среда, 5 декабря 2018 г.

5 декабря. У Васьки из Воронежа двойной юбилей!


У самого обаятельного мультяшного героя, Котенка с улицы Лизюкова 5 декабря не просто день рождения: у Василия круглая дата, и не одна! В этом году народный любимец празднует сразу два юбилея. Ровно 30 лет назад на экраны вышел мультфильм про котенка Василия, и 15 лет прошло с тех пор, как в Северном районе города Воронежа ему поставили памятник.


Когда на советские экраны в 1988-м году вышел мультик «Котенок с улицы Лизюкова», о нелегкой, полной опасностей кошачьей жизни, страна уже знала и любила его создателя - режиссера Вячеслава Котеночкина. Правда, забавно звучит: Котёночкин сделал мультик про котёнка?


В то время мальчишки и девчонки, а также их родители были в глубоком трауре: из-за смерти Волка - Анатолия Дмитриевича Папанова († 5 августа 1987) - на 16-й серии закончился мультфильм «Ну погоди!». Режиссер Котеночкин получил за него Государственную премию и принялся за новую историю по сценарию Виталия Злотникова (по сценариям которого на киностудии «Союзмультфильм» снято более 10 анимационных фильмов, в том числе «Подарок для самого слабого», «Мы с Шерлоком Холмсом», «Здравствуйте, тетя Лиса!»). Ее героем стал обычный воронежский котенок, за которым однажды устроили погоню чудеса.

В мультфильме мельком упоминаются кооперативы,
ставшие предвестниками новой эпохи,
повлёкшей закат «Союзмультфильма».
Начинался 9-минутный рассказ довольно незамысловато. Жил да был в славном городе Воронеже (к слову, в этом же городе до 1970 года жил и режиссер мультфильма), на улице Лизюкова (кстати, улица Лизюкова – это не какое-то вымышленное место, как думают многие, а самая настоящая улица) котенок, который большую часть времени проводил на ветке, спасаясь от кровожадных хищников. Хищников, мечтающих о смерти маленького героя, вокруг было пруд пруди - одни дворовые собаки чего стоили! И лают, и на деревья загоняют.


Поэтому у котенка была заветная мечта. Он мечтал превратиться в зверя, которого бы все боялись. Мечтал, он, мечтал, пока не встретил… нет, не золотую рыбку. То другая сказка… Ворону! И волшебница-ворона (ну не зря ведь её испокон веков считают колдовской птицей) исполняет желание котёнка, превращая его в… бегемота! Котёнок-бегемот оказывается в Африке. Но и там жизнь не слаще. И очень скоро единственным желанием Василия становится поскорее вернуться домой, в Воронеж, на улицу Лизюкова. Как и положено в героическом эпосе, дальше сюжет разворачивается довольно стремительно, и каждый его поворот приближает котенка к заветной цели. Бегемот находит старую приятельницу Ворону, успевшую поставить волшебство на коммерческие рельсы, и просит ее о помощи. Хозяйка «кооператива по превращением» благоволит к нерадивому подопечному и возвращает его в родной Воронеж. Конечно, на этом сказка не заканчивается. Победив свой страх в саванне, герой преображается не только физически, опять став маленьким котенком, но и внутренне. Теперь он рычит на обидчиков и обращает их в бегство. В качестве бонуса к хеппи-энду верная боевая подруга, Слониха из саванны, дарит котенку шапочку на память.

Вот здесь
К слову, судя по координатам, которые называет слониха (7 градусов южной широты, 30 градусов восточной долготы — 7°00′ ю.ш. 30°00′ в.д.), котёнок путешествовал в район озера Танганьика, что в центральной Африке.


Кстати, Бегемот в мультфильмах Котеночкина появлялся и раньше. В частности, среди персонажей «Ну, погоди!» есть Бегемот, постоянно играющий разные роли: то служитель порядка, то прораб, то игрок в городки, то сторож.

Главная мысль этого забавного мультфильма, полного смешных эпизодов, – хорошо быть самим собой! А ещё звучит в нём задорная, очень запоминающаяся песенка про котёнка, для которого нет лучше города на Земле, чем Воронеж.


Песня «Если вы котенок»
Музыка Владимира Мигули, слова Виталия Злотникова

Мы часто ездим в Африку, Австралию, Бразилию,
Обычно самолетами И реже по воде.
Но если вы котенок, И вас зовут Василием,
То лучше, чем Воронеж, Нет города нигде!

Здесь нет гиппопотамов, Мартышек и рептилий.
И даже просто ежика Увидишь не везде.
Но все же для котенка По имени Василий
Прекрасней, чем Воронеж, Нет города нигде!


Постфактум режиссер Котеночкин в очередной раз доказывает, что он на мультипликационном советском Олимпе главный. Народная любовь к Вячеславу Невинному (голосу котенка) растет, и вся страна узнает о славном городе Воронеже. Уже с конца 80-х у всех Воронеж ассоциировался именно с этим обаятельным персонажем: «Воронеж? Как же, как же, знаем. Там же Котенок на улице Лизюкова!» Так Василий стал настоящим талисманом столицы Черноземья.


Мультфильм так понравился зрителям, что его мгновенно разобрали на цитаты:
  • Девушка, не подскажете, как пройти в Воронеж?
  • Девушка, вы не узнаете меня? Это же я, бегемот!
  • Лучше, чем Воронеж, нет города нигде!
  • Отпусти петуха-а-а!
  • Как красива наша саванна с высоты птичьего полета...

В 1992 году ВТПО «Киноцентр» выпустило детскую книгу по мультфильму «Котёнок с улицы Лизюкова», автором текста стал автор сценария мультфильма В.М. Злотников, художником выступил художник-постановщик Алексей Вячеславович Котёночкин, сын знаменитого художника-мультипликатора.

Сейчас Ирина работает декоратором,
она призналась "Комсомолке", что Котенок ее прославил
Впрочем, скорее всего, история про Василия, который не захотел жить в Африке, тем и закончилась бы, но в дело вмешался случай. Однажды, в купе поезда Вячеслав Котёночкин встретился с главным редактором воронежской газеты «Молодой коммунар» Валерие Мальцевым. Разговорившись с попутчиком, Валерий Мальцев проникся идеей поселить кота Василия в Воронеже по месту его «прописки». Пусть окажется на той самой улице, куда во время своего африканского приключения он так мечтал вернуться! Инициативу создания своеобразного памятника котёнку с улицы Лизюкова подхватили в редакции газеты «Комсомольская правда». Вскоре Иван Образцов, руководитель администрации Коминтерновского района, возглавил попечительский совет по сооружению памятника и объявил конкурс среди детей на лучшую идею будущего сооружения. Редакцию просто завалили рисунками и даже поделками Василия, прислали около 80 работ. Победила в нем шестнадцатилетняя Ирина Поварова – ученица воронежской школы № 1. На её эскизе была изображена «историческая» встреча котёнка Василия и вороны-колдуньи, которая закончилась его превращением в бегемота.

Памятник коню Ярыжу, Воронеж
Известные воронежские скульпторы Эльза Пак и Иван Дикунов (те самые, что изготовили памятник Биму с белым ухом и коню Ярыжу) со своими сыновьями Алексеем и Максимом творчески переработали эскиз девушки-победительницы, вдохновляясь при этом мультфильмом про Васькины путешествия, который они просмотрели раз 200! Через полгода идея была готова воплотиться.


Кстати, в Лисках, что в Воронежской области, на проспекте Титова находится еще один памятник этого творческого семейства - почти близнец памятнику Котенку - Лиска.


5 декабря 2003 года памятник был установлен на улице Лизюкова (а где же ещё) перед входом кинотеатра «Мир». Васька не разорил городской бюджет ни на рубль - все средства собирали спонсоры-добровольцы. Кстати, говорят, что памятник котенку Василию должен был открыться еще в июне 2000-го, но не находилось спонсоров. Как бы там ни было, котёнок, по мнению воронежского краеведа В.И. Кононова, стал третьим в мире и первым в России мультипликационным героем, которому поставили памятник. С тех пор воронежцы каждый год в декабре отмечают день рождения Котенка. За это время Васька без преувеличения стал культовым героем нашего города, его визитной карточкой, талисманом. Воронежцы так полюбили памятник мультяшному герою, что в 2008-м выдвигали его на звание почетного гражданина города. К слову, за сценарий к «Котеноку» Злотников получил всего 200 рублей.


А в 2009-м - на звание неофициального символа Воронежа (он, кстати, чуть-чуть не догнал по популярности Петра I - всего на 1% с хвостиком - 23,4% голосов против 24,7%). И это понятно: как, скажите, не полюбить симпатягу, который, несмотря ни на что, утверждает, что «прекраснее Воронежа нет города нигде»! Памятник многократно попадал в рейтинги ТОП-10 самых необычных памятников животным. По итогам Всероссийского краеведческого конкурса «Забавный памятник» (он прошел в Санкт-Петербурге в 2005-м) занял призовое место. А в 2013-м участвовал в конкурсе визуального символа страны «Россия 10». Что впрочем, не мешает памятнику периодически подвергаться вандализму: усы котёнка, выполненные из проволоки, периодически отламывают, и их приходится восстанавливать.


15 июля 2016 г. в пресс-службе Банка России, что жители Воронежа предложили памятник Котенку с улицы Лизюкова в качестве символа для будущих банкнот ЦБ РФ достоинством 200 и 2000 рублей. За скульптурную композицию уже отдали голоса более 5000 человек. Странно, что котенок так и не попал на деньги...


В 2012 году благодаря Котенку с улицы Лизюкова Воронеж появился на оригинальной карте России – сказочной (*просмотрев более десятка подобных карт, я, к сожалению, не обнаружил на них ни одного котенка). Причем этот Котенок всем персонажам сказок даст фору. Потому что о том, что Колобок «родился» в Ульяновской области знают только местные жители, а вот, что Васька родом с улицы Лизюкова, знает вся страна!

Алексей Лысенков с Котенком
Летом у Котенка не протолкнуться - детвора висит на нем гроздьями, и взрослые с удовольствием встают в очередь, чтобы сфотографироваться с Василием. Забавный персонаж прославил Воронеж на всю страну, и первый вопрос большинства приезжих, в том числе известных персон: «Где тут у вас Котенок?» - гости города считают своим долгом сфотографироваться на память с этим забавным персонажем. Так, в 2005 году актер и телеведущий Алексей Лысенков («Сам себе режиссер»), путешествовавший автостопом, специально сделал крюк в маршруте, заехав запечатлеться с Котенком.


В октябре 2011-го, приезжавшая на премьеру своего фильма актриса Мария Берсенева («Маргоша»), тоже рассказывала нам, что первым делом отправилась к мультяшному символу Воронежа.


Неоднократно с памятником Ваське фотографировался и детский композитор, автор хитов «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег» Григорий Гладков, считающий, что этот мультик гениален, как и его талантливый создатель Котеночкин. К слову, во время выступления в передаче «Вокруг смеха» композитор Григорий Гладков рассказывал, что мультфильм имел первоначальное рабочее название «Ёлки-палки, лес густой», а главным героем в нём был дворник из «Пластилиновой вороны». Потом визуальную концепцию главного персонажа пришлось доработать, впрочем, как и название. Однако, сей факт к нашей истории отношения не имеет.

В декабре 2012-го ведущий популярного скетчкома «Анекдоты» Антон Юрьев, приезжавший на презентацию нового сезона канала «Перец», первым делом поехал к этой достопримечательности, потому что по его словам, его жена сказала, чтобы он ей привез Котенка!


А те из звезд, кто не успевает съездить к самому Ваське, обязательно увозят на память хотя бы сувениры с Котенком: в марте 2011-го магнитики с мультяшным Васькой прикупили «папина дочка» Мирослава Карпович и актер из шоу «6 кадров» Сергей Дорогов. В ноябре 2012-го кружка с Василием появилась у Димы Билана, приезжавшего в Воронеж на гастроли.

Орейро в Воронеже.
Фото: Татьяны ПОДЪЯБЛОНСКОЙ
фото с ВКонтакте Орейро
Зарубежные звезды стараются увезти на память о Воронеже сувенир именно с героями популярного мультфильма. Например, похитительница мужских сердец Наталья Орейро носит футболку с принтом в виде Котенка, а кроме того на своей странице ВКонтакте она выложила фото сувенира из Воронежа. Так же известно, что всемирно известная ню-металл группа Limp Bizkit увезла в Америку глиняную статуэтку с Васькой и Вороной, а экс-солист «Модерн Токинг» Томас Андерс – тарелку с изображением Котенка.

Константин Сарсания с Котенком
Да что там говорить: памятник Котенку с улицы Лизюкова приносил удачу главному тренеру «Факела» Константину Сарсании, об этом он признавался «Советскому спорту» (когда в ноябре 2010-го в Воронеже сборная России проиграла Бельгии).

Кстати, об удаче. Говорят, если дотронешься до левой лапки Котенка – исполнится любое желание. Для ускорения исполнения желания надо трогать пяточку. Правда, никто нигде не уточняет, какой именно левой лапки надо коснуться – передней или задней, так что касайтесь обеих. Чтобы уж наверняка. Хотя раз пяточка – то, скорее всего, задняя. Это у настоящих котов четыре пятки. А у этого, мультяшного, есть ещё и ладошки. Немного странно, что желания исполняет именно котёнок. В мультике-то волшебником был не он. Там желания исполняла ворона. Но вот такие причуды городского фольклора. А уж если заполучить его ус – всегда сумеешь без помех вернуться домой. И порой любвеобильные воронежцы затирали Котенка до дыр, другие пытались растащить мультяшный символ Воронежа на кусочки. Прискорбно, конечно, но дюралюминиевый Васька регулярно становился жертвой вандалов: ему бы впору крикнуть фразой Шарика из «Простоквашино» - то лапы ломит, то хвост отваливается!

К примеру, в 2008-м охотники за цветметом попытались оттяпать Васькины лапы и хвост. И в 2010-м на нем просто не было живого места, кот был весь в шрамах: туловище в трещинах, половина хвоста отсутствовала, усы выдраны с корнем, часть лапы кто-то отпилил. Зрелище было настолько жалким, что за Ваську даже приезжие знаменитости заступались:

- Воронеж мне понравился, особенно Котенок с улицы Лизюкова. Только жаль, что ему усы все время отрывают, - сетовал актер Денис Рожков (Антошин в сериале «Глухарь»), когда приезжал в октябре 2010-го на церемонию награждения конкурса «Щит и перо». Товарищи, воронежцы, не делайте этого, не надо!

А в декабре 2010-го ведущие скандального телепроекта «Брачное чтиво», разоблачавшего измены, Денис Гребенюк и Григорий Кулагин, приезжавшие с очередным расследованием в Воронеж, признались, что им небезынтересно знать не только интимные тайны, но и кто обламывает усы Котенку с улицы Лизюкова: "Котенок произвел на нас неизгладимое впечатление! Сразу видно - здоровый, боевой кот, весь в шрамах. Вот только непонятно, кто ему усы обламывает. Видно, нам придется заняться и этим делом!"


Тогда в управлении культуры города и предложили сделать Ваське операцию – отлить его из нержавейки. Дорогостоящая антивандальная процедура, правда, прошла только спустя 2 года, когда нашелся спонсор. 3 июня 2012-го Ваську отвезли на реставрацию, а 23 июня он снова вернулся на свое место – помолодевшим, засиявшим. Нос у него снова стал розовым, как у здоровых котов, а Ворона сделала новомодный маникюр со стразами. Рестайлинг, правда, продержался чуть больше года, нержавейка не помогла: в августе 2013-го Василий, не смотря ни на что утверждающий, что прекраснее Воронежа нет города нигде, снова пострадал от хулиганов: варвары опять выдрали ему усы.

Но все равно чутких воронежцев больше, чем хулиганов. В феврале этого года заботливая детвора с родителями в самый жуткий мороз несколько недель подряд наряжала Василия и Ворону в шапки и шарфики.

Автор Котенка, писатель Виталий Злотников
Кстати, почему улица Лизюкова? Существует множество версий, почему котёнок именно с улицы Лизюкова. Кто говорит, что писатель Виталий Маркович Злотников (который родился в Воронеже 20 ноября 1934 года, здесь же окончил среднюю школу и факультет РГФ ВГУ (1965)) жил на этой улице, кто – что родился он здесь, по некоторым данным, на этой улице проживала его родня. Но сам автор сценария мультфильма объяснял, что ему просто понравилось название – улица Лизюкова. Многие говорят, что не знают, кто такой Лизюков. Так вот, вкратце. Александр Ильич Лизюков – это генерал, писавший стихи, герой Советского Союза, проживший удивительную и очень непростую жизнь (вплоть до того, что, впал в немилость властей, был обвинён в террористической деятельности, так как "собирался совершить террористический акт в отношении наркома Ворошилова и других руководителей ВКП(б) и советского правительства путём наезда танка на Мавзолей во время одного из парадов") и погибший под Воронежем, предположительно в Рамонском районе, сгорев заживо в подбитом фашистами танке. В 2008 году останки Лизюкова нашли в ходе проведенного журналистского расследования и с почестями захоронили у Памятника Славы, где покоятся другие защитники города. Однако, большинство историков не верит в то, что это были останки командира 5-ой танковой армии, так как их местонахождение не соответствует историческим фактам и документам. Впрочем, о его таинственной гибели ходит столько разных версий, что лучше сами почитайте об этом в Википедии. В Воронежской области помнят героя. Даже именной комбайн выпустили «Командарм Лизюков». Конечно, есть некая несправедливость в том, что люди вспоминают или вообще впервые узнают о прославленном генерале только в связи с детским мультиком. Но знать всех героев Великой Отечественной войны поимённо невозможно. Даже генералов. Всё-таки большинство из нас не военные историки, так что простительно...


Белорусский и украинский хип-хоп-исполнитель и рэпер Сяргей Васільевіч Пархоменка, более известный как Серега, использовал музыкальное вступление к мультфильму в качестве главной мелодии в песне «Черный бумер», клип на которую был снят в Киеве летом 2004 года украинским режиссёром Володимир Якименко (Pistolet Film). Песня и клип сразу же были номинированы на награду MTV Russian Music Awards в категориях «лучший хип-хоп проект года» и «лучший дебют года». К концу 2004 года «Чёрный бумер» стал лидером хит-парадов на телеканалах MTV, Муз-ТВ, на Первом канале, на радиостанциях «DFM», «Русское радио», «Радио Попса».


В 2013 году воронежские аниматоры из студия Wizart Animaition (нарисовавшие полнометражный мультфильм «Снежная королева» в 3D), объявили, что планируют снять продолжение приключений Котенка с улицы Лизюкова. Сценарист Виталий Злотников написал несколько серий «Котенка», только по одной из них сняли мультфильм. За основу продолжения собираются взять сюжет одной из тех ненарисованных историй. Сюжет на стадии согласования. 10-минутный мультик собирались выпустить к лету 2014-го! В середине 2016 года воронежская студия Wizart Animation совместно с «Союзмультфильмом» начали съёмки 3D-мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова 2», который был выпущен в 2017 году. Мультфильм был поставлен по сценарию В. М. Злотникова и станет продолжением оригинального мультфильма. Как сказала вдова сценариста Людмила Злотникова: "Виталий Маркович написал сценарий мультфильма для второй части. Значит, он думал об этом, просто в свое время это не успели сделать". Сценарий одобрил и сын режиссера-мультипликатора Вячеслава Котёночкина Алексей, который в 1988 году совместно с отцом работал над картиной в качестве художника-постановщика: "К идее снимать продолжение советских мультфильмов я отношусь хорошо, если делать качественно. Чем больше будет хороших фильмов, тем лучше. Главное, чтобы были все составляющие хорошего фильма — качественная анимация, качественная музыка и интересная история. И особенно приятно, что продолжение будут снимать в Воронеже".

Памятник Булгакову и коту Бегемоту в Харькове.
Был свой кот Бегемот и в Киеве
Бонус. Внезапно!

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть кот (чёрный), которого зовут (как бы Вы думали?)… Бегемот! Этот кот входит в свиту Воланда, т.е. самого Сатаны, играя роль своеобразного шута-трикстера.

Игра кота Бегемота.
Андрей Воронин, 2017 г.
«…в гостиной на каминной полке, рядом с хрустальным кувшином, сидел громадный черный кот. Он держал в своих лапах примус.
– М-да… действительно здорово, – шепнул один из пришедших.
– Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот, – и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное
».

демон Бегемот
Как свидетельствовала вторая супруга писателя Л.Е. Белозерская, его прообразом стал собственный кот писателя по имени Флюшка. Но, дело в том, что в средневековой мифологии действительно было демоническое существо, или демон, с таким именем, очень подходивший герою Булгакова по характеру. Так Коллен де Планси писал в «Dictionnaire infernal» (1863): «Бегемот — демон дурашливый (шутовской), глава демонов, виляющих хвостами (демонов-льстецов). Сила его в почках. Его царство — лакомства и удовольствия брюха». Внешне канонический демон кота ничем не напоминал. Но и на хорошо знакомого нам бегемота он походил лишь огромным пузом, голову же имел слоновью. Впрочем, примечательно то, что в начальной редакции у Булгакова кот Бегемот имел сходство со слоном. Так, в черновиках можно найти такую фразу: «На зов из черной пасти камина вылез черный кот на толстых, словно дутых лапах...». Ничего не напоминает? Кроме того, Бегемот - в демонологической традиции - демон желаний желудка. Поэтому в «Мастере» кот Бегемот постоянно ест. Вспомните хотя бы обжорство Бегемота в Торгсине. Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе и над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных постановщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине. Оказавшись в этом магазине, они наблюдали, как советские люди, словно обуянные демоном, накупали себе деликатесов.

Согласно «Булгаковской энциклопедии», источником для создания персонажа М. А. Булгакову послужила книга И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (М., 1872), в которой упоминалось морское чудовище Бегемот, обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Помимо нее, настольным руководством для Михаила Булгакова по созданию свиты «профессора черной магии» Воланда во многом была книга «История сношений человека с дьяволом» (1904), в которой М.А. Орлов так описывает беса Бегемота: «…пятый бес был Бегемот, происходивший из чина Престолов. Пребывание его было во чреве игуменьи, а в знак своего выхода из нее, он должен был подбросить ее на аршин вверх. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени».

Бегемот на картине Уильяма Блейка
Мифология знает этого демона ещё с незапамятных времён. Он упоминается в книге Иова. По библейским преданиям, он приходится братом Левиафану, обитающему на морских глубинах и властвующему в водных просторах, и должен сразиться с ним в конце времён, то есть при наступлении Апокалипсиса. Причём в смертельной схватке чудовища убьют друг друга, а их мясо станет пищей для верующих, добродетельных и порядочных праведников, которую предложит им за своим столом сам Мессия. При этом Бегемот – демон чревоугодия, плотских желаний и утех, а его брат – демон алчности. По иудейским легендам, Бегемот является царём зверей.

Левиафан, Бегемот (корова) и Зиз (птица, подобная грифону)
Библейские иллюстрации, Ульм, 1238
Кто и зачем породил демона?

Это может показаться удивительным, но Бегемот, плотские желания которого не знают утоления и распространяются за счет его силы на весь род человеческий, является порождением самого Господа Бога! Как же творец всего сущего, долженствующий выступать за доброе, светлое и правое начало, породил такое чудовище? Зачем были созданы Левиафан и Бегемот? Мифология повествует, что они были приведены на свет Богом для того, чтобы показать Иову Его, Господню, силу и могущество. При этом существо названо «верхом путей Божьих», о котором говорится, что только сам Творец сможет приблизить к нему меч свой, когда это окажется необходимо.


Эволюция бегемота.

Долгое время бегемоты считались родственниками свиней и кабанов. В ветхозаветной же книге Еноха Бегемот - морское чудовище, обитающее в невидимой пустыне. Генетические исследования на рубеже III тысячелетия подтвердили это описание, показав, что на самом деле бегемоты состоят в родстве с китами. Однако окаменелости, которые подтвердили это родство, палеонтологи нашли только недавно. Фабрис Льоро (Fabrice Lihoreau) из университета Монпелье (Франция) и его коллеги при раскопках в Кении рядом с озером Туркана обнаружили окаменелые останки представителя семейства антракотериев — парнокопытных млекопитающих, которые, как и современные бегемоты, проводили много времени в воде. Антракотерии, в свою очередь, произошли около 55 миллионов лет назад от общего предка с примитивными китообразными. Новый вид назван Epirigenys lokonensis. Epiri на языке живущего в Кении народа Туркана значит «бегемот», а lokone — это название местности, где были найдены окаменелости. E. lokonensis был размером с овцу и весил около 100 килограммов.


Для сравнения: современные бегемоты намного больше, и даже вес в три тонны для них не предел. Проанализировав строение найденных челюсти и зубов, палеонтологи определили, что существо, которому они принадлежали, промежуточное звено между более молодым предком бегемота возрастом 20 миллионов лет и известными науке останками антракотериев. Найденная особь принадлежит к боковой ветви эволюции бегемотовых, то есть найденное существо не было прямым предком современных африканских гигантов. Однако к моменту отделения этой ветви от общего с бегемотом предка прошло не так много времени, так что палеонтологи могут судить о его чертах. Общий предок появился в Африке примерно 35 миллионов лет назад, мигрировав из Азии, то есть намного раньше крупных хищников, жирафов или быков, которые оказались там около 18 миллионов лет назад.

Стегозавр на барельефе храма Та Пром храмового комплекса Ангкор (Камбоджа)
Едва ли не в любой деревеньке Центральной Африки местные глиноделы покажут (и даже продадут) вам фигурку, очень напоминающую реконструкцию стегозавра. А ведь библейский бегемот в самом деле больше похож на динозавра - не правда ли? Получается, что память о животных, вымерших миллионы лет назад, задолго до появления человека, каким-то образом сохранилась у первобытных племен. Это абсолютно неправдоподобно, если не предположить, что современники составителей первых библейских текстов действительно встречались с чудом пережившими сородичей динозаврами. Дебри Центральной Африки не особенно изучены. Кто может утверждать, что в джунглях не разгуливает неведомо как сохранившийся стегозавр?

Джотто, Страшный суд в часовне Скровегни в Падуе
Этимология названия

Согласно исследованиям филологов, Бегемот – вариант древнееврейского слова «б’гемах» (Bəhēmāh, Bəhēmôth, Behemot, B'hemot), которое происходит от слова «бехема» (ивр. ‏בהמה‏‎), то есть «скотина», или «животное». Оно несет в себе семантику многозначности, как если бы по отношению к одному животному использовали множественное число, чтобы подчеркнуть его огромные размеры и величие. Изначально слово было использовано в Библии и описывало существующее на тот момент животное, которое Бог описывает перед праведником Иовом (Иов 40:10-19). В данном источнике слово "бегемот" не имело отрицательной окраски и не являлось мифическим духовным существом. По меткому замечанию Фрая Луиса де Леона в его пояснении к «Книге Иова», здесь речь идет о некоем подобии слона, который за его безобразную огромность назван «скоты» – словно бы одно животное по силе и могуществу равно многим. Стоит напомнить любопытный факт: во множественном числе употребляется также имя Бога, "Элохим", в первом стихе Ветхого завета, хотя управляемый им глагол стоит в единственном числе ("В начале сотворил Боги небо и землю"), и эта форма была названа "множественным числом величия или полноты". В церковнославянском переводе Библии вместо слова "бегемот" использовано слово "зверь": «Но ѹбѡ сє, ѕвѣріє ѹ тебє, траву аки воловє ѣд ѧтъ» (Иов 40:10. В переводе с английского языка behemoth означает нечто громадное, сравнимое с чудовищем. Вот уже в нескольких языках встречается сходная трактовка слова «бегемот». С другой стороны, слово "бегемот" применительно к массивным обитателям пресноводных рек Африки вошло в обиход лишь в XIX веке, и только в России. Пришло оно из французского и немецкого языков, но гиппопотамов прозвали бегемотами только здесь. Европейцы же называли бегемотом любое крупное толстокожее животное. И как только зоологи смогли идентифицировать и описать вид, он тут же раз и навсегда стал называться гиппопотамом. Так, на английском гиппопотам, то есть обычное млекопитающее из отряда парнокопытных, будет hippopotamus. Так что в Европе бегемот сейчас встречается только в Библии.


Кстати, как сказал Корней Иванович Чуковский, считавший, что «ох, нелёгкая это работа из болота тащить бегемота» (стихотворение «Телефон», 1926), в комментарии к своей сказке «Крокодил» (1916): «Некоторые думают, будто Гиппопотам и Бегемот — одно и то же. Это неверно. Бегемот — аптекарь, а Гиппопотам — царь».
  • Бахамут — в исламской мифологии огромная рыба, на спине которой покоится весь мир.
  • Bahamūt (بهموت) — вариант арабского написания названия Бегемота (Бахамута) и его транслитерация латиницей
  • Bahīmūth (بهيموث) — вариант арабского написания названия Бегемота и его транслитерация латиницей
  • Bəhēmôth (בהמות) — написание названия Бегемота на иврите и его транслитерация латиницей
  • Bahamut — написание названия Бахамута латиницей.
  • Behemot — вариант написания названия Бегемота латиницей
  • B'hemot — вариант транслитерации названия Бегемота латиницей
  • Behemoth — английское написание названия Бегемота
  • Багамут — вариант русского написания названия Бахамута.

Зооморфология Бегемота

Средневековая мифология рисует образ ковыляющего на двух слоновьих ногах чудовища с головой гиппопотама, круглым животом необъятных размеров и длинными когтистыми лапами. Вероятно, подобное представление тянется ещё с дохристианских времён, когда слово «бегемот» ассоциировалось у людей с огромным гиппопотамом, слоном и даже неясной помесью двух этих животных. Считается, что Бегемот был первым существом, созданным для жизни на суше, и он похож на громадного гиппопотама: с хвостом длиннее, чем ствол кедра, и костями как медные трубы. Он настолько огромен, что способен выпить целую реку и проглотить за один присест тысячу гор. Бегемот царит над земными существами, как Левиафан — над морскими. Они прыгают, и радуются жизни и веселятся вокруг него, когда он отдыхает среди лотосов, тростника, папоротников и ив или щиплет, подобно волу, траву на Тысячегорье.

Бегемота называют "волом бездны". Каждый год во время летнего солнцестояния он, как учил его Господь, встаёт на задние лапы во весь свой громадный рост и издаёт оглушительный страшный рык, который на следующие двенадцать месяцев обуздывает диких зверей, охотящихся на отары и стада человека. Довольно часто он поднимает свой пушистый хвост и позволяет птицам укрыться в его тени; потом немного опускает хвост и предоставляет тень земным тварям. Несмотря на свою огромную силу и собственную противоречивую сущность, Бегемот способен проявлять и частичное милосердие, как полагается доброму повелителю, и заботится, чтобы ни одну из его птичек не обидел какой-нибудь зверь. (Mid. Konen, 37; Mid. Adonay Behokhma, 64; Pesiqta Hadta, 48; Kalir, in the piyyut Weyikkon Olam, following the Lamentations in Roman Mshzor, ed. Mantova, 1712, p. 114b.)

наскальная живопись на марке Республики Чад
Бог разрешает пастись Бегемоту на Тысячегорье, и, хотя он съедает всю траву в один день, за ночь трава вырастает снова и к утру становится высокой и сочной, как накануне. Некоторые считают, что Бегемот ест и мясо тоже: Тысячегорье служит пастбищем для многих зверей, которые идут ему в пищу. Знойным летом он обычно так страдает от жажды, что одним глотком может выпить всю воду, накопившуюся в Иордане за полгода или даже год. Поэтому он пьёт из глубокой реки Жубал, вытекающей из Эдема. (Mid. Konen, 26; Pesiqta Rabbati, 8ob-81a; Lev. Rab. 13. 3; 22. 10; Num. Rab. 21. 18; PRE, ch. 11.)

Не утихают споры как был создан Бегемот. Он мог появиться на свет из синтеза воды, света и праха либо же ему было приказано восстать из земли; и ещё — был он рождён или у него была пара, как у всех живых существ.

Некоторые (В. Baba Bathra 74b.) говорят, что если бы у Бегемота и была пара, он не мог бы совокупиться с нею, поскольку их потомство перенаселило бы Землю. Другие, более приближенные к библейской теории, говорят, что Бог предусмотрительно оскопил мужа Бегемота и охладил пыл жены, или создал Бегемота и, возможно, жену его неспособными к продолжению рода, но сохранил им жизнь до Судного дня, чтобы они одни существовали в мире, и именно их плоти в конце дней смогли вкусить праведники.

В некоторых апокрифах (3-я кн. Ездры VI, 15-24; Енох LX, 7-8) сказано, что Левиафан должен быть подругой Бегемота, а никак не его братом, и Бог разлучил их, оставив Бегемота на суше, а Левиафана отослав в морскую пучину, чтобы они вместе своим весом не повредили арки, на которых покоится Земля, и нарушили бы общую систему гармонии и баланса.

Однако, кое-кто предвещает поединок между Левиафаном и Бегемотом. Когда они сойдутся на морском берегу и от их ударов сотрясется земля, Бегемот своими закрученными рогами вспорет Левиафану брюхо, а Левиафан острым плавником смертельно ранит Бегемота. (Lev. Rab. 13. 3.) Хотя есть такие, которые верят, будто Левиафан и Бегемот убьют друг друга. Другие предсказывают, что Господь пошлет Михаила и Гавриила против обоих и, если они не одолеют их, Сам все исполнит. (Pesiqta diR. Kahana, 29, 188a-b; Mid. Alphabetot 98; Ginzberg, LJ, V. 43.)

Третьи уверяют, что по воле небес они с Левиафаном перед тем, как произвести потомство, должны сразиться насмерть, иначе им просто не хватит места на Земле. Поэтому Левиафан скрылся в океанских путинах, а Бегемот залег в спячку и спит до сих пор: его тело превратилось в горную цепь Гималаев (альпинисты, которые покоряют Джомолунгму и Аннапурну, и не подозревают о том, куда они взбираются!). В агаде же и в апокрифах Бегемот и Левиафан упоминаются обычно в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами. Мясо обоих животных, поражённых богом или убивающих в схватке друг друга, послужит пищей на пиру праведников в день пришествия мессии.


Молва о бегемоте достигла аравийских пустынь, где его образ был изменен и возвеличен. Жители Аравии превратили его из слона или гиппопотама в рыбу, плавающую в бездонном море; на рыбу они поставили быка (Куйяту), на быка — рубиновую гору, на гору ангела, на ангела — шесть адов, на ады — землю, на землю — семь небес. Согласно Исламским писаниям Бог сотворил Землю, но у земли не было основания, посему под землей он сотворил ангела. Но у ангела не было основания, посему под ногами ангела он сотворил рубиновую скалу. Но у скалы не было основания, посему под скалой он сотворил быка с четырьмя тысячами, глаз, ушей, ноздрей, пастей, языков и ног. Но у быка не было основания, посему он сотворил под быком рыбу по имени Багамут, и под рыбой он поместил воду, а под водой — мрак, а далее знание человеческое не способно достичь. Другие утверждают, что земля стоит на воде, а вода — на скале, а скала — на лбу быка, а бык на песчаном ложе, а песок — на Багамуте, а Багамут — на удушливом ветре, а удушливый ветер на тумане. Что находится под туманом неведомо. Столь громаден и ослепителен Багамут, что глазам человеческим не под силу его лицезреть. Все моря земные, коль поместить их в одну ноздрю этой рыбы, будут что горчичное зерно, брошенное средь пустыни. В четыреста девяносто шестой ночи "Тысяча и одной ночи" говорится, что Исе (Иисусу) было дано узреть Багамута и что, воспользовавшись этой милостью, Иса пал наземь без чувств и три дня и три ночи не приходил в себя. В арабской сказке есть продолжение: под безмерно огромной рыбой находится море, под морем — воздушная бездна, под воздушной бездной — огонь, под огнем — змея, именуемая Фалак, в чьей пасти размещены шесть адов. Представление о том, что скала покоится на быке, а бык — на Багамуте, а Багамут — на чем-то еще, как бы служит иллюстрацией к космологическому доказательству существования Бога. В этом доказательстве утверждается, что всякая причина должна иметь предшествующую ей причину, и, таким образом, дабы не прийти к дурной бесконечности, необходима некая первопричина.

Бегемот напоминает дикого быка тем, что пасётся на Тысячегорье — наверняка у истоков Нила — и когда-нибудь должен рогом продырявить брюхо Левиафану. Но в остальном он, конечно же, гиппопотам. Известно, что "бегемот, истекающий кровью", упоминаемый в святых книгах, — не что иное как гиппопотам, сальные железы которого выделяют красноватое маслянистое вещество, способствующее повышению эластичности и водоотталкивающей способности кожного покрова. В лучах солнца эти капли на теле и создают видимость сочащейся крови, а, значит, прообразом Бегемота из Библии вполне могло быть млекопитающее, которое сегодня хорошо знакомо человеку.

Гиппопопотная кислота
Учёное замечание. Гиппосудоровая кислота представляет собой ярко-красное вещество с отвратительным запахом, выделенное из пота гиппопотама. Его название происходит от слов hippo - гиппопотам и sudor (пот - по латыни), поэтому ее действительно можно назвать "кислота из пота бегемота" или "гиппопопотная кислота". Тело бегемотов не покрыто шерстью, потому они не имеют привычной для других животных защиты от солнца. Именно гиппосудоровая кислота выступает в роли увлажняющего и солнцезащитного крема. Гиппосудоровая кислота поглощает ультрафиолет, поэтому бегемотам не нужно бегать в косметические лавки за мазью для загара, также она защищает и от вредных бактерий, благодаря своим бактерицидным свойствам. Это помогает им поддерживать здоровье от токсичного воздействия некоторых загрязненных вод. Потрясающим остается тот момент, что железами выделяется секреция совершенно бесцветная, как и человеческий пот. Ярко-красной она становится под влиянием солнечного света. Спустя несколько часов кровавый цвет сменяется грязно-коричневым. Красный цвет гиппосудоровой кислоты послужил основой формирования мифа о том, что бегемоты потеют кровью. Кроме того, гиппосудоровая кислота при кормлении может смешиваться с молоком самки. В результате этого происходит химическая реакция, и молоко приобретает розоватый оттенок. Однако вероятность этого мала, потому что детеныши гиппопотама во время кормления очень плотно захватывают сосок. Они могут кормиться даже под водой.


Геродот, Диодор и Плиний, когда писали о Ниле, соединяют гиппопотама и крокодила. То, что гиппопотам невероятно силён, часто бывает в тростниковых речных зарослях, минут на десять может оставаться под водой, питается травой и поэтому не опасен для других животных, согласуется с описанием Бегемота в Книге Иова (XL, 15–24). Согласно Геродоту, женская особь гиппопотама почитается в Пампренисе как жена Сета. Её называли Таурт ("большая", "великая") (греч. Тоэрис) и считали богиней плодородия и деторождения, покровительницей беременных, представлявшей собой «цивилизованную» бегемотиху, стоящую на задних лапах, и с прической на голове, но никогда не наделяли её человеческим обличьем, в отличие от других божеств. Была даже придумана легенда, что, мол, сперва Таурт была наложницей Сета, но после того, как добрый Гор победил его хозяина, она перешла на «правильную» сторону. И крокодил и гиппопотам принадлежали Сету, и волшебные изображения их в египетской "Книге Мёртвых", в которой прославляется Осирис, враг Сета, побудили иудейских мифографов идентифицировать их с вавилонскими чудовищами.

Древнеегипетский рельеф из Саккары, изображающий схватку бегемота с крокодилом (VI династия)
Крокодилы и гиппопотамы, согласно Диодору, несъедобны, однако Геродот утверждает, что их иногда ели, в основном на ежегодном тотемном празднике: поэтому мясо Левиафана и Бегемота сохраняется для праведников до Судного дня. Бедняки ближневосточных стран всегда жаждали наесться мяса, ибо их обычной едой были лепёшки. Кстати, Википедия пишет, что мясо бегемота съедобно и издавна использовалось в пищу африканцами. В 1950—60-е годы во многих странах всерьёз рассматривалась возможность превращения бегемота в домашнее мясное животное.


Последний писк кулинарной моды в Европе - мясо бегемотов, которое, по многим отзывам, вкусно. По виду оно напоминает свинину (такого же светлого цвета), а по вкусу — нечто среднее между телятиной и бараниной, хотя у старых особей мясо может быть очень жёстким. Пишут, что, единожды попробовав, бегемотянину ни с какой другой дичью не спутаешь. Особенно хороша и нежна она в жареном виде, если животное убили и приготовили в середине лета, когда народ особенно падок до пикников с шашлыками. От одного бегемота получают 520 килограммов чистого мяса, которое, в сравнении с мясом многих других домашних и диких животных, постное, что сильно повышает его ценность как источника белка, и 30 килограммов внутреннего сала. Всего же пригодные в пищу части туши составляют 70,9%, в то время как у рогатого скота этот показатель составляет лишь 55%. Мясо бегемота можно солить, коптить и вялить. Оно употреблялось человеком в пищу с древнейших времен. Так, группа палеонтологов, работавшая в Кении, раскопала стоянки древних гоминид возрастом около 2 млн лет и обнаружила большое количество костей бегемота со следами обработки. По мнению этих исследователей, высокие питательные качества бегемотового мяса сыграли немаловажную роль в быстром развитии мозга предков человека. При изучении на территории Алжира в районе Тиходаин стоянок древнего человека, относящихся к самым ранним ступеням эволюции рода Homo (позднеашельская культура), также были найдены обработанные и обожжённые кости гиппопотамов.


Впрочем, для тех, кто не сможет отведать бегемотьего мяса, привожу рецепт "Бегемот" от KiberNyatko, который можно приготовить из 700 г любого мяса, с добавлением 200 г молока, 100 г сыра и 2 столовых ложек сметаны. Соль и приправы по вкусу.
Мясо на резать неаккуратными кусочками, посолить, приправить и слегка обжарить на сковородке с двух сторон. В противень, в котором будет запекаться мясо, налить молоко, выложить мясо, залить той жидкостью, что стекла с мяса в сковородке, и снова молоком. Каждый кусочек мяса посыпать тертым сыром и добавить немного сметаны. Запекать 20 минут при температуре 200 ºС. Блюдо в гарнире не нуждается. Его лучше заменить свежим и легким салатом.

А еще есть чай с бегемотом, ммм.. то есть с бергамотом (бергамот, или апельсин-бергамот (лат. Citrus bergamia) — гибридный вид растений семейства Рутовые. Получен путём скрещивания померанца и цитрона. Родиной бергамота считается Юго-Восточная Азия. Название растения происходит от итал. bergamotto, образованного из имени города Бергамо. В то же время, этимология омонимичного названия сорта груш восходит к осман. beg-armudi‎ — «бейская груша».) Не путать с Бармаглотом!

Чай с Бегемотом

Я чай пил с Бегемотом,
Премного удивлен:
Откуда,  извините,
Вообще тут взялся он?!

Я на него косился.
А Бегемот фырчал -
Чай ложечкой мешая,
По чашечке бренчал.

Малюсенькою ложкой -
По чашке изнутри,
В которой он расселся,
Пуская пузыри.

Сидит себе, как дома…
Гляди, какой нахал!
Кто мне в пакетик чайный
Такое запихал?

Откуда там, простите
Какой-то Бегемот -
Когда там быть обязан
Обычный  «БЕРГАМОТ»?

Хотя, чем черт не шутит…
Потрогал я рукой –
Вдруг бергамот обычный
На вид как раз такой?

Ведь если  только честно -
Признаюсь вам друзья:
Ни разу Бергамота
В глаза не видел я.

Но если это правда,
И он такой и есть,
То что –
          его мне с чаем
Теперь не пить, а есть?

© Игорь Шевчук, 2015

Охота африканских туземцев на бегемота. Немецкая гравюра 1876 года
Но вернемся к нашим баранам. Диодор так же отмечает, что для человечества было бы катастрофой, если бы гиппопотамы размножались без ограничений, поэтому замечает, что некоторые египтяне бьют их острогой. Возможно, это замечание, а также похвала Диодора мангусте, которая заботится о будущем человечества, предполагают неизбежное бедствие, если бы Левиафану и Бегемоту была дана возможность обзавестись парой. Гиппопотам наносил такой вред нильским полям, вытаптывая посевы, что к римской эпохе его, первоначально зачисленного в свиту злого бога Сета, уже практически истребили.


Однако, если вы пожалели, это животное, чей милый образ навязан нам с детства мультфильмами «Приключения поросенка Фунтика» (медлительный и упитанный добряк Шоколад), «Бегемот, который боялся прививок» (смешной и неуклюжий растяпа), «Приключения Малыша Гиппопо» (симпатичный и миролюбивый малыш-бегемотик Гиппопо, у которого злой охотник похитил маму, для того чтобы приготовить из неё котлетки), «Большое путешествие» (романтический бегемотик-нерасторопа), а так же циклом мультфильмов «Мадагаскар» с красавицей-бегемотихой Глорией, то нужно сказать, что стереотип этот идет в разрез с действительностью. Медлительность бегемота очень обманчива. Ведь это весьма «прыткое» животное, которое при необходимости может развивать в беге по суше скорость до 50 км/час! А ведь не каждый человек может бежать так же быстро. К тому же, гиппопотам хорошо плавает: вода — это его стихия. И, наконец, «водная корова» может открывать свою пасть на 1,2 метра, чего не сделает ни одно животное на земле (даже слон). А его острые зубы достигают 70 см в длину. Так что он может без особых усилий перекусить человека пополам или проглотить его.

Африканцы возле бегемота, убитого белым охотником, 1909 г. (Уганда)
Альфред Брем в своём знаменитом труде «Жизнь животных» (1860-е годы) писал: «Вблизи населённых мест он отправляется на поля. Здесь он опустошает всё, нередко в одну ночь уничтожает растения целого поля. Прожорливость бегемота непомерна, и, несмотря на плодородие их отечества, они могут обратиться в истинный бич страны, если их много. Они топчут своими неуклюжими ногами и ломают, валяясь, наподобие свиней, в глубоких ямах, гораздо больше, чем им в действительности нужно для насыщения... Один из бегемотов внезапно бросился на двух женщин, которые проходили вечером, громко разговаривая, мимо нескольких пасущихся гиппопотамов, и, укусив их несколько раз, изувечил так, что обе от этого умерли. На одного араба, который хотел защитить свои дыни от нападения чудовища... бегемот бросился немедленно и убил его одним ударом зубов. Ободрённый этим случаем тот же зверь стал при различных обстоятельствах нападать на пастухов и их стада и этим навёл такой страх на живших в окрестностях людей, что никто больше не осмеливался приближаться к воде, где обитало это животное». Бегемот обычно упоминается как животное, которое является причиной гибели наибольшего количества людей. По этому показателю он превосходит всех других африканских зверей, даже таких опасных, как лев, буйвол, леопард и нильский крокодил. Специальное исследование, проведённое в Кении, показало, что с 1997 по 2008 год в этой стране было зарегистрировано 4493 инцидента, когда бегемот проявлял агрессию по отношению к людям. Весьма показательно, что год от года количество столкновений людей с бегемотами растёт. За указанный период их частота возросла в 12 раз, всего же в 2008 году произошло 937 случаев. Причиной тому являются быстрый рост населения и изменения в методике ведения сельского хозяйства, выражающиеся в усиленном освоении земель по берегам водоёмов.

Бегемоты в природе мирно соседствуют с нильскими крокодилами (Серенгети)
Еще одно опасное заблуждение состоит в том, что люди считают бегемотов вегетарианцами. Ученые уже давно доказали, что гиппопотамы — такие же мясоеды, как и многие другие дикие животные. К такому выводу пришла группа научных работников из разных стран (из-за этого, кстати, бегемоты иногда умирают, заражаясь сибирской язвой). Однако, плотоядными они становятся лишь в тех редких случаях, когда наступает засуха и им нечем больше питаться. Тем не менее, факт остается фактом. Ведь самые близкие родственники бегемотов — киты, которые, в отличие от своих сухопутных сородичей, предпочитают отнюдь не траву. Выяснилось, что время от времени гиппопотамы питаются падалью и даже отбирают порой добычу у крокодилов — рептилии, в свою очередь, никогда не нападают на «водных коров» (за исключением их детенышей). В отличие от них, «речные лошадки», наоборот, ведут себя весьма агрессивно. Широкое обсуждение в свое время вызвал ролик, размещенный в сети, на котором видно, как целая стая этих «коров» набросилась на аллигатора, случайно оказавшегося в центре их стада. «Бегемоты швыряли и кусали крокодила, — рассказывает ошарашенный увиденным очевидец Хариш Кумар. — Но ему, к счастью, удалось уйти невредимым». В другой раз гиппопотамы напали на крокодила, испортив ему охоту на антилопу гну, которую тот вынужден был отпустить. Вот вам и «милашки-гиппопоташки».

Бегемот. Помпеи. Мозаика.
В Европе же первого живого бегемота увидели в 58 г. до н.э. Смотрели на него недолго, римский амфитеатр — это вам не зоопарк… Бойня на аренах Рима продолжалась до падения западной империи. После чего завоз бегемотов прекратился, и о них снова стали судить по туманному библейскому описанию. Вскоре «чудище» зачислили в сатанинскую компанию, и бегемот из «верха путей Божиих» превратился в заурядного демона.

принты Franz Xaver Wagenschön с бегемотами и носорогами, 1784
Nepthune et Thetis, Питер Пауль Рубенс, 1614
принт Jakob Schmutzer, 1790. Британский музей
На службе у Сатаны

Такого демона, как Бегемот, мифология Средних веков рассматривала всё же отдельно от библейских представлений. Конечно, если существовало видение Бегемота только как демона, наивно будет полагать, что люди могли видеть в нем хоть какое-либо положительное начало. Так, свидетельства Средневековья гласят, что Бегемот рассматривался как самый грозный палач преисподней, перед зовом трубы которого трепетал каждый грешник. Бегемот также был известен собственным пением и умением вызывать землетрясения. Он нападает на людей, используя «обольщение сладострастия, которое ощущается в области чресл и пупа». Бегемот — один из демонов, участвовавших в эпидемии одержимости в Лудунском монастыре (Франция, XVII в.), вместе с шестью другими демонами он подчинил себе настоятельницу монастыря Жанну дез Анж. Он может даже сам принимать женский образ, чтобы ввести человека в соблазн. Бегемот также побуждает людей богохульствовать и сквернословить. При дворе Сатаны он занимает должность Главного Хранителя Кубка (И. Виер, «De Praestigiis Daemonum», 1563), руководит пирами, а также является ночным сторожем Ада от посягательств нежеланных гостей. Современные поклонники Люцифера почитают его как Великого Виночерпия. По средневековым свидетельствам, Бегемот — один из самых жестоких палачей Ада и грешники трепещут, ещё издали заслышав его трубу. Бегемот также известен своим пением. Он происходит из чина Престолов (отец Сюрен). Ж.Боден, «Daemonomania», 1580, считал его адской параллелью египетского фараона, преследовавшего евреев. Его имя упоминается в «Сатанинской Библии» Ла Вея.

Описания Пьера де Ланкра

Пьер де Ланкр, он же Пьер де Ростегю, живший в XVI веке, крайне интересовался неопознанными сущностями. Средневековая мифология вообще это дело любила, поэтому де Ланкр не остался в стороне и создал собственное описание демона. Согласно нему, Бегемот – животное, ужаснейшее из всех тварей, которое способно принимать форму любого крупного зверя, а также кота, собаки, лисицы, слона, волка.

Бегемот: описание в «Молоте ведьм», 1486 г., Г. Крамер

Описания де Ланкра – ещё не всё. Что же говорит нам средневековая демонология? Бегемот в известном трактате и настольной книге для любого инквизитора, «Молоте ведьм», – животное демонической природы, дающее людям «звериные наклонности». Он нападает на человека за счет использования обольщения сладострастия, ощущаемого в зоне чресл и пупа. Он способен провоцировать плотские желания и принимать женский образ, чтобы вводить в соблазн встретившихся ему неосторожных путников.


Миниатюра французского апокалипсиса, XV век

Кроме этого, одна занимательная иллюстрация, созданная в XV веке, представляет человеку современности новую пищу для размышлений. На ней Бегемот выглядит как оседлавшее самого Левиафана существо с дополнительным лицом на груди. Подобное представление может быть отнесено к легенде о происхождении этого существа, согласно которой его потомками является раса, некогда обитавшая в Индии. Её представители не имели головы на плечах, но имели её в центре груди.

Охота на крокодила и гиппопотама
Питер Пауль Рубенс, 1616. Пинакотека, Мюнхен
В период с 1615 по 1621 года Рубенс, желая создавать картины полные динамики, стремительной силы, азарта и обезоруживающей реальности, нелишённые при этом доли вымысла и творческой фантазии, увлёкся изображениями сцен охот. И Рубенс, и его заказчики, люди эпохи барокко, любили броскую экзотику, только-только открытую на африканском континенте. Не смотря на то, что живописец никогда не бывал в Азии и Африке и не видел в естественных условиях ни экзотических зверей (он мог наблюдать их разве что в частных зверинцах знатных вельмож или, в случае бегемота и крокодила, в виде чучел), ни как на них охотятся, Рубенс, в отличие от собратьев по ремеслу, осторожно изображавших диковинных зверей в статичных позах, первым из европейских художников довольно реалистично написал их в динамике, в яростных схватках с людьми. У Рубенса было много заказов, и клиенты прощали ему то, что скорости ради вместе с мэтром над картинами, как правило, работали ученики. Работа Рубенса столь эмоциональна – крупный передний план, энергия, динамика, всё это делало зрителя невольным участником процесса охоты и это не могло не нравиться человеку, которого в подавляющем большинстве окружали картины на религиозные и мифологические сюжеты, спокойные, бытовые сцены и парадные портреты. По мнению искусствоведа Татьяны Каптеревой, Рубенс, разрабатывая тему охоты, создал новый жанр фламандской живописи, сразу ставший очень популярным. Однажды герцог Максимилиан I, курфюрст Баварии, заказал художнику четыре полотна на тему охоты, самое необычное и самое известное из них - «Охота на крокодила и гиппопотама». Работы украсили летнюю резиденцию князей Виттельсбахов.
  1. Гиппопотам. Со времен Древнего Рима этот зверь снова попал в Европу живьем только в конце XVII века. Рубенс мог делать наброски с чучел гиппопотама. Одно из них хранилось во дворце герцога мантуанского Винченцо I Гонзага — покровителя художника. Этот «артефакт» династия Гонзага «унаследовала» вместе с собранием других диковин от свергнутых ими предыдущих хозяев Мантуи — Бонакольси. Новые владельцы коллекции усадили верхом на чучело набальзамированный труп последнего из врагов и в таком виде хранили во дворце с XIV века. Другое чучело бегемота, которое мог видеть и зарисовывать Рубенс, выставлялось на обозрение публики в 1601 году в Риме. На картине Рубенса гиппопотам явно меньше реальных размеров (вес взрослых особей — 2,5–4 тонны). Тем не менее это, похоже, первое реалистичное изображение бегемота в западноевропейской живописи.
  2. Крокодил. Чучела этих животных художник видел в той же коллекции диковин мантуанского герцога и в разных городах Европы. В те времена чучелу крокодила приписывали способность отвращать зло, их вешали под потолок даже в церквях. На полотне Рубенса — представитель вида Crocodylus niloticus (крокодил нильский).
  3. Схватка. На картине сразу два противостояния: не только охотников с дикими зверями, но и животных между собой. Гиппопотама и крокодила изображали враждующими еще в Античности, а в XVI–XVII веках этот сюжет растиражировали натуралисты. По сути это и есть схватка Бегемота и Левиафана.
  4. Река. Это Нил, с которым у Рубенса ассоциировались крокодил и гиппопотам.
  5. Охота. С эпохи Древнего Египта и до Нового времени на гиппопотама охотились с помощью гарпунов, как правило, с лодки. Художник, плохо представлявший себе нильские болотистые заросли, изобразил самый эффектный и привычный вид охоты — конную, с участием гончих, с копьем, дротиком, мечом и луком (в начале XVII века их даже в Европе еще не вытеснили ружья).
  6. Охотники. Охотничий отряд состоит из трех человек в костюмах ориентализирующего стиля на арабских лошадях, которые охотятся с копьем и мечом, и двух слуг, одетых в грубо сделанные повязки, один из которых убит зверями.
  7. Одежда. Костюм арабов, жителей Египта, находящегося под властью Османской империи, показан у Рубенса довольно условно. Едва прикрывающие тело одежды двух героев напоминают, скорее, древнегреческие эксомиды, а третьему к его отороченному мехом богатому турецкому кафтану с застежками явно не хватает шаровар.
  8. Пальмы. В европейском искусстве это растение — символ победы: в Древнем Риме пальмовыми венками награждали гладиаторов-победителей, а ветви использовали в триумфальных церемониях, так что, вероятно, исход кровавой охоты на картине Рубенса предопределен в пользу людей.
В ходе Наполеоновских войн все четыре картины были увезены в Париж, и только «Охота на гиппопотама» в 1815 году вернулась в Баварию. В наши дни она находится в Старой пинакотеке в Мюнхене.

Обложка нот весьма популярной «Польки гиппопотама»
Нью-Йорк, начало 1850-х
В следующий раз живой бегемот появился в Европе только в середине XIX века! Он был подарком Лондонскому зоопарку от египетского владыки. «Его Валяющееся Неуклюжество» почему-то не вызвало у англичан ни священных, ни ужасных чувств. Над ним больше смеялись. Бегемот стал героем сатирического журнала «Панч», а в магазинах распродавались ноты «Гиппопотамьей польки», на обложках которых девушка танцевала с одетым в смокинг толстокожим.

Цирковой бегемот, 1924 г.
Малышка гуляет по Брюсселю
Фото: Анатолий Фереферов, 1958 год
(5) Владимир Григорьевич Дуров, представитель третьего поколения
легендарной династии дрессировщиков, взволнован:
«Во время прогулок Малышки по улицам бельгийских городов
нервничал в основном я.
Бегемот останавливался в самых неподходящих местах
(зачастую на трамвайных линиях), чтобы выбрать
наиболее интересный, по его мнению, маршрут».
Выгул бегемотов в Московском зоопарке. СССР, 1950-е.
Упоминание в литературе

Бегемот как персонаж упоминался не только Булгаковым.
  • Политический философ XVII века Томас Гоббс в своей книге «Бегемот», написанной в 1668 году, назвал долгий парламент «Бегемотом».
  • Бегемот также появляется в эпической поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» (англ. Paradise Lost), впервые изданной в 1667 г. (Книга VII):
<…>scarce from his mould
Behemoth, biggest born of earth, upheaved
His vastness;<…>
<…> ambiguous between sea and land,
The River-horse and scaly Crocodile
       <…> бегемот,
Крупнейшая из тварей земнородных,
Из вязкой формы глиняной с трудом
Освобождает непомерный груз
Своих телес огромных; <…>
<…> гиппопотам
И крокодил чешуйчатый возникли,
Колеблясь между сушей и водой
  • Бегемот упоминается в «Временах года» (Лето, 1727 г.; законченный цикл стихотворений появился в 1730 г.) шотландского поэта Джеймса Томсона: «<…> вот, в плетеной броне / Бегемот поднимает голову <…>».
  • В письме к своей сестре Мариане ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель Джебран Халиль Джебран (1883-1931) сказал ей, что его здоровье «так же хорошо, как бахамут», который, как считается, происходит от библейского «Бегемота».
  • Немецкий эмигрант Франц Леопольд Нойманн назвал свою книгу о национал-социализме "Бегемот: структура и практика национал-социализма" (1941 г.),что позволило ему после того как руководство института социальных исследований под руководством М.Хоркхаймера (где он работал сначала в качестве администратора и юридического консультанта, а затем научным сотрудником) заявило о необходимости сокращения вакансий устроиться на работу в Отдел стратегических служб (разведывательная служба США, впоследствии ЦРУ).
  • Роберт Шекли «Битва» (1954): Бегемот — один из демонов, участвующих в последней эсхатологической битве («Астарот выкрикнул приказ, и Бегемот тяжело двинулся в атаку…»).
  • Джеймс Крюс. «Тим Талер, или Проданный смех» (1962): «Он говорил о Вельзевуле, властителе ада, о демонах Форказе, Астароте и Бегемоте, о ведьмах и о чёрной магии, о знаменитом волшебнике докторе Фаусте, у которого одно время был слугой известный чёрт Мефистофель». Имя Бегемот также в романе носит директор Грандицци, один из приближённых барона Треча (Астарота). В 1981 году по мотивам сказки вышел советский двухсерийный музыкальный телефильм «Проданный смех».
  • Мишель Турнье. «Лесной царь» (1970): «Однако он хотел знать, кто такой Бегемот и почему Эфраим присвоил ему это странное имя. — Я назвал тебя так из-за твоей силы, Конь Израиля, — ответил Эфраим. — Однажды Господь отвечал Иову из бури и сказал так: Вот Бегемот, которого я создал, как и тебя…».
  • Роберт Силверберг «Базилиус» (1983): Бегемот — один из падших ангелов, воссозданных на компьютере («Они являются вместе: омерзительный Бегемот, дух хаоса и тьмы, и с ним — Левиафан, огромное чудовище морских пучин…»).
  • «Бегемот» также упоминается в опере «Никсон в Китае» Джона Адамса на либретто Элис Гудмен. В начале первого акта хор несколько раз поет: «Люди теперь герои, Бегемот тянет крестьянский плуг». (Мировая премьера состоялась 22 октября 1987 года в Театральном центре Уортхэма (Гранд Опера) в Хьюстоне.)
  • Ник Перумов. «Война Мага» (2002): (В форме «бехимот»): «Дружина Дона на тяжелых бехимотах, одетых в пластинчатую костяную броню, медленно и неторопливо сотрёт с лица земли всё поселение…»
  • Демон Бегемот упоминается как генерал дивизии Бегемот в манге Beelzebub (яп. べるぜバブ Бэрудзэбабу, Вельзевул), созданной и нарисованной Рюхэем Тамурой, и выпускаемой в журнале Weekly Shonen Jump издательства Shueisha, начиная с 13-го выпуска 2009 г.
«Осадный Бегемот» Джейсона Энгла
Жизнь Бегемота в компьютерных играх

Есть ещё одна область, где это создание и легенды о нём проявили себя.
  • The Old City: Leviathan: один из вымышленных созданий главного героя.
  • Command &amp; Conquer 3: Kane's Wrath: самоходная (в буквальнейшем смысле) артиллерийская установка фракции GDI, потомок Джаггернаута. Увеличена дальнобойность и добавлен бункер для пехоты, однако количество стволов уменьшено с четырех до трех.
  • Бегемот в том или ином виде участвует в ряде известных игр Fallout: в третьей части он представляет собой самый большой и сложный для прохождения вид супермутанта (Supermutant Behemoth), а в части Fallout Tactics он – уже сильнейший вид боевого робота - Behemoth.
  • Серия Final Fantasy: Монстр Behemoth встречается во многих частях, наряду с более сильным аналогом King Behemoth.
  • Бегемоты встречаются и в мире Героев Меча и Магии (Heroes of Might and Magic). Так в III части Чудища (Behemoth, в некоторых неофициальных переводах называются «бегемотами») входят в состав гарнизона Твердыни (город Варваров), обладая уникальным свойством снижать защиту атакуемого отряда. В IV части Чудища (Behemoth) являются одним из вариантов существ четвёртого уровня города «Крепость». В виртуальном мире Might and Magic VII: For Blood and Honor Бегемот является сразу аж в 3 ипостасях: здесь есть молодые чудища (Young Behemoths), обычные (behemoths) и древние (ancient behemoths); все они – виды монстров, порожденные Инкубатором Бездны.
  • Вселенная MechWarrior (серия компьютерных игр): один из новых боевых роботов (Stone Rhino (Behemoth)), появившихся во второй части игры в MechWarrior 2: Ghost Bear’s Legacy.
  • Вселенная Warhammer 40,000: один из главных флотов Тиранидов называется «Behemoth». Tyranids of Hive Fleet Behemoth ищет все, что может съесть в буфете.
  • Messiah: Behemoth — искусственно созданный солдат, раза в два больше среднего мужчины. У него крайне рельефные и объёмные мышцы и крайне малый интеллект. В игре встречаются четыре вида этих существ: Behemoth, Chot Behemoth, Bouncer, Armored Behemoth.
  • Master of Magic: Одно из магических существ стихии Природы
  • В игровой вселенной Castlevania Бегемот является в образе гигантского быка крайне страшного вида: его задние конечности и часть туловища отсутствуют, изгибающийся позвоночник торчит, а передвигается он на передних ногах, волоча тело по земле. Поистине ужасающее зрелище. Преследует героя в Rondo of Blood, затем появляется в виде призываемой нежити, в ремейке так же является боссом. Аналогично появился в Portrait of Ruin, где сначала преследует, а после выступает в качестве босса. В Castlevania 64 и Legacy of Darkness является боссом-нежитью и имеет задние ноги. Скелет Бегемота также встречается как часть интерьера уровней в Symphony of the Night и Harmony of Dissonance.
  • Age of Mythology: The Titans: является одним из мифических существ доступных за цивилизацию Атлантов, относится к типу осадных юнитов, эти существа способны к регенерации.
  • Серия игр Dominions: мертвое безжизненное существо в образе разлагающегося слона, может быть призвано после изучения школы Enchantment 4-го уровня.
  • Одонтотиран нападает на Александра Македонского
  • Titan Quest: Immortal Throne: в Темнице Душ дворца Аида в клетках находятся существа вида Одонтотиран - бегемот.
  • Одонтотиран (греч. Όδοντοτύραννος) - мифическое существо, которое жило на реке Ганг, Индия. Чудовище известно тем, что якобы напало на Александра Македонского и его войско. Согласно латинским «Письмам от Александра», существо имело черную, похожую на лошадиную, голову с тремя рогами, которые торчали из его лба, а своими размерами превышало размеры слона. Не боясь огня, чудовище убило 26 македонцев и 52 искалечило, прежде чем его проткнули охотничьими копьями. Местные индейцы называли чудовище «зубным тираном». В «Деянии Александра Македонского» (IV в.) Флавия Полемия сказано, что понадобилось 300 человек, чтобы извлечь существо из реки. В повести «Александрия», где создание называют машкелат, чудовище расправилось с 26 македонцами, но также понадобилось 300 человек, чтобы его извлечь. В армянской версии рассказа, где существо называют «однорогим чудовищем», для этой работы уже понадобилось 1500 человек. В эфиопской версия рассказа чудовище имеет размеры слона и даже бивни. Когда с существа содрали шкуру, то в желудке македонцы нашли скорпионов и огромную рыбу размером с быка. В произведениях Палладия Еленопоського (V в.) и Георгия Амартола (IX в.) существо изображалось плотоядной амфибией, которая могла проглотить слона.
  • The Bard’s Tale (2004): одно из вызываемых существ. Вблизи пышет огнём, периодически разгоняется и врезается во врагов, вызывая взрыв.
  • Dragon Age: Inquisition: Behemoth, в переводе Чудовище - вид красных храмовников, переживших чудовищную трансформацию из-за употребления красного лириума. Предстает в виде огромного двуногого существа, почти полностью покрытого кристаллами красного лириума, что значительно усложняет борьбу с ним.
  • Constantine: The Video Game Behemoth является одним из боссов

Всё это – лишь малая часть того, как предания о данной библейской, а для Средневековья – самой настоящей демонической сущности в настоящее время используются в современной культуре. Сегодня существует даже польская группа под названием Behemoth (которая в самом начале своей деятельности называлась Bafomet - в Средние века проклятую дьяволицу «Бафомет» называли супругой проклятого сатаны), участники которой исполняют музыку в стиле метал. Кстати, выглядят они не менее демонически, чем существо, вдохновившее их на название коллектива: бледная кожа контрастирует с длинными черными одеждами. Верующие от группы в шоке и требуют запретить, причем не только в России, но даже и в демократической, хотя и излишне верующей Польше.


Считается, что Бегемот символизирует животное начало в человеке. Булгаковский же кот Бегемот имеет еще и человекоподобный облик, а иногда и вовсе оборачивается человеком – этакий кот-оборотень. Считается, что первым очеловечил кота Шарль Перро в знаменитой сказке "Кот в сапогах". Позднее Э.Т.А. Гофман (один из любимейших писателей Булгакова) сочинил "Житейские воззрения кота Мурра". По утверждению литературоведа Мариэтты Чудаковой, именно от него член свиты мессира унаследовал «своё забавное самодовольство». Но ближе всех к "бегемотовской" теме подступил русский писатель XIX в. Антоний Погорельский, автор сказки "Чёрная курица". В 1825 году была опубликована его фантастическая повесть "Лафертовская маковница". У старухи-ведьмы жили черный кот и девушка-сирота. Этот черный кот был непременным участником магических ритуалов ведьмы. Девушка Маша не сразу поняла, в какой вертеп она угодила: "Бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела на нем зеленый мундирный сюртук; а на месте прежней круглой котовой головки показалось ей человеческое лицо…" Дальше – больше: кот превращается в "мужчину небольшого росту" с хитрым взглядом и вкрадчивым поведением, он представляется девушке чиновником Мурлыкиным и, по наущению ведьмы, даже сватается к ней. Но в самый ответственный момент слышится лай собаки, и Мурлыкин совсем по-кошачьи пускается наутек…

худ. Александр Ботвинов
В конце романа Бегемот предстаёт перед читателем в облике печального пажа, обречённого на вечные скитания со своим господином. Б. М. Соколов указывает на возможную аллюзию на «легенду о жестоком рыцаре» из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова» (1928). Литературовед А. Барков высказал предположение, что «прототипом юного рыцаря-пажа в облике кота Бегемота» был профессиональный пианист Николай Буренин, он же член вооружённого подполья РСДРП(б) «Герман». В финале Бегемот, как и другие представители потусторонних сил, исчезает перед восходом солнца в горном провале пустынной местности перед садом, где уготован вечный приют Мастеру и Маргарите — «праведным и избранным».

Братья-близнецы Алексей и Антон Твороговы на выставке ART.WHO.ART, 2015
Тяга к неопознанному и пугающему все еще живет в сознании человека, а значит, в будущем нас ждут новые трансформации Бегемота.

Рисунок на доме - пивбар Бегемот пива попить приглашает народ. Казань, РФ

Комментариев нет :

Отправить комментарий