воскресенье, 18 ноября 2018 г.

18 ноября. День рождения Микки Мауса


90 лет назад Уолт Дисней не мог и представить того, что наивный и рассеянный антропоморфный мышонок, которого зовут Микки (англ. Mickey Mouse «Мышонок Микки»), станет не просто знаменитым и обожаемым, не только одни из символов The Walt Disney Company, но и будет олицетворять собой всю мультипликацию и американскую поп-культуру вообще, станет символом детства и будет украшать своими ушками самый крупный в мире конгломерат индустрии развлечений. Но самым интересным является то, что за долгое время и практически повсеместное упоминание, Микки не надоедат нам. Может, это и правда необъяснимая магия Мауса? Так или иначе, но маэстро Дисней подарил нам нечто волшебное и вечное, сказку в лице маленькой мышки, за что ему несказанно благодарен весь мир! Как говорил сам Дисней: «С девушками мне всегда было скучно. Я люблю Микки Мауса больше, чем любую из женщин, с которой был знаком»; «Иногда я пытаюсь понять, почему Микки популярен во всем мире. Насколько мне известно, никто не в состоянии сравнится с Микки Маусом. Он очень милый, он никому не причиняет вреда, не по своей вине терпит неудачи, но всегда находит возможность добиться успеха, сохраняя улыбку на лице. На протяжении всей своей жизни он верен одной девушке. Микки нравится всем, потому что он прост и человечен». Более того, не будь столь ошеломительного успеха у Микки-Мауса, режиссер бы, вероятно, не рискнул создать первый в мире полнометражный, цветной, звуковой анимационный фильм «Белоснежка и семь гномов», что стало революцией в мире кинематографа...

«Пароходик Вилли», 1928
Данные о дне рождения мышонка не вполне однозначны. Официальным днём рождения Микки считается 18 ноября 1928 г. Именно в этот день вышел полнометражный мультфильм «Пароходик Вилли», в котором фигурирует мышонок. Однако, впервые кинозрители познакомились с Микки ещё 15 мая 1928 г., когда вышел небольшой немой мультфильм «Безумный самолёт». Впрочем, мнения биографов Диснея относительно точного срока создания Микки Мауса расходятся. Выдвигаются различные даты с конца января по 21 мая 1928, когда Уолт Дисней подал заявку на регистрацию соответствующего товарного знака.


История Микки Мауса очень насыщена, особенно первые её десятилетия. Его появление в конце двадцатых годов совпало с появлением множества технических нововведений в кинематографе. Само рождение персонажа связано с рядом обстоятельств.

Кролик Освальд в своём втором мультфильме
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: возможно, мир так бы и не узнал Микки Мауса, если бы Уолт Дисней из-за недостаточной осмотрительности не потерял права на своего персонажа Удачливого кролика Освальда (англ. Oswald the Lucky Rabbit), также известного просто как кролик Освальд, созданного Айверксом в начале 1927 г. Произведения с ним создавались маленькой анимационной студией Disney Brothers Studio, которую Уолт Дисней создал вместе с братом Роем, переехав в 1923 г. в Лос-Анджелес, и распространялись компанией «Universal Pictures». Поначалу Дисней принялся снимать трюковые фильмы, в котором мультипликация сочеталась с игровым кино, о приключениях маленькой девочки Алисы по мотивам историй Льюиса Кэррола. В 1927 году, однако, интерес к "Стране чудес" стал пропадать, и дистрибуторы порекомендовали Диснею придумать что-нибудь новое. Так появился безусловный хит — «Удачливый кролик Освальд». Освальд внешне очень напоминает старого Микки-Мауса, только уши длиннее, хвост пушистый, да лапы без ботинок. Менее чем за год студия Диснея выпустила 22 мультфильма о приключениях Освальд, кролика получил известность и стал приносить доход. В феврале 1928 г. Уолт обратился к Минтцу с просьбой об увеличении финансирования. Однако компания «Universal Pictures» не только сократила расходы на производство предусмотренных по контракту работ, но и переманила большую часть художников и аниматоров. Кроме того, права на персонаж, согласно в спешке подписанному невнимательнопрочтенного контракта, принадлежали компании Universal Pictures, и она могла отказаться от услуг Диснея, что послужило важным аргументом в переговорах. Впрочем, говорят, что Диснею великодушно предложили пониженное жалованье — в таком случае он сохранил бы работу — но мультипликатор отказался.

Кстати, сходство героев заметно невооруженным глазом.
Расстроенный Дисней решил начать всё с нуля. Совместно с несколькими преданными сотрудниками, в число которых входили Аб Айверкс и Лес Кларк, он начал в тайне от остальных работать над новым персонажем, в то время как (уже не его) команда продолжала работу над мультфильмами про Кролика Освальда.

Уолт Дисней и Аб Айверс, соавтор Микки Мауса
В одном интервью Айверкс рассказывал, что долго экспериментировал с другими видами — лягушонком, котёнком и щенком. Но все были отвергнуты Уолтом. Майкл Бэрриер отсылает читателя к воспоминанием Лилиан Дисней, согласно которым, после некоторых раздумий Дисней, который по легенде очень боялся мышей, счёл мышонка привлекательным персонажем. Бэрриер упоминает, что несколько лет спустя Дисней заявил, что выбор мышонка был обусловлен тем, что студия «Laugh-O-Gram» в Канзас-сити, на которой он работал в начале 1920-х, была буквально наводнена этими грызунами, как и мультфильмы тех времён, и он решил попробовать приручить одного. В итоге они сделали уши покороче, туловище — шарообразней, и превратили кролика в мышь.


По другой версии, первым Микки нарисовал Уолт Дисней (впрочем, достаточно часто в биографиях Микки указывается, что он – плод совместного творчества Диснея и Айверкса). Дисней всегда с удовольствием рассказывал, что на создание Микки-Мауса его вдохновил самый настоящий мышонок. Мультипликатор как-то засиделся за полночь, делая наброски для мультфильмов. Вдруг в ночной тишине он отчетливо услышал, как в мусорной корзинке для бумаг копошатся мыши. Дисней смог поймать и посадить в клетку одного из непрошеных посетителей. Клетка стояла на рабочем столе, и пока художник работал, он частенько поглядывал на забавного мышонка. Со временем зверек перестал бояться людей, и Дисней научил его разным трюкам. Они настолько подружились, что когда пришло время переезжать из Канзаса в Голливуд, сказочник собирался взять нового друга с собой. Но жене Диснея Лилиан (впрочем, тогда она еще женой не была, они знакомились только в "Disney Studio", где она работала в художественном отделе и в секретариате) не понравилась перспектива иметь обычную серую мышь в качестве домашнего животного, и мышку пришлось отдать в хорошие руки. По пути в Лос-Анджелес (по другим данным, дело было уже в феврале 1928 г., когда Дисней возвращался из Нью-Йорка, куда его вызывал Минц для того самого неприятного разговора) в поезде Дисней сделал первые наброски нового мультипликационного героя. И хотя Лилиан не была в восторге от живого прототипа, симпатичный анимированный мышонок поразил ее своей простотой и непосредственностью.

Микки Мауса вдохновил Чарли Чаплин
В процессе разработки движений Микки Мауса, мультипликаторы брали пример со звёзд немого кино того времени. Одной из таких звёзд был Чарли Чаплин. И если вы повнимательней присмотритесь к раннему Микки, то заметите его сходство с образом Бродяги из одноимённого фильма. Пластика Микки Мауса – движения, походка – заимствована у короля комедии Чарли Чаплина. Walt Disney признается: «Вдохновением для создания Микки-Мауса был звезда немого кино Чарли Чаплин. Мы хотели придумать кого-то привлекательного, и появилась мышь, которая будет иметь что-то общее с Чаплином». Такую идею подсказала Уолту Диснею его жена Лиллиан.


Имя же для Микки Мауса придумала супруга Уолта Диснея Лиллиан. Известно, что Лилиан работала над созданием фильма "Plane Crazy"; куда более известна, однако, другая её "работа" – по слухам, именно она придумала имя самому популярному из творений её мужа, Микки Маусу. Во время поездки в Калифорнию Уолт показал жене набросок мыши и сказал, что собирается назвать нового персонажа "Мортимер Маус". Лилиан сказала, что это звучит слишком пафосно и предложила назвать мышонка более скромным и веселым именем "Микки" (или Майкл Теодор Маус, если бы ему пришлось представляться официально).

Иронично, что, согласно одному из самых известных мифов о Микки-Маусе (множество источников как подтверждают, так и опровергают эти данные), его имя якобы использовалось старшими офицерами союзных войск в качестве пароля во время Второй мировой войны.


Впрочем, согласившись с супругой, Дисней впоследствии ввел и Мортимера Мауса - врага Микки Мауса, пытается встречаться с его подружкой Минни, известной так же как Минерва Маус, у которой также была сестра по имени Мэнди Маус. Первое появление в Mr. Slicker and the Egg Robbers (1930) под именем Mr. Slicker, и первое появление на экране Mickey's Rival (1936) под именем Mortimer Mouse. Кроме того, Мортимер Маус — дядя Минни Маус из комикса Mickey Mouse in Death Valley.

Oswald the Lucky Rabbit - Hungry Hobos
С тех пор мышонок Микки начал свое торжественное шествие по планете. Что касается Удачливого кролика Освальда, то удача отвернулась от него и его забыли: по загадочному стечению обстоятельств он потерялся ещё до Второй мировой войны и с тех пор считался безвозвратно утерянным. В 2016 г. его нашли в киноархиве Хантли, расположенном в британском графстве Херефордшир, вернее, первый мультфильм, в котором был кролик Освальд, «Hungry Hobos starring Oswald the Lucky Rabbit» («Голодные бродяги и кролик Освальд»), снятый в 1928 году. Каким образом потерянный мультфильм оказался в Великобритании остается загадкой. Даже старейшие из работников Хантли не могут дать по этому поводу никаких разъяснений. В ноябре 2015 года в Великобритании в Национальном архиве Британского института кино один из сотрудников просматривал в архиве онлайн-каталог фильмов, и обнаружил другой утерянный мультфильм о кролике Освальде — шестиминутный «Sleigh Bells» («Бубенчики»).

Фото: Asahi Shimbun
Еще один из самых первых мультфильмов Уолта Диснея о кролике Освальде «Neck & Neck» (можно перевести как «Ноздря в ноздрю») так же случайно был обнаружен, но уже в Японии. Двухминутный анимационный фильм (по утверждению специалистов это была версия для домашних кинопроекторов, оригинальная же версия занимала пять минут), который продавали под названием «Mickey Manga Spide (Mickey Cartoon Speedy)», то есть «Мультфильм о быстром Микки», был куплен 84-летним специалистом по истории мультфильмов Ясуси Ватанабе на распродаже в Осаке, когда тот был подростком, за 500 йен (по нынешнему курсу - менее 5 долларов), и пролежал в его коллекции 70 лет, прежде чем он узнал истинную ценность пленки. Значимость пленки владелец понял, лишь прочитав книгу "Удачливый кролик Освальд: поиск утерянных мультфильмов Диснея" (2017 г.) режиссера Дэйва Боссерта. Кстати, в Японии в честь нового года 2013-2014 сняли короткометражку, как он поднимается в горы, случайно попадает в дом Ортензии (через трубу) вместе с ёлочными игрушками, а когда приходит Ортензия удивляется и целует его в щеку.


В библиотеке города Му-и-Рана на севере Норвегии в 2014 г. нашли копию мультфильма Уолта Диснея под названием "Пустые носки" 1927 г. с участием кролика Освальда - самый первый мультфильм Диснея о Рождестве.

Epic Mickey 2: The Power of Two
Кролик Освальд встречается также в играх Epic Mickey: Power Of Illusion, Epic Mickey 2: The Power of Two и Epic Mickey 3: The Tip Of Destruction

Уолт хорошо запомнил свою первую неудачу и с тех пор всегда внимательно следил за соблюдением авторских прав на все работы. К слову, в 2006 году Дисней-таки выкупил права на Освальда, за исключением мультфильмов Винклера и Уолтера Ланца с Освальдом в главной роли, права на которые принадлежат Universal.

Титры мультфильма «Безумный самолёт»

Но вернемся к Мышонку. Часто первое появление Микки Мауса на экране связывают с мультфильмом «Пароходик Вилли». В действительности же впервые Микки Маус появился на экране 15 мая 1928 г. в мультфильме «Безумный самолёт» (Plane Crazy), созданном под впечатлением от подвига американского лётчика Чарльза Линдберга (ставшего первым человеком, перелетевшим Атлантический океан в одиночку: 20—21 мая 1927 года по маршруту Нью-Йорк — Париж). Кстати, портрет летчика с подписью «Lindy» вдохновляет и героя Диснея — глядя на него Микки решает построить самолет. Однако мультфильм не очень запомнился зрителям, кроме того, здесь персонаж имел некоторые отличия в сравнении с поздними версиями, а также более сложный характер. В этой серии наш герой не такой уж "белый и пушистый". Он пытался вынудить Минни поцеловать его, даже хотел напугать её, чтобы уловить момент. В итоге, когда ему почти удалось сделать это, Минни даёт ему пощёчину и выпрыгивает из самолёта, используя шаровары в качестве парашюта. Хорошо, что в его поведении спустя годы всё же был прогресс. Режиссёрами мультфильма выступили Уолт Дисней и Аб Айверкс. Последний также являлся главным аниматором картины, потратив на её производство 6 недель (при сотрудничестве ассистентов Хью Хармана и Рудольфа Айзинга). Первоначально мультфильм вышел без звука и под названием «Микки Маус в безумном самолёте» (англ. Mickey Mouse In Plane Crazy), но в декабре того же года композитор Карл Столинг добавил к нему саундтрек, а уже в 1930 г. Уолт Дисней лицензировал картину под усечённым названием.


«Безумный самолёт» не получил успеха. Однако, несмотря на неудачу, Уолт 29 июля 1928 г. выпустил новый мультфильм про Микки Мауса - «Галопом на страусе» (The Gallopin' Gaucho) - первый мультфильм, в котором появляется главный антогонист и враг Микки Мауса - кот Чёрный Пит. На первые два мультфильма о мышонке было потрачено 2,5 тыс.долларов (в переводе на сегодняшний день, около 40 тыс.дол.) - немалая сумма по тем временам. Проблемы привели к тому, что Уолт стал искать дистрибьютора. Частично сложности были обусловлены сходством с его предыдущими работами. Дисней понял, что его мультфильмам нужна отличительная черта, которая позволила бы им выделиться среди работ конкурентов и предшественников.

Одна из первых афиш Микки Мауса
Датой рождения Микки Мауса считается 18 ноября 1928 года - день первого показа «Пароходика Вилли» (который часто называют первым звуковым, хотя самым первым в истории был один из эпизодов «Song Car-Tunes» Макса Фляйшера, представленный в 1924 году, по крайней мере, это самый ранний из сохранившихся звуковых мультфильмов) в «Colony Theater» в Нью-Йорке. Мультфильм был создан по мотивам фильма Бастера Китона «Steamboat Bill Jr.» («Пароход-Билл, младший»), также вышедшего в 1928 году. После успеха Дисней доработал первые фильмы, добавив в них звуковую дорожку. В 1994 году историк анимации Джерри Бек составил список 50 величайших мультфильмов, в котором «Пароходик Вилли» занимает 13 место. В романе Стивена Кинга «Зелёная миля» важную роль играет мышонок, поселившийся в блоке смертников. Надзиратели сначала прозвали его Пароход Уилли (позже один из заключённых дал ему другую кличку, мистер Джинглес) в честь героя мультфильма: «В те дни большинство людей называли так знаменитого мышонка, теперь известного всем как Микки Маус. А всё из-за первого говорящего мультфильма, где он закатывал глаза, крутил бёдрами и дергал за веревку клапана подачи пара в гудок в рубке парохода». Микки-Маус стал чуть ли не национальной звездой уже к концу года, выпуская продукцию с собственным изображением и постоянно появляясь перед полнометражными картинами в кинотеатрах. Доходило даже до того, что киноманы спрашивали в кассах, будет ли предшествовать фильму именно мультик про Микки, и брали два билета на одну и ту же картину подряд, чтобы еще раз посмотреть на мышонка перед начальными титрами. Почему он пришелся по сердцу такому огромному числу людей, современному искушенному зрителю понять сложно. Скорее всего, добродушный, неунывающий, стоящий на стороне добра (детская аудитория к тому обязывала), наивный и романтичный в душе мышонок, чьи движения повторяли стиль всеми обожаемого Чарли Чаплина, оказался тем, чего американская публика жаждала на закате «ревущих двадцатых», когда из-за горизонта уже надвигалась Великая депрессия.

Графическое нововведение: белые перчатки:
«Меня постоянно спрашивают, почему мы всегда носим белые перчатки»
До выхода мультфильма «The Opry House» (28 марта 1929 г.), Микки Маус не носил свой характерный атрибут - белые перчатки. Но, начиная с этого мультфильма, в котором Микки предстаёт в роли пианиста, он почти всегда появлялся в них.


Предполагается, что перчатки позволили выделить руки на фоне тела в чёрно-белых мультфильмах (первый цветной мультфильм с участием Микки Мауса — «The Band Concert» — вышел в 1935 году). Три чёрные линии на тыльной стороне перчатки — складки, характерные для детских перчаток того времени.


В 1929 г. Микки Маус примерил на себя несколько профессий.


В мультфильме «The Barn Dance» («Сельские танцы»), вышедшем 14 марта 1929, Минни отвергает ухаживания Микки Мауса, предпочтя ему Чёрного пита. В этом мультфильме Чёрный Пит изображён в несвойственной ему роли джентльмена, а Микки Маус выступает не как главный герой, а как молодой и не очень удачливый ухажёр. Страдания от неразделённой любви выдают чувствительную и ранимую часть характера Микки. Некоторые критики усмотрели в этом мультфильме попытку усилить сочувствие зрителей по отношению к герою. К слову, в 1995 году была выпущена цветная версия этого мульфильма.


В мультфильме The Barnyard Battle, вышедшем 25 апреля 1929 года, Микки Маус играет роль молодого солдата в войне армией котов и армией мышей, пытающихся защитить свои дома и фермы. Его подразделение выступает против отряда Чёрного Пита. Несмотря на то, что эпизод является вымышленным, стороны носят узнаваемые элементы. Кошки носят островерхие шлемы — характерные немецкие каски первой мировой, в то время как мыши поют гимн Конфедерации времён Гражданской войны. В 1929 году в Америке воспоминания об этих событиях были ещё живы.


Впервые Микки, который до этого только насвистывал, смеялся и напевал, заговорил в мультфильме «The Karnival Kid» («Продавец с ярмарки»), вышедшем 23 мая 1929 года. Создателям фильма впервые удалось достаточно синхронизировать картинку и звук для возможности персонажу говорить в кадре. Причём, мышонок ещё не говорит ставшим впоследствии знаменитым фальцетом, у него достаточно низкий голос. Первыми словами Микки, как истинного американца, стали «Хот-доги! Хот-доги!». Их произнес композитор и аранжировщик Карл Сталлинг, но затем Уолт Дисней сам озвучивал Микки и Минни Маусов вплоть до 1947 года.


Один из последних короткометражных мультфильмов про Микки Мауса Jungle Rhythm вышел 15 ноября 1929 г. В нём Микки оказывается где-то в Африке на сафари. В начале мультфильма Микки Маус едет на слоне и вскоре оказывается между разъярённым львом и медведем. Пытаясь успокоить животных, Микки начинает играть музыку, под которую различные звери танцуют.


Не во во всех мультиках Микки оставался антропоморфным персонажем. В мультике «Alice rattled by rats» (1929), ремейке короткометражки студии «Комедии Алисы», Микки и Микки были в роли обычных мышей, которые убегали от зловредного кота, уже появлявшегося ранее в «The Opry House» под именем Том, из-за чего его можно перепутать с котом Томом из мультсериала «Том и Джерри», созданного в 1940 году Уильямом Ханной. Кот, которого зовут Нипп (Kat Nipp), сторожащий особняк, отправляется на охоту, а мыши, пользуясь его отсутствием, проникают в дом. Минни и Микки, представлены здесь как простые мыши (они оказываются размером с обычных мышей, в то время как в предыдущих и последующий мультфильмах их рост сравним с человеческим (и сами они более антропоморфны)), пытаются устроить из этого праздник.


«Концерт для сироток», 1934 г.
Если Минни сопровождает нашего героя с самого его появления на свет, то остальная компания подтягивается постепенно. В «Пароходике» у Микки впервые появляется не только голос, но и первый антагонист — огромный черный кот Пит. Хотя создал этого героя Дисней еще в 1925 году, именно в «Пероходике Вилли» Пит приобрел привычный нам облик — до этого он был медведем. В 1930-м в The Chain Gang у Микки впервые появляется верный пес — позже он получит имя Плуто. Спустя два года в Mickey´s Revue мышонок обзаводится другом, который в 1934 году в «Концерте для сироток» получит имя Гуффи. В том же фильме рядом с Микки впервые появится и Дональд Дак.


Кроме того, впоследствии Микки обзавелся младшим братом Морти и агрессивно-озорными племянниками Майклом и Майло (по другим данным, Морти и Ферди, которых можно увидеть в серии «Паровой каток Микки»), детьми Амелии (или Амалия) Филдмаус (в мультфильмах не появлялась, ее можно увидеть лишь в комиксах) — сестры Микки..., а так же бабушками и дедушками, дюжиной кузенов и дядюшек, включая дядю Максвелла, кузена Диггера, дядю Луи.


Что касается Микки и Минни, то они женаты. Уолт никогда не уточнял статус отношений на экране. В одном из интервью в 1933 году он сказал: «В своей личной жизни Микки женился на Минни… Это сводится к тому, что Минни на экране – его главная леди». Правда, в некоторых сериях их отношения явно не тянут на супружество, скорее, на влюбленную парочку, на что компания говорит: «Когда необходимо, мы «расторгаем» их брак, но по сценарию и замыслу они муж и жена».


Зрители не видели их свадьбу, но, согласно идее Уолта Диснея, они поженились задолго до выхода на экран. «Вне жизни на экране Микки и Минни женаты. Многие задавали этот вопрос, иногда зрителю кажется, что они женаты, а иногда Микки ухаживает за Минни как будто они только недавно познакомились. Но на самом деле важно лишь то, что Минни его главная героиня. В зависимости от сюжета, Минни играет роль беззаботной девчушки или жены. Для себя мы давно решили, что они уже официально женаты».


В 1934 году на параде в честь дня благодарения в Нью-Йорке Микки дебютировал в виде двенадцатиметрового шара. Дисней заявил, что шар был раскрашен вручную и им управляли люди, одетые в костюмы Микки Мауса. Но это был не первый случай, когда герой мультфильма появился на публике в виде воздушного шара. Годом ранее на парад «прилетел» надувной кот Феликс.

Кадр из мультфильма «Концерт» (1935)
В 1930-х. Микки Маус начал терять популярность. По популярности его опередили Дональд Дак, Гуфи и — по некоторым опросам — Попай. Тогда (в 1935 г.) и был выпущен короткометражный мультфильм «Концерт» (англ. The Band Concert) — первый фильм о Микки Маусе, выполненный в трёхцветной технике «Техниколор» (Technicolor). Кстати, весь фильм Микки Маус щеголяет не в привычных красных шортах, а в нелепо огромном красно-зеленом кителе. Тем не менее, мультфильм занимает 3 место в списке 50 величайших мультфильмов, составленном в 1994 году историком анимации Джерри Беком.

В 30-е годы было снято 87 мультфильмов в главной роли с Микки Маусом, что очень много для одного персонажа. Фантазия Уолта была неиссякаема: Микки успел побывать пожарным, дирижером, детективом, торговцем и даже сказочным героем, спасающим принцессу от людоеда. И в 1932 Дисней получил заслуженную награду — свой первый «Оскар» за мультфильм «Ландышевая симфония» из серии «Забавные симфонии» с Микки Маусом и его друзьями — Дональдом Даком, Гуффи, собакой Плуто и подружкой Минни Маус.

Дирижёр Леопольд Стоковский
А в 1940 году свет увидела «Фантазия» (англ. Fantasia) Уолта Диснея — классический полнометражный музыкальный мультипликационный фильм, состоящий из девяти номеров, музыка для которых исполнялась Филадельфийским оркестром под руководством Леопольда Стоковски.

История создания этой картины началась в начале 1937 года, когда Дисней решил задействовать Микки Мауса в «статусном фильме, дерзком в художественном плане», основанном на балладе Гёте «Ученик чародея» и одноимённой музыке Поля Дюка. Дисней надеялся, что концепция привлечёт больше внимания подрастающего поколения, аудитории, «не имевшей представления о том, какой профанацией могла обернуться попытка проиллюстрировать музыку», к классической музыке: «Фильм привлечёт внимание многих людей, которые раньше проходили мимо такого рода вещей». 31 июля 1937 года Уолт Дисней получил письмо от своего брат Роя Оливера, который занимался получением прав на адаптацию произведения, с потверждением согласия на адаптацию. Приобретя права на использование музыки, он решил пригласить известного дирижёра для комментария. Сначала выбор пал на Артуро Тосканини, но затем на одной из голливудских вечеринок Уолт Дисней познакомился с дирижёром Леопольдом Стоковски и рассказал ему о проекте. (Считается, что встреча произошла в известном голливудском ресторане Chasen’s, где мультипликатор предложил дирижировать бесплатно.) Стоковский принял предложение принять участие в озвучке мультфильма, попутно предложив идею фильма, в котором бы иллюстрировались различные темы из классической музыки, которую Дисней и принял. Было также вынесено предложение использовать гнома Простачка из «Белоснежки и Семи гномов», но Дисней настоял на Микки Маусе. Краткое описание сюжета было роздано каждому из 700 работников студии, которым было предложено вносить свои замечания. В ноябре 1937 г. Стоковский прислал пробные записи пьесы Дюка, которые позволили изготовить первую версию фильма. Увлекшись идеей смешать классическую музыку с анимацией, Стоковски принял приглашение дирижировать оркестром для записи фонограммы Ученика чародея, но в процессе работы появился более смелый замысел — серия «анимированных интерпретаций музыкальных тем».

Вечером 9 января 1938 года более 100 музыкантов собрались на студии Калвера в Калифорнии для записи «Ученика Чародея». Прорисовка для короткометражки началась 21 января, аниматор Фред Мур немного изменил внешний вид Микки, добавив ему зрачки для большей выразительности. Когда расходы на проект перевалили за 125 000 долларов, Диснею стало ясно, что если фильм будет короткометражным, то он не сможет списать большую часть расходов с налогов. Он принял идею Стоковского включить Ученика Чародея в «группу отдельных номеров, невзирая на их хронометраж и представить одним блоком», и таким образом расширить мультфильм до полнометражного проекта, первым названием которого стал просто «(Мульт)фильм-концерт». Стоковский обозначал проект словом «фантазия», которое и закрепилось в качестве официального. Уолт Дисней обратился за помощью в разработке замысла к композитору, музыкальному критику и радиоведущему Димсу Тейлору, который согласился выступить техническим советником и читать текст во вступлениях для каждого сегмента программы, сыграв роль церемониймейстера в начале фильма и между эпизодами.

Дисней, Стоковский, Тейлор и работники студии встретились, и три недели в сентябре 1939 года обсуждали музыкальные отрывки для «Фантазии». Идеи, высказываемые во время обсуждений, дословно записывались стенографистами, после чего каждый участник получал копию перед следующим обсуждением. Как только музыка для фильма была выбрана, все прослушали записи музыкальных произведений. Предложение Тейлора включить в программу «Весну священную» было принято Диснеем, который потребовал от отрывка «что-нибудь на доисторическую тему… с доисторическими животными».

«Фантазия», стиль которой тяготеет к абстракционизму и авангарду, стала воплощением новой концепции «(эволюционного) кино-музыкального спектакля». Авторы рассматривали возможность показа в концертных залах, а не в кинотеатрах. В мультфильме была впервые применена система стереофониии Fantasound («Фантасаунд»); в подготовке комплекса обработки звука использовался аудиоосциллятор HP200A.

Пре-продакшн начался в конце лета 1938 года, о чём свидетельствует упоминание Майкла Бэрриера о сомнениях Диснея относительно одного эпизода. В сентябре 1938 года Стоковский, Дисней и другие члены команды начали прослушивать множество музыкальных произведений и решать, что включать в фильм, и определять основные темы фильма. Бэрриер упоминает множество произведений, из которых большая часть могла рассматриваться как последователи Silly Symphonies, короткометражек без постоянных героев. В октябре Дисней дал понять, что не хочет создавать просто компиляцию разнородных сцен. Фильм-концерт должен быть единым, в частности, образовательной стороной переходов между эпизодами.

Мультфильм завоевал две премии «Оскар» (1942), премию Национального совета кинокритиков США (1940) и другие награды:
  • 1940 — Специальный приз от кинокритиков Нью-Йорка;
  • 1942 — Две премии «Оскар»: Уолту Диснею, Вильяму E. Гэрити и Дж. Хокинзу (RCA Manufacturing Company) «за исключительный вклад в продвижение звука в кинематографе» и Леопольду Стоковски и его коллегам «за уникальную роль в создании новой формы наглядной музыки в произведении Уолта Диснея „Фантазия“ и расширении значения кинематографа как средства развлечения и искусства»;
  • 1990 — включение в Национальный реестр фильмов.
Сендак Морис

Американский художник и детский писатель-гей Морис Сендак решил стать художником-иллюстратором, посмотрев «Фантазию» в возрасте 12 лет. В 2009 году состоялась премьера фильма по сказке Сендака «Там, где живут чудовища».


В 1969 г., эпизод «Пастораль» подвергся некоторым изменениям, в частности из сцен были вырезаны 2 персонажа, продвигающих негативные расовые стереотипы в США; это были 2 чернокожих кентавра, которые по сравнению с остальными, «белыми» кентаврами, показаны выражено маленькими, убогими, с пародийной внешностью. Они чистили белым кентаврам копыта, или расчёсывали хвост, следуя по пятам. Последний раз старая версия показывалась по телевидению в 1963 г.

1 ноября 1991 г. в США видеокомпаниями «Walt Disney Classics» и «Walt Disney Home Video» фильм был выпущен впервые в системе стереозвука Dolby Stereo на VHS в Hi-Fi и Laserdisc в системе NTSC. В 1999 году был выпущен мультфильм «Фантазия-2000» с применением современных технологий, также включивший в себя классический сюжет «Ученик чародея». 14 ноября 2000 года состоялась 60-летнее юбилейное издание мультфильма на VHS и DVD лицензией Disney DVD в системе цифрового звука Dolby Digital 5.1.


«Час симфонии» (англ. Symphony Hour) — короткометражный мультфильм, созданный Уолтом Диснеем и выпущенный RKO Pictures в 1942 году. Леонард Малтин назвал этот мультфильм «версией „The Band Concert“ Спайка Джонса». После этого мультфильма Микки Маус в течение 5 лет не имел ни одной главной роли (он появляется лишь как второстепенный персонаж в двух мультфильмах о Плуто, выпущенных в эти годы). Этот мультфильм также был последним появлением Кларабель, Горация Хорсколара и Клары Клак в анимации вплоть до 1983 года (Mickey's Christmas Carol).

«Весёлые и беззаботные», или «Весёлые фантазии» (англ. Fun and Fancy Free) — мультипликационный полнометражный фильм студии Уолта Диснея, выпущенный в кинотеатры 27 сентября 1947 компанией RKO Radio Pictures. Это был один из «пакетных фильмов» (полнометражных сборников, состоящих из короткометражных сегментов), созданных студией в 1940-х. «Весёлые и беззаботные» является девятым классическим мультфильмом студии Walt Disney Productions, и последним мультфильмом, озвученным лично Уолтом Диснеем. Сначала Уолт Дисней лично озвучивал Микки Мауса, но из-за хронического кашля и хрипов вследствие курения (по другим данным, из-за большой занятости над работой с другими проектами: к середине 1930-х его студия производила по 12 мультфильмов о Микки ежегодно, не говоря уже о полном метре) был вынужден прекратить озвучку. Тогда компания поручила эту работу Джимми Макдональду.

Уэйн Оллвайн и Русси Тейлор
С 1977 по 2009 Микки Мауса озвучивал Уэйн Оллвайн, который, к слову, в 1991 году женился на Русси Тейлор, озвучивавшей Минни Маус, и прожил с ней до 2009 года — до самой своей смерти. Пара не афишировала отношения. «Мы сохранили это в секрете. Мы не хотели, чтобы нашу пару ассоциировали с Микки и Минни, ведь мы Уэйн и Русси. Это было лучшее время. Мы много смеялись и пели. В нашем доме всегда звучала музыка», — говорила Тейлор. Вот такая история любви. Сейчас озвучкой занимаются Брет Ивэн и Крис Диамантополос.


В качестве отдельного сегмента «Микки и бобовый стебель» был показан на ТВ в 1963 году, как часть антологии Уолта Диснея. В него был добавлен новый вступительный сегмент; повествование вместо Эдгара Бергена вёл Людвиг фон Дрейк (озвучен Полом Фрисом). Другая версия «Микки и бобового стебля» со Стерлингом Холлоуэем в качестве рассказчика, была использована в качестве самостоятельной короткометражки для телевизионного шоу «Доброе утро, Микки!». Этот сегмент также вошёл в «Donald Duck's 50th Birthday».


В 40-х годах ХХ века самый известный в мире мультгерой раз и навсегда претерпел окончательные изменения. В мультфильме «Маленький ураган», он в последний раз выступил в своих фирменных шортиках с двумя белыми пуговицами и у него пропал хвост. С тех пор мышонок уже существовал без своей "пятой конечности".

«Простые вещи»
Последним детищем Уолта Диснея с участием Микки Мауса стала короткометражка «Простые вещи». Он нарисовал ее в 1953 году. Затем у него уже было слишком много работы для Микки. Он так и не вернулся к своему любимому персонажу до самой смерти в 1966 году. В редакционной статье, опубликованной в качестве некролога на смерть Уолта Диснея (1965 год), газета The New York Times написала: «Дисней подарил нам и миру дружелюбного и обаятельного мышонка Микки. В историю он войдет как отец Микки Мауса», а британский карикатурист Дэвид Лоу назвал создателя Микки Мауса «наиболее важной фигурой в изобразительном искусстве после Леонардо да Винчи». С тех пор на несколько десятилетий Микки Маус стал героем развлекательных телепрограмм, а впоследствии - и компьютерных игр.


Так, в 1981 году корпорация Disney совместно с компанией Nintendo выпустила электронную игру, в которой Микки Маус ловил падающие куриные яйца. В 1986 году в СССР аналогичная игра была выпущена под названием «Ну, погоди!», где яйца ловил Волк.


В 60-80-е годы Микки практически исчез с экранов. Попытки вернуть Микки на экран, не слишком, впрочем, успешные, возобновились только через два десятилетия после смерти Уолта Диснея. В 1983 году Микки появился на экране в короткометражном мультфильме «Рождественская история Микки» (англ. Mickey’s Christmas Carol), созданном по мотивам повести Ч. Диккенса «Скряга Скрудж». В мультфильме участвовали многие Диснеевские персонажи, такие как Микки Маус, Пит, Скрудж МакДак и другие. Мультфильм был номинирован на премию «Оскар» за лучший анимационный короткометражный фильм в 1984 году, но уступил «Воскресенью в Нью-Йорке». Это была первая номинация на короткометражный мультфильм с участием Микки Мауса после 1948 года (мультфильм «Микки и тюлень»).


В 1988 году компаниями «Touchstone Pictures» и «Amblin Entertainment» комедийный художественный фильм «Кто подставил кролика Роджера», в котором скомбинирована рисованная мультипликация и игра живых актёров. Фильм примечателен и тем, что в нем впервые появляются на экране одновременно персонажи от нескольких анимационных студий, таких как «Walt Disney Company», «Universal Pictures», «MGM», «Republic Pictures», «Turner Entertainment», «Warner Bros». Так, впервые встретились в кадре Багз Банни и Микки Маус - настоящие звёзды мультипликационных студий, которые они представляют. Чтобы избежать споров и конкуренции, было оговорено, что оба персонажа получат одинаковое количество эфирного времени и реплик, именно поэтому они часто появляются в кадре вместе. Такое же условие было обозначено для Дональда и Даффи Даков.


В том же 1988 году, в честь 60-ого дня рождения Микки получил место в Смитсоновском институте. Walt Disney Studios пожертвовала шесть оригинальных анимационных рисунков из «Парохода Вилли» в Национальный музей американской истории.


«Принц и нищий» — короткометражный мультипликационный фильм, снятый студией «Walt Disney Pictures» по мотивам произведения американского писателя Марка Твена «Принц и нищий», с участием Микки Мауса и других классических диснеевских персонажей. Этот фильм — последняя работа студии Дисней с применением метода ксерографии, и последняя крупная роль Микки-Мауса в кино. Премьера мультфильма состоялась совместно с полнометражным мультипликационным фильмом «Спасатели в Австралии» 16 ноября 1990 года. После «Закона об информации» фильм получил рейтинг 0+ (для любой зрительской аудитории).

Естественно, о том, что Микки-Маус фактически ушел на пенсию в 1953 году, официально не сообщалось. Это могло сильно навредить бизнесу, которым Микки начал заниматься еще до войны. Без отрыва от съемок он организовал журнал Mickey Mouse Magazine, который выходит до сих пор. Был у него и собственный фан-клуб. Клуб Микки-Мауса, основанный студией в 1929 году, имел отделения во всех штатах США и приносил огромные доходы -- кинотеатры по всей стране были готовы платить студии за право открыть отделение клуба. Кроме того, члены клуба платили взносы и, разумеется, по специальной клубной цене покупали самые новые книги, значки и сувениры с портретом Микки-Мауса. Микки-Маус был обязательным участником всех мероприятий студии Уолта Диснея. Несколько раз он даже принимал участие в оскаровской церемонии, а в 1988 году вручал приз киноакадемии актеру Тому Селлику.


В 2004 году впервые Микки Маус и его друзья стали трехмерными — в часовом фильме для самых маленьких “Микки: И снова под Рождество”. Известная студия компьютерной графики и анимации Blur Studio дала популярному мультгерою вторую жизнь. Впервые Микки Маус и его друзья стали трехмерными. Сорокаминутный фильм Mickey's Twice Upon a Christmas показал, что эра Микки Мауса еще не закончена и что для него есть место и в современном мире, где мультфильмы рисуют не на бумаге, а делают средствами компьютерной графики. Мультфильм состоит из нескольких коротких историй на тему этого зимнего праздника и является продолжением Микки: Сказочное Рождество 1999 г.


В 2013 г. The Walt Disney Company решила обратиться к классическому наследию и вернула на экраны традиционный образ мышонка. В цикле короткометражек снова «двухмерный» Микки предстал в нарочито «винтажном» образе. Как и первая картина в серии, «Триумфальный круассан», все ленты посвящены омическим приключениям Микки и друзей в разных городах мира.

Изменения в законе об авторских правах,
которых умудрились добиться сотрудники компании Disney
Как известно, The Walt Disney Company борется за непрекращение охраны авторских прав на образ Микки Мауса. Однако, закон о защите авторских прав был принят в США задолго до появления Микки Мауса. Первый из таких законодательных актов был принят в 1790 году и предусматривал сохранение авторских прав на срок до 28 лет (14 лет плюс дополнительные 14 в случае, если автор творения не умер). В 1831 году этот срок был продлен до 42 лет, а в 1909 — до 56 лет. Согласно этому закону, авторские права Уолта Диснея на Микки Мауса, появившегося на экранах в 1928 году, прекращались в 1984 году. С приближением этой даты сотрудники компании Disney начали заметно нервничать. На тот момент Микки Маус приносил руководству миллиарды долларов дохода в год. Потеря авторских прав на персонажа стала бы серьезным финансовым крахом. Поэтому они в тайне ото всех начали писать обращения в Конгресс с просьбой о пересмотре действующего законодательства. Попытки Диснея, а также старания других международных корпораций с истекающими сроками защиты авторских прав, казались безнадежными. В 1976 году (за 8 лет до истечения срока защиты авторских прав Микки Мауса) Конгресс решил привести закон о защите авторских прав в США к европейскому образцу. Согласно новым правилам срок защиты авторских прав продлевался до 75 лет. Все работы, созданные до 1922 года в один миг стали достоянием общественности, а творения, созданные после 1922 года (включая Микки Мауса) могли не беспокоиться об авторских правах: срок действия защиты об авторских правах на Микки Мауса действовал до 2003 года.


В середине 1990-х годов компания Дисней опять почувствовала нависшую над ней угрозу. В 2003 году истекал срок защиты авторских прав Микки Мауса, в 2005 — Плуто, в 2007 — Гуфи, а в 2009 — Дональда Дака. Вся эта «банда» знаменитых персонажей стоила миллиарды долларов, поэтому Дисней опять начал писать обращения в Конгресс. Поначалу лоббисты требовали себе вечной монополии. Но оказалось, что бесконечный срок копирайта противоречит американской Конституции. Председатель MPAA (Motion Picture Association of America — картель кино-видеоиздательских фирм) Джек Валенти по этому поводу сказал, что в таком случае срок копирайта должен составлять вечность минус один день. В 1997 году был издан «Закон о продлении срока охраны авторских прав». Теперь авторские права сохранялись вплоть до 95 лет. Кстати, одним из активнейших сторонников данного законопроекта был Сонни Боно: первый муж певицы Шер, когда-то бывший музыкантом — он немного не дожил до принятия закона и поэтому акт назвали в его честь — Sonny Bono Copyright Term Extension Act.
диаграмма расхода средств компании Disney на обращения
в Конгресс с целью изменения законодательства о защите авторских прав
По некоторым данным, Комитет политических действий в компании Disney потратил $149 612 на многочисленные кампании по продвижению вышеуказанного закона. «Обращения в Конгресс — это наше личное дело», — заявил пресс-секретарь компании Disney в своем интервью с CNN. — «Мы не хотим это обсуждать». Законопроекты о защите авторских прав без проблем были одобрены Сенатом и Палатой Представителей без единого публичного слушания, без согласования и общественной огласки. 27 октября 1998 года срок защиты авторских прав на Микки Мауса был продлен еще на 20 лет (до 2023 года). Закон о продлении срока охраны авторских прав (англ. Copyright Term Extension Act) 1998 года иногда называют «Законом об охране Микки Мауса» (англ. Mickey Mouse Protection Act). Сенатор Хэнк Браун был единственным конгрессменом, кто высказался против вышеупомянутых законов: «Компания Disney обращалась в Конгресс в течение 20 лет с единственной целью — уберечь свои доходы», — позднее заявлял сенатор. — «Я считаю все эти действия грубым нарушением закона, ведь не было не единого человека, который защищал бы интересы общественности в этой ситуации».

Молчаливые протесты
Очевидное влияние компании Disney на законодательные органы подвергли жестокой критике. В это время сам Уолт Дисней подавлял любые поводы, которые могли привести публику в ярость.

страница из комикса Дэна О’Нила: «Весь мир считает меня очаровательным. Тогда почему Минни отказывается спать со мной? И Дейзи тоже? Почему меня никто не хочет?»

В 1971 году группа американских карикатуристов, возглавляемая художником-аниматором Дэном О’Ниллом и называвшая себя Air Pirates («Воздушные пираты»), издала два выпуска комиксов, представлявших собой пошлые пародии на Микки Мауса и ряд других персонажей мультфильмов студии The Walt Disney Company. В этих историях О’Нилл изобразил Микки и Минни, занимающихся сексом, употребляющих и сбывающих наркотики. «Когда я был маленьким, Микки Мауса использовали, чтобы внушить детям, что все будет хорошо», — рассказывал позднее один из сообщников О’Нила. — «Однако весь этот псевдо-счастливый мир — всего лишь подделка. «Воздушные пираты» созданы для того, чтобы продемонстрировать зрителям, что Микки не всегда побеждает». Однако Микки все же выиграл. Дисней подал в суд на О’Нила и получил от него компенсацию в размере $200 000 за нарушение закона об авторских правах. В 1979 году, спустя всего несколько лет после продления срока защиты авторских прав Микки Мауса, О’Нил сформировал «Освободительное движение мышки Микки» (Mouse Liberation Front). Он нанял несколько художников-мультипликаторов, которые были огорчены законом о продлении защиты авторских прав, и стал рассылать в издательства комиксов пошлые изображения Микки Мауса. Дисней пригрозил «освободителям» очередным судебным разбирательством, и О’Нил отказался от своей затеи. Спустя несколько лет, во времена принятия очередного закона об авторских правах от 1998 года, интернет-издатель Эрик Элдред решил изменить ситуацию с продлением авторства. Элдред обратился в Конгресс с заявлением о том, что новые законы противоречат Конституции (там сказано, что авторское право должно иметь ограниченный срок). В 2003 году его обращение дошло до Верховного суда. Но несмотря на широкую общественную поддержку, суд отклонил эту жалобу. Судья заявил, что в Конституции четко прописано, что авторские права созданы для того, чтобы способствовать развитию науки и искусства. Эти строки не являются препятствием для изменения закона и увеличения сроков защиты авторских прав.

Следует ли «освободить» Микки Мауса?
Сегодня, Конгресс с легкостью снова может изменить закон об авторских правах (ведь срок защиты прав Диснея истекает в 2023 году). Но стоит ли делать это? Пойдет ли это на благо обществу или станет служить лишь защите частных интересов? У сторонников продления срока защиты авторских прав есть три главных аргумента в пользу этого:
  1. Авторские работы являются важным источником дохода не только для владельцев авторских прав, но и для США в целом.
  2. Длительный срок защиты авторских прав способствует появлению новых произведений искусства.
  3. Продолжительность жизни увеличилась, с тех пор как был принят первый закон о защите авторских прав, соответственно в настоящее время срок охраны авторства должен быть увеличен.
«Все эти аргументы являются в корне неверными до тех пор, пока не подкреплены статистическими данными», — сообщил по телефону специалист по авторским правам Деннис Каржала. — «Продление срока защиты авторских прав служит лишь личным интересам компаний. И кроме того, это наносит ущерб интересам общественности».

Компания Disney продолжает усердно бороться за изменение закона об авторских правах. Но в то же время множество их собственных фильмов — «Алиса в Стране Чудес», «Король Лев», «Алладин», «Красавица и Чудовище» — созданы по мотивам других произведений, опубликованных ранее. Disney сумел извлечь выгоду из произведений, авторские права которых истекли за сроком давности. При этом, руководство не заплатило ни копейки.

В конечном счете, все это не имеет значения. Даже если срок действия защиты авторских прав Микки Мауса закончится в 2023 году, у компании Disney есть 19 торговых марок, связанных с именем этого известного персонажа (от телевизионных шоу до тематических парков и видеоигр). Данный факт поможет защитить его от использования широкой публикой.

В то время как закон о защите авторских прав охраняет произведение искусства от использования третьими лицами, торговая марка защищает слова, фразы и символы, используемые для идентификации источника этого продукта или услуги.


Согласно прецеденту 1979 года, торговая марка защищает персонажа до тех пор, пока он имеет так называемое «вторичное значение». Это означает, что персонаж неразрывно связан с создавшей его компанией: каждый раз когда человек видит его, он идентифицирует его с брендом. Адвокат по делам, связанным с авторскими правами Стефан Карлайл заявляет: «Disney сделал Микки Мауса невероятно знаменитым, поэтому он стал исключительным символом всей компании. Нет никаких сомнений в том, что любой, кто увидит Микки Мауса (или даже просто его силуэт), сразу подумает о компании Disney».

Foto: EPA-AFI
Впрочем, в 2002 г. в австрийском селе Мальта (федеральная земля Каринтия) на фасаде местной церкви обнаружена написанная более 7 веков назад фреска с изображением Святого Христофора, рядом с которым нарисован настоящий Микки-Маус. Об этом сообщил директор туристического объединения района долины реки Мальта Зигги Нойшитцер. Изображение Микки-Мауса полностью совпадает с известной фигурой Уолта Диснея, начавшей покорять мир в 1928 году. По словам искусствоведа Эдуарда Малькнехта, "на фреске в Мальте фигуру Святого Христофора окружают рыбы, медузы, морские коньки и... Микки-Мауса, который, видимо, должен изображать бобра или ласку". Как считает Малькнехт, "это сходство настолько поразительно, что концерн Уолта Диснея после рассмотрения вопроса может потерять авторские права на своего Микки-Мауса". Однако бургомистр Мальты настроен более дружелюбно: "Может быть, Голливуд станет нашим "городом-побратимом", а Арнольд Шварценеггер, когда станет губернатором Калифорнии, сможет приехать посетить мальтийского Микки-Мауса". Поскольку серьезной научно-искусствоведческой экспертизы находки еще никто не произвел и официального, подписанного авторитетными экспертами заключения не существует, можно предположить, что изображение Микки Мауса представляет собой не творение рук средневекового художника, а куда более поздний слой. Также ничего не сообщается о том, почему фрески в Церкви Мальты были обнаружены только сейчас. История средневековья, в том числе художественной росписи в стиле фресок, сохранила достаточно много изображений животных, как в виде фрагментов стен, так и в виде изображений "бестиариев" - рисунков настоящих и мифических животных в средневековых книгах. Однако ничего, что вызывало бы прямые или косвенные ассоциации с диснеевским Микки Маусом, исследователи до сих пор не обнаруживали. Не исключено, что цель мистификации вполне прозаична и служит к привлечению туристов, гораздо более охотно осматривающих места, связанные с Микки Маусом, нежели с историей средневекового духовного аскетизма.


Кроме того, Микки Маус периодически подвергается запретам и цензуре. Так в 1936 году мультфильмы с его участием были запрещены к показу в нацистской Германии. Историк Герхард Вайнберг (Gerhard Weinberg) в книге «Германия, Гитлер и Вторая мировая война» (Germany, Hitler, and World War II: Essays in Modern German and World History) приводит три возможные причины борьбы нацистов с Микки: во-первых, Диснея считали евреем (что не соответствовало действительности) и, следовательно, создателем «дегенеративного искусства»; во-вторых, Гитлер был возмущен мультфильмом, в котором Микки Маус был одет в форму прусского офицера; в-третьих, пропаганда Третьего рейха называла евреев «крысами», и появление Микки могло негативно повлиять на взгляды «истинных арийцев». В немецкой газете в середине 1930-х появилась статья, где Микки назвали «самым жалким идеалом из когда-либо существовавших». «Здоровые чувства говорят каждому независимому молодому человеку и добропорядочной девушке, что грязного, покрытого нечистотами грызуна, самого ужасного переносчика бактерий в животном царстве нельзя идеализировать… Долой еврейское огрубление людей! Долой Микки-Мауса! Носите свастику!» При этом, сам Гитлер, впервые увидевший Микки в начале 1937 г., с удовольствием смотрел эти мультфильмы (мультики с Микки ему дарил на Рождество министр пропаганды Геббельс), они также сохраняли популярность в Третьем рейхе. Более того, по личному распоряжению Гитлера в Германии была создана национальная мультипликационная студия Deutsche Zeichenfilm, начавшая производство собственных фильмов по образцу и подобию диснеевских. Правда, в отличие от Диснея, никогда не выносившего свой антисемитизм на экраны, основной продукцией Deutsche Zeichenfilm были фильмы, в которых злодеев легко было узнать по карикатурным семитским чертам. Еще одно отличие состояло в том, что немецкие картины были немыми: антисемитские мультфильмы "в стиле Микки-Мауса" должны были быть понятны не только в Германии, но и на оккупированных территориях, причем без перевода. По схожим причинам Микки Мауса запрещали в фашистской Италии (в 1938 году), в Румынии (1935 год, поскольку гигантская мышь могла испугать зрителей) и в ГДР (как символ американского империализма). В последние годы против Микки Мауса периодически выступают исламские проповедники, как и Гитлер, возмущенные тем, что грызун предстает в образе положительного героя. Кстати, по иронии судьбы, вопрос «Who is Mickey Mouse?» в ходе Второй мировой войны помогал выявлять немецких шпионов.


В августе 2011 года в городе Таруса Калужской области районный суд признал экстремистским материалом работу из серии «Путешествия Микки Мауса по истории искусства» Александра Савко, который изобразил Иисуса с головой Микки Мауса, а в 2012 году работа была внесена в Федеральный список экстремистских материалов (п. 1271).


В одном известном сатирическом журнале Mad была пародия на Микки Мауса — Микки Родент (Mickey Rodent), то есть грызун Микки. От якобы автора Уолта Диззи (Walt Dizzy), что отсылка на Уолта Диснея которого иногда звали Диззи.

В честь своего юбилея (50 лет) Микки в 1978 году получил звезду на голливудской «Аллее славы», став первым мультипликационным персонажем, получившем ее.
Как бы там ни было, сегодня Микки Маус, который в повседневной жизни носит красные штанишки с желтыми ботинками, является самым узнаваемым персонажем среди детей по всему миру, опережая даже все вариации Санта-Клауса: среди детей в возрасте от 3 до 11 лет его узнают 98%. В 1930 году появился «Клуб Микки-Мауса» — фан-клуб для детей, который сумел собрать более 1 миллиона членов менее чем за 2 года.


В США его чаще всего вписывают в графу на выборах, когда хотят проявить протест против реальных кандидатур, впрочем, на пятки ему уже наступает друг Дональд Дак. К 1987 году ситуация достигла таких абсурдных масштабов, что штат Джорджия законодательно запретил голосовать за Микки. Впрочем, в 2008 году на президентских выборах в США была предпринята попытка выставить в качестве кандидата Микки Мауса. Оргкомитет предлагал избирателям, которым не нравятся оба главных кандидата, вписать в избирательные бюллетени имя Микки – согласно закону, это волеизъявление должно быть учтено. Впрочем, результаты этой акции оказались разочаровывающими: зв мышонка проголосовало всего лишь 5% избирателей.


В 2006 году группа американских культурологов опубликовала книгу «101 наиболее влиятельная личность, которой никогда не существовало» (The 101 Most Influential People Who Never Lived). В это число, наряду с Дон Кихотом, Шерлоком Холмсом, Ромео и Джульеттой, Прометеем, Тарзаном и Икаром, попал Микки Маус.

Нил Гейблер (Neal Gabler), автор книги «Уолт Дисней: триумф американского воображения» (Walt Disney: The Triumph of the American Imagination), утверждает, что Микки Маус приобрел невиданную популярность из-за того, что он проявляет лучшие качества характера, который принято считать «американским». Гейблер, в частности, отмечает, что Микки – убежденный индивидуалист, он отличается от других и предпочитает действовать независимо. Он всегда действует свободно, постоянно стремится к максимальному самовыражению, но не создает проблем для других и не нарушает закон. Микки Маус не чурается самой тяжелой и грязной работы, он трудится с полной самоотдачей. Его поведение совершенно не меняется, когда Микки пребывает на вершине успеха. Он всегда способен преуспеть и никогда не утрачивает оптимизма и позитивного взгляда на мир. При этом Микки Маус преследует высокие и благородные цели, он стремится действовать так, чтобы это пошло на пользу обществу.

Однако у любой медали всегда есть оборотная сторона. Малоизвестно, что Микки Маус был не особо любим сценаристами и режиссерами, которые создавали фильмы с его участием. Леонард Малтин и Джерри Бек (Leonard Maltin, Jerry Beck), авторы книги «О мышах и волшебстве: история американской мультипликации» (Of Mice and Magic: A History of American Animated Cartoons), отмечают, что Микки Маус страдает одним существенным недостатком – отсутствием явных недостатков. К примеру, другой популярный персонаж мультиков Диснея – утенок Дональд Дак (по легенде, «списанный» с одного из высокопоставленных чиновников администрации Франклина Рузвельта) – обладает намного более ярким характером: он ворчливый, склочный, сердитый и, благодаря этому, «под него» легче сочинять истории. Как правило, «характерные» персонажи мультфильмов приобретают большую популярность, чем персонажи «нейтральные». Однако в случае с Микки произошло необъяснимое чудо: он безоговорочно затмевает и Дональда, и Гуфи, и Плуто…


В 2001 году (в честь 100-летия Уолта Диснея) была изготовлена фигурка Микки Мауса высотой в 61 сантиметр из чистого золота. Теперь это не только самый дорогой экспонат компании Дисней, но и самая большая золотая статуэтка во всем мире. Весит она 45 килограмм. Удивительно, но по данным журнала «Форбс» Микки Маус стал одним из самых богатых персонажей. Он занял лидирующее место в списке рядом с нефтяными магнатами, королями и самыми удачливыми бизнесменами. В год этот грызун смог заработать шесть миллиардов долларов.

С 1955 года он живет в парке «Диснейлэнд».
Микки – главный герой знаменитого Диснейленда. Когда Уолту Диснею пришла идея о создании парка развлечений, он планировал назвать его «Деревня Микки Мауса». К счастью, нашлись те, кто придумал более благозвучное название — Диснейлэнд. Кстати, шоу Микки Мауса "Клуб Микки Мауса", в котором принимали участие 24 одаренных переодетых мышонка, было создано специально для создания этого аттракциона. По задумке авторов все средства, заработанные благодаря этой телепередаче, должны были стать основой его строительства. Так и получилось. Шоу завоевало мировой успех, было награждено Золотым Глобусом и стало стартовой площадкой для многих будущих звезд музыки и кино, а Диснейленд стал самым знаменитым парком на планете. Этот парк стал воссозданием мечты огромного количества детей, он напоминает сказку. Здесь собраны самые невероятные аттракционы, и можно увидеть самых знаменитых персонажей диснеевских мультфильмов. Встречает гостей наш любимый Микки Маус. Он был главным действующим лицом на открытии тематических парков студии: Disneyland (его открыли еще в 1955 году), Disney World, а также Euro Disney в Париже и Disneyland в Токио. Все они считаются официальными резиденциями Микки-Мауса.


Дубайский сад в Абу-Даби ля Всемирного празднования 90-летия Микки построил гигантский топиарий Микки Мауса, почти 20 метров в высоту. Рекордный топиарий является крупнейшим в мире и содержит более 1000 растений и цветов.


Покупая микки-маусовские открытки, значки, видеокассеты и книги, потребители и не вспоминают о том, что их кумир уже многие десятилетия не снимается в кино. Одним своим существованием он продолжает приносить студии миллионы долларов. По данным компании, только в первом Disneyland с 1955 года было продано 13 млн пар ушей "как у Микки", и это не считая того, сколько их было продано в других парках компании или в обычных магазинах.

Впрочем, самый успешный товар Микки – часы. Знаковые часы Микки Мауса стали его самым главным символом. Оригинальные часы были изготовлены компанией Ingersoll-Waterbury в 1933 году и были проданы всего за $ 2,95.

Модельный лист из руководства для сотрудников. Есть вид головы с макушки.
Модельный лист 1938 года.
Кстати, в мультфильмах, как бы ни поворачивал голову Микки Маус, уши у него всегда оставались в одном положении — всегда смотрят вперед — это часть бренда. Вы никогда не увидите уши Микки «в профиль»: как бы не поворачивалась голова мышонка, его уши мы видим круглыми, эдакий вид спереди. Такой графический прием первым использовал художник Аб Айверкс.


Во многих мультфильмах компании Дисней имеет место феномен «скрытого Микки», когда неожиданно в кадре появляется тень головы мышонка или как-то предмет изображается в ее форме. Инженеры, строившие тематический парк Диснея, так же решили «поиграть» с фанатами в игру под названием «скрытый Микки». Любой, кто посещал парки, вероятно, заметил одно или два уха Микки вокруг парка. Знаменитый силуэт часто на виду – большой круг (голова) и два поменьше (уши).

Классический Микки Маус.
Лист для желающих научиться рисовать,
продававшийся в Диснейленде.
КАК НАРИСОВАТЬ МИККИ МАУСА
Сравнительные размеры Дональда, Микки, Плуто и Гуфи
Еще немного Микки Маусов:

Микки Маус - Ученик чародея
Микки Маус - Храбрый Портняжка
Классический Микки Маус
Одна баночка — и ты Микки-маус-мутант
Скульптура Александра Косолапова «Ленин, Христос и Микки-Маус»
впервые представлена на международной ярмарке современного искусства "Арт-Москва".
Бэнкси "Напалм" (Napalm, 2004)
  • В 1961 году Рой Лихтенштейн представил свою первую картину на основе комиксов — "Смотри, Микки" (Look Mickey). "Микки Маус — это больше, чем просто символ, это американская икона, бренд анти-арта", — говорил сам художник в интервью журналу Энди Уорхола Interview. Микки Маус и Дональд Дак "воплощают собой буквально все", уверял Лихтенштейн.
  • Микки Маус просто не мог остаться незамеченным культовым художником Энди Уорхолом. «Двойной Микки Маус» в стиле поп-арт стал именем нарицательным не только для студии Disney, но и для всей эпохи ХХ века.
  • В феврале 2014 года британский художник Дэмьен Херст перевел образ Микки Мауса на свой фирменный «точечный» язык. Знаменитый художник сократил основные формы персонажа до нескольких обычных точек.
  • В венгерско-немецко-канадском полнометражном анимационном фильме «Ловушка для кошек» летоисчисление ведется «от рождества Микки-Мауса», а главный персонаж данного фильма Ник Грабовский принял буддизм и объявил себя Микки-Маусом Тринадцатым.
  • Финальные кадры фильма «Цельнометаллическая оболочка» показывают отряд, марширующий по горящим руинам вьетнамского города, и поющий песню Клуба Микки Мауса: «Мы играем честно, работаем на совесть // И дружно мы живем // Микки Маус, Микки Маус // Мы держим высоко свое знамя // Мальчики и девочки, посетите нас // Микки Маус, Микки Маус».
  • В эпизоде ​​Кольцо мультсериала «Южный Парк» Микки Маус показан как злой и предприимчивый директор компании «Дисней» - он бьет подчиненных, принимает главных героев в заложники и угрожает им расправой, считая, что они направлены компанией Dreamworks с целью сорвать концерт Jonas Brothers.
  • Американский художник Дэн О'Нил в серии комиксов изобразил разнообразное половую жизнь Микки. Книга быстро стала библиографической редкостью.
  • К слову, Мик Джаггер, солист легендарной группы The Rolling Stones, как-то признался, что его назвали в честь диснеевского мышонка. Поскольку родился он щупленьким, а уши были чрезмерно большими.

Другой рок-музыкант и вовсе пострадал из-за Микки Мауса. В одном из своих выступлений Мэрлин Мэнсон загримировался под мышонка, правда, сделал он это, как всегда, в своем «ужасающем» стиле. За что компания Дисней подала на него в суд и выиграла. Мэнсон был вынужден заплатить большой штраф.


В 1985 году Диснеевские аниматоры и Джимини Крикет создали серию рисунков под название "Не похож на Микки, потому что...". Серия картинок получилась интересная и разошлась большим тиражом. Кстати, Джимини Крикет косвенно известен тем, что в 1929 году его учитель Ward Kimball нарисовал первый эротический мультфильм "Eveready Harton in Buried Treasure".

Ничто человеческое не чуждо даже нарисованной мышке

Впрочем, не всегда Микки был похож на себя. Так, в 1930 году Уолт Дисней попросил аниматоров нарисовать комикс, в котором Микки хочет покончить жизнь самоубийством. Издатели не возражали и комикс получился интересным и стал очень популярным в своё время. Микки решил, что Минни обманывает его и жизнь больше не имеет смысла. Он пытался совершить несколько попыток самоубийства, каждая из которых заканчивалась достаточно комично. Он хотел утопиться, но передумал, потому что вода была очень холодная. В попытке отравиться газом ему помешала белка, которая украла баллон, чтобы надуть воздушные шары. В итоге он решил повеситься на дереве, но животные из леса уговорили его сделать качели из верёвки. Хорошо, что эта грустная история всё-таки со счастливым концом.


А вот в серии от 1934 года, вечный враг Микки Пит, занимается перевозкой опиума, Тогда всё было вполне политкорректно.


В 1950 годах компания "Дженерал миллз" заказала серию комиксов про Микки Мауса в рамках PR-компании поо раскрутке препарата продавашегося под названием "Pep pills" (отсюда по видимому название "Peppo", но об этом ниже). В препарате содержалось вещество бензилпиперазин, которое по своему психостимулирующему воздействию аналогично амфетамину и вместе с ним же входит в список II наркотических веществ (как и кодеин, морфин, кокаин, бупренорфин и прочие несомненно полезные препараты).


В одной из серий Микки учит как снимать девочек.


Была также серия, где Микки встречает трансвестита. Раньше всё было проще.

Имя Микки Мауса давно вошло в массовый обиход. В Китае Микки Маус известен под именем «Ми Лао Шу» (Mi Lao Shu), в Японии – «Микки Мяусу» (Mikki Mausu), в Испании – «Эль Ратон Микки Маус» (Raton Mickey), в Индонезии – «Микки Микус», в Финляндии – «Микки Хири» (Mikki Hirri), во Франции – «Мишель Сорис» (Michel Souris), в Швеции – «Муссе Пигг» (Musse Pigg), а в Италии – «Тополино» (Topolino).
  • Еще в 1935 году Лига Наций (предтеча ООН) наградила Уолта Диснея специальной медалью в знак признания того, что Микки Маус стал «символом универсальной доброй воли».
  • Американские военнослужащие называют «миккимаусовской работой» показушную деятельность, не приносящую реальной пользы, а денежные сертификаты – «деньгами Микки Мауса».
  • Во время Второй мировой войны британская Королевская военно-морская патрульная служба Мики Маусом называла свои единицы.
  • Перед началом высадки союзников в Нормандии в 1944 году фраза «Микки Маус» была избрана в качестве опознавательного пароля.
  • В том же году знаменитый диверсант Третьего рейха Отто Скорцени готовил операцию по похищению сына диктатора Хорти, чтобы гарантировать дальнейшее участие Венгрии в войне. Операция носила название «Микки Маус».
  • В 1983 году премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер назвала Европарламент «Парламентом Микки Мауса», подразумевая этим отсутствие влияния еврозаконодателей на европейские дела. Вообще, в Великобритании имя знаменитой мыши может означать подделку.
  • Рональд Рейган называл экономику СССР «миккимаусовской экономикой», считая ее слабым местом советского режима. Влиятельная газета Chicago Tribune в 1988 году назвала «миккимаусовскими» реформы Михаила Горбачева.
  • Попугай Кеша носил майку с Микки Маусом
    во второй серии мультфильма «Возвращение блудного попугая» (1987).
  • В 1988 году, отмечая свое 60-летие, Микки Маус нанес первый официальный визит в Советский Союз, и даже станцевал с медведем Мишей на Красной площади. Любопытно, что одним из признаков потепления отношений между СССР и США был признан приезд в Москву делегации корпорации Disney (1989 год), которая привезла мультфильмы с Микки. К слову, в Советском Союзе долгое время встречалось написание Микки-Маус. Например, такое написание не раз было в журналах «Юный Техник» — в 7 номере за 1957 (где впервые для ЮТ упомянули Микки), и в 3 номере за 1977 (где рассказывалось о «Союзмультфильме» и ЭВМ). А маленький советский зритель увидел мультфильмы с участием Микки Мауса в конце 80-х, когда в стране только зарождалось кабельное телевидение, а в небольших помещениях, где устанавливался телевизор, видеомагнитофон и ставились стулья, за символическую плату крутили фильмы и мультфильмы. В том числе и про Микки Мауса. Особой популярностью в те годы пользовались у детей и их родителей кафе-мороженое, где дети могли не только полакомиться, но и посмотреть американские мультфильмы.
Bill Gates and Disney Launch MSN 8 in New York
В 2013 г. гордость РФ и главный символ широкой русской души Газпром согласно рейтингу The Financial Times Global 500 занял 57 место и оказался между развлекательной корпорацией Walt Disney и сетью быстрого питания McDonalds
Кстати, по сценарию, возраст Микки (угадайте сколько?)....32 года!
День рождения Микки Мауса с размахом отмечают в компании Дисней, Диснейленде. Поклонники персонажа устраивают масштабную праздничную программу в разных городах США и других стран, особенно в Европе. Проводятся масштабные праздничные программы, в которые включены концертные выступления и маскарады, всевозможные викторины, акции и конкурсы для взрослых и совсем маленьких поклонников легендарного мышонка.


«Я надеюсь, что мы никогда не забудем одной вещи — что всё началось с Мышки», сказал как-то Уолт Дисней, получивший в 1932 г. свой первый Оскар за создание Микки Мауса.

Комментариев нет :

Отправить комментарий