14 ноября в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы — покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров — Днем кузнеца. Профессиональная деятельность кузнеца, хоть и была тяжелой, но хорошо оплачивалась и была уважаемой. Чтобы быть похожими на кузнеца, дети выдумывали различные игры (дошедших в белорусском фольклоре до наших дней), где бы обыгрывался образ кузнеца или его деятельности.
Несмотря на то, что современная промышленность потеснила кустарные ремесла, профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия сегодня — это дорогие предметы роскоши. Зачастую — это красивые, изящные произведения искусства. Кроме дня своего покровителя Кузьмы, кузнецы часто устраивают праздники своей профессии на различных фестивалях и выставках. Например, во время Славянского базара в Витебске ежегодно проходит Бал Гефеста. Там мастера огня и железа демонстрируют умение превращать металл в цветы, бабочек или даже головной убор. На этих ярмарках на потребу туристам куют и "монеты" (см. выше).
Однако, это не оригинальная идея. Изначально мастер кузнечного дела Александр Лысяков из Екатеринбурга уже чеканил себе такую монету. Вот о нем я и расскажу.
В 2009 году 62-летний екатеринбургский кузнец Александр Лысяков отчеканил первые антикризисные монеты...
Мастеру надоели разговоры про мировой финансовый кризис, хмурые озабоченные лица. И он решил, что пора создавать народный оберег от денежных неприятностей. Клин, как говорится, выбивают клином, значит, и деньги надо деньгой выбивать. Потому и обрег от Лысякова выглядит, как необычная монета. Правда, этот плоский металлический блинчик диаметром в три сантиметра, который должен приносить удачу, хорошее настроение и служить финансовым талисманом, назван необычно. Да что там необычно, для уха просто вызывающе - один куй!
«Теперь у меня есть личный монетный двор. – Я уже выковал две первых монеты, золотую и серебряную. Их номинал – 1 куй. Если слово рубль происходит от слова рубленный, их в древности из серебряного прута рубили, то у меня монета кованная. Отсюда и название — куй. Название из трех букв, конечно, образное, близкое русскому человеку. Ну, а что в этом такого? Каждому мужику надо завсегда иметь в кармане куй. А если нет в кармане ни куя, тогда из кризиса не выбраться! Он всегда морально поддержит, чтобы мужчина оставался мужчиной», — заметил кузнец.
По величине монета чуть больше металлического рубля, а весит 50 граммов. Как всякая денежная единица, куй должен иметь свой курс: из патриотических соображений кузнец хотел бы, чтобы его денежка была эквивалента рублю. «Уральский монетный двор поможет стране, – смеется он. – Демидов ведь тоже в стародавние времена чеканил свои монеты, причем более качественно, чем государство».
При этом свои монеты мастер считает ничем иным как единицами труда: «Куй свое дело, и тогда все будет отлично. Ведь говорят же: „Всякий кузнец своего счастья“».
Стоит отметить, что когда клиенты Лысякова узнали о новой монете, кузнецу посыпались новые предложения. Уральцы решили, что золотой или серебряный куй – самый лучший подарок в кризисный Новый год.
Кузнец называет свой куй оберегом, поэтому продавать монетку наотрез отказывается. Только дарит, и лишь избранным. Первый куй, горяченький еще, только-только с наковальни, мастер презентовал председателю одного из крупных уральских банков - решил проверить, есть ли у финансиста чувство юмора. Оказалось, что с юмором у банкира все в порядке - куй до сих пор помогает своему владельцу бороться с экономическими трудностями.
Кузнецы.Трапеза. Балакин Андрей Александр Андреевич Лысяков и его кузнецы ( г.Екатеринбург |
«А я и доволен, — шутит кузнец. — Хоть народу не грустно! Я уж и подмастерьям своим сказал, что если заказчики вдруг станут тянуть с деньгами, буду выдавать зарплату куями. Все приветственно хлопали!»
Интерес к куям проявили и профессиональные нумизматы, заявив, что монета-оберег, несмотря на то, что она не имеет никакого финансового и уж тем более государственного статуса, спустя несколько десятков лет будет просто нарасхват, поскольку это идеальный символ нынешнего кризисного времени.
- Заразить человека юмором - это же благое дело, - размышляет Александр Лысяков, очень, кстати, похожий в своей рабочей одежде на доброго волшебника. - Я считаю, что трудности, неизвестность - это прекрасный стимул к новому, это Эверест, на который предстоит взобраться и открыть невиданное. Однако для этого надо не бояться, улыбаться и работать. Кувать будущее!
Насчет финансового кризиса мудрый мастер особо не печалится. «Что за беспокойство? Все проходит, и это пройдет!— уверен Александр Андреевич.— И прожить это время надо достойно. Если вы родились человеком, который восхищается миром, то что же — во времена кризиса надо непременно черные платья надевать? И вообще, собственно говоря, что произошло?! Голодных и замерзших я не вижу. И не увижу! Я вот весной готовлюсь картошку посадить, а почему бы и нет? Не пропадем. Не может быть, чтобы такая большая страна, столько людей — и все пропало. Такого быть не может! Тем более что начало положено: вот она, самая твердая валюта!», — показывает Лысяков свой золотой куй.
Справка.
Александр Андреевич Лысяков - лауреат многих российских и зарубежных фотовыставок. Увлекался живописью. Но в 1982 году решил совместить творчество и бизнес – создал артель «Кузнецы». Сегодня у Лысякова 5 кузниц. Его корпоративные заказчики – Верхотурский мужской монастырь, зоопарк Екатеринбурга, торговый центр «Мытный двор», нескольких крупных уральских банков. Удостоен звания почетного академика ЮНЕСКО по кузнечному делу.
В 2006 году в Екатеринбурге ему установили памятник
06 августа 2006 года на пешеходном участке ул.Вайнера в г. Екатеринбурге появился третий памятник. Скульптуру установили на бойком месте, на углу ул.Вайнера и Попова. Официальное название памятника "Друзья".
В начале недели поставили сначала двух друзей.
Через 3 дня подвезли и стали устанавливать третьего друга.
В в ожидании официального открытия два друга с мешками на голове нюхали клей.
После открытия Друзья выглядели вот так. Собачка смотрит преданно на мужчину, кормящего лошадь.
Мужчина - это не собирательный образ, а вполне конкретный человек. Это модный кузнец-филосов А.Лысяков. Кузница у него на Шарташе, там же есть и конюшня, и одевается он именно так: борода, чепчик, кованая трость, саквояж, яловые сапоги, брюки-галифе. Но фартук он одевает только на работе.
Автор Борис Клочков, а лошадка – одна из конюшни при кузнице. Ещё недавно он сам выковывал каждый день по металлической розе и вырезал по деревянной рыбке-оберегу.
Верный друг с носом-пятачком.
Обнаружилась и подпись:
Мастеру А.Лысякову.
Борис Клочков,
А.Чернышов,
Б.Сергей,
Лёха Ч. 2006 г.
И ещё одна особенность - это третий памятник на Вайнера, где скульптурный человек стоит с протянутой левой рукой. По замыслу автора, в левой руке должен быть образный кусок сахара, или пучок сена. Но народ думает иначе и даёт мелочь на корм лошадке. Металлической кобыле, металлический корм.
Правда, нашлись и злые языки, утверждающие, что это просто ямщик у постоялого двора.
Посему еще раз привожу фото оригинала. В смысле Большого оригинала и Великого Мастера, Александра Лысякова, единственного обладателя звания почетного академика ЮНЕСКО по кузнечному делу.
=D7
ОтветитьУдалитьчто-то смайлики работать перестали
Удалить