Все знают, что 1 мая – Вальпургиева ночь, шабаш европейских ведьм.
Но задолго до рождения святой Вальпургии, введения христианства и даже рождения самого Иисуса Христа люди уже праздновали 1 мая, праздник в честь богини Майи, давшей имя самому нежному весеннему месяцу.
Римское воплощение Майи – Bona Dea, Добрая Богиня – и дни ее праздников "шабашей" 1 мая (и 1 декабря)
"У римлян есть богиня, которую они называют Доброю, а греки — Женскою. Фригийцы выдают ее за свою, считая супругою их царя Мидаса, римляне утверждают, что это нимфа Дриада, жена Фавна, по словам же греков — она та из матерей Диониса, имя которой нельзя называть" – сообщает Плутарх.
Мужчинах появляться на праздниках "шабашах" Bona Dea категорически запрещалось, а особей сильного пола, нарушивших правило, ожидала смертная казнь. (Любопытно, что по тому же принципу проводились и реальные бабские дни и ведьмцкие шабаши – по легендам, подглядывающий за ведьмами мужчина мог заплатить за свое любопытство жизнью).
Один из самых известных нарушителей этого обряда – Публий Клодий Пульхр, хотя и избежал смертной казни, испортил жизнь и себе, и Юлию Цезарю и той самой супруге Цезаря, которая должна быть выше подозрений.
Саму фразу "жена Цезаря должна быть выше подозрений" – слышали многие, но не все помнят историю.
За 62 года до рождения Иисуса, Клодий Пульхр переоделся в женское платье и под видом арфистки прокрался на закрытую женскую церемонию в честь Bona Dea, проходившую в резиденции Юлия Цезаря. Зимний ритуал в честь Доброй богини проводили первые леди страны и появление еще одной "дамы" не осталось незамеченным – Клодия разоблачила мать Цезаря….
В итоге великое таинство посчитали оскверненным, Цезарь развелся с женой Помпеей (из-за одного лишь подозрения, что Клодий шел в таком виде на свидание к его супруге), все женщины, участвовавшее в церемонии были объявлены проклятыми, а беременных участниц (включая жену самого Клодия) заставили насильно сделать аборт.
Но этого мало! И за оскверненного, а значит, незавершенного декабрьского таинства Цезарь не мог объявить смену года… время официально остановилась, чиновники не могли вступить в должности! "Шабаш" прерванный чересчур шаловливым мужчинкой чуть не закончился политическим кризисом. Сам Клодий – в наказание за осквернение женского таинства должен был быть казнен, но Юлию Цезарю удалось спасти его от казни.
И эта вполне реальная история может много рассказать нам и о шабаше 1 мая, и о празднике 1 декабря (ночь с 30-го ноября на 1 декабря по юлианскому календарю – Андреев вечер, который поныне отмечают в Украине таинственными женскими гаданиями.
Что именно участницы таинства в честь Bona Dea делали на своих закрытых женских мистериях – до сих пор остается исторической тайной. Известно лишь, что на зимнем празднике Добрую Богиню укладывали спать на зиму.
Зато функции Bona Dea были отлично известны. Богиня была покровительницей женщин, плодородия и символом самой природы, которая ложиться спать зимой и просыпается весной – и 1 мая считалось днем ее официального и окончательного пробуждения.
В этот же период праздновали Флоралии (с 28 апреля по 3 мая). "Першого травня з самого ранку римляни виходили в поле з музикою, співами. Там вони рвали квіти і трави, в гаях ламали зелене гілля дерев і, принісши додому, квітчали ним двері будинків своїх родичів або друзів. – писал Воропай. Он же добавлял, что еще в 1831 польский этнограф Голембиовский утверждал "що в стародавніх мешканців Польщі була богиня Мая, яку вони шанували в перший день травня; її й досі закликають у піснях і танцях, якими слов’яни зустрічають весну на мураві".
До сих пор во многих странах мира сохранилась традиция выбирать 1 мая "Майскую королеву".
Позже в некоторых странах тот же обряд – выбор кральки или кралицы (королевы) – привязали кочующей дате Троицы.
"Обычай избрания молодой девушки в царицы праздника, выродившийся во Франции в торжество "розьеры" — в тех или других видоизменениях, держится повсеместно. В Англии это — lady of the may, в Германии — Maibraut, у чехов — кралька", – писал еще Амфитеатров, признавая, что в наиболее чистом виде обычай сохранился в Украине в обярдах "Тополя" и "Куст".
Королева, одетая в венок и зеленая платье или украшенная зеленью с головы до ног, нередко становилась главной жрицей – распорядительницей всех народных праздников и магических аграрных обрядов от первых майских дней до сбора урожая. Ибо, вне зависимости от официального имени "ее величества", чествовали кральку с одной целью – для увеличения плодородия Матери-земли!
В Польше процессия Королевы Мая "обходила границы полей с песней: "Где королева ходит, там пшеничка родит, где королева не ходит, там пшеничка не родит". В Белоруссии пели "Дзе куста вадзилі, там пшанічанька радзіла". Нетрудно заметить, что этот майский обряд полностью соответствовал украинскому вождению козы 1 января (по старому стилю – на праздники Василя и Маланки) с песней "Де коза ходить, там жито родить… Де не буває, там вилягає".
Казалось бы, о выборе Королевы Мая, как и о народном Первомае в Украине не слышали. Тем не менее, помимо "Куста" и "Тополи", на Волыни существовал обряд – удивительно напоминавший выбор королевы, с той лишь разницей, что отмечали его не 1 мая, а 5 числа (разница в датах весьма небольшая!). И наша "Майская королева" была точно так же одета в особый зеленый наряд – не только венок, а в своеобразное платье из листьев и восседала на зеленом троне из дерна "…дівчата… вибирають з-поміж себе найкращу і вбирають її Лелею, вони плетуть вінки з лісових або польових квітів; руки, ноги і ввесь стан дівчини квітчають дрібними гілячками з липи чи дуба, але так, щоб уся вона була вкрита зеленим листям, з ніг до голови, щоб виглядала як лісова мавка", – писал Воропай.
И описанный им выбор Ляли-Лели– подношения – жертвоприношения ей в виде молока, сыра и масла, адресованные ей просьбы о замужестве – ничто иное как поклонение воплощению Великой Богини природы.
"Разом із Красною гіркою, того самого дня, дівчата "грають" Лялю, або Лелю… Вибравши найкращу з дівчат, хоровідниці перев’язують їй шию, груди, руки й ноги різним зіллям, а на голову кладуть вінок із свіжих квітів. У такому вбранні садовлять дівчину на дерновій лавці, на яку ставлять також глечик з молоком, сир, масло та інший почастунок... кладуть кілька вінків із свіжої зелені; дівчата танцюють навколо Лялі і співають пісні. Коли пісні закінчаться, Ляля роздає своїм товаришкам сир, масло та все, що біля неї покладено; потім кидає їм вінки, дівчата намагаються їх схопити на льоту". (Как я уже писала, обряд ловить на счастье букет невесты – имеет очень древнюю историю!)
И, хотя в Украине и не существовало народного празднования 1 мая, и никто не слыхал тут про первомайскую Вальпургиеву ночь – с разницей всего в несколько дней здесь отмечали тот же самый праздник Майской Королевы, Ляли-Лели – Великой Богини Матери-природы, вступившей в свои зеленые права.
Когда в начале года глава института национальной памяти Вятрович грозился реформировать украинский праздничный календарь, меня изумил один момент. Среди моих знакомых – и близких, и дальних, и шапочных - наибольшее возмущение вызвало предложение отменить майские праздники. Хоть тот же Первомай – празднество условное, и не зря в наши дни его именуют украинским народным праздником Похороны картошки!
Но еще удивительнее, что празднование майских дней словно заложены в нашу ментальность.
Не важно как в каком веке именовали праздники мая – важно, что мы празднуем их уже тысячу лет!
И все эти дни объединены одним названием Русалии.
В наше время немногие помнят о празднике Русалии. Еще меньше людей знают, что, например, Новый год – это тоже Русалии!
Но прежде чем позабыть имя одного из древнейших киевских праздников, о котором мы (редкое везение!) знаем удивительно много – его отмечали не меньше тысячи лет!
Русалии известны еще в княжеском Киеве, и впервые упомянуты в Повести временных лет под 1067 годом, да и позже под 1174 в Ипатьевской летописи мы читаем: "…у владимира была болезнь тяжкая, с ней он и сконал мая 10-го. Представился на русальской неделе".
Впоследствии празднество многократно обличают во всевозможных грехах: "Русалии о Иоаннове дни и навечерии рожьства Христова и богоявления: сходятся мужие и жены и девицы на ночное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на богомерские дела", - пишет Стоглав.
Так, мы узнаем, что Русалии празднуются дважды в году – летом и зимой. "Иоаннове дни" – это Ивана Купала, "навечерии рожьства Христова" – Рождество (Забавно, что и сейчас и тысячелетие спустя мы отмечаем их столь же бурно!)
Но и в том и в другом случае Русалии – не один праздничный день, а целый цикл ритуалов, период с единым названием – Зеленые святки и Зимние святки.
Зимний цикл: Варвара и Никола Зимний, Новый год, Рождество, Василь и Маланка, Крещение, Власий – сохранился лучше и почти полностью воскрешен в наши дни.
Зеленый цикл – почти позабыт, за исключением самого дня Ивана Купала.
Тем невероятнее и неоспоримее факт… каждый год, когда кто-то ругает зимние или майские праздники – этот период всеобщего радостного безделья, я думаю, что Русалии словно зашиты в наш генетический код – давно позабыв и их имя, и аграрный цикл, с которым связана эта магия предков, мы упрямо гуляем (с небольшими перерывами на работу) зимой и весной-летом, успешно изобретая все новые поводы, от майских праздников 1-9 мая до Дня Киева! (И лучшее тому доказательство – факт, что в Киеве всегда праздновали 1 мая, – как бы его не называли, день труда, день студента или майский "шабаш" в Шулявской роще).
Почему именно эти дни?
И в период зимних и в период вешних Русалий у наших предков не было тяжелых работ. В первом случае урожай уже собран, во втором уже посеян. И наступает период аграрной магии, когда ты ворожишь на будущий урожай и на его увеличение, на что и направлены все ритуалы святок. Или вызываешь дождь с помощью ритуальных песен и плясок.
Последними дням посевов у нас считался праздник Бориса и Глеба, первый сбор урожая – начинался только после Петровок.
Что оставалось делать в промежутке?
Гулять-веселиться и молиться, дабы посевы взошли…
Что нужно было для этого?
Доброе солнце и регулярный полив!
Русалии потому и назывались Русалиями – русалки отвечали за полив и за всходы ростков. А гулять-веселиться и молиться было когда-то, представьте себе, словами-синонимами. т.к. веселье было связано со множеством водных и огненных – магических ритуалов!
У колодца
Считается, что исконные дохристианские Русалии произошло от римских Розарий, праздника цветения роз. Воропай отмечал, что в Украине Русалии официально начинаются только тогда, когда зацветает жито.
Именно в жите по украинским поверьям и обитают русалки. Именно в жито – даже в наше время сельские бабушки не пускают на розыгры маленьких детей.
С началом цветения открывается земля и из нее на поверхность выходят души предков – в виде русалок-вил.
Вешние Русалии начинаются с первого майского цветения, заканчиваются перед сбором первых плодов – и подразумевают период всевозможного колдовства для получения урожая – от призывов помощников предков до брачного обряда соития на Купалу. Потому весьма характерно для этого периода, убеждение, что на Русалии русалки заманивают парней, чтобы… заняться с ними сексом! Равно как и вера девушек, что в обмен на подарок русалка поможет приворожить приглянувшегося парня!
Первой целью всех русальских обрядов-молений – был вызов дождя.
Как важен для будущего урожая полив с мая по июнь знают даже современные дачники. Еще лучше это знали наши предки!
"В 1145 году… по причине страшных засух весною и ливней летом и осенью" на Киевскую Русь пришли всевозможные бедствия. "В конце княжения Всеволода Ярославича (ум. в 1093 г.) Приднепровье постигли засухи, от которых загорались леса и болота, а за ними — неизменные последствия: голод и мор, т. е., по всей вероятности, повальный тиф, настолько свирепый, что в одном Киеве, в срок "отъ Филиппова дня (14 ноября) до мясного заговѣнья" было продано семь тысяч гробов…" (Амфитеатров)
Засуха весной – означала гарантированные голод и смерть зимой.
Потому в мае-июне было так необходимо призвать жизненно важную воду с небес! Потому ради вызова дождя готовы были петь и плясать до упаду, и заключать договора с русалками, и топить местных ведьм.
И потому по окончанию Русалий, после Купалы и Петровок, когда приходила пора сбора урожая – русалкам устраивали ритуальные проводы, изгоняли их из домов и селений. Ведь летние ливни (способные уничтожить уже созревающий урожай) были столь же губительны, как и весенняя засуха.
https://www.facebook.com/Lada-Luzina
Комментариев нет :
Отправить комментарий