среда, 1 марта 2017 г.

1 марта: Мэрцишор и Баба Марта


Мэрцишо́р (молдавское Mărţişor, Мэрцишор, Mărţiguş, румынское Mărţişor, аромунское M`arţu от молдавского martie, мартие «март», а "март" соответственно, происходит от латинского имени бога Марса) — традиционный праздник встречи весны в Молдавии и Румынии, отмечаемый 1 марта, уходящий корнями глубоко в прошлое и, если верить историкам, возраст ее составляет не менее восьми тысяч лет. В этот день люди дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниточек белого и красного цветов, которые как и праздник, называются мэрцишорами. Мэрцишоры носят на груди весь март, а в начале апреля (или даже 31 марта) вешают на фруктовое дерево и загадывают желание, которое должно непременно исполниться. В Болгарии существует аналогичный праздник, который называется Баба Марта, и в этот день принято дарить мартенички или, как их ещё называют, Мартеницы. Подобным образом приход весны отмечают также в греческой Македонии, Греции, Восточной Сербии, Албании и Южной Украине.

Исторические корни Мэрцишора остаются загадкой, но обычно считается, что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца бога Марса. Марс был не только богом войны, но ещё и богом земледелия и плодородия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны. Возможно это и так, тем более что территория нынешней Молдавии была когда-то провинцией Римской империи и называлась Дакией.


Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё около 8 тыс. лет назад, в Древней Фракии. Тогда они делались в форме двух маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее. Впервые мэрцишор был упомянут Иордаке Голеску. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на груди, как ожерелье, первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечьей брынзы: овечий творог, который легко узнать по легкому лимонно-зеленоватому оттенку и своеобразному запаху, а так же по очень интересному щиплющему, перечному привкусу).


Кстати, используя каш, печено-маринованный перец и авокадо можно сотворить такой вот "мартишор".


А из помидоров черри и м маленьких шариков моцареллы (отцеженых от саламура), нанизанных на деревянные шпажки и посыпанных базиликом - капрезе "Мартеница".


Салат "Мартеничка"
Белый бутон: 500 г пряженного йогурта, 200 г опресненного сыра, 1 толченый зубчик чеснока, 1 горсть молотых грецких орехов, 1 мелко нарезанная веточка свежего лука, оливковое масло, перец
Красный бутон: 10-15 очищенных жареных стручков красного перца, 3 веточки зеленого лука, 2 толченых зубчика чеснока, соль, масло(оливковое масло), уксус
перья лука для украшения

Ингредиенты хорошо перемешать и с помощью чаши сформировать бутоны


В основе праздника лежит много красивых легенд, которые от селения к селению, от сказителя к сказителю, могут отличаться как отдельными деталями, так и почти всей канвой повествования.

Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник (это был хрупкий Гиочел с белоснежными лепестками). Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Старуха Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. (В народе в таких случаях говорят, что Зима – Баба Докия* трусит свои 12 тулупов чтобы замерз подснежник – предвестник весны.) Слабый цветок поник под жестоким ветром, вихре по имени Кривэц. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, оросив лепестки Гиочела, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.


Не только календарные листы
Твердят о наступлении весны,
Сплетенные из ниточек цветы
Заполонили улицы и сны.

Насчитывает восемь тысяч лет
Обычай. Почитают с давних пор
Румын, болгарин, молдаванин, грек
Красивый, добрый праздник – Мэрцишор.

Не передаст стиха короткий текст
Легенды прелесть: Юный Гиочел,
отважно заявив зиме протест,
Меч выковал из солнечных лучей.

Сражался с вихрем снежным за тепло,
За детские улыбки, свет в домах.
В бою жестоком победил он зло,
Но сам скончался от тяжёлых ран.

В честь юноши, погибшего за то,
Чтоб мир спасти от холода и тьмы,
Сплетают символический цветок
Из красно-белой шёлковой тесьмы.

Цвет белый – это символ чистоты,
Белеющего снега вдоль низин.
Цвет красный – солнца яркого лучи,
Цвет пробужденья жизни и любви.

В день первый ожидаемой весны
Друзьям и близким принято дарить
Изящный талисман, где сплетены
Два цвета, белый с красным, в одну нить.

Галина Карташова, 2010


Еще одна легенда, где в древние времена Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки, но злой Змей выкрал ее и запер в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился во тьму и печаль. И лишь один молодой красивый и смелый юноша, что жил среди Гетов и Даков, решился спасти Солнце. Звали его Фэт–Фрумос, что в переводе на русский означает Молодец-Красавец, Добрый Молодец. Целый год он искал злого Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. В неравной битве Змей погиб, но успел ранить юношу. И вот, Солнце вернулось на небо, осветив весь мир своими лучами, и наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость. Но юноша не успел увидеть весну. Его рана оказалась смертельной и там, где теплая алая кровь юноши стекала на землю, таял снег и вырастали белые цветы - подснежники, предвестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и печали люди сплетают два шнурка с белыми и красными цветами. Красный - символизирует любовь, красоту и память о погибшем юноше, а белый - здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.


Третья легенда (некий симбиоз двух предыдущих) гласит, что Фэт–Фрумос, влюблённый в природу родного края, однажды в первый день весны на восходе солнца поскакал в лес, где на солнечной поляне увидел чудесный цветок по имени «Гиочел» - подснежник.
- Кто ты? - спросил парень у цветка.
- Я - Гиочел, посланец Весны! Я всех оповещаю о конце зимы и приходе весны! Если я появился, то это значит, что пришёл конец холодам, свирепым вьюгам и метелям. Мой раскрывшийся цветок привлекает тепло и яркое солнце, зовёт в родные края перелетных птиц!
- Но ведь вокруг ещё снег лежит, ты не замерзнешь? - забеспокоился молодец.
- Нет, я не боюсь холода! - ответил Гиочел.
Тут мимо лесной поляны шёл лютый Вьюга-Мороз и услышал слова Гиочела. Вьюга-Мороз рассердился, что такой хрупкий цветок его не боится и оповещает всех про уход зимы и начало весны. Рассердился и разбушевался Вьюга-Мороз, послал на Гиочела всю свою силу холодную. Тогда весенний цветок стал бледнеть и замерзать, опуская вниз свою нежную белую головку.
- Не умирай, Гиочел! – крикнул ему Фэт-Фрумос и кинулся останавливать разбушевавшуюся холодную бурю. Но молодцу оказалось не по силам побороть Вьюгу-Мороза. Тогда, падая на колени от полученных ран, Фэт-Фрумос сумел добраться до умирающего Гиочела и прикрыл цветок от холода своей грудью. Капли горячей крови, что шла прямо из сердца, падали на землю рядом с замерзающим цветком. Своей кровью и последним дыханием Фэт-Фрумос согрел Гиочела, и белый цветок выжил! Он зацвел дальше, и оповестил всех о приходе Весны!
А умирающий Фэт-Фрумос превратился в другой прекрасный цветок (говорят, пион).


Существует и романтическая легенда: однажды, гуляя по заснеженному лесу, Фэт-Фрумос увидел, что к нему навстречу идет девица-красавица, и влюбился. И лесная Фея, которая пришла оповестить мир о приходе Весны, тоже не осталась равнодушной к юному витязю. Так гуляли они рядышком по лесу, а там где ступала легкая ножка красавицы, снег таял, и появлялись подснежники. Однако это не понравилось злой колдунье Зиме (по другой версии - коварный Вьюга-Мороз). Льдом сковала она реки и озера, белым саваном закрыла землю, не желая никому отдавать свою власть над природой. И решила погубить красу-девицу, Весну. Засвистели метели, затрещал мороз и стала замерзать Весна, поникли и подснежники, побитые морозом. Но Фет Фрумос не испугался злой колдуньи, стал на защиту своей возлюбленной. Осколки льда ранили юношу. Из последних сил он припал к фее, согревая ее теплом своего тела. Упала на руку девицее его алая кровь, отогрелась она, очнулась от забытья ледяного и рассеялись тучи, выглянуло солнце ясное, зажурчали ручьи первые. Пришла Весна! А последняя капля крови Фэт-Фрумоса упала на подснежник и окрасила его в ярко-красный цвет. Так и появились рядом два первых весенних цветка - белый и красный подснежник, окрашенный кровью юноши, отдавшего свою жизнь за любимую, за Весну. Впрочем существует и мрачная концовка. Добрый молодец своей горячей кровью из ран попытался согреть замерзающую Фею, но они оба погибли. На этом месте вырос первый весенний цветок – белый Подснежник.


В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году. В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым».


Мэрцишор (Чарас х Пьеррелль) - столовый сорт винограда средне-позднего срока созревания, выведен в Кишиневском сельскохозяйственном институте и «Виерул» (СХИ и НИИВиВ), Молдова. Кусты среднерослые. Грозди средней величины или большие, массой 300-600 г, цилиндроконические, с крылом средней плотности. Ягоды крупные, 25х23 мм, средней массой 5-7 г, овальные, темно-синие. Кожица средней толщины. Мякоть мясисто-сочная. Вкус простой, гармоничный. Цветок обоеполый. Сахаристость сока ягод 18–19 %. Сорт очень урожайный. Вызревание побегов хорошее. Созревают во второй половине сентября. Количество плодоносных побегов 75–90 %, число гроздей на побег 1,5-1,9. Урожайность высокая и постоянная — 7-8 кг с 7-летнего куста. Вегетационный период 155 дней при сумме а/т 2850° С. Нагрузка на куст 30-40 глазков при обрезки плодовых лоз на 6-8 глазков. Сорт винограда Мэрцишор относительно зимостоек -25…-28 ° С. С групповой устойчивостью (кроме антракноза). Обладает высокой устойчивостью к милдью и серой гнили (2,5 балла). Транспортабельность высокая. Виноград используется для потребления в свежем виде, а так же для длительного хранения. Хранение — в течение 6-8 месяце.

Белый Пижо и красная Пенда — болгарский символ встречи весны
1 марта в Болгарии празднуется одноимённый праздник Баба Марта (мифический женский персонаж в болгарском фольклоре, ассоциируемый с месяцем март, и сходный с именем Мара (Марена) — славянским женским персонажем, связанным с плодородием и смертью, с сезонным умиранием и воскресением природы; по поверьям Баба Марта является более доброй младшей сестрой Большого Сечко (болг. Голям Сечко) и Маленького Сечко (болг. Малък Сечко), являющих собой месяцы январь и февраль соответственно), отдельные празднования продолжаются в течение всего месяца. Обычай славить бабу Марту прижился не только в Болгарии. В Румынии и Молдове этот праздник называют Марцэшор. В отличие от болгар, румыны и молдаване представляют бабу Марту не зрелой матроной (по балканскому поверью, когда баба Марта смеется, начинает печь солнце), а юной девушкой.


Фольклорный персонаж, известный на Буковине, в Болгарии, а также у северороманских народов. В преданиях еще встречается под именем Баба Докия. Сказок, легенд, преданий, рассказов о Бабе Марте с очень похожим сюжетом много. Баба Марта насмехается над последними днями зимы. Каждый день марта, начиная с первых чисел, она сбрасывает по одному кожуху, коих у нее 9 или 12. Первые дни марта так и называют на Буковине «кожухами». Месяц февраль обижается на Бабу Марту, и когда она остается в одной сорочке, хитростями выманивает или отбирает несколько дней у марта. И так берется за Бабу Марту, так ее морозит, что она становится притоком речки Сучавы.

еще один вариант мартеницы
С Бабой Мартой связаны многие обычаи и праздничные мероприятия проводимые в эти дни, наиболее известным из обычаев это изготовление 1 марта из красных и белых ниток небольших игрушек называемых «мартеница», которые повязываются на руках — на правой у парней и на левой у девушек, а иногда на петлях одежды. Мартеницы можно прикрепить на шею или пояс, носить на руке или ноге. Детям и девушкам их завязывают на запястье, мужчинам прикрепляют на мизинец или надевают на пояс. Интересно, что девушки и старые девы прикрепляют весенний символ на грудь с левой стороны, а невесты и замужние женщины - с правой. Этим они дают понять, свободно ли их сердце или нет. Холостяки носят с незавязанными концами ниток, а женатые — завязанные и обрезанные до узла (чтобы не засматривались на других женщин).


Мартеницы защищают человека от сглаза и болезней. В старинной детской весенней песенке содержится пожелание подбросить мартеницу высоко в воздух к летящему аисту, дабы и человеку было дано летать и жить, вздымаясь в небо с мощных замахом крыльев этой весенней птицы, и чтобы он мог пойти далеко. Подобные весенние поверья связаны и с быстрокрылыми ласточками. Завидев аиста, журавля, ласточку или цветущее деревце, каждый снимал свою мартеницу. В некоторых местах мартеницы клали под большой камень и через 9 дней (в некоторых местностях - на следующий день) смотрели, что есть под ним. По поверьям из Пиринского края, если найдут там муравьёв, то это значило, что год будет богат на коз или овец, если покрупнее живность (божьи коровки, например), то удача с разведением коров, крупного рогатого скота, паук - разведение ослов. Подобным образом (по наличию на мартенице насекомых, соломинок, щепочек) девушки гадают о замужестве. Поэтому в некоторых местах мартеницу звали «гадалушка».


Другие же привязывали мартеницу на цветущий куст (обычно розовый ) или плодовое дерево (сливу, яблоню) с распустившимися почками или цветами, чтобы быть белыми, красными, красивыми и здоровыми в году. Третьи же, бросали мартеницу в реку, чтобы жизнь их шла по воде, т.е. чтобы была удача во всех начинаниях, и чтобы все плохое утекало, как вода. В других местах кидали мартеницу к солнцу, приговаривая: «Вот тебе красное, дай мне белое». В городе Банско мартеницы собирали каждый год, и таким образом считали возраст ребенка. Есть и традиционные гадания с мартеничками о здоровье и благополучии. В некоторых местах первую неделю марта называют «броеницей» (чётки, считаемые дни) — по этим дням гадали о том, какая погода будет в течение года. Распространен и такой обычай: каждый выбирал день между 1 и 22 марта, и от того какая погода будет в тот день определяли, какой год будет у данного человека: солнечный день — успешный год, если хмурый, дождливый — год будет плохой, трудный и т.п.


Многие обряды этого дня у румын и болгар связаны с боязнью вызвать снегопады, метели, заморозки, грозы, град. У болгар было принято выполнять различные обрядовые действия с огнём, чтобы умилостивить мартовскую старуху. Также жители Болгарии 1 марта вывешивали во дворе куски красной ткани, предметы одежды красного цвета, чтобы Баба Марта обрадовалась и чтобы погода была хорошей. Баба Марта и связанный с ним праздник является одним из самых популярных, древних и почитаемых обычаев в Болгарии.


В болгарской Википедии в дни праздников изображение мартеницы помещается в верхнем левом углу на эмблему Википедии и отображается на всех страницах. Самый распространённый вид мартеницы - это две сплетённые между собой нити, красная и белая. На их концах обычно прикрепляются фигурки женщины и мужчины или традиционные "колокольчики". Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.


В более пестрых мартеницах можно увидеть пестроту природы, оживающей весной. Это зелень распускающихся растений, синева неба и бурных горных потоков, это желтый цвет Солнца и зерновых. По традиции, шерсть окрашивают естественными растительными красителями. Так что мартеница также символ гармонии человеческой жизни с природой, что характерно для всех фольклорных культурных традиций.


Изготовить мартеницу своими руками очень просто.


или даже так...

Честита Баба Марта от Братската могила! 2014
С 1 марта 2015 года двухметровые металлические Пижо и Пенда
украшают собой вход в Приморский парк Варны.
Памятник хану Аспаруху в ПлискеПамятник хану Аспаруху в Добриче
Болгарская легенда. Хан Аспарух (или Испор, Исперих, Есперих, Есперерих, Аспар-хрук, Батый), основатель первого болгарского государства на Дунае, третий сын основателя Великой Булгарии в степях Причерноморья хана Кубрата, имел четырёх братьев и одну сестру. Её звали Калинка. Аспарух завоевал много земель, на территории которых находится и современная Болгария, а также заложил основы болгарской державности. Братья разъехались в разных направления завоевывать новые земли, а Калинка осталась в праболгарской земле, которая сейчас находится на территории России. Аспарух был удачливым полководцем и хорошим «державником», но в сердце всегда сохранял печаль о своей сестре, которая жила где-то далеко. Однажды утром Аспарух сидел под деревом, на дерево села ласточка, которая спросила: «Что ты такой печальный, господарь?» Аспарух ответил: «Как мне не печалиться? Завоевал я много земель, стал их властелином, но нет никого, кто мог бы донести подарок моей сестре!» Ласточка ответила: «Я знаю твою родину, знаю и твою сестру Калинку, а моё гнездо было на доме твоего отца Кубрата». Сказала и улетела. Три дня и ночи ласточка летела без отдыха и села на плечо Калинки и рассказала о брате Аспарухе. Очень обрадовалась Калинка и решила отправить весточку брату, что жива и здорова. Сорвала самые красивые цветы из своего сада, связала их двумя нитками красного и белого цвета и привязала их к ласточке, которая отправилась тотчас в обратный путь. Через три дня и три ночи ласточка нашла хана, как раз когда он праздновал создание нового государства – Болгарии, рассказала ласточка о сестре Калинке и передала несколько цветов, отправленных ему. Очень обрадовался хан и приказал, чтобы все болгары праздновали этот день с цветами, связанными переплетёнными красными и белыми нитками. Тот день выпал как раз на первое марта, а сами подарки были названы «мартеницы». Они являются вспоминанием о первом болгарском хане Аспарухе, а также символизируют окончание зимы и приход весны, жизнь и здоровье!


*Баба Докия (рум. Baba Dochia, Baba Odochia, Baba Eudochia, Baba Dochiţa, Baba Odotia; укр. Баба Докiя, Баба Явдоха) — один из важных персонажей мифологии восточнороманских народов. Её имя происходит из византийского календаря, в котором 1 марта справлялся праздник Святой мученицы Евдокии.

Иногда Докия изображается как гордая женщина, которая дразнила месяц март, а тот в отместку забрал несколько дней у февраля.

Существует несколько вариантов легенды. Один из вариантов называется «Траян и Докия». Согласно этому варианту Докия была дочерью правителя даков Децебала. Когда римский император Траян захватил Дакию, Докия скрылась на священной горе Чахлэу, чтобы не выходить за него замуж. Она переодевается в пастушку и пасёт овец, но замерзает от холода. Дева Мария по одной версии превращает её со стадом в скалы, а по другой версии Докия становится ручьём, а овцы цветами (скорее всего, подснежниками).

Второй вариант легенды рассказывает, что у Бабы Докии был сын по имени Драгобете, который женился вопреки её воле. В один холодный зимний день Докия даёт невестке (по другим легендам - падчерице) клубок чёрной шерсти (как вариант, грязную одежду), посылает на реку и приказывает не возвращаться, пока та не отстирает его до снежной белизны. Шерсть конечно же остаётся чёрной (а одежда становилась грязнее и грязнее), и девушка сидит и плачет на берегу реки. Услышав плачь, на берегу реки появляется мужчина, который назвался Мэрцишором (по более поздним легендам - Иисус Христос, которого она не узнаёт). Узнав, отчего девушка так горько плачет, Мэрцишор даёт ей красно-белый цветок и говорит, чтобы она окунула его в воду вместе с клубком шерсти. Девушка следует совету и шерсть становится белой. Она возвращается домой и рассказывает Докии, как всё было. Докия ей не верит, и обвиняет в том, что человек, давший цветок (по одной из версий легенды Баба Докия заметила цветок в волосах у девушки и удивленно спросила, откуда у неё растение, так как на улице все еще холодная зима) — это её любовник. После этого Докия отправляется в горы Чахлэу с отарой овец, чтобы увидеть весну своими глазами, ведь она уверенна, что весна уже наступила, иначе бы «любовник» невестки вряд ли смог бы найти цветок. Она оделась в 12 овечьих шкур, но пока она поднималась в гору, становилось всё теплее, она сбросила свои теплые шубы. А в конце пути Баба Докия попала под проливной дождь и промокла до нитки (по другой версии Докия снимает шкуры одну за другой, когда они мокнут под дождем в горах). Когда она достигла вершины горы, увидела Мэрцишора, он повернулся к ней, и сказал: "Вот видишь как ты плохо сделала, когда отправила в холод дочку стирать одежду на речку". Сказал и исчез. Баба Докия осталась в одиночестве на вершине горы, тут внезапно ударил мороз, и Докия замерзает и превращается в камень вместе с отарой. С тех пор красно-белая нить обозначает борьбу между добром и злом, между весной и зимой. А люди носят Мэрцишор, радуясь приближению весны.

Ещё в одном варианте легенды в конце февраля Докия посылает невестку собрать ягоды в лесу. К невестке является Бог в обличии старика и даёт ей корзинку с ягодами. Далее всё происходит как в предыдущем варианте.

Есть и такая легенда. В стародавние времена жила была старая бабка Докия (в других версиях - баба Евдоха). Она пасла овец, пряла шерсть, делала брынзу и этим зарабатывала на жизнь. Одним весенним днем повела баба Докия своих овец в горы, чтобы те отведали свежей травки. Так как ранним утром было еще холодно баба натянула на себя 12 кожухов из овечьих шкур, чтобы не продрогнуть. А пока она взбиралась на гору - согрелась, да и солнышко стало пригревать посильнее. Баба Докия стала скидывать один тулуп за другим и оставлять их за собой. Так она скинула все кожухи и поднялась на самую вершину. Но там поднялся ветер и повалил сильный снег - в марте погода еще капризна. Баба Докия собрала всех своих овец и поспешила домой. По дороге она подбирала одежду и снова накидывала на себя. Но тулупы уже были сильно припорошены снегом, и их пришлось отряхивать. Так и отряхнула и собрала баба Докия все свои кожухи и вернулась домой. Теперь когда в марте идет снег, значит баба Докия опять вытряхивает высоко в горах снег с кожухов и он сыплется на нас. Зато когда Докия выстряхнет все 12 тулупов от снега, настанут по-настоящему теплые и солнечные весенние дни.

Евдокия. Икона XIX в. Москва
В народном календаре славян так же существует подобный праздник приходящийся на 1 (14) марта - Авдотья Весновка — название которого происходит от имени святой Евдокии Илиопольской. Восточные славяне считали, что святая Евдокия «заведует весной и хранит ключи от весенних вод», во многих местах этот праздник считали «бабьим». Ещё одно название праздника — «новичок» — память по древнему летосчислению, когда с этого дня начинались новогодние гулянья. В старину на Руси в этот день колядовали. Но об этом в другой раз...

Комментариев нет :

Отправить комментарий