вторник, 1 июля 2025 г.

1 июля. День реставраторов

В комедии «Мистер Бин» (США, 1997) главный герой, работающий смотрителем в Королевской Британской Галерее, испортил картину Уистлера и попытался её "отреставрировать"

Профессиональный праздник реставраторов — 1 июля: именно в этот день в 1945 году в Ленинграде были основаны государственные архитектурно-реставрационные мастерские для восстановления памятников, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. Задача реставратора — восстанавливать произведения искусства. Слово «реставрация» происходит от латинского «restauratio», что означает «восстановление». Работа очень творческая и кропотливая, одно неверное движение — и шедевр мирового искусства будет испорчен. Просто так подкрасить или замазать не получится, иначе памятник культуры может быть испорчен и даже уничтожен. Тем не менее "попытки" уничтожения произведений искусства периодически происходят.


Одним из хрестоматийных примеров неправильной реставрации является восстановление Парфенона в начале XX века. Хотели как лучше, старались, но не те материалы, не те инструменты, не очень внимательная работа с обломками. В итоге часть объектов была разрушена, а не восстановлена. Прошло почти сто лет с той поры, и... ничего не изменилось.


Старинный замок Матрера красиво, хотя и не очень надежно охранял просторы испанской провинции Кадис, украшая холм над испанским городком Вилльямартин в Андалусии, с IX века до 2013 года. За это время природные стихии (сильные дожди) и туристы изрядно разрушили крепость и привели к обрушению центральной башни. Местные власти срочно озаботились ремонтом национального памятника. Для выполнения этой задачи был выбран архитектор Карлос Кевадо Рохас. Но когда спустя 3 года он закончил работы, замок было не узнать: красивый, новый! Да, новый, вернее, новое,.. новое слово в реставрации, и слово это нецензурное, которым в марте 2016-го местные жители помянули и власти, и реставратора, а затем за дело взялись специалисты, лишившиеся важного объекта исследований. Отвечая недовольным, реставратор отметил, что хотел подчеркнуть, какие части крепости имеют отношение к древности, а какие — совершенно новые: башню из желтого камня местные строители достроили с помощью обычного бетона. Что ему явно удалось. Кроме того реставратор объяснял, что все требования испанского законодательства соблюдены, результат безопасен для посещения, демонстрирует оригинальный размер башни, текстуры и цвета исходных материалов, а также четко отделяет сохранившиеся элементы от новодела. За что, естественно, архитектору даже присудили профессиональную награду. После первоначальной волны всеобщего возмущения вокруг результатов такого восстановления развернулась оживленная полемика. Специалисты, местные жители и просто прогрессивная общественность принялись активно обсуждать, какой подход имеет большее право на жизнь: строительство муляжа из похожих строительных материалов или все же реализованный вариант, когда новые конструкции контрастно подчеркивают границу между историей и современностью. Кстати, Architizer, авторитетное сообщество архитекторов, заняло сторону Кевадо. Но местные жители все еще недовольны. Остаётся добавить, что еще в 2002 году строители умудрились снести дом Исидора Мадридского, святого покровителя испанской столицы, простоявший там около 900 лет, который "Божий человек Исидор построил ... на твёрдом камне" (Мф. 7:24). Такое ощущение, что у этих испанцев дедушка на старозамковой фабрике работает. У них этих старых замков ну просто завались. Вот и сносят что попало.


Крепость Ocakli Ada Kalesi, I—II вв. Турецкие курорты не терпят ветхости, поэтому в 2010 году власти пригорода Стамбула Шиле решили отреставрировать двухтысячелетнюю византийскую крепость, живописно развалившуюся на прибрежном островке. В августе 2015 года реставрация привела аж к разбирательству в турецком парламенте и расследованию, а иностранные туристы, словно сговорившись, начали сравнивать крепость с Губкой Бобом Квадратные Штаны. Почему бы и нет? Многие курортные города можно назвать «Бикини Боттом». Шиле теперь стоит в первых рядах на переименование. Муниципальные чиновники оправдывались, что крепость была старая и страшная, зато теперь на нее приятно смотреть и критики не учитывают "события и решения, принятые в процессе восстановления".


Турции вообще сильно повезло с античным наследием. Ассортимент шедевров богатейший. Одной из самых крупнейшихх мировых коллекций древнеримских мозаик славится музей провинции Хатай, небольшого аппендикса на крайнем юге страны, зажатого между Средиземным морем и Сирией. К сожалению, время оказалось очень даже властно над истинными ценностями, и к началу XXI века некоторые мозаики требовали реставрации. Еще к большему сожалению, в 2015 году эта реставрация была проведена неизвестными «плиточниками», безвозвратно испортившими как минимум 10 великолепных образцов античного монументально-декоративного искусства, полностью исказив работу древних мастеров неправильным подбором цвета и формы плиток. Складывается ощущение, что реставрировать пригласили ребятишек из соседней песочницы. При этом непонятно, куда смотрели музейные кураторы, которые должны были контролировать реставрационный процесс, и почему вообще к нему были привлечены «специалисты», совершенно очевидно не имевшие должной квалификации. «Бесценные шедевры римского искусства были уничтожены, — переживал в интервью одной из турецких газет местный эксперт Мехмет Даскапан. — Они превратились в карикатуру на самих себя, потеряли свою оригинальность, изображения были искажены». С господином Даскапаном трудно не согласиться.


Пушистый Иисус. Один из самых громких случаев произошёл в небольшом богом забытом, известном лишь историкам как родовое гнездо одиозной итальянской семьи Борджиа, испанском городе Борха в Арагоне в 2012 году. В церкви Милосердия Господня облупилась фреска Ecce Homo (Се человек) с изображением Иисуса в терновом венце написанная художником Элиасом Гарсиа Мартинесом на рубеже XIX—XX веков, которую в 2010 вызвалась отреставрировать полная энтузиазма и обуреваемая лучшими чувствами 80-летняя прихожанка Сесилия Хименес, убедившая священника, что у неё большой, чуть ли не прирождённый талант живописца от бога, и вообще она самородок, каких поискать надо. Некоторые утверждают, что старушка взялась за реставрацию из ревности: фреска хоть и была ровесницей «художницы» и (тоже?) начала осыпаться, но выглядела все равно лучше, что нужно было срочно исправить! В процессе "реставрации" что-то пошло не так (скорее всего чернила кончились... в бутылке ["чернилами" в СССР называли дешёвые креплёные вина (также «плодово-ягодные вина»), приготовленные из дешёвого вино- или фруктового материала, сахара, этилового спирта, воды и красителей]), и облик Христа приобрёл зловещие очертания героев с картин Гойи. Острословы назвали фреску «Пушистый Иисус» или Ecce Mono — «Се обезьянка». Странно, что всё то время, пока старушка пыталась делать нечто, даже отдаленно не напоминающее реставраци, никто не замечал подвоха в её реставрационных работах. Опомнились только тогда, когда в Борху прибыла комиссия экспертов для осмотра фрески и составления плана по её восстановлению. Деньги на настоящую реставрацию собрала внучка художника – Тереза Мартинес. Каково же было удивление, когда вместо оригинала гости храма увидели это. К сожалению, фреска полностью утратила какую либо схожесть с первоначальным видом, чем и породила целый легион ненавистников и поклонников. Первых возмущал факт того, что до произведения искусства допустили человека несведущего в ремесле художника и реставратора, изуродовавшего произведение мастера, вторые, напротив, восхищались работой сеньоры Хименес, провозглашая ее если и не новым апостолом примитивизма, который есть плоть от плоти народа, то, по крайней мере гением, сравнивая её творение с произведениями Гойи, Мунка и Модильяни. Комментатор Forbes высказал мнение, что «неумелая реставрация» представляет «незаангажированое видение спасителя одной женщиной». Старушка же оправдывалась тем, что, во-первых, ей разрешили поработать над фреской. А во-вторых, она не делала это скрытно – посетители и служители храма просто не могли не видеть, как она трудится, вооружившись красками и кистью. К тому же она объясняла свое творческое видение отсутствием опыта и отвратительным освещением в церкви. Настоятель же церкви, насупившись, утверждал, что ничего не знал (целых 2 года!) об инициативе своей прихожанки. Однако, известие о намерении счистить работу Хименес и вернуть фреску к исходному состоянию стало причиной протестов. Была подана петиция в защиту отреставрированного изображения, в которой указывалось, что работа пожилой прихожанки гораздо ценнее и интереснее оригинала столетней давности.



Как бы там ни было, Борха и «Пушистый Иисус» прославились на весь мир. В маленький город ежегодно начали приезжать десятки тысяч туристов лишь для того, чтобы своими глазами увидеть необычную фреску Однако, нет худа без добра, собор прославился на весь мир, и в городок потянулись буквально толпы туристов, обеспечив церковь доходом, а местных жителей и саму Сесилию — работой. Муниципалитет радостно потирал руки, а летом 2012 г. в Борхе даже открылся небольшой музей этой своеобразной достопримечательности: фреску огородили, церковь стала проводить к ней экскурсии, взимая за них символическую плату. В сентябре 2012 года художественная группа Wallpeople представила сотни версий нового изображения на стене возле Центра современного искусства в Барселоне. Организатор прокомментировал, что «Сесилия создала поп-икону». В 2016 году число туристов в городе возросло до 57000. В том же 2016 году по мотивам истории сняли фильм «Фреска Фиаско». А в 2018 году вышла опера о фреске. Согласно сюжету, Хименес, на которую сначала ополчились горожане за некачественно проделанную работу, в итоге спасла Борху во времена кризиса и поспособствовала поднятию экономики испанского городка.


«Пушистый Иисус» с автором, Сесилией Хименес
Сесилия же пожинала свои 15 минут славы, а узнав, что за показ её работы взимают плату, решила потребовать у церкви часть собранных с туристов средств. Её адвокат сообщил, что проценты с доходов нужны ей для благотворительной деятельности для поддержки больных мышечной дистрофией, поскольку ее сын болеет этой болезнью. На денежные пожертвования был основан дом престарелых, в котором на данный момент проживает сама Хименес, охотно позируя и общаясь с туристами, интересующимися ее творчеством.


Обитатели интернета также не смогли обойти вниманием столь благодатную тему, немедленно соорудив мегабайты карикатур и фотожаб, смешных и не очень.

Слева направо: "Пушистый Иисус" (отреставрированная Сесилией Хименес работа Элиаса Гарсия Мартинеса), "Плачущая женщина" Пабло Пикассо, "Девушка с жемчужной сережкой" Яна Вермеера, "Автопортрет" Винсента Ван Гога, "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, "Крик" Эдварда Мунка
японские студентки оживили знаменитые картины
В конце октября 2018 г. в японском городе Кавасаки прошел 22-й ежегодный Хэллоуин-парад, в котором приняло участие 2000 человек. В конкурсе на лучший костюм победили "живые картины" от известного бодиарт-художника Amazing Jiro. Именно его ученицы, воссоздавшие образы из всемирно известных картин, взяли главный приз - Pumpkin Award в 500 тысяч йен.


Как реставрировали Деву Марию. Перед вами — результаты дваждыотреставрированного полотна-копии картины «Непорочное зачатие» автора Бартоломе Эстебана Мурильо XVII века, из частной коллекции из Валенсии. Для работы над старинной картиной был найден исполнитель: настоящий реставратор (правда, специализировался он в основном на мебели и предметах интерьера). Запросив за работу €1,2 тыс., мастер взялся за дело. Результат получился в прямом смысле ошеломительным. Полотно пережило 2 всемирные, 1 гражданскую и 6 локальных войн, но не пережило реставратора мебели, всего лишь не рассчитавшего концентрацию химикатов. Увидев «обновлённую» Деву Марию, которую американское издание The Cut тут же окрестило "картофельной Мадонной", коллекционер потребовал исправить то, что получилось, однако стало еще хуже. Чтобы окончательно не загубить полотно, владельцу пришлось обратиться к реставратору, специализирующемуся на живописи в надежде, что картину еще можно спасти. Общественность и сообщество профессиональных реставраторов довольно резко отреагировали на такое кощунство. Снова звучал призыв ввести более строгий механизм контроля за реставрацией произведений искусства и объектов культурного и исторического наследия страны. Специалисты отмечают, что попытки дилетантов восстановить старинные полотна, фрески, ювелирные украшения и памятники архитектуры приводят к уничтожению или безвозвратной порче культурных ценностей.

"Орфей" до реставрации
Есть и более печальная история реставрации. В 2001 году эксперт по творчеству Леонардо да Винчи Карло Педретти обнаружил утерянный рисунок Леонардо в частной коллекции в Италии. Считалось, что это набросок к полотну "Орфей, атакованный фуриями". Счастье длилось недолго. Вскоре злобные фурии снова атаковали Орфея: Педретти объявил, что команда "колоссально неосведомленных реставраторов" разрушила историческое произведение искусства, обработав его водой и спиртом. Рисунок попросту исчез. Педретти надеялся, что, возможно, удастся восстановить его, но попытки оказались тщетны.


Психоделическая Дева Мария. Еще одна добрая прихожанка в Испании взялась обновить деревянную скульптуру XV века, изображающую Деву Марию с младенцем Иисусом и святой Анной. Луиза-Мария Менендес просто привела ее в надлежащий вид, по ее мнению, вид, покрасив яркими эмалевыми красками. А когда профессиональные реставраторы ужаснулись, заявила, что всем ее соседям результат понравился. "Я всегда любила рисовать, а статуи выглядели старыми и унылыми. Я разрисовала их, как могла, используя те цвета, которые посчитала нужным", - заявила Луиза-Мария.


После салона красоты

В 2018 году деревянная статуя святого Антония Падуанского (XVII век) из Соледада в Колумбии была отправлена на «бюджетную» реставрацию (художнику было поручено перекрасить статую за скромную плату всего в $328) после того, как ее подпортили термиты. Когда святого вернули в церковь, то оказалось, что он стал смахивать больше на святую Антонию (хорошо, что не на дона Педрильо): у него появился макияж и томный взгляд. Так в соцсетях и заявили, что теперь это скорее Дева Мария, чем Антоний. Эксперты по реставрации считают, что условия, необходимые для росписи деревянной скульптуры, попросту не были соблюдены. Джованни Монтеро, бывший министр культуры, был возмущен и заявил прессе, что "человек, работавший над статуей, не может называться реставратором, ведь он исказил черты святого".


И еще раз вернемся к реставрационным работам в Испании. На этот раз история произошла в церкви в городке Эстелла. В одной из ниш храма находилась резная статуя святого Георгия Победоносца, которой насчитывается уже более 500 лет. Памятник был в довольно хорошем состоянии, только красочное покрытие потемнело и покрылось пылью. И снова люди полные веры в собственные силы взялись за восстановление предмета. Местный священник заручился поддержкой у учителя по живописи и в 2018 году началась реставрация, в процессе которой статую решено было не только расчистить, но и перекрасить. В итоге, вместо первоначального облика, из ниши выглядывает персонаж мультипликационной анимации. Ужасает то, что старый красочный слой может быть навсегда утерян из-за подобных дилетантских работ.


В канадском городе Садбери вандалы надругались над скульптурой Девы Марии и младенца Иисуса. Ребёнку отбили голову и украли. Слепить новую голову вызвалась местная художница Хизер Уайз. И слепила. Только не ангелоподобного Иисуса, а то ли Чужого, то ли Йодо. Но скорее всего, это Аннуннак (или Данунах?), хотя многие уверждают, что это самый младший персонаж мультсериала «Симпсоны» — Мэгги. Впрочем, на кого бы ни был похож постреставрационный Христосик, результат работы шокировал весь город, а потом и весь мир. От вида чудовищной рептилоидной головы глинистого цвета сердце дрогнуло даже у вора, и он вернул настоящую голову младенца обратно. Скульптура была восстановлена. Художница же потребовала своё творение назад, заявив, что это была временная голова, та, которую она вырезала из мрамора, была бы лучше.

Погребальная маска Тутанхамона, 1323 г. до н.э.
Мало было египтянам отломанного, согласно легенде, гвардейцами Наполеона I Бонапарта носа сфинкса (впрочем, датский путешественник Норден зарисовал безносого сфинкса ещё в 1737 году). Летом 2014 года сотрудница Каирского музея в процессе переноса экспонатов уронила 10-килограммовую золотую маску Тутанхамона, и от реликвии отвалилась борода. Вместо того чтобы идти к профессионалам, старшая заведующая отделом Эльхан Абдельрахман обратилась к мужу-реставратору (скорее всего, тоже специалист по мебели, причем исключительно работы табуреточных "мастеров"). Тому в голову (надеюсь, в голову) пришла "конгениальная" идея: пока никто не заметил, приклеить всё обратно, да понадежнее. А что может быть надежнее эпоксидной смолы? Аккуратно, разумеется, не получилось: мало того, что вышло косо-криво, абы живо, так еще и эпоксидка потекла по подбородку Тутанхамона, испачкав его. Капли клея горе-реставратор по школьной привычке соскоблил скальпелем (хорошо, не напильником), оставив множество красивых и заметных царапин на прессованном золоте. Кстати, до данной процедуры борода отделялась от маски и крепилась на специальной втулке, которую можно было восстановить без особого труда. К сожалению для горе-реставраторов, изменения в лике Тутанхамона обнаружили уже на следующий день. После того, как кураторы зала узнали, чем именно борода была приклеена на место, им стало дурно. Любой, кто хоть раз работал с эпоксидным клеем, знает, что схватывается он очень и очень хорошо, а значит, восстановление ценнейшего экспоната становилось весьма проблематичным: эпоксидная смола могла быть отделена только со слоем металла. Оставалась надежда только на то, что при следующем переносе маску снова уронят и борода опять отколется… Главное, чтобы сами не чинили. Не обошлось и без хорошей новости. Ученые очень внимательно обследовали маску на предмет других повреждений и выяснили, что с большой долей вероятности она изначально предназначалась для Нефертити (если, конечно, верить нанесенной фломастером оригинальной тутанхамоской надпись). Впрочем, уже через месяц после инцидента маску спасли немецкие реставраторы. Эпоксидку зачистили, а в качестве клея использовали пчелиный воск — чтобы все было по древней технологии. Рукожопов-работников музея уволили. Чтобы хоть как-то оправдаться, один из них сказал прессе, что хотел всего лишь помочь, и никакого злого умысла у него вовсе не было.


Считается, что Великую Китайскую стену — одно из самых известных и впечатляющих сооружений Китая и крупнейший архитектурный памятник — видно из космоса. Теперь оттуда можно рассмотреть почти двухкилометровых участок, который был "отремонтирован" весьма оригинальным способом. Разрушающуюся стену со сторожевой башенкой просто залили смесью извести и песка. Теперь на стене нет зубцов и башни, зато она стала шире и по ней удобно ходить, не спотыкаясь о древние камни XIV века. Скандал был грандиозен, виновные наказаны, а оставшуюся Великую китайскую стену с тех пор ремонтируют более бережно.

Фрески в храмовом комплексе Юнчжи, XVIII—XIX в.
В 2013 году в храмовом комплексе Юнчжи в Китае муниципальные власти района Чаоян решили отреставрировать старинные буддийские фрески эпохи династии Цин (X век). Однако на специалистах решили сэкономить, и тогда старинное произведение искусства превратилось в яркие, но неряшливо нарисованные картинки из комиксов по мотивам буддийских легенд, не имеющих ничего общего с оригиналом. "Это полное уничтожение культурной реликвии, в мире подобных фресок больше не существует", - сообщил шокированный эксперт по реставрации фресок из Дуньхуанской академии Ван Цзиньюй. Двух чиновников уволили, один из них пытался оправдаться и заявил, что это "был несанкционированный проект по консервации". Руководителю же районной партийной ячейки объявили выговор за порчу религиозных объектов. Кстати, это тот редкий случай, когда парторгу объявили выговор за порчу религиозных объектов. Специалисты говорят, что восстановление фресок будет стоит сильно дороже сэкономленных денег. А может, реставраторов выбирали по принципу «чье кунг-фу лучше». Да и лень было следить за ходом работ. Чего там следить-то? Это же просто зал с фресками, а не дом-музей товарища Мао.


Кстати, это не первые реставрационные работы китайских товарищей. Еще в 1995 году жители китайской провинции Сычуань, руководствуясь, как обычно, лучшими побуждениями, попытались «восстановить» статую Будды времён династии Сун (960–1279), вырезанную в склоне горы возле городка Аньюэ. Более того, они считали, что, «восстанавливая» эти древние реликвии, защищают и заботятся о них. Однако, фотографии катастрофической реставрации этой, имеющей важное историческое и культурное значение, буддийской святыни, размещенные в социальных сетях в 2018 году на аккаунте энтузиаста культурных реликвий, решившего посетить священные гроты этого региона спустя более чем 20 лет после завершения работы, подверглись резкой критике и стали предметом насмешек. Древние каменные реликвии получили настолько яркую окраску, что некоторые комментаторы сравнивали ореол Будды с «гигантским леденцом на палочке».

Фреска «Древо плодородия» (l'Albero della Fecondità), 1265 г.
В 2011 году нескольких реставраторов обвинили в цензуре 700-летней римской фрески «Древо плодородия», обнаруженой в 2000 году в итальянской коммуне Масса-Мариттима, путем удаления из рисунка нескольких свисающих фаллосов. Журналисты назвали дерево кастрированным. Сами горе-мастера исчезновения органов не отрицали, оправдываясь тем, что фреска была сильно повреждена, и если что-то и растворилось в процессе очистки, то абсолютно случайно. И вообще, кому какая разница, сколько там чего свисало изначально? И ведь кто-то не поленился, посчитал, что до реставрации свисало ровно 25. Кстати, руководитство местной ячейки компартии не пострадало.


Неоднократно руководству Лувра предлагали почистить легендарную картину Леонардо да Винчи «Мадонна и младенец со святой Анной» (1508—1510 гг.), в которой всегда преобладали тёмные оттенки. Но до 2011 года оно было неприступно. Однако вода камень точит, а растворитель тем временем высветляет картину. Когда стал виден результат после реставрации (работа мастера приобрела ярко-голубые и жёлтые цвета и стала выглядеть гораздо светлее), британские реставраторы принялись утверждать, что открыли истинный художественный замысел да Винчи, а руководство Лувра открыло пузырек с валерьянкой. Официально было заявлено, что результат удовлетворительный, но 2 ведущих эксперта в области живописи, а по совместительству члена консультативного комитета Лувра, курировавшего работу над картиной, в знак протеста даже покинули свои посты. Эксперты до сих спорят о приемлемости такой реставрации. Подавшие в отставку считают, что была проведена некачественная реставрация, не было проведено необходимых тестов, которые бы показали, что используются слишком сильные растворители. В итоге, изображение стало в разы светлее, что искажает авторскую манеру мастера. Но тут, к сожалению, имеет место быть разница взглядов реставрационных школ. Многие критикуют Британские реставрационные мастерские за то что они снимают слишком много лака и верхнего слоя краски с живописи, однако, британцы придерживаются мнения, что их работа позволяет увидеть краски такими, какими их первоначально написали, так как со временем пигменты темнеют.


Карикатурный пловец. В ноябре 2018 года в Доме физкультурника спорткомплекса «Торпедо» в Нижнем Новгороде (РФ) был сделан ремонт, в ходе которого со стены исчезла советская мозаика с изображением летящей чайки и пловца. На её месте довольно быстро появилось изображение с похожей тематикой, однако рисунок лишь отдалённо напоминал оригинал и был больше похож на фарс или чью-то злую шутку. Фото пародийной мозаики мгновенно разлетелось по соцсетям, спровоцировав сотни пародий и язвительных комментариев от пользователей: «Киса, я хочу вас спросить, как художник художника: вы рисовать умеете?», — глумятся в Сети, приводя знаменитую фразу Ильфа и Петрова. Нелепое изображение пловца закрасили. Люди с нетерпением ожидают новых рисунков.


И Ленин такой сам не свой... В каждом российском городе есть статуя Ильича. В Краснодарском же крае одной из статуй не повезло: после реставрации Ленин получил непропорционально длинную изогнутую руку и странное лицо с вытянутыми губами «уточкой». Оказывается, в таком виде памятник простоял долгое время, пока в 2016 году фотографии этого «непотребства» не получили распространение. Нелепый Ленин привлёк внимание шоумена Ивана Урганта, который пошутил, что это первый памятник вождю с носогубной инъекцией за всю историю и предположил, что Ленин танцует макарену. После череды скандальных публикаций в СМИ, вождя мирового пролетариата вернули в длежащий вид.

Перекошенный Меркурий
В начале улицы Мясницкой, в самом центре Москвы, в 1899-1903 годах вырос замечательный дом, спроектированный выдающимся архитектором, работавшим в стиле модерн, Федором Шехтелем. Помимо прочего декора, здание, построенное для Торгового дома российского фарфорового короля Матвея Кузнецова, было украшено в своей угловой части и тремя масками бога Меркурия. Один из маскаронов за время эксплуатации пришел в аварийное состояние, и к очередному Дню города в сентябре 2015 года его было решено отреставрировать. Как водится, что-то пошло не так. Лицо изящного кудрявого юноши удивительным образом преобразилось в нечто странное и даже страшноватое. Бедняга стал куда монголоиднее, чем это было свойственно древнеримским богам, приобретя вытянутые губы "уточкой" и несимметричные нелепо выпученные глаза, которые начали косить, а нос стал крупнее, искривился и сполз к верхней губе, над которой к тому же появилось некое подобие усиков. Большинство решило, что на гастроли в Москву приехал легендарный реставратор дома Бадаева, хотя, может, бога торговли просто перекосило от увиденных цен на ремонт в Москве. Так это или нет, но ущерб был нанесен. Вопрос о том, насколько воссозданное было похоже на первоначальный образ, даже не задавался, больше интересовались, а были ли навыки скульптуры у мастера, и знал ли он, что такое анатомия. Страшно представить, что сказал бы архитектор Шехтель, если бы увидел, как потомки отнеслись к его зданию. Впрочем, чиновники департамента культурного наследия Москвы пообещали вернуть как было. Ну или хотя бы найти натурщика посимпатичнее.


В Питере - пить!

В Санкт-Петербурге власти решили сэкономить на реставрации и материалах, призвав к восстановлению лепнин в Петроградском районе обычных рабочих, которые восполняли утраты декоративных элементов с помощью монтажной пены и цемента. Первое время, рабочие отрицали причастность к восполнению утрат, оправдываясь тем, что только замазывали трещины. Спустя какое-то время один из ремонтников все же признался в том, что элементы лепнины они действительно сделали из пены.
— Вы их делали из чего, из строительной пены?
— Ну там основа есть, да, форма придается пеной, а сверху цементом.
— А изначально из чего он были сделаны?
— Понятия не имею, из лепнины, наверное.


Также, поразила реставрация питерского доходного дома Пантелеймона Бадаева в стиле модерн, украшенного барельефом с женскими фигурами. На Всемирной выставке в Париже он был удостоен золотой медали. Тут не каждый человек медаль получает, а дом так вообще редко. Войну, к сожалению, во всем своем великолепии медаленосец не пережил: в него попал снаряд. После ремонта в 50-е годы дом в стиле модерн стал коммуналкой, что тоже не лучшим образом сказалось на его состоянии. Неожиданно историки обратили внимание, что лицо одной из нимф (нимфы музыки) довольно странно преобразилось, за что ее (по непонятным причинам) прозвали «степной бабой». Степные девы, в свою очередь, называют изменившуюся нимфу «коренной петербурженкой». Организаторы ремонта утверждали, что никакой реставрации барельефа не проводили и в таком виде он попал к ним изначально, но и восстанавливать тоже не взялись. Талантом не владеют. Авторов «шедевра», которые поработали над обликом дома где-то между 2008 и 2013 годом, так и не нашли. Любопытно, что в 2013 году дом Бадаева реставрировался, но подозрительную физиономию почему-то при этом проигнорировали. При повторной реставрации здания в 2015 году, этот курьезный нюанс никак не устранили, и вероятно, так бы и не обратили на него внимания, если бы не общественные активисты, которые указали муниципальным властям на эту "маленькую оплошность", после чего те заверили, что ситуация будет в ближайшее время исправлена.

Здание Адмиралтейства, Санкт-Петербург, 1823 г.
В 2011 году при обследовании башни главного здания Адмиралтейства реставраторам открылись интереснейшие создания, которых можно было отнести к какому угодно жанру, кроме классицизма. Из 28 античных фигур в близком к исходному виде осталась только одна, а остальные… Причем сложно понять, кто же автор этой версии скульптур, так как стоят они высоко, самим обитателям Адмиралтейства до них дела нет, а за реставрациями особого контроля не было. Мы же не Италия какая, чтоб пенисы считать. Хотя их там было ровно…


А это уже в Курске реставраторы "постарались". Жертву реставрации в 2017 г. обнаружили подписчики "Курского бомонда", а затем, практически сразу перепечатали на федеральном интернет-портале "Пикабу", чем сразу дали "всесоюзную" известность. Данный особняк (дом № 3 по улице Советской), построенный в первом десятилетии двадцатого века для богатого купца Пузанова, после Октябрьской революции был национализирован и в 20-х годах в нём разместили противотуберкулёзный диспансер. В 1946 году дом был отдан Курской картинной галерее им. А.А.Дейнеки. Сегодня бывший особняк Пузанова используют для хранения фондов галереи. Как сообщил директор картинной галереи Игорь Припачкин: "Я работаю здесь с 1984 года - эта морда такой и была. Трудно сказать, до 60-ых или раньше была утрачена эта маска и так не очень хорошо восстановлена. Здание не всегда было памятником архитектуры, и эта переделка была сделана до того, как оно получило этот статус". Тем временем в интернет-сообществе собралась уже целая коллекция "фотожаб" с маскароном в виде льва на фасаде здания. Пользователи интернета выстраивают догадки и предположения о том, как и почему в львином "прайде" один из персонажей оказался не похожим на остальных. НЕкоторые утверждают, что это реклама местной фирмы, выпускающей литье и тротуарную плитку. Там этих львов-барельефов, как гуталина на гуталиновой фабрике...


Изборская крепость (начало XIV в.) видела и ливонцев, и поляков, и следственный комитет. Во время реставрации, на которую по документам ушло 300 миллионов рублей, по мнению местных историков, был уничтожен культурный слой с уникальными артефактами, неправильно проведена кладка, причем часть вновь отстроенной стены вскоре просто рухнула. Израильских туристов с иерихонскими трубами в руках обнаружено не было, поэтому все-таки решили, что проблема в качестве работ. Следственный комитет едва ли интересовали проблемы историков и археологов, просто возникли большие сомнения в реальных затратах. Правда, по правилам госзакупок, исправлять ошибки должна та же компания. Пожалуй, стоит посетить Старый Изборск, деревню в Печорском районе Псковской области России, пока её не отремонтировали до полного разрушения.

Дербентская крепость Нарын-кала, VIII в.
К юбилею одного из древнейших городов России власти решили сделать подарок и отремонтировать крепость Нарын-кала. Все, как обычно, делалось второпях и дорого. И если для реставрационных работ цена — вопрос обсуждаемый, то что касается сроков и качества — тут нужны эксперты, близкие к исходным материалы, подготовка растворов, изучение фундаментов и так далее. Тут чудес не бывает. Но чудо произошло, во всяком случае по документам. Отремонтированная крепость встретила жителей Дербента стенами в желтую клетку. Раствор, которым замазывали щели между камнями, пожелтел или был желтым. Да и цвет кирпичей сильно отличался от исходной каменной кладки… Впрочем, стоп. Кирпичи? В стене из каменных плит? А еще в тысячелетних стенах появились новые ворота…


В начале мая 2015 года, аккурат перед празднованием 70-летия победы над фашистами, барельефы в метро на станции «Новокузнецкая» (Москва, 1943 г.), посвященные советским солдатам, были густо замазаны бежевой краской. Теперь они выглядят как дешевые пластмассовые солдатики, а не творения известных скульпторов. Вроде обещали вернуть как было, но уже год как барельефы радуют своей корявой пластмассовой внешностью. Может быть, граждане, ремонтирующиет метрополитен, в солдатики в детстве не наигрались? По факту покраски барельефов на станции метро «Новокузнецкой» возбуждено административное дело по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ «Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» в отношении ГУП «Московский метрополитен». Штраф для юридических лиц по этой статье может достигать 5 млн руб.

Очередная жертва реставрации: Мемориал «Аллея Славы» в Катайске Курганской области до (1973 год) и после (2021) «реставрации»

В Сети широко обсуждают, во что превратился мемориал на Аллее Славы в городе Катайске Курганской области. Фотографии, сделанные в советские времена и в наше время, выложили в местном паблике «[ТК] ТИПИЧНЫЙ КАТАЙСК». Судя по всему, ежегодно монумент просто подкрашивали, не убирая старые слои. В итоге на барельефе сложно узнать красноармейцев и сибирских партизан. Получившиеся персонажи с одутловатыми лицами в шапках, похожих на чалму, больше напоминают персонажей из мультиков про богатырей. На сегодняшний день, краска частично скололась и требует новой реставрации. Жителей Катайска удивило, каким был и каким стал монумент. Как сказала одна из участниц паблика: "Неужели наша Аллея Славы через ...дцать лет превратится в сборище покемонов?"

Я тебя слепила из того что было


В Ростове-на-Дону в 2017 году случился казус: во время реставрации исторического здания решили не прибегать даже к помощи доморощенных художников. Фасад строения в спешке отремонтировали с помощью… пластиковых бутылок, прозванных в народе «полторашками». Смекалистые ремонтники решили, что наверху лепнину из цветочков всё равно никто не увидит, а значит и запариваться незачем — проще взять донышки и наделать куличиков, чем исхитряться и лепить нечто эдакое. Логично.


В Калининграде реставрировали старый мост. Строителям пришло в голову использовать в качестве декоративных «юбок», маскирующих крепеж опор освещения, цветочные горшки. Решение, безусловно, оригинальное, но весьма сомнительное.


В том же Калининграде, в одном из университетов, мастера восстановили лепнину. Видимо, немецкие фотографии им достались уж очень нечеткие.



В декабре 2019 года, после первого этапа реставрации, скульптура ангела, украшающая фронтон одного из фасадных окон дома Руссова на Садовой улице Одессы, в буквальном смысле потеряла лицо, при этом обнажив пластиковую бутылку, которую халтурщики-реставраторы использовали в качестве каркаса. Работы, которые обошлись городской казне в 150 млн. грн (более 5 млн. долларов), затронули несущие конструкции здания, крышу и фасады. Одесский краевед Евгений Сокольский сфотографировал новодел и прокомментировал: «Открылись некоторые секреты мастерства».

Здание Gas Light and Coke Company, Кардифф, Уэльс, Великобритания
Такой позорной практики стоило бы ожидать от стран постсоветского пространства, зачастую утилитарно относящихся к собственному архитектурному наследию, но никак не от просвещенной Великобритании. Тем не менее именно в Кардиффе, столице Уэльса, на месте викторианской штаб-квартиры местной газовой компании в 2005 году выстроили гигантский жилой комплекс высотой в 23 этажа и 72 метра. При этом старое здание Gas Light and Coke Company не стали сносить полностью. Под лицемерные разговоры о необходимости сохранить историческую память о предшественнике, занимавшем эту площадку, от него оставили лишь одну стену, парадный фасад, который к тому же не поленились бережно отреставрировать. Остатки небольшого, но живописного особняка стали выполнять в чем-то унизительную роль парадного подъезда новостройки, а контрастное сочетание старого и нового лишь в очередной раз подтвердило, что нравы застройщиков, в принципе, одинаковы в любой стране.


И еще одна из последних реставраций. Нет, это не в России. Это шедевр испанской инквизиции реставрации, вызвавший печальные заголовки и много язвительных комментариев в социальных сетях, – фигура девушки, украшающая здание начала XX века в городе Паленсия. То, что когда-то было улыбающимся лицом девушки, сменилось чем-то, имеющим мимолетное сходство с бывшим президентом США Дональдом Трампом или с персонажем мультифильма. Фотографии неудачной реставрации обошли интернет после того, как художник Антонио Гусман Капель разместил их на своей странице на Facebook. «ЭТО #IsNotARestoration», - написала в своем твите Испанская профессиональная ассоциация реставраторов и консерваторов, добавив, возможно, немного излишне: «Это НЕ профессиональное вмешательство».

Комментариев нет :

Отправить комментарий