Clara Zetkin |
Духи, конфеты, розочки, вино -
Недобрым словом поминая Клару Цеткин
И Розу Люксембург с ней заодно.
8 марта – это самый первый весенний праздник и не просто праздник, а женский праздник. 8-го марта мы празднуем Международный женский день. В этот день женщинам их мужчины дарят букеты цветов, красивые слова, внимание, заботу и просто свою любовь. Это самый любимый праздник каждой женщины в не зависимости от возраста, потому что они получают в этот день столько внимания, сколько не получали за целый год. Но как не странно, смысл этого праздника и его историю знает далеко не каждая женщина. Поэтому мы поможем внести ясность в то, что же мы празднуем 8 марта и расскажем, что такое Международный женский день.
Итак, давайте разберемся где корни этого замечательно праздника Международного женского дня или как его еще в народе называют – «женский день».
Аристофан "Лисистрата", фронтиспис. 1896. Aubrey Vincent Beardsley | Лисистрата обращается к афинским женщинам, 1896 г. Aubrey Vincent Beardsley |
Во время Французской революции парижские женщины, выступавшие за "свободу, равенство и братство" (Liberté, Égalité, Fraternité), организовали марш на Версаль, чтобы потребовать предоставления женщинам избирательного права.
Кстати, в 1722 году Петр I в некотором роде предвосхитил появление Международного женского дня, издав указ о систематических метеорологических наблюдениях, которые и «стартовали» 8 марта. «Где связь?», — спросите вы. Самая пряма: женщины изменчивы как погода, и чтобы их понять, за ними тоже надо долго и тщательно наблюдать.
Самая популярная версия возникновения данного праздника связана с забастовкой текстильщиц или как ее еще тогда называли «марш пустых кастрюль». Этот марш якобы был проведен 8 марта 1857 года работницами текстильной промышленности (швейных и обувных фабрик) Нью-Йорка, которые вышли на улицы, стуча половниками в пустую металлическую посуду. Они протестовали против невероятно тяжелых условий труда и мизерной зарплаты. Женщины требовали улучшения условий работы, сокращения рабочего дня с 12-14 до 10 часов и равную зарплату с мужчинами. В те времена женщины могли работать по 16 часов в сутки, при этом получая копейки за свою работу. По другой же версии, протестовали проститутки, требовавшие выплатить зарплату матросам, ведь те пользовались их услугами и не имели денег заплатить. Еще позже – 8 марта 1894 – в Париже состоялась еще одна демонстрация проституток. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми работницами сферы услуг, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Похожие акции прошли в 1895 году в Чикаго, а в 1896 в Нью-Йорке. Эти протесты и стали предпосылкой памятного съезда суфражисток (от английского слова suffrage – "избирательное право") в 1910 году, где и было решено объявить 8 марта Женским днем и международным, как это предложила Цеткин, которая и сама также принимала участие в подобных акциях. Так, например, в 1910 году вместе со своей подругой Розой Люксембург она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии "проституток" заменили на "трудящихся женщин".
Некоторые специалисты, однако, опровергают сам факт «марша пустых кастрюль», утверждая что он не имел места в истории, а такая легенда была выдумана то ли в 1955 году, то ли в районе 1970-х годов для того, чтобы по одной версии оправдать удивительное совпадение международного и коммунистического («цеткинского») женских дней, а по другой отделить традиции праздника от идеологии коммунизма, что имело огромную важность для западных борцов за права женщин. Получается, американцы пытались перетянуть на себя Женский день, который до того момента был на 100% коммунистическим праздником? В условиях холодной войны такое объяснение может показаться весьма притягательным. Но миф о нью-йоркских рабочих появился на страницах L'Humanité, которая, насколько нам известно, не была продавшейся Америке газетой… Кроме того, материал вышел из-под пера таких убежденных коммунисток как Ивонн Дюмон (Yvonne Dumont), Клодин Шома (Claudine Chomat), Мадлен Колен (Madeleine Colin). Существовало несколько вариантов декораций (весеннее солнце или холодный зимний ветер) и действующих лиц (работницы текстильной фабрики или швеи), тогда как упор делался на борьбе с репрессиями, клятве собираться каждый год или ужасном несчастном случае на производстве. Легенда об американском происхождении этого праздника существовала более 20 лет, и никто даже не пытался проверить ее историческую достоверность. Кстати, тот день пришелся на воскресенье, которое не слишком подходит для стачки. Считается, что основной причиной создания легенды стала внутренняя напряженность в коммунистическом движении, разногласия между Всеобщей конфедерацией труда (CGT) и Союзом французских женщин (UFF): Мадлен Колен хотела вновь сделать 8 марта частью рабочей борьбы. А UFF превратил его в что-то вроде праздника матерей, как в СССР. В СССР 8 марта едва ли можно было охарактеризовать как день борьбы… Как бы там ни было, миф прижился, а «марши пустых кастрюль» стали популярной формой протеста в XX веке — особенно в испаноязычной Южной Америке, где они получили название Cacerolazo.
Теперь давайте пройдемся по истории и узнаем как же обстояли дела с 8 мартом. Женщины о своих правах начали всерьез задумываться и требовать их вначале ХХ века. Началось все, как ни странно, с 16 февраля (по старому стилю) 1908 года в США. В этот день Нью-Йоркская социал-демократическая женская организация призвала женщин провести митинг, на котором они требовали равных прав с мужчинами. В митинге участвовало более 15 тыс женщин. Они требовали сократить им рабочий день и зарплату на ровне с мужчинами, а также запрета детского труда и предоставления им избирательного права, в те года они его не имели. Организатором была Мод Мэлоун — радикальная суфражистка, президент Гарлемской лиги равноправия и основательница Союза прогрессивных женщин. Многие из ее соратниц были против организации марша — им казалось, что массовая уличная акция с участием представительниц всех слоев населения нанесет ущерб имиджу суфражисток (в итоге Мэлоун вышла из Союза прогрессивных женщин в знак протеста против их снобизма и расизма). Полиция предупреждала, что акция незаконна, поскольку любые собрания (за исключением похоронных процессий) по воскресеньям были запрещены. Однако в остальные дни недели участницы марша работали, так что вопреки запретам 16 февраля они все же прошли (в некоторых газетах писали: прогулялись) по Бродвею. Среди них было и немало мужчин-союзников. Акции Мод отличались от маршей британских суфражисток: если последние страстно говорили о страданиях угнетенных женщин и призывали к борьбе не на жизнь, а на смерть (некоторые из них действительно подвергались пыткам в тюрьмах или гибли), то американки свои требования облекали в более дружелюбную форму. Благодаря этому отношение к ним было скорее благожелательным. На марше 16 февраля никого не арестовали; в газетных заметках участниц называли амазонками, а их акцию — «великой нравственной победой».
После этих событий 28 февраля 1909 г. Социалистическая партия США провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем. Правда, большого успеха это «назначение» не имело, поскольку дата отмечалась внутри не слишком-то большого женского сообщества американских социалистов. Тем не менее, не смотря на то, что праздник был отменён уже в 1913 году, первый шаг к Международному женскому дню был сделан.
Печальным подтверждением справедливости требований, с которыми выходили на акции протеста женщины, стал пожар, произошедший на нью-йоркской швейной фабрике Triangle Shirtwaist в марте 1911 года. Работницы недоедали и, чтобы заглушить чувство голода, постоянно курили. Вероятно, так и начался пожар, унесший жизни 23 мужчин и 123 женщин, преимущественно мигранток. Одни погибли в огне, другие разбились, пытаясь выбраться с девятого этажа — хлипкая пожарная лестница быстро обрушилась, а входные двери на время рабочей смены запирались. Всего за год до этого на фабрике прошла забастовка, участницы которой требовали повысить зарплаты и улучшить условия труда, — но тогда руководство не пошло на уступки. После пожара Лига женских профсоюзов задокументировала неподобающие условия на десятках производств, а председательница нью-йоркского отделения Лиги Роза Шнейдерман сформулировала требование (позже широко растиражированное) «хлеба и роз», подразумевая, что женщины имеют право не только на прожиточный минимум, но и на достойный уровень жизни. В 1912 году в своей речи она заявила: «Богатая женщина имеет право и на жизнь, и на солнце, и на музыку, и на искусство. Среди этого нет ничего, на что не имела бы права и самая скромная работница. У работницы должен быть хлеб, но у нее должны быть и розы. Помогите, вы, привилегированные женщины, дайте ей право голоса для борьбы!»
Еще в 1889 г., на первом Учредительном съезде II Интернационала, Клара Цеткин, член Социал-демократической Партии Германии, продвигала эту идею. В 1907 г. по инициативе К.Цеткин в Штутгарте на конгрессе II Интернационала была проведена первая Международная конференция женщин-социалисток, принявшая решение о создании Международной феминистической организации для координации женского движения со штаб-квартирой в Штутгарте.
И вот в 1910 году женская делегация из США прибыла в Копенгаген, где проходила Вторая Международная Конференцию женщин-социалисток, в рамках 8-го конгресса Второго Интернационала, и там они встретились с Кларой Цеткин (в девичестве Айсснер). На этой конференции, 8 марта 1910 г., Клара Цеткин, предложила сделать международный женский день. По ее задумке, в этот день женщины будут устраивать шествия и митинги, чтобы привлечь общество к своим проблемам. Социолог и эксперт по феминистским движениям Франсуаза Пик (Françoise Picq) считает, что в тот день перед Цеткин стояло сразу две задачи: сделать так, чтобы руководство социалистов подхватило требования женщин (право голоса, равная зарплата…), и в то же время ослабить влияние феминисток (на тот момент, по мнению многих, неразрывно связанных с буржуазией) на женщин из рабочей среды. «Социалисткам было запрещено вести борьбу совместно с буржуазными феминистками, — объясняет Франсуаза Пик. — Традиция Международного женского дня была изначально выбором лишь одной группы, в рамках которого феминизм и социализм исключали друг друга». В честь «марша пустых кастрюль» была предложена дата 8 марта.
Историки так и не сошлись во мнении, была ли Клара Цеткин иудейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Поди разбери. Однако стремление Цеткин связать 8 марта, этот день рождения нового отряда, борющегося против несправедливости, со страницей истории своего народа, рассказывающей об Эсфирь, спасшей этот самый народ от своего любовника - персидского царя Ксеркса в 480 г. до Р.Х., не замолчишь. (Эсфирь посвящен ежегодный и самый веселый пrаздник евrейского наrода - Пурим, отмечаемый 13 Адара (месяц, приходящийся в еврейском календаре на конец февраля - начало марта)). А пrаздник этот очень веселый. Это единственный день, в который тrезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят пrаздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не пеrестают rазличать между словами "пrоклят Аман" и "благословен Маrдохей" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664). Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" (Еврейская Энциклопедия. т. 13. стб. 126). Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?" Как можно спустя тысячелетия арийским народам праздновать события того дня. Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о "веселом празднике Пурим"?
И никакой неразберихи не было, как утверждают некоторые недалекие граждане, поначалу дата праздника отмечалась в соответствии с датой Пурима (а так как этот праздник переходящий, то...). Правда, никакого единства по поводу даты и причин празднования не существовало даже в мировом социалистическом сообществе.
Кстати, именно 8 марта 1910 года французская актриса, известная под сценическим псевдонимом баронесса Раймонда де Ларош (настоящее имя Элиза Леонтина Дерош), осуществив экзаменационный полет, стала первой в мире женщины-пилота, а также получила официальную лицензию на управление аэропланом. В аэропорту Ле Бурже ей установлен памятник.
19 марта 1911 г., в результате решения, поданного социал-демократической партией Германии и принятого в Копенгагене, Международный женский день впервые отмечался в Австрии, Германии, Дании и Швейцарии. Дата была выбрана неспроста: в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая введение избирательного права для женщин. Правда, для не-немцев эта дата практически ничего не значила, поэтому праздник не прижился. В 1912 г., он проходил в тех же странах, но дата была смещена на май (12 мая) по политическим и отчасти погодным мотивам, а позже Германия присоединилась к мировому социалистическому сообществу.
В 1913 из-за организационных трудностей получился полный разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, во Франции и, впервые, в России - 2 марта, когда в Санкт-Петербурге в здании Калашниковской хлебной биржи прошло «научное утро по женским вопросам», на котором обсуждалось равноправие женщин и мужчин, охрана материнства и другие вопросы. И только, ровно 100 лет назад, в 1914 г. впервые повсеместно Международный женский день провели 8 марта, так как он совпал с воскресеньем, то есть, с нерабочим днем. В тогдашнюю Российскую империю этот праздник попал через подругу Цеткин – пламенную революционерку Александру Михайловну Коллонтай. Ту самую, которая позже, став первой женщиной-министром в истории, покорила уже Советскую Россию "большой фразой": "Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды".
Кстати, 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1914 года вышел и первый номер женского журнала «Работница» (который издается и сегодня), созданный по инициативе В. И. Ленина, для «защиты интересов женского рабочего движения» и пропаганды «рабочего движения». Начавшаяся Первая мировая война заставила Европу надолго забыть о каких-либо праздниках.
Роза Люксембург (справа) и Клара Цеткин (слева), 1910 г. |
Карикатура на суфражисток в прессе |
В 1917 г. в последнее воскресенье февраля текстильщицы Выборгского района в Петрограде объявили забастовку по поводу женского дня и вышли на улицы с лозунгами "Хлеба и мира". Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, а временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю. Это событие привело к нарастанию массовых беспорядков и к последующим событиям Февральской революции. «Если будущие историки захотят узнать, кто начал русскую революцию, то им не следует создавать запутанной теории. Революцию начали голодные женщины и дети, требовавшие хлеба. Они начали с крушения трамвайных вагонов и погрома мелких магазинчиков. И только позже, вместе с рабочими и политиками, они стали стремиться к тому, чтобы разрушить мощное здание русского самодержавия», — писал в своих дневниках социолог Питирим Сорокин о тех событиях. Лев Троцкий в своей «Истории русской революции» отмечал, что когда начались протесты, женщины действовали гораздо решительнее мужчин. По этой причине в 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было принято решение 8 марта праздновать Международный женский день
После прихода к власти в России большевиков Международному женскому дню придали официальный статус. В 1921 году Советский Союз официально утвердил 8 марта Женским днем в память о той женской демонстрации 1917 года, которая ни много ни мало положила начало революции в России. Начиная с 1920-х гг., 8 Марта из политической акции женщин борьбы за свои права превратился в Международный день работниц и получил официальный статус праздника, хотя и не был выходным днем.
8 марта:
- 1921 г. перед женщинами-работницами ставились задачи: бороться с голодом и разрухой, налаживать «народное хозяйство». Ленин писал по выборам в Моссовет в феврале 1920 года так: «Нам нужно, чтобы женщина-работница добилась не только по закону, но и в жизни равенства с мужчиной-работником».
- 1922 г. проходило как общепролетарский праздник с основными лозунгами - объединение рабочего класса вокруг РКП(б) и профсоюзов, борьба с голодом и женской безработицей.
- 1923 г. проходило под призывами повышения общественно-политического и культурного уровня и производственной квалификации женщин-работниц.
- 1924 г. проходило под лозунгом Ленина (покойного на тот момент): «Начатое Советской властью дело может быть подвинуто вперед только тогда, когда вместо сотен женщин по всей России в нем примут участие миллионы и миллионы женщин». В эти дни ряды РКП(б) пополнились более чем на 4000 работниц.
Уже во второй половине 20-х годов начинают прослеживаться некоторые изменения в представлении женственности на страницах советских женских журналов; с актуализацией задачи увеличения рождаемости образ женщины практически не разделяется с материнством, на нее возлагается полная ответственность за детей и семейный очаг. В прессе печатаются статьи и советы для женщин по ведению хозяйства (уборка дома, приготовление пищи, пошив одежды, стирка) и ухода за детьми, что свидетельствует о частичном возвращении к старым патриархальным ценностям и означает увеличенную нагрузку на женщину - работницу, мать и хозяйку. В 1927 году женщины-работницы встречали этот день как свой праздник, выполняли уборку в доме, готовили праздничные обеды, одевались в лучшие наряды. Семейные черты празднования 8 марта продолжали развиваться и в последующие годы. Кроме собраний, митингов, демонстраций, на предприятиях устраивались семейные вечера с играми, песнями, танцами, угощением. Таким образом, новая традиция, не имевшая аналогов ранее, вошла в быт рабочих масс.
Сталин тоже решил прибавить себе популярности и распорядился признать 8 марта Международным женским днем. Но поскольку привязать его к историческим событиям было сложно, пришлось слегка подкорректировать историю. А разбираться особо никто не стал. Раз вождь сказал – значит так и было.
В 1945 году в Сан-Франциско был подписан Устав ООН, который среди прочего стал первым международным соглашением, провозгласившим равенство мужчин и женщин в качестве основополагающего права человека.
казалось бы, какая связь с 23 февраля? |
Тут жена Александрова подала ему ценную мысль: «Твоя партия поступила бы куда лучше, если бы вместо дурацких слов женскую жизнь улучшила». Знала, о чем говорила: к примеру, декретный отпуск в СССР в это время длился всего год и не оплачивался. Александров не мог в корне изменить жизнь всех советских женщин. Но подать идею о том, чтобы подарить им выходной, мог. Когда идея дошла до Брежнева, он тут же вписал ее в повестку дня заседания Президиума ЦК. Но его помощник Голиков комментировал идею так: «Дело трудное. Госплан будет возражать». Однако на этот раз Госплан удалось убедить. На следующий день Президиум ЦК КПСС постановил внести в доклад Брежнева тезис о том, что Международный женский день 8 Марта в Советском Союзе объявлен нерабочим днем. Так в 1966 году, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, Международный женский день стал нерабочим днем и праздником. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин. В определённой мере советское правительство стремилось к тому, чтобы женский день перестал иметь политическую подоплёку и превратился просто в праздник красоты и весны — ведь протестное движение, которое он символизировал в начале века, могло направиться не в то русло. Постепенно Международный женский день в СССР терял свою политическую окраску.
А за эту, казалось бы, безобидную марочку, художник Игорь Александрович Коминарец (Коменарец), получил нагоняй от чиновников Министерства Связи СССР. Эту историю рассказал советский художник, график, автор более 80 знаков почтовой оплаты Юрий Константинович Левиновский в журнале "Филателия"! А дело было так. К международному Женскому Дню 8 Марта Коминарец, изобразил миловидный женский профиль, окружённый цветами. Квадратная марка ориентирована по номиналу "4 копейки", расположенному в нижнем углу ромба. Когда марку издали, она пошла "гулять по инстанциям". И вот в одном из кабинетов чиновник, наделённый властью правами контроля, рассматривая марку, стал вращать её вокруг центра. И неожиданно обнаружил ужасную тайну. Когда цифра номинала оказалась в левом нижнем углу квадрата, стало видно лицо молодой женщины, лежащей в гробу, усыпанном цветами... Разразился скандал. Выпуск марки в обращение собирались запретить. Положение сумела исправить только председатель Комитета Советских Женщин первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Она не стала крутить марку, понимая, что при каждом повороте рисунок будет выглядеть глупо, и поддержала художника. Марка вышла в продажу...
Кстати, сама "Чайка" (такой позывной был у Терешковой, изображенной на открытке к 8 марта) родилась накануне этого праздника - 6 марта.
В 1975 г. советским идеологам, наконец, удалось осуществить свою давнюю мечту: поскольку этот год был объявлен Организацией Объединенных Наций «Международным годом женщины», то и 8 Марта с подачи делегации СССР по решению той же ООН получило-таки официальный статус «Международного женского дня».
В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 32/142, призвав все страны провозгласить 8 марта днем борьбы за женские права - Международным женским днем, в соответствии с их историческими и национальными традициями и обычаями, любой день этого года Днем борьбы за права женщин и международный мир. Государства были призваны вносить свой вклад в создание благоприятных условий для ликвидации дискриминации в отношении женщин и их полного и равноправного участия в процессе социального развития. Это решение было принято в связи с Международным десятилетием женщин Организации Объединенных Наций (1976-1985 гг.), провозглашенным Ассамблеей.
Но вот грянула перестройка и многие женщины были в буквальном смысле слова выброшены на обочину жизни. Появились термины: “женское лицо безработицы”, “насилие в отношение женщин”, “мужской парламент”, “материнская семья”, “материнская смертность”, “социальное сиротство”, “женский алкоголизм”. Была официально признана дискриминация женщин на рынке труда.
Правительство Российской Федерации заявило на IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) о своих обязательствах по ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 1996 году были приняты Концепция улучшения положения женщин и Национальный план действий по улучшению положения российских женщин. Аналогичные документ были приняты и в субъектах Федерации. Однако, ни 8 марта, ни в День матери в ноябре никаких отчётов о выполнении этих важных государственных документов мы не слышим.
После распада СССР Международный женский день отмечается в странах СНГ: в Украине, Беларуси, Российской Федерации, Латвии, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, Таджикистане как Международный женский день; в Узбекистане как День матери; в Армении его отмечают 7 апреля как День Материнства и Красоты,
8 Марта в Казахстане, 2010 год |
5 марта 2013 в городе Коломыя (Ивано-Франковская область, Украина) решением городского совета отменили этот праздник. Причину сформулировали так: «Этот праздник, как и День защитника Отечества и День Победы, не способствует духовному обогащению украинцев».
В 2013 году бацька Александр Лукашенко из-за траура за президентом Венесуэлы Уго Чавесом, с которым у Лукашенко были хорошие личные отношения и общие интересы (авторитаризм, популизм, антиамериканизм и положение парии в мировом сообществе), отменил все праздничные мероприятия, планируемые на Международный день женщин.
В Литве 8 марта было вычеркнуто из списка праздников в 1997 году консерваторами. Официальным выходным День Женской Солидарности снова стал лишь в 2002 году – его считают праздником Весны, в его честь проводят фестивали и концерты, благодаря ему гости страны проводят незабываемые весенние уикенды в Литве. Нельзя сказать, что все население страны с радостью отмечает 8 марта – одни его не справляют вовсе в связи с определенными ассоциациями, другие просто не видят в нем смысла, третьи рассматривают этот день как дополнительный отдых.
В Армении женский праздник – отмечают дважды: 8 марта и 7 апреля. После объявления независимости Армении в 1991 году новая власть, посчитав, что нужно отправить на свалку истории все, что связано с советским прошлым страны, немедленно отменила день 8 марта (как «наследие коммунистического режима»), и объявила 7 апреля Днем материнства и красоты. В результате этого женщины только выиграли, так как с тех пор мужчины внесли существенные коррективы в изначальный замысел и принялись отмечать оба праздника одновременно, причем 8 марта не официально, но искренне, а 7 апреля - вполне официально. Впрочем недавно справедливость наконец-то была восстановлена, и Международный женский день вновь внесли в календарь праздничных и знаменательных дат. Хотя каких-либо торжеств с участием первых лиц государства по случаю 8 марта в Ереване проводить не собираются, тем не менее официального поздравления от президента армянские женщины все же дождутся, как, впрочем, и от премьер-министра, и спикера парламента.
Кстати, с 2002 года Международный женский день отмечается в России как "нерабочий праздничный день" уже не по Указу 1965 года, а согласно статье 112 КЗОТа РФ в списке из других девяти государственных праздников Российской Федерации.
Итальянцы празднуют Женский день повсеместно, но не официально – выходного дня, как у нас, там нет. выходным этот день не является. Тем не менее, значение праздника неизменно – борьба прекрасной половины человечества за равноправие с мужчинами. Символ тоже прежний – скромная веточка мимозы. Коммунистка Тереза Маттей выбрала мимозу в 1946 году как символ Международного женского дня в Италии, потому что она считала, что французские символы дня, фиалки и ландыши слишком дефицитны и дороги, чтобы используется в Италии. Такими веточками и ограничиваются итальянские мужчины 8 марта (дарить подарки в этот день не принято). Собственно, в самом праздновании мужчины участия тоже не принимают – они лишь оплачивают счета своих половинок за рестораны, кафе и стриптиз-бары с мужским стриптизом, куда вход для женщин бесплатный.
мимоза: слева - праздничная открытка, справа - настоящая |
Ну и в продолжение темы цветов. В начале ХХ века две девушки – Кларочка Цеткин и Розочка Люксембург, торговавшие цветами, остались недовольны объемами продаж и решили провести масштабную рекламную кампанию. Так возник «Международный женский день».
8 марта - решающий бой - тюльпаны против мимоз. Впрочем, цветы не самый практичный подарок на 8 марта. Постоят пару дней, а дальше в мусорку. Другое дело свиная голова. Это и суп, и холодец, и просто красиво. Но самый дорогой подарок на 8 Марта - это трезвый муж.
венгерская марка к 8 марта |
Примерно та же картина и во Франции. Во Франции 8 Марта празднуют чаще всего коммунисты и другие левые (помня, что исторически день был основан женщинами-социалистками). Кстати официально Женский день был введен здесь еще в 1982 году министром по правам женщин Иветт Руди - эта легенда прекрасно подходила министру: она прославляла борьбу женщин в классовой борьбе. Праздника как в России - выходного дня и всеобщего ликования в день женщин - там нет. Вместо этого время от времени 8 Марта проходят различные манифестации, конференции и семинары по вопросам прав женщин. Этот праздник считают своим различные женские правозащитные организации.
В Швеции женщинам в этот день принято дарить книгу. В Японии - дорогое белье, белый шоколад. Там, правда, аналогичный праздник приходится на 14 марта. Кстати, в Японии девушкам «подарили» практически весь март. Из основных женских праздников стоит отметить Праздник Кукол, Девочек (3 марта) и Цветения персиков. Непосредственно 8-му марта внимания практически не уделяется – японцы отдают предпочтение своим традициям. В праздничные дни комнаты украшаются шарами из цветов мандариновых деревьев и вишни, начинаются кукольные выставки, девочки наряжаются в нарядные кимоно, их угощают сладостями и дарят подарки.
Женщины празднуют Международный женский день в Камеруне |
В Китае в доказательство своей любви в женский день мужчина должен проявить себя как изысканный кулинар. 8 Марта у всех китайских дам законный выходной. Когда их вторая половина утром уходит на работу, они отправляются в городские парки и гуляют и отдыхают там целыми компаниями. Самые привлекательные жительницы столицы участвуют в конкурсе “Мисс Пекин”. Его организаторы пытаются выяснить: изменилось ли под влиянием Запада представление китайцев о женской красоте? Как оказалось, практически нет. Красавица, говорили здесь в старину, рождается из тончайших испарений Неба и Земли, из яшмовой росы, скапливающейся на бронзовом диске. Сегодня об этом должен помнить каждый настоящий мужчина.
Английские дамы вниманием на 8 марта, увы, обделены. Праздник официально не отмечается, цветы никто никому не дарит, а сами англичане категорически не понимают смысла в чествовании женщин только за то, что они женщины. Женский День англичанам заменяет День Матери, отмечаемый за 3 недели до Пасхи. Тем не менее, женские общественные организации Великобритании с 2005 года добиваются объявления 8 марта всебританским выходным днём.
В Австралии Международный женский день, хотя и имеет статус политического, выходным днем не является. Тем не менее здесь 8 марта отмечают бурно. Цветы и подарки прекрасная половина австралийского населения (как и многих других англоязычных стран) получает, как правило, в День святого Валентина (14 февраля) или в День Матери (12 мая).
сестры Чинг на своих боевых слонах |
Международный женский день в Уганде связан с вековыми традициями народов. Легенда местных жителей о 8 марта основывается на том, что когда-то одна из женщин, деревянным пестом, которым измельчала вареный корнеплод, ударила бога (за какое-то оскорбление). С тех пор уделом женщины стала африканская красная земля и дефицитная здесь вода. А населяющие воду существа, преимущественно змеи, стали символом женщин. Согласно поверьям местных, наиболее значимые женские тайны, лежат на речном дне, и окованы их слезами, соленными, как море. Поэтому многие женщины Уганды, продолжая традиции, купаются голышом, надеясь получить ответы, на вопросы которые их волнуют, у давно покинувших мир прародительниц. В этот праздник, 8 марта, женщины надевают множество украшений, устраивают танцы и имеют возможность наконец забыть о своих проблемах. В Уганде проходят всевозможные концерты и фестивали, которые образуют единую программу «Джанджобы».
В Южной Африке проводят свое празднование дня женщин — 9 августа, — причем на государственном уровне. Дата призвана напомнить о борьбе местных активисток против тирании правительства времен апартеида. Так, 9 августа 1956 года они предотвратили введение обязательной паспортизации женщин Южной Африки. Более 20000 женщин, возглавляемых Лилиан Нгойи (профсоюзной активисткой и политическим деятелем), Хелен Джозеф, Альбертиной Сисулу и Софией Уильямс-де Брюн, приняли участие в марше до Юнион Билдингс в Претории и доставили петицию премьер-министру Дж.Г. Стридждому/
Единственная страна, которая по поводу 8 марта категорически молчит (хотя неофициально празднует, особенно в эмигрантской среде), — это США.
Кстати 8 марта (1970 г.) родился муж Наташи Королёвой и бывший старлей, стриптизер и шоумен Тарзан (Сергей Глушко). Интересно, что на 8 марта не выпадает ни одних женских именин. Зато целых 16 мужских! Поэтому смело поздравьте своих знакомых мужчин с Днем Ангела: Александра, Алексея, Демьяна, Ивана, Климента, Кузьму, Лазаря, Михаила, Моисея, Николая, Сергея, Федора и Яна – у них тоже праздник!
Празднование 8 марта это отличная традиция, доставшаяся нам по наследству от наших социалистических бабушек. Празднование 8 марта это то, что будет радовать еще наших внучек! 8 марта давно уже не носит политического окраса: нам не столь важно, какой это женский день - международный или только наш, главное, что это тот день, когда мужья вновь смотрят на жен влюбленными глазами, коллеги открывают перед сотрудницами двери, а дети спорят, чья мама лучше. Когда, как не 8 марта, женщины могут почувствовать себя прекрасными мадоннами, а мужчины сильными великодушными кавалерами, исполняющими прихоти дам?! Когда, как не 8 марта, все вазы в квартирах и офисах заполняются цветами, а от избытка комплиментов в душе каждой представительницы слабого пола наступает весна?! Мы ждем этот день с зимы, стремясь оттаять душой после зимней стужи…
Пациент на 8 марта написал стихи для медсестер. Душевные такие, со сложным ритмом. Маяковский, блин. А поскольку сам читать стеснялся, попросил соседа — певца. У того голос поставлен. Ну приходит певец на пост и на всю больницу декламирует. Сестрички слушают, умиляются, пока не звучит фраза "Когда придешь к вам сраный в дУше...". Тут певец умолкает, и начинает перечитывать листочек. Сестрички тоже молчат, и только санитарка говорит: "Что замолчал? Помоем сраного, не впервой!" И под начинающийся смех раздаётся вопль автора: "С раной в душЕ, идиот!"
А еще, по странному совпадению, вторую (и последнюю) жену Петра I звали Марта, если точнее - Марта Елена Катарина Скавронская (хотя сам Пётр I называл ее в письмах Катериной Василевской; скорее всего, по фамилии её тётки, а может по названию Васильевского острова, на котором стоял дворец Меншикова), после принятия православия в 1705 году - Екатерина Алексеевна Михайлова (крестным отцом ее был царевич Алексей Петрович, её будущий пасынок, крестной матерью была сводная сестра Петра I, царевна Екатерина Алексеевна, по имени которой получила свое новое православное имя Екатерина, а фамилией Михайлов иногда представлялся сам Петр, если хотел сохранить инкогнито; по законам православного вероисповедания ее крещение — это инцест). О ее детстве и юности мало что известно и факты противоречивы. Родилась она 5 апреля 1684 года (называются и иные годы её рождения: 1679, 1682, 1683, 1686) в семье не то латышско-литовского, вернее, латгальского крестьянина в исторической области Видземе, входившей на рубеже XVII—XVIII веков в состав шведской Ливонии, не то эстонского в Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Впрочем, всё это в те времена была Шведская Ливония. Отечественная историография считает наиболее вероятной версию о том, что Екатерина происходила из бедной крестьянской семьи (белорусской, латышской, литовской, польской - здесь ясности нет). Отцом её был Самуил Скавронский (Сковронский, Сковоронский, Сковороцкий, Сковородский, Сковорошенко или даже Икавронский), а матерью - то ли Доротея Ган, то ли Елизавета Мориц. По свидетельству некоего Рельбига, фамилия Скавронские была принята, по предложению П.И. Сапеги (фаворита Екатерины I после смерти Петра).
Н. И. Костомаров: "Из известий, сохранившихся не у иностранных ловителей слухов, а в государственных документах, неоспоримо оказывается, что Екатерина происходила из крестьянской семьи Сковронских: если бы родичи, объявившие себя таковыми, не были на самом деле тем, за кого себя выдавали, то всё-таки несомненно, что прозвище Сковронских за состоящими в крепостной зависимости крестьянами было, так сказать, патентом на звание родственников русской государыни, а, стало быть, она сама себя признавала урожденною Сковронскою и по происхождению крепостною крестьянкою".
Другого мнения придерживается Н. А. Белозерская: "На основании собранных нами фактов, а тем более подлинных документов, едва ли может быть сомнение в том, что Екатерина I родилась в Швеции и по отцу была шведского происхождения. Кроме того, вопреки общепринятому у нас мнению о родстве Скавронских с Екатериной, её преждевременно умершая мать ни в каком случае не могла быть женой Самуила Сковороцкого и оставить после себя многочисленное потомство будущих графов Скавронских. Насколько мы могли проследить, сыновья и дочери Сковороцкого, по всем данным, были не родные, а только двоюродные братья и сёстры русской императрицы".
В "Генеалогических таблицах" Иоганна Гюбнера сказано: "Катерина фон-Алфендель из Лифляндии родилась 24-го февраля [а это уже намного ближе к 8 марта!] 1684 года” (супруга Петра I). Фон Альвендаль (Альбендиль, Алфендаль, Алфендель), ливонский дворянин, владелец имения, находился в любовной связи с крепостной Анной-Доротеей Ган, проживавшей в городке Ринген. От этой связи и родилась будущая императрица. После рождения ребёнка Альвендаль выдал свою любовницу замуж за богатого крестьянина, имевшего впоследствии от нее нескольких детей, уже законных (из донесения цесарского посланника Rabutin de Bussi венскому двору от 28-го сентября 1725 года). Многие историки ссылаются в своих работах на данное донесение.
Историк Карла XII, шведский придворный проповедник J. Nordberg, взятый в плен под Полтавой в 1709 году и живший около шести лет в России, то в Петербурге, то в Москве, упоминал свидетельство одного лифляндца, знавшего отца и мать Екатерины, якобы, подтверждаемое церковной книгой: "Отцом её был квартирмейстер Эльфсбергского полка шведской армии Иоганн Рейнгольдсон Рабе. Находясь с полком в Риге, он женился на местной уроженке, дочери [или вдове] рижского государственного секретаря Елизабете [по первому мужу] Мориц. По прибытии в Швецию Елизабета родила в 1682 году, на бастели Гермундерид, в приходе Тоарпа, дочь Катерину. Через два года Иоган Рабе умер, а жена его с дочерью и новорожденным сыном вернулась в Ригу, где, некоторое время спустя, Катерина поступила в сиротский дом, затем на Ревельское подворье и, наконец, к мариенбургскому пробсту Глюку. Данное сообщение J. Nordberg в своих работах приводят: И.И. Лажечников в своём романе "Последний Новик", называя юную Марту Екатериной Рабе, а А.Н. Толстой в романе "Пётр I" - Мартой Рабе. В 1849 г. в шведской газете “Tiden” № 89 было напечатано донесении военного комиссара фон-Сета, в главных чертах вполне сходное с рассказом Нордберга, дополненное некоторыми новыми подробностями; кроме того, Свен Рейнгольдт Рабе назван другим именем и оказывается на два года старше сестры: шведский квартирмейстер Иоганн Рабе “привез с собою из Риги жену Елизавету Мориц, с которою прижил в замке Варберг, где находился в гарнизоне, сына Свена-Рейнгарда и потом на бастели Германдеред дочь Елену-Катерину. Жена через месяц по смерти мужа с обоими детьми удалилась в Ригу: сыну было пять лет, а дочери три года”. Другой шведский историк, Лагербринг, по вопросу о происхождении Екатерины I ограничивается краткой заметкой: “В России утверждают, что она происходит из польской фамилии Скавронских; в Швеции убеждены, что ее отец носил фамилию Раабе и был квартирмейстер Эльфсборгского полка. Слухи эти вполне известны в Петербурге”.
В биографии лифляндского барона Отто Рейнгольда, хозяина знаменитой в истории Северной войны мызы Эрестфере есть упоминание об осаде русскими Мариенбурга и пленении семейства Глюк. В ней будущая царица названа приемной дочерью пастора (Pflegetochter) и в то же время прачкой (Badendiek). В Большом немецком словаре слова Badendiek нет. Вполне возможно, что речь идет о диалектном термине, буквально означающим «купающая (Baden) покровы (Decke)». Это согласуется с последующей информацией о том, что в доме Шереметева пленница исполняла обязанности прачки, да и сама себя впоследствии шутливо называла «портомоей». Впрочем, возможно, что автор биографии барона Рейнгольда считал слово Badendiek фамилией подлинных родителей приемной дочери пастора. Эстляндский историк Готлиб Алексис Иверсен в статье "Das Madchen von Marienburg", а позднее и в книге "О жизни Екатерины I" (1852) указывал, что Марта была дочерью рижского бюргера Петра Бадендика, который был дважды женат и имел от первого брака пятерых, от второго брака четверых детей. Но от какого из двух браков она родилась, не указывается. На его работы ссылаются Я. К. Грот и Н. И. Костомаров.
Немецкий писатель Hristofor Schmidt-Phiseldeck в своей книге по русской истории привел письмо от 1725 года ганноверского посланника в России Фридриха Христиана Вебера, долго жившего в России и бравшего уроки у Вурма, учителя детей Глюка (взятого в плен в Мариенбурге вместе с Екатетериной), который мог, по-видимому, получить от него точные сведения об ее происхождении и первых годах жизни. По словам Вебера, матерью Екатерины была крепостная девушка помещика Розена, проживавшая в его имении Ринген, Дерптского округа. Вскоре после рождения ребёнка она умерла. Розен, шведский подполковник в отставке, к тому же, не имевший семьи, взял девочку на воспитание. Это и стало причиной для слухов о том, что он и есть настоящий отец Марты... Вебер утверждал, что получил эти сведения от жившего в доме пастора Глюка учителя его детей Вурма, знавшего Марту и взятого в плен в Мариенбурге вместе с ней. Но Вебер, передавая это известие, сам находил его довольно сомнительным, судя по тому, что позднее в своем обширном сочинении "Das veraenderte Russland", нашел нужным сделать такую оговорку: "Сознаюсь, что относительно происхождения Екатерины я не знаю ничего основательного и заслуживающего доверия, потому что сообщаемые известия крайне противоречивы и довольно сомнительны". Тем не менее, на Вебера ссылаются в своих исследованиях Н. А. Белозерская, Я. К. Грот, Н. Павленко.
Понятно, что если при жизни Екатерины не было возможности собрать точных сведений в данном направлении, то тем затруднительнее было собирать их лет пятьдесят спустя. Известный историк-географ Бюшинг, живший в Петербурге в начале царствования Екатерины II, “долго и напрасно наводил справки и потерял всякую надежду узнать что-либо верное” о родителях первой русской императрицы. В своих статьях он нигде не упоминает фамилии ее отца и называет его то Самуилом, то Карлом. Другой иностранец, Альбедилль, секретарь шведского посольства при русском дворе, в 1778-1784 гг., заявляет, что “в Петербурге не только было бесполезно, но даже опасно наводить справки о происхождении Екатерины, хотя бы с научной целью”.
Некоторые исследователи утверждают её еврейское происхождение. Как следует из документов, энциклопедий и монографий, полное имя Екатерины Первой до принятия Православия было Марта Самуиловна Скавронская. Много ли Вы, высокочтимый читатель, знаете литовцев, латышей, эстонцев, белорусов и поляков, имя которых Самуил? Зато Самуилами очень часто называли евреев. Ну а само имя Марта (в еврейском оригинале Марфа на иврите מרתה, в переводе означающее «хозяйка», «госпожа») – имя, упоминаемое в Евангелиях, и потому имя Марфа (буква «ф» в немецком перешла в «т», а в русском осталась) попало в святцы. Но в таком случае спрашивается: зачем было переименовывать Марту при «перекрещивании» в православие из лютеранства? Ответ: потому и имя и отчество заменили, что от своего отца Самуила Императрица Российская не отреклась! Прекрасно помня родителей (вопреки вошедшей в учебники выдумке, что супруга Петра Великого не помнила ни мать, ни отца). Не просто помнила, а чтила и уважала! Ну а императрица Марфа Самуиловна Романова в самом деле звучало бы раздражающе. Не для Петра — потому и Велик Петр, что перевернуть мог всё, если бы захотел. Раздражающе для образованных и необразованных классов России. Существует гипотеза что Марта Скавронская родом из Белорусии и ее отец работал в доме Яна Казимира Сапеги (члены рода которого в Речи Посполитой бывали и канцлерами), в Минске, а уже оттуда переехал в Лифляндию...
Одной из наиболее вероятных является и польская версия. Ведь Скавронские были католиками и жили на землях так называемой Польской Лифляндии. К тому же Доротея-Христина, урожденная Скавронская, по мужу Гендерберг (позднее фамилия была русифицирована в Гендриковы), писала к своей предполагаемой сестре Екатерине именно на польском. Правда, в одном из документов эту Христину именуют «Скворощанкой», что больше похоже по форме на украинскую фамилию Скворощенко. Но, возможно, что и в данном случае (как и в случае с Гендриковыми-Гендербергами) имела место всего лишь небрежная русификация иностранной фамилии при передаче. Тем более, что ее обладательница считалась крепостной. Впрочем, есть уверенность, что ни Скавронские, ни Гендерберги крепостными не были. Все они были изначально горожанами, без сомнения, лично свободными. Другое дело, что семья Гендерберг могла попасть в зависимость от помещика Вульфеншильда вследствие кабального контракта и долгов. Относительно подобной зависимости других Скавронских ничего не известно. И их чаще всего называют обывателями...
Большая часть вариантов написания фамилии семейства Скавронских имеет в своей основе названия различных птиц на разных языках. Во-первых, это скворец. Правда, на украинском, белорусском и польском языках «скворец» чаще всего звучит как «шпак». Во-вторых, есть польское слово skowronek (жаворонок). Изображение жаворонка было введено в герб графов Скавронских. Но последняя форма написания фамилии родичей Екатерины, как было сказано выше, была предложена достаточно поздно. Впрочем, был еще один «птичий вариант» происхождения той же фамилии. В латышском языке есть слово kovārnis (галка). «Галки» - так почти сплошь светловолосые латыши могли бы прозывать семейство необычных для своей земли брюнетов из Польши. В балтских языках бытует предлог iš (из). Так что один из вариантов написания этой фамилии - «Икавронские» (правильно, очевидно, «Из-коварнисы») означал просто «Из галок». При этом вполне допустимо предположить, что «Изкавронские» получили свое прозвище не только за свой внешний вид, но и за место, откуда прибыли в Лифляндию – из Галиции, в гербе которой геральдическая галка занимает, кстати, почетное место. Однако, латышское слово kovārnis явно родственно не только славянскому «гавран» (ворон), но и латинскому «korvus» (ворон). Интересно, что на украинском языке «ворон» звучит как «гайворон» - почти как «жаворонок». Вполне вероятно, что именно «Гайворон» была изначальная фамилия Скавронских. Некоторые исследователи предполагают, что они были из числа ополячившихся украинцев, скорее всего, бедных шляхтичей. Кстати, Петр, очевидно, знал о польском или польско-украинском происхождении Екатерины. Многие исследователи пишут, что в начале их отношений, он часто именовал ее «матка». В русском (особенно современном) значении это слово звучит довольно грубо, о чем тоже часто пишут (и даже иностранцы). Но в польском языке оно соответствует западному «мадонна». Поляки ведь говорят о Божьей Матери «Матка Бозка». Итак, есть многие основания считать, что происхождение фамилии Скавронских было изначально связано либо с латышским kovārnis, либо с украинским Гайворон. Если это так, как мы уверены, начинает прослеживаться связь между семьями Скавронских и Рабе. Потому что Rabe в переводе с немецкого - «ворон». Перевод фамилий с одного языка на другой был довольно распространен в Европе при смене страны проживания. Мало кому из людей невысокого звания хотелось, чтобы на новом месте его считали подозрительным чужаком. Да и фамилии некоторых более значительных лиц в Швеции имели обыкновение натурализовывать.
Кем бы там ни была Марта и где бы и когда она ни родилась, она рано осиротела. После смерти от чумы (толи от погрома, особенно если жили в Минске или в Украине запросто — да и в Польшу казаки захаживали с погромчиками: вспомним Тараса Бульбу) родителей, ее отдали в услужение (по версии Брокгауза и Ефрона это сделала овдовевшая мать Марты; по некоторым же сведениям, до 12 лет девочка жила у своей тётки Анны-Марии Веселовской, принадлежавшей, по некоторым сведениям, к влиятельному еврейскому роду, один из членов которого Абрам Веселовский, дослужился до адьютанта Петра и был с Царём во время Полтавской битвы; Лев Бердников писал, что "в возрасте трёх лет девочка-сирота была взята в Крейцбург (Круспилс), к родной тётке Катерине-Лизе, бывшей замужем за курляндцем, крещёным евреем-лютеранином Яном Василевским") в семью пробста (одно из главных духовных лиц лютеранского народонаселения Лифляндии - старший пастор в определённом географическом регионе, подчинённый епископу) Иоганна Эрнста Глюка, управляющего лютеранских церквей в Мариенбурге (есть еще версии, что до Глюка она была то ли у роопского кюре Даута, её крёстного отца, то ли в сиротском приюте Николая Экка при ревельском подворье), где её будто бы учили грамоте и рукоделиям (хотя, по более распространенной версии, Марта использовалась в доме как служанка, грамоте её не учили, не смотря на то, что после взятия 25 августа 1702 года Мариенбурга (ныне Алуксне в Латвии) русскими войсками Глюк, как учёный человек, известного своим переводом Библии на латышский язык, был взят на русскую службу, основал первую гимназию в Москве, преподавал языки и писал стихи по-русски; существует даже версия, что когда ей пришлось учиться ставить хотя бы свою подпись под документами государственной важности, она просидела над этой «премудростью» целых 3 месяца), и где заодно впервые сменила вероисповедание (само собой, на лютеранское). Впрочем, история умалчивает и об ее образовании (если таковое имелось), и о том, кто были ее учителя, но особая «школа» в ней чувствовалась всегда. У пастора был большой дом, и, поскольку в крепости Мариенбург жилья было мало, у него всегда стояли квартиранты. Их-то по доброте душевной и ублажала «благочестивая Марта». От одного из них, литовского дворянина Тизенгаузена, Марта даже родила дочь, умершую через несколько месяцев. Так это было или нет, но Марта очень рано узнала, что из мужчин, какими бы влиятельными они не казались, можно легко вить веревки. Есть только один способ этого достичь: соблазнить и привязать. Утопить в океане своей страсти, а потом «делай с ним, что хошь…» Однако, врядли стоит осуждать будущую императрицу за это.
Ее отец, Самуил Скавронский, если принять версию о происхождении Екатерины из бедной крестьянской семьи, не от хорошей жизни переезжал со своими домочадцами с места на место. У Вольтера можно прочесть, что наряду с сельским хозяйством он, чтобы прокормить семью, подрабатывал и могильщиком. Не была мёдом жизнь сирот и в приютах того времени. Многодетными были семьи её тётки и роопского кюре Даута, в которых она могла воспитываться. Тётка после смерти мужа тут же пристроила Марту-Екатерину в приют. Кюре Даут при встрече с пастором Глюком пожаловался на материальные трудности, да ещё при наличии лишнего рта в лице Екатерины. В любом случае, девочка-сирота была обузой, и не купалась в любви своих воспитателей. Если всё это так, и если мы прекрасно знаем, что здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, но и от той среды, в которой развивается ребёнок после рождения, то можно, не боясь ошибиться, считать, что начало её жизни было далёким от того, чтобы называться здоровым. Русский историк и географ первой половины XIX века, академик К. И. Арсеньев так писал о ней: "...рождённая в нищете, сирота бесприютная с младенчества, сохранённая в первые годы жизни [лишь] сердоболием жителей Рингена". Детство Екатерины, по его же определению: "...период нищеты, безродного одиночества, горькой зависимости от людей, её призревших".
В возрасте 17 (или 18) лет, как раз накануне русского наступления на Мариенбург, Марту удачно выдали замуж (есть мнение, что даже слишком – бойкая девица закадрила одного из сыновей Глюка, пришлось спешить по понятным причинам; поговаривали даже, что она была любовницей и самого пастора, но эти сведения находятся лишь на уровне слухов) за шведского драгуна-трубача Йохана Крузе (по другим данным, Рабе, эта версия попала и в художественную литературу, например, роман А.Н. Толстого «Пётр Первый», по словам же датского посланника Юста Юля, она «была помолвлена с шведским капралом Мейером»), который через день-два после свадьбы, которую справили в Иванов день, 6 июля, со своим полком отбыл на войну и, по распространённой версии, пропал без вести. Впрочем, князь Пётр Владимирович Долгоруков, ссылаясь на Дмитрия Андреевича Шепелева, утверждает, что драгуна Крузе сослали в отдалённое место в Сибири, где шведу при условии полного молчания был гарантирован довольно приличный пансион (некоторые считают, что Крузе пережил свою жену на 20 лет; по другим сведениям он умер в 1721 году). По еще одной версии, Йохан Крузе служил в шведской армии еще много лет, под старость – в гарнизонах на Аландских островах. Выслужив пенсию, он никуда не уехал, поскольку близких и родственников у него не было. Новой семьи Йохан тоже не завел, и пастору объяснил, что жена у него уже есть, быть двоеженцем и брать грех на душу он не желает. Йохан ненадолго пережил свою законную жену Марту, скончавшись в 1733 году...
Пастор Глюк представляет фельдмаршалу Шереметеву шведскую пленную Марту Скавронскую |
Встреча Марты Катарины и Петра I |
Пётр I берёт у Меншикова Екатерину. Неизвестный художник, Егорьевский музей. |
Екатерина I в молодости |
Екатерина I верхом в сопровождении арапчонка. Портрет Георгия Грота |
Есть ещё одна заслуга «походной жены» императора Петра. В несчастливом Прутском походе 1711 г. (по мнению историков, в ходе Прутского похода Петр I умудрился совершить практически все те же ошибки, что и Карл XII перед Полтавской битвой, благодаря которым российские войска разгромили шведские) 190 тысяч турок и крымских татар прижали 38-тысячную русскую армию к реке, полностью окружив многочисленной конницей. Вместе с армией в «котёл» попали царь и его супруга, находившаяся на седьмом месяце беременности. Но безвыходных положений, учит история, не бывает. Восточные народы, как известно, алчны и продажны. Это качество пригодилось и тогда. По широко известной легенде, Екатерина сняла драгоценности и отдала как выкупъ турецкому командующему Балтаджи Мехмед-паше (позже Мехмед-пашу снимут с занимаемой должности и казнят, ведь у него был реальный шанс разгромить российскую армию и пленить Петра, но он им не воспользовался). Пётр I смог заключить Прутский мир и, пожертвовав русскими завоеваниями на юге, вернув Азов и срыв крепости на юге, вывести армию из окружения. Датский посланник Юст Юль, бывший при русской армии после выхода её из окружения, не сообщает о таком деянии Екатерины, но говорит о том, что царица (так теперь все называли Екатерину) раздала свои драгоценности на сохранение офицерам и потом собрала их. В записках бригадира Моро-де-Бразе также не упоминается о подкупе визиря драгоценностями Екатерины, хотя автор (бригадир Моро-де-Бразе) знал со слов турецких пашей о точном размере казённых сумм, направленных на взятки туркам. Нервное потрясение матери убило будущего ребёнка Екатерины - он родился мёртвым. Но русская история осталась живой.
Любопытно, что Екатерина уже после свадьбы, не доверяя судьбе, «все время копит деньгу». Она ухищряется в добывании денег, берет крупные взятки за заступничество перед государем. Свои сбережения она, по совету и примеру Меньшикова, хранит в Амстердаме и Гамбурге. Когда в 1718 году Екатерина за крупную сумму взялась спасти от виселицы князя Гагарина, обвинявшегося в громадных взятках во время пребывания генерал-губернатором Сибири, она часть полученной суммы уделила князю Волконскому, которому было поручено ведение следствия по делу. Но подкуп раскрылся. Волконский во время допроса попытался спасти свою жизнь ссылкой на то, что он не решился отвергнуть предложение царицы, а выдать царицу не мог, потому что боялся поссорить ее с царем.
— Дурак ты, — сказал на это царь. — Нас бы ты не поссорил, я бы только хорошенько жену проучил. Это я и теперь сделаю, а тебе, дураку, глядишь, виселица!
Свадебное платье великой княгини Екатерины Алексеевны (Екатерины II), 1745 год, с Орденом св. Екатерины (реплика) |
Имп. Екатерина I. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ в Москве. 1883 г. |
После окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира (подписан 30 августа (10 сентября) 1721 года) у Петра с женой состоялся шуточный разговор: «Как договором поставлено всех пленных возвратить, то не знаю, что с тобой будет», — говорил царь. Екатерина смиренно отвечала: «Я ваша служанка, делайте, что угодно. Не думаю, однако же, чтобы вы меня отдали, мне хочется здесь остаться». «Всех пленников отпущу, о тебе же условятся с королем шведским», — шутливо закончил Петр, для которого Екатерина была одним из главных трофеев Северной войны.
Петр I на казни своей любовницы Марии Гамильтон. 14 марта 1719 года на Троицкой площади в Москве. |
Немецкая актриса Ульрика Кунце в роли Анны Монс в фильме Сергея Герасимова «Юность Петра», 1980 г. |
Возможно, он вспомнил о своей бывшей любовнице, Анне Монс, с которой всерьез подумывал заключить законный брак, но которая его коварно предала, а потому от одного упоминания о ней русского императора буквально трясло (стоит ли говорить, что ее обвинили в ворожбе, конфисковали дом, в тюрьму угодили несколько десятков человек, связанных с ней). Рассказывают, что Екатерина попыталась заступиться за Монса. Это взбесило царя, он схватил зеркало и закричал: «Это простое стекло облагородили работой, и оно украшает мой дворец, но я захотел – и разбил его! Так может случиться не только со стеклом!» И хряснул драгоценное зеркало об пол. В ответ на это Екатерина спокойно сказала: «И что? От этого Ваш дворец стал лучше?» Вильбуа утверждал, что Петр хотел казнить свою неверную жену, но нашлись среди его приближенных храбрые люди и отговорили от этого опрометчивого шага: его дочери ни в чем не виноваты, а казнь их матери оттолкнет от них будущих женихов. В ночь накануне казни Монс писал стихи на немецком языке. Вот их перевод: “Итак, любовь – моя погибель! Я питаю в своём сердце страсть: она – причина моей смерти! Моя гибель мне известна. Я дерзнул полюбить ту, которую должен бы только уважать. Я пылаю к ней страстью… Свет, прощай! Ты мне наскучил. Я стремлюсь на небо, туда, где истинная отрада, где истинная душа моя успокоится. Свет! На тебе лишь вражда и ссора, пустая суета, а там – там отрада, покой и блаженство”. Виллим Монс умер тяжелой смертью. 16 ноября 1724 года его колесовали при большом стечении народа, а затем отрубили голову. (Спустя некоторое время на этом же залитом кровью помосте жестоко высекли кнутом сестру Монса статс-дама Матрену Балк, в прошлом тоже метрессу царя, подьячего Егора Столетова, бывшего когда-то приближённым Монса, и легендарного петровского шута Балакирева, служившего рассыльным между Монсом и Екатериной. Первую затем сослали в Тобольск, а последних – в пожизненные каторжные работы. По другим данным, Балакирев был приговорён к 60 ударам батогами и ссылке в Рогервик на 3 года, но после смерти Петра I возвращён в Санкт-Петербург в чине прапорщика Преображенского полка.) На казнь Петр привез и жену, но, говорят, у царицы от зрелища и мускул не дрогнул, она лишь хладнокровно сказала: «И поделом этому взяточнику за его преступления». (Согласно других источников, Екатерина на казни не была, пребывая в глубокой депрессии из-за казни своего возлюбленного, а пуще всего после тяжелого разговора с Петром, однако через три дня после казни Монса Петр, совершая прогулку по городу вместе с Екатериной, чтобы принести ей еще большие страдания, умышленно завернул на Троицкую площадь, где на колесе лежал разлагающийся труп ее любовника. Посмотрев на бренное тело Монса, императрица печально заметила: «Как грустно, что у придворных может быть столько испорченности».) Вечером Екатерина была необычайно весела, пила и танцевала на обручении старшей дочери с немецким герцогом. Что ж – она видывала в своей жизни и не такое. В тот же день Петр запретил коллегиям принимать от государыни приказания и рекомендации. На личные средства императрицы был наложен квестор. Екатерина оказалась вдруг в таком стесненном положении, что для оплаты долгов должна была прибегать к помощи придворных дам. Голову любовника жены Петр приказал заспиртовать в банке и принес Екатерине в спальню – в качестве назидания. Царица стерпела и это, но, говорят, с той поры супруги прекратили общение между собой. По свидетельству Лефорта, они больше не говорили друг с другом, не обедали, не спали вместе. Однако, как можно предположить, никаких прямых упреков или обвинений жене в измене Петр так и не сделал. Если и были между ними какие-то объяснения по этому поводу, то они прошли совершенно незаметно для придворных.
По легенде, голова Виллима Монса еще многие десятилетия хранилась в подвалах здания Российской Академии наук. Якобы, в конце XVIII века княгиня Екатерина Дашкова, проверяя счета Российской Академии наук, наткнулась на необыкновенно большой расход спирта, и заподозрила хранителя в злоупотреблениях алкоголем. Но вызванный к начальству смотритель Яков Брюханов оказался сухоньким старичком, рассказавшим, что спирт употреблялся не сотрудниками Академии, а на научные цели — для смены раствора в больших стеклянных сосудах с двумя отрубленными человеческими головами, мужской и женской, около полувека хранившихся в подвале. Он также рассказал, что «от одного из своих предшественников слышал, будто при государе Петре I жила необыкновенная красавица, которую как царь увидел, так тотчас и повелел обезглавить. Голову поместили в спирт в кунсткамере, дабы все и во все времена могли видеть, какие красавицы родятся на Руси». А мужчина по словам смотрителя якобы был неким кавалером, пытавшимся спасти царевича Алексея. Дашкова заинтересовалась историей, подняла документы и выяснила, что заспиртованные головы принадлежат Виллиму Монсу и Марии Гамильтон (историки считают причиной такой суровости тот факт, что незадолго до того государь, заботясь о новых рекрутах, новых работниках, или как сказали бы сегодня, о демографической ситуации, издал указ, согласно которому «зазорные дети», то есть, рожденные вне брака, не ущемлялись в правах, как это было заведено до сих пор, а напротив, были организованы госпитали, где непутевые девки могли родить в полной тайне под присмотром опытных повивальных бабок и оставить ребенка в приюте; но есть и еще одна версия: один из уничтоженных Марией детей вполне мог быть и от самого Петра). Головы осмотрела и императрица Екатерина II, подруга Дашковой, после чего приказала их закопать в том же подвале. Замечательно, что хотя голова камергера больше месяца провисела на колу под дождём и снегом, она сохранила притягательные черты бывшего сердцееда. Как об этом пишет Юрий Тынянов в романе “Восковая персона”, “можно ещё было распознать, что рот гордый и приятный, а брови печальны”. Было решено захоронить эти останки в тайном месте. Рассказывают, что тело Монса погребено в подвале Зимнего дворца Петра (ныне там стоит Эрмитажный театр). А со времён Петра живёт легенда о безголовом привидении Монса, которое бродит по подвалам сего дворца в поисках своей головы. Историкам же, проверявшим эту легенду уже в наше время, так же не удалось найти заспиртованную голову брата фаворитки Петра Великого.
Смерть Петра I |
Екатерина сумела хорошо воспользоваться их советами. В течение суток, предшествовавших смерти мужа, она часто покидала изголовье умирающего и запиралась в своем кабинете. Здесь поочередно побывали все майоры и капитаны гвардии, а затем и командир Семеновского полка Бутурлин. Императрица обещала для трёх гвардейских полков немедленную уплату жалованья, задерживавшегося в течение 18 месяцев, и 30 рублей награды на каждого солдата. Да, по большому счёту, она старалась для себя. Выяснилось это только после смерти Петра, когда войска впервые встали на сторону вдовой царицы. Более того - провозгласили её своей «матушкой-заступницей». Впрочем, особой награды и не требовалось - гвардия обожала умирающего императора и готова была выступить в интересах его жены. После смерти императора в Зимнем дворце собрался весь цвет империи. Страстные споры продолжались очень долго. Но в решающий момент, сработало «секретное оружие» партии Меншикова - под грохот полковых барабанов в Зимний дворец ворвались лейб-гвардейцы в зеленых мундирах, недвусмысленно и бесцеремонно пообещавшие расколоть головы боярам, если они не подчинятся матушке-государыне. Улучив подходящий момент, Меншиков, перекрывая шум, громко крикнул: «Виват, наша августейшая государыня императрица Екатерина!» Так, все быстро и бескровно закончилось — к восьми часам утра был оглашен манифест о воцарении императрицы Екатерины, гвардейцам раздавали водку. Так возник важнейший в российской истории прецедент - участие гвардии в передаче престола. Без гвардии в XVIII в. не обошелся ни один дворцовый переворот. На российский престол впервые (если не считать Марину Мнишек, которая просидела на троне всего один день) взошла женщина. Этим, собственно, и был открыт «бабий век» российской истории - дальше почти всё столетие Россией правили женщины. Неслыханное для России событие - возведение на трон иноземки, к тому же низкого происхождения - вызвало недоумение в обществе. Появились разнообразные толки, особенно в народе. Говорили даже, что русского царя подменили еще во время его первого заграничного путешествия, потому он и прогнал русскую жену, а за себя взял шведку. А настоящий-то царь находится под стражей в Швеции. В Петербурге присяга прошла спокойно, но в Москве и провинции присягать иностранке желали далеко не все. Стоит добавить, что приход к власти Екатерины приветствовали во всех европейских столицах. Выбирая между простолюдинкой Екатериной и петровским внуком, в чьих венах текла царская кровь и кровь принцессы Софьи Шарлотты Бланкенбургской, Запад предпочёл целесообразность столь чтимой в те времена генеалогии. Причина точно указана Валишевским: «Боялись возвращения к прежним московским традициям». Тандем Екатерины и Меншикова давал надежду на продолжение реформ. Приход сына царевича Алексея мог, с точки зрения многих, этот процесс поставить под сомнение...
Интересно, но Екатерина I так и не похоронила своего любимого супруга. Гроб она не закрывала 40 дней после его смерти. Все умоляли похоронить его, но она рыдала, как Андромаха над Гектором, не разрешая его трогать. А он уже весь позеленел и начал разлагаться, но потом его тело торжественно внесли в строящийся Петропавловский собор, набальзамировали, хотя и слабо, и гроб стоял посреди собора еще 6 лет. После этого тело императора предали земле. Смерть Петра Великого, как это ни странно сегодня звучит, тогда для народа прошла совершенно незаметно. Петербургские газеты в 1725 году про смерть Петра I не написали ничего! Только в 1726 году, подводя итоги прошедшего года, вскользь сообщили об этом событии, подчеркнув, что на трон села достойная преемница. Это было важно, а не смерть императора.
Рубль Екатерины I серебром, 1726 г. |
Результаты её недолгого самостоятельного правления - с 1725 по 1727 г - известны гораздо менее. Что произошло в России при первой Екатерине? Из глобальных дел немного. Но страна, поднятая «железной рукой» Петра на дыбы и превращённая в некое подобие военно-промышленного лагеря, всё-таки получила нужную передышку. И даже обросла кое-какими атрибутами полноценного европейского просвещённого государства. Не смотря на то, что после внезапной смерти великого реформатора правительства многих стран не сомневались в том, что государственное здание, столь быстро возведенное "гением Петра", окажется непрочным и развалится, что Россия обречена на смуту и вскоре начнется движение вспять. Этого не произошло. Ни Екатерина, ни "птенцы гнезда Петрова", которых теперь возглавил Меншиков, не помышляли об отступлении. Продолжатели дела императора действовали в соответствии со своими силами, разумением и личными интересами. Между тем, новая императрица, как уже говорилось, не умела ни читать, ни писать (впрочем, в глазах Петра, который сам всю жизнь писал с ужасающими грамматическими ошибками, это не было недостатком). Однако, по словам Кампредона, после трех месяцев упражнений она научилась порядочно подписывать государственные бумаги. Этим, собственно, и ограничилась ее государственная деятельность. Решение политических вопросов доверено было князю и фельдмаршалу Меншикову и созданному им Верховному Тайному Совету, в состав которого вошли князья Александр Меншиков и Дмитрий Голицын, графы Федор Апраксин, Гавриил Головкин, Петр Толстой, а также барон Андрей (Генрих Иоганн Фридрих) Остерман, которые и правили страной от имени императрицы. Екатерина же была полностью удовлетворена ролью первой хозяйки Царского Села, полагаясь в вопросах управления государством на своих советников. Её интересовали лишь дела флота — любовь Петра к морю коснулась и её. После короткого перерыва вновь стали выходить петровские "Beдомости", оставались в силе указы и регламенты, изданные при Петре; сохранилась коллегиальная форма управления страной; поддерживалась боеспособность армии и флота. В 1725 г., через несколько месяцев после смерти Петра, была открыта Академия наук, устав которой был утвержден царем при жизни. В том же году к берегам Камчатки отправилась экспедиция во главе с капитаном Витусом Берингом, чтобы установить, соединяются ли Азия и Северная Америка перешейком (эту экспедицию планировал Петр). В силу прямого указания императора, обнаруженного в его бумагах, было решено продолжить работу над новым Уложением (сводом законов). Издали подробное описание закона о наследовании недвижимого имущества. Развивали систему просвещения: существовавшие при Петре цифирные светские школы объединили с семинариями при архиерейских домах и подчинили Синоду. Одновременно создавались солдатские и гарнизонные школы. Екатериной был учреждён и орден Александра Невского, перекочевавший, к слову, и в СССР, и в современную Россию. Мало? Было ещё одно дело, каким наши государи редко отличались, - забота о народе. Чуть ли не впервые в истории годовой подушный налог при ней не подняли, а наоборот - понизили. Хотя в том была видна, пржде всего корысть: длительные войны, которые вела Россия, сказались на финансах страны - из-за неурожаев поднялись цены на хлеб, в стране нарастало недовольство, и чтобы предотвратить восстания, был снижен подушный налог (с 74 до 70 копеек). Взимали же его по-прежнему беспощадно. Во внешней политике отступлений от петровских традиций почти не было. Россия улучшила дипломатические отношения с Австрией, от Персии и Турции добилась подтверждения уступок, сделанных при Петре на Кавказе, и приобрела Ширванскую область. С Китаем через посредство графа Рагузинского были установлены дружеские отношения. Исключительное влияние приобрела Россия и в Курляндии.
Алла Тарасова в фильме "Петр Первый" (1937-1938) |
Все это и подорвало здоровье императрицы. В марте 1727 года на ногах у императрицы появилась опухоль, которая стала быстро подниматься к бедрам. 10 апреля императрица слегла. Кашель, прежде слабый, стал усиливаться, обнаружилась лихорадка, больная стала ослабевать день ото дня, явились признаки повреждения лёгкого. Говорят, что за несколько часов до смерти Екатерине Алексеевне приснилось, что она сидя за столом в окружении придворных, вдруг увидела тень Петра, который поманил ее, своего “друга сердешненького” за собой, и они улетели, как-будто в облака. Царица скончалась 6 мая 1727 года от осложнений абсцесса лёгкого. По другой версии, смерть наступила от жесточайшего приступа ревматизма. В бытовом понимании ревматизм - это заболевание суставов, возникающее с возрастом. Однако, это неверно. Как утверждал французский врач Эрнест Шарль Ласег: "Ревматизм лижет суставы, плевру и даже мозговые оболочки, но больно кусает сердце". Одним из проявлений ревматического поражения сердца является воспаление его внутренней оболочки (эндокарда), сопровождающееся изменением сердечных клапанов (их деформацией или разрушением). Как следствие, это приводит по мере прогрессирования патологического процесса к тяжелейшим нарушениям кровообращения... Екатерина I, учтя опыт мужа, перед смертью по настоянию Меншикова подписала завещание, по которому престол должен был отойти к внуку Петра I великому - малолетнему князю Петру Алексеевичу, а в случае его смерти к ее дочерям или их потомкам, подробно изложив порядок очерёдности других претендентов на престол. До совершеннолетия царевича регентом был объявлен Меншиков, в прошлом то ли конюх, то ли торговец пирожками в московском «вшивом ряду», правда, к этому моменту он был уже князем, самым влиятельным человеком империи и даже, несмотря на безграмотность, стал членом Британского королевского общества, об избрании в которую Меншикова сам известил Исаак Ньютон. Однако Указ дал сбой уже в 1730 году — юный Пётр II, никак не ожидавший скорой кончины, умер, не определив преемника. Судьбу трона решил Верховный тайный совет, возведший на престол Анну Иоанновну. Новая императрица в 1740 году, перед своей кончиной, определила наследником своего малолетнего племянника Иоанна Антоновича, однако в 1741 году он был свергнут Елизаветой Петровной, дочерью Петра I. Причём Елизавета во время переворота заявляла права на престол, ссылаясь на завещание матери от 1727 года...
За годы жизни с Петром Екатерина произвела на свет то ли 11, то ли 12 детей, начиная с Петра в 1704 г. и Павла в 1705 г. (Кстати, лишь в 1705 году царь надумает перевести Катерину Василевскую в подмосковное Преображенское, ко двору своей сестры Натальи, где наша героиня в очередной раз сменит веру, став Екатериной Алексеевной Михайловой...) Почти все ее дети умерли в младенчестве, и только двое из них — Анна (1708 г.) и Елизавета (1709 г.) — дожили до зрелого возраста. Елизавета Петровна, прожившая, как и отец, 52 года, впоследствии вошла в историю как одна из самых знаменитых правительниц России, а прямые потомки Анны, нелепо погибшей в возрасте 20 лет от простуды сразу после рождения сына, будущего императора Петра III, правили страной вплоть до революции. Таким образом, последние представители династии Романовых вели свой род от куртизанки, которую великая любовь великого царя сделала императрицей...
Наталья Егорова в роли Екатерины I |
- Алла Тарасова — "Петр Первый" (1938);
- Дзидра Ритенберга — "Баллада о Беринге и его друзьях" (1970);
- Людмила Чурсина — "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (1976), "Демидовы" (1983);
- Анна Фроловцева — "Михайло Ломоносов" (1986);
- Наталья Егорова — "Царевич Алексей" (1997), "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII" (2000);
- Ирина Розанова — "Пётр Первый. Завещание" (2011);
- Аля Кизилова — "Романовы. Фильм Третий" (2013).
да, корпоратив на 8 марта может изменить многое) Помнится был как-то в Киеве в нашем подразделении - от души)))
ОтветитьУдалитьNice And Fantastic Work
ОтветитьУдалитьummy video downloader license key