вторник, 26 апреля 2016 г.

26 апреля - Всемирный день интеллектуальной собственности

Ежегодно 26 апреля отмечается Всемирный день интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Day).

Генеральная ассамблея Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) на заседании в октябре 1999 года приняла решение об учреждении этого праздника. При этом она исходила из того, что 26 апреля знаменует собой основание WIPO — организации, призванной содействовать охране и развитию интеллектуальной собственности во всем мире.

Кстати, предложение отмечать Всемирный день интеллектуальной собственности вынесла на рассмотрение WIPO делегация Китая 9 августа 1999 года.

Международный день интеллектуальной собственности предоставляет возможность подчеркнуть значение инноваций в повседневной жизни человека и совершенствовании общества.

Патенты, товарные знаки, авторское право и смежные права как результаты творчества и знаний являются мощными инструментами содействия экономическому и культурному развитию.

Кстати, каждый год День интеллектуальной собственности посвящается какой-либо теме. Так, первый, 2001-й, год прошел под девизом «Сегодня создается будущее», а, например, в 2003 году темой стали слова «Сделайте интеллектуальную собственность вашим делом», в 2006-м — «Всё начинается с идеи», в 2009-м — «Зеленые инновации». В 2013 году тема Всемирного дня интеллектуальной собственности была обозначена как «Творчество — следующее поколение», в 2014-м — «Творчество — Мировой культ кинематографа», в 2015 году — «Поднимайся, вставай! За музыку!», а в 2016-м — «Творчество в цифровой среде: Переосмысление культуры».

www.calend.ru

10 апреля 1710 года в Англии вступил в силу «Статут королевы Анны» – первый в истории закон об авторском праве. Согласно этому документу сочинитель получал возможность продать право пользования своей рукописью на 14 лет. По истечении этого срока это право возвращалось к автору, и он мог продать его еще на такой же срок...

Вот нашел в блогах запись, автор: Людмила Киселева

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.

Материал, выставленный в моем блоге взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования в моем блоге, пожалуйста, сообщите об этом. Если Ваше авторство не было указано, можете сообщить мне личным письмом или оставьте комментарий под постом.

Если Вы не хотите, чтобы Вас беспокоили визитами, так же дайте знать, чтобы я убрал кликабельную ссылку на Вашу страничку.

Точная цитата из Википедии:
"Понятие плагиата не имеет вполне определённого содержания, и в частных случаях не всегда возможно однозначно отделить его от сопредельных понятий: подражания, заимствования, соавторства и других подобных случаев сходства произведений. Во всяком случае, совпадение отдельных идей не является плагиатом, поскольку любые новые произведения в чём-то основаны на идеях, не принадлежащих автору. Между тем человек, дойдя своим умом до чего-нибудь, часто склонен считать себя «Колумбом» истины и, не желая знать о предшественниках, видит в любом повторении собственных мыслей посягательство на свои права."

Предъявлять свои требования имеют право:
◦обладатели исключительных имущественных авторских прав
◦лица, ими уполномоченные
◦организации по управлению имущественными правами на коллективной основе

И ещё. Все мы когда то хоть раз в жизни, что то своровали, или взяли (присвоили) себе, - без спроса! (Это доказано наукой). Поэтому, давайте простим друг другу такие маленькие грехи.


А вот еще немного:

Аристотель: все права защищены. Дикость частной собственности.

Российское правительство давным-давно озаботилось такой важной сферой общественных отношений как защита интеллектуальной собственности. В результате напряжённой законодательной работы на свет появилась 4-я часть Гражданского кодекса, которая вступила в действие с 1 января 2008 г. Готовятся ещё более отмороженные поправки к ней. Благодаря новому законодательству власти получили законные основания преследовать практически любого пользователя компьютера, а отношения в связи с копирайтом приобрели оттенок тяжёлого умопомешательства. Авторские права стали предметом торга, ввиду чего создатель какого-либо произведения (будь то литературная повесть или программный код) во многих случаях будет лишаться авторского права на продукты своего труда. Защита права интеллектуальной собственности дошла до того, что поставлена под сомнение легальность свободного софта типа Linux. Более того, копирование теле- и радиопередач, в т.ч. сохранение их на компьютере, является теперь преступлением. А поскольку таковое сохранение происходит каждый раз при банальном проигрывании видео- и аудиофайлов через интернет, каждый слушатель радиостанции или любитель лазать по YouTube - это на самом деле преступник-рецидивист, закоренелый ворюга, попирающий свободу и демократию и её первооснову - священное право частной собственности.

Ещё один вопиющий, ни в какие рамки не лезущий маразм - "право публикатора", по которому любой, кто обнародовал ранее неопубликованное произведение науки, литературы, искусства, получает на него копирайт в течение 25 лет! Но и права на опубликованные произведения, ранее находившиеся в открытом доступе, скупаются и перепродаются.

Естественно, при таких раскладах электронные библиотеки становятся просто-таки рассадником бандитизма и крамолы, ведь там ежесекундно и в массовом масштабе попирается право собственности. Правообладатели, обиженные такой несправедливостью собственники уже тянут свои потные ладошки к Всемирной Сети, стараясь удушить свободное распространение культуры, искусства, литературы, музыки. И кое-где им это удаётся. Например, правообладатели ревностно следят за содержимым крупнейшего торрент-трекера в Рунете и прилагают все усилия к оперативному пресечению раздач свежих программ, фильмов, книг, изданных "отечественным производителям". Как знать, быть может, не за горами тот день, когда студенты при написании курсовых и рефератов должны будут отчислять предприимчивым дельцам "авторские" гонорары за пользование произведениями советских писателей, классиков русской литературы, а может быть, и философов древности - Аристотеля, Платона, Сократа. Может быть, кто-нибудь догадается прикупить "авторское" право на "Капитал" Маркса?..


Без согласия автора и без выплаты вознаграждения

1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и/или источника заимствования: (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ)
  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
  • воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
  • воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесённых политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  • воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путём передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  • воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введённых в гражданский оборот законным путём. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

3. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Без согласия автора, путём репродуцирования
  1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
  2. правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
  3. отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
  4. отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.
Объекты, размещённые в открытом доступе

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Казусы авторского права

  • Британская рок-группа The Verve записала один из своих хитов Bitter Sweet Symphony, использовав интерпретацию Эндрю Олдхема (первого менеджера Роллинг Стоунз) музыки The Rolling Stones из песни «The Last Time». The Verve вынуждены были перечислять все доходы от композиции компании ABKCO, владеющей правами на ранние песни The Rolling Stones.


  • Пол Маккартни, утративший права на свои песни в составе «Битлз», вынужден был платить правообладателям, в числе которых был Майкл Джексон, за то, что исполняет на концертах собственные песни.
  • Владельцы прав на известный роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» заблокировали публикацию романа «И забрал их ветер», описывающего историю Скарлетт О’Хара с точки зрения чернокожих рабов, потому что в произведении использовались сюжетные линии и персонажи, созданные Митчелл.


  • Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм комика Бастера Китона «Пароход Билл», нарушив его авторское право.
  • США по обвинению в нарушении авторских прав изымали доменные имена неамериканских сайтов, и пытались экстрадировать их владельцев (не американцев) из других стран (Ким Дотком — Новая Зеландия, Ричард О'Двайер — Великобритания). Блогер отметил, что если при этом нарушения или их тяжесть рассматриваются только с точки зрения законов США, то публикация копии защищаемого в США произведения или ссылки на неё гражданином страны, в которой оно перешло в общественное достояние, на своём местном сайте с доменом .net, может привести к его экстрадиции в США.

  • Пират преследует пиратов
  • Почти в каждой стране мира с развитой экономикой существуют так называемые «пиратские партии», выступающие за отмену авторских прав и распространение любого копирайта в свободном доступе, будь то книга, программа, произведение искусства или научные исследования. Одной из самых известных является Политическая Пиратская Партия Германии. Известной она стала благодаря одному из своих лидеров, молодому политику и непримиримому противнику Закона об авторском и смежном праве Юлии Шрамм. Шрамм занялась политикой в возрасте 20-ти лет. Она открыто выступала за отмену авторского права и приобрела в Германии определённое влияние. Так продолжалось, пока в возрасте 26-ти лет Шрамм не написала и не издала книгу «Кликни меня. Признания интернет-эксгибиционистки», посвящённую как раз свободе распространения информации и другим подобным вопросам. Шрамм заключила договор с издателями, книга была опубликована, и тут-то и случился казус: книга очень быстро стала бестселлером. Уже через неделю после выхода она появилась в электронных библиотеках, на файлоообменниках — в общем, широко распространилась по сети. И Шрамм это не понравилось. Лидер пиратской партии совместно с издательством начала преследовать пиратов. Разумеется, это совсем не то поведение, которого общественность могла ожидать от такого человека, как Юлия, но, как оказалось, если написанная тобой книга хорошо продаётся, то все высокие политические идеалы забываются довольно быстро.


  • Справедливости ради стоит отметить, что предыдущий случай — не единственный, когда пираты начинали судебное преследование других пиратов. Большинство из вас наверняка помнит, что в 1990-е годы на прилавках магазинов с дисками можно было найти диски с играми под лейблом «Фаргус» — так называлась фирма, специализировавшая на продвижении иностранных игр на российский рынок. Напомним, что в 1990-е годы свободного доступа в интернет ещё не было, а о скачивании каких-либо игр и говорить нечего. Итак, компания «Фаргус» делала переводы иностранных игр, записывала их на диски и продавала. Владельцы авторских прав за рубежом никаких отчислений с этого не получали. Переводы от «Фаргуса» долгое время считались лучшими, но со временем их качество существенно снизилось. Не последнюю роль в этом сыграли другие пираты, ставившие на собственные диски с локализацией игр логотип «Фаргуса», хотя отношения к компании не имели. В 2005-м году настоящий «Фаргус» решил, что хватит это терпеть, и подал иск на одну из торговых точек, использовавших его логотип. Иск был отклонён, и повторные попытки засудить злокозненных пиратов уже не предпринимались. Позже абсурдность иска обсуждалась многими авторитетными источниками. На сегодняшний день компания «Фаргус» прекратила своё существование.


  • Церковь Копимизма. Организации в поддержку пиратства могут быть не только коммерческими. Так, например, существует «Миссионерская Церковь Копимизма», и согласно законодательству Швеции, где она была основана в 2010-м году, Церковь Копимизма официально считается религией. Разумеется, это сообщество выступает за свободу информации в интернете. Согласно церковным догмам файлообмен — священен, а обмен знаниями — неотъемлемое духовное право человека, ограничивать которое недопустимо. Разумеется, копирование и распространение информации церковью поощряется, более того, считается знаком признательности к автору. 7 самых курьёзных случаев нарушения авторских прав в историиДля того чтобы стать копимистом, надо просто себя им признать. Церковь Копимизма принимает в своё лоно любого человека, заявившего о себе подобным образом, и регистрироваться где-либо необязательно. Официальным символом церкви является пирамида с буквой К внутри, но копимист может использовать любые религиозные символы, какие сам сочтёт нужным, и даже придумывать новые. Также священными считается комбинация клавиш Ctrl+C и Ctrl+V — «копировать» и «вставить» соответственно. Не менее священны точки доступа в интернет. Вообще, быть копимистом довольно выгодно. Представьте: вы незаконно разместили контент на пиратском ресурсе, подверглись преследованию организаций по защите авторских прав, а в итоге в качестве защиты сослались на своё вероисповедание.


  • В судебной практике по делам об авторском праве встречается термин «Спешащий идиот». Он означает некое гипотетическое лицо, которое может перепутать похожие товарные знаки совершенно разных брендов, и используется, когда нужно опровергнуть обвинения относительно их схожести. Впервые термин был использован английским судьёй Джастисом Фостером в 1978-м году. Газета Morning Star подала в суд на компанию Express Newspapers за то, что та собиралась наладить выпустить на рынок Daily Star. Истец иск проиграл, поскольку не смог по требованию судьи доказать, что использование ответчиком названия Daily Star напрямую вредит его бизнесу. Самым примечательным фактом в этой истории является фраза судьи: «Если кто-либо поместит эти газеты рядом, лично я сочту, что они отличаются друг от друга настолько во всех возможных отношениях, что только спешащий идиот может их перепутать». В дальнейшем выражение не раз цитировалось в других подобных судебных процессах. Не так давно это было сделано юристами компании Apple Computer, ставшим ответчиками по делу о схожести лейблов. Иск подала звукозаписывающая студия Apple Corps. Надо отметить, что лейблы действительно похожи — в обоих случаях это изображение яблока. Юристы Apple Computer заявили, что сервис распространения музыки iTunes перепутать с музыкальным лейблом Apple Corps может только вышеозначенный спешащий идиот. Впрочем, в этот раз аргумент не сработал, и Apple Inc. (так компания стала именоваться в 2007-м году) была вынуждена отказаться от использования «яблочного» логотипа в связи с музыкальными записями.


  • Шоколадные девченки. Спор между московской кондитерской фабрикой «Красный октябрь» и предприятием «Славянка» из Белгородской области дошел аж до Арбитражного суда. «Красный октябрь», производящий популярный шоколад «Аленка», подал иск о взыскании 310 миллионов со «Славянки», запустившей линию по производству шоколада «Алина». Дело было в том, что упаковка белгородского шоколада была слишком похожа на обертку «Аленки». Кроме того, на ней тоже была нарисована девочка в цветастом платке. Разбирательство длилось два года, и за это время фабрики пошли на мировую, по условиям которой «Славянка» обязалась выплатить «Красному Октябрю» 15 миллионов за нарушение прав на товарный знак. Кстати, в феврале 2000 года уже взрослая Елена Геринас (та что прослужила прототипом девочки с обложки) подала против «Красного Октября» иск о защите нарушенного авторского права, требуя компенсации в размере 5 миллионов рублей и заключения лицензионного договора. Суд длился более двух с половиной лет и в итоге после фотопортретной и искусствоведческой экспертизы суд пришёл к выводу, что изображение на этикетке шоколада «Алёнка» является новым самостоятельным произведением. Сам факт возможного использования фотографии при создании рисунка для этикетки каких-либо прав истицы, в том числе и имущественных, не затрагивает и не нарушает.


  • В СССР закона об авторском праве не было вовсе. Дело в том, что, как мы помним, идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству. Известным примером такого положения дел служат пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз». Отметим, что бесплатно советские меломаны получить пластинки не могли, их надо было покупать. Известен только один случай, когда автору удалось отсудить у СССР значительную денежную сумму. Это сделал знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин. В 1922-м году он покинул родину и начал выступать с гастролями по всему миру, после чего поселился во Франции. Ещё до отъезда он в соавторстве с Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни». Разумеется, книга была опубликована в СССР, и Шаляпин в 1930-м году обратился с иском в парижский Коммерческий трибунал. Он требовал, чтобы правительство СССР компенсировало ему материальный урон от нарушения его авторских прав: материальный ущерб за нарушение авторских прав в сумме до 500 тысяч франков, а также моральный ущерб — 2 миллиона франков. Через год, 9 февраля 1931 года, суд частично удовлетворил иск Федора Шаляпина, признав ответчика виновным и обязал СССР выплатить певцу 10000 франков — в то время это были большие деньги. СССР деньги перевел, но после этого певцу въезд на родину был закрыт навсегда. Спустя почти полвека прах прославленного певца перевезли из Парижа в Москву и 29 октября 1984 года с почестями захоронили на Новодевичьем кладбище.


  • Наверняка вы помните песенку «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождения с целью поздравить именинника. На некоммерческих мероприятиях её можно петь без страха нарушить чьи-то авторские права, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо. Песенку написали сёстры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893-м году. Старшая сестра, Пэтти, была директором детского сада, а младшая работала в том же садике пианисткой. Изначально песенка называлась «Good Morning to All» и предназначалась для приветствия группой детей нового ученика. Позже авторские права на мелодию перешли к родственникам сестёр, и в итоге песенка трансформировалась в версию, которая знакома нам сейчас. В 1935-м году авторские права были официально утверждены. По законам США, они истекают только в 2030-м году. Возможно, вы замечали, что в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует. Дело в том, что за каждое исполнение песенки в коммерческих целях нужно платить, и это приносит правообладателям доход в размере двух млн долларов ежегодно. Впрочем в других странах, например, в Канаде, совсем другие законы, согласно которым время действия авторских прав включает жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Таким образом, там срок уже истёк, песенка стала считаться народным достоянием, и её может использовать кто угодно в любых целях.


  • Довольно интересный иск был получен ФК «Спартак»: клубу пытались запретить использовать обозначение «Спартак» в вымпелах, значках и… спортивной одежде. Истцом выступила общественная организация «Международное физкультурно-спортивное общество «Спартак» имени Н. П. Старостина». МФСО «Спартак», как выяснилось в суде, принадлежали права на одноименный товарный знак. В случае проигрыша дела ФК «Спартак» лишался бы права продавать болельщикам даже красно-белые шарфы. Однако, во время судебного разбирательства стало известно, что права на «Спартак», хоть и неисключительные, но принадлежат и футбольному клубу, так что нарушения законодательства об авторских правах в этом случае обнаружено не было. По крайней мере, пока.

  • бери, пока дают
  • Скрэт — это гибрид белки и крысы, персонаж мультфильма «Ледниковый период», одержимый страстью к желудям. В 2000 году нью-йоркская художница Айви Суперсоник, она же Айви Зильберштейн, заявила, что исполнительные продюсеры компании «20th Century Fox» украли у нее идею «саблезубой крысобелки». Представители компании попытались уладить дело миром и предложили Айви 300 тысяч долларов отступных. Но она отказалась и в итоге проиграла процесс.


  • По решению амстердамского суда в Голландии запрещено публиковать книгу Дмитрия Емеца «Таня Гроттер и магический контрабас», сюжет которой очень напоминает мировой бестселлер авторства Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Это решение было принято по иску самой британской писательницы, которая обвинила своего российского коллегу в плагиате и попросила суд запретить издательству «Byblos» выпускать перевод первого тома серии. Тем не менее, голландский перевод «Tanja Grotter en de magische contrabas» был издан в Бельгии фламандским издательством «Roularta Books» тиражом в тысячу экземпляров. Роулинг тогда не подала иск, и тираж был быстро распродан.


  • Известный уличный художник Шефард Фэйрли эффектно запечатлел Барака Обаму в стиле поп-арт на плакате, разошедшемся по США в огромных тиражах в ходе предвыборной кампании 2008 года. Когда предвыборная шумиха улеглась, фотограф-фрилансер «Associated Press» Мэнни Гарсиа потребовал компенсацию за использование фотографии его работы. Фэйрли пытался защищаться: мол, его цветовая обработка пошла только на пользу изначально скучному портрету. Но в итоге ему пришлось разделить с Гарсиа доходы от тиража.


  • Сексуальный Альберт Эйнштейн обошелся «General Motors» в 75 тысяч долларов  В 2010 году в США разгорелся скандал вокруг использования корпорацией «General Motors» образа Альберта Эйнштейна на одном из своих рекламных плакатов без согласия правообладателей. В специальном выпуске журнала «People» концерн рекламировал внедорожник «GMC Terrain» со слоганом: «Идеи тоже бывают сексуальными». Эту надпись иллюстрировал коллаж, изображающий голову ученого на полуобнаженном теле накачанного атлета. Незадолго до своей смерти в 1955 году Альберт Эйнштейн завещал все права на использование своего образа Еврейскому университету Иерусалима. Именно эта организация подала в суд на «General Motors», требуя от корпорации более 75 тысяч долларов за незаконное использование в коллаже фотографии ученого.

Комментариев нет :

Отправить комментарий