среда, 31 января 2018 г.

Ту би-Шват - новый год деревьев


Ту би-Шват (ивр. ‏ט"וּ בִּשְׁבָט) — еврейский праздник, который также называют «Рош ха-Шана ла’Иланот» (ивр. ‏ראש השנה לאילנות‏‎), буквально «Новый Год деревьев». Мидраш (раздел Устной Торы, которая входит в еврейскую традицию наряду с Торой Письменной и включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения, содержащегося в Письменной Торе) говорит о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней спячки, то именно это время и было избрано.

Ту би-Шват, как и все праздники земли Израиля, начинается накануне после захода солнца, начиная трёхмесячную серию праздников, приходящихся на середину месяца (на полнолуния), которая кульминирует на Песах. Название Ту би-Шват происходит от ивритской даты празднования. «Ту» — это ивритские буквы ט (тэт) и ו вав, имеющие числовое значение 9 и 6, что в сумме даёт 15. Ту би-Шват — сравнительно недавнее наименование; изначально эта дата именовалась «Хамиша Асар би-Шват» (חמשה-עשר בשבט), что также означает «пятнадцатый день швата».
  • 2011 год — 20 января
  • 2012 год — 8 февраля
  • 2013 год — 26 января
  • 2014 год — 16 января
  • 2015 год — 4 февраля
  • 2016 год — 25 января
  • 2017 год — 11 февраля
  • 2018 год — С вечера 30 января до вечера 31 января

Хотя предписаний о нем в письменной Торе нет, он упоминается в Мишне в трактате Рош ха-Шана, как один из четырёх новых годов еврейского календаря. Дискуссия по поводу времени прихода Нового Года была предметом дебатов между раввинами: «И есть четыре даты нового года: — Первое нисана — новый год для царей и праздников — Первое элула — новый год для десятин от животных. Рабби Элазар и Рабби Шимон говорят: — Первое тишрея — новый год для исчисления календаря, субботних и юбилейных лет, для посадок и посева — Первое швата, согласно школе Бейт-Шамай; школа Бейт-Гиллель говорит: Пятнадцатое швата» (Рош ха-Шана:2a). Раввины Талмуда вынесли решение по этому вопросу в пользу Гиллеля. Таким образом, 15-е швата стало датой, от которой рассчитывается начало сельскохозяйственного цикла для нужд библейских десятин. Формально новый год деревьев имеет отношение к различным видам десятин, которые должны были отделяться от урожая, выросшего в Святой Земле. Эти десятины были различны в разные годы семилетнего цикла Шмиты. Точкой отсчета, начиная с которой завязавшиеся плоды считались относящимися к урожаю следующего года, и был день Ту-Бишват. Плоды, завязавшиеся до этой даты, относятся к прошлому году, остальные - к текущему.
  • Нета реваи обозначает библейскую заповедь (Левит 19:24) приносить в качестве десятины в Иерусалим урожай фруктов четвёртого года. Ту би-Шват является календарной точкой отсчёта при определении того, к какому году относится десятина; любой плод, созревающий после Ту би-Шват, должен был быть отнесен на следующий налоговый сезон.
  • Маасэр Шени была той десятиной, которая съедалась в Иерусалиме, а Маасэр Ани — той, которую отдавали бедным (Второзаконие 14:22-29); они также рассчитывались исходя из того, созрел ли плод до или после Ту би-Швата. Маасэр Шени в наши дни соблюдается в 1-й, 2-й, 4-й и 5-й годы цикла Шмита посредством церемонии исполнения обязательств десятины при помощи монеты; в 3-й и 6-й годы, эту церемонию заменяет Маасэр Ани, и для его исполнения монета не нужна.
  • Ту би-Шват потерял свое значение с разрушением Второго Храма (поскольку исчезли служители, которые собирали десятину) и заново обрел его с расцветом каббалистического учения в XV веке. Орла обозначает библейский запрет (Левит 19:23) употреблять в пищу плоды, созревшие на деревьях в течение первых трёх лет после их посадки. Когда плодовому дереву исполнялось три года, его плоды начинали отдавать служителям Храма в качестве налога. Из числа тех талмудических предписаний касательно фруктовых деревьев, которые используют Ту би-Шват в качестве точки отсчёта в еврейском календаре для расчета возраста плодоносящего дерева, Орла до сего дня сохраняет, в сущности, ту же форму, какую она имела в талмудические времена. В ортодоксальном еврейском мире эта практика сегодня по-прежнему соблюдаются, как часть Галахи — еврейского закона. Плод, созревший на трёхлетнем дереве до Ту би-Швата, считается орла, и есть его запрещено, в то время как плод, созревший в третий год дерева на Ту би-Шват или после — разрешён.
Стол для седера Ту би-Шват
Праздник этот отмечается с незапамятных времен. В талмудической литературе нет описания обрядов праздника Ту би-шват, но в эпоху гаонов евреи Эрец-Исраэль читали в этот день особые благословления. Гершом Меор hа-Гола запретил поститься в этот день. В конце периода средних веков среди некоторых ашкеназов распространился запрет чтения в Ту би-шват молитвы Таханун, воспринятый и частью сефардов. В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город стал крупным центром каббалистов, изучавших Тору и ее заповеди и искавших в них тайный, скрытый смысл. Каббалисты по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые обычаи. В частности каббалист «святой Ари» (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) из Цфата и его ученики учредили в Земле Израиля седер Ту би-Шват «в ночь на празднество деревьев», — нечто похожее на седер Песах, — в ознаменование Древа Жизни (каббалистической карты сфирот). Плодам и деревьям Земли Израиля в праздничном фруктовом блюде придавалось символическое значение. Главная идея состояла в том, что съедание десяти специфических фруктов, которыми славится Израиль, и выпивание четырёх традиционных бокалов вина в определённом порядке, произнося при этом соответствующие благословения, приблизит человеческие существа, — и весь мир, — к духовному совершенству:
  1. Первый бокал с белым вином, символизирует зиму
  2. Второй бокал - к белому вину добавляют немного красного, символизирует приход первых признаков весны
  3. Третий бокал - в красное вино добавляют немного белого, символизирует победу весны над зимой
  4. Четвертый бокал с красным вином, символизирует весну, расцвет и посвящается весенним цветам Израиля.

Также в XVI в. впервые упомянут ашкеназский обычай есть много плодов в Ту би-шват (иногда до 15 видов, в особенности виноград, фиги, гранаты, оливки и финики - то есть те плоды, которыми земля Израиля прославляется в ТаНаХе – "страну пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, масличных деревьев и финикового меда"; их называют хамиша-асар, на идиш хамишосер). С XVII в. известен обычай освобождать в этот день учеников от занятий. В анонимном сочинении XVIII в. «Хемдат ямим» («Услада дней») установлен особый порядок празднования Ту би-шват в духе каббалы; рекомендуется есть 30 видов плодов (в разных общинах принято ставить на стол 15, 30, 50 и даже 100 видов плодов), сочетая трапезу с бенедикциями и изучением священных книг (стихи Торы, где упоминаются эти растения, фрагменты Талмуда, и, конечно, книги Зогар; многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120—134) после каждого вида фруктов). Часть сочинения, связанная с именем Натана из Газы, издавалась под названием «При эц хадар» («Плод прекрасного дерева», 1753 г., более 30 переизданий) - самая ранняя опубликованная версия этого седера. Седер воспроизводит каббалистические темы восстановления космического благословения посредством укрепления и заживления Древа Жизни, используя в основном формат Четырёх Миров эманации, которые могут быть приблизительно нанесены на карту в виде физической метафоры дерева — то есть, корни, ствол, ветви и листья. Согласно Торе, фруктовые деревья имеют важное значение, потому что являются символом жизни, роста и развития. Человек - "дерево полевое", сказано в Пятикнижии. Человек похож на дерево, особенно на духовном уровне: подобно растениям, у него есть корни и плоды. Дерево и человек достигают совершенства, только производя потомство, давая плоды, поскольку в них заложен потенциал продолжения вида. Тогда, возможно, и Ту би-Шват - это нечто большее, чем просто праздник цветущих деревьев? Если копнуть чуть глубже, то так и окажется. Праздник деревьев - ничто иное, как метафора о развитии человека в окружающем его обществе.

  1. Почва символизирует ту среду, в которой мы растем. Если почва благодатна, то и дерево вырастет благодатным. А если нет? Тогда ее нужно удобрять - нести добро всем, кто тебя окружает, что рано или поздно вернется добром тебе и твоим детям.
  2. Корни - это наши мысли и желания, из которых произрастают все наши действия. Чем более чистыми и глубокими будут корни, тем выше и благополучнее вырастет ваше дерево.
  3. В Ту би-Шват принято есть фрукты и сажать только плодоносящие деревья неспроста. Плоды - это добрые деяния каждого из нас, которые мы совершаем для других. А те деревья, которые не плодоносят, наши мудрецы, установившие традицию Ту би-Шват, даже деревьями не называют.
  4. Так же, как садовник в весенний месяц шват обрезает сухие ветви, так и человек всегда может изменить себя. Это значит сосредоточиться на самых важных веточках-желаниях - нести людям добро. Только это продлевает нашу жизнь, наполняя ее смыслом и радостью.
совершенно некошерная разновидность цитрона – «Пальцы Будды» из Китая и Индокитая
В соответствии с этой практикой, в хасидском сообществе едят (некоторые маринуют или засахаривают) в этот день оставшийся от Суккота этрог (ивр. ‏אתרוג‏‎, Citrus medica), именуемый за пределами еврейского мира цитрон, citron, cedrat, citronnier des Juifs, cidra, poncil, poncidre, cedro limón, cidrao, cedrone, cedratzitrone, citroen, beg-poora, limau susu, som-mumanao ripon, thank-yen, tipolo, kou-yuan и даже, согласно Теофрасту, «персидское яблоко». Некоторые молятся о том, чтобы быть достойными прекрасного этрога на следующий Суккот. Вечнозеленая листва, ароматные белые цветы и удивительные плоды с небольшой головкой (на иврите «питам») – остатком чашелистиков на кончике плода, пребывают на дереве одновременно, во все сезоны, что служит одним из оснований для толкования библейского стиха: "И возьмите себе в первый день [праздника] плод дерева הָדָר(hадар) [в арамейском переводе Онкелоса אֶתְרוֹגִין (этрогин)], побеги финиковой пальмы и ветвь дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим семь дней" (Ваикра, гл. 23). РАШИ объясняет hадар следующим образом: тот, что пребывает (hа-дар) на дереве своем из года в год, и это – этрог. Основное значение слова hадар – великолепие, блеск. И с этой характеристикой этрога трудно поспорить. Мидраш Танхума приводит, пожалуй, единственный пример в истории, когда великолепие этрога затмилось: "Жена Потифара слегла от неудовлетворенной страсти к Йосефу. Все ее египетские подруги пришли навестить ее и спросили: «Чего тебе не хватает, что ты так страдаешь?» Она ответила: «Хотите увидеть? Я вам покажу». С этими словами она велела каждой из женщин принести этрог и серебряный нож. «Очистите этроги!» - велела она подругам. И тут же призвала Йосефа. Заглядевшись на него, они начали резать собственные пальцы вместе с этрогами. Кровь капала с их рук, но они ничего не почувствовали. «Вот видите, - сказала она, - достаточно одного взгляда, чтобы влюбиться в него. А что сказать обо мне, вынужденной всё время находиться рядом с ним? Его безразличие делает меня больной». С тех пор Йосеф прославился своей красотой. Ежедневно его посещали роскошно одетые аристократки, а некоторые доходили до того, что представали перед ним обнаженными. Йосеф опускал глаза и отказывался смотреть на них".


Традиционный седер Ту би-Шват заканчивался молитвой, в части которой говорится: «Да вернутся все искры, просыпанные нашими руками, или руками наших предков, или чрез прегрешение первого человека против плода от древа, и да будут они включены в величественную мощь Древа Жизни». В то время как каббалистическая интерпретация этого древа довольно специфична, образ Древа Жизни оказался весьма подходящим для новой интерпретации. Описанные в книге обычаи особенно распространены среди евреев Италии, Балкан, Турции, в восточных общинах (кроме Йемена) и в Северной Африке. В некоторых странах, например, в Ираке и Индии, Ту би-шват празднуется почти так же пышно, как Песах. В Израиле каббалистический седер Ту би-Шват возрождён и справляется сегодня многими евреями, религиозными и светскими. Для этой цели написаны специальные агадот. [Агад́а (Аггада) (אַגָּדָה - `повествование`, множ. "агадот") - часть Устного Закона, не относящаяся к Галахе, то есть не имеющая характера религиозно-юридической регламентации. Агада включает притчи, легенды, сентенции, проповеди, поэтические гимны народу Израиля и Святой земле, философско-теологические рассуждения и т. п. Некоторые части агады являются древнейшими источниками еврейского мистицизма. Многие фрагменты агады имеют характер острой полемики с саддукеями, гностиками, христианами.]

Большинство евреев ставят на стол семь видов плодов Израиля:
пшеницу, рожь, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики.
Каббалисты считают, что фрукты, сушёные или свежие, на Ту би-Шват следует есть в особом порядке (по восходящей от низших, или более явных, до высших, или более духовных,), чтобы породить связь с Древом Жизни, растущим в Эдеме следующим образом:
  • Плоды с твёрдой, несъедобной оболочкой и мягкой съедобной сердцевиной, такие как апельсины, бананы, грецкие орехи и фисташки. Заметьте, что некоторые считают апельсины и другие цитрусовые полностью съедобными, согласно интерпретации этрога, как относящегося к высшему уровню.
  • Плоды с мягкой оболочкой, но твёрдой косточкой внутри — такие, как финики, абрикосы, оливки и хурма.
  • Плоды, которые съедаются целиком, такие как инжир (фиги) и ягоды.
Каббалистическая традиция учит, что съедание фруктов в этом порядке порождает связь с Древом Жизни, которое, — как о том упомянуто в Книге Бытия, — Бог расположил в Эдеме, куда после своего сотворения были помещены Адам и Ева — что также воплощено в сфирот. В результате человек перемещается от самого внешнего, или явного, измерения реальности, символизируемого фруктами с оболочкой, к самому внутреннему измерению, символизируемому даже не полностью съедобными фруктами, но скорее четвёртым уровнем, который может быть уподоблен аромату. В то же время человек пьёт красный и белый виноградный сок или вино в различных пропорциях, от полностью белого к красному с лишь каплей добавленного в него белого — также в соответствии с этими уровнями.

Хотя часто при съедании фруктов и орехов на Ту би-Шват соблюдается какая-то версия каббалистической последовательности, в целом даже среди тех, кто не следует каббалистическому ритуалу, принято есть сушёные фрукты и орехи. Особенно популярны фиги, финики, изюм, плоды рожкового дерева и миндаль. Многие включают в свои седеры также Семь Видов (плодов), ассоциируемых с Землёй Израиля и Торой — каковыми, согласно Второзаконию 8:8 являются пшеница, ячмень, виноград, фиги, гранаты, оливки и финики. На Ту би-Шват часто едят сушёные плоды рожкового дерева, хотя они не являются одним из Семи Видов Земли Израиля.


Сайт www.beerot.ru приводит подробные правила контроля кошерности плодов. Вот например статья об изюме: "Сушеный виноград (изюм). Как правило, виноград сушат под открытым небом, и он привлекает к себе большое количество насекомых. В процессе сушки плод сжимается, становится липким, жучки прилипают к нему, прячутся в его складках и зачастую проникают внутрь самого плода. Даже калифорнийский изюм и изюм, который продают с уверениями, что он высушен в печи, может быть заражен. Во время длительного хранения в изюме могут завестись также амбарные жучки. Поскольку изюм, как правило, заражен насекомыми и не существует достаточно эффективного способа его от них очистить, правильно было бы его не употреблять в пищу. В качестве эквивалента изюма можно использовать сушеную клюкву или сушеную вишню. Тот, кто все же хочет употребить в пищу именно изюм, должен приобрести изюм, сопровожденный рекомендацией авторитетной раввинской организации, следящей за тем, чтобы в продуктах питания не было насекомых. Купив такой изюм, необходимо подвергнуть его дополнительной проверке, которую можно осуществить одним из двух описанных ниже способов. Первый способ: разъединяем слипшиеся ягоды, замачиваем их в теплой воде примерно на десять минут, перемешиваем их и ждем, пока не остановится колыхание воды. Внимательно смотрим, не всплыли ли на поверхность светлые черви или бурые жучки. При обнаружении заражения, всю данную партию продукта запрещено употреблять в пищу. Для того, чтобы было более легко распознать насекомых, всплывших на поверхность воды, можно перелить верхний слой воды в белую тарелку. Второй способ: кладем изюм в дуршлаг с крупными отверстиями (частота которых 5 на каждый линейный дюйм или на каждые 25.4 мм), которым пользуются для промывания вермишели, и основательно промываем его под сильным напором воды, соскабливая все лишнее пальцами. Можно самим приготовить изюм, в котором не будет насекомых. Для этого проверяем и очищаем виноград в соответствии с тем, как это было рассказано выше, после чего высушиваем очищенные ягоды винограда в духовке с немного приоткрытой дверцей при температуре порядка 120С° в течение трех-четырех часов. Готовый изюм желательно хранить в холодильной или морозильной камере".


Думаю, идеальным способом употребления изюма в данном случае будет употребление «Пейсаховки» - разновидности еврейской водки (точнее, самогона) крепостью 40°, получаемой из изюма, и получившей своё название благодаря Пейсаху (по-нашему Пасхе). В такой день евреям нельзя не только употреблять, но даже хранить в доме спиртное, которое было приготовлено не из кошерного сырья. В связи с этим евреям разрешено употреблять только вино, бренди, которые были произведены лично из изюма. Пейсаховка отличается от русского самогона ещё тем, что процесс брожения происходит только на основе диких дрожжей и обязательно используется двойная перегонка.
Состав:
2 кг изюма больших размеров с отличным ароматом, и не подверженного обработке консервантами (В противном случае процесс брожения будет слабым, что приведёт к плохому вкусу. Ещё хуже, если изюм был обработан диоксидом серы);
10 л воды;
100 г сахарного песка.
Рецепт браги на основе изюма
Пейсаховку готовят без дрожжей. Первоначально готовят закваску, которая активизирует дикие дрожжи, которые всегда находятся в большом количестве на поверхности изюма. В литровую банку засыпают 200 г изюма, добавляют 10 г сахарного песка, а также 0,5 л подогретой воды (40°С). Всё размешивают, чтобы полностью растворить сахарный песок, закрывают банку и отставляют в сторону на 3 часа.
Изюм извлекают из банки, пропускают через мясорубку. Измельчённую массу возвращают в банку и всё перемешивают. В банку кладут 3 не измельчённых изюминки, после чего покрывают банку марлей. Банку переносят на 3 дня в помещение, где полностью стабильно тёплая температура. Как только появились признаки брожения, закваска считается готовой. В этом случае переходят к следующему этапу. В том случае, когда изюм не забродил, его больше не используют, потому что он непригоден для приготовления спиртного напитка, потому что был ранее обработан консервантами. Ищут новый изюм, не переходя к следующим этапам, чтобы не испортить основную массу изюма.
Оставшиеся 1,8 кг изюма заливают 3 литрами подогретой воды и оставляют на несколько часов. Разбухший изюм снова перемалывают на мясорубке.
Подготовленный изюм засыпают в бродильную ёмкость, вливают воду, в которой замачивался изюм и приготовленную ранее закваску. Бутыль заполняют не более чем на три четверти, чтобы оставить место для углекислого газа, выделяющегося в процессе брожения.
На бутыль устанавливают гидрозатвор и переносят в самое тёплое помещение, обязательно тёмное.
Через 3–5 недель на дне чётко просматривается плотный осадок, брага становится светлой, а на гидрозатворе не наблюдаются пузыри. Всё это свидетельствует, что брага из изюма полностью готова к перегонке. По вкусу оно очень напоминает молодое домашнее вино, приготовленное из изюма.
Дистилляция водки из изюма
Чтобы сделать еврейскую изюмную водку на основе рецепта Пейсаховки, брагу сливают с осадка, используя тонкую трубочку. Осадок отжимают, полученную жидкость вливают в брагу.
При перегонке фракцию обязательно разделяют. Самые первые 70 мл самогона выливают, поскольку она содержит чрезмерно большое количество вредных примесей.
Далее собирают основную часть самогона. Как только крепость получаемого алкогольного продукта снизится до 35 градусов, процесс прекращают. Чаще всего получают около 2,8 л Пейсаховки.
Самогон, полученный из изюма, имеет совсем непривычный цвет, слегка желтоватый. Чтобы ликвидировать такую желтизну, сначала самогон процеживают, используя вату.
Далее в самогон добавляют около 1,5–2 литров воды и перегоняют повторно. При этом «голова» составляет около 80 мл (её выливают). После завершения вторичной перегонки получают шестидесятиградусный напиток в количестве 1–1,2 литра.
Разведённый самогон из изюма (при помощи воды добиваются 40°) настаивают в течение двух суток в таком прохладном помещении, в котором нет света.
Еврейская изюмная водка готова. Приготовленная строго по рецепту Пейсаховки, она имеет восхитительный карамельный запах, едва сладковатый вкус, пить такой самогон легко и приятно. В Израиле такой алкогольный напиток принято употреблять не спеша, наливая его в маленькие рюмки (20–30 мл). Закусывают Пейсаховку цимесом, мацой или форшмаком. Это, конечно, вовсе не обозначает, что такая водка плохо сочетается с другими блюдами. В принципе подойдут практически любые закуски.

Сушёные фрукты и миндаль, которые традиционно
едят на Ту би-Шват евреи ашкенази
Впрочем, израильские диетологи предупреждают: что сухофрукты могут быть полезны лишь в небольших количествах. В частности, диетолог больницы "Зив" Ошрат Барам в интервью сайту "Бриют Now" отмечает, что сухофрукты содержат больше биологически активных веществ, чем свежие фрукты. По сути, это концентрат, в котором содержатся кальций, магний, железо, фосфор, магний, витамины А и В. Богатые клетчаткой сухофрукты способствуют нормализации работы кишечника, и поэтому применяются для лечения запоров. Сухофрукты могут быть источником энергии при продолжительных физических нагрузках. Однако людям, страдающим от лишнего веса, следует строго контролировать себя за столом, так как в 100 граммах сухофруктов содержится 270 калорий, а в 100 граммах миндаля - 600-700 калорий. Но главный недостаток сухофруктов, по словам диетолога, это то, что на заводах при производстве этого лакомства очень часто используют диоксид серы - неорганическое соединение, используемое в качестве консерванта. Благодаря диоксиду серы фрукты сохраняют свой первоначальный цвет. Однако это химические соединение у людей с хроническими заболеваниями органов дыхания может спровоцировать кашель, бронхит и даже приступы астмы. Поэтому людям с повышенной чувствительностью к консервантам рекомендуется покупать сухофрукты без добавления сернистых соединений - они менее красивы, имеют коричневый цвет и тягучи, но от этого не менее вкусны.


Гадание на сухофруктах
Когда перед вами стоит вазочка смеси сухофруктов, цукатов, орешков, только самый мрачный бука откажется подзакусить таким чудом природы. И мы, невзначай будем выбирать то, что полюбимее. А что выберете вы????)))
  • Кокосовые кубики выберут жизнелюбы, оптимисты, романтики.
  • Цукаты из манго или папайа — склонные к роскоши, неге, лени.
  • Цукаты из ананаса — целеустремленные и честолюбивые граждане.
  • Грецкие орехи — аккуратные консерваторы.
  • Банановые чипсы — сексуальные сластолюбцы, романтики и любители путешествий.
  • Сушеную вишню — креативные, стремящиеся ко всему современному.
  • Курагу — тайные ипохондрики.
  • Изюм — люди, крайне нуждающиеся в любви и ласке.
  • Кешью — нереализованные, стремящиеся к победе над собой или обстоятельствами.
  • Арахис — несложные, умеющие радоваться доступному натуры.
  • Лесной орех — любители походов и туризма, или природы хоть в каком-то ее проявлении.
  • Миндаль — внутренне утонченные, изысканные люди.
  • Финик — сильные и целостные, обладающие неким внутренним секретом люди.
  • Фисташки — люди, полагающие, что их недооценили и что у них все впереди.
  • Чернослив — женственные и нежные от природы.
  • Бразильский орех — чудаки с неординарным хобби и затеями.
Конечно, тест носит приблизительный и шутливый характер: имеет значение, с каким напитком подан сухофрукт и какой имеется в виду орех — сушеный, жареный, копченый, соленый… в такие тонкости авторы «исследования», проведенного в Италии, не вдавались.

Цветущее миндальное дерево - символ праздника
Хотя седер Ту би-Шват возник, как каббалистический способ отмечания праздника, некоторые экологически ориентированные евреи решили возродить традицию седера (или «седарим») Ту би-Шват во отражение вопросов и тем, относящихся к экологической или сионистской интерпретациям этого дня. В стиле седера Песах, в доме, — куда могут быть приглашены некоторые друзья, — съедаются различные символические фрукты и другие блюда, наряду с вином или виноградным соком. Многие седеры также следуют и каббалистическому формату Четырёх Миров, часто придавая им современную окраску в смысле (физического, эмоционального, интеллектуального и духовного) значения, или реинтерпретируя их культурно (социально, космически, национально, экологически). Седеры могут также концентрироваться на одном аспекте или одной теме. Экологическую интерпретацию седера Ту би-Шват можно проследить начиная с 1970-х г.г.; в какой-то степени она развилась из осознания, которое было порождено еврейской кампанией протеста против применения США Агента Оранж под названием «Деревья для Вьетнама». Один из более ранних экологически-окрашенных седеров Ту би-Шват, созданный Джонатаном Вулфом, инкорпорировал информацию от групп типа Израильского Общества Охраны Природы и Еврейского Национального Фонда непосредственно в каббалистический формат.

Песни, посвященные Ту би-Шват
Исполняются особые песни, посвященные этому празднику.


В последнее время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл. В израильских кибуцах Ту би-Шват отмечается, как сельскохозяйственный праздник. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. В современном Израиле этот день празднуется как день экологического сознания, и отмечается посадкой деревьев. Этим занимаются в основном дети и новые репатрианты под покровительством Еврейского национального фонда. В тех регионах мира, где на Ту би-Шват слишком холодно для посадки деревьев, в еврейской общине принято сажать петрушку. Несколько месяцев спустя это растение подают к столу во время пасхального седера.


На Ту би-Шват 1890 г. Рабби Зеев Явец, один из основателей движения Мизрахи, привёл своих учеников сажать деревья в сельскохозяйственной колонии Зихрон Яаков. В 1908 г. эта традиция была воспринята Союзом Еврейских Учителей, а позже — Еврейским Национальным Фондом (Керен хаКайемет л’Исраэль), основанным в 1901 г. для надзора за мелиорацией и лесоразведением в Земле Израиля. В начале 20 в. Еврейский Национальный Фонд посвятил этот день посадке эвкалиптовых деревьев, дабы остановить эпидемию малярии в долине Хула; в наши дни Фонд планирует на каждый Ту би-Шват крупные акции по посадке деревьев в больших лесах. В проводимых Еврейским Национальным Фондом мероприятиях по посадке деревьев на Ту би-Шват принимает участие более миллиона израильтян, в основном дети и новые репатрианты. В соответствии с идеей о том, что Ту би-Шват отмечает возрождение природы, многие из крупных израильских институтов выбрали этот день для своих инаугураций. Закладка краеугольного камня Еврейского Университета в Иерусалиме состоялась на Ту би-Шват 1918 г.; Техниона в Хайфе — на Ту би-Шват 1925 г.; а Кнессета — на Ту би-Шват 1949 г.

Комментариев нет :

Отправить комментарий