Прародителем линолеума является «промасленное полотно» (именно так с латинского переводится название линолеума: linum – лен, полотно и oleum – масло), процесс производства которого впервые упоминается в документах за 1627 год. Хотя ещё задолго до этого древние викинги придавали парусам своих драккаров дополнительную прочность и защиту от воды и соли методом промасливания ткани.
Эту ткань применяли в качестве защитных покрытий от дождя для карет, всевозможных уличных навесов, парусов кораблей. Использовать в качестве напольного покрытия ее догадались только через сто с лишним лет. В 1763 году, зафиксировано его применение в качестве напольного покрытия. Английский изобретатель Натан Смит получил патент, в котором подробно были описаны компоненты и процесс изготовления напольного покрытия: «… на ткани находится покрывающая её масса из смеси смолы, живицы, испанского коричневого красителя, пчелиного воска и льняного масла, которая наносится в горячем состоянии». По некоторым данным использовался и расплавленный янтарь. Почему применялось именно льняное масло, а не какое-либо другое? Дело в том, что льняное масло быстро и легко высыхает на воздухе, образуя при этом прочную прозрачную пленку.
В 1843 году впервые упоминается использование природного каучука и добавление молотой пробки при производстве полотна. Так появился прямой предшественник линолеума, который получил название камптуликон (греч. кампто — гнуть, сгибать). Материал быстро обрёл популярность, но 10 июня 1846 года Р. У. Томсоном запатентована первая в мире автомобильная шина, что вскоре вызвало скачок цен на каучук. Производители камптуликона стали искать замену подорожавшему сырью; заменителем каучука стали льняное масло, затем льняная олифа, позднее её заменило оксидированное льняное масло или линоксин.
Фредерик Уолтон (1833—1928). |
Еще через тридцать с лишним лет, в 1892 году, линолеум перестал быть одноцветным - коричневым. В его палитре появились другие цвета, а на поверхность стали наносить рисунки, имитирующие паркет, дощатый пол, керамическую плитку, натуральный камень, и множество других. Так линолеум стал великим имитатором.
В начале XX века Российская империя была одним из основных производителей линолеума. В Одессе и Риге находились крупнейшие фабрики Европы. После Октябрьской революции Россия утратила позиции мирового лидера в производстве напольных покрытий.
Завод Форбо по производству линолеума, 1932. |
Впрочем, если заглянуть в словари, можно убедиться в том, что смысл слова "линолеум" со временем изменился. Так, например, в "Толковом словаре русского языка" 1938 года издания дано такое определение линолеума: "толстая клеенка, ткань, пропитанная смесью пробкового порошка с льняным маслом, служащая для покрытия полов и обивки стен". А уже в 1982 году в "Советском энциклопедическом словаре" линолеумом называется "полимерный рулонный материал для покрытия полов".
Нефтяной кризис 1973 года, поднявший цены на нефть (и, как следствие, на поливинилхлорид), вынудил производителей вновь обратить внимание на природное сырьё. Этому же способствовали экологическое движение по всему миру и растущая экологическая грамотность населения. В 80-е годы снова вспомнили о продукте из экологически чистого сырья. Натуральный линолеум переживает новое рождение. На начало 2000-х годов мировой объём производства натурального линолеума составил более 40 млн м²/год.
Современная технология производства линолеума такова: льняное масло окисляется, и формируется специальная смесь, называемая линолеумным цементом. Смесь охлаждается и смешивается с сосновой смолой и древесной крошкой, и тогда формируются листы линолеума.
Крупнейшие мировые производители натурального линолеума — Forbo (60% производства), DLW и Tarkett.
Линогравюра "Девушка на стуле" (А.Гершун) |
Анна Кейян |
Виолончель. Владимир Козьмин |
На берегу (Байкал). Владимир Козьмин |
Георгий Васильевич Малаков |
Георгий Васильевич Малаков |
Георгий Васильевич Малаков |
Георгий Васильевич Малаков |
Георгий Васильевич Малаков |
Георгий Васильевич Малаков |
Георгий Васильевич Малаков |
Георгий Васильевич Малаков |
Георгий Васильевич Малаков |
Катаев Владимир. Танец летнего дождя |
Катаев Владимир. Черный ангел |
Юдаев-Рачей Юрий. Лев |
Работа по линолеуму легче, чем по дереву, но имеет и свои недостатки. В линогравюре трудно добиться тонких штрихов, а при печати линолеум деформируется даже под небольшим давлением и печатная форма не выдерживает больших тиражей. Поэтому в книжной графике ксилография остается незаменимой. Линогравюра получила распространение в 1920—1950-х гг. Художников привлекали в этой технике простота, оперативность, возможность использования больших пятен черного и белого тона, сочного контура и широкого, экспрессивного штриха. В 1920—1930-х гг. в технике линогравюры работали П. Пикассо, А. Матисс, Ф. Мазерель. В России — Д. И. Митрохин, И. Н. Павлов, В. А. Фаворский, В. Д. Фалилеев. В 1950—1960-х гг. особенный стиль, связанный с традициями московской школы ксилографии, возглавляемой Фаворским, создали в Москве И. В. Голицын и Г. Ф. Часто таким образом делают эклибрисы (штампы для книг).
Пабло Пикассо. Коррида. Цветная линогравюра. 1959 год
|
Цветная гравюра на линолеуме требует от гравера более высокого мастерства, чем одноцветная. Самое главное в цветной гравюре — это умение привести цветное изображение к определенной цветовой гамме, а также обобщить цветной рисунок, чтобы минимальным количеством красок наиболее полно выразить свой творческий замысел.
Художник делает цветной рисунок, который он хочет выгравировать на линолеуме, используя в нем столько красок, во сколько отдельных цветов он будет печатать свою композицию.
Каждый цвет-краска вырезается на отдельном куске линолеума, и полученные гравюры печатаются последовательно на одно и то же место на бумаге каждая своей краской. При этом отдельные краски при наложении друг на друга могут дать новые составные цвета. Например, если для цветной линогравюры художник решил взять синюю, желтую, красную и черную краски, то на отпечатке, кроме этих четырех цветов, могут быть получены новые составные цвета: зеленый, фиолетовый и оранжевый. Для этого на каждом куске линолеума нужно гравировать не только основной цвет, но и те места, куда этот цвет входит как составляющий. Например, при гравировании красного цвета нужно оставлять печатающими и те места, которые на оттиске должны быть фиолетовыми и оранжевыми; при гравировании синего — те места, которые должны быть фиолетовыми и зелеными; при гравировании желтого — те места, которые должны быть зелеными и оранжевыми.
Даже черная краска при наложении на какой-либо другой цвет дает несколько иной оттенок, чем при печатании на чистой белой бумаге. Если же черную краску печатать не последней, а запечатать ее сверху другими красками, она может дать очень интересные цветовые оттенки. Например, если поверх черной краски будет ложиться желтая, получится красивый густой оливково-зеленый цвет.
Лев Овчинников. Всадница. Восточный календарь |
Печатание цветных гравюр
Для печатания устраивают специальное приспособление, которое состоит из доски с набитыми на нее опорными угольничками из обрезков линолеума. Эти угольнички должны плотно подходить к углам награвированных клише.
Приступая к печатанию, гравюру первого цвета накатывают краской и кладут на доску по угольничкам. Берут лист бумаги, на котором хотят получить отпечаток, и прикалывают кнопками к угольникам.
Затем бумагу прижимают к гравюре и притирают ее косточкой, как это делается при печатании одноцветных гравюр. Притерев как следует бумагу, ее приподнимают, не откалывая кнопок, вынимают форму первой краски, а на ее место вкладывают форму второго цвета, накатанную соответствующей краской. Затем опускают бумагу и также притирают ее косточкой. Полученный таким образом отпечаток двухцветной гравюры будет иметь относительно точное совпадение красок.
Печатание многоцветных гравюр производится так же, как и печатание двухцветной гравюры.
Лучше всего печатать краски не одну за другой, а с перерывом, дав предыдущей краске просохнуть. Перерыв должен быть около суток. По сырой краске печатание пробных оттисков допустимо лишь в случае очень срочных работ. Тогда, чтобы сырая краска не переходила с оттиска обратно на линолеум, отпечаток после каждой краски протирается порошком талька. От талька несколько изменяется цвет краски: она делается белесой.
alpa4inka |
Краска для печатания цветных линогравюр употребляется как типографская, так и литографская. За неимением под рукой цветных литографских или типографских красок пробные оттиски можно печатать живописными масляными красками.
Осветление красок производится путем разведения их крепкой олифой, отчего краска не теряет своей прозрачности, но приобретает более светлый тон. При осветлении же красок белилами они становятся более кроющими и теряют прозрачность. Выбор того или иного материала для осветления зависит от характера цветного изображения и от творческого замысла.
Цветные гравюры можно печатать акварельными красками, добавляя глицерин и крахмальный клейстер. Такой способ был разработан и применен на основе «акватипии».
Благодаря разнообразной окраске линолеум представляет собой хороший материал для красочных мозаичных композиций. При ремонте помещений старый использованный линолеум обычно выбрасывают. Между тем он мог бы еще послужить.
Линолеум больше всего изнашивается и рвется на выступающих участках пола, а также в местах стыков полотнищ. Поэтому работу над мозаикой начинают с обрезки краев. Положите заготовку на деревянную основу и карандашом проведите вдоль края плавную кривую линию с таким расчетом, чтобы по одну ее сторону был крепкий материал, а по другую — изношенный (рис. 1А). Затем заготовку обрезают ножом-резаком примерно на расстоянии 1 см от намеченной линии (рис. 1Б). Полотно может быть поврежденным не только по краям, но и в середине. Изношенный участок аккуратно вырезают ножом. Обрезанные полотнища раскладывают на полу внахлестку — на рисунке 1 показано, как это делается. При этом стараются расположить заготовки так, чтобы как можно меньше пришлось обрезать края.
Чтобы полотнища не смещались относительно друг друга во время прирезки, в заготовки вбивают три-четыре тонких гвоздика. Вначале прорезают линолеум между гвоздиками (рис. 1В), затем их поочередно выдергивают и перерезают образовавшиеся перемычки. Обрезки линолеума удаляют и соединяют готовые полотнища встык. При аккуратной прирезке края полотен плотно смыкаются. Добившись точной стыковки смежных краев, приступают к прирезке округлых отверстий со вставками из линолеума другого цвета. Вставку подкладывают снизу под полотнище так, чтобы она полностью закрыла отверстие. Потом заготовки фиксируют тонкими гвоздями (рис. 1Д). Выполнив прирезку и удалив остатки линолеума, вставку вкладывают в отверстие полотнища. Потом подогнанные места помечают карандашными линиями и цифрами. Такие отметки позволяют быстро и точно собрать мозаичный набор (см. рис. 1, справа).
Обрезки линолеума можно использовать и для изготовления декоративного паркета. Соединенные вместе, линолеумные плитки образуют на полу так называемый ковровый орнамент (рис. 2). Из одинаковых плиток, но окрашенных в разные цвета, можно сложить простейший орнамент. Если мозаику набирать из двух, трех и более плиток различной окраски и формы, можно добиться более сложного рисунка.
Фигурные плитки вырубают специальной просечкой. Ее можно сделать самому.
На листе бумаги вычерчивают в натуральную величину контур фигурной плитки. На огне отжигают старое ножовочное полотно, и одну из кромок затачивают под углом 30 градусов (рис. 2, справа). Потом точно по контуру плитки сгибают сталь, соединяют внахлест заклепками и сверлят на заготовке отверстия под шурупы. Готовую просечку закаливают, а чтобы она не деформировалась, вставляют в деревянную колодку, вырезанную из многослойной фанеры. Если подходящей фанеры нет, колодку склеивают под прессом из нескольких заготовок. В середине колодки вырезают отверстие и вставляют в него на шурупах стальную просечку так, чтобы нижний ее край (заточенный) выступал на 5—6 мм, а верхний был заподлицо с поверхностью колодки.
Пользуются просечкой так. Линолеум кладут на торец деревянного кряжа, сверху устанавливают просечку и ударяют по колодке киянкой.
Вырубленные фигурные плитки так же, как и полотнища, сначала собирают на полу насухо. Убедившись, что все элементы мозаики плотно прилегают друг к другу, приступают к наклеиванию. Для наклеивания применяют битумно-скипидарную мастику или клей «Бустилат». При желании мастику можно приготовить самостоятельно. Она содержит битума — 65%, скипидара — 8%, уайт-спирита — 17%, латекса — 5%, цемента — 5%. Сначала в расплавленный в металлической емкости битум, постоянно помешивая, добавляют цемент. Затем, сняв емкость с огня, последовательно добавляют скипидар, уайт-спирит и латекс. Следует подчеркнуть, что мастику можно приготовлять только на открытом воздухе, вдали от построек, соблюдая все необходимые меры предосторожности. Если мастика загорится, достаточно сверху на посудину положить железную крышку, и пламя погаснет.
Перед наклеиванием линолеума поверхность тщательно выравнивают, а затем грунтуют клеем. Тыльную сторону плиток или полотнищ тоже проклеивают. Уложенный линолеум прикатывают валиком, удаляют сухой тряпкой излишки клея, выступающего из швов. Чтобы приклеиваемый материал более плотно прилегал к поверхности, его на некоторое время прижимают грузом. Клей должен сохнуть не менее суток.
После этой работы у вас наверняка останутся обрезки линолеума. Не выбрасывайте их — это отличный материал для других мозаичных работ: настенных панно, миниатюрных вставок на коробках.
Оставшиеся кусочки линолеума разрежьте на прямоугольники и квадраты. Из них вы и наберете нужный вам мозаичный узор. Делают это либо на древесностружечной плите, либо прямо на стене.
Небольшие мозаичные наборы можно выполнить на фанере или доске, а также на различных деревянных предметах, например, шкатулках, коробочках.
Сначала, как и положено, делают эскиз будущей мозаики, потом переводят его на основу. Ориентируясь на рисунок, подбирают кусочки линолеума и наклеивают их на основание так, чтобы между ними оставался небольшой зазор.
Через сутки, когда клей высохнет, заполните зазоры цветной мастикой. Для настенных композиций ее составляют на основе бустилата, в который добавляют в качестве наполнителя гипс или мел, а также цветные пигменты — сажу, синьку, сурик. После высыхания мастики, примерно через двое-трое суток, мозаику шлифуют и полируют наждачной бумагой.
В небольших мозаичных наборах промежутки между элементами заполняют сургучом. Им можно также заполнить углубления, выгравированные на линолеуме или полихлорвиниловых плитках. Сургуч прочно сцепляется с линолеумом, а при застывании хорошо полируется. Готовят его из воска (или парафина), канифоли, мела и пигмента. Канифоль в сургуче является связывающим, воск — пластификатором, мел — наполнителем, а пигмент — красителем, придающим ему определенный цвет. В банке, опущенной в кипящую воду, расплавьте 4 части канифоли и 1 часть воска. В расплавленную смесь добавьте, постоянно помешивая, 1 часть измельченного мела, например зубного порошка, и 2 части пигмента. Тщательно перемешанную смесь разлейте в формочки из жестяных банок, предварительно смазав их вазелином. Сургуч в виде палочек извлекают из форм и хранят в таком виде. Заполняя промежутки между элементами мозаики, вам придется палочки разогреть над пламенем свечи. Расплавленный сургуч распределяют в углублениях деревянной лопаткой.
Как только сургуч затвердеет, мозаичный набор выравнивают напильником и шлифуют шкуркой, наклеенной на деревянный брусок. Отполировать мозаику до зеркального блеска можно сухим хвощом или полировальной пастой, например пастой ГОИ. Линолеум, особенно старый, прекрасно полируется. Несколько хуже полируются поливинилхлоридные плитки. Чтобы придать им блеск, их протирают различными мастиками для пола.
Подчеркнуть рельефность мозаичной композиции, сделать ее более выразительной можно с помощью гравировки, которую выполняют штихелями, применяемыми в линогравюре.
Г. Федотов. ЮТ для умелых рук, №10, 1987.
Линолеум часто используется также для создания костюмов и доспехов «косплей», являясь дешёвой заменой и имитацией таких материалов как металл, кожа, пластик и других.
Комментариев нет :
Отправить комментарий