суббота, 19 июня 2021 г.

19 июня. Juneteenth - Черному Дню независимости 155 лет


Juneteenth (Словослияние: июнь и девятнадцатый) — также известный как Национальный День независимости, также: Черный День независимости, День Свободы, День Освобождения, и День Эмансипации — это самый старый мемориальный день, посвященный освобождению афро-американского населения США от рабства, вот уже 155 лет ежегодно отмечающийся 19 июня по всей территории США, с различным официальным признанием. Является официальным национальным праздником с 17 июня 2021 года.
Общий заказ № 3, 19 июня 1865 г.: Жителям Техаса сообщают, что […] все рабы свободны.Генерал-майор Гордон Грейнджер, издавший Общий приказ № 3
Прокламация об освобождении президента Авраама Линкольна 22 сентября 1862 года официально запретила рабство в Техасе и других штатах, восставших против Союза, почти двумя с половиной годами ранее. Исполнение Прокламации в целом зависело от продвижения войск Союза. В Техасе, являющегося самым отдаленным из рабовладельческих штатов, было лишь небольшое присутствие войск Союза, поскольку американская Гражданская война закончилась; таким образом, исполнение было медленным и непоследовательным до объявления Грейнджера. Несмотря на то, что Juneteenth в целом отмечает окончание рабства в Соединенных Штатах, оно все еще было законным и практиковалось в двух пограничных штатах Союза (Делавэр и Кентукки) до тех пор, пока в конце того же года ратификация Тринадцатой поправки к Конституции не отменила рабство по всей стране в декабре. 19 июня 1865 года в Галвестоне, штат Техас, главнокомандующий сил Союза генерал-майор Гордон Грейнджер объявил о федеральном приказе, в котором провозглашалось, что все рабы в Техасе становятся свободными. Таким образом, с 19 июня 1866 года Juneteenth стало неофициально отмечаться как день памяти, первоначально с участием церковных общинных собраний в Техасе.

День эмансипации, 19 июня 1900, штат Техас
Празднования достигли новых высот в 1872 году, когда группа афроамериканских министров и бизнесменов в Хьюстоне приобрела 10 акров земли и создала Парк эмансипации. Помещение было предназначено для проведения ежегодного празднования 19 июня.

Выступление джаз-бенда в Техасе в День освобождения, 1900 г.
Музыка была важной частью культуры рабов, и первые Juneteenth никогда не проходили без нее. Афро-джаз, блюз и ритуальная музыка были важной частью этих празднеств, а гимн «Поднимите каждый голос» имел особое значение
В начале ХХ века экономические и политические силы привели к упадку празднования Juneteenth. С 1890 по 1908 год Техас и все бывшие штаты Конфедерации приняли новые конституции или поправки, которые фактически лишили гражданских прав чернокожих, исключив их из политического процесса. Законодательные собрания штатов, в которых доминировали белые, приняли законы Джима Кроу, вводящие второсортный статус. Глэдис Л. Найт пишет, что спад в праздновании отчасти объясняется тем, что «молодые чернокожие стыдились своего рабского прошлого и стремились ассимилироваться в господствующей культуре". Кроме того, распространившись по всему югу, оно стало более коммерциализированным в 1920-х и 1930-х годах, часто концентрируясь на кулинарном фестивале. Во время движения за гражданские права в 1960-х годах оно затмилось борьбой за гражданские права, но в 1970-е годы вновь стало популярным с акцентом на свободу и искусство афроамериканцев.

Памятник Элу ЭдвардсуОбъявление о праздновании 19 июня в Сиэтл-центре, Сиэтл, 19-22 сентября. Июнь 1980 г.
В 1980 году по инициативе политика от Демократической партии Альберта «Аль» Эли Эдварда 19 июня было объявлено в штате Техас государственным праздником. К XXI веку июньские праздники отмечались в большинстве крупных городов США. Активисты проводили кампанию за то, чтобы Конгресс США признал 19 июня национальным праздником. Гавайи, Северная Дакота и Южная Дакота — единственные штаты, которые не признают данный праздник, согласно Исследовательской службе Конгресса.

Июньский флаг
Панафриканский флаг
В 1997 году активист Бен Хейт создал флаг «19 июня», который был доработан иллюстратором Лизой Джин Граф. В 2000 году Хейт впервые поднял флаг в Государственном парке Роксбери Херитэдж в Бостоне. Звезда в центре представляет Техас - последний штат, где были освобождены его местные афроамериканские рабы, и расширение свободы для всех афроамериканцев по всей стране. Вспышка вокруг звезды представляет собой новую звезду, а кривая представляет собой горизонт, обозначающий новую эру для афроамериканцев. Красный, белый и синий цвета представляют американский флаг, который показывает, что афроамериканцы и их порабощенные предки являются американцами, а также национальную веру в свободу и справедливость для всех граждан. Во время праздника также поднимают панафриканский флаг, так же известный как флаг UNIA-ACL, Афроамериканский флаг или Чёрный освободительный флаг — флаг, состоящий из трёх равных горизонтальных цветных полос: красной, чёрной и зелёной. Этот набор (триколор) получил название панафриканские цвета и используется в государственной символике многих государств, стран и организаций Африки. Также под панафриканскими цветами понимается сочетание зелёного, жёлтого и красного (к ним нередко добавляется также чёрный, зелёный иногда заменяется синим, а жёлтый — белым), что восходит к цветам флага Эфиопии.

Граффити в честь Флойда на Берлинской стене, слева фраза «Я не могу дышать»
В 2020 году, в разгар пандемии COVID-19, Дню памяти было уделено особое внимание: с одной стороны, после убийства полицией 46-летнего чернокожего дальнобойщика-вышибалы Джорджа Перри Флойда-младшего, пытавшегося расплатиться фальшивыми деньгами за пачку сигарет, 25 мая и последовавших за этим протестов повышенное внимание было уделено истории расизма в стране; с другой — президент Дональд Трамп запланировал свой первый с момента вспышки пандемии политический митинг на 19 июня в Талсе, штат Оклахома, на месте проведения Расовой резни 1921 года в районе Гринвуд. В интервью The Wall Street Journal Трамп сказал: «Я сделал кое-что хорошее: я сделал 19 июня очень известным. Это действительно важное событие, важное время. Но никто никогда не слышал об этом, пока я не упомянул Это".


16 июня 2021 года Конгресс США принял закон, объявляющий этот день национальным праздником. Закон был одобрен 415 голосами "за" и только 14 "против". Все голоса против поступили от членов Республиканской партии. Днем позже президент США Джо Байден подписал закон выдвинутый конгрессом чтобы сделать День Освобождения федеральным праздником. Это 11-й федеральный праздник в США.

A Juneteenth parade in Austin in 2011. Top row: Miss Juneteenth Desiree Hicks, 18, left, and Miss Lil Juneteenth, Deaqujwyanta Sorrells, 11. Bottom row, from left: Aubri Brent, 12; Deawntanique Sorrells, 5; and Jada Pickens, 9.Credit...Rodolfo Gonzalez, Austin American-Statesman, via Associated Press

Кадр из дорамы "Мисс Июньнадцатая", выпущенной компанией Vertical Entertainment.

Но давайте завершим на положительной волне. Во многих общинах чернокожих американцев существует давняя традиция празднования Juneteenth: традиционные конкурсы красоты «Miss Juneteenth» (Мисс Июньнадцатая), о которых в 2020 был снят художественном фильм «Miss Juneteenth».

Открытка «Сейчас я очень занят». Художник Ричард Фелтон Аутколт. США, 1909 год
Спросите любого, кто знаком с традициями Juneteenth, что едят в этот день, и он упомянет красный цвет. Кулинарный историк и писатель Майкл Твитти рассказывал Опре Дейли, что историческое значение красной еды восходит к временам порабощения. Поскольку многие из наиболее распространенных ежедневных продуктов были белыми, зелеными или коричневыми, лакомства красного цвета в XIX веке считались среди рабов деликатесами достойными внимания. Во второй половине 1800-х годов, после Гражданской войны, чернокожие американцы даже иногда использовали дорогой южноамериканский краситель «кошениль» для окрашивания продуктов в красный цвет. Но что сделало этот цвет еще более значительным, так это то что в Галвестоне, считающимся местом рождения Juneteenth, как утверждает Твитти «было много порабощенных африканцев племен Йоруба и Конго», которые придают большое философское и духовное значение красному цвету. Твитти объясняет, что оттенок мог символизировать жертву, переход и власть. Подумайте: красные напитки, такие как клубничные газированные напитки и чай из гибискуса, красный бархатный торт, красная фасоль и красный рис. Ну и куда же без арбуза, тем более что в Техасе в это время как раз разгар сезона. Если же вы хотите, попробовать арбуз в наших краях, дождитесь лучше августа. А вот копченое мясо, считающееся основным продуктом питания Юга, особенно Техаса, приготовленное на гриле в соусе, также считается красной пищей, которую Твитти называет «самой важной» особенностью стола в этот день. Редактор барбекю Texas Monthly Дэниел Вон обнаружил несколько газетных статей XIX века, в которых все общины призывались к местным площадкам для барбекю или площадкам для барбекю, чтобы приготовить еду и вместе поесть в честь Juneteenth. Кроме того как утверждает Мишель Перри, эксперт по стилю жизни и создатель бренда Black Southern Belle, обязательными в этот день «являются блюда процветания», обычно составляющие гарниры. К ним относятся: кукуруза, кукурузный хлеб, коллард (листовая капуста), капуста, черноглазый горох (Black-Eyed peas, черноглазая фасоль), свинина, картофель, ямс, сладкий картофель (батат). Всё дело в том, чтобы эти прдукты очень символичны. Черноглазая фасоль и свинина олицетворяют богатство, зелень капусты (или любое блюдо из листовых овощей) приносит удачу, а кукуруза и сладкий картофель символизирует золото. И хотя картофельный салат не является едой для процветания, он, как правило, не подлежит обсуждению на любом приличном барбекю-мероприятии. Твитти же утверждает, что и зелень капусты, и сладкий картофель представляют собой исторический контекст, поскольку рабы использовали эти продукты, которые легко собирать, хранить на зиму и готовить во время еды.





















Вы думаете, шутки про афроафриканцев и бананы — верх расизма? Как бы не так. Есть более страшные вещи, например про прикопченных и арбузы. Популярный миф о том, что афроамериканцы жить не могут без арбузов, возник на американском Юге после отмены рабства — вероятно, потому, что часть освобожденных рабов занялась выращиванием арбузов. Кстати, данные о потреблении арбузов в США говорят о том, что черные едят их не чаще белых — на них приходится не больше 11%. То есть по идее это именно белых можно назвать главными пожирателями арбузов в Америке. Однако стереотип этот гораздо глубже простых пищевых предпочтений. Искать ответы надо в иррациональном. В те времена был особо распространен стереотип, который называется «самбо», появившийся после выхода в 1898 году детской книги «История о маленьком черном Самбо», в которой темнокожие аборигены были изображены невероятно забавными, умильными и счастливыми, но при этом крайне недалекими и постоянно хохочущими существами. Они только и делали, что танцевали, никогда не работали и жили одним днем. В общем, книга не столько с расистским подтекстом, сколько о детской мечте вырваться из под родительской опеки и вечно развлекаться и шалить. Стереотип самбо начал обрастать разными свойствами и чертами, вроде обязательной босоногости чернокожих, неизменных африканских косичек, трубки из початка кукурузы и вечной дурацкой улыбки. Одной из составляющей клише стали именно арбузы. Представления белых фермеров о нем как о «глупом» и «бесполезном» плоде, который выращивают (а значит, и едят) только лентяи, наложился на представления о дикарском существовании жителей Африки. Дело в том, что бахчевые не требуют особого ухода. По сравнению с другими культурами они растут как бы сами по себе. Кроме того, они очень теплолюбивы и не требуют никакой готовки — как только арбуз созрел, его можно резать и есть. Все это вызвало определенные ассоциации: бахчевые начали связывать с ленью и нерасторопностью фермера, который растит их якобы из нежелания трудиться. Опять же, арбузы — сладкие и яркие плоды, которые как будто бы должны вызывать восторг у малых детей, но уж никак не у взрослых. Нарвавшись на повсеместный расизм, она дала тот самый стереотип самбо о первородных дикарях — ленивых и несносных вечных детях. Разумеется, подразумевалось, что кроме этих инфантильных оболтусов существуют и взрослые разумные люди. То есть, конечно же, белые. И те просто обязаны взять черных под свою отеческую опеку (проще говоря, отправить на хлопковые плантации и бить розгами). Со временем этот миф превратился в один из расовых стереотипов, усиленно культивировавшихся массовой культурой с конца XIX до середины XX столетия. Образ радостно уплетающих арбузы афроамериканцев, взрослых и детей, подавался как добродушная шутка, но на деле выражал представление о них как о ленивых, неопрятных и недалеких людях. Арбузы фигурировали на плакатах, открытках, в книгах, газетах и журналах, в песнях и шоу «менестрелей». Издавалась масса открыток в духе «люблю тебя больше, чем черный любит арбуз»; была в ходу и еще более провокационная тема: «готов ради тебя на все, как чернокожий пацан готов воровать арбузы и куриц». Открытки, озаглавленные как «Арбузные соревнования», «Танцующие черные» «Арбузный фестиваль» и «Кто сказал «Арбуз?» стали настолько популярны, что печатались многотысячными тиражами снова и снова, став узнаваемыми «произведениями искусства», как какая-нибудь Мона Лиза. Эдвин С. Портер, известный режиссер «Великого ограбления поезда» в 1903 году, был одним из режиссеров ленты «Арбузного поля» 2 года спустя, в которой темнокожие крадутся по грядке с арбузами. В сценарии знаменитой экранизации романа «Унесенные ветром» (1939) была сцена, в которой Присси, рабыня-горничная Скарлетт О’Хары, ест арбуз. Актриса Баттерфлай МакКуин, дебютировавшая этой ролью в кино, отказалась сниматься в этой сцене. Что уж говорить, даже в детской книжке про Мэри Поппинс, написанной Памелой Трэверс и то есть эта шутка: "Под пальмами сидели мужчина и женщина, оба черные и почти нагие, зато сплошь увешанные бусами, а на головах — уборы из страусовых перьев. Бусы многими рядами свисали с шеи, оттягивали уши и даже нос. Даже пояс был сплетен из тысячи бусин. На одном колене негритянки сидел крошечный черный, весь голый карапуз и улыбался невесть откуда появившимся детям. — Мы так давно ожидаем тебя, Мэри Поппинс,— засмеялась негритянка.— Ты привела с собой детей угоститься сладкими арбузами? Они совсем малютки. Не мешало бы немножечко почистить их ваксой. Милости просим, мы всегда очень рады тебя видеть" («Мэри Поппинс с Вишневой улицы», перевод Марины Литвиновой, 1996 г.). Целью таких шуток в открытках, кино и книгах начала XX века была дегуманизация черных. Она необязательно была осознанной, но всегда присутствовала на подсознательном уровне: африканцы показывались забавными зверьками, которые сами заверяют, что «счастливы не делать ничего, кроме как есть арбузы». В каком-то смысле это даже хлеще, чем логика колониальных стран, которые оправдывали себя тем, что черные — несносные дети, которым требуется мудрое покровительство «старших братьев». Новоти Лоуренс, исследовавший проблему бытового расизма в старом немом кино, пишет, что в них «черные мужчины обожают этот фрукт и испытывают к нему страсть в той же манере, в какой они любят секс». Так, например, уважаемая, в общем-то, газета «Бостон Геральд» в 2014 году пустила утку о том, что для Обамы специально разработана зубная паста со вкусом арбуза. А в феврале 2009 Дин Грос — республиканский мэр Лос-Аламоса, небольшого городка в округе Ориндж, штат Калифорния — разослал по электронной почте карикатуру, на которой с приходом черного президента лужайка перед Белым Домом оказалась засажена арбузами. Потом мэру пришлось извиняться и заверять, что его просто взломали. В Кентукки вообще поставили статую Обамы, держащего в руках кусок арбуза, и она далеко не такая милая и безобидная, как утверждает ее создатель. В общем, не шутите про арбузы при афроамериканцах. Это реально обидная расистская херня.



Про куриц, кстати, тоже не шутите. ДЕло в том, что к образу «ленивого раба» добавился спорный факт причастности темнокожих к кражам кур у своих хозяев. Конечно, статистики по этому поводу никогда не велось, однако предположить подобное вполне возможно, ведь чернокожее население было очень бедным, а сам факт кражи и порчи имущества хозяина до отмены рабства приравнялся к протесту против такого положения дел. В наше время, с появлением сети закусочных KFC, специализирующихся на продаже блюд из курятины, над чернокожими людьми стали издеваться, упоминая именно этот фаст-фуд. Конечно, довольно глупо приписывать расистский смысл полосатой ягоде и птице, однако культурные символы способны формировать, как мы видим, наш мир и людей в нем, порой, самым необычным образом. Когда же афроафриканец поёт про курицу — это фольклор (про воровство курицы, самокритика). Если же то же самое делает белый — это оскорбление. Двойные стандарты, свойственные слаборазвитым нациям, в действии.

Комментариев нет :

Отправить комментарий