Если задаться вопросом, где и когда берет начало балет, кто стоял у его истоков, то ответ будет однозначным – Жан-Жорж Новерр, выдающийся хореограф эпохи Просвещения. Разумеется, сценические танцы существовали и до него, но самостоятельным искусством балет не был – все сводилось к однообразным дивертисментам, а с теми движениями, которые в ту эпоху считались виртуозными, сегодня с легкостью справились бы учащиеся хореографического училища… Нужен был подлинный творец-реформатор, чтобы дать толчок развитию балета, и таким реформатором стал Жан-Жорж Новерр. Он разработал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action — действенный балет; требуя отмены театральных масок у танцоров, он тем самым способствовал большей выразительности танца и понимания его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства, вызвав резкую критику приверженцев старых танцевальных устоев...
Родился Жан-Жорж Новерр ровно 290 лет назад, 29 апреля 1727 года, недалеко от Парижа. Обучаться танцам он начал уже в детстве – его наставниками были известные танцовщики того времени: знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель. Благодаря покровительству Луи Дюпре Жан-Жорж выступил в 1742 году или в 1743 году в Фонтенбло при дворе Людовика XV – выступление было успешным, но стать артистом Парижской оперы не удалось, зато последовало приглашение от принца Генриха Прусского. Проработав несколько лет в Берлине, Страсбурге, Лионе, снова в Страсбурге, Жан-Жорж снова безуспешно пытается попасть в Парижскую оперу – но в конечном итоге становится балетмейстером в другом театре Парижа, в Комической опере, а вскоре, в 1748 году, женится на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр.
В 1748 году, когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), Новерр отправился по театрам городов Европы и до 1752 года выступал в Страсбурге и Лионе. В году 1754 он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год он создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские празднества».
Его «Источник юности», «Китайские празднества» и прочие дивертисменты оказываются настолько удачными, что в 1755 балетная труппа театра получает приглашение на гастроли в Лондон, где провел 2 года в труппе британского актёра Дэвида Гарика, дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого называет «Шекспиром в танце».
В Лондоне Жан-Жорж Новерр встречается с британским балетмейстером Дж. Уивером. Уивер был стар и разочарован – его идеи «действенного балета», опередившие свое время, в английском театре пришлись не ко двору. И вот является молодой француз, готовый слушать и спорить, читать серьезные книги и талантливо воплощать в жизнь хореографические замыслы. Общение с ним во многом поддерживает идеи, к которой хореограф и сам уже приходит – и которые вступают в противоречие с традициями эпохи. Положение танца в театре в то время было парадоксальным. С одной стороны, его в XVIII веке очень любили – именно на эту тему иронизировал Ж.-Ж. Руссо: «Жрецы танцуют, солдаты, боги танцуют, черти танцуют, танцуют даже при погребении». С другой стороны, танцу отводилась роль развлекательных, лишенных содержания фрагментов в оперных спектаклях. Против этого и восстал в своем творчестве Жан-Жорж Новерр: он пришел к мысли о создании самостоятельных больших балетных спектаклей, независимых от оперы, в состав которой балет, как танец, ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента; он продумывал серьёзную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, желая создавать законченные балетные спектакли, где танец будет двигать действие и раскрывать характеры героев.
Гастроли в Англии – так удачно начавшиеся – были прерваны неожиданно: между Англией и Францией начинается война, жители Лондона устроили погром в театре, где выступали французские артисты – и им пришлось немедленно возвращаться на родину, лишившись ценных декораций. Тем не менее, Жан-Жорж Новерр задерживается во Франции, где знакомится с творениями У. Шекспира, с пантомимным театром, читает книги Дж. Уивера, общается с Дэвидом Гариком – все это дает немало пищи для ума.
Вернувшись в 1757 году на родину, Жан-Жорж Невер не возвращается в Комическую оперу: парижские театры консервативны, иное дело – провинция, вот где можно экспериментировать! Затем судьба вновь забросила его в Лион, где он прожил с 1758 по 1760 гг. Балетмейстер становится руководителем балетной труппы в Лионе. Здесь он начинает претворять в жизнь свои новаторские идеи: отказывается от тяжеловесных костюмов и масок, от симметричности кордебалетных танцев, а главное – он начинает создавать «действенные» балеты. Таким был, например, спектакль «Ревность, или Празднеств в серале».
К выбору сюжетов для своих постановок Жан-Жорж Новерр подходит очень серьезно: никакой буффонады, никаких фарсов с их вульгарными действующими лицами. «Мифы предоставили мне богов, история – героев», – говорит балетмейстер, в своих балетах он стремится воплотить «благородство эпопеи и грацию пасторальной поэзии». Раскрывая такое содержание, хореограф берет курс на пантомиму, которая может сочетаться с танцем – но развитой танец ему не по душе: слишком уж сильно ассоциируется он с ненавистными Жан-Жорж Новерру бессодержательными дивертисментами.
«Записки о танце и балете». Первое издание (1760) |
Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на неё ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. … Композиторы, в большинстве своем, все ещё, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией „пробегала“ м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…».
Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима — до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до Новерра не несла основной своей собственной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль.
Сцена из балета в пост. Ж.-Ж. Новерра 'Медея и Язон' |
Jean-Honoré Fragonard Le colin-maillard (um 1770), Paris, Musée du Louvre |
В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 года, короля Франции Людовика XVI, повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки. Новерр возглавляет балет Парижской оперы. Работа на этой должности оказалась непростой: против новшеств балетмейстера были все – публика, привыкшая к легкомысленным постановкам, артисты, не желающие работать по-новому, покровительствующие им аристократы, журналисты иронизируют – эти новые балеты не понять без книжечки с либретто… в то же время философы-просветители ценят творчество Жан-Жорж Новерра, ставя его в один ряд с П. О. Бомарше и К. В Глюком.
В 1776—1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять. С 1778 года Новер ставил только танцы в операх. Успех имели одноактный балет «Безделушки» на музыку В.А. Моцарта и возобновленный в 1780 году балет «Медея и Язон». Однако интриги вокруг Новерра фактически загнали его в угол. В 1781 году Новерр написал свои разработки по строительству нового зала Парижской Опера «Комментарий по строительству зала». Борьба с труппой, не желающей признавать новые веяния в балете, отнимала много сил и времени; занятый работой, Новерр покинул пост в Парижской Опере (эту должность занял его ученик и сподвижник Жан Доберваль) и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн».
Сцена из балета в пост. Ж.-Ж. Новерра 'Горации и Куриации' |
Но пошла полоса невезения: то болезнь, то финансовые проблемы, то пожар в театре. Все это заставило Новера на пять лет отойти от любимого дела. Он решает все же вернуться на родину и переправляется через Ла-Манш в самое неподходящее время: это июль 1789 года, и парижане идут на штурм Бастилии. Самое кровавое время он пережил в деревне, потом отправился в Англию и поставил там свои последние балеты – «Темпейские супруги», «Венера и Адонис», «Аделаида, или Альпийская пастушка». Никакого героизма, никакихдревнеримских подвигов – конец века выдался настолько бурный, что в театре не хотят видеть ничего сурового и жестокого.
И опять он возвращается во Францию, опять просит дирекцию Оперы предоставить ему работу. История повторяется – он опять получает отказ. Но хоть начинают выплачивать пенсию – так что можно поселиться в предместье Парижа и жить, не беспокоясь о завтрашнем дне. Он имел право на отдых – поставлено более восьмидесяти балетов и несчетное количество танцев в операх.
Последние его годы были печальны. Он иногда посещал театры и видел, что молодые балетмейстеры реализовали его планы, превзошли его достижения, самостоятельный балетный театр расцветает, и мало кто вспоминает имя основоположника. Что же остается? Новер вновь берется за книгу своей жизни «Письма о танце». К пятнадцати главам, составлявшим лионское издание, он добавляет еще двадцать новых. Это на самом деле – автобиография: Новер честно пишет о своих ошибках и заблуждениях, отбрасывает устаревшие положения, выдвигает новые, предупреждает молодежь об опасностях. Он вспоминает всех знаменитых артистов и хореографов, с кем в жизни встречался, за что ему особая благодарность.
Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли (Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх), он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Ле. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить — 19 октября 1810 году он скончался.
Он сам подвёл итог своему творчеству: «Я разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, изгнал стеснительные панье и ещё более стеснительные тоннеле; на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими подражательными искусствами, и тем самым навлек на себя неудовольствие всех тех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были».
Реформы Новерра как создателя действенного балета (ballet d'action) оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета, а некоторые его идеи не потеряли значения и в наши дни: главные из них – требование взаимодействия всех компонентов балетного спектакля, логического развития действия и характеристик действующих лиц. Новерра называют «отцом современного балета». 172 года после его смерти – в 1982 году – ЮНЕСКО решало вопрос об учреждении Международного дня танца. В качестве даты этого праздника было выбран день рождения Жан-Жорж Новерра - 29 апреля.
не информативно
ОтветитьУдалитьв смысле?
Удалитьинформация - это любые сведения о чем-либо.