|
Автопортрет, 1939 |
Мир, окружавший английского художника Стэнли Спенсера, был далек от совершенства – и этот мастер религиозной и жанрово-бытовой картины, этот виртуоз точного, академического рисунка, сплетая магию и реализм, совмещая правду подчеркнуто современных бытовых деталей с мистическими видениями, создавал на холстах свой мир, живущий по законам, угодным автору. В этом мире для каждого было искупление; женщины, которые отвергали художника, становились его возлюбленными, ординарные предметы превращались в небесные знамения. Искусство для Спенсера было волшебной ретортой – он помещал туда реальность, в которой существовал, и трансформировал ее в такую, в какой хотел бы жить, охотно используя причудливые, «маньеристически-барочные» ракурсы, феерические красочные эффекты.
|
Cookham, 1914 |
Стенли Спенсер (Stanley Spencer) родился в деревушке Кукхеме-на-Темзе, в 30 милях к западу от Лондона, графство Беркшир, 30 июня 1891 года. Говорят, что в тот день в большом доме, где жили Спенсеры, вдруг невесть откуда появилась ворона – вывалилась из дымохода, всполошенно маша крыльями, пронеслась через комнату и вылетела в окно. Наверное, о комичном эпизоде все тут же забыли бы, но как раз в эти минуты Энн Спенсер родила сына. В семье появление вороны сочли добрым знаком, а новорожденного – восьмого из выживших детей – назвали Стэнли. Шестой из двенадцати детей, Стенли провел счастливое детство, окрашенное любовью к большой семье и Библии, которую его отец – «Па» Уильям – учитель музыки, органист и хормейстером в местной церкви, постигший музыкальные науки путем самообразования, развив по ходу дела незаурядный педагогический талант, который применял на практике в собственной семье, читал ежедневно. «Па» вообще много читал детям вслух, за обедом устраивал оживленные дебаты, вовлекая в них детей; даже основал в саду у дома семейную школу под названием «Гнездо». Преподавали в ней старшие сестры Анна и Флоренс, в учебной программе преобладали литературные чтения, особенно – истории из Библии, музыка и длинные пешие прогулки по живописным окрестностям Кукхэма. Стоит заметить, что Спенсеры были незаурядной семьей, давшей миру двух профессоров, сэра, солиста-скрипача, профессионального иллюзиониста, директора национального строительного института, выпускника Оксфордского университета (погиб во время Первой мировой войны) и двух художников. В будущем, куда бы ни бросала Стэнли Спенсера судьба, он неизменно возращался в своем творчестве в спасительную триаду детства – Библия, природа и Кукхэм.
|
"Фея на листе кувшинки", 1910 |
|
Две девочки и улей, 1910 |
|
Учет лебедей в Кукхеме, 1915 |
Первое образование получил в 1907 в мейденхедском техническом институте в Беркшире. В 1908 году, благодаря назначенной стипендии, поступает на дневное отделение в Высшую школу изящных искусств Ф.Слейда в Лондоне. Привязанность юноши к дому и родному селу была такой сильной, что он ежедневно после занятий возвращался в Кукхем, к семейному чаю – за что и получил от однокурсников ироничное прозвище – «Кукхем». Впрочем, Стэнли не возражал: уже тогда он начал писать картины на библейские сюжеты, вписывая их в привычный фон своей деревни, представляя евангельских героев в облике односельчан и друзей. В Слейде Спенсер учился под руководством Генри Тонкса, и довольно успешно: его картина «Рождество» (1912) была отмечена рядом премий. Художник также участвовал в этапной Второй выставке постимпрессионистов Роджера Фрая. Во время учёбы у Слейда Спенсер знакомится с художниками Полом Нэшем, Кристофером Невинсоном, Уильямом Робертсом, Марком Гертлером и Дэвидом Бомбергом.
Впоследствии, в 1920-х годах, Спенсер вместе с Нэшем, Тонксом, Гертлером и Дунканом Грантом вступает в Ново-английский художественный клуб. К этому времени Спенсер твердо установил место своего рождения центром своей духовной вселенной. Он написал: «Когда я оставил Слайд и вернулся в Кукхем, я вошел в своего рода земной рай». Даже эпохальные сцены Библии – «Воскресение», «Несение креста», «Тайная вечеря» – Спенсер разыгрывает в пространстве Кукхэма. Соединение реальных, часто биографических деталей с мистическими видениями и фантазиями пронизывает все его творчество. «Разделенное объединилось во мне», – писал художник, пытаясь сплавить в своих холстах предельно земное плотское и небесное, субъективное и общечеловеческое, религию и секс, реальное и воображаемое, сакральное и языческое...
|
|
1914-1918 | Автопортрет, 1914 |
Его идеи начинали разворачиваться и воплощаться в многочисленных заказах, но мечты разбила Первая мировая война, во время которой Стенли Спенсер воевал на балканском фронте, служа медицинским дежурным (санитаром) и пехотинцем, а в 1918 году был назначен официальным военным художником. Выдраивая полы, обмывая раненых, опорожняя ведра, Стэнли, «следуя откровению святого Августина», воспринимал свою работу санитара как служение Господу. И позднее, побывав на передовой, на себе ощутив всю античеловеческую суть войны, написал свое «Воскресение в Кукхеме». «Я похоронил слишком много людей и видел слишком много мертвых тел, чтобы понять, что смерть не может быть концом всего», – признавался художник. С 1916 и по декабрь 1918 года воевал в Греции и Македонии, где и заболел малярией.
|
Прибытие транспорта с ранеными на перевязочный пункт, Сентябрь 1916
1919, Императорский военный музей, Лондон |
После возвращения домой к Кукхем, он понял, что неспособен дорисовать те картины, которые остались незаконченными. «Война изменила меня. Я больше не имею чувства безопасности, которое я имел прежде» - писал Спенсер. Первая его большая картина написана под этими впечатлениями – «Прибытие транспорта с ранеными на перевязочный пункт» (1919). После войны художник жил и работал в основном в родном селе, где его вдохновляли местные мотивы. Испытал большое влияние прерафаэлитов, по крайней мере одержимое и визионерское искусство Спенсера можно считать запоздалой фазой реализма прерафаэлитов. Спенсер сознательно дистанцинировался от модернистских движений XX века – оставаясь приверженцем фигуративной нарративной живописи, сумел соединить чисто реалистическое начало, полное точных деталей быта, с символически условным и неопримитивистским подходом в трактовке формы и цвета, используя опыт раннего Возрождения и прерафаэлитов.
|
"Воскрешение солдат" |
В 1927–1932 исполнил настенные панно для Сандхемской мемориальной часовни в Бургклере (графство Гэмпшир), преобразовав (в особенности в центральной композиции – "Воскрешение солдат") традиционную эсхатологическую иконографию в патетически-мрачный «окопный эпос». Картина была заказаны Мери и Луи Берендами в память о погибшем брате Мери - Генри Сендеме. В 1927 году критик писал о «Воскресении в Кукхэме» в «Таймс»: «Особенно поражает в этой работе комбинация тщательно выписанных деталей с модернистской свободой в трактовке форм. Это как если бы прерафаэлиты обменялись рукопожатием с кубистами».
|
Конвой раненых солдат, прибывающих
к воротам больницы Бофорта. (1927) |
|
Map Reading, 1932 |
Серия военных фресок «Все Души», отражают участие Стэнли Спенсера в Первой мировой войне. В его детальных композициях мало внимания к перспективе и используются обобщенные человеческие фигуры в очень оригинальной манере. Антивоенные картины художника напрочь лишены фальшивого ангажированного пафоса; в них нет героических свершений и подвигов, сцен битв, атак, взрывов и жестокостей войны. Свое осуждение-неприятие войны и насилия он выражает тем, что попросту исключает их из своих полотен. Подвиг этих солдат по Спенсеру состоит в том, что они остались живы и, вопреки бессмысленной бойне, бушующей где-то рядом, пьют чай, наслаждаются сэндвичами с джемом, моются, застилают чистое белье – простые житейские мелочи на выстрел от смерти возвышаются до небесных радостей. Художник называл сандхемские работы «симфонией в ломтике бекона», «облигато в заваривании чая», «раем в аду войны».
|
Hilda and I at Burghclere 1955 |
Тема эротической любви изображается в картинах после женитьбы Спенсера (1925) на художнице Хильде Карлайн, своей первой любви, с которой он познакомился еще в 1919. После периода счастья и рождения двух дочерей - Ширин и Юнити - наступило охлаждение. Брак распался в 1937 году, после поездки Спенсера в Швейцарию.
|
|
Спустя 4 дня после развода художник вновь женится — на этот раз на художнице Патриции Прис - бывшей сокурснице по Школе Слейд. Не было большого секрета в том, что она вышла за него замуж ради денег, и что они жили порознь. Патрисия была лесбиянкой и, выйдя замуж за Стэнли, продолжала сожительствовать со своей «подругой»-художницей Дороти Лепуорт, картины которой выдавала за свои. Этот странный брак фактически не состоялся и через год распался. Своё разочарование в женской любви художник отобразил в своих полотнах, где обнажённые женские тела рисует складчатыми, нанося их на холст резкими мазками. В 1930-е годы в его картинах усилилось сексуальное начало, близкое эротическому мистицизму Д.Г.Лоуренса.
Patricia at Cockmarsh Hill, 1935 |
|
Автопортрет с Патрицией Прис, 1936. |
На "Автопортрете с Патрицией Прис" (1936) "
мы видим Спенсера, разглядывающего Патрицию с видом потерявшего голову любовника. Но каковы бы ни были его чувства, своим взглядом художника он видит ее такой, какая она есть: женщиной с большой и дряблой грудью и поблекшим лицом, на котором написано полное равнодушие. Он взирает на непривлекательную фигуру с благоговением, хотя каждый хохолок волос на голове, каждый изгиб мышц на его шее заставляют нас почувствовать, что он понимает всю нелепость его страсти. В первую очередь это автопортрет, пусть даже он и находится под чарами этой женщины. Это портрет двух людей, чьи взгляды не встречаются, чьи тела противостоят друг другу. Это портрет неискренних людей, это грустная, почти трагическая картина. Но было бы странно для таланта Спенсера, если бы тот не внес в изображение тонкого юмора"(С). Кстати, портреты Патрисии, включая «ню», а так же автопортреты Стенли – значатся среди самых талантливых картин во всей английской живописи.
Nude, 1935 |
|
«Голая баранья нога – автопортрет с женой» (1937) |
|
“The Lovers (The Dustmen)” (1934) |
|
Невесты-горничные в Кане (1935) |
|
Going to Bed, 1936 |
|
Страсть или желание, 1938 |
|
Consciousness (сознание, самосознание, сознательность, понимание, память), 1938 |
|
Daphne, 1940 |
|
Portrait of Daphne Spencer, 1951 |
|
Daphne by the Window Northern Ireland, 1952 |
В 1940-х годах Стенли Спенсер живёт совместно с парой художников — Джорджем и Дафной Чарльтон.
|
Cookham. Flowers in a Window, 1938 |
Во время Второй мировой войны С.Спенсер — мобилизован как «военный художник». После 1945 года живет уединённо и работает в Кливедене.
Стенли Спенсер стал известен благодаря своим магико-реалистическим полотнам, в которых соединяются современные бытовые детали и мистические видения, был виртуозом академического рисунка. Несколько его работ написаны в христианском ключе:
|
Христос, несущий крест. 1920 |
|
Тайная вечеря, 1920 (Слева от Иисуса женщина) |
|
Христос, переворачивающий стол менялы. 1921 |
|
"Воскрешение в Кукхэме" (1924-1927) |
Считал, что чудесное разлито всюду, прежде всего, в его родном городе Кукхэм. Воскрешение мертвых происходит прямо на кладбище у местной церкви, здесь восседает Христос, сам Спенсер подымается из могилы.
|
Sarah Tubb and the Heavenly Visitors, 1933 |
|
Создание колон для башни столпотворения, 1933 |
|
"Ангел. Церковный дворик в Кукхеме" (1933) |
|
«Святой Франциск с птицами» (1935) |
|
"Посмотрите на лилии" (1939) |
|
Христос в пустыне. Лисы |
|
Христос в пустыне. Курица. |
|
Christ In The Wilderness. Driven By The Spirit |
Цикл его картин "Xристос в пустыне" (Christ in the Wilderness, 1939-54) переворачивает традиционные представления о Христе и его отношениях с Землей. Собственно о пребывании Христа в пустыне известно немногое. "Немедленно после того (крещения) Дух ведет его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый Сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему" (Марк, 1:12-13). Из всех трех синоптических Евангелий Марк предлагает об этом эпизоде самый краткий рассказ – но только в нем упоминаются звери, окружавшие Христа. И именно это Евангелие взял за основу своего цикла Спенсер. Поначалу он собирался создать сорок полотен, по числу дней, проведенных Иисусом в пустыне, но завершил из них всего семь. На них нет ни ангелов, ни сатаны, упоминаемых в Евангелиях, но только Христос и звери. Критерий их отбора у Спенсера неизвестен, скорее всего, это принцип контраста. Величественные орлы – и скорпион; хищные лисы – и курица с цыплятами… Все они как бы приходят к Христу, и он принимает их, общается с ними. Одной из первых в серии "Христос в пустыне" была создана картина "Посмотрите на лилии" (1939). Название подсказано притчей Иисуса, где природа выступает как образец и учитель: "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них…" (Матфей, 6:28-29). Это не просто притча о божественной легкости и беззаботности: Иисус побуждает нас преклонить свой взор к земле и воспринять ее красоту. Строгие белые одежды Христа и буйные черные волосы на его голове образуют живописный оксюморон, как сочетание плотского и невинного, как блаженность самого земного мира, каким он воспринимается в детстве. Спенсер объяснял происхождение картины памятью о детстве своей дочери: "Когда Ширин была ребенком, она становилась на четвереньки и вглядывалась в высокую траву. Из отрывков этого воспоминания я создал Христа, смотрящего на лилии". Русское слово "пустыня" (или "пустынь") создает ложное представление о месте, куда удалился Христос. Это не пустыня в географическом смысле, не голое, "пустое" место, лишенное признаков растительности и всего живого, а "дикое" место ("wilderness", как и называется цикл Спенсера): первозданное, безлюдное, где нет ничего искусственно насажденного и земля представлена в своем изначальном, богосозданном облике. Пейзаж здесь резко отличается от традиционного, где изображаются скалы, камни, нищая, суровая, безжизненная земля. У Спенсера это щедрая земля. Лилии как драгоценный наряд, который подобает невесте, заставляют вспомнить райский сад, насажденным самим Богом, и "Песню песней", где земля снова становится цветущим раем для влюбленных. Ассоциация с "Песней" навевается и упоминанием царя Соломона в евангельской притче о лилиях. Не случайно сам художник, говоря о смысле картины, прибегает к метафоре брака: "'Посмотрите на лилии' – это праздник моего бракосочетания с дикими цветами Кукхэма" (деревни под Лондоном, где он вырос). Если "wilderness" у Спенсера - далеко не пустыня, то и Христос на этой картине далек от традиционного образа аскета. У него тучная, громоздкая фигура, лишенная каких-либо признаков учительного благообразия и отшельнической суровости. Мы ожидаем увидеть Богочеловека благородно-печальным, отрешенным, погруженным себя, как, например, на знаменитой картине И. Крамского "Христос в пустыне". Но у Спенсера Христос представлен простым, "мужиковатым" - и "округлым", как Адам, вылепленный из земли и сохраняющий ее форму. В иврите "человек", "адам", и "земля, "адама" (אדמה) – слова одного корня, что подчеркивает их соприродность: Бог создал человека из праха земного. У Спенсера в фигуре Иисуса еще не выделились ясно руки, ноги, шея – или уже воссоединились, как бы празднуя свою цельность. Христос в представлении Спенсера равновелик Земле и охватывает всю ее своим объятием; а обилием волос соразмерен всему, что она произрастила из себя. Это Бог, воплотившийся и вочеловечившийся, стремящийся к Земле и влюбленный в нее еще сильнее, чем отшельник, любящий Бога, стремится к небесному. Весь цикл "Иисус в пустыне" выражает духовную потребность жизнеутверждающей теологии и радикального пересмотра аскетических установок исторического христианства. Даже там, где Христос, казалось бы, дальше всего отдаляется от всего земного, уединяясь в пустыне, он на самом деле теснее всего приникает к земле. Как известно, сорокадневное пребывание Иисуса в пустыне послужило образцом для последующего монашества, но для Спенсера это начало не аскезы, а восстановления самой природы, поскольку Христос не просто "вочеловечился", но и "воземлился". Конечно, Спенсер не был специалистом по теологии и на словах выразил свою мысль проще: "Мне просто понравилась идея: Христос и Природа". Во всех картинах этой серии Иисус выступает как соприродный всему живому. Именно после дней, проведенных в пустыне, Иисус вошел в полноту духовных сил и начал свое служение в человечестве, говоря, что "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Марк, 1:14-15). Но до того как Христос обретает свое призвание среди людей, он находит опору в сыновстве у Бога и в братстве с природой. Отсюда и два эпизода, предшествующие началу миссии Христа: крещение в Иордане и пребывание в пустыне. Встреча Христа с лилиями и другими растениями образует точку отсчета в "пустынном" сюжете, поскольку здесь Христос предстает наиболее близким Земле, припадает к ней всем телом. Таинство Воплощения, начатое рождением Христа, здесь вступает в новую стадию, когда Он не просто становится человеком, родившимся от женщины, но соединяется с плотью всей земли, становится Христом почвы, растений, зверей, всего живого. Знаком этого брачного союза и выступают лилии - праздничный убор невесты-Земли. «Тут и Божество открывается нам в своем собственном качестве, как бесконечно благая, совершенная воля, как дух любви, всепроникающий и оживляющий, пламенный и светлый вместе» (Вл. Соловьев. Духовные основы жизни).
|
"Ангелы Апокалипсиса" (1949) |
|
«Христос, проповедующий на Кукхэмской регате» (1957-1959) |
Картина Стенли Спенсера "Воскресение - порт Глазго" имеет предысторию - включая его же картину "Кладбище в Глазго". На этом кладбище похоронены жертвы немецких бомбежек - в Глазго был судостроительные верфи, которые нещадно поливали бомбами, гибли сотни людей. Спенсер туда приехал во время войны и задумал создать колоссальное полотно - и создал! - "Гора Сион". Воскресение погибших. Еще до этого он создал четыре варианта на этот сюжет, менее масштабных.
Писал художник и бытовые сцены, часто с сатирическими оттенками:
|
Workmen In The House, 1935 |
|
Воскрешение - Пробуждение |
|
Love Letters, 1950 |
|
Питомник, 1956 |
|
У пианино, 1957 |
Не смотря на то, что пейзажи в этом море живописи далеко не на первом месте по значимости, они порою сказочно красивы:
|
Garden Scene. Port Glasgow. 1944 |
|
Чилийская араукария. Белый дом. 1952 |
|
Коттеджи в Burghclere |
|
Дом Englefield, Cookham |
|
Rock Gardens, Cookham Dene, 1947 |
|
Старый кожевенный Миллс, Глостершир, 1945 |
|
Глициния в Englefield, 1954 |
|
Газон Ferry Hotel, Cookham |
|
Луг Bellrope, Cookham, Berkshire |
|
Обрезанные Тисы, 1935 |
|
Пейзаж, Cookham Dene, 1939 |
|
Snowdon From Llanfrothen |
|
Вид с моста, Cookham |
|
Orchids, Lilies, Palms,1945 |
|
Красный дом, Wangford. 1926 |
|
Пейзаж в Северном Уэльсе |
|
Laburnum, 1936 |
|
The Vale of Health, Hampstead |
|
Вид на сад, Cookham Dene, 1938 |
|
Сирень и клематис в Englefield |
|
San titre, 1936 |
|
Маки |
|
Madonna Lilies, Cookham, Berkshire |
|
Пейзаж с магнолией, Odney club, 1938 |
|
Глициния, Cookham, 1942 |
|
Rowborough. Cookham. (1934) |
Хотя работы Спенсера (а их за свою жизнь художник написал более 3000) высоко ценились, денег часто не хватало, и дилер художника настаивал, чтобы тот создавал больше пейзажей и портретов, пользовавшихся у публики огромным спросом. Искусное владение академическим рисунком, живописное мастерство и почти иллюзионистская точность деталей в этих работах приводили заказчиков в восторг, но это мало радовало художника. Стэнли очень болезненно переживал, когда программные полотна, в которые он вкладывал столько душевных сил и энергии, не находили покупателей и спонсоров; а заказные портреты и пейзажи, сделанные ради заработка, называл «мертвыми, мертвыми».
|
"Поклонение подсолнухам и собакам" |
К слову, в 2011 г., 7 работ Спенсера, были представлены в ходе первой части продажи коллекции Уилфрида Эвилла и Хонор Фрост. Они принесли 23 миллиона фунтов стерлингов ($37,6 миллиона), в том числе рекордные 4,7 миллиона фунтов за картину "Рабочие в доме" ("Workmen in the House"). Однако всего через несколько минут рекорд был побит: картина "Поклонение подсолнухам и собакам" ("Sunflower and Dog Worship") была продана за 5,4 миллиона фунтов. Изначально предполагалось, что первая картина будет продана за 1,5-2 миллиона фунтов стерлингов, а вторая - за 1,0-1,5 миллиона. В целом аукцион принес 37,5 миллиона фунтов стерлингов ($61,2 миллиона), что превысило прогнозы в 16 миллионов фунтов более чем в 2 раза.
В 1950 году он становится командором ордена Британской империи, в том же году был принят в члены Королевской Академии художеств. В 1955 в галлерее
Тейт прошла его ретроспективная выставка. С 1958 года С.Спенсер — почётный доктор искусств Саутгемптонского университета.
|
Автопортрет, 1959 |
С последней своей работы – «Автопортрет» 1959 года, написанной за несколько месяцев до смерти, Спенсер смотрит настороженно, скептически, почти вызывающе. Еще одна попытка всмотреться в этот мир и в себя? Известный художник, посвящённый в 1959 году в Букингемском дворце в рыцари, член Королевской академии художеств, почетный доктор Саутхэмптонского университета Спенсер в последние годы жил в Кукхэме, который обессмертил своими работами. В описаниях биографов перед нами предстает тщедушный старичок с мерцающими глазами, седыми космами волос; в выглядывающей из-под костюма пижаме бредет он улочками родного села со старой коляской, из которой торчат подрамник с холстом, краски и кисти. Эту побитую временем и непогодой коляску и сегодня можно увидеть в кукхэмской Галерее Стэнли Спенсера, посвященной жизни и творчеству одного из самых любимых британских художников минувшего столетия, автору странных интригующих картин, увидев которые однажды, помнишь всю жизнь.
Умер художник от рака в Тэплоу (графство Бакингемшир) 14 декабря 1959. После смерти художника осталось несколько сундуков, доверху забитых записными книжками, дневниками и письмами, большая часть которых – послания его первой жене Хильде. Даже после кончины Хильды Стэнли продолжал адресовать ей письма, подробно рассказывая о своих работах. Спенсер всегда придавал огромное значение анализу и описанию своих картин, отдавая этому почти столько же времени и энергии, сколько и непосредственному воплощению на холсте. Даже продав очередную работу, он снова и снова возвращался к ее разбору, утверждая, что живопись, которую мы видим, – лишь верхушка айсберга потаенных смыслов, иносказаний, ассоциативных значений и аналогий, которые он вложил в полотно. Спенсер именовал себя «верховным жрецом» своего искусства, «первосвященником» созданных им эзотерических мистерий, единственным, кто до конца знает реальное значение, спрятанное в работах. Естественно, стоя на таких позициях, художник редко принимал во внимание мнение критиков.
спасибо.прекрасная статья
ОтветитьУдалитьвсегда рад вниманию
Удалить