Танцевать и петь любят все девочки. Половина их мечтает о том, чтобы сделать это профессией. Добиваются поставленной цели единицы. Как верно подметил классик: талантливые люди талантливы во всем. Или во многом. Такой была первая клоунесса СССР, актриса театра и звезда детской передачи «АБВГДейка» Ирина Асмус, родившаяся ровно 75 лет назад, 28 апреля 1941 года.
Ирина Асмус родилась в Ленинграде, в самый канун войны. Несмотря на тяжесть военных и послевоенных лет, у маленькой Иры была большая и красивая мечта — стать актрисой. Правда, она не могла решить, что ей нравится больше — театр, эстрада или цирк. Семья ее часто переезжала из города в город, так что постоянно ходить в какой-либо кружок Ирина не могла и довольствовалась случайными занятиями. В итоге Ирина выбрала… балет, решив поступать не куда-нибудь, а в Хореографическое училище Большого театра. В приёмной комиссии оценили старание и талант девушки и объявили, что готовы принять её. «Но учтите, что с вашим маленьким ростом примой вам не стать», — предупредили Ирину. Добровольно соглашаться на место в кордебалете, балетной массовке, гордая ленинградка не захотела. Она забрала документы и направилась в Государственное училище эстрадного и циркового искусства. Там на вступительных экзаменах маленькая девочка с большим бантом исполнила страстный неаполитанский танец, с залихватским видом спела популярную в те годы песню «Бесаме мучо», чем привела в шоковое состояние приемную комиссию, и была принята без всяких оговорок.
Ирина Асмус в фильме «Новые похождения Кота в сапогах», 1958 г |
После окончания училища Ирина стала работать в цирке как эквилибрист на першах в номере Леонида Костюка, который впоследствии много лет руководил Большим Московским цирком. Этот номер был удостоен международных наград в Монте-Карло. Перши - это такие длинные палки. Эквилибрист, "верхний", как говорят в цирке, влезает по першу, который держит его партнер, под самый купол и там, на крохотном пятачке, демонстрирует различные трюки. Эквилибр на першах — жанр весьма эффектный, но сложный и опасный. Это работа смелых, сильных людей, которые породнились с риском. Это профессия для людей с характером, а именно такой и была Ирина. Судьба предупредила ее: однажды на гастролях в Риге Леонид не смог удержать шест и Ирина упала, сильно ударилась головой о пол. Врачи выявили у артистки сотрясение головного мозга, ей запретили выходить на манеж. Тогда Ирина вспоминает свое увлечение театром и, недолго думая, поступает в драматическую студию при Ленинградском Театре юного зрителя, причем сразу на второй курс.
Ирина Асмус в телеспектакле «12 стульев» в роли Лизы Калачевой, 1966 г. |
Кстати, в это время у нее и появилось прозвище "Ириска", которое потом стало ее цирковым псевдонимом. Драматург Александр Володин, хорошо знавший Асмус по театру, безмерно удивился, вновь увидев ее на манеже: "Ириска! Ты что здесь делаешь?". Окружающие заулыбались — так удачно подошло актрисе это новое имя. Ласкательное прозвище так прижилось, что по-другому Ирину в цирке перестали называть.
Она еще играла в театре, но цирковая арена манила, недаром говорят: кто хоть раз переступил барьер манежа, тому обратного пути нет. В ее правдивости Ирине Асмус пришлось убедиться на собственном опыте. Притягательная сила этого мира - звучной музыки, многоцветных столбов света, свисающих из-под купола канатов, бледно-желтых опилок манежа - была так велика, что Ирина, одна из ведущих актрис театра, решает вернуться на манеж. Однажды народный артист СССР, известный канатоходец Владимир Волжанский предложил ей попробовать себя в качестве клоунессы, в те годы этим занимались исключительно мужчины.
Внутренняя борьба, происходившая в артистке - театр или цирк, - закончилась победой последнего. На его манеже появилась соло-клоунесса Ирина Асмус. Соло-клоун, как вы, наверное, знаете, - клоун, который один выступает на манеже. Это почетно, но очень сложно. Это был настоящий вызов — в цирке не так уж много успешных клоунов, выступающих не в группе или дуэте, а в одиночку, а уж соло-клоунесс практически нет вовсе. Впрочем, для Ириски слово "сложно" было, как красная тряпка для быка, - оно только манило, звало к преодолению "новой высоты". Многие цирковые драматурги бились над проблемой - какие слова вложить в уста женщины-клоуна, что она должна делать на арене? Удалось это известному конферансье, выпускнику режиссерского факультета ГИТИСа Сергею Дитятеву, который написал и поставил Ирине программу.
Вот как выглядели ее репризы.
Самый известный номер Ириски назывался «Да будет свет!». Он не был уморительно смешным, но пробирал зрителей насквозь. В нём полностью раскрывался драматический талант артистки. Расшалившаяся Ириска бегала по манежу, дула на прожекторы, и зал внезапно погружался в темноту. Слышался вой вьюги, а в свете единственной свечи виднелась съёжившаяся, маленькая, замерзшая фигурка клоунессы. Огонёк свечи потихоньку гас, и казалось, спустя секунду случится что-то непоправимое. Ириска начинала согревать робкий огонёк своим дыханием, от которого постепенно оживали огни цирка. Клоунесса уходила за кулисы, бережно неся в руках свечу - символ света. Эта жизнеутверждающая сценка прочно вошла в репертуар Ирины Асмус.
Еще одна любимая клоунада артистки - "Дрессировщица". Здесь уже объектом сатиры становятся некоторые женщины, полжизни проводящие у телефона. Демонстрируя "дрессированного змея", горе-укротительница то и дело хваталась за телефонную трубку, забыв обо всем на свете. "Змей" шипел и возмущался, а публика заходилась в хохоте: "Ох уж этот "вечерний звон"!".
Не только творческая фортуна улыбалась Асмус, но и на личном фронте у нее имелись поклонники, которые были готовы ради принцессы цирка на все. Цыганская страсть, моментально вспыхнувшая в начале отношений с актером Александром Хочинским (исполнитель роли цыгана Левки Демченко в фильме «Бумбараш»), дошла до свадьбы. Однако их семейная жизнь не сложилась.
Ирина Асмус в передаче «АБВГДейка» |
В конце 70-х многие цирки страны украшали такие афишы |
Михаил Сычев (на фото в центре) усыновил сына Асмус Андрея |
К семейным неурядицам добавились проблемы на телевидении. Создатели и исполнители «АБВГДейки» все чаще стали подвергаться выговорам «сверху». Придирки были самыми разнообразными. Однажды в передаче в лесу Ириска, спускаясь с дерева, сказала: «Ой, я дерево поцарапала! Я его перебинтую». И завязала на стволе бант из бинта. После показа этой передачи в адрес телевидения пришло достаточно глупое письмо: «Похвально, что клоуны берегут деревья, но приятно ли будет ходить по лесу с забинтованными деревьями?». Из-за этой глупости все участники передачи были вызваны на ковер к руководству и для промывания мозгов. Возможно, виной была зависть. Невероятная популярность Ириски многих раздражала, тем более что она по характеру предпочитала не сглаживать острые углы, не любила всевозможные компромиссы.
А в 1986 году Ирину без всяких объяснений и вовсе отстранили от ведения передачи, заменив ее, к огромному неудовольствию детей, на другую исполнительницу. В это непростое для Ирины время, от нее ушел ее второй муж, работавший инспектором манежа в одном из цирков. А в довершение «черной полосы» - актрисе объявили, что ее не берут в формирующуюся труппу для заграничного турне…
Это фото сделано в Белоруссии за 2 дня до смерти Асмус Фото из личного архива Михаила Сычева - мужа Ириски |
Ириска упала с 12-метровой высоты, выполняя примерно такой, как на фото, трюк |
Проведенное после этой трагедии расследование констатировало несчастный случай в результате «брака металла». «До цирка я работал в органах, делом гибели занимались мои знакомые из прокуратуры, - рассказывал ныне покойный бывший начальник отдела кадров Гомельского цирка Анатолий Дмитриевич Богомаз. - Расследование велось очень серьезно, с чертежами и следственными экспериментами. Коллеги как-то сказали мне в разговоре по душам: артистка сама виновата в смерти. В машинке вращения оказалась расклепанной гайка. По технике безопасности перед каждым выступлением Ириска сама должна была проверять, все ли в порядке с оборудованием. В тот день она этого не сделала». Нашлись и «крайние». Из приговора суда: «Смерти артистки способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами цирка, не выявившими грубое несоответствие аппарата техническому паспорту». Циркового инженера и инспектора манежа осудили на два и полтора года условно. Оба подсудимых свою вину не признали. По их словам, внешне механизм не вызывал опасения, поэтому испытывать его смысла не было. Кстати, говорят, расхождения с описанием на бумаге действительно были: оказывается, по техническому паспорту в аппарате «Абажур подвесной» не должно было быть никакой машинки для вращения. Люди же, близко знавшие Ирину, считают, что при расследовании были умышленно скрыты реальные факты, приведшие к гибели актрисы. Михаил Сычев спустя время провел собственное расследование: "Ире помогал молодой парень, который позже мне признался, что хотел как лучше: сильнее закрепить гайку, которая держала конструкцию. Из самых лучших побуждений разобрал узел машинки вращения, чтобы его почистить. Его ошибка была в том, что когда он заваривал болт, то слишком расплющил края гайки. Это только ослабило конструкцию. Гайка постепенно раскручивалась. Если бы кто-то раньше взглянул на эту машинку вращения... Она всегда снимается и хранится в гримерке. Этого парня я ни в чем не виню, благодарен ему, что он честно признался мне во всем". Конструкцию же злополучной машинки для вращения, которая разрабатывалась в Москве, после гибели Ирины Асмус было запрещено использовать.
Позже была устроена гражданская панихида для артистов и работников цирка, гроб с телом Ириски поставили на манеже. Простых зрителей, которые пытались попасть на манеж, попрощаться с клоунессой не пустили. Гомельский цирк выделил машину, и на ней сын, приехавший из части (он служил в районе Гомеля, в авиагородке в деревне Зябровка), увез тело матери в Ленинград, где Ирину Павловну Асмус и похоронили на Большеохтинском кладбище.
В 1986 году не было ещё интернета, о трагедии в Гомельском цирке не говорили по телевидению, статью о гибели Ириски читали далеко не все. Для многих поклонников, больших и маленьких, Ириска осталась живой, смеющейся и жизнерадостной. В одной из передач «АБВГДейка» Ириска исполнила песню, в которой были слова, будто бы написанные не о клоунессе, а об артистке, воплотившей этого персонажа: «Моя мечта – войти в манеж артисткой и людям радость жизни подарить». Ирина Асмус подарила радость многим людям разных возрастов...
Бонус.
Кристина Асмус |
They look alike
ОтветитьУдалить