Появление Дня балалайки можно считать заслугой исключительно самих музыкантов-народников. Праздник еще не признан официально, но музыкальному сообществу это не мешает ежегодно отмечать его выступлениями и концертами.
Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами. Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара. А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России?
…Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
А.С.Пушкин, "Путешествие Онегина"
Валентин Терещенко Натюрморт с балалайкой 1999 г. |
Сафронова Настасья. Натюрморт с балалайкой |
Сергей Зимин "На ярмарку", 2010 г. |
Наш брат Исайка - без струн балалайка.
На словах - что на гуслях, на деле – что на балалайке.
Многочисленные частушки и припевки исполнялись чаще всего под балалаечный наигрыш.
Балалаечка гудит,
Жалко милого будить…
Балалаечка - гудок
Разорила весь домок.
Как на эту балалаечку
Навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка
Играла про любовь.
Юрий Корчагин "Бродячие музыканты" 1983 г. |
Балалайка, струны медны,
Чтой-то запылилася,
Выпить что ли для беседы,
Ох, как накопилося.
Заиграла балалайка,
«Трынди-брынь» затренькала,
Ну, давай-ка наливай-ка
Чаю с карамелькою!
Что-то как-то надоело
Мне с тобой чаёвничать,
Балалайка запотела,
Водку пить мне что ль начать?
Балалайку я украсил
Звёздочками, блёстками,
Привязался дядя Вася,
Мол, сыграй Чайковского.
Павел Малов
Валерий Беленикин "Песня" 2006 г. |
Не ходи сторонкой,
Ах, ревнуйте меня
Только к струнам звонким.
Я весь свет обошел
С песнею летучей,
И сказать вам пришел
Я на всякий случай:
По душе, может, вам
Роль моей хозяйки?
Я всю жизнь вам отдам,
Кроме балалайки.
У подружки моей
В струнах есть мечтания.
Я хожу вместе с ней
К милой на свидание.
Играй, играй, балалаечка,
Звезда висит над лесочком.
Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка -
России удивительная дочка!
(Юрий Визбор. Балалайка. 24-26 ноября 1975 г.)
Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.
Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:
В лесу выросло, из лесу вынесли,
На руках плачет, а на полу скачут (или: а кто слушает - скачет).
В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп,
На колени возьмёшь — заплачет.
Есть и другая загадка:
По брюху — дорога,
Между ног — тревога,
Посередине — дыра,
И пойдет игра,
Не будет дыры —
Не будет игры.
Дмитрий Белинский |
Diego Rivera Still-Life with Balalaika. 1913 г. |
Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года, в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве «в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили».
Клавдий Лебедев Пляска. 1900 г. |
Считают, также, что впервые упоминается балалайка во времена правления Петра I (конец XVII века). Тогда балалайка была распространена среди крестьян. На ней играли скоморохи, веселившие народ на ярмарках. Это были не совсем такие балалайки, какими мы привыкли их представлять сегодня. Они сильно различались по форме и строю, тем более что ещё не существовало какого-либо стандарта и каждый мастер делал инструмент на свой лад. Поэтому балалайки могли быть и круглыми, и треугольными, и четырёхугольными. Струны на них были также в разных количествах - от 2 до 5.
Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки. Я. Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»
Игорь Сидоров "Семен" |
Вера Ватага "У самовара", 2007 г. |
Андрей Болконский был настоящим виртуозом в игре на балалайке, а научился он этому искусству игры у своего отца графа Болконского... ("Война и мир", Лев Николаевич Толстой)
Однажды к Льву Толстому в Ясную Поляну приехал известный балалаечник Борис Трояновский, у них состоялась интересная беседа, записанная секретарем писателя Д. П. Маковицким: «...В перерывах, между игрой, вели беседы, Лев Николаевич говорил, что есть преимущества скрипки и голоса и есть преимущества балалайки. В скрипке и голосе — тон, главное попасть в самую точку тона; в балалайке — техника и ритм. Потом Лев Николаевич заметил Трояновскому, что в его переложениях русских песен на балалайку - например, «Барыни» - есть изменение темпа, а этим нарушается характер. На это сыграли ещё раз «Пивную ягоду». Когда играли «Светит месяц», Лев Николаевич сиял улыбкой...».
К началу XIX века относится сочинение для балалайки - вариации на тему русской народной песни "Ельник, мой ельник", написанные большим любителем балалайки, известным оперным певцом Мариинского театра Н.В.Лавровым. Вариации изданы на французском языке и посвящены […] композитору А.А. Алябьеву. На титульном листе издания указано, что произведение написано для трёхструнной балалайки, что свидетельствует о широкой популярности в тот период трёхструнного инструмента". Таким образом, сочинение Н.В.Лаврова пока, является первой оригинальной пьесой письменной традиции в истории балалайки.
П. Е. Заболотский. Мальчик с балалайкой (1835). Форма корпуса балалайки была изначально округлой. |
Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домры. По версии М.И.Имханицкого, балалайка пришла в народный быт на замену исчезнувшей домры: "Народу нужен был струнный щипковый инструмент и прежде всего - для сопровождения плясовой музыки. Необходим был струнный тамбуровидный инструмент со звонким, подзадоривающим к пляске, ритмически точным звучанием. И главное - инструмент максимально простой в изготовлении […]. Балалайка ХVII - ХVIII веков явилась не чем иным, как фольклорным вариантом профессионального инструмента - домры […]. Именно в любительской сущности изготовления балалайки, условиях её бытования крылось и отношение к ней: она стала атрибутом несерьёзного исполнительства, балагурства. С таким отношением и пришлось на протяжении долгого времени вести тяжёлую борьбу В.В.Андрееву". Интересна еще одна из версий того, как появилась балалайка: "...Когда к нам завезли из Индии ситару, этот инструмент вначале не получил широкого распространения. Большой, неудобный, 18 струн. Но со временем наши народные умельцы его усовершенствовали. Во-первых, уменьшили размеры для удобства ношения под тулупом в зимние морозы. Во-вторых, убрали много лишних струн. Стало возможным быстро настраивать, одновременно похмеляясь. Кто не успевал опохмелиться, придумали стиль игры "трясущаяся рука". А чтобы удобнее было драться в клубе на танцах, изобрели 2 острых угла. Так появилась балалайка". В народе же балалайка вошла в обиход после того, как по особому указу отца Петра I князя Алексея Михайловича Тишайшего «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» в XVII веке были уничтожены все скоморошьи, они же народные русские музыкальные инструменты: домры, гусли, дудки и свирели...
Петр Соколов "У ворот" |
Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь рассказывает, что в ход шли «…молдованские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня…». Считается, что первые балалайки в нашей стране начали изготавливать на Черниговщине.
Более полутора столетий балалайка занимала достойное место в жизни русского человека, скрашивая его нелегкую судьбу. Она была созвучна своему времени, придя на смену гуслям, гудку, волынке, уступив впоследствии свои позиции сперва гитаре, а затем гармонике. "Развитие гармонного производства интересно так же, как процесс вытеснения первобытных народных инструментов и процесс создания широкого, национального рынка; без такого рынка не могло бы быть детального разделения труда, не достигалась бы дешевизна продукта. Благодаря дешевизне гармонии почти повсеместно вытеснили первобытный струнный народный музыкальный инструмент - балалайку" (Ленин В.И. Полн .собр. соч. 5-е изд. Т.18 - М.,1961. - С.158).
Балалайка (ПЕЧЁРСКИЙ ИГОРЬ) |
Когда итальянский мастер создавал скрипку, он думал о женщине.
Когда испанский мастер создавал гитару, он думал о женщине.
А о чём думал русский мастер, создавая балалайку?
В.В. Андреев |
Рассказывают, что летом 1883 г., путешествуя по своему марьинскому имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал, как его дворовый дед Антип исполнял на примитивной балалайке "Вдоль по Питерской". Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов: "Я помню, что тогда же как калёным железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства. Не знаю, что сильнее руководило мной - инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то и другое, а соединение их дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами в своем стремлении довести дело до конца". И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент.
Памятник "коми Страдивари" - Семену Налимову село Выльгорт, райцентр Сыктывдинского района |
Столяр-краснодеревщик Семен Налимов, служивший в имении Василия Андреева, не даром получил почетное прозвище "русский балалаечный Страдивариус": он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы. Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый выпускаемый им из рук инструмент идеалом совершенства. Андреев и Налимов открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм).
В 70-х годах по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создал хроматическую балалайку приму и её разновидности. В его руках балалайка приобрела тот вид в котором она дошла до наших дней. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.
Ходит легенда, что, научившись играть, Василий Васильевич заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать концертную балалайку, для чего отправился в Петербург к известному скрипичному мастеру В.В.Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же почувствовал себя оскорбленным и наотрез отказался делать «мужицкую балалайку». Тогда Андреев задумался, достал свою старую балалайку, купленную на ярмарке за 35 копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском, но согласился делать балалайку только на условиях полной секретности. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки весной 1886 г. новая балалайка с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из гулкого горного клена и грифом из черного дерева была изготовлена. Вот с этой-то концертной балалайкой и покорил Василий Андреев петербургскую публику и таким образом поспособствовал росту популярности этого инструмента. Но Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить.
Впервые в истории музыки, со сцены звучала балалайка в декабре 1886 г. И было это в зале Дворянского собрания. Успех был полным. На следующий день «Санкт–Петербургская газета» с удивлением писала: «великолепная игра В. Андреева на балалайке заставляет забыть о низменном происхождении этого инструмента»... В 1887 г. Андреев создал «Кружок любителей игры на балалайках», дебютное выступление которого состоялось в 1888 г. (исполнили «Во саду ли, в огороде», «Барыню», «Камаринскую» и другие русские народные песни в обработке руководителя коллектива) и имело большой успех. После этого кружок отправился в первое гастрольное турне: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь. Затем триумфально гастролировал за рубежом, в результате этого турне балалайку узнал весь мир. В 1896 г. «Кружок любителей игры на балалайках» был преобразован в «Великорусский оркестр»- первый оркестр русских народных инструментов, снискавший мировую славу, выступая во многих уголках земного шара и прославляя Россию и ее национальную культуру. В 1897 году премьера обновленного оркестра уже из 14 человек состоялась в зале Дворянского собрания (современная Санкт-Петербургская филармония). В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц», дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...» В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...». Осенью 1918 г. Андреев предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чапаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 г. скончался...
В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты». Впервые балалайка зазвучала с оркестром. Из балалаек только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса:
- Прима – ведущая или солирующая, тембр звонкий, строй: «ми», «ми», «ля» первой октавы.
- Секунда – аккомпанирующая, тембр слегка приглушенный, строй: «ля», «ля» малой и «ре» первой октавы.
- Альт – аккомпанирующая, тембр мягкий и сочный, строй: «ми», «ми», «ля» малой октавы.
- Бас – проводит басовую линию, тембр низкий, глуховатый, строй: «ми», «ля» большой и «ре» малой октавы.
- Контрабас – создает гармоническую основу, тембр низкий, глуховатый, строй: «ми», «ля» контроктавы и «ре» большой октавы.
Балалайка двухгрифовая, содержащая единый корпус и 2 грифа, один из которых соответствует приме, а второй - альту Фолк-шоу группа Колядки |
Юрий Красавин-Белопольский "Петрушка с балалайкой". |
Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.
Постер к фильму "Балалайка", США, режиссер Райнхольд Шюнцель |
Let your balalaika sing
What my guitar wants to say
(Пусть твоя балалайка пропоёт то,
Что хочет сказать моя гитара…)
В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей». Впрочем, в США до сих пор действует запрет на продажу русских балалаек. История вопроса восходит еще к предвоенному времени, когда Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет. Это случилось в 1940 году и с тех пор декрет регулярно продлевается. С 2000 года указом Клинтона запрет распространен и на Аляску, которая являлась единственным местом, где продажа была разрешена, т.к. балалайка на Аляске считается народным музыкальным инструментом. Во времена Рузвельта эти земли еще не имели статуса штата, поэтому запрет удалось обойти, благодаря лазейкам в законодательстве. 2 октября 2010 года президент США Барак Обама продлил запрет на продажу балалаек в США еще на одно десятилетие. Причиной запрета формально стал тот факт, что балалайка была запрещена в царской России православной церковью и государством ибо "позволяет глумиться над властью". Разумеется, в СССР запрет был снят, но в в США сей экстремистский инструмент остался под запретом. На самом деле запрет на продажу балалаек - это ответ США на демарш тогда еще СССР, который запретил продавать ковбойские шляпы. В 1954 году шляпы в СССР продавать разрешили, а запрет продажи балалаек в США так и остался. На сегодняшний день является составной частью поправки Джексона-Вэника.
американский мультиинструменталист и продюсер, гитарист группы Red Hot Chili Peppers Джош Адам Клингхоффер с балалайкой ручной росписи (автор Юрий Громов) |
Выход в 1965 г. на большой экран легендарного фильма британского кинорежиссёра Дэвида Лина «Доктор Живаго» (одной из наиболее успешных картин в истории американской киностудии MGM), созданного по мотивам одноимённого романа Бориса Пастернака, значительно способствовал популярности балалайки во всем мире. Самая известная тема фильма – тема Лары, исполнена на этом инструменте. Вдохновленный балалаечными оркестрами, французский композитор Морис Жарр создал эту великолепную музыкальную композицию всего за 6 недель. Критики считают это произведение одним из лучших когда-либо написанных для кино. По их мнению, такой успех вызван тем, что в своей работе Жарру удалось одновременно передать агонию, охватившую Россию во время революции, а также историю любви главных героев. В 1988 г. «Somewhere, My Love» («тема Лары») выиграла премию «Выбор народа» в номинации «Любимая музыка всех времён».
Цап Владислав (род. 1954) Тум-балалайка. |
Известна балалайка и в Японии. Здесь даже есть оркестр, который называется «Токийская балалайка». Он сформирован по образцу оркестра русских народных инструментов, но участвуют в нем лишь японцы. В 2008 г. японец Сё Китагава стал первым иностранным балалаечником, победившим на международном конкурсе русской народной музыки в Екатеринбурге.
группа "Белый день" - один из первых "народных" коллективов, кто в начале 90-х начали активно исполнять на русских балалайках "фирменную" музыку. Сейчас "Белый день" сделал "перезагрузку" старой программы "Балалайка ин Рок", придав ей больше драйва, эксцентрики, шоу и проч.
День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, США, ЮАР, Украины, Беларуси, Казахстана и, конечно, России.
Предвыборная программа президента: Путин, водка, балалайка. |
Начиная с 2010 года в Крыму проходит фестиваль в честь праздника. В течение июня здесь организуются выступления музыкантов-народников, которые завершаются большим гала-концертом 23-го числа.
Тем временем в Москве(на фестивале фантастики, 2015) Дарт Вейдер и имперский марш на балалайке |
В марте 2013 офицеры попросили Шойгу убрать из воинских частей балалайки, так как ни разу не получали ни балалаек, ни домр.
Согласно приложению к штатам воинских частей, принятому еще 1990-е годы и до сих пор не утратившему силу, в каждой ротной комнате досуга должны находиться музыкальные инструменты, которых на практике уже давно нигде нет. Однако инспекторы при желании всегда могут наказать командиров за невыполнение директивы.
В Главном организационно-мобилизационном управлении (ГОМУ) Минобороны заявили, что по итогам учебного 2012 года получены сотни предложений помощников командиров частей по работе с личным составом об отмене устаревших приложений: «В конце учебного года, а это ноябрь–декабрь, командиры бригад, их заместители, в том числе помощники по работе с личным составом, а также начальники родов войск и служб обязаны представить предложения по оптимизации штата бригад и их подразделений. В этот раз особенно много жалоб на балалайки с домрами».
Полоцкий кадетский корпус в изгнании. Сараево 1925 г. Оркестр балалаечников. В центре - генерал Адамович и Леонид Буйневич ( с балалайкой) |
К сожалению, балалайка сегодня не пользуется большой популярностью и интерес к ней проявляет только узкий круг почитателей, которые увлекаются народной музыкой. Но нельзя забывать тех людей, которые внесли неоценимый вклад в усовершенствование этого инструмента и развитие его исполнительской школы. Самыми первыми, кто вывел балалайку, еще тогда не претерпевшую значительных изменений, на концертную сцену были: И.Хандошкин, Н.Лавров, И.Яблочкин, М.Хрунов, Н.Лавров, В.Радивилов. Виртуозным исполнением уже на усовершенствованной балалайке своих слушателей радовали: В.Андреев, Б.Трояновский, М.Рожков, В.Конов, М.Данилов, П.Нечепоренко, А.Шалов, Н.Осипов, Д.Калинин. В настоящее время наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для поддержания популярности балалайки на родине и за ее пределами, являются А.Горбачев, В.Конов, В.Болдырев, В.Зажигин, И.Безотосный, М.Сенчуров, Е.Быков, Ю.Шутов, А.Архиповский (балалаечный Паганини) и другие.
Советский Abbey Road, 1976 год, Сургут, СССР |
поп-группа виртуозов электробалалайки и баяна "Бряц-Band" |
Сногсшибательный клип Оли Поляковой – это кич-пародия на ставшее трендом в мировом шоубизе видео корейца PSY «Gangnam Style», на современную рекламу и на традиционные стереотипы в представлениях западного мира о русской культуре.
- Это наш ответ Ким Чен Ыну! - говорит Оля, забывая, а скорее всего не зная, что внук Великого Чучхе не имеет никакого отношения к PSY и вряд ли знает о его существовании, впрочем как и о самой Оле...
- Пока одни пытаются подражать «Gangnam Style», мы покажем всему миру, на что способен настоящий «Russian Style» - бесмысленный и беспощадный!» - заявляет певица.
Впрочем, если вы думаете, что на балалайке можно играть только "Во поле березку" и "Калинку-Малинку", то сильно ошибаетесь. На балалайках можно играть и мировые хиты:
Балалайкам даже памятники ставят:
В севастопольском детском экопарке "Лукоморье" (Крым) в 2014 году к Международному фестивалю народной музыки "Самородки" установили 4-метровый памятник балалайке.
Установка 23 сентября 2011 года памятник балалайке в городе Бежецке Тверской области, в начале липовой аллеи, была приурочена к 150-летнему юбилею со дня рождения выдающегося музыканта, уроженца этих мест, В.В. Андреева.
В сентябре 2014 в российском Хабаровске установили гигантскую (высота — 12 м) скульптурную композицию, подаренную китайским Харбином в честь 20-летия установления побратимских связей. Символические инструменты культур двух народов – китайская красная балалайка пипа и русская желтая балалайка замечательно смотрятся вместе, особенно, на фоне мирного синего неба.
А еще балалайку любят девушки:
где-то в Сибири |
Жизнь и карьера обыкновенного дизайнера в России. AIC |
Можно еще добавить, что существует коктейль, называемый "Балалайка" Этот классический коктейль был придуман еще в 30-е годы ХХ века Аленом Невером. Рецепт его очень прост. 50 мл водки, 25-30 мл апельсинового ликера (Трипл-сек или Куантро), 20-25 мл сока лимона (желательно свежевыжатого и отфильтрованного) налить в шейкер (высокий стакан) со льдом и взболтать. Процедить в коктейльный бокал. Украсить цедрой лимона или апельсина. Также можно украсить долькой апельсина или лимона. "Водка и апельсиновый ликер с терпким лимонным соком создают этот простой нордический коктейль".
Balalayka Russian Rye Ale - крепкий квас от пивоварни Melody Brew |
В качестве закуски можно предложить миниквазишашлычки «Скоморохи»
Филе телятины нарезать кусочками среднего размера и выложить в глубокую кастрюлю. Залить сидром (на 500 г мяса 1,5 л сидра). Поставить на огонь и довести до кипения. Посолить по вкусу, добавить лавровый лист и гвоздику. Оставить вариться до готовности мяса (минут 20) без крышки, периодически снимая пену.
Сладкий перец очистить от семян и нарезать на пластинки, примерно равные кусочкам мяса. Обжарить на растительном масле до румяной корочки и переложить в отдельную посуду.
При помощи картофелечистки нарезать длинный огурец тонкими лентами.
Вынуть телятину из сидра и слегка обжарить на сковороде, где жарился перец.
Каждый кусочек мяса завернуть в огуречную ленту.
Нанизать на шпажку перец, мясо в огурце и помидор черри.
Подавать горячим или тёплым в качестве сытной закуски.
В истории балалайки были взлеты и были падения. Вот и сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Но она продолжает жить и не зря является олицетворением русской культуры. Не смотря на то, что русская народная балалайка — самый мазохисткий щипковый инструмент: держать неудобно, струны высоко, ощущения перетянутости струн для обычного гитариста. Но за полтора века к ним так привыкли, что любое новшество воспринимается в штыки.
"Натюрморт с балалайкой" Харинова Елена Александровна, 2009 г. |
если бы не срамные картинки, можно было бы рекомендовать школьникам. Но, но, но
ОтветитьУдалитьне рекомендуйте, а то, боюсь, школьники в ответ тоже порекомендуют, что-нибудь более "срамное"
Удалить