пятница, 15 ноября 2013 г.

30 лет фильму "Мэри Поппинс, до свидания"


Пусть говорят, что всего и сразу не бывает. Но те, кто вырос на фильме «Мэри Поппинс, до свидания!», увидившем свет 15 ноября 1983 года, знают — бывает. Стоит только пожелать, и под твоим окном окажется сама Мэри Поппинс, сложит зонтик, на котором только что приземлилась, и жизнь изменится…

Леонид Квинихидзе

Вертинская не стала «леди Совершенство», а Наталья Андрейченко похудела на 15 кг

30 лет назад режиссер Леонид Квинихидзе закончил съемки чудесной музыкальной телесказки об идеальной английской няне, прилетевшей на зонтике «с ветром перемен».

- На самом деле я задумывал снимать не детский фильм, а музыкальную сказку для взрослых, - рассказывает режиссер Леонид Квинихидзе. - Для меня стало неожиданность, что фильм очень понравился детям.

Анастасия Вертинская

На главную роль Мэри Поппинс я пробовал много актрис, в том числе и Анастасию Вертинскую. Но ей не понравилась музыка, она себе по-другому представляла эту роль, и наши пути разошлись. А съемки на носу, у нас все готовы, декорации построены. И главной героини нету! И тогда Максим Дунаевский, писавший музыку к фильму, пригласил меня к себе домой. Я пришел.
Там была Наташа Андрейченко, его возлюбленная. Ну поздоровались, посидели. Вдруг Максим сел за фортепьяно, наиграл, Наташа подпела, и Максим между прочим сказал, что Мэри Поппинс у нас есть. Я понял, что это все ими было подстроено, разыграно, они меня хотели убедить, что Андрейченко может стать главной героиней.

Я возражал, мол, мне нужна изящная леди, а Наташа тогда была дамой с пышными формами.
Я ей сказал: - Наташа, ты сыграла в «Сибириаде», для меня ты - такая русская красавица, плотная женщина.
Она - мне: - А что тебе нужно?
Альберт Филозов — мистер Бэнкс
Лариса Удовиченко — миссис Бэнкс
- Мне нужна леди Совершенство! Тебе прежде всего надо похудеть.
Она спрашивает: - А сколько времени осталось?
- Совсем ничего.
Через полторы недели я уже должен начать съемки! В общем, поговорили, посмеялись. Я ломал голову, кого же буду снимать, сроки поджимали. И тут через две недели Наташа появилась передо мной похудевшей почти на 15 килограммов! Не знаю уж, как ей это удалось.

Авдейченко в фильмах "Сибириада" (слева) и "Мери Поппинс, до свидания" (справа)

Секрет своего похудения актриса до сих пор не выдала. Кстати, спеть Андрейченко в фильме не дали.
Супруги со своим сыном Димой.

Все началось со сценария Владимира Валуцкого по мотивам произведений английской писательницы Памелы Трэверс. Именно она в 1934 году придумала сказки про няню-волшебницу, пользовавшиеся бешеной популярностью и на родине писательницы, и в других странах Европы, и в Америке. «Когда ко мне попал сценарий с предложением взять его в работу, ни секунды не сомневался, что стану делать этот фильм, — вспоминает Квинихидзе. — Только я хотел снять музыкальное кино, а начальный сценарий не был на это рассчитан». Однако с подключением к работе композитора Максима Дунаевского, прославившегося музыкой к «Д’Артаньяну и трем мушкетерам» и «Карнавалу», с которым режиссер был дружен, и поэта Наума Олева «Мэри Поппинс» обрела голос. Шесть песен, сочиненных Дунаевским, были готовы уже до начала съемок фильма. Как-то в интервью «Музыкальной газете» Дунаевский признался, что этот фильм - его любимая работа: «Это моя пиковая работа, где сошлись максимально, имели отражение все мои устремления, музыкальные идеи». Это не удивительно – ведь музыку эту писал влюбленный человек. В свою, на тот момент, жену.


Впоследствии студия граммзаписей "Мелодия" выпустила песни из кинофильма отдельной пластинкой.

Татьяна Воронина

Нужен был звонкий мелодичный голос. Такой оказался у Татьяны Ворониной, выпускницы джазового отделения эстрадного училища - супруги Владимира Воронина, барабанщика группы «СВ» (ранее называвшейся «Воскресение»). Эта группа записывала музыку для фильма. На одной из репетиций гитарист предложил Максиму Дунаевскому прослушать песни в исполнении Татьяны, пришедшей навестить мужа. «Я согласилась сразу же, настолько волшебной показалась мне музыка», — вспоминает Воронина, которой на тот момент было 24 года.
Правда, было одно «но»: голос Андрейченко абсолютно не соответствовал уже записанным песням в исполнении Ворониной. Искать новую исполнительницу и перезаписывать музыку было поздно. Однако актриса пообещала: она будет работать над голосом, чтобы изменить свой низкий на более высокий и соответствовать воронинскому. И обещание выполнила, так что съемки начались без задержек…


Между прочим, роль Мэри Поппинс круто поменяла судьбу актрисы Натальи Андрейченко. Американский продюсер, режиссер и миллионер Максимилиан Шелл, ловелас, к тому времени разбивший немало женских сердец, но ни кому не предлагавший руки и сердца, увидев русскую актрису в этой роли, сказал: - Я завоюю эту женщину!

с американским миллионером Максимилианом Шеллом

И таки завоевал!
Через пару лет Андрейченко вышла за него замуж, разведясь с Дунаевским. После развода в 2005 году она вернулась в Россию. Брак Натальи с Шеллом не был безоблачным. После отъезда Андрейченко в Россию, Максимилиан Шелл не настаивал на совместной жизни, и супруги зажили порознь.

Владимир и Татьяна Воронины

Татьяна Воронина тоже совершила крутой вираж. Последней певица записала песню «Ветер перемен» (в дуэте с Павлом Смеяном). И перемены, как по мановению руки, ворвались в ее жизнь: "У меня родился второй ребенок, мы с мужем покрестили его и… приняли решение уйти в церковь. Муж раньше был музыкантом в группе «Воскресение», а тут стал прекрасным звонарем. Потом священником. А я с тех пор пою в церковном хоре." Татьяна, по ее словам, счастлива. Фильм «Мэри Поппинс, до свидания», детская сказка о неуловимой Судьбе, действительно подарил ей перемены к лучшему.

Александр Абдулов

Абдулов не попал

Роль Мистера Эй очень хотел сыграть Александр Абдулов. Но утверждение получил эстонский актер Лембит Ульфсак, более подходящий на роль чудаковатого английского джентльмена.

Лембит Ульфсак в роли мистера Эйа

Зато голос его герою как раз и подарил Александр Абдулов. А вокальные партии Мистера Эй исполнил Павел Смеян (кстати, в записи песни «Непогода» в качестве бэк-вокалистки приняла участие эстрадная певица Наталья Ветлицкая, в то время жена Смеяна). Звукорежиссёром фильма был один из признанных мастеров — Юрий Рабинович, поэтому звук отличался высоким качеством.



Братика с сестричкой для фильма искали долго. Среди требований к исполнителям были не только актёрский профессионализм, но и умение пластично существовать в кадре и быть музыкальными, к тому же график съёмок был очень плотным, по двенадцать часов в день. Квинихидзе к тому времени попробовал в образах Майкла и Джейн пару сотен кандидатов, второй режиссер, Тамара Владимирцева, сбился с ног, подыскивая все новых и новых. В итоге на роль Майкла был утвержден Филипп Рукавишников, сын подруги Анастасии Вертинской, с которым у нее были пробы, а на роль Джейн - Анна Плисецкая, племянница Майи Плисецкой, которую привел на съемки ее дядя, Азарий Плисецкий, ставивший для фильма танцы. Надо сказать, что танцы были поставлены в очень короткие сроки, порой за полтора часа! Многое строилось на импровизации.


«Когда мне позвонили из съемочной группы, я училась в Питере, в Академии балета имени Вагановой, вспоминает Анна. — Пригласили на пробы в Москву. На выходные я приехала. Меня попросили выучить два небольших текста. Помню, сначала со мной пробовался какой-то худенький, щупленький мальчик. И только потом Филипп, который мне сразу понравился: он был яркий, раскованный, талантливый. И на всех пробах была Анастасия Вертинская, с которой нам было очень комфортно, мы ее знали, поскольку моя мама и мама Филиппа дружили с ней». «Да, с Вертинской у нас была отличная проба, — вспоминает Рукавишников. — Она мне казалась настоящей волшебницей, такое от нее исходило тепло, внимание, что мы, дети, не могли этого не почувствовать…». Когда девочку привели на пробы и режиссер спросил: "С кем хочешь играть?" Она указала на Филиппа Рукавишникова, и они стали в фильме киношными братом и сестрой.


- На съемках мы обожали Наталью Андрейченко, - рассказывает Анна Плисецкая.
- Запомнилось, что гример перед съемками ей закапывал какие-то капли в глаза, белки становились с голубым оттенком, после чего снимали крупным планом ее глаза.
Атмосфера на съемках воцарилась просто удивительная, было весело!
Get Adobe Flash player

Правда, уже во время работы, как вспоминает Андрейченко, у нее случился небольшой конфликт с режиссером. «Это произошло из-за танцев, — вспоминает актриса. — Если на репетицию первого танцевального эпизода нам дали много времени и мы с Азарием Плисецким проработали детально каждое движение, то другие были поставлены в очень короткие сроки, порой за полтора часа! Многое строилось на импровизации. Я же хотела больше репетировать. А нам говорили: или сегодня, или никогда, потому что поджимал съемочный график фильма…» Актриса так старалась в танцевальных номерах и на репетициях, что повредила связку правой ноги. Врачи категорически запретили ей не то что танцевать — ходить. Но Андрейченко, как это нередко водится среди актеров, прислушиваться к их советам не стала и оставшиеся смены проработала в полную силу. «Только если присмотреться, — признается она, — на некоторых кадрах видно, что я слегка прихрамываю...»

Мери Поппинс и Нелей

А для Анны Плисецкой, балерины, трудными казались вовсе не танцевальные сцены. Порой ставила их сама, если на площадке не оказывалось ее дяди или мамы, которая тоже помогала ставить танцы. Например, эпизод в парке у статуи, когда она танцует на деревянном мостике, девочка поставила самостоятельно, точнее сымпровизировала. А самым непростым съемочным днем для Анны оказался тот, когда ей предстояло признание в любви с «мраморным мальчиком»: «В 11 лет я вряд ли понимала что-то о любви, поэтому старалась сыграть там Джульетту. Помню, что Филипп очень ревновал тогда к Нелею. Ему совершенно не нравился этот мальчик-статуя, большой и неповоротливый».


Филипп Рукавишников рассказывает, что в школе никто не обратил внимания на его дебют. Возможно, поэтому, невдохновленный своей киноработой, он больше так в кино и не снимался — решив продолжить семейную династию, стал архитектором и скульптором. Сегодня живет в Америке.


А Анна Плисецкая сразу после съемок снова вернулась к учебе в балетной школе: «Занятия занимали все мое время, с утра до позднего вечера. Мы жили в замкнутом круге, куда не проникали посторонние. Поэтому если и была популярность после этой роли, она прошла мимо меня…» Однако, в отличие от Рукавишникова, Анна не забросила актерскую профессию, мало того, приобрела и другие. Теперь она и балерина, и режиссер, и актриса, и певица, и продюсер. И в качестве последнего мечтает воплотить идею новой картины с Леонидом Квинихидзе. «А что? Сначала он меня пригласил, теперь я хочу пригласить его в качестве режиссера на свою постановку», — говорит Анна.

мисс Эндрю (Олег Табаков)

По словам режиссера, это ему пришла мысль в голову на роль няни мисс Эндрю пригласить мужчину. "В сценарии мисс Эндрю была описана отвратительной особой, чудовищем, и я ради смеха предложил эту роль Олегу Павловичу Табакову, - говорит Квинихидзе. - Табаков облачился в женскую одежду, приделал накладной бюст, накрасил ногти и пожаловал на съемки еще и с накладной железной фиксой на зубе. Я попросил фиксу убрать, иначе создавалось ощущение, что перед нами уже не ужасная няня, а настоящая уголовница. Олег Павлович играл по-хулигански, гротесково."

"Полное погружение!" Адмирал Бум (Зиновий Гердт)

Текст сценария часто менялся по ходу съёмок. Яркой иллюстрацией такого момента был диалог в бункере адмирала Бума в исполнении Зиновия Гердта и мистера Бэнкса (Альберт Филозов). Знаменитая фраза из этого диалога:
«Адмирал Бум: А Вы какой вид спорта предпочитаете?
Мистер Бэнкс: Велосипед.
Бум: А я, всё же, травей на хокке
».

Из сценарного источника, текст Валуцкого:
«И главное, никаких проблем. Там наверху сплошное загрязнение окружающей среды, а здесь никакого загрязнения! Там наверху пожары и наводнения, а здесь огне- и водонепроницаемость. Там — энергетический кризис, а здесь — никакого кризиса! Налоговых инспекторов я вижу в перископ за милю и тотчас залегаю на дно. А по телевизору смотрю только учебную программу».
Зиновий Гердт с сарказмом переделал так:
«И главное, никаких проблем. У них там полное загрязнение окружающей среды, здесь… здесь вообще нет никакой среды. Нет, среда есть, загрязнения никакого. У них там пожары, наводнения, цунами, у нас здесь полная огне-, водо-, цунами-непроницаемость. У них там и энергетический кризис, а у нас абсолютная автономия! Где кризис? Где кризис? Где? Когда я вижу в перископ налогового инспектора, я залегаю на дно и включаю телевизор! По телевизору смотрим только учебную программу».


ФАКТИКИ

Режиссер хотел воссоздать на съемках атмосферу доброго английского городка. Специально для этого в павильоне «Мосфильма» в короткие сроки выстроили улицу Вишневую. Находяшиеся на территории «Мосфильма» настоящий пруд и беседка превратили в часть декораций, у которых снимались многие сцены фильма. Кстати, эти ландшафтные объекты участвовали в качестве декораций и в других фильмах.

По сценарию мисс Эндрю должна была приехать на классическом английском такси - «Астон Мартин». Но такой машины в те годы найти не удалось. Решили разыскать немецкий «Мерседес». И эта машина в советские годы считалась диковинкой. "Это был один из первых «Мерседесов» в Москве, привезенных из Европы. Когда мы на нем ехали по Тверской, милиционер отдавал дяде честь", - вспоминает Анна Плисецкая.

С другими автомобилями тоже делали фокусы.

В кадре на гэдээровской машине Multicar привозят пианино Мэри Поппинс - для советских жителей эта машина имитировала заграничность.

Для съемок ликвидации пожара, устроенного Мистером Эй, иностранных машин уже не хватало. И в фильме пожарные едут на «КамАЗах» с оранжевыми мигалками. В Советском Союзе пожарные работали на красных машинах с белой полосой с синими мигалками, так что многие зрители приняли «КамАЗ» за иностранщину.

В двух эпизодах фильма из магнитофона Майкла звучит знаменитый хит Роберта Палмера «Looking for Clues» (1980). Эта песня также эпизодически звучит в американском фильме-ужасов «Возвращение живых мертвецов 2».


КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ из фильма:

Ах, какое блаженство знать, что я совершенство.

***
- Папа, ты обещал нам рассказать, как делаются деньги.
- Лучше спросите у мамы, куда они деваются...

***
Он придет, он будет добрый, ласковый... ветер перемен.

***
- Где же вы спали этой ночью?
- На такие вопросы леди не отвечают, потому что джентльмены их не задают.

***
Что это за отвратительная манера приносить печальные вести в такой счастливый день!

***
Все хорошее когда-нибудь кончается.

***
Это было прошлым летом, в середине января.

***
Полгода плохая погода, полгода - совсем никуда.

КП 14-21 ноября 2013 года


Сам фильм я выставлять не буду. Просто поставлю самую мою любимую песню. Ветер перемен

Get Adobe Flash player

Фильм популярен и сегодня:
Get Adobe Flash player

2 комментария :

  1. Я сегодня бы предложил этот фильм и его создателей к государственной премии. Жаль, что сталинских не стало. Глубокое и добрейшее.

    ОтветитьУдалить