пятница, 6 июля 2018 г.

6 июля. 60 лет ВыПерДосу

Вечерняя панорама экспоцентра
Национальный комплекс «Экспоцентр Украины», или, как он назывался до 1993 года, ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) УССР, являющийся членом Всемирной Ассоциации Выставочной Индустрии (UFI), Выставочной федерации Украины (ВФУ), а также входящий в состав Российского Союза выставок и ярмарок (Россия), — уникальное место. Уникальное хотя бы потому, что его территория (285 гектаров, из которых 160 — леса) до сих пор не распродана по частям, не поделена и остается целостной с момента создания, а это, на минуточку, 6 июля 1958 год, т.е. ровно 60 лет назад. Мало того, она просто пышет историей, а все центральные павильоны и центральный вход являются памятниками архитектуры. Однако и сегодня Национальный комплекс «Экспоцентр Украины», не просто памятник – это единственная государственная выставочная организация Украины, которая является организатором международных и национальных выставок и ярмарок, современный демонстрационный центр достижений Украины в экономической, научной, производственной, гуманитарной и других сферах.

Таким был Красный трактир в 1907 г.
Началось всё с Трактира, точнее с пригородного хутора Красный Трактир, возникшего, вероятно, как поселение при кабаке (корчме) на Старом Васильковском шоссе, впервые упомянутом в 1799 году как «трактир городской». На карте Киевщины 1860-х годов он уже называется «Красный трактир митрополитанский», вероятно, от «красивости» трактира, его популярности, а также в связи с расположенной рядом митрополичьей пасеки. В 1900-е годы, став казённым, этот хутор насчитывал 16 дворов. В советские времена употреблялись такие названия: Красный Трактир (1926 год), Красный Кабак (1933 год), Красное Село (1940 год), и снова Красный Трактир (1943 год).

ВДНХ УССР, 1954 год
В 1958 г. на месте Красного трактира построена ВДНХ
Коровье дефиле на сельскохозяйственной выставке на ВДНХ
В 1949 году Совет Министров СССР учредил постановление о строительстве на месте Красного Трактира Республиканской сельскохозяйственной выставки. В связи с чем, на границе 1940 и 1950-х годов поселение было ликвидировано. В 1952-м по проекту института "Дипгород" началось строительство павильонов выставки, к оформлению которых были привлечены самые талантливые скульпторы и художники Украины, а уже 6 июля 1958 года выставка официально открылась.

Вводный зал. "Политический" — раньше тут стоял Ленин,
увешанный флагами СССР и УССР, и играл гимн.

В состав выставки входили следующие павильоны: Главный, “Машиностроение и приборостроение”, “Угольная, нефтегазовая и металлургическая промышленность”, “Энергетика и электрификация”, “Строительство и промышленность строительных материалов”, “Пластмассы и полимерные материалы”, “Земледелие”, “Зерновые и масляные культуры”, “Технические культуры”, “Животноводство”, “Овощеводство, садоводство и виноградарство” (кстати, раньше на территории ВДНХ выращивали 28 сортов винограда), а также павильоны натурного показа животноводства. Позже были построены павильоны “Угольная промышленность” с макетом действующей шахты, “Периодические выставки”, “Механизация и электрификация сельского хозяйства”, “Товары народного потребления”, “Богатства моря”, организованы павильоны “Народное образование” и “Наглядная агитация”.

"Звездное небо" (имитация).
Раньше тут висели земной шар, спутник и 2 космонавта, но износились.
Перед открытием Республиканская сельскохозяйственная выставка была переименована в Выставку передового опыта в народном хозяйстве УССР ("Виставка передового досвіду народного господарства"). Местные остряки тут-же дали выставке более звучное название - "Вы-Пер-Дос". Так оно и было, пока Первый секретарь КомПартиии Украины Щербицкий не распорядился переименовать её в ВДНХ Украины, на подобие московской и для искоренения Выпердоса. На протяжение своей деятельности выставка еще неоднократно меняла название: Выставка достижений народного хозяйства, Центр выставок и ярмарок Украины, Национальный выставочный центр Украины и, наконец, Национальный комплекс “Экспоцентр Украины”.

Здесь планировался самый высокий в Украине и Европе
50-метровый памятник Йосыпу Сталину,
только в последний момент внесли изменения
За время работы Выставки её посетили известные личности планеты: вьетнамский лидер Хо Ши Мин, президент Франции генерал Де Голль, генеральный секретарь ООН У Тан, президент Югославии Броз Тито, премьер-министр Индии Шастри, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и другие. Выставка была организатором всех экспозиций, посвященных знаменательным датам в жизни страны и её народа, многих престижных экспозиций за пределами Украины – в Лейпциге, Монреале, Брно, Ганновере, Москве и т.д.

1 павильон-дворец («Главный»), высота 75 м
построен в древневавилонской стиле
Павильон №2 "Животноводство"
Павильон №3 «Металлургия»
4 павильон-дворец («Сельхознаука и земледелие»)
построен в древнегреческом стиле
Павильон №5 "Электрофикация"
Павильон №6 «Технические культуры»
7 павильон-дворец («Машиностроение»)
построен в древнеегипетском стиле
8 павильон-дворец («Овощеводство, садоводство и виноградарство»)
построен в древнеримском стиле
Павильон №10 "Зерновые и масличные культуры"
Павильон №12 - здесь снимают программу "Голос країни".
Хотя изначально эта часть комплекса была посвящена коневодству,
рядом даже есть небольшое пастбище
Павильон №17 "Строительство"
Павильон №17 ни архитектурно, ни исторические нечем не примечателен. Однако у администрации "Экспоцентра Украины" есть амбициозная идея в будущем реорганизовать павильон в "Американский университет", где студенты будут обучаться исключительно на английском языке. Впрочем, пока это только концепт.

павильон №19. На вид - недействующий
Павильон №23 "Наука"
Какой-то павильон, приспособленный под магазин
Вокруг вводного зала — круг, где раньше располагалась экспозиция. Приблизительно по тому же принципу построены все павильоны, люди видели центр, смотрели на передовиков производства на досках почета и шли знакомиться с экспозицией. Ни одного одинакового павильона на ВДНХ нет — каждый выглядит по-своему, от внешнего вида до внутреннего убранства. Мало того, первоначальное назначение помещений легко узнается: стены каждого отображают то, что находится внутри. На павильоне животноводства — женщины со свиньями, барашками, коровами и козами. На зерновом — колосья и кукуруза. Даже люстры в зерновом павильоне напоминают колоски.

1958 ВДНХ. Ресторан "Прага". Тогда - "Лебедь"

На территории выставочного комплекса находился знаменитый ресторан «Прага», построенный в далёком 1956 году, вместе с павильонами ВДНХ (правда, до 1959 года ресторан назывался «Лыбидь» и обслуживал только посетителей выставки), который потчевал своих клиентов чешскими мясными продуктами, особенно, свиной рулькой, которую готовили по старинному рецепту, чешским супом и борщом, а также шоколадом, настоящим чешским пивом, которого в Киеве было не найти, и всем известной «Бехеревкой». Специальный кондитерский цех готовил пражские торты. Были в меню и украинские национальные блюда. Не обходилось и без курьезов. Так, например, некий посетитель, отведав пива, решил выразить благодарность чехословацкому бармену и сказал, подняв вверх большой палец правой руки: «Чешское пиво - это класс!». В ответ бармен покраснел, возмутился и ответил: «То не чешське пиво, то пиво словацьке!» Теперь уже смутился посетитель. Кто бы мог подумать, что для бармена-словака это так важно и невежество посетителей будет так оскорбительно! Ресторан проработал больше тридцати лет, став настоящим оазисом в городе, привлекающим сотни посетителей. Но вместе со сложными советскими временами пришло забвение. В 1989 году ресторан закрыли. С тех пор (на протяжении двадцати лет) здание постепенно превращалось в руины. Однако несколько лет назад «Прага» возродилась из пепла, как птица Феникс, став еще красивее. Уже весной 2011 обновлённая «Прага» вновь открыла свои двери посетителям.


Режиссеры, фотографы и художники выбирают это место для своих картин. Примечательно, что «Прага» воодушевляла на создание фильмов еще в далеком 1959 году. Тогда режиссёр Алексей Мишурин снял здесь известный музыкальный фильм «Літа молодії», ставший лидером проката и собравщий больше 35 млн. зрителей. В фильме впервые звучит известная ныне песня Платона Майбороды на слова Андрея Малышко «Песня про рушник» ("Рідна мати моя, ти ночей недоспала / I водила мене у поля край села, / І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала, / І рушник вишиваний на щастя дала") в исполнении Александра Таранца. За музыку к фильму Майборода получил Первую премию на Всесоюзном кинофестивале в Киеве (1959).


К слову, знаете ли вы, что оригинальный рецепт столь полюбившегося в СССР торта «Прага» (весьма трудоёмкого и дорогого, поскольку содержал 4 вида сливочного крема, сделанных с применением коньяка и ликёров Шартрёз и Бенедиктин, а коржи его пропитывались ромом) был придуман не в Праге, и даже не в Чехословакии, а именно в ресторане «Прага». Хотелось бы, конечно, сказать, что именно в этом самом, киевском. Однако это не так. Рецепт этого знаменитого торта придумал начальник кондитерского цеха московского ресторана Владимир Михайлович Гуральник, кроме этого являющийся автором более чем 30 оригинальных тортов и пирожных, в том числе и торта «Птичье молоко». В самом начале своей кулинарной карьеры Гуральник, будучи подмастерьем в ресторане, обучался кондитерскому искусству у мастеров-кондитеров из Чехословакии, регулярно приезжавших для обмена опытом в Москву. Еще один миф о создании торта «Прага»: он является парафразом известного венского торта «Захер». Правда, чисто визуально эти десерты похожи, но по вкусу между ними нет ничего общего. Одно из преимуществ «Праги» - оригинальный масляный крем, в то время как «Захер» является сухим тортом и готовится без крема.


Рецепт торта «Прага» по ГОСТу
Во времена СССР торт не был запатентован по причине отсутствия практики выдачи патента на кулинарные рецепты, но был оформлен по ГОСТу и таким образом может быть приготовлен на любой кондитерской фабрике.
Традиционный торт «Прага» по ГОСТу имеет круглую форму и состоит из 3 коржей бисквитного полуфабриката «Прага» (с добавлением мягкого сливочного масла и какао-порошка), соединенных между собой кремом «Пражским». Верх и бока торта покрываются абрикосовым повидлом и глазируются шоколадной помадкой, на которую наносится кремовый узор.
По ГОСТу для приготовления килограммового торта нужно 472 г бисквита «Прага», 359 граммов масляного крема «Пражский», 116 граммов шоколадной помадки и 53 грамма фруктово-ягодного повидла (предпочтительнее абрикосового).
При изготовлении торта используется пшеничная мука высшего сорта, натуральное сливочное масло, какао-порошок, яйца, сахар, сгущенное молоко, крахмальная патока, фруктовая эссенция и абрикосовое повидло или джем.
Крем состоит из сливочного масла, куриных желтков, какао и сгущённого молока. После пропитки торта в течение суток в холодильнике, верхний корж и боковые поверхности смазывают фруктово-ягодным повидлом (обычно абрикосовым), покрывают глянцевой шоколадной помадкой и украшают кремом или шоколадной стружкой. Во многих рецептах шоколадную помадку из-за сложности в приготовлении заменяют на более простую шоколадную глазурь.

кафе "Лето"
кафе "Весна"
За центральным павильоном на территории бывшего ВДНХ когда-то можно было посетить два кафе. О ценах и ассортименте сейчас мало известно. Однако сегодня о предназначении зданий говорят только зеленые вывески. "Лето" стоит с обвалившейся крышей, облупленными стенами и остатками былой роскоши - цветочной разноцветной росписью на главном фасаде. А вот "Весна" отошла в частные руки и превратилась в офисное помещение.

Парковые скульптуры у павильона №10
Аллея на ВДНХ
Всего же на ВДНХ находится 180 построек, 20 из которых получили статус историко-культурных памятников Украины. Вся эта красота расположилась на площади в 287 га, из которых 171 га это садовые и лесопарковые зоны, а ещё 4 га занимают пруды и озера. Одновременно с сооружением павильонов построен главный фонтан, а также фонтаны на главной площади, фонтан «Сноп» у ресторана «Лето» и фонтан у зеленого театра. Также у главной площади расположены 2 киоска (в прошлом для продажи игрушек и сувениров, а ныне - семян). У павильона зерновых и масличных культур построено 4 парковые скульптуры рабочих и работниц. 3 парковые скульптуры в лесопарковой части изображают медведей.


Из-за довольно обширной территории выставки было решено использовать автобусные поезда. Первый состав был собран в автобусном парке №1 в 1957 году и выпущен на ВДНХ еще до ее официального открытия (после 06.07.1957), последующие машины собирались на первом и двенадцатом киевских авторемонтных заводах. Всего было изготовлено 6 таких машин. На первом тихоходе, как его называли, был установлен двигатель от "Победы", рама от ГАЗ-51, колеса – от ГАЗ-51.


Странные бело-голубые автобусы с прицепом стояли перед главным фонтаном с правой стороны, и зазывала приглашал совершить увлекательную экскурсию по выставочному городку. Для посетителей выставки это и не автобусы-то и были, а скорее аттракцион. В каждой секции автобусика размещалось около 20 пассажиров, водитель, он же экскурсовод обходил поезд, обилечивая всех. Очень степенно и не спеша, автобус трогался и ехал в сторону ипподромного поля. История создания выставки, название и назначение павильонов по пути следования, – все это плавно звучало из динамиков. У дальних прудов, возле пожарной части пассажиров ждала десятиминутная остановка для осмотра фазаньей и кроличьей фермы и кормления лебедей на пруду. Проезд в автобусах стоил 10 копеек, выдавались отрывные талоны с катушек. Длина маршрута составляла порядка 4.5 километров, рейс длился около 40 минут.


Официально автобусы ВДНХ числились за первым автобусным парком, да он и находится совсем недалеко. Там же проходило и основное техническое обслуживание. Ночевали и зимовали автобусы в боксах на ВДНХ. Что интересно, за рулем двух машин можно было увидеть и женщин. В Киеве нигде на автобусах не работали женщины, кроме выставочных машин. Простенькие кузова без бокового остекления, без дверок, позволяли быстро занимать места с обеих сторон поезда. Автобусы на ВДНХ работали с 1 мая по 10 ноября. В автобусике длиною около 6 метров, впереди рядом с водителем (как в автобусах ПАЗ или ЛиАЗ) был установлен 90-сильный мотор от грузовика ГАЗ-51, да и вся агрегатная база была от него же. Автобус завывал во время разгонов, а для безопасности имел ограничение скорости не выше 20 км/час. Из оборудования имел фары и габаритные фонари.


До 1980 года в автобусах была тряпочная крыша, постоянно промокающая, которая в 1980 году к Олимпиаде-80 была заменена на более влагоустойчивую. В 80-х годах в поездах появились и автоматические громкоговорящие устройства, рассказывающие о маршруте движения. В 1982 году, специально к 1500-летию Киева, на все поезда была нанесена надпись "1500 лет Киеву". Основная же окраска автобусов была белой и белой с голубыми полосами.


Один из шести поездов был списан в 70-х годах, и уже в 80-х годах на ВДНХ ездило 5 поездов. В свой последний рейс поезда выехали 10 ноября 1988 года. В следующем, 1989 году, они были списаны, но не из-за старости, а из-за того, что некоторые люди не хотели видеть их на выставке и эксплуатировать их. Вот так ‪ВДНХ‬ осталась без какого-либо внутреннего транспорта.

Эстакада на выставке; станция и вагон; вагон на линии
>
Кадры из фильма, 1970 г.
Кроме автобусов, на территории Выставки передового опыта располагалась, построенная в 1967 году, первая в мире трасса монорельса с линейным электродвигателем длиной 525 метров (трасса «Трансрапид-01» с ЛД и магнитным подвесом в Германии начала строиться только в 1969 г.). Авторы это киевского чуда — сотрудники Киевского политехнического института (кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок (АЭМС-ЕП) при участии кафедры электрических машин на электроэнергетическом факультете (ныне - ФЭА)) А. Шаповаленко, К. Быков, А. Вишникин под руководством С. Реброва. Следует отметить также большой непосредственный вклад директора Киевского завода электротранспорта имени Дзержинского Г. Ижели. Монорельс по своим параметрам относился к парково-рекреационным и представлял собой кольцевой путь на очень легкой эстакаде из двутавровых металлических балок, с радиусами кривых 50 метров. Высота подвеса для обеспечения свободного проезда транспорта была относительно большой — 6-9 метров. Небольшие вагоны возили вначале 4, а потом 8 человек и развивали скорость до 40-50 км/ч. Был использован двигатель оригинальной конструкции, в котором статор был жестко связан с рельсом с помощью нажимных роликов, и упруго — с корпусом вагона. Кроме того, сам статор был выполнен гибким на шарнирах для прохождения крутых кривых. Такая конструкция позволяла существенно снизить вес ЛАД при том же тяговом усилии, по сравнению с применявшимся за рубежом жестким креплением статора к вагону. Фактически этот парковый монорельс являлся стендом-макетом для отработки конструкции монорельсовых дорог. Разработка обещала впоследствии выйти на широкие городские и междугородные пространства. Успешный опыт его эксплуатации позволил создавать более мощные конструкции. К 1970 году была на экпериментальном участке пути в Коммунарске была создана и испытана тележка с двигателем 40 кВт для вагона на 44-60 пассажиров. В том же 1970 году была также спроектирована линия «Березняки — Гидропарк» длиной 3,5 км. Однако в семидесятых годах работы над данными проектами были остановлены. Известно, что демонстрационная монорельсовая дорога на Киевской ВДНХ просуществовала, по меньшей мере, до 1971 года, когда с ней приезжали знакомиться делегаты из Министерства транспорта ФРГ. Есть также предположение, что она была разобрана в 1972 г. при строительстве павильона товаров народного потребления. В 1970 году дорога была снята в телевизионном фильме «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя», в котором главные роли играл популярный в СССР комический дуэт народных артистов УССР актёров Ефима Березина (Штепсель) и Юрия Тимошенко (Тарапунька), благодаря чему мы и можем увидеть, как выглядела в действии разработка киевских политехников. Для дальнейших исследований был отведен полигон на левом берегу Киевского моря, не доезжая села Лебедивки. Там в качестве исследовательского транспортного средства уже был использован полноразмерный вагон метрополитена с линейным асинхронным электроприводом. Однако дальнейшего распространения в Киеве монорельсовый транспорт так и не получил, что связано с недостатками линейных электродвигателей, имеющим по техническим причинам значительную величину рабочих воздушных зазоров, что приводит к дополнительным потерям и существенно ухудшает массогабаритные и энергетические показатели машины. Не способствовали развитию так же климатические и погодные условия нашего региона.


Впрочем, в наше время на территории Экспоцентра можно взять на прокат ролики и даже такое вот замечательное велосипедное средство перемещения.

недостроенный павильон «Транспорт»
Впрочем не все проекты были осуществлены. В 1979 г. был разработан ряд проектов новых павильонов: «Транспорт», «Мелиорация и водное хозяйство», «Охрана природы и здравоохранение», «Рыбное хозяйство», «Цветоводство и озеленение», в 1980 г. - проект Дома правительственных приемов. Из всех проектов ни один не был реализован. Об этих планах напоминает недостроенный павильон «Транспорт». Это даже не павильон, а его фундамент. Строительство началось в начале 80-х., однако выставке достижений транспортной промышленности СССР так и не суждено было появиться. О масштабах строения говорят мощные бетонные опоры по периметру фундамента, которые должны были удерживать купольную часть.


Кстати, здесь любит встречаться столичная арт-тусовка, проводить здесь современные театрализованные действа и прочие креативные мероприятия. В 2015 году здесь проходила уникальная столичная вечеринка - бомж-пати. Лучшего места не найти: сыро, грязно, "стрёмно".

Аллея. Место для открытой экспозиции музея пропаганды СССР. Автор фото: Анатолий Бойко, "Сегодня"
Уже в наше время, а если точнее, к 100-летию Октябрьской революции, т.е 7 ноября 2017 г., на территории Экспоцентра на площади около двух гектаров планировали открыть Музей монументальной пропаганды СССР, экспонатами должны были стать монументальные скульптуры, "лучшие образцы" коммунистических монументов со всей Украины, предоставленные местными властями или частными коллекционерами. Однако, в связи с тем, что, как заявил глава Института национальной памяти Украины Владимир Вятрович, "процесс оказался значительно длиннее и масштабнее, чем рассчитывала организация", открытие Музея было отложено на неопределенный срок. "Но создание музея остается актуальным", - заверил Вятрович. Бюджет проекта, по данным организаторов, может составить $750 тыс. По словам руководителя проекта Максима Бахматова, создание музея будет профинансировано за счет частных лиц и инвесторов без привлечения государственных средств. Правда, место в музее уготовано далеко не всем, экспонаты будут отбираться экспертным советом.


Среди сооружений и объектов, не сохранившихся до нашего времени, были «Зеленый театр» (сгорел в 1996), автопавильон (1958, снесен в 1970-е), площадка аттракционов (демонтирована в 1990-х годах), фрагмент монорельсовой дороги, фрагмент электрифицированной железной дороги и фрагмент тоннеля метро (все демонтировано в 1972), пасека и Агрохимлаборатории. Также ликвидированы 3 рыбных пруда.


У павильона № 11 «Богатства моря» когда-то располагался муляж синего кита, в основе которого был настоящий скелет этого крупнейшего животного, обитающего на Земле (его длина достигает 27 м, а вес составляет от 30 т и более). Поднявшись на второй этаж павильона, можно было даже прицелиться в рыбину из иллюминаторов скопированной в самых мелких деталях кабины китобойного корабля. Однако, героизм профессии китобоя в советские времена не так пропагандировался, как, например, шахтерский труд – китобоев было, во-первых, несоизмеримо меньше, отечественные китобойные флотилии нам вообще достались по репарациям побежденной Германии. А во-вторых, кровавый промысел забирал много человеческих жизней. Из полутора тысяч моряков, которые уходили в рейс, несколько десятков не возвращались домой. Но наш, киевский, кит, разумеется, не был причастен к этому – он служил чем-то вроде аттракциона, увековеченный на несчетном количестве черно-белых фотографий и ушедший вместе с эпохой показухи и дефицита.


Сегодня его остатки находятся на территории Национального университета биоресурсов и природопользования (Сельскохозяйственная академия), Киев.


Шутки ради. Однако именно так выглядит музей ВДНХ. Когда-то в музее ВДНХ находились старые фотографии выставочного комплекса. Сегодня на их месте - лоскутки белой бумаги.


На территории Экспоцентра расположены большие конюшни, в которых находятся десятки породистых лошадей. Рядом расположены поля для выгулки, конного спорта и верховой езды. Посетители выставочного центра могут совершить конные прогулки по лесной части Экспоцентра, для чего есть всё необходимое снаряжение и опытные инструкторы. В весенний и осенний период во время аграрно-выставочных мероприятий, наряду с другими домашними животными, зрители могут ознакомиться с лучшими породами лошадей.

Оранжерея
Печка в "тропиках". Отапливают зимой только дровами.
Валентина Николаевна Воронина.
На территории Экспоцентра растут яблоки (в том числе, карликовые, морозоустойчивые, для Крайнего Севера; а еще есть две уникальные яблони, у которых на каждой ветке разные плоды: всего прищеплено сортов 50), груши, вишни, черешни, сливы, находится оранжерея, в которой растут пальмы-ровесницы ВДНХ, лимонное дерево, апельсин, фейхоа. Тут же работает Валентина Воронина, она занимается растениями почти 50 лет, еще с 1970 года. По сути, оранжерея держится на энтузиазме Валентины Николаевны. Она здесь знает все: "Главная задача — образование подрастающего поколения. Мы показываем, как правильно ухаживать за разными растениями, потому что сейчас люди привозят что-то, сажают, а оно у них не растет, — говорит Валентина Николаевна. — Все это — настоящий кладезь того, что сейчас называют ландшафтным дизайном, а раньше звали просто зеленым строительством. Вот, скажем, кулиса деревьев вокруг — все же подбиралось точно, со знанием того, как это будет выглядеть через пять или десять лет, так, чтобы оно играло в любое время года. В зимнем саду растут лимоны, апельсин, мандарин, лавровый лист, фейхоа. Цитрусы эти с 60-х годов здесь растут. Еще есть пальма — ровесница оранжереи. Правда, некоторые растения вымерзли, ведь с отоплением здесь плохо, стены закрываем, стволы затягиваем, печку жжем".

Клеть. Сюда заходила вагонетка с углем для подъема наружу.
Штрек. Где-то там впереди есть запасной выход из шахты.
Две антрацитовые глыбы при входе привезены из Донбасса
Возле павильона №13 расположен дуб, посаженный Маргарет Тетчер в 80-х годах, а так же искусственная угольная шахта для демонстрации достижений горной промышленности СССР. Такая шахта была одна во всем Союзе. В Москве был "Космос", у нас — "Уголь". Тележка катилась по рельсам и становилась в клеть. Все, как в настоящей шахте, только, разве что, попрохладнее. Раньше в лифте была имитация спуска, бежала лента по окошку, как будто сменялись слои земли. С тех пор чего тут только не было — и кино снимали, и "Битву экстрасенсов", и даже лук выращивали... От экспозиции почти ничего не осталось, лишь рельсы для тележки да сами стены, имитирующие штрек. А ведь раньше здесь показывали все методы и все стадии добычи угля.


Недавно павильон №13 «ожил». Весной этого года за него взялось сообщество киевских художников, которые создали платформу для синтеза искусств Carbon – самоорганизованной группы художников, познакомившихся и объединившихся в сквоте на фестивале «ГОГОЛЬFEST 2017». С мая в некогда заброшенном павильоне №13 прошли ярмарка современного искусства, фестиваль старинных музыкальных инструментов и события фестиваля света и медиаискусства Kyiv Lights Festival. Кроме того, эту локацию облюбовали украинские «бёрнеры», которые провели в шахте первый официальный региональный ивент Burning Man – Precompression Kyiv, на котором собралось около 700 человек. С 5 по 8 июля в 13-м павильоне проходит первый международный фестиваль перформанса Carbonarium, созданный в сотрудничестве с белорусским фестивалем Performensk, который объединит более 50 художников из 10 стран и 5 городов Украины. Также этим летом планируется серия музыкальных мероприятий и фестиваль диггерской культуры, посвященный Чернобыльской зоне отчуждения. А в конце года 13-й павильон должен превратиться в площадку для экстремального спорта, так как велосипедистам и скейтбордистам надо постоянно держать форму, а тренироваться в Киеве зимой негде.

Впрочем, это не первое участие комплекса в искусстве:
  • В 2007 году вышла комедия "Душка" нидерландского режиссера Йоса Стеллинга, в которой павильон №7 ВДНХ был фасадом кинотеатра, где проходил кинофестиваль
  • В 2008 году на территории экспоцентра происходили масштабные съемки художественного фильма «Прощальное дело» французского кинорежиссера Кристиана Кариона, с участием украинского киноактера Алексея Горбунова о полковнике КГБ, сотрудничал с иностранной разведкой. Режиссеру Кристиану Кариону не дали снимать в Москве, поэтому он решил заняться делом в Киеве. И выбрал "Экспоцентр" одной из съемочных площадок, территория и помещения которого весомо представлены в этой ленте. В кино, между прочим, снимался сам Эмир Кустурица.
  • В 2012 году на территории экспоцентра снимался фильм режиссера Александра Войтовского «Джунгли» с участием актеров Веры Брежневой, Сергея Светлакова и Михаила Ефремова. Первые минуты фильма начинаются именно с главной площади экспоцентра. Для массовых сцен в фильме были задействованы сотни киевлян.
  • В 2015 году в помещениях и на территории экспоцентра снимался популярный 24-серийный комедийный сериал «Слуга народа». По сюжету киносериала, территория и помещения экспоцентра были выбраны новым Президентом Украины (роль которого сыграл Владимир Зеленский) для размещения администрации главы государства. В массовых сценах сериала снимались десятки киевлян. Зеленский даже устроил на ВДНХ "Майдан". Каких конкретно денег требовала массовка непонятно, но очевидцы утверждали, что кричали артисты не хуже настоящих революционеров, чем изрядно напугали работников комплекса. Ну а что вы хотели, искусство требует жертв.
Здания ВДНХ "пропитаны" коммунистической символикой
Звезды, серп и молот можно встретить на каждом павильоне "Экспоцентра" без исключения. У посетителей выставки возник вопрос, будут ли "подчищать" ВДНХ? Ответ администрации категоричен - нет. И на это есть несколько причин. Во-первых, каждое здание выставки - это памятник архитектуры, и администрация не вправе самовольно убирать символику. Даже отреставрировать здание "за просто так" по собственной инициативе не получится. Во-вторых, ВДНХ без советской символики - не ВДНХ. Все эти здания без своих звезд потеряют всякий интерес публики, в том числе иностранных гостей, которые приезжают за раритетной "советской романтикой".


Как говорят экскурсоводы, по словам очевидцев, у посетителей выставки оставались противоречивые чувства. Кто-то был в восторге от достижений народного хозяйства. Однако у некоторых после увиденного появлялась праведная злость. Ведь большая часть показанного так и оставалась призрачным "достижением", недоступным для многих советских граждан. "Это была очень красивая показуха", - подытожили экскурсоводы. Различные мероприятия, выставки и презентации проводятся на ВДНХ и в наше время — с их временем и датой проведения можно ознакомиться на официальном сайте. К сожалению в настоящее время, павильоны выставки не имеют постоянно действующей экспозиции - это и выставочный центр, и зеленая зона отдыха, и уникальный архитектурный комплекс. В павильонах проводятся международные и национальные специализированные выставки, ярмарки товаров широкого потребления, концерты, деловые, корпоративные, спортивные, праздничные мероприятия. Выставку посещают не только любители ностальгических воспоминаний: на аллеях можно увидеть молодежь с современными велосипедами, на роликовых коньках, влюбленные парочки, мамочек с детскими колясками. Уютные кафе и элитный ресторан привлекают посетителей. Эпоха, канувшая в прошлое, на самом деле только затаилась в удивительных скульптурах и аппликациях, украшающих павильоны выставочного центра. Почти не изменился первичный стиль павильонов, вся советская символика и барельефы. Здания полностью сохранили свой оригинальный вид. Но, конечно же, люди приходят сюда не только за этим, а и чтобы просто погулять в так называемом «заповеднике советского барокко», который находится в очень живописном месте и это не удивительно, ведь он граничит с такими отличными для отдыха зонами, как национальный природный парк «Голосеевский» и парк Максима Рыльского.


Для тех же, кто любит пострелять по движущимся мишеням, существует на ВДНХ народная забава — пейнтбол! Не отказывайте себе в удовольствии, разрядите всю обойму в ваших друзей и приятелей!


Рядом с Экспоцентром расположена современная станция «Выставочный центр» Киевского метрополитена.


А еще в районе ВДНХ иногда видят НЛО: неопознанные летающие объекты порой пролетают над павильонами комплекса. Хотя скептики говорят, что это обычные китайские фонарики.

Комментариев нет :

Отправить комментарий