суббота, 7 июля 2018 г.

7 июля - День подсчета камешков на мостовой (Кален ДАР)

Юлия Меньшикова (ukiriki)
Лучшее средство от скуки.
Катерина Овчарова (Caramelina)

Уютно-шершавым теплом зазывая,
Из каменных кругло-квадратных заплаток,
Мозаикой старой лежит мостовая -
Раздолье для шустрых и маленьких пяток.

Вот камень с щербинкой - наверно, когда-то
Гусары скакали тут молодцевато;
На этом играли смешливые дети,
По тем проезжала графиня в карете,

Вон там растянулся чудак-простофиля,
Когда за углом элефанта водили.
Здесь толстая тетка в платочке из нанки
Кричала: "Баранки! Баранки! Баранки!"

Вот этот булыжник у края - особый:
Тут некой таинственной юной особе
С рукою на сердце и пламенем взора
Призналиcь в любви сразу два ухажера.

А рядом, доставши из ножен рапиру,
Бахвалился гордо корнетик-задира.
За камешком камень считайте - и вскоре
Увидите сотни чудесный историй.

tobico


Мостовая — твёрдое дорожное покрытие городских улиц. В России также «мостовая» — составная часть исторических названий некоторых улиц, первоначально свидетельствовавшая о наличии у последних твёрдого покрытия. Примеры: Большая мостовая Никитинская улица, Большая Тверская мостовая улица

Остатки римской дороги на Палатин
До появления асфальта, и технологии позволяющей его “укладывать”. Дороги были мощеными. Многие считают, что мощеные дороги появились в эпоху средневековой Европы. Однако это не совсем соответствует истине, на самом же деле, мощеные дороги строились еще древними римлянами и египтянами. Укладывали улицы своих поселений камнем и древние греки, вавилоне и карфагеняне. Твёрдое дорожное покрытие дорог является отличительной чертой древнеримской культуры. Первое, с чего начинали римляне при освоении территории, было создание соответствующей инфраструктуры в виде дорог, организации водоснабжения и канализации. Такова, например, дорога на Палатин в древнем Риме.

Улица города и мостовая. Помпеи, Италия
Разбитые колесницами мостовые Помпеи и пешеходные переходы
Хорошо сохранились мостовые и в развалинах Помпеи, свидетельствующие о пристальном внимании её жителей к созданию необходимых удобств при передвижении по улицам. Например путём пространственного разделения собственно мостовой для движения повозок и прототипа современного тротуара для пешеходов. Строительство таких дорог занимало уйму времени, требовало много рабочих рук и подходящего материала. Технология создания таких дорог была достаточно проста и чем-то напоминает укладку тротуарной плитки. Сначала снимался уровень земли, который тщательно выравнивался. Затем туда укладывались камни, которые при помощи молотков подбивались друг к другу.


После падения западной Римской империи, мощеные дороги были забыты почти на 4 столетия. И вот, в Европе XI-XII веков, о них вспомнили снова. Первоначально мостили лишь улицы городов или небольшие участки около мостов, например, участок подобной дороги прекрасно сохранился у часовенного моста. К началу XVII века, фактически все крупные дороги Европы стали мощеными.

Неревский раскоп в Новгороде (1957-58 гг.)
В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени. Что касается проезжей части улиц, то исторически первым способом их мощения было использование необработанного камня — булыжника.

Полицейский мост на Невском проспекте. 1810-е гг.
В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. Первая булыжная мостовая появилась только в 1710 году на Березовом (Городском) острове в Санкт-Петербурге. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина. Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А.Э. Девиера были правила мощения улиц: "Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило".

"Булыжник — оружие пролетариата", 1967 г.
скульптор Иван Дмитриевич Шадр. 1925–1927, гипс.
В СССР, когда революционная патетика достигла своего предела и стала вызывать лишь насмешки, досталось и произведению И. Шадра, название скульптуры которого иронично проговаривалось по поводу любого валявшегося на дороге камня. Словосочетание в бытовом языке приобрело саркастический оттенок и обычно цитируется шутливо-иронически по поводу чрезмерно, излишне прямолинейного способа достижения поставленной цели.
Бронзовая копия скульптуры «Булыжник — оружие пролетариата»
в Парке им. Декабрьского вооружённого восстания 1905 г.
Первые петербургские булыжные мостовые отличались очень низким качеством покрытия. Вскоре однако мощение улиц в Петербурге приостановилось, так как распространился слух, что по улицам города будут прорыты каналы. Со временем булыжные мостовые начали заменять брусчаткой, а затем асфальтовым покрытием. К 1910 году общая площадь мощеных мостовых Петербурга составила 1.7 миллиона саженей (7.65 миллионов квадратных метров). Сегодня же дороги квадратными метрами меряются только во время ремонтных работ, а вот общая протяженность трасс Петербурга – 3133 км. Существовало два профиля мощения: выпуклый, для стока вод к тротуарам, и вогнутый, со стоком в середине улицы. Помимо широко известного каменного мощения применялись и другие его виды: торцовое, асфальтовое, металлическое, щебневое… В Петербурге до 1924 года главные улицы, в том числе Невский проспект, были замощены торцами — шестиугольными деревянными плитками. Торцовое мощение было прекращено и убрано с дорог после катастрофического наводнения 1812 года: крупные деревянные торцы всплыли и причинили немалый материальный ущерб и без того пострадавшему городу. Движение грузовых обозов (ломовиков) по торцовым мостовым был либо запрещён, либо ограничивался несколькими часами в сутки. Ломовики проезжали по улицам, замощённым булыжником.

чугунная мостовая в Кронштадте
На улицах, по которым систематически передвигались тяжёлые грузы, иногда использовали металл. Остатки такого экзотического явления как металлическая мостовая можно найти в Кронштадте: чугунная мостовая наряду со знаменитым собором – одна из его визитных карточек.

Андреевский спуск. Киев
В Киеве каменная брусчатка впервые появилась в 1842 г. на улицах Московской и Провале (Печерск), Александровской (возле Царского сада), Софиевской. Камень для мостовой доставлялся по Днепру изс Минской губернии. Согласно переписи 1874 г., в Киеве наибольше было выложено брусчаткой улиц в Дворцовой и Старокиевской частях города. В начале XX в. Мостовой комитет решил выкладывать брусчатку из гранитных кубиков на бетонной основе. Гранит можно было приобрести только за границей. В 1910 г. Министерство внутренних дел позволило Киеву купить в Швеции 1 тыс. кв. саженей гранитных кубиков.

Площадь Рынок (Львов). Бывший дом «Просвещения»,
Дворец Любомирских. Художник Ропяник Игорь Остапович
Во Львове мощение рыночной площади, главных улиц города завершили в 1452 г., а всех улиц до 1487 г. Также в городе были каменные широкие тротуары, где могли одновременно пройти 4 человека. На мощения новых улиц города в 1891 г. городской совет выделил 600000 золотых гульденов.

Шестовица — село Черниговского района Черниговской области Украины
Такими дороги сохранялись вплоть до начала XX века. Сегодня во многих старинных городах, можно застать остатки мощеных улиц, площадей, а в некоторых странах Европы по-прежнему остаются небольшие участки мощеных дорог. А вот асфальтирование, только набиравшее темп в начале ХХ века, в начале ХХI-го занимает ведущие позиции.

Комментариев нет :

Отправить комментарий