четверг, 14 февраля 2019 г.

14 февраля. Папа "чертова" колеса


Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший (англ. George Washington Gale Ferris, Jr.) — американский инженер, подаривший миру колесо обозрения — родился ровно 160 лет назад, 14 февраля 1859 г. Есть некоторая ирония в том что его день рождения совпадает с Днем Святого Валентина. Уже более века многие молодые пары целуются на вершине колеса, носящего его имя. Тем не менее, собственная жизнь Ферриса закончилась разбитым сердцем, пережившим столько же взлетов и падений, сколько и его знаменитое творение...

Sears–Ferris House, Carson City
Феррис родился в Гейлсберге (штат Иллинойс) — городе, названном именем его тезки Джорджа Вашингтона Гейла. Его родителями были Джордж Вашингтон Гэйл Феррис-старший и Марта Эджертон Хайд. У него был старший брат по имени Фредерик Хайд, родившийся в 1843 г. Когда Феррису исполнилось 5 лет, в результате гражданской войны и последующей денежной инфляции семья была вынуждена продать свою молочную ферму и переехать в Карсон-Сити (штат Невада), где они купили ферму, на которой Джордж помогал отцу.


В 1875 г. Феррис покинул Неваду, чтобы поступить в Калифорнийскую военную академию в Окленде, которую он окончил в 1876 г. Он окончил Политехнический институт Ренсселира (Троя, штат Нью-Йорк) в феврале 1881 г. со степенью инженера гражданского строительства. После этого он начал карьеру в индустрии железнодорожного транспорта и заинтересовался строительством мостов. Обладая этим опытом, он отправился в, пожалуй, единственный город в мире, который лучше всего подходил для его инженерных талантов, знания стали и страсти к мостам: Питтсбург (штат Пенсильвания). В 1886 г. Феррис вступил в партнерские отношения с Джеймсом Холстедом и основал компанию GWG Ferris & Co. в Питтсбурге, которая тестировала и проверяла состояние металлоконструкций для железнодорожного и мостового строительства. Среди его задач была реконструкция Питтсбургского моста Девятой улицы. Это был хороший год для него. Он женился на Маргарет Энн Битти из Кантона, штат Огайо, и они поселились в доме на Арч-стрит в северной части. По общему мнению, он добился успеха - веселый и увлеченный человек, полный амбиций.

Выставочные павильоны в Чикаго в 1893 г.
Феррис наиболее известен созданием в 1893 г. первого колеса обозрения, которое было установлено на Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго, которая была посвящена 400-летию открытия Америки, почему и получила название в честь своего первооткрывателя Христофора Колумба. К подготовке выставки организаторы подошли весьма ответственно. Еще в 1890 или 1891 году на конференции строительных инженеров в Чикаго, вернее на ее неформальной части, проходившей в элитарном клубе Saturday Afternoon за бокалом коньяка и сигарами, директор выставки Дэниел Хадсон Бернхэм (знаменитый градостроитель, создатель чикагских небоскрёбов и знаменитого нью-йоркского здания-утюга «Флэтайрон-билдинг»), задавшись вопросами: "Чем Чикагская выставка должна запомниться посетителям? Чем можно впечатлить?", объявил конкурс на лучший проект сооружения, которое смогло бы затмить собой визитную карточку Всемирной выставки в Парижа 1889 г. — Эйфелеву башню, которая первоначально задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой. Однако большинство писем, которые они получали были неоригинальны — в основном предлагалось построить башню, только более высокую. Говорят, даже сам Александр Густав Эйфель прислал свой проект, который опять-таки сводился к строительству более высокой, чем парижская, башни (Бернхэм получил несколько десятков писем протеста от ведущих американских инженеров, возмущенных подобным непатриотическим подходом). Наконец, один проект заслужил внимание судей. Джордж Феррис, молодой инженер из Иллинойса, предложил построить огромное колесо с кабинками, которое бы могло крутиться, а люди внутри обозревали бы территорию с высоты. Существует легенда, что идея пришла Феррису, обдумывающему различные проекты, во время того ужина с коллегами, когда он вспомнил о колесах водяных мельниц, которые видел в детстве на реке Карсон в Неваде, после чего он до конца ужина рисовал на салфетках эскизы гигантского колеса обозрения с кабинками для посетителей. По другой версии, замысел колеса обозрения появился у Ферриса за 5-6 лет до события в Saturday Afternoon, а тем вечером он понял, что для него открывается великолепная возможность реализовать свой невероятный план. Говорят, что большинство его коллег сочли проект абсолютно абсурдным: просчитать нагрузки на конструкцию даже для опытного инженера было практически невозможно. Ферриса прозвали «Человеком с колесом в голове». Но настойчивость его создателя победила. Он потратил $25000 своих собственных средств (в то время огромные деньги) на создание чертежей и разработку точных спецификаций сооружения, и наконец, 29 ноября 1892 года, администрация выставки согласилась. Правда, с одним условием — в отличие от Эйфелевой башни, строительство которой частично финансировало правительство Франции, в связи с тем, что экономика США в 1892 г. была в состоянии депрессии, Феррис должен был сам найти средства на создание колеса. (И это ему удалось, он нашёл средства, и капитал созданной им компании Ferris Wheel Company составлял $600 000.) Кроме того, на строительство отводилось всего 22 недели (причем во время холодной чикагской зимы).


Место ему всё-таки выделили, правда, всё-таки не в Джексон Парке, главной площадке Выставки. Детали были изготовлены на всей территории Огайо, Индианы, Западной Вирджинии и Пенсильвании. Большинство же деталей было изготовлено в Детройте. 150 вагонов доставили их в Чикаго.

Огромная кованая ось колеса.
Изобретательность и индустрия Питтсбурга сыграли решающую роль. Вифлеемская железная компания создала ось колеса длиной почти 14, диаметром в 2 м и весом 70 тонн (по другим данным, более 56 тонн). Так что эта ось стала на тот момент, пожалуй, самым большим кованым куском стали в истории техники, или, по крайней мере, которую когда-либо изготавливали в США.


Феррис был настолько уверен в своем дизайне, что не собирал ни единого куска, пока не пришло время установить «Монстра» на выставочной площадке. Говорят, механики не успевали установить его в сжатые сроки и их постоянно подгоняли. Из-за невыносимых условий труда и сжатых сроках они между собой стали называть его "чёртовым колесом".


О строительстве этого колеса обозрения пишет Роберт Лоусон в своей последней детской книге, «Великое колесо» (опубликована в 1957 г., в год его смерти, удостоена медали Джона Ньюбери в 1958 г.), главного героя которой, ирландца Конна Килроя, нанимают на работу в компании, которой как раз и поручено строительство данного колеса.

Первое колесо Ферриса в Чикаго, 1893
Набросок на салфетке превратился в колесо диаметром 75 м, и массой около 2000 тонн. Возвышающаяся на 45 м над землей опора уходила на 10 м вглубь в бетонный фундамент. Масса всего сооружения составляла 4100 тонн. Колесо приводилось в движение двумя паровыми машинами мощностью в 1000 лошадиных сил каждая, а для остановки использовался негабаритный воздушный тормоз. Колесо, создававшееся как американский ответ на башню Эйфеля в Париже, было выше самого высокого небоскрёба того времени, но всё-таки в 4 раза ниже Эйфелевой башни.


9 июня 1893 г., через месяц после открытия Выставки, в 6 часов вечера главный конструктор Лютер Райс дал команду запустить двигатели, и огромное колесо ещё без кабин начало вращение, не издавая ни единого скрипа, сделав полный оборот за 20 минут. Феррис, убедившись, что его план сработал, в тот же день заказал для колеса 36 подвесных деревянных пассажирских кабинок, размером примерно с автобус, вмещали 20 сидячих (кстати, сиденья могли поворачиваться) и 40 стоячих мест каждая, и, таким образом, общая пассажировместимость аттракциона составляла 2160 человек. Первой женщиной — пассажиром Колеса обозрения Ферриса стала его жена Маргарет Феррис, которая часто приезжала на стройку, чтобы поддержать рабочих. Пробную поездку устроили и для представителей местной прессы и иностранных журналистов, которые не скупились на слова восхищения в адрес колеса обозрения. Все хотели увидеть чертежи, но Феррис так тщательно скрывал подробности конструкции, что до наших дней не дошло ни одного, выполненных им самим плана или расчётов.


В воскресенье 21 июня 1893 года в ясный погожий день колесо обозрения в Чикаго было торжественно открыто. На трибуну один за другим поднимались официальные лица с хвалебными речами в адрес Джорджа Ферриса. Последним на трибуну вышел он сам, счастливый триумфатор, и среди прочих слов сказал, что он «вытащил колесо из своей головы и сделал его реальностью». Входной билет на удивительный аттракцион стоил 50 центов, а за время выставки на нем успели прокатиться около 1,5 миллионов человек. Количество посетителей не уменьшалось даже в пасмурные дни, потому что главной достопримечательностью была не обзорная экскурсия, а новое чикагское чудо — Колесо Ферриса, которое вскоре украсили 3000 лампочками Эдисона. Таким образом, колесо принесло огромную прибыль — $750 тысяч.

'Chicago, Grande Roue' (1896) - Lumière Brothers (Catalog no. 338)
После закрытия выставки в октябре 1893 г. колесо проработало до апреля 1894 г., после чего его демонтировали и хранили до следующего года, когда оно было восстановлено в Линкольн-парке, Чикаго, где и проработало с октября 1895 г. до 1903 г., когда было куплено на аукционе по банкротству компанией Chicago House Wrecking за 8150 долларов США. Уильям Д. Бойс (газетчик, предприниматель, издатель журнала и исследователь, к началу ХХ века ставший мультимиллионером), в то время местный житель, подал в окружной суд иск против владельцев колеса, чтобы снять его, но безуспешно.

Стереоскопическая карта, показывающая Колесо обозрения
на Всемирной выставке 1904 г., Сент-Луис
Затем оно было демонтировано во второй раз и доставлено по железной дороге в Сент-Луис для Всемирной выставки 1904 г., где заработало своим владельцам 215000 долларов. 12 июля 1904 года некий Мод Николсон совершил дерзкий поступок, проехав 1 полный оборот, стоя на вершине одной из кабинок. Кроме того, колесо обозрения было настолько популярно среди молодоженов (50 свадебных церемоний на колесе), что даже обустроили специальную кабину для церемоний, в которой было пианино.

100 фунтов динамита превратили некогда
великолепное колесо Ферриса в изломанную кучу металлолома
Планировалось перенести Колесо обозрения в Кони-Айленд, Нью-Йорк, но доставку и размещение посчитали слишком дорогими. В результате 11 мая 1906 г. Колесо было продано за 1800 долларов дилеру и уничтожено контролируемым направленным взрывом динамита. За эти 13 лет на чертовом колесе инженера Ферриса прокатились 2500000 американцев и туристов. Что касается гигантской оси, то судьба ее остается загадкой: была ли она разрезана на месте, сброшена в реку Миссисипи, отправлена обратно в Chicago Wrecking Company или похоронена возле проспекта Скинкер в Форест Парке не известно.

Турецкая конструкция XVII в.
"Увеселения женщин". Гравюра ХVII в. Адама Олеария
Хора (танец) на Dealul Spirii (Холме Спирии),
Бухарест, Румыния (литография 1857 г.)
Феррис был не первым, кого посетила идея построить чертово колесо, чтобы, вращаясь на нём, получать удовольствие и обозревать окрестности. Самая старая из сохранившихся записей относится к XVII в.: английский путешественник Петер Манди рассказал в своей книге, вышедшей в 1620 г., о «Развлекающем колесе» в городе Пловдив в Болгарии, которая тогда входила в Оттоманскую империю. В 1615 г. римский путешественник Пьетро Делла Валле, посетив Рамадан в Константинополе, в одном из писем подробно описал фейерверки и аттракционы, среди которых «менее опасным и трудным» был такой: «Я получил огромное удовольствие, когда почувствова, что меня понесло вверх и вниз с такой большой скоростью. Но колесо крутилось так быстро, что сидящий рядом грек больше не мог этого вынести и кричал: «Хватит! Хватит!». В том же веке «Развлекающее колесо» появилось в Англии и в других странах мира, в том числе в Индии, Румынии и в России — в Сибири. Все они были деревянными и во вращение их приводили мужчины, обладающие недюжинной силой. Француз Антонио Мангино представил эту идею Америке в 1848 г., когда сконструировал деревянное колесо удовольствия, чтобы привлечь посетителей на свою ярмарку в Уолтон-Спринг, штат Джорджия. Да и первые 3 колеса обозрения, построенные в США (Эсбери-Парк, штат Нью-Джерси; Атлантик-Сити, Нью-Джерси; Кони-Айленд, Нью-Йорк) Уильямом Сомерсом в 1892 г., также были деревянными. Сомерс получил патент США на свою «Карусель» и в 1893 г. подал в суд на Джорджа Ферриса, который катался на колесе Сомерса в Атлантик-Сити до разработки своего колеса. Однако Феррис со своим адвокатом успешно убедили Сомерса, что в чикагском колесе используются совершенно другие технологии, и дело было закрыто. Как бы там ни было, о важности вклада Ферриса в дело строительства колёс обозрения говорит хотя бы тот факт, что по-английски колесо обозрения до сих пор называется (по крайней мере, в Америке) Ferris wheel, то есть «колесо Ферриса».

Русские качели ХVIII в. Ярославский край.
Санкт-Петербург. Ярмарка. Русские Горки и Качели.
Гравюра 1800 г.
Праздничная площадь в Санкт-Петербурге.
Гравюра по меди, D. Chodowiecki, 1794 г.
Гулянье на пасхальной неделе в Санкт-Петербурге.
Г.И. Скородумов. 1790 год.
Джон Огастес Аткинсон. Качели.
Опубликованно в Лондоне, 1803 г.
Русские качели.
Гравюра по рисунку Leo von Elliot.
Из журнала "Illustrirte Zeitung", Том 60, Nr. 1559, Leipzig, 17. Мая, 1873 г.
Московские балаганы.
Художник Маковский Константин Егорович (1839-1915)
Справа видна карусель, конструкция которой была сделана уже круглой
Н. Симонович-Ефимова. Ярмарка. 1917 г.
"Уже на Поварской улице, которая ведет к Ярмарочной площади, слышна веселая музыка шарманщиков, под которую показывают свои представления кочевые театры фокусников, акробатов и циркачей, и все вокруг торопятся скорее на ярмарку.
Наконец-то видна ярмарочная площадь, это место веселой, радостной толкотни. Какое же удивительное, разнообразное представление предстало нашим глазам! Качели, полные молодых барышень с модными прическами и бородатых крестьянских мужчин. Карусели, на которых бесшабашная молодежь стремительно катается взад и вперед, Акробаты, наездники, восковые фигуры, трактиры, чайные, театры, и наконец вся эта пестрая, яркая толпа этой весёлой ярмарки — всё это создает потрясающе интересную картину, которую только можно представить.

Так как качели являются самым важным аттракционом и производят необыкновенное впечатление, мы обратим на них особое внимание. Русские качели не имеют ничего общего с привычными нам подвесными качелями. Это перпендикулярные крутящиеся машины, которые ручной силой приводятся в движение, с четырьмя подвесными сиденьями, на которые помещаются от двух до трёх персон, которые защищены спереди планкой, чтобы не выпасть. Раскрашенные живописными узорами и шелковыми нарядными занавесками, эти великолепно украшенные качели, наполненные людьми в ярких одеждах, представляют необычайно интересный вид.

Люди, сидящие на качелях, кажутся догоняющими друг друга, но в то же время не соприкасаются. Как волны моря, идет одна пара за другой - то они поднимаются высоко в воздух, и тут же опускаются опять вниз, на какое-то мгновение эта пара людей видна , в следующее мгновение исчезают они вслед за следующей парой. И когда видишь весь этот ряд качелей, состоящий из двадцати или тридцати, которые крутятся все одновременно, и производят такое небывалое, разнообразное и красочное зрелище, то можно любоваться на это неустанно целыми часами.

Возле качелей предстают взгляду карусели, которые устроены так же как и качели, только движение происходит не перпендикулярно, а горизонтально. И видишь кроме мужчин иногда так же и смелых амазонок, которые отважились покататься на деревянном коне.

Как же заманчиво звучит музыка шарманщиков, завлекающая нас на различные аттракционы, где ликующая публика аплодирует акробатам и канатоходцам. С трудом проталкиваешься через толпу, чтобы попасть в лубочный театр. Театральные представления пользуются у народа такой же популярностью как и качели.

Так как здесь большей частью собирается простой народ, то можно конечно сразу понять, что искусства канатоходцев и воздушных прыгунов, так же как и сноровка остальных фокусников, вызывают всеобщее восхищение. Так как большая часть посетителей качелей проводят здесь целый день, и желают подкрепиться чем-нибудь вкусным, ну и так же для поднятия настроения, то рестораны и кабаки, которые окружают качели, редко бывают пустыми. Ведь каждый экономил для ярмарки каждую копейку, чтобы теперь погулять на всю душу. Но несмотря на то что народ веселится на всю катушку, случаются крайне редко какие-либо неприятности, чему, пожалуй, конечно, своевременность бдительной полиции вносит большой вклад, которая тут же угомонит всякого дебошира".

Из книги "Записки о России". Автор Йоганн Густав Рихтер (Johann Gustav Richter). Том первый. № I —III. Leipzig, 1803 год.


Прообразом колеса обозрения можно рассматривать и Колесо Фортуны (римской богини слепого случая и удачи), нашедшее так же отражение на 10-й карте старших арканов колоды Таро.

Птолемеева модель небесных сфер.
Георг фон Пурбах, "Theoricae novae planetarum", 1474.
Происхождение термина связывают с «колесом судьбы» - Зодиаком, имея в виду небесные сферы, из которых 8 держат звезды, а на девятой расположены знаки Зодиака. Концепция была впервые сформирована в Вавилоне, а позже развита древними греками. Концепция несколько напоминает Бхавачакру ("колесо бытия"), широко присутствующее в древних индийских искусстве и литературе, но наиболее ранние представления о концепции в античном Риме и Греции были не о двумерном колесе, а о трехмерной сфере, метафоре мира. А в птолемеевском восприятии мира широко использовалось представление о Зодиаке как колесе, чьи «знаки», вращаясь в течение года, влияют на судьбы мира. Веттий Валент, астроном и астролог II в. до н.э., в своей "Антологии" писал: "Есть много колес, большинство движется с запада на восток, а некоторые - с востока на запад. Семь колес, каждое держит один небесный объект, первое держит Луну ... А восьмое колесо держит все звезды, которые мы видим ... А девятое колесо, колесо судьбы, движется с востока на запад, и включает 12 знаков судьбы, 12 знаков Зодиака. Колеса друг в друге, как слои лука, и между ними нет пространства". В том же веке римский трагик Марк Пакувий писал, что идея слоя Фортуны, который катится, стала литературным топосом и часто использовалась в декламации. Rota Fortunae (Колесо Фортуны) стало значительным примером вульгарного топоса или мема для Тацита, который вспоминает его риторическое чрезмерное использование в "Dialogus de oratoribus". Фортуну в конце концов христианизировали: римский философ Боэций (умер 524 г.) был главным источником средневекового взгляда на Колесо Фортуны, написав о нем в своей работе "Утешение от философии" (Consolatio Philosophiae): «Я знаю, что Фортуна наиболее приятна и привлекающа для тех, кого хочет обмануть, пока она не переполнит их смутой нестерпимой, оставив их, когда они меньше всего того ожидают. <...> Ты пытаешься остановить силу вращения ее колеса? О, безумец смертный, если бы Фортуна остановилась, она бы больше не была Фортуной».

Вариант карты, XV в.Carmina Burana, или Кодекс Буранус.
Фигуры помечены
"Regno, Regnavi, Sum sine regno, Regnabo":
я царствую, я царствовал, мое господство закончено, я буду царствовать
гравюра А. Дюрера к поэме
Себастьяна Бранта "Корабль дураков"
В картах XVIII-XIX веков колесо изображалось с ручкой для вращения, напоминая игровые лотерейные колёса на площадях ярмарок. Обычно ручку Колеса крутила женщина, персонифицирующая богиню Фортуну, зачастую с повязкой на глазах (выражение "колесо Фортуны" употребляется в значении: случай, слепое счастье). По сторонам колеса изображались 2 антропоморфных существа: одно символизировало благополучие и было направлено вверх, другое символизировало бедность и катилось вниз, что подчеркивало постоянную изменчивость удачи. Над колесом изображалась фигура, символизирующая успех и богатство, с царственными символами, и иногда с архангельскими крыльями. Под колесом часто изображался упавший в грязь бедняк. Существа могли иметь, и в ряде колод имеют поныне, зооморфный облик обезьянок, собачек, ослов и прочей живности, символизируя неразумную природу фортуны.

Иллюстрация Жана Миелота к книге Кристины Пизанской
"Послание Офея; Семь Таинств Церкви", ок. 1455, усадьба Уоддесдон
Илюстрация к книге Джованни Бокаччо
«Колесо Фортуни»
Эдвард Берн-Джонс, 1875-83
Мотив Колеса Фортуны имеет большое значение в «Carmina Burana» (Буранском кодексе). Фрагменты из наиболее известных стихотворений кодекса, «Fortuna Imperatrix Mundi» (Фортуна, императрица мира) и «Fortune Plango Vulnera» (Я оплакиваю раны Фортуны), говорят о следующем:

Sors immanis
et inanis,
rota tu volubilis,
status malus,
vana salus
semper dissolubilis,
obumbrata et velata
michi quoque niteris;
nunc per ludum
dorsum nudum
fero tui sceleris.
. . .
Fortune rota volvitur;
descendo minoratus;
alter in altum tollitur;
nimis exaltatus
rex sedet in vertice
caveat ruinam!
nam sub axe legimus
Hecubam reginam.
    Судьба - ужасная
и пустая,
колесо ты вращаешь,
статус плохой,
бытие тщетно
и всегда исчезает в ничто,
затененная и скрытая
ты преследуешь и меня,
теперь в игре
обнаженный
я терплю твою злую природу.
. . .
Колесо Фортуны вращается;
и я опускаюсь, униженный;
другой поднимается на высоту;
слишком высоко
сидит король на вершине -
пусть опасается падения!
ибо под осью читаем:
королева Гекуба.
  1. Эмблема Achilles Bocchius. Giulio Bonasone, 1555
  2. Jost Amman, 1573.
  3. After Pietro Testa, 1656
  4. Print made by Giuseppe Maria Mitelli, 1692
  5. Pierre Michel Alix, c.1780/90
  6. Filippo Calendi, 1849
  7. Louis Lafitte, 1812-1813
  8. Master of the Banderoles, ок. 1450-1475
  9. Hans Weiditz, 1519
  10. Hans Burgkmair the Elder, 'Dialogus de Fato et Fortuna...', Augsburg, 1515 
  11. Martin Rota, 1572
  12. Andrea Andreani, 1588
  13. Плакат, высмеивающий римско-католическую церковь; с Папой на вершине, янсенистом справа и иезуитом слева, 1706.
  14. «Колесо фортуны вращается», Шотландия, 1741
  15. Голландский плакат, высмеивающий Англию во время Второй англо-голландской войны, 1665
  16. Голландский плакат, противопоставляющий смерть шведского Карла X и кардинала Мазарини и эксгумацию Кромвеля (1661 г.)
  17. Плакат о политическом участии короля Швеции Густава Адольфа в германских государствах, 1630
  18. Сатира на воспитательный дом (со змеем-искусителем, Адамом и Евой), 1745 
  19. Голландский плакат, показывающий политическую ситуацию в 1689 г.
  20. Romeyn de Hooghe, 1689
  21. Падение Наполеона, 1814
А это уже ближе к Дню Святого Валентина:
Тициан. Амур с Колесом Фортуны. ок. 1520.
Национальная галерея искусств, Вашингтон
Колесо Фортуны широко использовалось как аллегория в средневековых искусстве и литературе в религиозных наставлениях с целью напоминания людям о бренности земного. Джеффри Чосер широко использовал трагический аспект Колеса Фортуны, например, в «Кентерберийских рассказах», в рассказах монаха о падении великих на протяжении всей истории, включая Люцифера, Адама, Самсона, Геракла, Навуходоносора II, Валтасара, Нерона, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Кипра Петра I. К образу Фортуны и ее Колеса постоянно обращались и в дальнейшей истории. Например, колесо Фортуны можно найти в «Утопии» Томаса Мура.

Продажная Фортуна! Не пора ли
Ее от власти, боги, отрешить
И, аккуратно вставив ей в колеса
Железный лом, спустить с горы небес
Ко всем чертям!
Уильям Шекспир, «Гамлет»
перевод В.Поплавский


Отдельные песни из «Carmina Burana», в том числе упомянутые выше, были положены на новую музыку композитором ХХ века Карлом Орфом, чья хорошо известная «В фортуна» основана на песне «Fortuna Imperatrix Mundi». Джерри Гарсия записал песню под названием «The Wheel» в соло-альбоме «Garcia» (1972 г.) и регулярно исполнял ее с Grateful Dead с 1976 г. Песня «Wheel in the Sky» группы Journey с их альбома «Infinity» (1978 г.) также касается этой концепции в словах «Wheel in the sky keeps on turnin '/ I do not know where I'll be tomorrow» (Небесное колесо вертится / я не знаю где буду завтра). Песня «Throw Your Hatred Down» Нила Янга в альбоме «Mirror Ball» (1995 г.), записанная с Pearl Jam, имеет слова «The wheel of fortune / Keeps on rollin 'down» (Колесо Фортуны / продолжает катиться вниз).


Фортуна время от времени появляется и в современной литературе, хотя сейчас она уже почти отождествлена с Леди Удачей, в которую верят игроки.


А вот Колесо как символ течения судьбы и неопределенного будущего используется значительно меньше и практически заменено на символ случайности, например игральные кубики. В своем романе «Клуб Дюма» Артуро Перес-Реверте включает Колесо Фортуны в одну из иллюстраций к тексту. Игнатус Дж. Рейли, главный герой романа «Заговор дураков» Джона Кеннеди Тула, утверждает, что считает Колесо Фортуны источником судьбы каждого человека. Фильм 1994 г. «Подручный Гадсакера» братьев Коэнов также использует концепцию Колеса Фортуны. В телесериале «Светлячок» (2002) главный герой Малькольм Рейнольдс говорит «Колесо не прекращает вращаться, Баджер», на что Баджер отвечает «Это имеет значение только для людей на его ободе». Аналогично, физическая версия Колеса Фортуны использована в фильме 1985 г. «Бешеный Макс 3», в котором главный герой отказывается от контракта, а ему говорят «сорвал дело, окажешься на колесе». В научно-фантастическом телесериале «На краю Вселенной», в одной из серий третьего сезона главный герой Кричтон вспоминает, что его бабушка говорила ему, что судьба как колесо, поочередно поднимает и опускает судьбы. Эта версия определенно положительная и является посланием о выдержке: страдальцы имеют оставаться сильными и «ждать пока колесо» в конце вернется к хорошей судьбе...


Но вернемся к Феррису. Удачную идею подхватили по всему миру, сначала в Британии, затем и в Европе. В сентябре 1893 г. патент на колесо обозрения, которое было копией изобретения Ферриса, подал американец Джеймс Грейдон. Патент был куплен британским морским офицером Уолтером Бассетом, который затем построил первое колесо обозрения в Европе в лондонском Fairground Earls Court. 25 мая 1895 года оно было открыто, затем были сооружены колеса в Блэкпуле (1896), в Венском Пратере (1897) и, наконец, в Париже (1900) по случаю Всемирной выставки. По другим данным, лондонское колесо было скопировано с колеса Ферриса в Чикаго двумя молодыми австралийскими инженерами Адамом Гадделином и Гарретом Уотсоном, которые впоследствии построили ещё около двухсот колёс обозрения по всему миру. Лондонское же колесо просуществовало с 1895 по 1906 год, успев покатать за это время 2,5 млн человек.

Колесо принесло Феррису славу, но не принесло счастья (как тут не провести аналогию с колесом Фортуны?). Администрация не выплатила изобретателю положенную долю прибыли. Он работал над усовершенствованием его дизайна в надежде продать новое колесо. Однако, попытки продать идею аттракциона другим развлекательным паркам не увенчались успехом. В течение следующих двух лет Феррис вынужден был подать иск против организаторов выставки и одновременно отражать патентные иски конкурентов (сам Феррис никогда не патентовал свою работу). Когда он не смог выкупить акции инвесторов за копейки на доллар, он продал свою долю компании своему партнеру. Денег было недостаточно для покрытия его растущих долгов. После того, как он объявил о банкротстве и потерял свою компанию, его жена Маргарет Энн оставила его за несколько месяцев до его смерти. В полном одиночестве и нищете, впав в депрессию и начав пить виски, в ночь на 22 ноября 1896 года в возрасте 37 лет Феррис скончался в Питтсбургском госпитале Милосердия от брюшного тифа. Было предположение, что его смерть была самоубийством. Хотя такие предположения являются необоснованными, он явно потерял желание жить и не обращался за медицинской помощью в связи с состоянием, которое привело к его кончине. Согласно некрологу, он задолжал тысячи должникам по всей стране. В 1905 г. конкурирующая компания для собственной экспозиции в Питтсбурге построила колесо на том месте, где сегодня Пойнт-Стейт-парк. Тем временем пепел Ферриса томился более год в крематории на Ист-Огайо-стрит в качестве обеспечения неоплаченного долга в размере 159,90 долларов. Через 15 лет его останки исчезли. Джордж Феррис был забыт городом, чьи сталь и мосты вдохновили его шедевр. Колесо обозрения разделило похожую судьбу. Как и сам Феррис, место последнего упокоения колеса неизвестно. В 1996 г. на свалке в Сент-Луисе была проведена археологическая раскопка для поиска его остатков, но безуспешно: ничего не было найдено. Однако жизнь изобретения на этом не остановилась. Уже через 10 лет после смерти Ферриса в мире насчитывалось более ста подобных колес обозрения.


Одно из наиболее известных колёс обозрения, построенное по проекту Ферриса вскоре после его смерти, в 1897 году, к празднованию золотого юбилея австрийского императора Франца Иосифа I, находится в Вене и сохранилось до сих пор (в луна-парке Wurstelprater). Называется оно Wiener Riesenrad («Венское гигантское колесо») и является одной из главных достопримечательностей австрийской столицы, не менее известной, чем торт «Захер». Это, одно из первых колес, когда-то считалось самым большим колесом обозрения в мире (его высота — 64,75 м). Кстати, у этого аттракциона сложная, почти мистическая история, с которой, кстати, по одной из версий, связано закрепление за колесом обозрения названия "чертово колесо". Когда австрийский бизнесмен Габор Штайнер прослышал о том, что у соседей (англичан и французов) появился дивный аттракцион – гигантское колесо с кабинками, он подумал, чем австрийцы хуже, и взялся за сооружение такого же колеса в Вене. Но сразу возникла проблема: австрийское правительство посчитало иностранную новинку опасной и запретило бизнесмену внедрять ее в жизнь венцев. Штайнер же оказался упорным малым и таки добился своего. Когда аттракцион наконец-то запустили, к нему потянулись все жители австрийской столицы. Людям – в том числе и наследнику австрийского престола Францу Фердинанду – очень хотелось взглянуть на город сверху. Только вот недолго баловались они прогулками на колесе. В 1914 г. Фердинанд был убит, развязалась мировая война. Власти закрыли аттракцион, чтобы на него не залезли шпионы. Но через год колесо открыли – в надежде, что его разберут и переплавят на металл. Однако у воюющей страны не нашлось на это средств, и аттракцион опять заработал. Когда в 1920 г. в Париже разобрали 100-метровое Grande Roue de Paris (Парижское Гигантское Колесо), Wiener Riesenrad стало самым высоким в мире колесом обозрения, и оставалось таковым до 1985 г., когда построили 85-метровое Technocosmos в Японии. В 1944 г., во время Второй Мировой войны, он загорелся. Пострадавшие 6 кабинок быстро заменили, но через год колесо воспламенилось снова. На этот раз сгорели 30 кабинок и пульт управления. Казалось, какая-то злая сила мешает колесу крутиться. Пару лет черный скелет аттракциона простоял без дела, а потом конструкцию все-таки починили. Сегодня Wiener Riesenrad одно из наиболее популярных туристических достопримечательностей Вены и по-прежнему катает гостей столицы Австрии, правда, всего в 15 ретро-вагончиках. Зато в них можно пить чай или наслаждаться ужином, скрывшись от лишних взоров за занавеской.


В том же 1897 г. усовершенствованная конструкция колеса Фэрриса была запатентовано Джейсом Грэйдоном в Германском Рейхе не как иначе как "Русские Качели" (Russische Schaukel, патент № 96286).


Знаменитое колесо пирса ВМФ (Navy Pier) на берегу озера Мичиган, Чикаго, было построено в 1916 г. (стоимость $4,5 миллионов, или на сегодня $90,5 миллиона) и вышло на пенсию 27 сентября 2015 г. Оно является своеобразным символом пирса. Его высота составляет чуть больше 45 метров, один круг длится около 7 минут. В каждой из сорока кабинок могут разместиться 6 человек. Общая длина колеса составляет почти 1 км. В фильме «Дивергент» Пирс и колесо обозрения показаны заброшенными и разрушенными в Чикаго будущего, и утверждается, что они были заброшены задолго до начала событий фильма.


Санта-Моника Pier является первым в мире колесом, которое питается солнечной энергией.


Singapour Flyer — самое большое колесо обозрения в мире, находящееся в Сингапуре, начало работу 11 февраля 2008 г. Оно достигает высоты 55-этажного дома, имея общую высоту в 165 м, на 5 м выше, чем «Звезда Наньчана» и на 30 м выше, чем колесо обозрения «Лондонский глаз». Современное чудо имеет 28 капсул с кондиционерами, в одной капсуле размещается 28 человек. Было самым высоким в мире колесом обозрения до марта 2014 года, когда вступил в строй аттракцион в Лас-Вегасе, превзошедший сингапурское колесо на 2 метра по высоте.


Singapour Flyer, считаясь самым высоким колесом обозрения в мире, удерживало пальму первенства целых 6 лет, пока в апреле 2014 г. планка не поднялась еще выше: в Лас-Вегасе заработало High Roller. Каждая из 28 застекленных вращающихся кабин-капсул новой достопримечательности Города Грехов, возвышающейся на 168 метров, способна вместить до 40 человек. Колесо, совершающее полный оборот за полчаса, крутится так плавно, что о его движении можно догадаться лишь по меняющимся за окнами панорамам. Хотя это зрительное удовольствие стоит совсем недешево – 25 долларов за дневную поездку и 35 за ночную – отбоя от желающих нет. Владельцы аттракциона не сомневаются: только за первый год его работы количество гостей превысит 5 миллионов человек, а пару лет спустя затраты на возведение, составившие 500 миллионов долларов, окупятся с лихвой.


Звезда Наньчана — третье по высоте колесо обозрения в мире, расположенное в одноимённом городском округе в Китае, в провинции Цзянси. Колесо обозрения обошлось в 57 млн юаней (7,3 млн долларов) и было официально открыто для посетителей в мае 2006 года. Имея высоту 160 метров, на тот момент Звезда Наньчана превзошла 135-метровый Лондонский глаз и считалась самым высоким колесом обозрения в мире до 2008 года, когда уступила первенство 165-метровому Сингапурскому колесу обозрения. Звезда Наньчана имеет 60 закрытых кондиционируемых кабинок, каждая из которых может вместить до 8 человек. Колесо никогда не останавливается, а его медленное вращение позволяет всем посетителям спокойно покинуть кабинку или сесть в неё. Полный оборот колесо делает примерно за полчаса.


Big-O находится в парке развлечений Tokyo Dome City, Япония. У этого, довольно скромного по размерам, 60-метрового колеса обозрения, есть две интересных особенности. Во-первых, это старейший в мире аттракцион, не имеющий центральной оси – роль элементов поддержки выполняют специальные боковые планки, похожие на исполинские палочки для еды. Из необычной формы вытекает и вторая удивительная черта Big O: чтобы подчеркнуть нестандартность конструкции, через пустую сердцевину колеса пролетают, развивая скорость в 130 км/ч, кабинки американских горок Thunder Dolphin (кстати, крупнейшей американской горки Токио). Дабы соединить неспешность раритетного «чертового колеса» и головокружительные пируэты скоростной трассы в адреналиновый оргазм (так со слэнга и переводится Big O), достаточно приобрести за 3900 йен суточный абонемент на все аттракционы Tokyo Dome City.


Несколько лет назад «Глобен-Арена» – самое крупное в мире сферическое строение, служащее одновременно спортивной площадкой и самым большим концерт-холлом Швеции, – стала еще более популярной среди туристов. При помощи промышленных альпинистов на внешней стороне здания были установлены специальные рельсы, по которым неспешно ползут прозрачные капсулы-гондолы. В течение 20 минут каждая из двух кабинок, рассчитанная на 16 пассажиров, совершает два оборота вокруг комплекса, ненадолго задерживаясь на 130-метровой высоте. Отсюда, с самой высокой точки здания, представляющего собой Солнце в шведской архитектурной модели Солнечной системы, раскиданной по всей стране, открывается прекрасная панорама Стокгольма.


Texas Star (Звезда Техаса) в Далласе является самым высоким колесом обозрения Северной Америки и было главной центральной частью Ярмарки штата Техас с 1985. Колесо было построено в честь 150-летней годовщины Техаса. «Звезда Техаса» работает только несколько недель в году — во время знаменитой Техасской ярмарки. Высота колеса обозрения составляет около 64 метров. В его 44 кабинках могут разместиться 264 пассажира.


Размеры этого чудо-колеса (Wonder Wheel), которое находится в парке развлечений Deno's Wonder на полуострове Кони-Айленд в Бруклине, Нью-Йорк, не очень-то и большие — 45 метров в диаметре, но оно удивительно тем, что не все пассажирские кабинки прикреплены к внешней части колеса, некоторые из них крутятся внутри самого колеса! Аттракцион, разработанный Чарльзом Херманом как усовершенствование гигантского колеса Ферриса, был построен в 1920 г., и с тех пор останавливался лишь однажды — во время большого нью-йоркского блэкаута в 1977 г. Ежегодно конструкцию красят, обновляют и защищают от воздействия погодных условий.


Вдохновленный Wonder Wheel на территории Disneyland Resort в Анахайме, штат Калифорния, 8 февраля 2001 г. был открыт аттракцион Pixar Pal-A-Round - эксцентриковое колесо высотой 160 футов (48,8 м) с большим лицо Микки Мауса в центре.


Cosmo Clock 21 — гигантское колесо обозрения (высота колеса составила 107,5 метров, что стало мировым рекордом) в Иокогаме (Япония), расположенное в парке развлечений Cosmo World в районе Минато Мирай. Открыто в 1989 году в рамках выставки Yokohama Exotic Showcase (YES'89), проходившей с 25 марта по 1 октября 1989 года и являлось самым высоким колесом обозрения в мире до 1999 года. Своим названием колесо обязано знаменитым часам, расположенным на опорах. Число 21 означает «21 век». С 1997 по 1999 году колесо находилось на реконструкции, в результате которой постамент был увеличен, а общая высота конструкции составила 112,5 метров, что, однако, на тот момент рекордом уже не являлось. В 2015-2016 года проведена замена освещения колеса (без остановки эксплуатации). Ртутные лампы подсветки заменены на светодиодное освещение. Так же были заменены знаменитые часы, которые тоже стали светодиодными. Имеет 60 пассажирских вагончиков которые предназначены для 8 человек каждый. Продолжительность путешествия на нём — 15 минут.


Знаменитый Лондонский глаз (London Eye), расположенный в районе Ламбет на южном берегу Темзы, — самое большое колесо обозрения в западном полушарии и крупнейшее в Европе (высота 135 метров). Это суперсовременное колесо обозрения появилось в Лондоне в преддверии празднования Миллениума (отсюда и его первое название — Колесо Миллениума) — глаз Лондона был торжественно открыт 31 декабря 1999 года, но был закрыт для публики до марта 2000 г. по техническим проблемам. Изначально «Лондонский глаз» планировали как временное сооружение. Дело в том, что это колесо было семейным проектом супругов-архитекторов Дэвида Маркса и Джулии Барфилд, не выигравшим на конкурсе по разработке монументального сооружения для встречи нового тысячелетия, организованном в 1993 г. газетой "Санди Таймс". Так как проект никем не был заказан, то супруги-архитекторы решили воплотить его в жизнь сами. Финансы были найдены благодаря случайной встрече с соседом Бобом Эллингом, главой British Airways (отсюда и второе название — British Airways London Eye). Разрешение на этот своеобразный эксперимент было выдано на 5 лет и заканчивалось в 2005 г. Однако оно так понравилось всем, что работает и сегодня. С высоты приблизительно 45 этажей при солнечной погоде открывается вид практически на весь Лондон и его окрестности на расстоянии до 40 километров. Лондонский глаз, поддерживаемый спицами, напоминает огромное велосипедное колесо с 32-мя (по количеству боро (районов) Лондона) полностью закрытыми и кондиционируемыми 10-тонными кабинками-капсулам для туристов, в каждой из которых свободно размещается до 25 пассажиров. Общий вес стали в «Глазе» составляет 1700 тонн. Колесо вращается с постоянной скоростью 26,4 сантиметра в секунду (приблизительно 0,9 километра в час) для того, чтобы один оборот занимал приблизительно 30 минут. При большой необходимости взять на «борт» пассажиров колесо не останавливается — скорость позволяет пассажирам входить и выходить на уровне земли. Колесо останавливается только для того, чтобы инвалиды и пожилые люди могли безопасно совершить посадку/высадку. В декабре 2006 года, для того, чтобы сделать возможным цифровое управление огнями, освещение Лондонского Глаза было заменено светодиодной подсветкой от Color Kinetics. До этого колесо работало до 8 вечера. С 20 января 2011 года в течение трёх лет, в результате сделки со спонсором, колесо носило название ELE Energy London Eye.


Eurowheel - колесо обозрения высотой 90 метров (300 футов) в парке развлечений Мирабиландия недалеко от Равенны, в Эмилии-Романье, Италия. Eurowheel является вторым самым высоким в Европе колесом обозрения после London Eye.


Глаз Тяньцзиня (天津之眼) возвышается на 120 метров. Это высокое колесо обозрения стоит на мосту Юнлэ, который пересекает реку Хайхэ в Тяньцзине, Китай. Сооружение колеса началось в 2007 году, основные работы были завершены 18 декабря 2007 года, для посещения же аттракцион был открыт 7 апреля 2008 года. На колесе установлены 48 капсул вместительностью по 8 человек, оно совершает полный оборот за полтора часа. Помимо выдающихся размеров, сооружение уникально местом своей постройки — это единственное колесо обозрения в мире, расположенное на мосту.

Очередной высотный «бриллиант» (Diamond and Flower Ferris Wheel, 117 м) был открыт в 2001 году в токийском парке Kasai Rinkai. Спустя годы колесо обозрения закрыли, но и по сей день оно все же остается самым «высотным» аттракционом в Японии.


Самое большое колесо обозрения классического типа (не считая наблюдательных колёс) в мире: Небесная мечта Фукуока, установленное в японском городе Фукуока; диаметр — 112 м, общая высота — 120 м. За те 20 минут, которые требуются колесу Sky Dream Fukuoka, чтобы сделать полный круг, туристы могли увидеть этот современный города с высоты полета птиц как на ладони. Правда, проработала она недолго — с 2002 по 2009 г.


Southern Star Melbourne (120 метров) - еще одно большое колесо обозрения, которое расположено в Мельбурне. Оно было построено в декабре 2008 года. Правда, его тут же закрыли на реконструкцию. В стадии заморозки колесо провело три года. Ремонт аттракциона начался только в 2011 году, однако так и не был доведен до ума.


В пригороде американского города Санта-Клара уже много лет существует колесо обозрения Sky Whirl, представляющее собой по сути целых три подобных аттракциона, объединенных в одну конструкцию. Пока одно из этих колес наполняется людьми, два остальных крутятся в воздухе.


Колесо обозрения, расположенное в парке развлечений на пирсе в американском городе Санта-Моника, не может похвастаться ни высотой, ни оригинальностью конструкции. Однако это первое в мире колесо, которое получает энергию исключительно от солнечных панелей, что, впрочем, не мешает ему ярко подсвечиваться даже в темное время суток.


В сентябре 2012 в грузинском городе Батуми открылся небоскреб Технологического Университета, ставший самым высоким зданием Кавказа. И главным элементов этого высотного сооружения является колесо обозрения, встроенное в его тело практически на самой вершине здания.


В Дубае с апреля 2013 г. ведётся строительство колеса обозрения высотой 210 метров. Гигантский аттракцион будет располагаться на искусственном острове, так называемом острове голубых вод (Bluewaters Island), находящемся возле элитного микрорайона Дубая Jumeirah Beach Residence. Предположительное открытие колеса обозрения - середина 2019 г. На колесе обозрения «Глаз Дубая» смогут кататься одновременно до 1400 человек в 48 шикарных вместительных кабинках с защитой от яркого солнца, наслаждаясь шикарными видами на Дубай и Персидский залив. С такой высоты радиус обзора будет составлять около 50 километров, а время, затраченное на полный круг, займет около 30 минут. В основании колеса обозрения «Глаз Дубая» планируется установка огромного 80-метрового светодиодного экрана, на котором будет транслироваться различная интерактивная информация, телетрансляции и, конечно, реклама.

Колесо для автомобилей в 2004 году в Торонто
Колесо обозрения для автомобилей — разновидность колеса обозрения, где вместо кабинки для людей используется платформа, на которой закрепляется автомобиль. Впервые «чёртово колесо» для машин под названием «Drive In Wheel» появилось в 1999 году, когда голландский архитектор Йохн Кёрмелинг (нидерл. John Körmeling) создал его для арт-выставки Panorama 2000, проходившей в нидерландском городе Утрехте. Высота аттракциона 32,3 метра, диаметр самого колеса — 29,5 м. На колесе одновременно крепятся 4 автомобиля (весом около 1100 кг каждый), в которых могут находиться по 4 человека. Голландская компания Kroon-Lamberink Groep уверяет, что может доставить свой уникальный аттракцион в любую точку мира. В августе 2004 года концерн General Motors воспользовался этим предложением и провёл самую известную на сегодняшний день акцию Mobile Fun с колесом обозрения для машин. Аттракцион был установлен в Торонто рядом с галереей современного искусства The Power Plant и использовался для продвижения новой модели Saab 9-2X. Колесо обозрения для автомобилей по устройству сходно с многоэтажной парковкой.

Эти русские качели по сей день стоят в Бремене на ярмарочной площади "Hansa Park".
В СССР колесо обозрения было весьма распространённым аттракционом в парках культуры и отдыха, которые имелись в любом достаточно крупном городе. Как правило, во всех городах использовались стандартные колёса.


Кроме «большого», в большинстве городов имелись маленькие детские колёса, известные под названием «аттракцион „Солнышко“».

Большое колесо обозрения в Измайловском парке.
В Москве сегодня имеется 7 колес обозрения, установленных в различных парках. Самое низкое колесо — 25 м; самое высокое — 83 м. Возраст большинства аттракционов более 10 лет; самое старое — колесо в Измайловском парке, построенное в 1958 году.

Демонтаж колеса
Колесо имени 850-летия Москвы — колесо обозрения в парке аттракционов «Москва-850» на территории ВДНХ (ВВЦ), построенное к 850-летию Москвы и демонтированное в 2016 году. Колесо имело высоту 73 метра и диаметр 70 метров, совершало полный оборот за 7 минут, было оборудованы 40 кабинками, рассчитанными на 8 человек каждая. До возведения 90-метрового колеса Eurowheel (Италия) в 1999 году оно было крупнейшим в Европе; до постройки 80-метрового колеса обозрения в парке культуры и отдыха района Лазаревское в Сочи — самым высоким в России.


Колесо обозрения в городском парке г. Припять является одним из символов Чернобыльской зоны отчуждения. Данное колесо никогда не использовалось, так как должно было открыться 1 мая 1986 года, то есть через 5 дней после аварии.


Наибольшее колесо обозрения в Украине (55 м), Парк Маяковского, Харьков.


В Киевском зоопарке расположено самое новое и самое высокое чёртово колесо города. Аттракцион построила российская группа компаний «Мир», которая также занимается производством техники для космодромов. У аттракциона 18 кабинок, каждая рассчитана на 6 человек, но одновременно пускают не больше четырёх посетителей. Аттракцион практически никогда не простаивает. По словам сотрудников парка, колесо ежедневно проходит проверку на безопасность. Не так давно его сделали менее шумным, чтобы не пугать животных. С верхней точки открывается вид на зоопарк, парк КПИ и на большую часть правого берега.


Колесо в Голосеевском парке сделали на заводе «Аттракцион» в городе Ейск Краснодарского края. Именно это предприятие проектировало и строило колёса обозрения для большинства крупных городов СССР. Параллельно оно занималось производством деталей для танков. Аттракцион с 20 кабинами на 4 места каждая. С высоты открывается вид на весь парк, вдалеке виднеется центральная часть Киева. Сиденья в кабинках не поворачиваются, поэтому, чтобы разглядеть панораму, нужно крутить головой. Смотрители говорят, что колесо регулярно проверяют и подкрашивают.


Самое старое колесо в Киеве заметно ещё на подходе к парку «Победа», построили его на том же ейском «Аттракционе». Все 20 кабинок оборудованы навесными металлическими зонтиками и поворачиваются, благодаря этому удобнее смотреть по сторонам. Это второе по популярности колесо обозрения в Киеве, на первом — колесо зоопарка. С верхней точки открывается вид на парк «Победа», прилегающие районы и часть правого берега.


Колесо в парке Партизанской Славы установили в 1982 г., но первых пассажиров подняли только в 1984-м. Почти 2 года длилось испытание и подготовка к работе. Аттракцион тоже построили на ейском заводе, это точная копия колеса парка «Победа». Все кабинки поворачиваются, из 20 10 оборудованы зонтиками. Комплексная проверка колеса обозрения проходит каждую весну: на все места «усаживают» 80-килограммовые мешки с песком, и колесо делает несколько оборотов. Кроме того, по словам смотрителей аттракциона, каждое утро его обозрения проверяют специалисты — без их подписи в кабинки не пустят ни одного пассажира.

Были когда-то:


Самое «видное» и популярное колесо обозрения в Киеве в прошлом веке находилось на месте Арки дружбы народов. На фото киевлянина С. Белозерова 1960-го года именно его и видно. Со слов старожилов, с колеса открывались «потрясающие виды на Днепр и левый берег». Интересно, что «пассажирам» аттракциона не рекомендовалось пользоваться фотоаппаратами, особенно направлять их в сторону «Ленкузни» – режимного объекта. Простояло чертово колесо в парке под названием «Пионерский» до 1982 г. – пока власть не решила сделать всем известную «дружественную» арку. Начиная с 2009 г., киевская власть не единожды заявляла о необходимости построить то «самое высокое колесо в Украине», то «самое высокое в мире». Результат - нулевой. Хотя недавно появилась информация, что колесу обозрения недалеко от Арки дружбы народов – все же быть!


В Комсомольском парке, ныне парке «Нивки», (проспект Победы, 82) на месте современного Музея циркового искусства тоже раньше было довольно посещаемое колесо обозрения. Когда в 1972 г. парк получил статус памятника садово-паркового искусства, он сразу же стал облагораживаться: вместе с Зеленым театром и детскими площадками появилось и колесо обозрения. Следует отметить, что на нем посетители поднимались ввысь не ради фантастических видов, а чтобы отдохнуть и полюбоваться каскадом небольших, но живописных озёр, плюс ковром зеленых насаждений. После демонтажа колеса, еще некоторое время здесь функционировало «передвижное» колесо обозрения, которое привозилось вместе с другими аттракционами.


Судя по одной из фотографий альбома «Київ. Вчора. Сьогодні. Завтра», который вышел в 1982 г., на территории столичного ВДНХ (Национальный комплекс «Экспоцентр Украины») также было колесо обозрения. Насколько оно было популярным – судить сложно, так как информации и воспоминаний о нем не очень много. Известно, что конструкция простояла совсем недолго – на фотографиях, сделанных в этих места чуть раньше и немного позднее, колесо отсутствует. Возможно, оно присутствовало на ВДНХ в рамках какой-нибудь выставки. Другая версия, которую нам озвучил один из «постоянных» посетителей Экспоцентра более прозаичная: «На колесе том мало кто катался, а нужно было место под новые здания».

Говорят, что колеса обозрения были в Киеве еще и в других местах массового отдыха. Например, в 90-х «чертовое колесо» кружило отдыхающих в Гидропарке. Также небольшое колесо было в парке им. Пушкина – на нем особенно любили кататься студенты столичных ВУЗов. Времена меняются: что-то уходит, что-то остается. Колеса обозрения тоже не стоят на месте – и не только кружатся, а появляются и исчезают. Зато стоит признать одно: Киев великолепен с любой высоты!


В 2016 г. к новогодним праздникам на Михайловской площади возле входа в Михайловский Златоверхий монастырь установили колесо обозрения, украшенное рисунками с зажигательными девушками.


Американка Линда Дучарм из штата Флорида в ноябре 2013 г. вышла замуж за Брюса. Все бы ничего, если бы он не был ржавым колесом обозрения. (Подробнее об этой свадьбе можно прочитать здесь).


В честь Джорджа Ферриса и его изобретения был назван электроклэш-коллектив из Санкт-Петербурга — «Чёртово Колесо Инженера Ферриса» (ранее «Ferris Wheel»).


14 февраля 2013 года, в его 154-й день рождения, Google чествовал Джорджа Ферриса интерактивным дудлом на своей первой странице, объединив его с чествованием Дня Святого Валентина.

Осталось разобрться, почему обзорное колесо называют "чертовым". Версий происхождения "чертового" названия, кроме выше описанных, существует множество:
  • Стандартные ярмарочные американские колеса обозрения имели по 13 кабинок, то есть "чертову дюжину".
  • Когда они появились, казалось, что только чёрт мог придумать создать такое сооружение, к тому же способное так высоко поднимать человека от земли.
  • Люди боялись ощущения высоты, и, по привычке тех лет, чертыхались.
  • При катании на этом аттракционе в глазах начинали мелькать "чертики".
  • Забавы — от Дьявола, и особенно важно об этом твердить, когда тебе самому попробовать так позабавиться — страшно.
  • Наиболее правдоподобным кажется "русский след" в этом деле, на что указывает хотя бы то, что только на территории бышего СССР это колесо называют "чертовым":

У Муслима Магомаева есть песня «Чёртово колесо», написанная композитором А. А. Бабаджаняном на стихи Е. А. Евтушенко. В клипе 1969 г. из фильма «Москва в нотах» Магомаев исполнил её на фоне колеса обозрения, после чего данное название стали применять и к колесу обозрения.


И кроме того, как бы для закрепления результата создатели культового "Ну, погоди!" (выпуск 2, 1970 г.) прокатили Волка с Зайцем под эту песню на колесе обозрения, и постепенно произошла подмена понятий.

Однако в песне поется именно о быстром движении чёртова колеса в его изначальном понимании:

Но я лечу с тобой снова, я лечу,
Эх! —
И одно слово я кричу,
Кричу: «Люблю!» и лечу я к звёздам,
Кричу и вновь лечу!..


Настоящее "Чёртово колесо" представляет собой аттракцион в виде быстро вращающегося горизонтального плоского диска, точнее большой круглой платформы, постепенно увеличивающей свою угловую скорость, заставляя участников первоначально располаженных ближе к центру, стоя, сидя или лёжа, соскальзывать с неё, под сатирические комментарии ведущего-механика, управляющего скоростью платформы, иногда замедляя её, чтобы дать возможность участникам переместиться поближе к середине. Участники, которых сбросило с себя чёртово колесо, налетают на мягкую стенку, расположенную вокруг колеса. Иногда возможны травмы, когда участников бросает друг на друга или выше мягкой стенки, и они налетают на зрителей.


Сила, действующая на участников во вращающейся системе отсчёта чёртова колеса, является силой инерции: "На этом основано устройство своеобразного развлечения — «чортова колеса», которое можно видеть нередко в увеселительных садах. Посетители имеют случай испытать на самих себе неотразимое действие этой силы инерции" (Перельман Я. И. Занимательная физика: Парадоксы, головоломки, задачи, опыты, замысловатые вопросы и рассказы из области физики. Книга 1. Издание пятое. 1922 г.). Однако, из-за вращения платформы система отсчёта, связанная с ней, не является инерциальной. Для сторонних наблюдателей, участники слетают с колеса по касательной и по инерции. Но с точки зрения самих участников, на них действует центробежная сила, а в случае их движения — также сила Кориолиса, направленная по касательной.

Павильон с чёртовым колесом (Teufelsrad) на фестивале Октоберфест в Мюнхене
Аттракцион является традиционной частью фестиваля Октоберфест по меньшей мере с 1910 г. Кроме ежегодного фестиваля Октоберфест в Мюнхене чёртово колесо использовалось в научно центре EXPERIMINTA в Франкфурте-на-Майне в декабре 2011 года. Чёртово колесо работало также в парке развлечений Taunus Wunderland в Висбадене.

В дореволюционной России чёртово колесо было составной частью луна-парков. Аркадий Аверченко в своём рассказе «Чёртово колесо» в сборнике «Дюжина ножей в спину революции» сравнивал смену режимов в 1917 году с чёртовым колесом:

"Расшвыряло, всех расшвыряло по барьеру «чертово колесо», и постепенно замедляется его ход, и почти останавливается оно, а тут уже — глядь! — налезла на полированный круг новая веселая компания: Троцкий, Ленин, Нахамкис, Луначарский, и кричит новый «комиссар чертова колеса» — Троцкий:
— К нам, товарищи! Ближе! Те дураки не удержались, но мы-то удержимся! Ходу! Крути, валяй! Поехала!!"

В первом опубликованном романе Ивлин Во, «Упадок и разрушение» (1928 г.), персонаж Отто Силенус описывает Колесо Дьявола (называемое «большое колесо в Луна-парке») как метафору жизни:

"- Жизнь - это колесо в Луна-парке. Бывали там когда-нибудь?
- К сожалению, не бывал.
- Вы платите пять франков и входите в помещение, где по бокам стоят ряды кресел, а в середине находится огромный круг из гладко оструганного дерева. Круг быстро вращается. Вы садитесь и наблюдаете. Посетители пытаются удержаться на колесе, но их сбрасывает. Они смеются, вы тоже смеетесь. Всем страшно весело.
- По-моему, это не слишком похоже на жизнь, - печально заметил Поль.
- Нет! Слишком похоже. Чем ближе вы к оси колеса, тем медленнее вращение, тем легче удержаться. Обычно кто-нибудь доползает до центра и начинает там кривляться. За это ему платит хозяин или, в крайнем случае, потом ему дают прокатиться бесплатно. В центре колеса, разумеется, есть неподвижная точка. Надо только ее найти. Кто знает: может быть, я уже близко от этой точки. Выигрывают, конечно, только специалисты. Остальным нравится, что их сбрасывает с колеса. Как они визжат, как хохочут! Есть и такие, как Марго, - уцепятся обеими руками за самый край, и довольны. Но главное в этом колесе то, что на него можно и не залезать, если не хочется. Люди строят разные планы на жизнь и думают, что обязаны включиться в игру, даже если она им не по душе. А игра рассчитана не на всех... Люди не видят, что под словом "жизнь" подразумевают две разные вещи. Во-первых, это просто бытие, со всеми его физиологическими последствиями, ростом и органическими изменениями. От этого никуда не уйти - даже в небытие. Но из-за того, что бытие неизбежно, люди верят, что неизбежно и другое - карабканье, суета, свалка, стремление добраться до центра, - а попадем туда, и выходит, что мы и не ползли по этому колесу... Странно... Вы человек, которому совершенно очевидно было предназначено спокойно сидеть в заднем ряду и, коли станет скучно, смотреть, как веселятся другие. Каким-то образом вас занесло на колесо, и вы тут же полетели обратно, вверх тормашками. Марго крепко уцепилась за край, я устроился в середине, но вам-то движение противопоказано, вы статичны. Вместо дурацкого деления людей на мужчин и женщин, их следовало бы разбить на два класса - статичный и динамичный. Духовно мы с вами представители разных видов. Однажды я использовал образ колеса в кино".

Постер фильма «Чёртово колесо»
В 1926 был снят художественный фильм «Чёртово колесо» режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. В одном из эпизодов этого фильма хорошо виден принцип работы этого аттракциона.

В романе-сказке Николая Носова «Незнайка на Луне», изданной в 1958 г., чёртово колесо упоминается как один из аттракционов Лос-Паганоса: "Многим, вероятно, известно, как устроено обыкновенное чертово колесо. Это огромный деревянный круг, насаженный на торчащую кверху ось. Коротышки, желающие повеселиться, садятся в центре этого круга, после чего круг начинает вертеться все быстрей и быстрей. Появляющаяся в результате вращения центробежная сила сбрасывает коротышек одного за другим с круга на землю. Победителем считается тот, кому дольше всех удастся удержаться на вращающемся круге".


Отчасти все сказанное выше правда, но это если не знать более древней истории чёртова колеса, которая и дала этому устройству такое название...

Дело в том, что не так давно на в районе горы Олимп (Греция), где, согласно древнегреческим мифам, проживали боги, обитание которых в этих местах не подтвердила ни одна научно-исследовательская экспедиция до этого, были обнаружены интересные артефакты: медные и бронзовые детали устройства, стоявшего на этом месте тысячелетия назад. Место находки расположено всего на 500 метров ниже самой высокой вершины (2918 м) горной гряды Олимп, именуемой сегодня Митикас. Впрочем, учёные не поняли, что за устройство состояло из найденных деталей. И лишь получив достаточное их количество, с помощью инженеров, было доказано, что все детали принадлежат гигантскому чёртовому колесу, которое не только стояло на этом месте, но к тому же и работало. Разрушено же колесо было в результате сильного подземного землетрясения. Но как гигантское чёртово колесо, высотой около 150 м, состоявшее в основном из медных и бронзовых деталей, работало и не разрушилось под собственным весом? Этот вопрос долго мучил ученых, и, возможно, тайна древнего чёртова колеса так и осталась бы неразгаданной, если бы учёные не получили таинственное письмо от некой организации, называющей себя последователями Ктулху или ктулхианцами, объяснившее причину, которая обеспечивала колесу работоспособность, и предназначение колеса. Оказывается, колесо было построено во времена правления Ктулху и основывалось на принципах метафизики. Правда, управлялось оно с помощью мускульной силы тысяч рабов. А использовалось для доставки пищи (которой в основном были люди) к просторному уступу, находившемуся чуть выше, не так далеко от вершины горы, являющегося неким подобием "курорта" для сонма демонов во главе с Ктулху. Там находились величественные строения и различная инфраструктура, обеспечивающая комфорт проживающим демонам, в том числе и колесо, обеспечивающее их пищей. Тогда-то и произошло понятие чёртова колеса, как устройства ведущего к ужасному концу. И название это сохранилось в летах, однако, истинное его значение кануло в Лету. Кроме того, в памяти людей сохранилась информация о том, что на вершине Олимпа обитают грозные и ужасные божества, хотя древние греки придумали им новые имена и наделили другими характерами. История же чёртова колеса, как и олимпийской резиденции демонов, закончилась в одночасье. Едва Ктулху впал в сон, метафизика покинула этот мира. Колесо же и уступ были уничтожены мощным землетрясением, последовавшим за падением ктулхианского правления на Земле...

оптическая иллюзия
если колесо вращается,
значит вы устали.
ВСЕГО ХОРОШЕГО!

Комментариев нет :

Отправить комментарий