А.М.Понятов (1892-1980) |
С окончанием войны для компании, выпускавшей узлы для радаров, наступают сложные времена, Ampex теряет заказы и оказывается на грани закрытия. Чтобы выжить, Понятов берётся за сверхдерзкую задачу: поставить на промышленную основу вывезенные из побеждённой Германии трофейные технологии магнитной записи. К слову, вначале эту работу предложили фирме RСA, но специалисты во главе с Давидом Сарновым и Владимирым Зворыкиным отказались: «Это невозможно сделать!» На разработку и выпуск первого видеомагнитофона у Понятова уходит 8 лет.
Работники А.М.Понятова (слева направо): Чарльз Андерсон, Шелби Хендерсон, Алекс Макси, Рэй Долби, Фред Пфост, Чарльз Гинзбург |
Первые видеомагнитофоны были очень громоздкими и тяжёлыми, поэтому их использовали в студиях, или возили к месту событий на специальном автомобиле. Запись велась на магнитную ленту шириной 2 дюйма (50,8 мм) поперечно-строчным способом при помощи вращающегося барабана с четырьмя магнитными головками, движущимися поперёк ленты с большой скоростью. Позднее эта система получила название «Квадраплекс» (Quadruplex) или «формат Q» из-за использования четырёх видеоголовок.
Видеомагнитофон Ampex вызвал ревнивое соперничество со стороны Советского Союза. В мае 1957 года в библиотеку ленинградского завода «Ленкинап» поступил журнал SMPTE, в котором были опубликованы три статьи инженеров фирмы «Ампекс», посвящённые магнитной видеозаписи. Заместитель главного инженера завода В. Раковский стал инициатором создания лаборатории видеозаписи. До 1970 года поставки видеомагнитофонов Советскому Союзу были запрещены США в связи с эмбарго и как «технология двойного применения», пригодная для использования в военных целях. Поэтому, в 1958 году было принято постановление ЦК о разработке собственных видеомагнитофонов, «не хуже» иностранных. Ещё одной причиной этого решения стала встреча в том же году вице-президента США Ричарда Никсона с Генеральным секретарём ЦК КПСС Никитой Хрущёвым на американской выставке в Москве, которая была записана видеомагнитофоном, стоявшим в соседней комнате «типовой американской квартиры». Запись была подарена Хрущёву, которую тот передал в Институт звукозаписи (ВНАИЗ) для расшифровки. После этого работы по разработке собственных систем видеозаписи начались одновременно в Москве (в институтах ВНАИЗ и НИКФИ) и в Ленинграде (в институте ВНИИТ и на заводе «Ленкинап»). За основу был взят метод поперечно-строчной записи. Однако в Ленинграде под руководством заведующего лабораторией М. Г. Шульмана было принято решение использовать отечественную ленту шириной 70-мм, поскольку задача совместимости с американским форматом первоначально не ставилась. Это исключало возможность воспроизведения зарубежных записей, но расширяло полосу записываемых частот. Скорость движения вращающихся видеоголовок относительно ленты составляла 58,5 метров в секунду, превосходя этот же параметр формата Q на 40%. 24 декабря 1959 года Госкомиссия приняла на заводе лабораторный образец видеомагнитофона «КМЗИ-4». Этот день считается датой рождения отечественной видеозаписи. Выпуск первых видеомагнитофонов был приурочен к визиту президента Дуайта Эйзенхауэра, запланированному на май 1960 года. Однако, после отмены визита из-за полёта Пауэрса, «президентские» видеомагнитофоны были установлены на ленинградском телецентре, начав советскую эпоху вещания с магнитной ленты. Последующее решение об использовании импортной магнитной ленты, привело к прекращению в 1962 году выпуска аппаратов «КМЗИ-4», на смену которым пришёл «КМЗИ-6», соответствующий американскому стандарту, а позднее «Электрон-2». Видеомагнитофоны «КМЗИ-6» приняли участие в организации первого отечественного телемоста 1 мая 1965 года. Кроме видеомагнитофонов для использования на телевидении выпускались специальные разновидности для регистрации импульсных сигналов, предназначенные для перехвата информации зарубежных разведывательных спутников. Военные модификации видеомагнитофонов использовались также для записи сигнала радиолокаторов и обеспечения космических запусков. Во ВНАИЗ (ныне ВНИИТР) разработка видеомагнитофона началась в 1958 году под руководством В. И. Пархоменко. Разработка велась на основе американского формата Q, что позволило воспроизводить зарубежные записи и продавать отечественные за границу. 20 февраля 1960 года газета «Советская Россия» в статье «Это вы увидите сегодня» сообщила о передаче по Центральному телевидению экспериментальной программы в записи на ленте. Она велась из помещений ВНАИЗ: телекамеры установили в концертной студии, где состоялся эстрадный концерт. После прямой трансляции он был показан в записи.
На Новосибирском заводе точного машиностроения было организовано серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1» формата Q. Всего было выпущено 160 аппаратов. Впоследствии ВНИИТР разработал модель «Кадр-3ПМ», который позволял записывать и монтировать цветные телепередачи. Эта модель выпускалась заводом почти 20 лет, и вместе с видеомагнитофонами «Электрон-2М» производства ЛОМО стала основой для подготовки цветных телепрограмм в СССР. Несмотря на очевидные недостатки, видеомагнитофоны такого типа находились в использовании до конца 1970-х годов, благодаря высокому качеству и хорошей сохранности видеозаписей. В СССР двухдюймовые аппараты выпускались практически до конца 1980-х годов из-за сложности освоения промышленностью новых типов видеозаписи. На советском телевидении использование видеомагнитофонов было одним из инструментов цензуры, поскольку чиновники-идеологи боялись прямого эфира из-за потенциальной опасности «крамольных» выступлений. Поэтому, большая часть советских телепередач выдавалась в эфир только в записи. «Кадр» выпускался в СССР аж до самой перестройки, в то время как западные студии быстро перешли на более совершенные модели. Массовое появление видеомагнитофонов наблюдалось в 70-е годы. Фирма Ampex продолжала работать над техникой, предназначенной для студийной профессиональной записи, отложив все остальные разработки на задний план.
Видеомагнитофон Telcan |
Лидерами рынка домашней видеотехники стали Sony и Philips. Ими в 1971-1972 годах были выпущены компактные видеомагнитофоны с кассетами. Настоящий бум продаж домашних видеомагнитофонов наблюдался в 80-е годы.
Первые показы видеофильмов появились в СССР в 60-е годы. В московском Доме кино показывали не только премьеры фильмов — раз в неделю здесь организовывали показы для узкого круга людей. Зал на тысячу человек всегда был заполнен, здесь собиралась тогдашняя элита советского общества — директора магазинов, ателье, врачи, артисты. За вход платили валютой. Фильмы привозили на языке оригинала, и перед показом каждого фильма переводчик спрашивал у зала: «Переводить как есть или смягчать?» Зал отвечал: «Как есть!» Начинался показ фильма, из динамиков звучала ненормативная лексика, и все, кто впервые оказывался на показе, пребывали в шоке. Хотя советские переводчики все же старались смягчать.
Леонид Володарский, чей голос советские дети пытались копировать, зажимая нос прищепкой, говорит, что использовал ненормативную лексику считанные разы. «Когда переводчик упивается употреблением мата, зная, что это услышат тысячи людей, это говорит о его слабости в профессиональном плане», — сказал Володарский. Но это все еще были закрытые показы, простые советские люди увидели видеомагнитофоны только с началом «перестройки».
Конечно, в СССР это чудо техники производилось и ранее. Например, Рижский радиозавод выпустил черно-белый видеомагнитофон «Малахит» для домашнего использования в 1967 году. Аппарат записывал видео с любого телевизора, к нему прилагалась даже портативная телекамера. Несмотря на то, что «Малахит» считался для тех времен компактным аппаратом — весил всего 36 кг, все же бытовым предметом его назвать можно было условно. Такие аппараты, как и ряд подобных, использовались в основном организациями. Прогресс стал намечаться с началом 70-х.
В 1973 ленинградский «Позитрон» выпустил серию черно-белых, а позже и цветных видеомагнитофонов «Электроника». В 1974 во Львове выпустили кассетный видеомагнитофон «Спектр», спустя 5 лет — «Сатурн» и новую модель «Электроники», но видеомагнитофоны даже к концу 70-х все еще не стали популярными. Во-первых, потому что стоили чрезвычайно дорого — больше 2000 рублей, во-вторых, не был налажен рынок видеокассет. За рубежом завоевывал лидерство формат кассет «VHS», созданный японской компанией «JVS», и к 80-м годам «VHS» полностью победил в «войне форматов» конкурентов кассет формата «Веtаmах» корпорации «Sоnу» и формата «Video 2000» компании «Philips».
В СССР начали проникать пиратские кассеты «VHS», и для поддержки возникшего спроса на видеоаппаратуру стали выпускать видеомагнитофон для кассет этого формата «Электроника ВМ-12» по типу японского видеомагнитофона «Panasonic NV-2000». Это был 1984 год. Собирали первый массовый видеомагнитофон по частям на нескольких заводах в Воронеже, Новгороде, Саратове и Ленинграде. Приобретение видеомагнитофона могло сравниться даже с покупкой не телевизора, а машины. Многие бывшие граждане СССР вспоминают, как встречали в газетах объявление об обмене автомобиля на видеомагнитофон. Стоил «Электроника ВМ-12» 1200 рублей и его появление в квартире становилось значимым событием не только для владельцев, но и их соседей. Так же, как и при появлении первых телевизоров, на видеопросмотры собирались зрители от мала до велика. Несмотря на высокую цену, «ВМ-12» сразу же стала дефицитным товаром. Аппараты поставлялись в крупные города ограниченными партиями, за ними выстраивались длинные очереди, для льготников в некоторых городах даже вводили предварительную запись — желающие оставляли в магазине открытку с обратным адресом, которую магазин заверял штампом. Как только видеомагнитофон поступал в продажу, обладатель заявки приобретал аппарат вне очереди, хотя порой даже внеочередники ждали поступление товара по несколько месяцев. Немногочисленные обладатели видеомагнитофонов сразу же поднялись над массами, стали на один уровень с «нужными» людьми. В сленге советских граждан появилось новое понятие «стрелка» — оно означало обмен видеокассетами. Современное понятие встречи конфликтующих бандитов появилось значительно позже. Образовывались рынки «стрелки», появлялись они возле комиссионных магазинов. Чтобы купить кассету, нужно было подойти к стоящим возле комиссионки и спросить, какие есть фильмы. Если цена устраивала, продавец и покупатель отходили в сторону подальше от посторонних глаз. Это кажется невероятным, но первые кассеты стоили по 200 рублей — больше, чем средняя зарплата советского инженера. Позже с распространением видеомагнитофонов цена снизилась и застыла на отметке 100. На обмене видео часто завязывались крепкие знакомства, правда, они заканчивались, когда кассету не возвращали либо отдавали четвертую копию вместо второй.
Вместе с полюбившимися советским людям боевиками в СССР пришли видеокассеты и с пикантными фильмами. С распространением порнокассет государство боролось изо всех сил, но так и не смогло его остановить. На просмотр порнофильмов советские граждане собирались, словно на сеансы черной магии. Пока мужчины, затаив дыхание, смотрели кино, женщины болтали на кухне, после просмотра — менялись местами. Смотреть откровенные фильмы вместе долгое время не позволяла прочно укоренившаяся в умах граждан советская мораль. «В 1980 году мы были в Тбилиси и нас пригласили в гости, говорили, сейчас привезут телевизор и видеомагнитофон, — вспоминал музыкант Андрей Макаревич. — Показали нам тогда фильм «Греческая смоковница». Посмотрели мы этот фильм, после чего снова поехали к кому-то в гости. Туда тоже везли новый видеомагнитофон и приглашали смотреть фильм. Кассетой была снова «Греческая смоковница». Нам неудобно было сказать, что мы уже видели его. Так мы посмотрели этот фильм 6 раз. До сих пор помню его наизусть». "Самый первый такой фильм я увидел в 1985 году на квартире у владельца так называемого подпольного видеосалона. Размещался он прямо в квартире, небольшой комнате в "хрущевке". Собралось там около 15 человек, и хозяин квартиры предложил нам на выбор две кассеты: ужасы и порнофильм. Большинством голосов выбрали второе. В компании были одни мужчины, с девушками первое время подобные фильмы смотреть стеснялись. Декодера на телевизоре небыло, поэтому смотрели черно-белым, но смотрели фильм все равно, не отрывая глаз, такого лично я прежде и вообразить не мог. Сейчас я и даром бы не смотрел такой фильм, но тогда эти фильмы вызывали у нас и восторг, и смущение одновременно. Кстати, смотрели фильм на разобранной "Электронике" - предварительно снимали верхнюю и нижнюю крышку, чтобы можно было быстро вытащить кассету в случае обыска", - рассказывает Юрий Тихонов. Обыски действительно производились, и весьма оригинальным способом. Обычно все телепередачи на советском телевидении заканчивались в полночь, и с наступлением глубокой ночи милиция начинала объезд и выслеживала окна, в которых мелькал свет от телевизора. Конечно, при малейшем в стуке в дверь хозяева квартир могли быстро вытащить из магнитофона кассету и спрятать ее, поэтому сотрудники милиции поступали следующим образом: поднимались на необходимый этаж, выключали в щитке В электричество и стучали в квартиру. При выключенном свете кассету в большинстве случаев вытащить было невозможно, милиция застигала зрителей на горячем. Любители «ночного» кино попадали под статью 228 Уголовного кодекса, в которой за изготовление, распространение, демонстрацию и хранение фильмов порнографического содержания предусматривалось лишение свободы до 3 лет или исправительные работы на тот же срок.
В 1986 советские власти постановили повсеместно открывать видеозалы, но поток нахлынувшего пиратского видео было уже не остановить, только в 1988 году в СССР ввезли больше 100 тысяч кассет с иностранными фильмами. Некоторые обладатели видеомагнитофонов смекнули, что на диковинке можно заработать хорошие деньги и начали организовывать просмотр для всех желающих за плату. Примерно с 1987—1988 г., одновременно с разрешениям частного предпринимательства в СССР начали массово открываться видеосалоны, которые пользовались лютой, бешеной популярностью. Их было буквально тысячи и они росли как грибы после дождя! Сие представляло из себя помещение с 50-100 стульями и одним (в особо крутых случая с двумя запараллеленными) телевизором «Электрон» и видаком Электроника (в особо крутых случаях «Panasonic»). Однако эра видеосалонов долго не протянула, как только видеомагнитофоны стали доступны всем желающим, салоны исчезли сами собой.
За считанные годы видеофильмы полностью распахнули «железный занавес» перед советскими гражданами. Предыдущие поколения собирали информацию о жизни за рубежом по крупицам — по рассказам командировочных, привезенным журналам и заграничным радиостанциям. Но воочию истинный, не отретушированный советской цензурой капиталистический мир советские люди смогли увидеть именно на пиратских видеокассетах. Некоторые фильмы на них были откровенно второсортными, а некоторые действительно открывали зрителям новые стороны жизни. Последний фильм на видеокассете выпустили в 2006 году, рынок завоевали новые носители — диски, которые сегодня тоже постепенно уходят в прошлое. Неизменным с тех пор осталось одно — советские люди получили полную свободу выбора, что смотреть и когда.
90-е годы считаются временем заката. Очень быстро устарела технология кассетных аппаратов. В России это было особенно заметно: на смену престижной технике, о которой до перестройки все еще кто-то только мечтал, наступила эра цифровой записи. Но, даже, несмотря на то, что качество передаваемого звука в DVD намного лучше, чем в «устаревших» кассетниках, люди долго еще отдавали предпочтение вторым, ведь кассеты, накопленные ими, под новые форматы не подходили. DVD сегодня окончательно одержал победу, соотношение проданного «кассетника» к DVD технике (магнитофоны, проигрыватели), примерно 1:40. Но их обладателям успокаиваться на достигнутом не стоит. Ведь компании, которые специализируются на видеотехнике, стараются совершенствовать свою продукцию из года в год.
Студийные видеомагнитофоны форматов Betacam SP и D9 |
Комментариев нет :
Отправить комментарий