вторник, 26 июля 2016 г.

100 лет нацистскому "Павлику Морозову" - Герберту Норкусу


Любое тоталитарное (впрочем, и любое другое тоже) государство (а так же любой социальный институт) всегда нуждалось в своих героях, пусть и вымышленных. И если о Павлике Морозове мы помним со школы, то об аналогичных героях по "другую сторону баррикад" мы вряд ли догадываемся. Хотя, как же оказывается прав Лесь Подервянский в своей эпичной трaгедии: "Павлiк Морозов, атлетичний юнак. Нордична краса i гiтлер’югендiвська зачiска; одягнут просто i зi смаком: в бiлу сорочку i короткi шкiрянi штанцi. З рiзних бокiв Павлiк Морозов перетягнутий мiлiтарними шкiряними ремiнцями". А теперь о "герое" дня.

Герберт Норкус (нем. Herbert Norkus) родился 26 июля 1916 в Берлине. Говорят, он любил играть на фортепьяно и рисовать. Отец Норкуса, получивший ранение в Первую мировую войну, и в результате экономического кризиса вынужденный продать свою маленькую продовольственную лавку, работал печником и, возможно, участвовал в штурмовых отрядах (есть сведения, что он состоял в НСДАП и был принят в СА). Нервнобольная мать Герберта умерла за год до смерти сына. Утром 24 января 1932 года в районе Моабит незаметный и ничем не примечательный пятнадцатилетний берлинский школьник Герберт Норкус вместе с другими членами гитлерюгенда раздавал прохожим листовки с призывом принять участие в пропагандистском мероприятии национал-социалистов. Пытаясь предотвратить это, на них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены "Гитлерюгенда" бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили его ножом. Юноша скончался от потери крови по пути в больницу.

Впрочем, это была не первая жертва. Ветеран "Гитлерюгенда" Хайнц Гиезе рисует такую картину тогдашних уличных реалий: «Перед выборами в рейхстаг в октябре 1932 года мы распространяли листовки. Наши противники — парни из "Рот Фронта" всячески мешали нам. Зачастую мы, когда были в меньшинстве, спасались бегством. Иногда они нападали на нас, и дело заканчивалось дракой. Часто я ходил с подбитым глазом, но были и ранения, требовавшие вмешательства доктора». Временами кровавые стычки заканчивались смертью участников. С 1931 года до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше двадцати членов "Гитлерюгенда". Количество погибших юношей из прокоммунистических молодежных объединений, которых убили во время схваток с "Гитлерюгенда", до сих пор не установлено.

Похороны Герберта Норкуса
На следующий день газета НСДАП "Der Angriff" вышла под заголовком «Как красные злодейски убили Герберта Норкуса из Гитлерюгенда». Церемонию похорон на кладбище Плётцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус является примером для всей немецкой молодежи». Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению: «Никто не отнимет у нас надежду на то, что наступит день мести. И тогда те, кто болтает о гуманности и любви к ближнему, но убили нашего товарища без суда, узнают силу новой Германии. Тогда они будут молить о пощаде. Слишком поздно. Новая Германия требует искупления».

Бальдур фон Ширах - знаменосец "гитлерюгенда"
Бальдур фон Ширах распорядился внести имя погибшего в почетный мартиролог Гитлерютенда. Он ежегодно навещал могилу Норкуса и в присутствии своих подопечных обращался к «духу» павшего героя: «Тем, чем стал Гитлерюгенд в январе 1932 года, мы во многом обязаны святому символу героизма и жертвенности юного Герберта Норкуса». Ширах, славящийся своим цинизмом по отношению к цене человеческой жизни, всячески преувеличивал стремление к самопожертвованию своего погибшего воспитанника и призывал расценивать эту смерть как плату за легализацию Гитлерюгенда: «Чем больше людей погибнет во имя нашего движения, тем скорее они обессмертят свои имена. На обвинения наших критиков у Гитлерюгенда есть ответ, подтвержденный историей: речь идет о наших погибших товарищах. От этого ответа не отмахнешься. Это символ. Нет никаких аргументов против молодежного движения, которое во имя высокой идеи жертвует людьми и безостановочно продвигается вперед, которое воспринимает смерть, ранения и гонение как неизбежное последствие борьбы».

Вот пример инструкции Шираха, по которой в 1937 г. должно было происходить мероприятие, которое называлось «шествие со знаменем». Отряд должен был построиться, после чего дежурный рапортовал начальнику лагеря, за рапортом раздавалось приветствие начальника «хайль Гитлер, отряд», отряд отвечал: «хайль Гитлер». Дежурный сообщал девиз на день: «Внимание! Девиз на сегодня — “Герберт Норкус"». После этой преамбулы один из приоутствуюших руководителей декламировал:

«Мы не горюем у свежей могилы,
Мы выходим вперед и говорим:
Был человеком, который смог совершить то,
Что совершит каждый из нас.
Он умолк навсегда. Мы говорим:
Товарищество нерушимо.
Многие умерли. Многие родились.
Мир велик. Клятва, которую мы дали,
Нерушима до конца наших дней.
Долг важнее всего на свете».

Потом начальник лагеря кратко рассказывал о павшем борце: «24 января 1931: в Берлине на Безелькитц коммунистами был убит наш шестнадцатилетний товарищ Герберт Норкус. Как юный гитлеровец, он исполнял свой долг, и это вызвало ненависть у коммунистов. Из-за крови погибших товарищей никогда не может быть понимания между большевиками и нами!». Вслед за выступлением начальника дежурный командовал: «Внимание! Во время подъема флага все поют “Молодая нация поднимается на бой”. Приготовиться к подъему флага! Равнение направо! Флаг подняты», и командиры отрядов отдавали приказ начинать шествие. Столь же строго были расписаны и другие мероприятия в ГЮ.


Из книги "Третий Рейх. Нацистское государство" Олег Пленков


В том же 1932 году писатель Карл Алоис Шенцингер положил историю судьбы юного Норкуса в основу своего романа «Гитлерюгендовец Квекс». Хайни Фелькер, герой романа, которому друзья дали прозвище «Квекс» [Quex (нем.) — живчик], потому что ”он выполнял заказы быстрее чем ртуть” (немецкий язык: Quecksilber) — сын коммуниста, который вопреки воле отца хочет вступить в гитлерюгенд. Мать Квекса погибла при попытке самоубийства вместе с сыном, но Квекс выжил. В романе Квекс подвергся нападению коммунистов по дороге домой с репетиции в театре и умер от ран спустя неделю. В конфликте поколений Хайни борется за «новую молодую Германию», которая воскреснет под знаком свастики. Шенцингер в стиле нацистской пропаганды изобразил смерть юноши как «кровавую жертву» во имя торжества дела Гитлера.



В 1933 году роман Шенцингера был экранизирован режиссёром Гансом Штайнхоффом (в ролях: Юрген Ольсен, Хайнрих Георге, Клаус Клаусен, Ротраут Рихтер, Герман Шпильманс). Юный рабочий типографии (отец которого лишился работы, начал пить и на этой почве сошелся с коммунистами), проникся симпатией к штурмовикам и идеям нацистов. Естественно, что и отец, и новые друзья отца не в восторге от политических пристрастий юного Квекса... В финальной сцене Хайни умирает на руках товарищей. Его лицо обращено к морю колыхающихся знамен со свастикой. Для финала картины сам Ширах сочинил марш. Вскоре члены Гитлерюгенда по всей Германии распевали его как «Знаменную песню»:

Наше знамя веет над нами,
Мы идем в будущее шеренга за шеренгой.
Во имя Гитлера мы шагаем сквозь тьму и нужду,
Под знаменем молодежи за свободу и правду

Наше знамя веет над нами,
Наше знамя есть новое время,
Знамя ведет нас в вечность,
Знамя значит больше, чем смерть.

Как видим в Рейхе был создан свой Павлик Морозов, притом конфликт "отцов и детей": юного гитлеровца и его коммуниста отца был целиком художественным вымыслом, отец Норкуса не состоял в КПГ. (Интересно вот какая общая деталь: отец Павлика Морозова постоянно пил и тиранил своих домочадцев. Выдуманный отец Квекса занимался тем же самым). На этом маленьком примере видна очевидная разница в между двумя непримиримыми идеологиями. Большевизма с декларируемой им классовой борьбой и нацизма с его декларируемым классовым сотрудничеством представителей одной нации. Ведь Отец Квекса раскаялся в своих коммунистических убеждениях.

Гитлерюгенд на марше от могилы Герберта Норкуса
в Нюрнберг на Имперский партийный съезд
Funeral of Herbert Norkus
Миллионы детей посмотрели фильм в рамках учебной программы Гитлерюгенда. Фильм был настолько популярен в Германии в те годы, что в том же 1933 г. был даже снят сиквел "Вместе с ним". И роман, и фильм сыграли значительную роль в национал-социалистической пропаганде. Фильм стал любимым фильмом немецкой молодежи и удостоился похвал министра пропаганды Йозефа Геббельса. Кроме того, Герберту Норкусу, этому «кровному мученику движения», были посвящены ряд пропагандистских песен гитлерюгенда, в частности, "Der helle Tag" Ганса Баумана. Имя Герберта Норкуса в Третьем рейхе носили парусник кригсмарине, улицы и площади.

аналогичный барк, "Horst Wessel"
Барк «Герберт Норкус», относящийся к «большому» классу, в 1939 г. находился на гамбургской верфи «Блом и Фосс» в стадии строительства, которое было прервано Второй мировой войной. В 1947 г. оккупационные войска нагрузили судно остатками взрывчатки и, выведя в море, взорвали...

И еще один интересный момент: в качестве исполнителя главной роли гитлерюнге Квекса в титрах значится "один молодой гитлерюнге". Дело в том, что юный актер Юрген Ольсен, сыгравший роль Квекса, оказался замешан в голубом скандале. С 1934-1935 года Гитлер объявил настоящую войну гомосексуализму. Многие чиновники (в том числе и высшие) лишились своих постов за голубые дела, часть из них была отправлена в концлагеря. Попал в концлагерь за гомосексуализм и крупный чиновник министерства культуры - покровитель Юргена Ольсена. Сам Юрген, за младость лет своих, столь сурового наказания избежал, однако имя его было вычеркнуто из всех фильмов с его участием (после Квекса он снялся еще в 2х фильмах). Опасаясь дальнейших преследований Юрген Ольсен в 1936 г. выехал в Швейцарию, где и прожил до конца войны, после чего вернулся в Германию. Больше в кино он не снимался, умер в 1996 году.


Что касается Гитлерюгенда, то его структура окончательно оформилась только к 1938 году, удивительно напоминая структуру пионерской и комсомольской организаций...

Комментариев нет :

Отправить комментарий