вторник, 24 апреля 2018 г.

24 апреля. Волга, Волга


Ровно 70 лет назад, 24 апреля 1938 года, состоялась премьера одной из первых советских музыкальных комедий — «Волга, Волга», — ставшей культовой, своего рода киносимволом той эпохи и любимым фильмом нескольких поколений кино- и телезрителей и «отца всех народов» Иосифа Сталина, который смотрел ее бесчисленное количество раз, знал наизусть все реплики ее героев и даже подарил копию фильма во время войны президенту США Франклину Рузвельту. «Волга-Волга» была чемпионом среди картин, пользовавшихся сталинской симпатией. Песни из фильма распевались по всей стране. Сегодня она кажется немного наивной, но это не умаляет обаяния игры легендарных актеров Любови Орловой и Игоря Ильинского.

Игорь Ильинский — бюрократ Иван Иванович Бывалов,
начальник Управления мелкой кустарной промышленности в г. Мелководске
Поводом для создания сценария фильма послужила история, которая произошла с режиссёром Григорием Александровым, когда он работал над своей первой самостоятельной картиной «Весёлые ребята». В то время, в середине 1930-х годов в СССР проводилось большое количество конкурсов, творческих слётов, Олимпиад и других подобных мероприятий, целью которых было наглядно продемонстрировать правдивость сталинского тезиса «Жить стало лучше, жить стало веселее». На одном из таких смотров художественной самодеятельности режиссёр познакомился с талантливой деревенской девушкой, которую её начальство, несмотря ни на какие уговоры, не отпускало в столицу для участия в съёмках. Этот случай запомнился Александрову, и он решил отразить его в своей ленте, чтобы высмеять бюрократов, мешающих своим подчинённым реализовать их творческий потенциал, и вскоре воплотил свой замысел в жизнь. В своих мемуарах режиссёр писал: "В то время появился лозунг «Биться за самодеятельность». Самодеятельному творчеству масс уделялось большое внимание. А многие не понимали его значения как формы общественной деятельности, как одного из путей направления энергии и инициативы народа в творческое русло. Главным препятствием на пути самодеятельности, как указывалось, был бюрократизм". В в своих воспоминаниях Вениамин Смехов писал: "Обращаясь сегодня к «Волге, Волге», я […] нахожу её одной из самых бурлескных лент советского кино, самопародией жанра, хотя меньше всего хочу заподозрить в этом достаточно благонамеренного, но, может быть, не слишком проницательного Г. Александрова".

По версии Любови Орловой, название фильма было предложено Александрову Чарли Чаплином. Во время визита в Голливуд посланцев советского киноискусства – Эйзенштейна, Александрова и Тиссэ – Григорий Васильевич побывал вместе с великим комиком на лодочной прогулке по бухте Сан-Франциско, во время которой он спел широко известную песню о Стеньке Разине ("Из-за острова на стрежень..."). Чаплину очень понравилась строчка «Волга, Волга, мать родная», и он в шутку посоветовал своему советскому коллеге назвать так фильм. Александров же отнесся к рекомендациям Чаплина всерьез и использовал слова из песни для названия своей комедии.

Есть и еще одна версия: это был личный, по-видимому, заказ Сталина, о котором Г.Александров со свойственным ему простодушием сообщил корреспонденту "Вечерней Москвы": "Вслед за нашими фильмами "Веселые ребята" и "Цирк" перед нами была поставлена задача: создать комический фильм без лирических и мелодраматических отступлений". Если учесть, что работа началась в 1936 году, фильм вышел на экраны в 1938-м, а Сталинскую премию он получил в 1941-м, то смысл сталинского заказа станет очевидным.


Над сценарием начинали работать Михаил Вольпин и Николай Эрдман, один из авторов «Веселых ребят». Не смотря на то, что впоследствии фильм полюбился Сталину, создатели ленты пострадали от репрессий 1930-х годов. Николай Эрдман начал работать над сценарием картины после своего недавнего возвращения из трехлетней политической ссылки в Енисейске (куда попал во время съемок другой советской популярной кинокомедии, "Веселые ребята", вместе с другим автором сценария, Владимиром Масссом, за написание не предназдначавшихся для печати острополитических стихов и пародий), а так как он не имел права жить в крупных городах, то поселился в Калинине, куда Александров приезжал к нему для работы над сценарием. Постоянного же оператора Александрова, необыкновенно изобретательного человека, Владимира Нильсена арестовали по обвинению в шпионаже, едва только была выбрана натура удивительно поэтичных волжских пейзажей, не дав доснять ленту до конца, и через некоторое время расстреляли. Поэтому картину снимал Борис Петров, работавший на «Цирке» вместе с Нильсеном. Произошло несчастье и с другим соавтором сценария - Михаилом Вольпиным. Его репрессировали, и он вернулся в кино лишь через несколько лет. Как вспоминала М.В.Миронова, друг Масса и Эрдмана: "Выслан был Володя Нильсен -- оператор картины, и выслан был во время съемок Захар Дарецкий -- один из лучших директоров. Люди пропадали. Причем бывало так: вы сидите втроем, вы и ваши хорошие знакомые. Один из них рассказал анекдот. Ваш знакомый рассмеялся, а вы нет. На следующий день знакомого нет. Кто из нас донес? Может быть, где-то подслушивание было. У Менакера всегда портфельчик был в прихожей -- зубная щетка и все такое. Так что из нашей картины постепенно исчезали люди. Доснимал, по-моему, уже Петров..." Однако, стоит заметить, что и "награды не обошли героев": в 1941 г. творческий коллектив, работавший над созданием фильма "Волга-Волга" — режиссер Григорий Александров, композитор Исаак Дунаевский, исполнители главных ролей Любовь Орлова и Игорь Ильинский — были удостоен Сталинской премии первой степени.


Первоначальный сценарий «Волги-Волги» был написан самим Александровым в соавторстве с Нильсеном. Эта версия, действительно, родилась в результате путешествий кинематографистов по стране. То там, то здесь они вcтречали простых людей (лесорубов, рыбачек, сплавщиков), которые исполняли арии из услышанных по радио опер, играли на музыкальных инструментах, принимали участие в смотрах местной самодеятельности. По сравнению с окончательным вариантом, история «Волги-Волги» Александрова и Нильсена несла в себе совершенно иной сатирический заряд, отличаясь невообразимо запутанным сюжетом. Множество побочных линий и обилие персонажей лишь усложняло повествование. Согласно версии Александрова-Нильсена, счетовод Рыбкин (будущий Алёша Тутышкин) должен был вынашивать планы по поводу строительства шлюза на местной речке; бюрократ Бывалов и театральный режиссёр Святославский сами безуспешно ищут таланты в Мелководске и не находят их; как ответ - погоня горожан за режиссером с целью продемонстрировать свое искусство. В центре сюжета расположен любовный треугольник — Рыбкин, маникюрша Голли и Святославский. Впоследствии образ Голли был заменён секретаршей Бывалова (исполнительница - М.В.Миронова), влюблённой в Алёшу Тутышкина. Правда, уже при монтаже готового фильма роль Мироновой почти полностью вырезали: Александрову показалось, что соперничество секретарши со Стрелкой (Л.Орловой) совершенно ни к чему. Помимо центральных героев, в сценарии присутствует парикмахер, проводящий опыты по сведению веснушек; старичок 117 лет, мечтающий стать профессиональным танцовщиком и т.д. и т.п. В раннем варианте сценария Бывалов уже выступает противником самодеятельности, но играет весьма незначительную роль в той части фильма, которая описывает поездку в Москву. Этот вариант сценария, скорее всего, не нравился ни самому Александрову, ни Орловой, ни руководству ГУК в лице Б. Шумяцкого. Последнему не терпелось приступить к работе над фильмом, дабы выпустить его, как было заказано, к 20-ой годовщине Октября. Тогда Александров решил прибегнуть к помощи профессионалов.

Картину «Веселые ребята» (1933 год), принесшую ему всесоюзную известность, Г.Александров снимал по сценарию Н. Р. Эрдмана и В.З. Масса. Драматург Эрдман являлся к этому времени автором знаменитого «Мандата», поставленного на сцене Театра имени Мейерхольда, и запрещенной уже пьесы «Самоубийца». Во время съемок «Веселых ребят», когда авторы были в экспедиции, В.Качалов на кремлевском приеме в присутствии Сталина и Ворошилова, будучи в подпитии, неосторожно прочитал одну из басен Н. Эрдмана (иногда её приписывают В.Массу). В результате прямо со съемок оба автора отправились в Сибирь (Енисейск), в политическую ссылку. Дело было еще сравнительно раннее, поэтому их миновали лагеря. Получив поражение в правах, Н. Р. Эрдман в 1936 году поселился в Калинине (Тверь). Вскоре туда же приехал М. Вольпин, которого выпустили из лагеря в 1937 году. По-видимому, Г.Александров тогда и пригласил их для работы над «Волгой-Волгой». Было ли это верностью дружбе? Смелостью? Легкомыслием? Или точным расчетом на успех? Утверждать что-то с уверенностью трудно, но всем понятно, что у Александрова были заведомо опальные авторы, которые в Москве могли появиться только нелегально. Говорят, что Эрдман, узнав о намерении Александрова работать с ним, даже сперва не поверил в реальность этого предложения и отнёсся к нему весьма скептически. В то время обласканные властью, уважаемые орденоносцы - режиссёр «Весёлых ребят» и его шеф-оператор В.С. Нильсен - работали над съемками Чрезвычайного VIII-ого Всесоюзного съезда Советов с докладом Сталина о проекте конституции СССР. Однако Александров и Нильсен вскоре сами отыскали в Калинине опального драматурга. «Александров с Нильсеном приезжали ко мне с разработками эпизодов, и мы вместе дописывали сценарий. Они взяли себе лирическую линию сценария, я же — сатирическую, и в частности эпизоды, связанные с образом Бывалова,» - вспоминал Н. Эрдман в одном из своих интервью журналу «Советский экран».

2 февраля 1937 года студии был представлен второй вариант сценария, написанный теперь уже в сотрудничестве с Эрдманом. Эрдман превратил несвязную, перегруженную историю Александрова и Нильсена в жизнеспособный комедийный сценарий, который при последующих переработках в соавторстве с М. Вольпиным, и был воплощён в виде окончательного варианта. Известно, что два «промежуточных» сценария «Волги-Волги» не были допущены к съёмке ответственными партийными органами и чиновниками «Мосфильма»: вырезались наиболее острые эпизоды, постоянно сменяющееся руководство давало сценаристам противоречивые инструкции относительно образа Бывалова, несколько раз было рекомендовано пересмотреть финал. Закончить фильм вокальной арией Орловой, как того хотел Александров, товарищи из ГУК не разрешили.

Когда уже была отснята большая часть «натурного» материала, главный оператор и сорежиссёр фильма В. Нильсен был арестован, обвинён в шпионаже и вскоре расстрелян. Случилась заминка, главного оператора назначили не сразу - отсюда и разнобой в сведениях о создателях фильма. Однако и на этом дело не кончилось. По свидетельству актрисы М.В.Мироновой, во время съемок был арестован и очень уважаемый директор картины Захар Дарецкий: «Выслан был Володя Нильсен - оператор картины, и выслан был во время съемок Захар Дарецкий - один из лучших директоров. Люди пропадали. Причем бывало так: вы сидите втроем, вы и ваши хорошие знакомые. Один из них рассказал анекдот. Ваш знакомый рассмеялся, а вы нет. На следующий день знакомого нет. Кто из нас донес? Может быть, где-то подслушивание было…»

 Мосфильмовские власти также не миновал каток репрессий. В декабре 1937 года были арестованы глава студии Бабицкий и его заместитель Даревский. В том же месяце был назначен новый директор «Мосфильма» Хачатурьян. Параллельно шел процесс в ГУКе, где были арестованы такие деятели, как Усиевич, а 18 января 1938 года был задержан сам Шумяцкий. После чисток и исчезновения руководства «Мосфильма», которое курировало работу над сценарием, все еще не завершенный фильм Александрова вновь стал объектом пристального внимания.

Резник, новый начальник сценарного отдела «Мосфильма», интуитивно почувствовал в окончательном (четвёртом) варианте сценария «Волги-Волги» явный подвох. Атмосфера американизированного бурлеск-шоу, царящая в комедии, находится в страшном контрасте с реальностью. И этот контраст доведён авторами комических сцен и диалогов (Эрдманом и Вольпиным) едва ли не до полного абсурда: провинциальный городок Мелководск, все жители которого не занимаются своим делом, а стремятся поехать в столицу (на дырявом пароходе, на струге времён Стеньки Разина, и даже на плотах), чтобы там некие небожители (высокая комиссия) признали их доморощенные, истинно народные таланты; абсолютный бездарь-бюрократ Бывалов - фигура не столько сатирическая, сколько пародийная; постоянное сопоставление столичного величия и провинциальной ничтожности (сцены в Мелководске-Камышине и на канале Москва-Волга) и т.п.

В своём докладе по поводу фильма проницательный Резник назвал Мелководск «городом Глуповым», потребовал сократить все двусмысленные реплики Бывалова, убрать «пьющего» водовоза, а также полностью переработать финал.

В ответ 25 декабря 1937 года Александров представил очередной вариант концовки, куда ввел персонаж юного композитора, который дирижирует оркестром и говорит Стрелке: «Твоя тема, моя обработка!», а также комические сцены столкновения Стрелки, лоцмана и Рыбкина под столом президиума.

В феврале 1938 года Дукельский, бывший чекист и новый начальник ГУКа, просмотрел отснятые материалы «Волги-Волги» и потребовал новых изменений. Александров представил список сцен на одиннадцати страницах, которые нужно доснять, чтобы восполнить купюры, требуемые Дукельским. Прилагался также новый вариант концовки с эпилогом, в котором актеры прощаются со зрителем, излагая мораль фильма в стихах. Морализаторская концовка, типичная для сказок Перро, уничтожила всякую иллюзию реальности и смягчила ее пародийность. Зрителю предлагается воспринимать все события фильма как вымысел или сказку, ничего общего с жизнью не имеющую.

Между тем, аресты и ссылки членов киногруппы, сопротивление постоянно меняющегося мосфильмовского начальства и недовольных «чекистов», на судьбу фильма повлияли мало. Он был доведен до конца, но поначалу отнюдь не признан шедевром. В последнем заключении политредактора (протокол N. 538/38 от 11 апреля 1938 года) сказано: «Художественный уровень к/ф невысок. К/ф крайне растянут, в него много введено шаблонных комических ситуаций, совершенно ложно показана сцена на олимпиаде в конце к/ф». И предложено: «Сократить всю 11-ю часть (конец к/ф). Убрать сцены суматохи на олимпиаде; сдергивания капитаном брюк со Стрелки; всю сцену объяснения Стрелки с Алешей под столом; падающий стол; бегающий председатель с призом». Надо отдать справедливость режиссеру: он не пожертвовал ни брюками, ни сценой под столом, но фамилию опального Эрдмана из титров предусмотрительно убрал.

По мнению многих современников, «любимец власти» Г.Александров не был смелым человеком. Он понимал, что шаблоны и грубоватый юмор «ниже пояса» высокопоставленные зрители ему простят, а вот упоминание имени Николая Эрдмана - автора скандальных политических пародий – никогда.

Актриса М.В. Миронова, дружившая с Эрдманом и Массом, в одном из поздних интервью по поводу «Волги-Волги» замечала: «В том, что сценарий сотворялся пародийно, я не сомневаюсь. Но если бы Григорий Васильевич (Александров) это понимал, он этого не сделал бы, и мы об этом говорили с Массом. Владимир Захарович потом говорил: «Александров не был настолько смел, чтобы сделать это понимая...»

В подробностях можно рассмотреть шлюз № 3 канала им. Москвы
в Яхроме, он поднимает суда на уровень 8 метров.
Арочный мост Рижского направления через канал им. Москвы.
Северный речной вокзал
Работа над этим «эпическим» полотном о жизни и достижениях СССР второй половины 1930-х годов, в частности, только что открытого канала Волга-Москва, велась создателями более 4 лет. Большая часть съёмок происходила на натуре. Из Московского речного порта вышла целая флотилия. На небольшом пароходе «Памяти Кирова» были размешены участники экспедиции. Буксир вёл игровой пароход «Севрюгу» и игровую баржу. Из Южного порта группа поплыла по Москве-реке и Оке к Горькому (ныне Нижний Новгород), где и начались съёмки. Затем пошли на Каму, где около Сарапула прошли съёмки ряда объектов. Следующий комплекс съёмок находился близ Перми. Здесь на плотах съёмочная группа поднялась в верховья реки Чусовой. Затем группа направилась вниз по Каме и по дороге, опять главным образом у Сарапула, доснимали ряд сцен, выплыли на Волгу и у Жигулей закончили экспедиционную часть съёмок. Мелководск снимали в городе Камышин Волгоградской (в те годы — Сталинградской) области. В октябре—ноябре Александров уже на Московском море и канале Москва—Волга успел захватить последнее солнце и доснять всю нужную ему натуру. В фильме также можно увидеть Московское море и Химкинское водохранилище.

37-метровая статуя Ленина, обозначавшая начало канала Волга-Москва
Памятник Сталину в Дубне
Основное действие фильма происходит в акватории канала «Москва-Волга» (неподалеку от Дубны), по которому идет пароход. На нем провинциальные таланты плывут покорять Москву. В первой, еще не подправленной, версии фильма на экране мелькает памятник Сталину. В 30-е годы канал рассматривался не только как крупное гидротехническое сооружение. Это было монументальное произведение искусства эпохи социализма. Скульптурным завершением канала стала композиция из двух равновеликих монументов на берегах аванпоста волжского гидроузла: памятник вождю мирового пролетариата Ульянову-Ленину и прижизненный памятник отцу всех народов Сталину-Джугашвили – обе статуи работы известного скульптора Сергея Меркурова. Высота каждой была 15 метров, а вместе с постаментом – 26. В отличие от монумента Ленина, сделанного из блоков, идеально пригнанных друг к другу, голова Сталина была целиком высечена из скалы. Чтобы поднять монолит массой 22 тонны на высоту 25 метров, понадобился специальный подъемник. Его изготовили в Дмитрове, где у чекистов был свой механический завод. Те, кому предстояло посадить голову на плечи, выразили опасение, что она упадет. Тогда полетят и ваши головы, сказал Матвей Берман, начальник строительства канала, не самый паршивый в системе НКВД человек. Для испытаний выбрали глыбу, заведомо превышавшую по массе вытесанный монолит. При пробном подъеме глыба сорвалась… К счастью, потом все прошло без срыва, и голова вождя была поднята на должную высоту без сучка, без задоринки. Головы исполнителей тоже остались на своих местах, а Берману не повезло: после 20 лет блестящей карьеры (от простого оперуполномоченного до начальника ГУЛАГа) он был разоблачен как враг народа и расстрелян в 1939-м (с последующей реабилитацией в 1957-м).

Стрелка и Бывалов (кадр из фильма)
…В Мелководске что ни находка, то самоцвет. И водовоз дядя Кузя, распевающий свои ставшие знаменитыми куплеты о пользе воды, и квартет поваров, играющих на кастрюльках, ложках, шумовках, и официант, сервирующий обед оперными ариями, и милиционер со своим колоратурным свистком — все это весело, смешно, наполнено озорной музыкальной эксцентрикой. Бывалов раскрывается сразу, в нескольких репликах, обращённых к посетителям и секретарше, которую блистательно играла молодая Мария Миронова. Это же совершенные образцы канцелярского стиля: «Я не могу заниматься каждой балалайкой в отдельности», «Владея музыкальной культурой и лично зная товарища Шульберта», «Очистите палубу!», «Прекратите безобразие!» Как антитеза Бывалову в комедии выведен привлекательный образ девушки-письмоносицы Дуни Петровой, по прозвищу Стрелка. Певунья, заводила, выдумщица, она становится душой фильма. Вначале действие ведёт одна Стрелка. Пока Бывалов сокрушительно деловой походкой следует с берега Волги к себе в кабинет, она доказывает ему, что в их городе Мелководске множество талантов. Она рассказывает Бывалову, что некая Симка замечательно поёт арию Татьяны, и сама поёт эту арию; она втолковывает Бывалову, что некий Мишка отлично читает стихи, и сама читает отрывок из «Демона»; она убеждает Бывалова в том, что некий Гришка отлично пляшет, и тут же проделывает несколько неотразимых колен лезгинки. Любовь Орлова в этой роли пленяет и блеском исполнения музыкальных номеров, и драматическим талантом. «Это моё режиссёрское счастье, что в фильме „Волга-Волга“ снималась Любовь Орлова, которая могла делать все, — отмечал Александров. — В фильме она превосходно поёт, пляшет, читает, но при всём при том остаётся письмоносицей Стрелкой — милой, простодушной Дуней Петровой, которая самозабвенно влюблена в искусство и непоколебимо уверена в творческих силах своих друзей. В роли Стрелки Любовь Орлова раскрыла замечательное качество своего дарования — умение сочесть эксцентрически комедийный внешний рисунок роли с подлинным лирическим чувством, с правдой человеческих переживаний». Когда Бывалов смекнул, что из самодеятельности можно извлечь личную пользу, начинается второй тур комедийного действия — путешествие по реке в Москву на олимпиаду. Из этого путешествия, из соревнования снаряжённого Бываловым допотопного пароходика «Севрюга» и парусника «Лесоруб», на котором едет Стрелка со своими друзьями, — постановщик извлёк максимум комедийных эффектов. Готовая развалиться «Севрюга» послужила поводом множеству весёлых шуток. Финал, завершающий историю сочинённой Стрелкой песни о Волге, когда её разлетевшиеся во все стороны ноты подхватили оркестры капеллы, хоры, подхватил весь народ, звучит своеобразным гимном народным талантам.


Пароход "Севрюга", на котором проходит большая половина фильма, в кинофильме выглядит как-то ненатурально. Имея в наличии (30-е гг.) предостаточно заднеколесных пароходов, видимо предпочли "загримировать" нечто. Типичные волжские заднеколесники имели ложкообразный нос, а "Севрюга" остроносый. Транцевая корма(!), а на классических пароходах ("Амазонка", "Вел.кн.Мария", "Аллегани" и пр., это в конторе Зевеке, из книги Шубина) колеса были вынесены за транец. Да и архитектура как-то ближе к действительно американскому, а не русскому типу. Остается только гадать, почему киношники поступили именно так. А может это и "новодел". Цитата с сайта "круизы и судоходство": "Судовладелец - "кулак" А.Ф.Рычев - после заключения вернулся в Красные Баки. Возглавил бригаду судостроителей и в 1937 г. выполнил государственный почетный заказ. Построили для кинофильма "Волга-Волга" два судна: "Лесоруб" и "Севрюга" и струг для кинофильма "Степан Разин". По некоторым сведениям, пароход «Севрюга» строился специально для фильма в рабочем посёлке Ветлужский ныне Нижегородской области. Фотография строительства парохода находится в Краснобаковском краеведческом музее".


А еще на теплоходе "Иван Кулибин" есть музей, там есть модели "Севрюги" и "Лесоруба".


Вне всякого сомнения, в значительной мере фильм обязан своим успехом композитору Исааку Дунаевскому. В основе сюжета лежит история о том, что простая письмоносица сочинила песню, которая обрела всенародную популярность и признание. Это была не слишком скромная заявка, но композитор блестяще справился с этим вызовом. Он действительно сочинил такую песню – народную с легкой и запоминающейся мелодией. «Песня о Волге» возникала в первых эпизодах. Именно с ней отправилась в путешествие в Москву бригада самодеятельных талантов Мелководска. На плоту ее пели друзья Стрелки и подхватывали все, кто слышал. Экзамен на музыкальность сдавали все. Также в фильме использован музыкальный момент Франца Шуберта. Песни из кинофильма иногда транслировались по радио, включая всесоюзное радио. Музыка и песни из кинофильма выпускались на грампластинках «Грампласттрест» Московским и Апрелевским заводами. С середины 1960-х выпускались на пластинках фирмой «Мелодия». Позднее, песни из фильма выпускались на аудиокассетах (в СССР — на кассетах «Свема»).

Дуня Петрова, она же "Стрелка" (Любовь Орлова)
По мнению некоторых исследователей, главная героиня фильма "Волга-Волга" была названа школьным прозвищем Исаака Дунаевского — "Дуня". К слову, "Волга-Волга" — не единственный фильм, героиней которого стала письмоносица Стрелка. В 1941 году на экраны страны вышел "Боевой киносборник №4", главным действующим лицом которого стал этот персонаж в исполнении Любови Орловой. Именно на съемках картины "Волга-Волга" отношения Григория Александрова и Любови Орловой перестали быть только профессиональными – между режиссером и главной звездой его фильмов завязался роман.


Всеволод Санаев сыграл в картине двух персонажей, участников двух конкурирующих музыкальных коллективов — играющего на пиле «окающего» бородатого лесоруба из самодеятельного ансамбля Стрелки и одного из музыкантов оркестра Алексея. Сцена, в которой Алеша признается в любви Стрелке, а она от неожиданности начинает тонуть, успев сказать: «Воды...», была придумана Александровым для фильма "Веселые ребята", но не вошла в нее.

Бывалов и его секретарша
Картина "Волга-Волга" — кинодебют Марии Мироновой, замечательной комедийной актрисы, матери Андрея Миронова и бабушка Марии Мироновой. Мария Владимировна сыграла роль Зои Ивановны, секретаря Бывалова. Первоначально это роль была большая, но, говорят, Александров, отсмотрев материал, обнаружил, что Миронова играет столь ярко, что порой «затмевает» Орлову, а прима в фильме должна была быть одна. Так что роль в результате стала эпизодической.


Чтобы «подперчить» стерильно положительную среду народных талантов, авторы ввели образ бюрократа и карьериста Бывалова. Он будет впоследствии растиражирован в десятках советских комедий, однако никому из актеров не удастся превзойти гениальное исполнение Игоря Ильинского. Его бюрократ не враг-вредитель, типичный для кино тридцатых годов, а привычный для российской действительности всех времен руководитель-дурак: хам и грубиян с подчиненными, льстец и подхалим перед начальством. В узнаваемом образе, созданном Ильинским, заподозрил пародию на себя даже руководитель кинокомитета Борис Шумяцкий. Александрову пришлось вырезать наиболее острые сатирические сцены. Но несмотря на все купюры, «Волга-Волга» дала множество «крылатых фраз», подхваченных в народе. Надо сказать, что сам Игорь Ильинский на премьеру фильма «Волга-Волга» не пошел. «Там будут бесконечные песнопения в честь Орловой. Кому интересен мой Бывалов». В то время критики писали, что его герой в фильме вообще не нужен. Это потом люди поймут, что персонаж, сыгранный Ильинским, – одна из центральных ролей фильма.

Ильинскому пришлось отвечать за свою шутку -
преодолевая страх, прыгать с корабля снова и снова.
Режиссер вспоминал, что Ильинский гордо заявлял, что все трюки в фильмах всегда делает сам, без каскадеров. Во время съемок ленты «Волга-Волга» Александров как-то подошел к Ильинскому на палубе и пошутил, что в одном эпизоде актеру придется отсюда прыгать в воду. Актер тоже отшутился: мол, это ерунда, вот если бы с верхней прыгать (метров с восьми), было бы намного интереснее. Ильинский был уверен, что для прыжков в воду позовут каскадера. Когда по сценарию нужно было прыгать Любови Орловой, трюк выполняла чемпионка по прыжкам с трамплина. Но когда очередь дошла до Бывалова, Александров скомандовал подниматься на верхнюю палубу самому Ильинскому. Как потом рассказывал Игорь Владимирович: «Меня прошиб холодный пот. Когда я поднялся наверх в сапогах и с портфелем, то понял, как это страшно, во мне все задрожало... Все смотрели на меня, я не мог подвести съемочную группу. Мне ничего не оставалось делать...» Ильинский попросил подготовить ему коньяку и прыгнул. После того как его выловили из воды, растёрли (снимали в середине ноября: вода была студёная — уже льдинки плавали у берега), переодели в сухое платье, дали кофе и рюмку коньяку. «И все бы хорошо, - напишет позже Александров, - но заело пленку, и я боялся говорить, что нужно прыгать второй раз. Однако делать нечего, и я сказал: «Игорь Владимирович, вы замечательно прыгнули. Но вот если прыгнуть и в это время еще болтать ногами, как будто вы идете по воздуху, будет еще смешнее». Ильинский, великий профессионал, лишь кивнул и приготовился к прыжку. Но, как только он сорвался с палубы во второй раз, мимо проплыл не замеченный никем пароход. Нашу «Севрюгу» качнуло, камера съехала в сторону и не захватила прыжок». Александров придумал другой ход: «Игорь Владимирович, уже очень хорошо, но вы слишком уж часто болтали ногами. Надо все же немного пореже...» В итоге эпизод сняли только с седьмого дубля. Во время съёмок «Волги-Волги» произошёл еще один случай. Бывалов на пароходе «Севрюга» кричит через «говорок» в машинное отделение: «Наддай пару!» И сразу же после его приказания из переговорной трубки появляются клубы пара, ударяя Бывалову в лицо. Эту сцену снимали несколько раз. Тот, кто пускал пар, не понимал ритма комедии и не мог пустить его в нужный момент. Пробовали считать. На счёт «раз, два, три» после команды Бывалова пар вылетал стишком поздно. На счёт «раз, два» — тоже поздно. На счёт «раз» — рано… Тогда Ильинский, чтобы заполнить паузу и не потерять ритм, стал топать ногой, подавая знак для пускания пара. Успех этого трюка решала какая-то доля секунды.


Александров монтировал фильм мучительно, много раз переделывал из-за претензий чиновников от кино. И неизвестно, какая судьба ждала эту картину, если бы за нее не вступился сам Сталин. Он посмотрел пробную версию и был очень доволен. Лично включил режиссера в уже утвержденный список лауреатов Государственной премии. После премьеры съемочную группу пригласили в Кремль. «Кто этот человек?» – спросил на приеме Сталин. «Ильинский, известный киноартист». – «Кому он известен? Я его не знаю!» «Иосиф Виссарионович, это же Бывалов», – шепнул кто-то из свиты. «А, Бывалов! – сталинские усы поднялись в улыбке. – Тысяча извинений. Ну что ж, товарищ Бывалов, вы бюрократ и я бюрократ, мы поймем друг друга». Эта суровая шутка имела продолжение. Ильинский получил за «Волгу-Волгу» Сталинскую премию, но после этого его телефон стал прослушиваться, а сам артист на долгие 18 лет был отлучен от кинематографа. Велел ли так сам Сталин? Или кто-то просто перестраховался? Это осталось неизвестным.


Режиссёр фильма Григорий Александров рассказывал историю о том, что то ли в конце 1942 г., то ли в 1943 г., перед Рождеством, Сталин пригласил посла США Гарримана и прибывшего в СССР помощника президента Гарри Гопкинса посмотреть вместе с ним фильм «Волга, Волга». Гостям фильм понравился, и Сталин, якобы в знак особого расположения, подарил через Гопкинса президенту Рузвельту копию фильма. Франклин Рузвельт посмотрел фильм и не понял, почему Сталин прислал именно его. Тогда он попросил перевести слова песен. Когда прозвучала песня, посвящённая пароходу «Севрюга»: «Америка России подарила пароход: / С носа пар, колёса сзади, / И ужасно, и ужасно, / И ужасно тихий ход», он воскликнул: «Вот теперь понятно! Сталин упрекает нас за тихий ход, за то, что мы до сих пор не открыли второй фронт, о котором обещали ему с 1941 года». По другой версии, Рузвельт подумал, что это намёк на низкое качество поставок по ленд-лизу. Однако биограф Орловой — Александр Хорт сомневается в достоверности данного эпизода: «Следует заметить, что, возможно, перед нами очередная легенда, рассказ этот исходит от Григория Александрова, воспоминания которого не отличаются большой правдивостью». Биограф рассказывает, что киновед Валерий Головской в своё время пытался найти в американских архивах документальные подтверждения просмотра фильма Рузвельтом, и не смог их обнаружить. Кстати, ходит легенда, что в 1939 г. Сталин обиделся на Риббентропа, когда тот не захотел смотреть его любимый фильм.


После выхода фильма «Волга-Волга» стал знаменит на весь Советский Союз и пароход «Максим Горький». Кстати, по легенде это судно переломило ход Второй мировой войны. Пароход затопили в 58-м. Все то, что осталось от знаменитого корабля, теперь хранится на дне канала, под Дубной у шлюза № 1. Пароход лежит рядом с немецкими баржами, которые после войны согнали к первому шлюзу и стали использовать как волнорезы. Поговаривали, что взорвали «Горького» из-за того, что на нем Сталин плавал, когда канал построили.

Кадр из фильма, изъятый при «восстановлении» фильма в 1961 г.
После смерти Сталина, во второй половине 1950-х годов, когда «Волга-Волга» уже успешно прошла по всем киноэкранам страны, она вновь подверглась редактированию, уже с учетом реалий нового времени. В 1961 г. на киноэкраны вышла обновленная версия фильма. В ней отсутствовали кадры, где появляется памятник Сталину на канале Москва-Волга. Исчезла и сцена пробега Стрелки по палубе: как раз в этот момент в кадре было видно название корабля - «Иосиф Сталин». Зато в титры включили имена репрессированных при Сталине людей, имевших отношение к созданию этого фильма.


После того, как в СССР в 1985 году началась очередная антиалкогольная кампания, из фильма вырезали более половины песни «Водовоз», что видно по непоследовательности действий в кадре (Бывалов облит водой раньше, чем на него её плеснули). В собрании стихотворений Василия Лебедева-Кумача и других сборниках советских песен текст приводится полностью.

Изменениям фильм подвергся и в наши дни. 14 февраля 2010 года по Первому каналу была показана колоризованная версия фильма «Волга, Волга». Работы по колоризации проводились в Лос-Анджелесе по заказу «Первого канала». Для колоризации был выбран именно подвергшийся цензуре вариант 1950-х годов, до этого уже изданный в чёрно-белом исполнении киновидеообъединением «Крупный план» на VHS в серии «Киноклассика России» и на DVD. Этот вариант числится в ГФФ исходным, поскольку в 1950-е годах редактировался сам негатив. На месте кадров со статуей Сталина в данном варианте — чёрная проклейка, но с фонограммой. При создании цветного варианта эти секунды удалены вовсе.

Времена меняются, но в истории кинематографа музыкальной комедии Григория Александрова "Волга-Волга" во всех случаях обеспечено почетное место. В ортодоксальной истории советского кино - как одной из лучших кинокомедий, удостоенной Сталинской премии I степени. В пересмотренной истории - как одного из самых веских доказательств "оглупления" народа, иллюстрацией циничного сталинского лозунга "Жить стало лучше, жить стало веселее".


КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ:
  • Автора поймали!
  • Потому что без воды - и ни туды, и ни сюды.
  • Алло! Гараж? Заложите кобылу!
  • Была бы песня - автор найдется.
  • В тот самый момент, когда до Москвы остается каких-нибудь три-четыре тыщи километров...
  • До смешного доходит. Просто хочется рвать и метать!
  • Какое там может быть несчастье, когда я здесь!
  • Он и так может! И так может! Не парень - орел!
  • Он официант, он врать не будет.
  • Пароход он хороший, только он воды боится.
  • Полундра!.. Спасайся, кто может! - А кто не может?
  • Примите от этих граждан брак и выдайте им другой.

Комментариев нет :

Отправить комментарий