четверг, 18 февраля 2016 г.

105 лет авиапочте


Авиапочта – вид почтовой связи, при котором почтовые отправления транспортируются воздушным путем с помощью авиации. На сегодняшний день авиапочта наиболее современный и используемый вид воздушной почты.

Мотив голубиной почты использован
на первой марке Базеля —
«Базельской голубке» (1845)
Первые марки новозеландской голубиной почты,
предназначенные для связи с островом Грейт-Барриер (слева)
и островами Маротири (справа) (1898)
С 1899 г. новозеландская служба голубеграмм
выпускала треугольные марки
для связи с островом Грейт-Барриер
Марка ФРГ, вышедшая в связи с открытием
голубиной почтовой линии
между ФРГ и Данией
Доставка писем по воздуху имела место задолго до появления авиапочты как регулярной службы, доступной для широкой публики. Наиболее древним способом пересылки писем по воздуху является голубиная почта. Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, пользовались ещё в глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы оставили обильные письменные источники об употреблении голубей для военных, коммерческих и других целей. Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей. Особое развитие получила голубиная почта в Египте при Нур ад-Дине (1146—1173); тогда за пару хороших голубей платили по 1000 динариев. В более поздние эпохи голуби оказали большие услуги в 1572 году при осаде Харлема, в 1574 году — при осаде Лейдена. Хорошее описание будней голубиной почты конца XIX — начала XX веков и яркой и трудной судьбы почтового голубя дал канадский и американский писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон в рассказе «Арно».

Почтовые голуби использовались (а кое-где и используются) для доставки сообщений даже в XX веке. Кстати, первым отправил воздушное письмо из Европы в Африку один из сельских жителей юга России. В 1882 году он поймал журавля и, привязав к ноге птицы письмо, выпустил ее. В письме он указал свой адрес и просил сообщить, где журавль будет пойман. Птица была убита в Судане, и письмо передали суданским властям. В качестве носителей для доставки сообщений, помимо голубей, также использовались пчёлы.

кадр из исторической драмы Люка Бессона «Жанна д’Арк» (1999)
В XV—XVI веках применяли орудийную (или шаровую) почту для доставки письменных сообщений по воздуху посредством почтовых орудий. Последние стреляли специальными ядрами, внутрь которых закладывалась корреспонденция. Их держали в некоторых европейских городах и крепостях на тот случай, если неприятель устроит длительную осаду. Такие орудия стреляли специальными ядрами, в которые закладывалась корреспонденция. Кроме того «почтовые пушки» устанавливались на военных и торговых кораблях, которые, проходя мимо того или иного порта, где не было остановки, выстреливали почтовые отправления на берег. В почтовом музее Франкфурта-на-Майне хранится почтовое орудие из Милана 1550 года. Оно покрыто толстой кожей, украшенной резным орнаментом.

Использование баллонной почты в Париже в 1870 году (открытка Франции, 1920)
С XIX века для почтовой связи стали применять летательные аппараты, которые были легче воздуха, — аэростаты (воздушные шары) и дирижабли, что дало толчок к созданию аэростатной (баллонной) и дирижабельной почт.


Всерьёз воздушную почту стали воспринимать лишь с появлением управляемых дирижаблей, прозванных в Германии "цеппелинами" (по имени графа фон Цеппелина, потратившего на эту затею, чуть ли, не всё своё состояние). Поначалу немецкие цеппелины применялись в основном для военных целей и сбрасывали на землю не почту, а бомбы и гранаты. Лишь после Первой Мировой войны немцы рассмотрели в этих летательных аппаратах прекрасный способ доставки почты - прежде всего на большие расстояния за океан. Первый рейс почтового дирижабля "Граф Цеппелин" состоялся в 1928 году. Прошёл он довольно успешно - из Германии в США было доставлено 65 тысяч почтовых отправлений. До берегов Северной Америки дирижабль добрался за 42 часа 52 минуты... За девять лет "Граф Цеппелин" совершил 590 почтовых рейсов. В 1931 году этот дирижабль останавливался и в СССР. Он приводнился в морях Северного Ледовитого океана, а корреспонденцию забирал на моторной лодке сам Иван Папанин - известный полярник и заодно начальник почтового отделения ледокола "Малыгин". 14 раз перевозил почту и немецкий цеппелин "Гинденбург". Правда, его ныне помнят не столько из-за заслуг, сколько из-за трагической гибели 6 мая 1937 года. Практически долетев до американского военного аэропорта Лейкхерст, дирижабль неожиданно загорелся и за считанные секунды взорвался. Половина экипажа погибла, а почти все из 17 609 писем сгорели. Уцелевшая корреспонденция быстро стала большим раритетом у коллекционеров.

С появлением в 1903 году аппаратов тяжелее воздуха — аэропланов, — началось бурное развитие авиапочты, при значительно меньшем распространении вертолётной и планерной почт. В советской почтовой терминологии до 1932 года авиапочта официально называлась «воздушной почтой».


18 февраля 1911 биплан типа «COMMER», который пилотировал Анри Пике (фр. Henri Pequet), поднялся на территории выставки в Аллахабаде (Индия) и приземлился в 13 км, неподалеку от города Наини (Naini), где корреспонденция была передана почтовым чиновникам. Следует отметить, что Генеральный директор почт Объединенных провинций сэр Джефф Кларк и Генеральный директор почтовой службы Индии дали официальное разрешение на прием корреспонденции и ее гашение до погрузки в самолет. На почте перевезенной самолетом (6500 писем и 250 специальных открыток) ставился специальный почтовый штемпель с надписью: «First aerial post. U. P. Exhibition. Allahabad. 1911» («Первая воздушная почта. (Объединенная национальная выставка, Аллахабад, 1911)»). Специальный штемпель аллахабадской авиапочты ставили красной краской, небольшая часть корреспонденции служебного характера получила оттиски чёрного цвета. Штемпель был изготовлен по заказу правительства Индии почтовым ведомством в городе Алигаре и является уникальным: клише было уничтожено сразу же после окончания полёта. На штемпеле изображён силуэт летящего биплана над горами Азии. Проект штемпеля был нарисован инициатором полёта — Уолтером Уиндхэмом, владельцем автомобильной фирмы, основавшего в 1908 году авиационный клуб. На штемпеле было изображение самолета над горами. Клише штемпеля было уничтожено сразу же после полета. Сумма, вырученная от перевозки авиапочты, была передана гостинице «Оксфорд и Кембридж» на содержание английских студентов. Так родилась авиапочта.

Интересно, что один из конвертов авиапочты был направлен в адрес короля Англии Георга V, известного коллекционера почтовых марок. В сентябре 1911 года английский король Георг V, в честь своей коронации, открыл авиапочтовую линию Лондон – Виндзор (34 километра). Состоялось несколько полетов с почтой. Перевозка почты самолетами была организована и в других странах.

В Австралии первый контракт на доставку корреспонденции авиапочтой получила молодая авиакомпания QANTAS (сокращённо от англ. Queensland and Northern Territory Aerial Services), начавшая перевозку почты в ноябре 1922 года. Самолёты многих других рейсов, подобно полёту биплана Vin Fiz Flyer, потерпели аварии, а некоторые даже закончились полной катастрофой. Тем не менее к 1920-м годам авиарейсы совершались во многих странах.

Первая полуслужебная марка (виньетка)
авиапочты Германии, выпущенная в связи
с полётом Гота — Эрфурт 25 июля 1912 года
в количестве 500 экземпляров (Михель #5)
Первая в мире официальная марка авиапочты появилась в Италии в 1917 г.
На марке спешной почты 1903 г. была сделана надпечатка
«Esperimento Posta Aerea Maggio 1917. Torino – Roma. Roma – Torino»
(Экспериментальная авиационная почта, май 1917. Турин – Рим. Рим – Турин).
Надпечатка авиапочты на марках Австрии для первой регулярной почтовой линии
Вена — Краков — Львов — Киев (1918)  (Скотт #C1—C3)
Первый авиапочтовый рейс США 15 мая 1918 года:
конверт с авиапочтовой маркой первого выпуска (Скотт #C3)
В 1918 году в США для авиационной линии Вашингтон – Филадельфия – Нью-Йорк была выпущена серия из трех почтовых марок для авиапочты. На марке номиналом 24 цента изображение самолета оказалось перевернутым. Счастливцем, обнаруживший перевертку, оказался клерк вашингтонской биржи. В первый же день выпуска марки он купил на почте целый лист «дефектных» марок. Сейчас эта марка одна из самых редких авиапочтовых, да и вообще одной из самых дорогих почтовых марок мира. На недавно (ноябрь 2007 года) прошедшем в США знаменитом аукционе Роберта А. Зигеля был побит прежний рекорд стоимости одиночного экземпляра знаменитой американской марки-ошибки, получившей имя «Перевернутый Дженни» (Inverted Jenny). Частный коллекционер Чарлз Хэк заплатил за нее $850,000 плюс 15% комиссионных. Общая сумма, выплаченная за покупку, составила $977,500.

Первый авипочтовый полёт в Канаде
18 июня 1918 года из Монреаля в Торонто
Марка ФРГ к 50-летию немецких авиапочтовых перевозок (1969)
Первая авиапочтовая марка Швейцарии
(с надпечаткой, 1919) (Скотт #С1)
Первая авиапочтовая марка Эстонии (1920)  (Скотт #С1)
Надпечатка авиапочты на марке Мемеля (1921) (Скотт #C7)
Консульская служебная марка РСФСР
с надпечаткой «Воздушная почта» (1922) (Скотт #СO6)
В России, сразу же после Октябрьской революции, за организацию авиапочты взялся А. П. Онуфриев, назначенный комиссаром Управления морской авиации. До революции он работал в Москве механиком на авиационном заводе «Дукс», был хорошо знаком с различными типами самолетов, не раз участвовал в полетах сам, пользовался авторитетом среди гражданских и военных летчиков. Благодаря энергии и настойчивости А. П. Онуфриева для перевозки почты были выделены четыре гидроплана типа М-9, изготовленные на заводе Щетинина. Сделать первый рейс из Петрограда в Москву согласились инструктор Ораниенбаумской авиашколы Бабенко и летчики Волков, Држанков и Кутьин.

В петроградской газете «Вечернее слово» появилось объявление: «В ближайшем будущем предположено установить правильные воздушные почтовые рейсы между Петроградом и Москвой. Как только наступит ясная погода, состоится перелет первой группы аэропланов, которая возьмет с собой письма. Письма будут доставлены в Москву за известную плату. Желающим отправить письма с аэропланами надо обращаться в Управление морской авиации к комиссару Онуфриеву».

Вылет был назначен на 28 марта, но из-за плохой погоды его перенесли на следующий день. Утром 29 марта 1918 года на Комендантском аэродроме в Петрограде было необычно многолюдно. Летчики проверяли свои аппараты, принимали мешки с письмами и пакетами, отвечали на вопросы собравшихся зрителей и корреспондентов.

Наконец, по команде А. П. Онуфриева самолеты поднялись в воздух и взяли курс на Москву. Об этом событии сообщили многие газеты. Так в марте 1918 года был совершен первый в нашей стране официальный авиарейс по доставке почты из Петрограда в Москву. И хотя до организации надежной и бесперебойной авиапочты было еще далеко, этот первый рейс доказал ее возможность и целесообразность. Однако тяжелое положение в стране не позволили организовать выпуск почтовых марок или штемпелей, которые отметили бы дебют российской авиапочты.


1919 год положил начало многочисленным попыткам совершить беспосадочный полет через Атлантический океан. Очень соблазнительная приманка привлекала летчиков. В начале 1913 года лондонская газета «Daily Mail» объявила, что пилот, первым перелетевший Атлантический океан, получит вознаграждение в сумме 10 тысяч фунтов стерлингов. Однако начавшаяся мировая война прервала попытки таких полетов.

Первую попытку совершили Г.Хаукер и Кеннет Грив, однако, пролетев немногим более 10 часов, сели на воду. Таким образом, попытка не удалась, а смельчаков спасло судно, которое и доставило в Англию находившиеся на борту самолета 95 писем, франкированных почтовой маркой с надпечаткой для этого полета.

Очередная попытка, была предпринята буквально через несколько дней пилотами Рейнхемом и Морганом, также окончилась неудачей. В связи с тем, что специальные марки не были готовы, почтмейстер Ньюфаундленда Робинсон сделал от руки надпись на нескольких десятках обычных марок: «Аеrial Аtlantic Маil» («Авиационная атлантическая почта»). Только десять писем с этими марками удалось спасти и доставить в Лондон. Естественно, что каждое из них, представляет собой огромную филателистическую ценность.


И все же вознаграждение газеты «Daily Mail» нашло своего хозяина. Его получили Олкок и Уиттен Браун, которые 14 июня 1919 года, взяв старт на Ньюфаундленде через 16 часов 12 минут приземлились в Ирландии! Для этого перелета на марках Ньюфаундленда 1897 года номиналом 15 центов была сделана надпечатка «Тrans-Atlantic Air Post 1919. One Dollar».

В двадцатые годы авиация успешно осваивала трансконтинентальные линии. Было открыто множество авиационных линий на всех континентах. Дальность полетов и надежность самолетов неуклонно возрастала. И летчики начали всерьез готовиться к перелетам через океан.


Одним из первых подобных полетов начался 12 ноября 1919 года. Английский пилот Росс Смит с двумя механиками на самолете «VICKERS VIMY» вылетел из Лондона в Мельбурн. С ним отправили 320 писем. 10 декабря самолет приземлился на северном побережье Австралии в Дарвине. Из-за многочисленных неполадок самолет прибыл в Мельбурн только 26 февраля 1920 года. Как видно надежность самолетов была еще довольно слабой. Учитывая это полет Р.Смита можно без натяжки назвать великим подвигом.

Почта Австралии выпустила в 1920 году специальную марку с надписью «Первая воздушная почта Англия – Австралия, 12 ноября – 10 декабря 1919». Почта Австралии вернулась к этому событию еще раз через 50 лет, посвятив подвигу Росса Смита одну из своих почтовых марок.

Карта Почтовой службы США с маршрутом первого трансконтинентального авиапочтового сообщения
из Нью-Йорка в Сан-Франциско, открытого 1 июля 1924 года
В изданной в 1928 году книге «So Disdained» Невила Шюта (Nevil Shute) — романе, основанном на искреннем интересе автора к авиации и его глубоком знании её проблем — есть монолог лётчика-ветерана, который передаёт атмосферу той эпохи становления авиации: "Мы летали по парижскому маршруту, из Хоунслоу в Ле Бурже, и пробивались как могли. Потом мы перешли в Кройдон. (…) Возили столь разрекламированную авипочту. Это значило, что самолёты должны были летать независимо от наличия пассажиров. От самого лётчика зависело, отменять ли рейс в плохую погоду или лететь; лётчики же стремились летать в самых невозможных условиях. Именно так в Дуэнвилле погиб Сандерсон. А всё, что он вёз в самолёте, — пара открыток с видами, отправленных туристами из Парижа своим семьям как диковинка. Вот такая авиапочта. Никаких пассажиров или чего-то ещё — только лишь почта."


Впервые одиночный трансатлантический перелет совершил американский летчик Чарльз Линдберг 20 – 21 мая 1927 года. За 33 часа 30 минут он преодолел около 6 тысяч километров, разделяющих Нью-Йорк и Париж. Затем были освоены полеты и над другими океанами. В 1931 под натиском летчиков «пал» и великий Тихий океан. Вообще 1931 год был ознаменован еще одним мировым рекордом в авиации. Американский пилот, с истинно почтовой фамилией (Wiley Post), впервые совершил на самолете полет вокруг земного шара.

Дольше других оставался неприступным Северный Ледовитый океан. Но и он покорился в 1937 году. Советские летчики Чкалов, Байдуков и Беляков совершили беспосадочный полет Москва – Северный Полюс – Ванкувер. За 63 часа 25 минут они преодолели более 12 тысяч километров и установили мировой рекорд дальности полетов без посадки.

Музейный макет почтового самолёта Caudron С.630 Simoun компании фр. Air Blue.
На самолёте этой модели Сент-Экзюпери потерпел в 1937 г.
аварию при взлёте в городе Гватемала и получил серьёзные ранения
В 1920-е — 1930-е годы пилотом международных авиапочтовых линий, в том числе французской авиакомпании «Аэропосталь», был знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери, что нашло отражение в ряде его произведений (роман «Южный почтовый» и др.).

"Мешок за мешком почта исчезает в чреве машины. Быстрая проверка:
– Буэнос-Айрес… Натал… Дакар… Касабланка… Дакар… Тридцать девять мешков. Точно?
– Точно.
...Начальник аэродрома в последний раз проверяет готовность машины: всё в образцовом порядке, все движения рассчитаны заранее, как в балете. ...Всё это для того, чтобы полёт от аэродрома до аэродрома в Буэнос-Айресе или в Сантьяго был результатом законов аэродинамики, а не делом случая. Чтобы, несмотря на бури, туманы, торнадо, несмотря на множество ловушек, которые таятся в клапанах, в распределителях, – во всей этой косной материи, – догнать, перегнать и оставить далеко позади товарные, скорые, экспрессы, пароходы!" (А. Сент-Экзюпери "Южный почтовый")

Конверт Великобритании 2001 года.
Первый взлет самолета с палубы военного корабля 2 мая 1912 г.
Первые авиаполёты были сопряжены с большим риском. Поэтому в конце 1920-х годов возник интересный симбиоз воздушной и морской почты - катапультная почта. Работала она так. По идее Далема Пиаса, президента французской пароходной компании «Френч лайн, в определенное время с палубы корабля должен был взлетать небольшой гидросамолет и доставлять почту за сутки до прибытия судна в порт. Конечно, такая услуга была немного дороже от привычной доставки почты пароходом, но желающих воспользоваться возможностью отправить письмо или посылку ускоренной почтой было немало. И вот, 13 августа 1928 года команда и пассажиры французского парохода «Приможо» стали свидетелями исторического события: с палубы этого корабля был впервые катапультирован самолет для спешной доставки почты. Эксперимент удался. Биплан, пилотированный французским военным летчиком Л. Деможо успешно стартовал, сделал прощальный круг над «Приможо» и, пролетев 400 миль, приземлился в гавани Нью-Йорка. Такой способ доставки корреспонденции позже получил название «катапультная почта». Ровно через месяц Л. Деможо осуществил вторую попытку доставки почты во время обратного рейса парохода «Приможо». Этот полет должен был стать более дальним – на 800 миль. К сожалению, второй полет Л. Доможо оказался мене успешным, на биплане возникла поломка, и пилот был вынужден сесть за 28 миль от Бишопс Рок. В следующем году такая система доставки почты была возобновлена. Французский пилот Леон Домерь осуществил несколько полетов в Нью-Йорк: 19 августа, 3 и 23 сентября и 14 октября и в Гавр - 27 августа, 12 сентября, 3 и 24 октября. В эти два первые годы французская почта использовала специальные штемпеля, позже их отменили.

Конверт, отправленный из США в Германию в 1929 г.
лайнером «Бремен» и катапультной почтой.
Вслед за Францией катапультную почту начала использовать Германия. Здесь даже организовали специальную службу «Deutscher Schleuderflug». В 1929-1935 годах здесь было проведено более 200 успешных доставок почты таким способом. Катапультирование самолётов осуществлялось с бортов трех судов: «Европа», «Бремен» и «Колумбус». Для этой цели немцы использовали морской разведчик Не 55, который был построен фирмой «Хейнкель». После 1935 года катапультная почта перестала использоваться, поскольку на смену ей пришла совершенная авиапочта. В других странах катапультная почта фактически не получила развития, хотя отдельные попытки, конечно, были. По некоторым данным такая почта существовала и в СССР.


Единственный факт выпуска марок катапультной почты был в 1928 году, когда в один из рейсов французского корабля «Иль де Франс», плававшего по маршруту Гавр - Нью-Йорк, не хватило марок. На 4000 стандартных почтовых марках Франции двух номиналов была сделана соответствующая надпечатка черной краской нового номинала 10 франков - величина дополнительного сбора за пересылку катапультной авиапочтой. На филателистическом рынке сейчас такие отправления довольно дорогие – их цена составляет 1 000 – 2 000 долларов.


Преимущества самолётов были налицо - они могли пересекать пустыни, горы и океаны с максимальной скоростью. За срочность приходилось доплачивать - авиапочта всегда была самым дорогим способом доставки. Чтобы уменьшить вес авиаписьма, даже ввели специальную тонкую и прочную бумагу. С появлением реактивных самолётов скорость почтовой доставки (если говорить о материальных объектах) достигла максимума – более 3000 км/ч. Первая регулярная "реактивная" авиапочта возникла в 1952 году между Лондоном и южноафриканским Йоханнесбургом. Широкую известность приобрела и американская аваиакомпания BOAC, которая осуществляла реактивную почтовую связь между Англией и самыми отдалёнными районами - Токио, Дели, Цейлоном, Сингапуром. В 1954 году срочные письма и грузы стали перевозить реактивным самолётом «Ил-20» и в ССР. Не стоит забывать и о почтовых вертолётах, которые оказываются незаменимы в труднодоступных местах, где самолёту не разогнаться. Например, именно вертолёты осуществляли надёжную почтовую связь со строителями Байкало-Амурской ж-д магистрали.

http://ru.wikipedia.org
http://mirmarok.ru
http://www.world-post.org

Комментариев нет :

Отправить комментарий