. Правда, в отличие от Америки, наша машина (как и квартиры) должна была стать малогабаритной. Ну, не нравились Хрущеву крупные вещи! И выбор пал на "фиатовскую" новинку. Вскоре обширный доклад о "Фиате-600" лег на стол к Хрущеву. Основной мыслью доклада была необходимость массового выпуска в СССР машины, "доступной широким массам трудящихся". Было выпущено соответствующее постановление ЦК.

ФИАТ-600 взяли за образец, как наиболее удачный автомобиль этого класса, в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии. Немаловажным обстоятельством, предопределившим выбор, послужил тот факт, что данная машина была новейшей (ее выпуск начался в 1955 году) и что она наилучшим образом отвечала условиям массового производства.

Серийный ФИАТ-600
Первый опытный образец машины - ей дали индекс «444» - был готов всего через год, в октябре 1957 года. В ее внешнем виде и конструкции узлов чувствовалось влияние ФИАТ-600, но тем не менее даже на этой стадии наметились существенные различия — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля.

Первый образец 1957 года - назовем его условно «444-57» - отличался от итальянской машины, помимо перечисленного, формой задней части кузова, иным оформлением передка, усиленной коробкой передач. Треугольная эмблема спереди, выпуклая стреловидная подштамповка на двери, декоративная «гребенка» перед проемом заднего колеса (мотив, заимствованный от «Москвича-402») и четыре круглых воздухозаборника на заднем крыле, напоминавшие миниатюрные каски пожарников, - таковы были прочие отличительные детали кузова. Кстати, уже на этой стадии машина имела взаимозаменяемые лобовое и заднее стекла - ценная особенность для массовой модели.

Для малогабаритной машины решающим фактором всегда является диаметр колес. Учитывая дорожные условия нашей страны, конструкторы увеличили посадочный размер для шины с 12 до 13 дюймов. Этот шаг потребовал существенных изменений в кинематике подвески колес (родную "фиатовскую" подвеску переднего моста на поперечной рессоре пришлось заменить на "позаимствованную" у автомобиля "Фольксваген-Жук" подвеску на продольных балансирных рычагах и пластинчатых торсионах), заставил увеличить объемы колесных ниш и внести коррективы в общую компоновку.

Но главная проблема заключалась в двигателе. Все дело в том, что на "Фиате" стоял 4-цилиндровый двигатель водяного охлаждения. Двигатель обладал хорошими тяговыми характеристиками, был достаточно экономичным и надежным. Однако АЗЛК не имел производственных мощностей для его выпуска. А сроки поджимали. Проще всего было бы использовать один из уже выпускаемых двигателей. К сожалению, ни "Москвич", ни другие автомобильные заводы не выпускали серийно малогабаритных двигателей. Первоначально в качестве штатного двигателя специалисты Госплана предполагали использовать мотор "МД-65" Ирбитского мотоциклетного завода. Строго говоря, это была модернизация двухтактного мотоциклетного мотора "ИМЗ-М-61". Мощность этого "чуда техники" составляла 17,5 л. с. Главными недостатками были малый ресурс (всего 30 тысяч км до полного капитального ремонта) и ряд конструктивных недостатков: неудачная система воздушного охлаждения, роликовые подшипники шатунов, очень развитый картер - его глубина (расстояние от оси коленчатого вала до днища масляного поддона) составляла 184 мм. Последнее вызвало наибольшие проблемы: значительно уменьшился дорожный просвет. Чтобы ликвидировать этот изъян, в привод задних колес конструкторы ввели редукторы, подобные тем, что применяются сегодня на ЛуАЗе-969М. Но маленькая мощность и, как следствие, очень плохая динамика разгона, постоянный перегрев делали машину непригодной к практическому использованию.

Двигатель МД-65, созданный на базе мотоциклетного, оказался, как выявили испытания, непригодным для автомобиля. На мотоцикле с коляской, который весит 320 кг, этот мотор работал в более благоприятных (по нагрузке) условиях, чем на микролитражке, вдвое более тяжелой. Кроме того, МД-65 на стенде развивал мощность только 17,5 л. с. Отсюда плохая динамика машины: вялый разгон и недобор максимальной скорости (80 км/ч вместо проектных 95 км/ч). Мотор был очень шумным, плохо охлаждался. Но главный недостаток заключался в том, что двигатель был недолговечным: срок его службы до капитального ремонта едва мог составлять 30 тыс. км.

Вот что вспоминает один из создателей машины, тогда ещё только демобилизованный из армии аэродромный техник Иван Кошкин (Авторевю №4, 2011): "Экспериментальные Москвичи оказались ходовыми макетами. Перемещаться самостоятельно кое-как могли, но ездить по дороге с нагрузкой - нет. Посудите сами: передняя подвеска с поперечной рессорой обеспечивала динамический ход всего 30-40 мм, хотя для наших дорог нужно было не менее 70. А этот ирбитский мотоциклетный мотор? Ведь сразу было понятно, что он не годен! Мы даже серьезно испытывать этот образец не стали."

Неудачи, связанные с двигателем, преследовали "Запорожцы" всегда. Сначала долгое время не могли найти нужный силовой агрегат, даже оснащали экспериментальные образцы моторами BMW, потом в кратчайшие сроки «подгоняли» мотор, созданный в НАМИ и спешно присланный в Запорожье. Воздушное охлаждение двигателя автоматически означало и наличие автономной печки, в итоге и то и другое не работало должным образом и не обладало достаточным ресурсом...

Важное правительственное задание оказалось под угрозой срыва. Разработчикам оставался только один путь - выбирать среди готовящихся к выпуску разработок. На тот момент имелось три возможных варианта. В институте НАМИ проходили доводку два подходящих двигателя: "НАМИ-В" (копия мотора машины "Фольксваген-Жук") и "НАМИ-Г" (основой для которого послужил один из двигателей "BMW"). А на самом "Москвиче" во второй половине 1958 года только еще проходили стендовые испытания двухцилиндрового оппозитного двигателя на базе французского "Ситроен-2ЛС". Следует заметить, что все эти двигатели имели воздушное охлаждение. Были проведены полномасштабные испытания опытных образцов машины со всеми вариантами двигателей. Наилучшие показатели были у "НАМИ-В". Это и не удивительно: на предприятии "Фольксваген" он разрабатывался для машины с аналогичной компоновкой (заднее расположение силового агрегата), выпускался с 1947 года, был технически и технологически доведен. Единственным недостатком была сложность операции регулировки клапанов из-за оппозитного расположения цилиндров: мешали колесные арки.

В качестве временной меры на усовершенствованный вариант, получивший обозначение «444-БКР» (то есть, без колесного редуктора), поставили двигатель БМВ-600 - тоже от микролитражного автомобиля, Этот мотор имел значительно более мелкий картер, подобно проектировавшимся моторам МЗМА и НАМИ. Отказ от редукторов позволил уменьшить неподрессоренные массы на 6 кг. Одновременно автомобиль получил переднюю подвеску на продольных балансирных рычагах и пластинчатых торсионах и боковые воздухозаборники в виде вытянутой решетки.

Экспериментальный «Москвич-444»
МЗМА построил новые образцы (назовем их «444-58») с измененными элементами оформления: переднее крыло с более высокой верхней частью, иная форма облицовки. Один из них, окрашенный в цвет слоновой кости, с крышей морковного цвета, экспонировался зимой 1958/59 года на ВДНХ СССР. У этой машины, на эмблеме которой вместо «444» стояло «650», еще сохранились от первого образца передняя подвеска на поперечной рессоре и сдвигающиеся (неподъемные) стекла в дверях.

В 1959 году увидели свет новые прототипы будущего «Запорожца». Тогда же конструкторское бюро МЗМА с помощью прибывшей в конце 1958 года бригады инженеров ЗАЗ приступило к выпуску чертежей для подготовки производства. Все было готово для начала серийного производства. Однако коллегия Госплана приняла совершенно иное решение. В апреле 1959 года вся техническая документация на модель 965 была передана в Запорожье.

Опытные образцы 1959 года в отличие от ФИАТ-600 имели уже не сдвигающиеся стекла дверей, а опускные, как на большинстве автомобилей. Исчезли стреловидная выдавка на крыле и «гребенка». Задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части. Подфарники установили в отдельных корпусах на крыльях. Позже были изготовлены образцы с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели. У этих машин подфарники остались на передних крыльях, но на передней панели появилась эмблема ЗАЗ и надпись «Запорожец» прямоугольными буквами.

К слову. У жалюзи воздухозаборников, известных так же как «Жабры», есть ещё одно название с интересной историей. В процессе разработки, среди главных проблем автомобиля, являлся перегрев мотора. Решение нашёл один конструкторов завода «Коммунар» (ЗАЗ), по фамилии Вассерман. После испытаний, идея была одобрена и после, за этой деталью, закрепилось прозвище «тёрка Вассермана».

В июне 1959 года в НАМИ были готовы два первых четырехцилиндровых двигателя ЗАЗ-965. Один (965Г) имел горизонтальное оппозитное расположение цилиндров и рабочий обьем 752 см3, другой (965В) - V-образное и рабочий объем 746 см3.

1 - рулевой механизм, 2 - запасное колесо, 3 - топливный бак, 4 - тормозной барабан переднего колеса,
5 - амортизатор передней подвески, б - передняя подвеска, 7 - аккумуляторная батарея,
8 - педаль привода дроссельной заслонки карбюратора, 9 - педали сцепления и привода тормоза,
10 - переднее сиденье, 11 - рычаг переключения передач, 12 - рычаг привода ручного тормоза,
13 - заднее сиденье, 14 - рычаг задней подвески, 15 - амортизатор задней подвески,
16 - пружина задней подвески, 17 - тормозной барабан заднего колеса, 18 - полуось,
19 - поперечина подвески двигателя, 20 - стартер, 21 - глушитель, 22 - головка цилиндра двигателя,
23 - топливный насос, 24 - прерыватель-распределитель, 25 - центробежный масло-очиститель,
26 - маслозаливная горловина 27 - раструб автоматического регулятора температуры двигателя,
28 - вентилятор, 29 - катушка зажигания, 30 - карбюратор, 31 - воздушный фильтр.
В чем состояло отличие? На моторе 965Г кулачковый вал лежал под коленчатым, центробежный вентилятор нагнетал воздух для охлаждения цилиндров, масло очищалось фильтром со сменными элементами, коленчатый вал был откован из стали. Другой мотор, 965В с V-образным расположением цилиндров, был компактнее. У него значительно упрощался доступ к клапанному механизму для регулировки зазора - не мешали кожухи задних колес. Охлаждающий воздух отсасывался осевым вентилятором. Распределительный вал благодаря V-образному расположению цилиндров установили в развале блоков, длина толкающих штанг для привода клапанов стала меньше. Для очистки масла в двигателе 965В служила центрифуга, а коленчатый вал сделали литым. Поскольку момент сил инерции был не уравновешен, в конструкцию ввели вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и коленчатый, но в противоположном направлении.

По мощностным показателям обе конструкции были равноценны, но двигатель 965В обладал целым рядом преимуществ перед 965Г, был оригинальным и современным по конструктивному решению. Его и приняли для серийного изготовления.

В 1960 году на заводе сельхозмашин "Коммунар" (ЗАЗ) шла подготовка к производству новой машины. В помощь разработчикам были задействованы специалисты ряда других КБ, в частности из группы Б. М. Фиттермана (НАМИ). В-третьих, в качестве мотора, мотивируя более высоким техническим уровнем, было решено использовать "НАМИ-Г" -- вопреки решительным возражениям разработчиков. И для возражений был повод. "НАМИ-Г" имел осевой вентилятор охлаждения -- то есть был рассчитан на охлаждение встречным потоком воздуха. Иными словами, должен был располагаться только впереди! Что же побудило Госплан остановиться именно на этом варианте? Аргумент был довольно весомый: "НАМИ-Г" был практически готов к серийному выпуску, имелись соответствующие производственные мощности. Умалчивалось, правда, о том, что мотор этот имел отнюдь не гражданское происхождение, а разрабатывался специалистами ВПК для легкой десантируемой амфибии. Как следствие этого, ряд технических решений (расположенный сзади масляный радиатор, высокое расположение трамблера, корпус из алюминий-магниевого сплава, облегченные блоки цилиндров) диктовался основным заказчиком (то есть армией) и доставляли массу хлопот при гражданском использовании. Ограничения на уровень шума не накладывались, поэтому мотор "трещал" вовсю. Но в целом это был достаточно передовой для своего времени двигатель, имеющий ряд оригинальных технических решений. Его основой послужил мотор немецкой фирмы "BMW", разработанный в начале 50-х годов для десантируемого вездехода.

Двигатель ЗАЗ-965, расположенный сзади
Так или иначе, существенно изменившаяся группа разработчиков в спешном порядке приступила к оформлению окончательного варианта машины. Размеры нового двигателя, уже получившего официальное название -- "МеМЗ965" -- оказались несколько больше, чем используемых ранее. Самым неприятным было то, что из-за V-образного расположения цилиндров под углом 90T двигатель просто не помещался в моторный отсек по высоте. Пришлось спешно изменять все заднее оформление машины. Это было сделано "малой кровью": покатый и ровный задний капот был заменен на выпуклый, незначительно изменены задние крылья. После ходовых испытаний выявился более существенный недостаток: несогласованность двигателя и коробки передач. "Фиатовская" коробка была рассчитана на более высокооборотный двигатель. Требовалось изменить основные передаточные числа, конструкцию сцепления, форму картера. Разработчики находились уже в жестоком цейтноте. Самым логичным выходом было использовать коробку, разработанную в паре с "МеМЗ" для армии. Но она представляла единую конструкцию из собственно коробки, картера сцепления, дифференциала, демультипликатора и раздатки. После недолгих размышлений решили "отрезать" блок "демультипликатор-раздатка" и изменить конструкцию механизма выбора передачи. Одновременно пришлось внести изменения в конструкцию кузова и задней подвески. Для этих работ были привлечены сотрудники из группы Б. М. Фиттермана - разработчики той самой десантируемой амфибии. К тому времени им удалось создать немало удачных автомобилей повышенной проходимости для вооруженных сил, например, "БТР-40" и "БТР-150". Предыдущий опыт конструкторов отразился и на микролитражке: независимая подвеска, силовой агрегат от внедорожника (правда, "ополовиненный"), плоское днище, удачное распределение нагрузки по осям (60 процентов нагрузки приходилось на ведущие колеса) - вот источники фантастической проходимости "горби" - сказывается происхождение! Итак, с горем пополам разработка машины была закончена.

Первый опытный образец Запорожца
Модель получила официальное имя "ЗАЗ-965". По сложившейся традиции новую машину повезли показывать в Кремль. 18 июля 1960 года водитель-испытатель завода "Коммунар" А. В. Скидаенко провез Н. С. Хрущева вдоль здания Совета министров СССР, развернулся на Ивановской площади и поехал обратно. Хрущев остался доволен новинкой, сказав, "Ну если я поместился в этот автомобиль, то все уж поместятся тоже", и назвав ее "хорошим подарком трудящимся". Однако настоятельно посоветовал цену, от заявленной, снизить до 18000 рублей в старом масштабе цен (до деноминации 1:10, проведенной в 1961 году), иначе какой он народный автомобиль.


Эта модель стала одной из самых недорогих и доступных автомобилей: цена составляла от 1200 до 1800 руб. новыми, что составляло приблизительно 20 средних зарплат или тысячу бутылок водки (впрочем, последнее — скорее, шутка), против 2511 руб. за "Москвич" и баснословных 5100-5500 руб. за "Волгу", а на середину 1970-х — около 3-3,5 тысяч советских рублей; в то же время «Москвичи» и разные модели «Жигулей» стоили от 5 до 7,5 тыс. рублей. В 80-е цена ЗАЗ-968М превышала четыре тысячи рублей и примерно равнялась двум годовым зарплатам среднестатистического советского гражданина. Понятно, что за такие деньги рассчитывать на какие-либо удобства в автомобиле не приходилось, но свою утилитарную задачу по доставке пассажиров из пункта A в пункт B «запорожцы» успешно выполняли. Кстати, инвалиды Великой Отечественной войны имели право получать «запорожцы» с ручным управлением бесплатно, но без права продажи. Многие ветераны сами за руль не садились и отдавали льготные автомобили родственникам.


Первую партию "ЗАЗ-965" "Коммунар" собрал 22 ноября 1960 года и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев. Однако в автомагазины партия не попала, а разошлась по смежникам. Сразу стали заметны "врожденные" недостатки "горби": маленький объем багажника, высокий уровень шума двигателя, плохая динамика разгона, перегрев двигателя летом, затрудненный пуск в мороз, теснота салона. Двери с задними петлями были уже устаревшим решением. Кроме того, случайное открывание двери при движении представляло огромную опасность: автомобиль полностью терял управление. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались, как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу». Учитывая все это, коллектив конструкторов завода "Коммунар" во главе молодым с главным конструктором В. П. Стешенко (тогда ему не было и тридцати) уже весной 1961 года приступил к разработке новой модели "ЗАЗ-966". В ноябре того же года опытный образец был продемонстрирован на ВДНХ.



Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также 965Б с ручным управлением для инвалидов. Органы соцобеспечения предлагали ЗАЗ-965 с измененным механизмом управления людям с ограниченными способностями.

Линия по сборке ЗАЗ-965
С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см3. Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки - прямоугольник), декоративная решетка на панели передка. На базе модели 965А выпускались две разновидности с ручным управлением: 965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.).

Передняя панель приборов ЗАЗ-965
«Запорожец-965» с самого начала был хорошо принят потребителем. Справедливости ради следует отметить, что (особенно на машинах первого выпуске) нередко торсионы передней подвески теряли упругость, а в жаркую погоду двигатель перегревался. Но, несмотря на эти «детские болезни», микролитражка сразу же показала себя с наилучшей стороны в сельской местности, районах с плохими дорогами. По дорогам с глубокими колеями, оставленными грузовыми машинами, легковому автомобилю, даже ГАЗ-69, очень тяжело идти. Между колеями грузовик ГАЗ-51, например, оставляет твердую полосу дороги шириной около 1150-1200 мм. Все легковые машины, чтобы «не сесть на дифференциал», должны колесами одной стороны идти по этому «горбу», а колесами другой - следовать по колее. Только ЗАЗ-965 при аккуратном вождении удавалось проехать по пространству между глубокими колеями. Встречались случаи, когда запорожец, улетевший в кювет, делал двойной переворот, а потом как-небывало вставал на колеса и продолжал свой путь. Отличаясь хорошей проходимостью, «горбатый» обзавелся известной народной шуткой-стишком: «Где иномарка тормознёт, "запор" на пузе проползёт!».


Хорошей проходимостью ЗАЗ-965 обязан гладкому днищу, независимой подвеске всех колес, достаточной загрузке (60% общей массы) ведущих колес. В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить из плена весящую лишь 665 кг машину.


Горожане быстро оценили в «Запорожце» его маневренность, хорошую сочетаемость с русскими дорогами, хорошую экономичность, удивительную живучесть, работоспособность и высокую прочность кузова-кабины. Последнему качеству способствовало наличие только двух дверей, проемы которых не так ослабляли боковину, как на машинах с четырехдверными кузовами. Высокая жесткость кузова «Запорожца» позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для перевозки скарба, а наиболее продвинутые пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При таких выдающихся способностях «запорожцы» числились в любимчиках у начинающих автолюбителей, туристов, дачников и пенсионеров.

И конечно, двигатель с отдельными цилиндрами, сравнительно легкий и простой в демонтаже, всегда удавалось быстро и без труда снять, отремонтировать своими силами «на кухне» и без больших потерь времени поставить на место.

экспортная модификация ЗАЗ-965АЭ «Jalta»

Экспортный вариант ЗАЗ-965Э/965АЭ отправляли в Австрию и Финляндию. Для этого выпускали две разновидности запорожцев – «Jalta» и «Elite» (так как фонетика и транслитерация слова «Запорожец» весьма сложна для европейских языков), отличавшиеся от отечественного варианта боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона и усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. Также на автомобили 965Э/965АЭ «Ялта» дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием «Jalta») и бельгийскую Scaldia-Volga (под названием «Yalta»). По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.

Один из первых прототипов "966-ого". 1961 год.
Чувствуется сильное влияние американской школы дизайна.
В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.


В 1963-ем же году на экраны страны выходит первая советская «пляжная» комедия «Три плюс два». Лирическая и беззаботная лента с загорелыми героями, блестящими автомобилями и ресторанами на берегу моря по началу сильно не понравилась сильным мира сего от кино. Мол, как так: в кадре советские люди полтора часа ничего не делают! Пускаются в автомобильные погони, читают западные «дюдюктивы» и вьют любовные интриги. Подобный скептицизм, впрочем, не помешал фильму на просмотрах в кинозалах страны собрать 35 миллионов человек… Однако для нас картина ценна прежде всего 966-ым Запорожцем в роли второго плана, а также крылатой фразой Андрея Миронова: «Консервная банка системы Запорожец».


Кстати, последующий за фразой диалог кажется лишенным смысла:
- Консервная банка системы «Запорожец»!
- Новой марки?
- Старье!
О какой новой марке спрашивал дипломат Вадим ветеринара Романа – остается загадкой, т.к. к 1963 году модель ЗАЗ-966 ещё не выпускалась. Можно лишь предположить, что два друга посещали ВДНХ, где ежегодно выставлялась новые концепты "зреющего" 966-ого...

NSU Prinz 4
Ушастый «Принц»
Еще продолжая работать над доводкой «горбатого», в Запорожье уже фантазировали над будущей самостоятельной моделью, которую должен был отличать просторный двухобъемный кузов и характерные «уши» воздухозаборников. Ранние варианты перспективного «Запорожца» начала шестидесятых уже напоминали будущую машину, но отличались покатой крышей, ломаными передними крыльями, остеклением и фарами от «горбатого» и множеством декоративных подштамповок. Серийная версия получилась гораздо лаконичнее, ведь модель собирались производить много лет, и очень напоминала NSU Prinz 4. Как говорил ведущий Игорь Кириллов в телепрограмме про новый «Запорожец»: «Не правда ли, красивая машина? Современная, элегантная!» И труднодоступная: покупателям предлагалось запастись терпением и записываться на автомобиль в порядке живой очереди.


В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Однако, основополагающая идея в дизайне Принца – а именно опоясывающая горизонтальная поясная линия – в свою очередь является элементом стайлинга Американского Chevrolet Corvair 1960 года. Кстати, столь привычный нам «Запор» мог выглядеть и гораздо смелее, о чем свидетельствуют поисковые прототипы тех лет. Однако вычурные передние крылья, ниспадающая крыша и обилие хрома очень быстро сделали бы автомобиль морально устаревшим, а частная смена или обновление главной модели были невозможны по целому ряду причин. Возможно, именно поэтому на производство был поставлен более «спокойный» внешне вариант. Конструктивно же он мало чем отличался от своего предшественника и оснащался с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели.

Его двигатель также располагался сзади. Вначале это был 30-сильный МеМЗ-966А, который устанавливался на последних модификациях его «горбатого» предшественника. Затем появился 40-сильный МеМЗ-966В (887 куб.см, 27 л.с.), позволявший на прямой трассе разгонять автомобиль до скорости 120 км/ч. Правда, на практике достигали её далеко не все, и штрафы за превышение скорости «Запорожцами» действительно были настолько редкими, что расценивались как анекдот. Но в историю отечественного юмора он вошел как «убийца мерседесов». Иномарок на советских дорогах практически не было, но зато было предостаточно «Жигулей» и «Волг». Образ простого работяги, крушащего на своём пути дорогие машины «блатных», появился ещё в 1982 году. Именно тогда был снят фильм «Таран», герой которого на своём Производство ЗАЗ 966«Запорожце» протаранил автомобиль циничных хулиганов. Со временем этот образ перекочевал в фольклор 1990-х годов.


Экспериментальный ЗАЗ-968М.
Обращают на себя внимание "облагороженные" колеса. В серию такие не пошли
Освоение "966-й" модели задерживалось - только в 1967 году она пошла в серию. В том же 1967 году выпуск «горбатых», которых за 6 лет «Коммунар» изготовил почти 300 тысяч, прекратился. Объемы производства росли очень медленно. В 1965 году было выпущено только 40 тысяч автомобилей. В планах на 1970 год была заложена цифра в 150000 автомобилей. Но только к 1973-му году завод смог довести выпуск до 100 тысяч машин в год. Причин тому было много. В конце 60-х годов все силы и средства были брошены на строительство "ВАЗа". Кроме того, Хрущев был смещен, его место занял Леонид Брежнев. Летом 1960-го Леонид Ильич, тогда еще Председатель Президиума Верховного Совета СССР, лично проехался на "ЗАЗ-965" по Кремлю. Официально машину он одобрил. Но на деле... Леонид Ильич был хорошим и страстным водителем. Кроме того, похоже, он придерживался лозунга "Дженерал Моторс" начала 50-х годов: "Это женщина должна быть маленькой, а машина должна быть большой!". В общем, не лежала шоферская душа Брежнева к этой козявке. Что и сказалось на судьбе "ЗАЗа": внимания заводу, расположенному в области, где он когда-то был первым секретарем, Брежнев уделял очень мало.

«ЗАЗ-968» с самодельными воздухоуловителями
С 1969 года на основе модели «ЗАЗ-966» стали производить «ЗАЗ-968» с новым двигателем и некоторыми несущественными изменениями. В 1972 году появляется несколько модернизированная модель — «ЗАЗ-968». У неё исчезла декоративная панель с передней части кузова, появилась новая приборная доска. Более серьёзной переделке модель подверглась в 1979–1980 годах. Машина, за свой уже устаревший и слишком простой дизайн получившая не очень лестное прозвище «мыльницы», потеряла «уши». По замыслу конструкторов для нормального охлаждения двигателя было достаточно щелевых отверстий на крышке капота и задних крыльях. Внешне эти отверстия очень напоминали жабры. Судя по всему, идея с заменой «ушей» «жабрами» не сработала. Владельцы новых ЗАЗ-968М дружно принялись украшать зад своих автомобилей самодельными воздухоуловителями. Чаще всего к «жабрам» на капот привинчивались большие, сделанные из жести коробки. После их установки автомобиль приобретал законченный колхозный вид. На фоне потери «ушей» все другие новшества в конструкции ЗАЗ-968М казались пустяками. Между тем автомобиль получил новые передние фары, увеличенный багажник и стоп-сигналы, похожие на те, что устанавливались на некоторые модели «жигулей». На часть «запорожцев» ставили более мощные двигатели: МеМЗ-968ГЭ (45 л.с.) и МеМЗ-968БЭ (50 л.с.), позволявшие разгонять автомобиль до 130 км/ч и работающие на более дорогом бензине АИ-93. «ЗАЗ-968А», от предшественника его отличала и новая тормозная система, усовершенствованные передние сиденья и замок зажигания с противоугонным устройством. «ЗАЗ-968М» стал последним отечественным автомобилем с расположенным в заднем отсеке двигателем — но и самым долгоживущим, так как выпускался до 1994 года.

За все время выпуска запорожцев (их было около 3,5 миллионов), можно выделить два этапа: с 1960 по 1969 года первое поколение – ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А и с 1967 по 1994 года второе поколение – ЗАЗ-966, 966В,968,968А и 968М.


ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года. Отличался в том числе введением фонарей заднего хода.
Перед нами экспортная модификация.

В 1973 году во всем мире ужесточились требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало производителей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы. В результате проведенных работ по модернизации автомобиля появился новый вариант — ЗАЗ-968А. От базовой модели «Запорожец» отличался травмобезопасным рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса, сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности, мягкой панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механизмом.


Справедливости ради, следует отметить, что в конце пятидесятых и первой половине шестидесятых годов — период, на который пришлась разработка обоих поколений «Запорожцев», по большинству эксплуатационных качеств не уступавших зарубежным аналогам того времени, — заднемоторная компоновка находилась на пике своей популярности по всему миру, автомобили с двигателем сзади пытались производить даже в США (Chevrolet Corvair), не говоря уже о Европе, где в то время доминировали такие массовые модели, как Volkswagen Beetle (Жук), Fiat 500 и Fiat 600, Renault Dauphine и Renault 8, Škoda 1000 MB и им подобные, считающиеся национальным достоянием и символами своей эпохи. Распространённость двухдверных кузовов в те годы также была намного большей, чем в наши дни — на самом деле, характерная для СССР ситуация, когда за исключением «Запорожца» по сути все автомобили имели 4-5 дверей, была для того времени едва ли не уникальной.

Прошло много лет, машины с задним приводом вытеснили переднеприводные и "Запорожец" больше не выпускают. ЗАЗ-968М продержался на конвейере рекордные для «запорожцев» 15 лет и был снят с производства только в 1994 году. Машину продолжали делать во многом из-за социального фактора — ее модификации с ручным управлением выдавали инвалидам еще несколько лет после распада СССР.



Возможно, дальнейшая модернизация модели позволила бы создать что-то интересное, однако в 1990-е годы возобладало мнение, что «мыльницы» являются позором украинского автопрома. К тому же завод переживал не лучшие времена. Оставив на конвейере неплохо продаваемую «Таврию», руководство завода свернуло производство «ЗАЗ-968М». На базе своих микролитражек ЗАЗ создавал и различные опытные автомобили. Например, микрогрузовики «ЗАЗ-971» и микроавтобусы «ЗАЗ-970В». Хотя их создатель Юрий Наумович Сорочкин аргументировано доказывал потребность сельских районов в таком транспорте, предприятию велели не заниматься экспериментами, а сосредоточится на выпуске «легковушек».


А вот появившуюся позже модель пикапа на базе «ЗАЗ-968М» почему-то к производству утвердили, хотя это была самая большая неудача автозавода. Дело в том, что сама концепция автомобиля была абсурдной: задний моторный отсек не позволял создать нормальную грузовую платформу. В итоге появился какой-то автомутант: вместо заднего сиденья там было что-то наподобие узкого «кармана», в который можно было положить разве что чемодан. По сути, ЗАЗ-968МП делался по стапельно-обходной технологии — у выбракованного или даже кондиционного (в зависимости от величины спроса на пикапы в конкретный период) кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть кабины и за передними сидениями приваривалась задняя стенка с окном. Заднее сиденье не ставилось, образовавшаяся ниша и являлась грузовым отсеком. Чтобы не допустить чрезмерной потери жесткости кузова, верх грузового отсека по усиливался путем приваривания П-образной круглой трубы, а поверх стандартного пола по периметру грузового отсека приваривался уголковый профиль, который в свою очередь служил основанием для грузового пола из 10-мм фанеры. Подготовленный таким образом кузов возвращался на конвейер и обычным путем шел на окраску и последующую сборку. Из оригинальных деталей использовался, пожалуй, лишь тент, укрепляемый по верху грузового отсека поверх его бортов. Пикап имел небольшую грузоподъемность и был неудобен — не было ни откидных бортов, ни дверей. Сложно сказать, были ли какие-то определенные предпочтения у автозавода в плане окраске этих пикапов, но большая часть машин из числа встреченных была окрашена в белый цвет и лишь одна машина была светло-голубого цвета. По некоторым данным всего было выпущено около 2500 пикапов ЗАЗ-968МП.

28 января 2011 года с конвейера ЗАЗа сошел последний украинский автомобиль «Славута». С этого момента завод перешел исключительно на сборку зарубежных автомобилей.

Памятник "Запорожцу". Киев, транспортно-экономический колледж, 2004
Село Терешки (Барский район, Винницкая область)
райцентр Бар Винницкой области
Запорожье
Белгород
Бердские скалы, Новосибирская область
Бердские скалы, Новосибирская область
пгт. Васищево, Харьковская область
Дорохово (Московская обл.)
Архангельская область, город Котлас, улица Серафимовича
Под охраной барнаульского зоопарка


На мраморном помосте справа от "Резиденции" Владимира Владимировича под открытым небом стоит ушастый "Запорожец", на котором в 2006 году во время саммита G8 не решился проехать президент США Джордж Буш. "Запорожец", название цвета которого явно придумано в Ленинграде, - "Белая ночь", - как пишут биографы президента, в далеком 1972 году выиграла в лотерею мама Владимира Владимировича. По словам очевидцев, водил Путин очень быстро, и потому случались небольшие курьезы - помятое крыло, нерадивые пешеходы, но все складывалось благополучно. Автомобиль служил верой и правдой. Позже Путин продал машину коллеге по питерскому КГБ, а потом о ней и вовсе забыл. Вспомнил к саммиту, когда понадобилось представить президентскую ретроспективу, в том числе и автомобильную. Машину удалось разыскать в конце прошлого года в одном из гаражей, но в плачевном состоянии. Восстановлением занялся помощник Руднова - Павел Веслов. Связался с клубом старинных автомобилей, некоторые детали кузова пришлось менять целиком, но все, что имеет номера, - двигатель, кузов - все настоящее, только отреставрированное. По словам Павла Веслова, очень выручили те, кто запасся запчастями впрок еще во времена тотального дефицита. По крупицам, из разных уголков Питера, да и со всей страны собирали запчасти. Даже кожзаменитель на сиденьях заменили таким же, не польстившись на какую-то кожу. Такой же - значит, такой же! Красился автомобиль в одном из сервисов Санкт-Петербурга, цвет сохранили. Единственное, что добавилось, - это полировка. Таким блестящим "Запорожец", возможно, никогда до этого и не был. Путин увидел машину еще до начала саммита и, говорят, очень обрадовался. Это, конечно, не Mercedes, но ведь едет! И как рычит! Путины и называют его не иначе как "машина-зверь.


Придумщики даже повесили на машину бутафорский номер старого образца. Только вот, подгоняя “железного коня” под старые шаблоны, слегка поспешили. И в результате возникла путаница. Табличка с номером на переднем бампере “Запорожца” "03-07 ЛЕХ" специально стилизована под старину. Точно такой же номер был в 1970-е на путинской машине. Однако, дело в том, что с 1959 года в СССР был принят следующий стандарт автомобильных номеров: номерные таблички в форме удлиненного прямоугольника, имеющие на черном фоне белые знаки. Слева две пары цифр, разделенные черточкой, а в правом нижнем углу — три буквенных символа, высота которых в 2 раза меньше. Но обратите внимание: на нынешнем номере “президентского” авто буквы и цифры имеют одинаковую высоту! Этот вариант существовал уже в следующем “номерном” ГОСТе, принятом гораздо позже, после Олимпиады-80. Впрочем, и под “олимпийский стандарт” нынешний номер президентского “Запорожца” тоже не подходит. Во-первых, там цифры и буквы были черными, а поле для них — белое. Во-вторых, отсутствовала черточка между цифрами. И, наконец, сочетание четырех цифр слева и трех букв справа использовалось лишь для государственных легковых автомобилей, а не для частных. Таким образом, исторический “Запорожец” из-за досадной ошибки застрял где-то между 70-ми и 80-ми годами? И окажись этот автомобиль сейчас в СССР эпохи застоя, его бы арестовал первый же гаишник.

Вот что по этому поводу говорит один из заядлых исследователей автостарины, Сергей Торошенко:
— Насчет подлинности этого “Запорожца” я ничего утверждать не берусь. Возможно, что и смогли, подключив все ресурсы, отыскать ту, путинскую машину. Все-таки таких автомобилей сохраняется — особенно на периферии, в сельской местности, — еще много. Ну, а с номером… По существовавшему в СССР порядку при смене владельца заменялись и регистрационные номера на автомобиле. Старые “жестянки” обязательно уничтожались — их рубили на куски прямо там же, в регистрационных отделах ГАИ. Поскольку машина эта из семьи Путиных впоследствии ушла, значит, путинские номера на ней никак не могли уцелеть. Вероятнее всего, уже сейчас, когда этот “Запорожец” восстанавливали для президента, сделали на машину некое подобие старых номеров. Однако их изготовитель не слишком хорошо разбирается в “номерной” истории, а потому, правильно выбрав черный цвет для фона и белый — для символов, скопировал размеры цифр и букв с более поздних, послеолимпийских, номерных знаков. Вот и получилась в итоге фальшивка — гибрид, который вообще никогда в истории нашего автомобильного транспорта не существовал…

Трое из Простоквашино


ЗАЗ-965 можно наблюдать в таких известных советских фильмах, как «Королева бензоколонки» (1962), «Три плюс два» (1962), «Пока гром не грянет» (1967), «Однажды двадцать лет спустя», «Сыщик» (1979), «Ларец Марии Медичи» (1980), «Золотой глаз» (1995), «Патриотическая комедия» (1992), «ЛОпуХИ. Эпизод 1» (2009); грузинских короткометражках «Субботний вечер» (1975) и «Три рубля» (1976). Экспортную версию ЗАЗ-965АЭ можно увидеть в фильме «Акселератка» (1987), а самодельный кабриолет на базе ЗАЗ-965 — в фильме «Будьте моим мужем» (1981). Легендарный автомобиль даже угодил в одну из серий "Бондианы". На знаменитой "Горбатой" модели агента 007 встречают в аэропорту, энергично заводя машину с помощью кувалды. Кроме того, горбатый «снимался» в мультфильме «Зима в Простоквашино» и «Ну погоди!» (в 5 и 20 выпусках), а так же в серии «По-взрослому» мультсериала «Барбоскины» (масштабная модель «ЗАЗ-965» с кузовом кабриолет в качестве машинки Дружка). Также ЗАЗ-965 является одним из героев клипа на песню «Эй, парень» Криса Кельми и группы «Рок-ателье».

Лимузин на основе «горбатого»
Запорожец с «кенгурятником» и с люком на крыше. Алма-Ата
Теперь, спустя десятилетия, на «Чебурашек» «охотятся» европейские коллекционеры. Но эта обаятельная машинка нашла место в сердцах множества советских людей и была так любима малоимущей прослойкой населения в лихие 90-е. Нынче «Запорожцы» вытеснены в сельскую местность, где частенько попадают в руки подрастающих «стритрейсеров» и под их беспощадный тюнинг.


Неожиданные перевоплощения легендарного «Запорожца»

Розовый кабриолет
Настоящее спасение от летней жаркой погоды. Согласитесь, это довольно удачное перевоплощение. Стильный розовый кабриолет обязательно привлечет внимание окружающих.
Житель большого города
На таком автомобиле не стыдно прокатиться по центральным улицам большого города. А благодаря своей компактности в европейских городах с их узкими улочками будет смотреться особенно гармонично. От 965-го остался только кузов, все остальное было заменено: двигатель, дисковые тормоза, ступицы, диски, салон, приборная панель и так далее. Авто оснащено электронной цифровой панелью и сенсорным управлением акустикой.
Желтый мотокар
Для тех, кому сложно определиться в своих представлениях об идеальной модели и выбрать между машиной и мотоциклом, это оптимальный вариант. В автомобиле совмещены оба транспортных средства: удобство машины плюс мощь мотоцикла.
«Запорожец» класса люкс
Эта машина идеально подойдет для настоящих ценителей всего прекрасного. Ярко-красный автомобиль с салоном из черной кожи лишь смутно напоминает старый «Запорожец» и то только потому, что здесь можно наблюдать до боли знакомые изгибы кузова.
Для любителей скорости
Главное нововведение в оригинальном варианте легендарного «Запорожца» — 2 пусковые трубы, служащие разным двигателям, каждый из которых выдает по 150 лошадиных сил.

Участник драг-рейсинга
Белорусы Виктор и его сын Павел превратили "Запорожец" 1967 года выпуска в гоночную модель. Правда деталей от ЗАЗа в машине почти не осталось. Двигатель VR6 объемом 2,8 л, самодельные алюминиевые сиденья, каркас безопасности, система впрыска закиси азота. Мощность более 250 л. с., и может запросто может набрать скорость в 200 км/ч и разгоняться до сотни за 5,5 секунды.

О народной любви говорят и анекдоты о "Запорожце". Из-за плохого технического состояния большинства «Запорожцев», вызванного, в основном, несоблюдением владельцами правил технического обслуживания, непривычной заднемоторной компоновки и малых габаритов автомобили ЗАЗ довольно часто были объектом шуток. Это до такой степени «удивительный» автомобиль, что его даже в утиль по нормальному сдать нельзя. Двигатели всех автомобилей сделаны из алюминия и их принимают в пункты приема цветного металла. А вот двигатель Запорожца сделан из так называемого ЦАМа (цинк, алюминий, магний). И сдать его как цветмет почти нереально.


"Запорожец" — это: полчаса позора и ты на работе!

Решил как-то "запорожец" выехать прокатиться… но не выехал. Зато наперделся вдоволь.

— Почему у "Запорожца" мотор сзади?
— Ну, чем думали, туда и ставили

Купили 2 женщины себе по запорожцу, едут они вместе домой, и тут у одной вдруг машина глохнет.
Женщины подходят, открывают капот и одна удивляется: — А двигателя нет!!!!!!!!!!!!!! Потеряла наверно!
Другая ее утешает: — Не волнуйся, у меня в багажнике запасной есть!!!

-Почему у "Запорожца " фары круглые?
- А как бы вы себя повели, если бы вам в зад мотор вставили?!

— А вы знаете, почему у Запорожца багажник спереди?
— Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать.

Грузин купил запорожец, поставил его под окно, на утро нет машины!
— Купил второй, поставил под окно, на утро опять нет машины.
Купил третий, поставил под окно, на стекле оставил записку: — Мужики, ну дайте хоть покататься…
На утро под окном стоит черная Волга, а на стекле записка: — Кататься катайся, а нацию не позорь.

Дорога. Ремонтники котлован выкопали, дело было к концу рабочего дня... в общем закопать не успели и знак забыли поставить. Стемнело...
Едет грузин по дороге на форде, котлован не заметил... машина вдребезги, сам чудом уцелел, выбирается из котлована: — Вах—вах, целый год копил, ну ладно еще год под коплю новый куплю.
Ехал там же второй грузин (уже на мерсе), опять таки разбил машину... медленно выбираясь: — Вах—вах, полгода копил... ну ничего, еще куплю...
Едет тут русский на "запоре", ну и угораздило его тоже туда... Сидит около разбитого запорожца в котловане и плачет: — Господи!!! За что?! Всю жизнь копил!!!
Грузины сверху: — Вах—вах—вах, зачем такой дарагой машина покупал?!

Милиционер подходит к владельцу неправильно припаркованного "Горбатого Запорожца" и спрашивает: — Ваша машина?
— Моя.
— 100 долларов.
— Ну, мужик, обижаешь. Добавь еще 50 баксов — и забирай!

— Как увеличить стоимость Запорожца в два раза?
— Залить полный бак.

Привёз мужик «Запорожец» в сервис и говорит мастеру: — Мне нужно поставить титановые диски.
— Десять баксов.
— А ещё движок от «Феррари».
— Десять баксов.
— И тюнинг сделать внутри и снаружи.
— Десять баксов.
Мужик удивляется: — Да ты гонишь!
Мастер отвечает: — Да ты первый начал!

Новый русский (НР) едет в 600 мерсе, останавливается на перекрестке. Рядом тормозит запор с тонированными стеклами. Стекло двери опускается, оттуда высовывается бритый мужик (M).
М: — Братан, у тебя бумаги к факсу не будет?
НР: — Неа.
Нефига себе, думает НР, факсы в запоры стали ставить. Поехал в магазин, поставил себе в мерс тоже. Снова останавливается на перекрестке, рядом опять тормозит тот же запор с тонированными стеклами. НР стучит в дверь запора, ему долго никто не отвечает. Наконец стекло опускается, высовывается мужик.
М: — Чего?
НР: — Да вот, бумагу к факсу надо?
М: — И из-за такой ерунды ты меня из ванны вытащил?

Если хулиганы прокололи шину вашего «Бентли» — не огорчайтесь. Подумайте — было бы лучше, если бы они положили 500 баксов в ваш «Запорожец»?

Из всех машин Штирлиц предпочитал "Мерседесы", проявляя тем самым истинно немецкий патриотизм, столь полезный для конспирации. При этом русский разведчик очень радовался, что он — не немецкий шпион в России. А то пришлось бы ездить на "Запорожце".

— Сдадим в аренду одежду б/у и подержанный Запорожец для поездки в налоговую инспекцию. Дорого.

Ходят слухи, что ”Запорожец” хотят скрестить с ”Порше”. Рабочее название нового автомобиля - ”Запаршивец”.

— Алло, это психиатрическая больница?
— Да.
— У меня угнали машину, помогите найти вора.
— Это не к нам, звоните в милицию.
— Понимаете, угнали "Запорожец" 1986 года выпуска.

— Доктор, у меня запор.
— Да у меня тоже, видите ли, не Мерседес.

Во дворе мужик копается в «Запорожце» ставит сигнализацию.
Мимо проезжает новый русский на «Мерсе», тормозит и спрашивает: — Мужик, зачем сигналку ставишь? Боишься, что угонят?
— Это у вас угоняют, а ко мне срать ходят.


Очередной день рождения Аллы Борисовны. Филипп Киркоров подъезжает на Запорожце, перевязанным большим бантом, и радостно орет: — Алла, я подарю тебе машину, о которой ты даже не мечтала!

Встречается как-то Осел и Запорожец.
Осел: — Ты кто?
— Я — машина.
— Тогда я — лошадь.

В старину Украина сильно страдала от набегов турецких янычар. Тысячи запорожцев были вывезены в Турцию. В Турции запорожцев перекрашивали, перебивали на них номера и перегоняли в Польшу.

Судят двух грузинов за то, что они ночью на БелАзе наехали на Запорожец.
Судья: - Зачем вы, гражданин Сухишвилли, наехали на автомобиль, шедший по встречной полосе, смяли его и намотали на колесо?
Второй грузин Генихцвалли, возмущённо, первому: - Я жэ тэбэ гаварил, что это была машина, а ты - "Ведро, ведро!"...

Идет прохожий по улице, видит — на дереве «Запорожец» висит, а под деревом его водитель стоит. Подходит и спрашивает: — А че это твой Запор там делает?
— Ну всего я от него ожидал, но чтобы он еще и собак боялся...

— Хорошая машина «Запорожец», шума мотора совсем не слышно.
— Что, так тихо работает?
— Нет, уши коленями зажаты.

- Как засунуть четырех слонов в "Запорожец"?
- Двоих вперед и двоих назад.
- А кто же тогда поведет машину?
- Слон, у которого есть права категории "В".
- Как узнать, что в посудной лавке находится слон?
- Рядом с ней припаркован "Запорожец".

Стоит ГИБДДшник на дороге. Вдрyг видит запорожец едет, глядь на него, а запор как подпрыгнет и дальше едет. У ГИБДДшника глаза на лоб вылезли, смотрит, а запор опять как подпрыгнет. Hy тот емy палкой машет. Останавливается запорожец, а из него бyгай 2х2 метра вылазит!
ГАИшник: - Что это y Вас с машиной-то такое?
Бyгай: И-и-и-ик, не знаю!
Купил себе новый русский "Запорожец".
Друзья ему говорят: — Ты что? Совсем охренел, позориться....
— Должен же я на чем—то по квартире ездить!

Останавливает гаишник явно перегруженный "Запорожец". А там толпа пьяных мужиков. Выгнал он всех из машины — документы проверить — а их семнадцать человек! Гаишник в шоке, всех сразу в участок.
Наутро они протрезвели, вызывает их начальник рай отдела: — Мужики, все прощу, только покажите, как вы там уместились.
Мужики выходят на улицу и начинают потихоньку упаковываться в машину. Шестнадцать влезли, а один ну никак не помещается.
Ему из машины и кричат: — Слушай, мужик, может, тебя вчера с нами не было?
— Ну что вы, мужики! А кто ж вам всю дорогу на баяне играл?!

Молодая женщина на приеме у гинеколога.
Врач моет руки, не оборачивается. — Ложитесь!
— Как доктор?
— Ложитесь, как вы лежите, занимаясь любовью.
Вытер руки, повернулся. — Господи!!! Это ж где так любовью занимаются?!
— В "Запорожце".

Пришла женщина на прием к гинекологу. Врач сидит и что-то сосредоточенно пишет. Женщина поздоровалась, а гинеколог, не глядя на нее, говорит:
— Проходите, раздевайтесь...
— Как раздеваться?
— Ну, как дома.
И дальше что-то пишет. Женщина говорит:
— Доктор, я разделась.
Врач, не глядя на нее, отвечает:
— Ложитесь.
— Как ложиться?
— Ну, как дома, когда спите.
Потом, подняв голову:
— Господи, да где ж вы так спите?
— У нас с мужем "Запорожец" — в нем и спим!


Судья мужу: — В чем у вас претензии к вашей жене?
— Она все время изображает оргазм!
— Ну и что такого?!
— Но не в постели, а когда я мудохаюсь с "Запорожцем"!

Создал Бог Адама. Адаму было скучно и он сказал Богу - я хочу тр%аться, и Бог создал Еву. Адаму опять стало скучно и он сказал Богу - я хочу тр%аться весь день, и Бог создал любовницу. и опять Адаму стало скучно и он сказал - хочу тр%аться день и ночь, и Бог создал "Запорожец".

Запорожский автомобильный завод выпустил спортивный вариант своего хитового продукта - горбатый "Запорожецъ" с мастурбодвигателем.

Один новый русский хвалится перед другим:
— Я тут новую модель "Запорожца" купил — "Таврия Нова" называется.
— Да ты че!!!
— У нее двигатель от "Ферарри", коробка передач от "Вольво", корпус от Мерса, и т. д.
— А что же у нее от Запора-то осталось?
— Да не едет ни фига, с%ка.

Отныне все модели "Запорожцев" будут выпускаться с двумя выхлопными трубами. Теперь, если Ваш любимый автомобиль поломается, Вы сможете отвезти его домой, как тачку.

Стоит мужичок на морозе, никак не может завести свой горбатый "Запорожец". Взял ручку, начал мотор вручную прокручивать. Тут подходит к нему новый русский, отстёгивает сто баксов и говорит: - Слыш братан, а "Ламбаду" твоя шарманка играет?


— Вчера на кольцевой автостраде состоялось торжественное открытие канализационного люка! Открытие посетили три «Мерседеса» правым передним, и два «БМВ» левым задним, и один «Запорожец» полностью!

Начали ставить чёрные ящики не только в самолёты, но и в автомобили.
Вытаскивают ящик из запорожца, а там: — Блин, всю жизнь ведь на нём проездил... БАЦ!!!
Из жигулёнка: — Блин, три года копил, а теперь... БАЦ!!!
Из джипа: — БРАТВА!!! СМОТРИ КАК Я УМЕЮ!!!

Стоит мент на посту. Погода плохая. Дождь идет. Вдруг видит — едет Запорожец по дороге и виляет из стороны в сторону.
Ну, мент тормозит водителя: — Вы пьяны. Дыхните в трубку.
Водитель дышит.
Мент смотрит все нормально, трезвый. — Что же вы едете и виляете?
— Да вы понимаете, вчера день рождения у меня был. Так мне зять дворники от КАМАЗа подарил...

Едет чувак на запорожце, тут его останавливает патруль ГАИ..
Инспектор: — Ну шо, шановный, попал?
— А что случилось?
— Как шо? Ну ничего себе, ехал со скоростью 140 км/час и ещё наглости хватает спрашивать, шо случилось!!!
Мужик выходит из запорожца, протягивает ключи гаишнику и говорит: — Предлагаю компромисс! Разгоняешь до 100 — плачу штраф, в тройном размере!!!

В больнице лежат два человека в гипсе.
Один спрашивает другого: — Ты как сюда попал?
— Да вот, друг подогнал двигатель от СУ-27, а я его поставил на свой Запорожец. Завел, поехал, очнулся в больнице.
Тут его собеседник хватает костыль и давай лупить мужика по голове и другим частям тела.
Тот, естественно, в крик: — За что!?
— Еду, я значит, на мерсе, разговариваю по сотовому телефону с корешами и вдруг вижу, мимо меня проскакивает Запорожец. Я подумал, что стою и вышел…

Однажды один мужик подкопил денег и купил себе "запорожец".
Его друзья давай над ним прикалываться: — Вот ты, типа, классную тачку отхватил!
Он им отвечает: — Да вы ничего не знаете! Она на трассе такое делает! Я вот вчера обогнал "мерс-600", как стоячего!
Все: — Даа! И что, у того водилы варежка-то отвисла?
— Еще как! Даже шланг заправочный из рук выпал!

Заглох дед на запорожце, тормозит мэрса и просит дернуть, чтобы завестись, и говорит: - Когда буду моргать фарами, тормози.
Водитель мэрса: - Да, хорошо.
Едут они и тут мэрса обгоняет вольво, водила не смирился с этим и дал газу.
Пролетели мимо ГАИшника, тот офигевший звонит другому и говорит: - Тут только что мэрс с вольво пролетели 200 км/ч, а сзади дед на запорожце фарами моргает "Уступи дорогу"

Приезжает новый русский на бензоколонку, заправился ну и едет дальше. Идет сто, а его "Запорожец" обгоняет. Прибавляет до 150, "Запорожец" его обгоняет. Новый русский обалдел прибавляет еще газу — 250 идет. Раз, его "Запорожец" обогнал.
Ну, новый русский его догоняет, прижал, выходит и говорит: — Слушай, не въеду, у тебя "Запорожец", а не "Бугатти", не "Порше", а ты меня обошел. Как это?
— Да ты, урод, мне подтяжки на бензоколонке прищемил.

По трассе несется покореженный "Мерс" и тащит на буксире три нулевых, блестящих "Запорожца".
"Мерс" тормозит Гибддшник: — Что за фигня на дороге?!!
— Дык, за одного битого трех небитых дают!!!

Едут по узкой скользкой дороге шестисотый мерс и запорожец. Запорожец начинает подрезать, мердседес туда—сюда, туда—сюда, соскальзывает с обрыва, несколько раз переворачивается и падает на крышу. Запор останавливается, оттуда выходит дедок, спускается к помятому мерсу. Дедок: — Э—эй, есть кто живой? (громче): — Есть кто живо—ой? Нету? Ну и слава Богу!

Реклама: "Купи у нас штурвал для своего запорожца - почувствуй себя истребителем!".

А теперь новости германского автопрома: - С конвейера сошёл новый гламурный "Мерседес—Стрингер"... уже с "Запорожцем" в заднице.

В связи с удручающей статистикой аварий компания "Мерседес" купила автозавод ЗАЗ ("запорожец") и СРОЧНО ОТЗЫВАЕТ ВСЕ АВТОМОБИЛИ!!!

На перекрестке столкнулись два "Запорожца". Разбились вдребезги. Водители выползают, испуганно озираясь: — "Мерса" нет? Ну, слава богу, обошлось!

Гена с Чебурашкой идут по пешеходному переходу. Вдруг видят, несется 600—ый мерседес. Они опешили и забыли отскочить. Мерс тормозит, все скрипит, резина дымится... Из него вываливают разъяренные от такой наглости "братки", собираются морду бить. Гена испугался, а Чебурашка его успокаивает: — Не бойся, ничего они нам не сделают — они из другого анекдота, в них сейчас Запорожец врежется.

Молодая и красивая девушка в голубой курточке на "Запорожце" въезжает в "Мерс". Выходят "братки": — Слышь, ты кто ваще такая, чем расплачиваться будешь? Натурой??
- Погодите, я - Снегурочка.
— Ну, так звони своему дедушке Морозу, пусть везёт бабло, рассчитывается.
Девушка звонит по мобильному, подъезжают 2 джипа, из которых выходят здоровенные детины и метелят братков, потом джипы тут же уезжают.
Один из братков, еле выговаривает: - Ты че, Снегурочка, ты же сказала, что будет Дед Мороз?
- А он сказал, что очень занят и прислал своих отморозков!

Вpезался, конечно же, Запор в Мерс.
Из Мерса выскакивают братки с кpиком:- Hу все, дед! Что там у тебя есть? Кваpтиpа? Дача? Что еще?
Дед достает калаш, pасстpеливает всех и устало говорит: — Блин, как же меня достали эти бомжи!

Запорожец паркуется рядом с мерсом. Хозяин мерса неодобрительно бурчит: — Ездят тут всякие. Поцарапают хорошую тачку, и фиг с них потом чего получишь.
Водитель «запора» радостно вступает в разговор: — Как вы правы! Мне вчера один мудак в крыло на самокате въехал.

Стоит под светофором запорожец. Сзади в него со всей скорости ударяется 600—й мерс.
Из запорожца вылезает худенький мужичок. Из мерса вылезает здоровенный детина с бритым затылком.
Новый русский говорит мужику: — Ну что мужик, попал? Я за тобой давно гоняюсь!

В новостях: Сегодня в центре города столкнулось 10 мерседесов. Проезжающий мимо водитель запорожца, скончался от смеха.

Вчера на проспекте Мира "Запорожец" въехал в такой же "Запорожец". В пробке, созданной по вине водителей-зевак, которые остановились, чтобы посмотреть на такое редкое событие серьезно пострадали четыре джипа "Черокки", три шестисотых "Мерседеса" и один "Бентли". Такого улова у скромных владельцев "Запорожцев" еще не было.

В запорожец въезжает шестисотый. Из Запора выходит мужик, подходит к мерину и стучит по стеклу. Стекло опускается, за рулем нов.русский:
- Те че, мужик?
- Да вот вы меня стукнули.
- Че, не понял.
- Ну вы слышали сейчас у вас под колесами что-то скрипело?
- Так это я в тебя въехал?
- Да.
- Слава богу. Я думал, колодки менять пора.

Один мужик другому: — Я теперь в системе безопасности своего шефа работаю. Вечером гримируюсь под шефа, сажусь на его иномарку и еду к нему домой. А он — сзади, на "Запорожце".
— Так это, наверное, опасно?
— Ну да. Вчера, например, мы оба ухитрились в одну и ту же крутую иномарку въехать. Так я пальцы и веером и дальше покатил, а шефа вытащили из "Запора" и долго били морду.

Останавливается перед светофором мерседес, вдруг сзади мощнейший удар. Выходит водила из мерседеса, смотрит в него другой мерседес въехал.
Первый водила говорит второму: — Как так-то, за мной же запорожец останавливался!
А второй в ответ: — Тсссс, он между нами!

Останавливается на светофоре Мерс-600, и ему в зад на полной скорости врезается Запорожец. Выходит новый русский из мерса подходит к водиле и говорит:
- Слышишь, дед, мне от тебя ничего не надо, но скажи мне одно, когда меня здесь нет, КАК ТЫ ТОРМОЗИШЬ?!?!?!

Мужик на "Запорожце" въезжает сзади в "Мерседес". "А-а, помирать, так с музыкой!" - думает он, выскакивает из машины, хватает лом и давай мочить "Мерс" почем зря. Двое братков выпрыгивают из "Мерса" - и деру. Один другому говорит:
- А прикинь, что было бы, если бы мы в него въехали...

Типичная ситуация: едут братки на мерсе, вдруг, сзади в них влетает дедок на запорожце.
Ну, братки к дедку подходят, говорят: - Ну что, дедуля, поехали документики на квартиру оформлять?
- Вы че, пацаны, обурели совсем? Так - с каждого по 200$, и свободны.
Ну, братки от такой наглости прифигели малость, звонят своему бригадиру: - Слышь, Колян, тут какой-то дед в нас въехал, да еще и наглеет. Че делать?
- Дед на красном запорожце?
- Да.
- Отдайте ему все, что он просит, и быстро!
Ну, ребята к нему подходят, говорят, на дед, бабки.
На что дед отвечает: - Не ребят, вы оштрафованы за недоверие. С каждого по 1000$.
Братки опять звонить бригадиру - так мол и так.
- Отдайте ему по куску и валите оттуда.
Ну, делать нечего, собрали по штуке, отдают деду. Вдруг дед увидел на заднем сиденье мерса телку - подругу одного из братков.
- Так, и девка со мной поедет.
Братки пуще прежнего прифигели - звонят боссу, мол, совсем озверел старикан - жену требует.
- Дайте ему трубку! (передали)
- Папа! Тебя мать уже два часа по всему городу ищет! Быстро домой!

Едет по Кутузовскому проспекту Запорожец, тихо, аккуратно в правом ряду. Вдруг в него въезжает Мерс-600, запорожец разварачивает, и тут БАХ! сбоку его бьет Джип, запорожец вылетает на встречку, его таранит БМВ, он отлетает обратно к Мерсу тот его бьет и запорожец вылетает и останавливается аккурат под Триумфальной аркой, оттуда вылезает на дрожащих ногах, трясущийся ничего не понимающий мужик. И тут из мерса вылетает радостный детина с криком "Гоооол!!!"

На светофоре БМВ бьют в зад. Выходит пацан, смотрит — Запорожец. Вынимает из запора водилу: — Те че, козел, Мерседесов мало?

В зад новой семёрки БМВ на светофоре влетает Запорожец… Надпись на экране бортового компьютера БМВ: "Обнаружено новое устройство. Установить?"

На перекрёстке Москвич—412 врезается сзади в Вольво—940. Из Вольво выходит человек в малиновом пиджаке и, улыбаясь, идёт к Москвичу. Из Москвича вылезает испуганный мужичонка в спортивном костюме. Малиновый пиджак, продолжая улыбаться: — Братан! Тебе тоже надоели эти анекдоты про 600—ый и Запорожец???

Справа по главной дороге едет Пежо 406. Слева старый запор. Дед в запоре начинает тормозить, но педаль, конечно, проваливается в пол. На высокой скорости, километров пятнадцать в час, запор выкатывается на перекресток и останаливается перед капотом резко затормозившей иномарки. Из окна Пежо высовывается мужик и кричит деду:
- Езжай ищи!!!
- Чего?
- Свой шестисотый Мерседес!

На светофоре в огроменный джип с тонированными стеклами врезается запорожец. Из запорожца выскакивает перепуганный мужичок, подбегает к водительскому окошку джипа и готовиться извиняться. Минуты три проходит - тишина. Ну мужичок подходит вплотную и стучиться в окошко тихонько, потом сильнее, еще сильнее. Вдруг приоткрываеся маленькая щелочка, и оттуда раздается тихий голос:
- Мужик, иди, иди отсюда, над нами и так уже все смеются!

Автолюбитель Гастелло, заметив, что двигатель управляемого им "Запорожца" горит, не раздумывая направил его на группу припаркованных возле Дойче-банка иномарок. Имидж - все.

Столкнулся как-то "Запорожец" с "Волгой" генерала ФСБ...
В общем, оказался водитель "Запорожца" контрабандистом, террористом, шпионом,..

2754—й год. 6000—й Мерседес подрезает горбатый Запорожец и резко тормозит перед светофором. Запорожец, естественно, бьет Мерс сзади. Из Мерседеса вылазит Сверхновый Русский в инфракрасном пиджаке и с мобильным видеофоном. Из Запора неторопливо выходит дедок и говорит: — Это же коллекционная модель, ручная сборка! Мужик, ты даже не представляешь, на какие бабки ты сейчас попал...

Паша купил 600 Мерседес и простоял в пробках пол-дня.
Саша купил подержанный Запорожец и тоже простоял в пробках пол-дня.
А если нет разницы - зачем платить больше?

- Чем отличается Мерседес от Запорожца?
- Мерседес - это такой мощный, обтекаемый, динамичный.
А запорожец - это такой с усами, в шароварах и любит сало.

Едут в купе русский, украинец, армянин. Проходит полчаса, надо знакомиться.
Хохол протягивает руку, говорит: — Мыкола, запорожец.
— Сергей, москвич — отвечает русский.
Армянин с понтом так: — Ашот, БМW.

Остановился запорожец у светофора, рядом останавливаеться джип, а за рулем сидит блондиночка.
Мужик из запорожца: - У, на какой джип насосала!
Ответ из джипа: - Сейчас парней позову, ты у меня на вертолет насосешь!

Запорожец - вечно семейная машина.
Вечно - потому, что никому продать не сможете, а семейная — потому, что кроме жены в нее ни одна бл@дь, не сядет!

Маленькая девочка выходит из школы. Рядом с ней останавливается машина.
В ней сидит мужик: — Ну что, поехали?
Девочка: — Не поеду!
— Да ладно, поехали, я тебе конфет дам.
— Нет.
— Куклу новую куплю.
— Не сяду.
— Ну поедем, в "Макдональдс" с тобой сходим, а?
— Я же сказала нет!
— Так чего же ты тогда хочешь, в конце-то концов?
Девочка: — Папа, ну сколько раз тебе можно говорить, чтобы ты не заезжал за мной на "Запорожце"!

Девушки! Помните!
Автобус нужно обходить сзади.
"Мерседес" — спереди.
"Запорожец" — стороной!

Армянское радио спрашивают: - Что такое абсурд?
Ответ: - Это когда гаишник останавливает Запорожец, а из него вылазит роскошная длинноногая блондинка.

— Запорожец нужно водить тремя руками!
— Не понял, а зачем?
— Одной держишься за руль, второй — за коробку передач, а третьей вытираешь слезы!


Самый-самый…

-Какой автомобиль самый дорогой?
-"Запорожец" — Всю жизнь на него копишь, а потом всю зарплату на него же и спускаешь…

-Какой автомобиль самый бесшумный?
-"Запорожец" — Когда в него садишься ухи коленями закрываешь…

-Какой автомобиль самый эротичный?
-"Запорожец" — Садясь в него автоматически принимаешь позу, которой нет ни в одной Кама Сутре…

-Какой автомобиль самый быстрый?
-"Запорожец" — …если с горки, да при попутном ветре… ещё ни один Мерс не уходил…

-Какой автомобиль самый вечный?
-"Запорожец" — Купил, ХРЕН ПРОДАШЬ!



Впрочем, легендарный автомобиль, собираются возродить. В России разработывают новый кроссовер, который унаследует черты легендарного советского «Запорожца». Новинка получила кодовое наименование «Вожак», а работы над ней ведутся на базе лаборатории транспортных средств сельскохозяйственного назначения российского аграрного университета им. К.А. Тимирязева при участи НИИ «Конструкций автомобилей». На данный момент автомобиль, по словам разработчиков, готов лишь на 30–40%. Городской кроссовер будет доступнее Lada Kalina. «Та машина, о которой мы говорим, точно не будет «Запорожцем» в прямом смысле слова, хотя бы потому, что она не будет производиться в Запорожье. С «Запорожцем» она будет увязана некими внешними элементами, напоминающими этот знаковый автомобиль», - пояснил профессор.

1 комментарий :

  1. Конструктивно удивительно нелепый автомобиль — провал школы НАМИ вместе с МЗМА. Рабское подражание FIAT 600: во-первых, коротенькая колесная база, из-за чего в салоне крайне тесно. А ведь при той же габаритной длине базу могли бы легко сделать на 200 мм длиннее — совсем другой разговор. Между прочим, у удачного ЗаЗ-966 база существенно длиннее...
    Во-вторых, заднее расположение двигателя: к концу 50-х годов уже стало ясно, что такая архитектура не есть хорошо. И речь даже не о переднем приводе (не потянули бы), но посмотрели бы хоть на микролитражку 1959 года DAF 600. Классическая компоновка с (клиноременной) трансмиссией, отнесенной к задней оси. Советской микролитражке клиновые ремни ни к чему; взяли бы ту же самую КПП, что у 965-го. Без КПП ногам между передними колесами более-менее свободно, да и колею могли бы сделать пошире. Плюс погрузочная задняя дверь — песня!
    В-третьих, двигатель. Надо же — 4 цилиндра, да еще V-образно. Сложнее (и наверняка дороже), чем у "волги" ГАЗ-21! Судите сами: две отдельные головки цилиндров, дополнительный балансирный вал с приводом. Картер из магниевого сплава — мать моя женщина! Мало того, из-за воздушного охлаждения пришлось поставить автономный бензиновый отопитель. И все ради каких-то 20 л.с.
    А что стоило взять половинку двигателя МЗМА-407 и настроить на 28 сил? Просто и недорого. Куда там. Как у "фольксвагена"...
    В-четвертых, задняя подвеска: ужасные одношарнирные полуоси бездумно скопировали с "фиата" 600. Ведь с точки зрения держания дороги и управляемости задняя подвеска — все (тогда как передняя — ничто). Видно, как "подламывались" задние колесики... В общем 965-й получился "опасным на любой скорости". Да ладно, быстрее 80 км/ч он не разгонялся.
    Вот у 966-го задняя подвеска грамотная — с 2-шарнирными полуосями. Почувствуйте разницу. И ходил "ушастый" совсем не так.
    Так что блин вышел комом — коллекция грубых конструкторских ошибок. И в народе "горбатого" никогда не любили: вроде как легковушка, но ни то, ни се. Неудобный, непрактичный. Да и внешний вид — предмет насмешек.
    На порядок лучше получился 966-й. Его и проектировали совсем другие люди. Отжали насколько возможно из бездарного "горбатого". Вот такая драма.

    ОтветитьУдалить