четверг, 24 августа 2017 г.

24 августа Алхимику слова Пауло Коэльо 70 лет


Сегодня бразильскому писателю Пауло Коэльо, которого миллионы людей называют алхимиком слова, так огромно его воздействие на умы и души, исполняется 70 лет. Он - бывший хиппи, актер и рок-музыкант, поклонник Борхеса, Блейка, Че Гевары и Джона Леннона, любитель марихуаны и черной магией, рыцарь ордена Почетного легиона и советник ЮНЕСКО по межкультурному диалогу - один из самых незаурядных писателей в мире. Творения Пауло Коэльо, — смесь Библии со сказками Шахерезады, — когда-то поразили весь мир. Бразильский философ считает, что заработанных им денег хватит на 3 жизни. Выдать на-гора два десятка книг, разошедшихся 300-миллионным тиражом, позволил жизненный опыт. Стараниями папочки стал пациентом психушки. Через 30 лет после прощания с «желтым домом» Коэльо досконально опишет депрессию, панику, желание уйти из жизни. Его «Вероника решает умереть» помогла принять закон, запрещающий в Бразилии насильственную госпитализацию. Человек, сказавший: «Будущее открывается лишь для того, чтобы мы его изменили», не раз менял свое. Согласившись с родителями, он поступил на юрфак, но его увлекли рок и «чернокнижничество». Уже за первые пару концертов Коэльо заработал на квартиру в Рио! Затем было три ареста за анархизм, увлечение Маяковским, Марксом и Энгельсом, сатанизм. Пауло абсолютно не соответствовал своей «трусливо-пушистой» фамилии — с португальского Коэльо переводится как «кролик». Оправдал ее только в отношениях с женщинами — четыре жены как-никак. Просветление наступило после паломничества дорогой святого Иакова из Франции в Сантьяго-де-Компостела. Пауло вернулся в католицизм и стал писать свои книги-притчи. Автор легендарного романа «Алхимик», по-прежнему пишет книги для тех, кто находится в поисках, не страшится ошибок, хранит надежду и верит в любовь. «Чтобы жить полной жизнью, – утверждает юбиляр, – надо находиться в постоянном движении, и только тогда один день будет не похож на другой. Нельзя изменить того, что случилось, но можно выбрать путь, по которому идти дальше... Перемены происходят лишь тогда, когда мы идём против того, наперекор тому, к чему привыкли».

Младенец Пауло, который при рождении удостоился
сомнительного комплимента: «Вылитый отец»
Пауло Коэльо де Соуза родился дождливым утром 24 августа 1947 года, в день Святого Варфоломея. Это случилось в клинике Святого Иосифа в Рио-де-Жанейро, которая расположена в районе Умаита, где живет преимущественно средний класс. Мальчик родился мертвым. Врачи предупреждали, что эти роды — первые у двадцатитрехлетней Лижии Арарипе Коэльо де Соуза, домохозяйки, супруги тридцатитрехлетнего инженера Педро Кейма Коэльо де Соуза — окажутся трудными. Ребенок был не только первенцем у супружеской пары, но и первым внуком дедушек и бабушек со стороны отца и матери — а также первым племянником дядюшек и тетушек с обеих сторон. Предварительный осмотр показал: плод отравился опасной смесью собственных испражнений и аммиачной жидкости. Спасти такого ребенка могло только чудо. Не шевелясь, он лежал в материнском чреве и не продвигался к выходу во внешний мир, его пришлось вытаскивать щипцами. Ровно в пять минут первого врач, который буквально вывинчивал его из матери, услышал слабый хруст. Будто карандаш треснул — тоненькая ключица новорожденного не выдержала нажима щипцов. Но вряд ли это имело значение: мальчик был мертв. Видимо, захлебнулся жидкостью, девять месяцев служившей ему защитой в теле матери.
Обезумевшей от отчаяния Лижии, ревностной католичке, первым делом пришло в голову имя Святого Иосифа, покровителя клиники:
— Божественный Святой Иосиф, верни мне моего сына! Святой Иосиф, спаси его, жизнь моего ребенка в твоих руках!
Убитые горем родители попросили кого-нибудь позвать, чтобы мертворожденного соборовали. Священника не нашлось, и эту миссию взяла на себя монахиня, служившая в клинике. Но вдруг сквозь рыдания родителей послышался слабый стон — будто мяукнул котенок: младенец был жив. Трудные роды стали первым вызовом, который судьба бросила этому малышу, но он принял его и выжил.
Первые три дня жизни Пауло провел в инкубаторе. Все эти решающие семьдесят два часа при нем неотлучно сидел отец — и он покинул свой пост лишь когда стало ясно, что жизнь ребенка вне опасности. На четвертый день Пауло извлекли из инкубатора, но оставили в клинике под наблюдением врачей, проводивших ему курс интенсивной терапии. Отца сменила при младенце теща, Мария Элиза. По прошествии шести десятилетий Пауло утверждал, что Мария Элиза стала его первым воспоминанием. В остальном же малыш оказался здоровым, весил 3 килограмма 330 граммов и росту имел сорок девять сантиметров. Судя по первым записям Лижии в «альбоме младенца», у ребеночка были темные волосы, карие глаза, светлая кожа и он походил на отца (что отнюдь не являлось достоинством, поскольку Педро трудно было назвать красавцем). Ребенку дали имя в честь одного его дяди, рано умершего от сердечного приступа.

Пауло Коэльо в детстве
В 7 лет был отправлен в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы, где впервые проявилось его желание писать книги, которое, однако, не нашло понимания у его семьи (в 60-е годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой, в то время словечко «художник» было синонимом слов «гомосексуалист», «коммунист», «наркоман» и «бездельник»). Под давлением родных Пауло поступил на юридический факультет университета Рио-де-Жанейро, но вскоре бросил учёбу и окунулся в журналистику. В итоге разногласия между ним и семьёй шли по нарастающей, и в конце концов семнадцатилетнего юношу принудительно поместили в частную психиатрическую клинику для курса лечения. Ни лечение электрошоком из-за проявившейся шизофрении, ни второй курс лечения не изменили его уверенности в себе — и тогда он сбежал из клиники, скитался некоторое время, в итоге вернулся домой. Через год примкнул к движению любительского театра, ставшим массовым явлением в Бразилии 60-х годов — не только явлением искусства, но и социального протеста. Театрально-протестная активность для Коэльо закончилась в лечебнице, откуда он снова сбежал, но безденежье вынудило его вернуться домой. В итоге после третьего курса лечения его семья смирилась с тем, что «нормальной» работой он заниматься не будет. Пауло Коэльо продолжил заниматься театром и журналистикой.

Через тридцать лет после выхода из психушки Коэльо написал книгу «Вероника решает умереть». Как пишет сам Пауло, эта книга "была опубликована в Бразилии в 1998 году. К сентябрю я получил по электронной почте более 1200 писем с описанием похожих случаев и переживаний. В октябре некоторые из тем, затронутых в книге, — депрессия, паника, самоубийство — обсуждались на конференции, получившей общенациональный отклик. 22 января следующего года сенатор Эдуардо Суплиси зачитал отрывки из моей книги на пленарном заседании, что помогло бразильскому конгрессу наконец принять закон, обсуждавшийся уже на протяжении десяти лет, — «Закон о запрещении насильственной госпитализации»".

Пауло Коэльо и Рауль Сейшас
В начале 70-х Коэльо начал путешествовать по Мексике, Перу, Боливии, Чили и Северной Африке. Он вспоминает, что всего со 100 долларами в кармане проехал всю Европу.Странствия продлились пару лет, после чего Коэльо вернулся в Бразилию и начал сочинять стихи для песен (в основном анархического характера), ставших потом очень популярными, работая с известными бразильскими исполнителями, такими как рок-певец Рауль Сейшас. В результате Сейшас стал суперзвездой (второй их альбом пользовался огромным успехом, он разошелся тиражом более 500 000 экземпляров — впервые в жизни Пауло заработал приличные деньги), а самой известной их с Коэльо песней до сих пор является «Sociedade Alternativa». В то время у подростков по всей Бразилии на слуху был ее припев: «Делай что хочешь — таков весь закон. Да здравствует альтернативное сообщество: Число 666 — это и есть Алистер Кроули». За все время совместной работы, до 1976 года, они с Раулем Сейшасом сочинили более шестидесяти песен, буквально преобразивших бразильскую рок-музыку. Как он признаётся в одном из интервью, в это время он познакомился с работами противоречивого английского мистика, Алистера Кроули, повлиявшими на его творчество. Оно распространилось не только на музыку, но и на планы создания «Альтернативного общества», которое должно было стать общиной анархистов в штате Минас-Жерайс, основанной на идее Кроули. В 1973 году Пауло и Рауль вступили в «Альтернативное общество» — организацию, члены которой отрицали ценности капитализма, декларировали право индивида на свободное самовыражение, а заодно практиковали чёрную магию. Позже Пауло описал этот период в книге «Валькирии». В этот же период друзья начали выпускать серию комиксов «Кринг-ха», в которых проводилась идея свободы.


Вскоре их совместная деятельность привлекла внимание властей. В 1974 году бразильская военная диктатура (пришедшая к власти в результате переворота 1964 года) сочла Коэльо подрывным элементом и заключила его под стражу. Рауля арестовали тоже, однако его вскоре освободили, а Пауло оставался в тюрьме дольше, поскольку его сочли «мозгом преступной группы», истинным автором этих «подрывных» картинок и текстов. Подозревая в причастности к партизанскому движению, его пытали в течение недели, подводя электричество к гениталиям. Через 2 дня после освобождения его схватили на улице и снова бросили в пыточную камеру, где он провел несколько суток. Известно также, что во время пребывания в тюрьме Коэльо, его жену и Рауля Сейшаса так же пытали. Выйти из тюрьмы Коэльо неожиданно помогло прошлое: он заявил о своём сумасшествии и рассказал, что его трижды отправляли в психиатрическую больницу. На глазах у палачей он начал сам наносить себе физические повреждения, после чего пытки прекратили, его признали невменяемым и отпустили. «Меня отправили в тюрьму не потому, что я сознательно шел против системы, а просто потому, что я писал песни, которые некоторые считали революционными. Я тогда и не подозревал об этой опасности, и когда меня бросили в тюрьму, а потом когда меня похитила и пытала военизированная группировка, я чувствовал только страх. Когда меня выпустили из тюрьмы, мне пришлось себя создавать заново, потому что этот опыт совершенно опустошил меня. Эта жестокость и этот ужас ничего мне не дали. Сейчас я делаю все, что в моих силах, для осуждения пыток и борюсь с этим злом как посланник мира ООН».

с женой Сиссой
После пережитого Пауло на время оставил бурную пропагандистскую деятельность. В 26 лет он решил, что довольно с него экспериментов, — пора стать «нормальным». Он устроился на работу в фирму звукозаписи «Полиграм», где и встретил свою будущую жену Сиссу. В 1977 году супруги переехали в Лондон. Пауло купил пишущую машинку и начал писать, без особого, впрочем, успеха. Проходил месяц за месяцем, а он не сочинил ни строчки книги, о которой так долго и страстно мечтал. Приходилось признать поражение, что он и сделал, записав в дневнике слова, не предназначавшиеся для посторонних глаз: «Череда отказов. Что бы я ни посылал на конкурсы — все отвергалось. Только что получил очередной отказ. Все женщины, которых я стремился покорить, отвергали меня. Когда я говорю «все» — это не для усиления образа. Я хочу сказать, что не было ни единого исключения. С самого раннего детства я мечтал стать писателем, жить и творить за границей и получить мировую известность. И Лондон, конечно, был шагом на пути к этой мечте. Однако результаты оказались не те и не такие, каких я ждал. Мое первое и самое сильное разочарование — это я сам. Шесть месяцев обстановка вокруг меня способствует невиданному вдохновению, а я не могу взять себя в руки и написать хотя бы строчку».

Пауло на съемках порнофильма «Рохли».
Слева от него актер Анри Фонтоура, справа — режиссер Фелипе Кароне
Через год он вернулся в Бразилию, где стал администратором в другой звукозаписывающей компании, «CBS Records». Там он начал писать сюжеты к биографическим фильмам и мыльным операм. Пауло знал, как добиться успеха, шаг за шагом он поднимался по карьерной лестнице, пока в один из прекрасных дней не был уволен без всяких объяснений. Примерно в то же время Пауло развелся с женой, он встретил старую подругу Кристину Оитисию, на которой позже женился и с которой живет до сих пор. Когда писатель в четвертый раз женился, на его руке татуировку с изображением бабочки, так как он не любит обручальных колец. Хиппи, журналист, рок-звезда, актер, драматург, театральный директор и телевизионный продюсер — эта ураганная жизнь закончилась в 1982 году во время медового месяца, проведенного с четвёртой женой Кристиной в Европе. В Дахау, во время посещения музея концлагеря и позже в Амстердаме у Пауло состоялась мистическая встреча с неким человеком, которого писатель в «Валькириях», «Паломничестве», «Алефе» и на его сайте «Воин Света» называет «Джей» (лат. «J»), и который изменил его жизнь и посвятил в христианство, приведя Коэльо в католический орден RAM (Regnus Agnus Mundi), созданный в 1492 г, где «Джей» был «Учителем» Коэльо. Здесь Пауло учиться распознавать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на пути человека (по сути, эта организация является католической сектой — можно считать ее разновидностью «Опус Деи» для хиппи). «Каждый живущий должен знать два языка – язык общества и язык знаков (предзнаменований). Один нужен для общения с себе подобными, другой — чтобы понимать послания свыше».

обложка «Архивов ада»
Не прошло и трех месяцев после возвращения в Бразилию, как в октябре 1982 года издательство выпустило в свет своего первенца — «Архивы ада», сборник из шестнадцати текстов, сочиненных владельцем, Пауло Коэльо. Книжка получилась весьма примечательная. На обложке был представлен автор: с видом мыслителя он сидит нога на ногу за пишущей машинкой, в руке сигарета, а за спиной — две барышни топлесс. Одной из них была его жена Кристина, другой — старинная приятельница Стелла Паула, запечатленная на фотографии с распущенными длинными волосами, прикрывавшими обнаженную грудь и спускавшимися до талии. Несмотря на небольшой объем — всего 106 страниц — «Архивы ада» били все рекорды по числу предисловий, аннотаций и отзывов, из коих первое называлось «Предисловие к голландскому изданию» и было подписано основоположником поп-культуры Энди Уорхолом (в глаза не видевшим эту книгу, в чем спустя много лет признался сам Пауло): "…Я познакомился с Пауло Коэльо на моей лондонской вы-ставке и обнаружил, что этот человек — один из очень и очень немногих, кто по-настоящему способен сделать шаг вперед. (…) Дорогой Пауло, ты попросил меня предпослать несколько слов твоей книжке. Но у меня нет ни малейших сомнений, что она сама — предисловие к новой, уже наступающей эре, которая не станет ждать, когда уйдет предыдущая. Того, кто, подобно тебе, идет вперед, никогда не будет подстерегать опасность свалиться в яму, ибо ангелы расстелют над землей свои одежды". Второе принадлежало перу Джимми Броуэра, хозяина отеля, где супруги жили в Амстердаме, третье — журналиста Артура да Тавола, вместе с Пауло работавшего в «Филипе», четвертое — психиатра Эдуардо Маскареньяса, в ту пору — телеведущего и депутата Федерального Собрания, пятое — Роберто Менескала, которому вместе с Кристиной была посвящена книжка. В «Архивах ада» все интригует и почти ничто не поддается расшифровке. Согласно выходным данным, издание осуществлено совместно «Шоганом» и голландской фирмой «Броуэр фри пресс», по всей видимости никогда не существовавшей. Пресс-релиз еще больше запутывает дело, ибо сообщает, что «Архивы ада» первоначально были изданы за границей, что также не соответствует действительности. "Снискав себе всего за два месяца небывалый успех у критиков и читающей публики, «Архивы ада» Пауло Коэльо уже через месяц поступили на прилавки всех книжных магазинов Бразилии".


Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое турне Дорогой Сантьяго де Компостелла, старинным испанским путём паломников. Преодолев пешком 700 километров по легендарной тропе паломников, Коэльо описал это турне в своей первой книге «Паломничество» (др. название «Дневник мага»), изданной в 1987 году. Книга повествует о том, что чудеса случаются и в жизни самых обычных людей. Она вышла в небольшом бразильском издательстве и распродавалась неплохо, хотя серьезного внимания критиков не привлекла. Всякий раз, выпустив новую книгу, Пауло Коэльо какое-то время живет в тревоге и страхе, словно новичок. Так было всегда. Написав первую книгу, вместе с женой Кристиной Ойтисика он сам раздавал рекламные листовки у входа в театры и кинозалы в Рио-де-Жанейро, а потом обходил книжные магазины южной части города, чтобы узнать, сколько экземпляров продано. Прошло 20 лет, изменились методы и техника продаж, но писатель остается тем же: по мобильному телефону или через интернет с ноутбука — в какой бы точке планеты ни находился — он контролирует распространение новой книги, реакцию средств массовой информации, место в списках бестселлеров от Огненной Земли до Гренландии, от Аляски до Австралии.


В 1988 году Пауло написал следующую, совершенно иную книгу под названием «Алхимик». Это в высшей степени символическое повествование, метафора жизненного пути. К тому времени вот уже одиннадцать лет Пауло изучал алхимию, и опыт этот нашел отражение в книге. Из первого тиража, однако, было распродано всего 900 экземпляров, и издательство решило эту книгу не переиздавать. В том же, 1988 году, сразу после выхода книги «Алхимик» «Джей» отправляет Пауло вместе с женой Кристиной в паломничество на 40 дней в пустыню Мохаве в Соединённых Штатах Америки. Позднее эти события Пауло описывает в книге «Валькирии».

В июне 1988 года, когда «Алхимик» готовился к выходу, «Дневник мага» преодолел рубеж 40 тысяч экземпляров и девятнадцать недель подряд держался в списке национальных бестселлеров. Пренебрежительное равнодушие, с которым к нему относились гранды бразильской прессы, исчезло, что придавало особый, неповторимый вкус победе, одержанной и самой книгой и той партизанской войной, что вели Пауло, Кристина продвигая «Мага». В отношении «Алхимика» применили ту же тактику, что оказалась столь плодотворной с «Магом»: супруги раздавали рекламные листовки у дверей кино, театров, баров, посещали книжные магазины и оставляли продавцам экземпляры с автографом.

Из мира звукозаписи Пауло позаимствовал и привнес в мир литературы предосудительную практику так называемой «джинсы», то есть заранее проплаченных репортажей или сюжетов, лестно отзывающихся о том или ином диске (здесь — книге). Можно отыскать следы «джинсы» в сохранившихся в архиве писателя материалах, выходивших в эфир на «Пово AM-FM», высокорейтинговой радиостанции города Форталезы (штат Сеара). Присылавшиеся ему сводки доказывают, что всю вторую половину июля «Алхимик» был объектом «комментариев свидетелей» (кодированное иносказание, обозначавшее безудержно льстивые похвалы), трижды в день звучавших в эфире в программах Карлоса Аугусто, Ренана Франсы и Роналдо Сезара, в ту пору наиболее популярных ведущих.

Пауло Коэльо и его жена Кристина ясно понимали, что на войне все средства хороши. От посылки экземпляров с дарственными надписями «тузам и шишкам» бразильских СМИ — до чтения бесконечных лекций. Подобно миссионеру он в любое время дня и ночи был готов говорить на любую из восьми отработанных тем, которые сам предлагал: «Священные пути древности», «Пробуждение магов», «Обряды и ритуалы R.A.M.», «Философия и практика оккультных обрядов», «Эзотерическая традиция и практики R.A.M.», «Магия и могущество» и т. д. По окончании лекции слушатели имели возможность получить экземпляры «Алхимика» и «Мага» с автографом. Заполнять зал труда не составляло. Судя по ежедневнику Пауло, он выступал не только в таких респектабельных аудиториях, как Национальный театр (Бразилиа) и на факультетах университета Кандидо Мендеса (Рио-де-Жанейро), но и в маленьких отелях-фазендах в провинциальных городках штата Гойас и даже в частных домах. Плоды этой кампании, однако, проявлялись не сразу, и цифры продаж росли медленно. Через шесть недель после выхода было реализовано всего несколько тысяч экземпляров — это настоящее чудо для такой страны, как Бразилия, и в то же время ничтожно мало по сравнению с тем, как расходился «Дневник мага», а главное — с надеждами, которые возлагал на свою вторую книгу автор.

«Продажи до сих пор не достигли и 10 % запланированного объема. Я считаю, что успех зависит от чуда. Целый день сижу у телефона, а он молчит. О Господи! Почему не позвонит какой-нибудь журналист и не скажет, что ему понравилась моя книга? Моя работа для меня важнее, чем мои мании, слова и чувства. Ради нее я унижаюсь, прошу, надеюсь и отчаиваюсь» — писал в своем дневнике Коэльо.

Но Пауло не отказался от своей мечты. Он обратился в более крупное издательство «Рокко», которое заинтересовалось его трудом. Первое издание, выпущенное «Рокко», в считанные дни испарилось с прилавков книжных магазинов, автор же — невиданное дотоле дело — попал сразу в два списка бестселлеров: с «Дневником мага» — в «нон-фикшн», с «Алхимиком» — в разряд «художественная литература». С той поры объем продаж будет только возрастать.

Неудивительно, что те, кто возделывал скудную ниву бразильского книжного бизнеса, заинтересовались автором, который всего двумя названиями сумел достичь полумиллионной отметки проданных экземпляров. Под олимпийски бесстрастным присмотром СМИ люди сметали книги с прилавков, тысячами собирались по всей стране слушать автора — и вовсе не затем, чтобы перед ними переливали из пустого в порожнее. Создавалось впечатление, что читатели хотели приобщиться к духовным поискам, о которых автор рассказал в своих книгах. Лекции — или «встречи с читателями», — устраиваемые Коэльо, пользовались огромным успехом, народ на них в буквальном смысле ломился, и нередки бывали эпизоды, подобные тому, что произошел в столичном университете Мартинса Пены, когда устроители вечера вынуждены были вывести наружу динамики для тех, кому не хватило места в аудитории, рассчитанной на две тысячи человек. Интервью, которое Пауло дал журналистке Маре Режеа с канала «Радио насьонал де Бразилиа», пришлось повторить трижды по просьбе тех, кто желал в течение полутора часов слушать про алхимию и мистицизм. И так было по всей стране. В городе Бело-Оризонте трехсотпятидесятиместный зал в «Банко де Дезенволвименто де Минас-Жерайс» не смог вместить тысячную аудиторию, так что молодой Афонсо Боржес, организатор лекции, должен был поставить в разных концах здания теле мониторы, чтобы никто не лишился возможности послушать слова мага.

Пресса же, очнувшись от спячки, впала в растерянность, ибо не знала, как объяснить такой лавинообразный успех. Не решаясь судить о собственно литературных достоинствах обеих книг, журналисты предпочли расценить его как преходящий маркетологический феномен. По почти единодушному мнению, писатель Пауло Коэльо просто вошел в моду, «попал в струю», подобно тому, как в свое время это случилось с твистом или с автором рок-текстов Пауло Коэльо и его Альтернативным обществом. Два года назад в газете «Глобо» его назвали «Кастанедой с Копакабаны», после чего СМИ практически позабыли о его существовании. Лишь когда его книги вышли на первые места в списках бестселлеров, а газета «Эстадо де Сан-Пауло» обнаружила, что «Дневник мага» и «Алхимик» разошлись более чем полумиллионным тиражом, критики осознали: два года не просто стабильного, но и нарастающего успеха — слишком много для модного поветрия.

«Алхимик» до сих пор остаётся самой продаваемой книгой в истории Бразилии и даже упомянут в Книге рекордов Гиннеса. В 2002 году португальский «Журнал де Летрас», авторитетное издание в области местной литературы и литературного рынка, объявил о том, что количество проданных экземпляров «Алхимика» превышает количество проданных экземпляров любой другой книги, написанной на португальском за всю историю развития этого языка.

В сентябре 1993 года «Алхимик» возглавил список бестселлеров Австралии. «Сидней Морнинг Геральд» заявил: «Это книга года. Очаровательный пример безграничного изящества и философской глубины». В апреле 1994 года «Алхимик» вышел во Франции («Анн Карьер Эдисьон»). В прессе он получил великолепные отзывы, а читающая публика приняла книгу с восторгом. Так «Алхимик» начал восхождение по списку бестселлеров. За два дня до Рождества Анн Карьер писала Монике: «Посылаю вам в подарок список бестселлеров из Франции. Мы на первом месте!» В каждом французском списке эта книга находилась на первом месте, где и продержалась пять лет. С тех пор каждый из шести романов Коэльо, переведённых на французский язык, успел возглавить списки бестселлеров, удерживая позиции на протяжении нескольких месяцев. Однажды три романа одновременно возглавляли лучшую десятку.

После такого феноменального успеха во Франции книги Пауло Коэльо перестали быть чисто литературным явлением и, заручившись поддержкой Европы, начали свое триумфальное шествие по всему миру.

Если для человечества авторитет Пауло Коэльо, был уже непререкаем, то отношение к нему бразильской критики доказывало справедливость язвительного афоризма, пущенного композитором Томом Жобимом: «У нас в Бразилии чужой успех воспринимается как личное оскорбление — что-то вроде пощечины». Критики продолжали изощряться в колкостях. Успех французского «Алхимика» только подхлестнул их пыл. «Прежде мои недоброжелатели могли сделать клеветнический вывод о том, будто все бразильцы — ослы, раз они меня читают, — заявил Коэльо журналисту Наполеону Сабадо из «Эстадо де Сан-Пауло». — Ныне, когда мои книги с успехом продаются за границей, трудно перенести это огульное высказывание и на всех остальных». Оказалось, что вовсе не трудно. Для критика Силвиано Сантьяго, доктора литературоведения из Сорбонны, то обстоятельство, что книги Коэльо стали бестселлерами в такой стране, как Франция, ровным счетом ничего не значило. «Пора прояснить природу успеха, которого он добился во Франции, — сказал он в журнале «Вежа». — Широкая читающая публика в этой стране в массе своей столь же незатейлива и примитивна, как и во всякой другой». Некоторые критики даже не дали себе труда открыть книги Пауло, прежде чем осудить их. «Не читал, но мне не понравилось», — вынес свой вердикт Дави Арригуччи-младший, влиятельный критик и преподаватель литературы из университета Сан-Пауло. Тем временем зубодробительные отзывы не оказывали ни малейшего воздействия на бразильских читателей и еще менее — на иностранных. Скорее наоборот. Если судить по цифрам, армия поклонников Коэльо росла в той же пропорции, что и ярость критиков.

До публикации в США «Алхимик» выходил в небольших испанских и португальских издательствах. В Испании книга не входила в список бестселлеров до 1995 г. Семь лет спустя Издательская гильдия Испании написала, что «Алхимик» стала лучшей продаваемой книгой 2001 года в Испании. В 2002 году испанское издательство подготовило беспрецедентный выпуск собрания сочинений Пауло Коэльо. В Португалии, где разошлось более миллиона экземпляров его книг, Коэльо также считается самым продаваемым автором.

В 1995 году «Алхимик» был опубликован в Италии («Бомпьяни») и тут же занял первую позицию в списке бестселлеров. В следующем году Пауло Коэльо был удостоен двух престижных итальянских премий — «Супер Гринцане Кавур» и «Флаиано Интернешнл».
В 1996 году «Эдиториал Обжетива» получила права на книгу «Пятая гора», заплатив аванс в миллион долларов — самый крупный из всех, что когда-либо получали бразильские авторы. В том же году Пауло был удостоен звания «Chevalier des Artes et des Lettres», а Филипп Дуст-Блази, министр культуры Франции, заявил: «Вы стали алхимиком для миллионов читателей. Ваши книги творят благо: они побуждают нас мечтать и ведут на поиски духовной истины». В том же 1996 году Коэльо был назначен особым советником программы ЮНЕСКО «Духовные точки соприкосновения и межкультурные диалоги».

В том же году «Алхимик» был опубликован и в Германии («Диогенес»). В 2002 году издание в твёрдой обложке побило все рекорды, продержавшись более шести лет в списке бестселлеров журнала «Дер Шпигель».

Пауло дает интервью на Франкфуртской книжной ярмарке.
Рядом с ним — Шико Буарке, один из немногих бразильцев,
уделивших внимание этому мероприятию
В 1997 году на Франкфуртской книжной ярмарке его издатели вместе с представителями «Диогенес» и «Сан-Хорди» устроили вечеринку в честь Пауло и в честь предстоявшей тогда же международной публикации «Пятой горы». Это произошло в марте 1998 года, и главные торжества проходили в Париже. Пауло привел в восхищение его успех в Книжном салоне («Салон дю Ливр»), где он подписывал свои книги на протяжении семи с лишним часов. Его французский издатель, Анн Карьер, организовала в его честь ужин в музее Лувр. Этот ужин посетили несколько сотен знаменитостей и журналистов.

В 1997 году Коэльо опубликовал свою очередную книгу — «Учебник воина света», собрание философских мыслей, помогающих нам открыть воина света в самих себе. Миллионы читателей оценили эту книгу по достоинству. Это была первая книга Коэльо, вышедшая сначала за границей, а потом уже в Бразилии. Она родилась благодаря итальянской издательнице Элизабете Сгарби из Бомпиани. Воодушевленная успехом, который Пауло снискал у нее на родине, издательница связалась с Моникой, чтобы узнать, нет ли у Пауло чего-нибудь неопубликованного для составленной ею серии «Ассаджи» («Пробы»), Коэльо же уже давно вынашивал идею объединить в одной книге размышления и заметки, которые делал на протяжении многих лет, — так что предложение поступило очень своевременно.

В книге «Вероника решает умереть», опубликованной в 1998 году, Коэльо возвращается к повествовательной манере. Этот роман получил прекрасные отзывы. Автор, всегда добивающийся, чтобы его книги были как можно более доступны для читателей, решил на этот раз изменить тактику выпуска новинки. Издательство «Обжетива» по настоянию Коэльо вдвое сократило расходы на рекламу «Пятой горы», и эта мера позволила урезать цену на экземпляр в твердой обложке на 25 %. Следующим шагом к популяризации его произведений стал контракт с сетью супермаркетов «Каррефур», включившей «Веронику…» в пакет своих предложений к празднику «Дня нации».

В январе 2000 года Умберто Эко в интервью для «Фокуса» сказал: «Мне нравится последний роман Коэльо. Он и в самом деле производит на меня глубокое впечатление». Шинед О’Коннор в интервью «Айриш Сандей Индепендент» заметила: «Самая невероятная книга, какую я когда-либо читала, — это «Вероника решает умереть».

Осенью 1998 года Пауло совершил турне по Азии и странам Восточной Европы, начав его в Стамбуле, проехав на Восточном экспрессе через Болгарию и завершив свой путь в Риге. Журнал «Лире» (март 1999 г.) объявил его вторым из самых продаваемых авторов 1998 года во всём мире.

Одиночество триумфатора:
Пауло, получив орден Почетного легиона, заперся в ванной отеля и
запечатлел свою радость от получения высокой награды
В 1999 году Коэльо был удостоен престижной награды «Кристал эуорд». Как было сказано на Международном экономическом форуме, «Пауло объединил такие разные культуры силой слова, чем и заслужил эту награду». С 1998 года и по сей день Пауло остается почетным членом Международного экономического форума. В 1999 году Французское правительство удостоило его звания кавалера Национального ордена Почётного легиона. В 2000 году его избрали в члены правления Швабского фонда социального предпринимательства.

В том же году Пауло принял участие в книжной ярмарке в Буэнос-Айресе, где демонстрировал книгу «Вероника решает умереть». Посетители отреагировали на неожиданное присутствие Пауло в высшей степени эмоционально. Все средства массовой информации согласились, что никто из других авторов не может собрать столь многочисленную публику. «Коллеги, работающие на книжной ярмарке на протяжении последних 25 лет, утверждают, что не видели ничего подобного, даже когда был жив Борхес. Это исключительный случай. Не думаю, что когда-либо увижу, как другой писатель вызовет подобную реакцию. Невозможно описать в словах то восхищение, какое Пауло пробуждает в людях», — говорила Лидия Мария из V & R. Однажды очередь из желающих получить автограф выстроилась за четыре часа до назначенного времени, и распорядители ярмарки согласились продлить рабочий день, чтобы никто не ушёл разочарованным.

На вопрос о популярности и о том является ли она неотъемлемая спутницей гения, Пауло отвечает: «В современном мире легко дать определение понятию «популярность», однако гораздо сложнее определить, кто такой «гений». Для меня гений — это человек, взявший себе в союзники чуткое сердце и здравый смысл. Я бы привел в качестве примера гениальность Манделы и Ганди. Их знает весь мир, но я не уверен, что лавры всегда достаются тому, кто этого больше всего заслуживает. К счастью, мы узнаем имена многих великих людей. Однако многие другие делают свою работу в тени и именно они, как мне кажется, являются настоящими воинами света.»


В марте 2000 года, сдав в издательство «Обжетива» роман «Дьявол и сеньорита Прим», Коэльо улетел в Париж, где набирала обороты рекламная кампания, приуроченная к выходу «Вероники…» в переводе на французский. Однажды в понедельник, в пепельно-серое промозглое утро, его внимание, как и внимание миллионов парижан и приезжих на улицах французской столицы, привлекли автобусы маршрута 87, на бортах которых Пауло на голубоватом фоне увидел собственное лицо крупным планом и сообщение о том, что «Вероника…» поступила во все книжные магазины города. Автобусы, украшенные такой рекламой, выехали с востока, с Пор-де-Рёйи, пересекли весь город, проделав около тридцати километров по самым оживленным местам Парижа — Лионский вокзал, площадь Бастилии, Сен-Жермен-де-Пре, — и завершили путь в финальной точке, на Марсовом Поле. Подобная рекламная акция прошла в тот день и в четырнадцати других французских городах. Тем не менее ожидаемых результатов PR-усилия на этот раз не принесли. Французам, вероятно, не понравилось, что книгу рекламируют как новый сорт мыла или зубную пасту, и продажи «Вероники…» оказались ниже ожидаемых, не достигнут уровня предыдущих книг, несмотря на то, что средства были вложены более значительные. Пресса, впрочем, приняла новинку тепло, а консервативная и основательная «Фигаро», пользующаяся репутацией влиятельнейшей газеты в стране, в своих оценках ничем не отличалась от бойкого «Экспресс». Одновременно — но тоже без прежнего ажиотажа — роман начал поступать в книжные магазины Тайваня, Японии, Китая, Индонезии, Таиланда и Соединенных Штатов.

Пауло со своим иранским издателем Арашем Хежази (в очках): чтобы избежать «официального пиратства», первое издание «Заира» должно было выйти в Тегеране даже раньше, чем в Бразилии
В мае 2000 г. Пауло приехал Иран и стал первым с 1979 года немусульманским писателем, посетившим страну в рамках официального визита. Его пригласил Международный центр диалога между цивилизациями. Подсчитано, что до этого визита уже были распроданы миллионы пиратских копий его книг (Иран никогда не подписывал международных соглашений по авторским правам). Пауло Коэльо стал также и первым немусульманским писателем, получившим гонорар за издания своих книг в этой стране. До этого он и надеяться не мог на столь теплый прием и широкое признание в стране, так непохожей на страны Запада. Послушать его и подписать книги пришли тысячи иранских читателей. Но уже в 2011 году правительство Ирана без объяснения причин запретило публиковать любые и продавать книги Пауло Коэльо.

По данным писателя, за 12 лет, которые его книги публикуются в Иране, было продано 6 миллионов копий. Он подчеркнул, что его книги выходили при разных правительствах в стране, и что нынешний запрет можно объяснить лишь недоразумением. В то же время Коэльо обратился за поддержкой к правительству Бразилии. С осуждением произошедшего тогда выступило министерство культуры страны.

К слову, главный герой романа "Заир" встречается в отеле «Бристоль», этом храме роскоши на улице Сент-Оноре в ПАриже, со своей женой, журналисткой Эстер, чтобы выпить в кафе отеля горячий шоколад с апельсиновыми цукатами. В благодарность за невольную рекламу руководство отеля решило назвать этот напиток «Горячий шоколад Пауло Коэльо» — такое название украшает золотистую обертку плиток шоколада, которые продают гостям по десять евро.

В сентябре 2000 года книга «Дьявол и синьорита Прим» была опубликована одновременно в Италии («Бомпьяни»), Португалии («Пергаминьо») и Бразилии («Обжектива»). В дни выхода первого тиража Пауло в своём доме в Рио-де-Жанейро давал десятки интервью международным средствам массовой информации. В 2001 году книга продолжала публиковаться по всему миру и вошла в списки бестселлеров на тридцати языках, на которые была переведена к тому времени.

В это же время впервые было публично объявлено о существовании института Пауло Коэльо, который он вместе со своей женой, Кристиной Оитисией, основал еще в 1996 году. Коэльо говорит, что ему хватит денег на три инкарнации. Он зарабатывает столько, что решил каждый год жертвовать по четыреста тысяч долларов из своих авторских гонораров в фонд института, который помогает беспризорным детям в самых жалких трущобах Рио, самым беззащитным старикам. Он спонсирует переводы бразильских классиков на другие языки, исследования по палеонтологии столь любимой им Бразилии, которую Коэльо считает самой удивительной страной в мире. Ибо в ней — как он говорит — нет разделения на мирское и священное и никто не стесняется верить в духовное начало.

В 2001 году Пауло был удостоен БАМБИ, самой старой и наиболее почётной награды Германии. Согласно мнению жюри, убеждение автора в том, что каждому человеку предназначено стать «воином света» в этом темном мире, содержит глубокий гуманистический смысл, который приобрел особо трагическое звучание в связи с событиями того года.

В том же 2001 году Пауло впервые посетил Колумбию и принял участие в книжной ярмарке Боготы. Тысячи поклонников, ожидавшие прибытия своего кумира, приветствовали его так бурно, словно перед ними предстала какая-нибудь звезда поп-музыки. Пауло призывал к спокойствию и терпению, обещая подписать все книги. Всего за пять часов было подписано и продано 4000 экземпляров.

«Глобализация» литературного успеха способствовала проникновению Коэльо в самый высший круг международной элиты. Начиная с 1998 года он неизменно участвовал во Всемирном экономическом форуме, впервые организованном в 1971 году в швейцарском городе Давосе, куда ежегодно съезжались мировые знаменитости из мира политики (с 2000 года Пауло по приглашению учредителя стал членом фонда Шваба). Главный гость Давосского форума-2000, американский президент Билл Клинтон, за несколько месяцев до этого на лужайке Белого дома, где приземлился его вертолет, сфотографировался с томиком «Алхимика» в руках. Узнав, что и бразилец тоже в Давосе, Клинтон сделал первый шаг к знакомству: «Эту книгу дала мне моя дочь Челси, — сказал президент, — она просто заставила меня прочесть „Алхимика“. И мне так понравилось, что я дал ее Хиллари». Встреча завершилась приглашением «с открытой датой». Спустя семь лет, в 2007 году, по просьбе предвыборного штаба Хиллари Клинтон Пауло напишет обращение в поддержку ее кандидатуры на пост президента США. Давос и до, и после этого давал ему возможность лично познакомиться с самыми именитыми своими читателями — бывшим премьер-министром Израиля, лауреатом Нобелевской премии мира Шимоном Пересом, голливудской кинозвездой Шарон Стоун, итальянским писателем Умберто Эко, предпринимателями Биллом Гейтсом и Ричардом Брэнсоном, палестинским лидером Ясиром Арафатом и германским канцлером Герхардом Шредером (Коэльо знаком и с нынешним канцлером Ангелой Меркель).

В сентябре Коэльо посетил книжный магазин «Бордерс» в Лондоне, где также подписывал свои книги. По словам распорядителя, Финна Лоуренса, церемония подписания «Дьявола и синьориты Прим» («ХарперКоллинз») «несомненно стала крупнейшим событием года». Ее посетили жители всех пяти континентов — гости из Японии, Пакистана, Анголы, Америки и всех европейских стран. В ноябре Коэльо отправился в Мексику, где его часами ожидали тысячи читателей на книжной ярмарке в Гвадалахаре.

В начале 2002 года Пауло впервые приехал в Китай, где посетил Шанхай, Пекин и Нанкин, приняв участие в различных мероприятиях, в том числе раздаче подписей и встречах с читателями.

Коэльо избран членом Бразильской академии литературы
На аудиенции у папы римского Иоанна Павла II
Пауло принят президентом Бразилии Лулой в Букингемском дворце,
куда писателя пригласила английская королева
25 июля 2002 года Пауло Коэльо стал членом Бразильской литературной академии (ABL). По общему согласию ему предоставили кресло номер 21. Цель этой академии, штаб-квартира которой находится в Рио-де-Жанейро, — сохранение бразильской культуры и языка. Сразу же после избрания Пауло получил более трёх тысяч посланий от читателей и стал главным объектом новостей по всей стране. Когда писатель выходил в тот день на улицу, поклонники, собравшиеся у дверей его дома, встретили его аплодисментами.

Несмотря на горячее признание со стороны миллионов, Коэльо порой подвергался нападкам со стороны некоторых литературных критиков, потому избрание в члены Академии и стало таким важным общественным событием.

В октябре 2002 года Пауло получил награду Planetary Arts (Планетарных искусств) Будапештского клуба во Франкфурте, где в его честь бывший президент США Билл Клинтон произнёс хвалебную речь.

Пауло всегда рассчитывал на чистосердечную поддержку со стороны своих издателей. Тем не менее, его успех не ограничен литературной сферой, но затрагивает также другие культурные и социальные области.

Драматический и поэтический потенциал его творчества оценили многие театральные коллективы. «Алхимик», например, был поставлен на сценах всех пяти континентов в различных театральных формах — в музыкальных и танцевальных театрах, в театре марионеток, в виде оперы и художественного чтения со сцены. В конечном итоге книга дошла и до Бродвея, где из неё сделали мюзикл. Другие книги Коэльо, такие как «Вероника решает умереть», «У реки Пьедра я сидела и плакала», «Дьявол и синьорита Прим», также привлекли внимание драматургов.

Карикатура, напечатанная в «Журнал до Бразил»,
привела Пауло в негодование:
по мнению критика, изучать книги Коэльо в школах —
значит превращать детей в ослов
Несмотря на весь этот успех, многие бразильские критики считают его незначительным писателем, чьи работы слишком просты. Некоторые из них также называют его работы «коммерческими» и ориентированными на рынок. Его избрание в Литературную академию Бразилии оспаривается многими бразильцами.

Известная российская телеведущая и сценарист Авдотья Смирнова сказала о нём следующее: «Раздражение, которое Коэльо вызывает у любого мало-мальски литературно искушенного читателя, объясняется прежде всего его необычайной серьезностью, гусиной какой-то важностью — скука смертная, на весь роман ни одной шутки, ни одной улыбки, ни одной остроты. Я имею в виду не хиханьки-хаханьки, остроты в литературе бывают какие угодно — фонетические, философские, выворачивающие идиомы; но вот так, без единой даже тени жонглирования, без малейшего артистизма, без намёка на игру ума, так настоящая литература не случается. Между тем именно эта серьёзность и делает Коэльо таким популярным писателем».
На все упреки критиков Коэльо отвечает так: «Мне не сложно излагать свои чувства в письменном виде. Я пытаюсь писать кратко и не отступать от сути. Именно так, как любят читатели и ненавидят критики. Они хотят более сложные книги».

И вообще Коэльо не считает, что открывает что-то новое в своих произведениях: «В жизни есть только четыре сюжета: история любви между мужчиной и женщиной, между тремя людьми, борьба за власть и путешествия. Все мои книги основаны на этих сюжетах. В каком-то смысле, все писатели рассказывают истории, которые когда-то уже были рассказаны».



В сентябре 2002 году Пауло произвел настоящую сенсацию, отправившись в Россию с пятью своими книгами, которые одновременно попали в список местных бестселлеров: «Дьявол и синьорита Прим» (номер первый), за которым следовали «Алхимик», «Книга Воина Света», «Вероника решает умереть» и «Пятая гора» (издательство «София»). Всего лишь за 2 недели в России было продано свыше 250 000 экземпляров его книг, а за год — в общей сложности более миллиона. По словам коммерческого директора сети MДK, церемония подписания книг здесь приобрела самый широкий масштаб: «Мы никогда не видели, чтобы столько читателей приходили для того, чтобы их любимый автор оставил на книгах свою подпись. Мы провели множество мероприятий в нашем книжном магазине. Прежде нас посещали такие влиятельные гости, как экс-президенты Ельцин и Горбачёв и даже ныне действующий президент Путин, но столько посетителей у нас не собиралось никогда. Это было поистине невероятное событие. Пришлось даже отказывать сотням читателей, пытавшихся присоединиться к огромной толпе».


В 2007 году Коэльо получил знак, что надо совершить повторное 90-дневное паломничество, и он отправился через Россию - на Восток. «Путешествие по Транссибирской магистрали стало одним из поворотных пунктов в моей жизни. Я счастлив, что мне довелось побывать в Сибири и познакомиться с читателями, с которыми иначе я никогда бы не встретился. Я рад, что снял фильм об этих событиях — его можно посмотреть на портале Youtube».



Но этим феномен Пауло Коэльо не ограничивается. Наряду с книгами выпущен ряд продуктов, имеющих непосредственное отношение к автору и его творчеству, — таких, как ежедневники, календари, записные книжки, художественные альбомы и даже компьютерные игры «Пилигрим», «Легенда» и «Тайна Аламута» («Арксел-Гильд»), разработанные в сотрудничестве с писателем.

Пауло постоянно поддерживает связь со средствами массовой информации посредством многочисленных интервью, а также статей в газетах и журналах. За несколько лет он написал множество статей и очерков для всех наиболее влиятельных изданий.

В марте 1998 года Коэльо стал вести ежедневную колонку в бразильской газете «О Глобо». Она пользовалась таким успехом среди читателей, что «Сант-Хорди» предложило ему вести колонки и в других международных изданиях. Четыре года спустя они до сих пор публикуются в таких газетах, как мексиканская «Реформа».

Колонки Коэльо регулярно выходили в «Коррьере делла Сера» (Италия), «Эль Семаналь» (Испания), «Та Неа» (Греция), «ТВ-Хёрен + Зеен» и «Велт ам Зоннтаг» (Германия), «Анна» (Эстония), «Зверцадло» (Польша), «Эль Универсо» (Эквадор), «Эль Насьональ» (Венесуэла), «Эль Эспектадор» (Колумбия), «Чайна Таймс Дейли» (Тайвань) и многих других периодических изданиях.

Коэльо слегка похож на престарелого рок-певца. Он носит черные футболки и джинсы. «Меньше шансов, что они испортятся в отельных прачечных», — отвечает писатель на вопросы журналистов об одежде.

На досуге Коэльо любит читать, путешествовать, компьютеры, играть в футбол, прогулки, часто общается со своими фанатами, занимается музыкой и Kyudo (своего рода медитативная стрельба из лука). Каждое утро он просыпается рано и после двухчасовой прогулки выпускает 24 стрелы, используя один из своих трех луков.

Формулу успеха и удачи Пауло Коэльо можно вывести, если внимательно прочесть все его высказывания, которые писатель когда-либо произносил, отвечая на вопросы журналистов, публиковал в своих блогах и газетных колонках, а также в авторских статьях, напечатанных во многих популярных изданиях.

«Каждый человек должен хранить внутри себя священный огонь безумия, а вести себя должен как нормальный человек».

«Если мы будем внимательны к знакам, которые посылает нам судьба, и будем следовать им, то чего бы мы ни пожелали — любви, денег, вдохновения, успеха, обязательно сможем достигнуть».

Эти простые правила позволили Коэльо заполучить огромную армию поклонников. И курьеры, и принцессы знают его в лицо. Даже во время скандала с Моникой Левински Билла Клинтона сфотографировали с «Алхимиком» в руках. А вот как об этой книге отозвалась Мадонна: «Прекрасная работа о магии, мечтах и сокровищах прямо за порогом». Любая суперзвезда имеет подборку книг Коэльо в своей библиотеке. Джулия Робертс высказала свое мнение в документальном фильме о писателе: «Это как настоящая магия, Пауло пишет просто восхитительно».

Большинство читателей приписывают успех Коэльо возвышенной всепрощающей пантеистической духовности в его книгах. Наугад откройте любую книгу и обязательно наткнетесь на тезисы вроде «все взаимосвязано» или «быть счастливым не грешно». По мнению писателя, каждый день, будь то изменения погоды, случайные совпадения или просто обыденные события, мы сталкиваемся с чудесным. Его сюжеты всеобъемлюще символичны, и, может быть, именно поэтому многие читатели видят в книгах собственное отражение. На самом деле истории некоторых персонажей взяты из реальной жизни: например, в книге «Заир» повествование идет о человеке, от которого ушла жена, после чего он ради самопознания отправляется в путешествие. Прототипом женского персонажа послужила военный корреспондент Кристина Ламб, которая по возвращении из Ирака в 2003 году брала у Коэльо интервью. Возможно, благодаря именно таким знакомствам писатель ежедневно повторяет свою молитву о том, чтобы в последующие 24 часа встретить как можно больше интересных людей.

«Я понятия не имею, почему так популярен. А если узнаю, то потеряю свою магию. Начну писать по формуле. Я лишь знаю, что мои книги греют сердце».

Коэльо обладает гибкостью ума и смотрит на возможные будущие неурядицы со своей традиционной, почти сверхъестественной невозмутимостью — «Проблема большинства людей в том, что они считают все дни однообразными, или их сдерживает страх, боязнь смерти. Мне смерть не страшна. Я видел собственные похороны, я видел, как душа отделилась от тела и взмыла вверх. И я знаю, что мы продолжим существовать. Жизнь после смерти возможна. Я уверен в этом».

Коэльо, похоже, совсем не испорчен обретенным богатством. И хотя книги принесли ему немалое состояние — апартаменты в шестом районе Парижа с импровизированным тиром для стрельбы из лука, переделанная в жилой дом мельница во французских Пиренеях и домик на пляже Копакабаны, — Пауло остался простодушно открытым, доступным и гордится близостью с читателями.

Давая бой пиратам «на их территории»,
Пауло появляется на своем сайте в образе пирата и
открывает доступ к своим книгам в интернете
«Я интернет-наркоман. Каждый день на мою электронную почту приходит по 1 тысяче писем, я специально нанял четырех человек, чтобы отвечать на них. Плюс есть еще мои форумы, блог. Обожаю всем этим заниматься. Я не хожу на тусовки, коктейльные вечеринки или званые ужины. Ненавижу казаться умником. Люди знают, что всегда могут со мной связаться».

Как он реагирует на людей, которые убеждены, что он может вылечить мир или по крайней мере их собственный мир? Как насчет женщины, которая пришла к нему домой и заявила, что космический спутник приказал ей покончить с жизнью прямо перед писателем?

«Конечно, неожиданные визиты случаются. Я бы сказал, что один из каждой сотни читателей реагирует так экстремально. Той женщине я порекомендовал пойти в Сантьяго (сюжет «Дневника мага»), и однажды она позвонила мне и сказала, что передумала себя убивать».

Пауло Коэльо открыт для общения, он рад каждому человеку, с которым имеет возможность поговорить: «Путь всегда преображает человека. А встречи, которые происходят в дороге (Пауло Коэльо обожает путешествовать — «Советы путешественникам от Пауло Коэльо»), не случайны. И понимание смысла этих, казалось бы, ничего не значащих встреч наступит позже, как и понимание сущности нашего пути. Мы все поймем потом, а пока надо идти вперед».

Сейчас Коэльо живёт со своей женой Кристиной, в Рио-де-Жанейро, в Бразилии, и в Тарбе, во Франции.


Экранизации
"Вероника решила умереть", реж.: Кей Хория; 2005
"Вероника решает умереть", реж: Эмили Янг; 2009; IMDb: 1068678
В 2014 в минском Камерном драматическом театре состоялась премьеру спектакля «Вероника решает умереть» по бестселлеру бразильского писателя Пауло Коэльо. Разрешение на использование сюжета культовый автор дал за несколько лет до этого. В постановке заняты популярные белорусские актеры театра и кино. А в качестве музыкального сопровождения в спектакле использованы песни Бориса Гребенщикова.


В 2014 году на экраны вышел фильм «Пилигрим: Паоло Коэльо», который рассказывает нам о жизненном и творческом пути писателя. В российском прокате он появился в марте 2015 года.
С 2016 года планируются киносъёмки по роману «Алхимик».

Его книги, неизменно становящиеся бестселлерами и занимающие верхние строчки в рейтингах популярности, вызывают горячие споры. Затронутые им проблемы, высказанные им идеи, созданные им образы находят отзвук в сердцах миллионов читателей, ищущих свой путь и новые способы постижения мира.

«Алхимик»
  • Есть только она причина, которая делает мечту недостижимой — страх провала.
  • Какую чушь иногда несут люди. Право, лучше уж общаться с бессловесными овцами, которым бы только есть и пить. Или книги читать — они рассказывают невероятные истории, и именно тогда, когда хочется их услышать. А вот с людьми хуже: брякнут что-нибудь, а ты сидишь как оплеванный, не зная, что сказать в ответ.
  • Мудрецы давно уже поняли, что наш мир сотворен по образу и подобию рая. Само существование этого мира – гарантия того, что существует иной, более совершенный.
  • Если человек действительно чего-то захочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось.
«Одиннадцать минут»
  • Жизнь порой бывает удивительно скупа — целыми днями, неделями, месяцами, годами не получает человек ни единого нового ощущения. А потом он приоткрывает дверь — и на него обрушивается целая лавина.
  • Все на свете хотят счастья — и ни у кого не получается.
  • Потеря тех, в кого я влюблялась, прежде ранила мне душу. Теперь я убеждена: никто никого не может потерять, потому что никто никому не принадлежит. Вот она, истинная свобода — обладать тем, что тебе дороже всего, но не владеть этим.
«Вероника решает умереть»
  • Оставайтесь безумными, но ведите себя как нормальные люди. Рискуйте быть другими, но научитесь делать это, не привлекая к себе внимания.
  • Думаю, не стоит покидать эту жизнь, не узнав, как далеко ты можешь зайти.
  • С молодежью так всегда: она устанавливает собственные пределы, не задаваясь вопросом, выдержит ли организм. И организм всегда выдерживает.
  • Сумасшедшие - как дети, уходят лишь после того, как их желания оказываются исполнены.
«На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала»
  • Когда мы смело ищем любовь – любовь обнаруживается, а мы притягиваем к себе новую и новую любовь. Если тебя любит один человек, значит, любят все. А если ты одинок – значит, станешь еще более одиноким. Так вот забавно устроена жизнь.
  • Каждый день Бог посылает нам возможность изменить все то, что делает нас несчастными, и каждый день мы пытаемся притвориться, будто сегодня во всем подобно вчера и не отличимо от завтра.
  • Только в сказках принцесса целует жабу, и та превращается в прекрасного принца. В жизни все наоборот: принцесса целует принца, и он становится омерзительной жабой.
«Заир»
  • Посреди ли пустыни или в большом городе - всегда один человек ждет и ищет другого.
  • Абсолютной свободы не существует: есть лишь свобода выбора, а сделав выбор, ты становишься заложником своего решения.
  • Смертельно раненый солдат никогда не скажет врачу: Спаси меня! Обычно его последние слова: Скажите жене и сыну, что я люблю их. В такой отчаянный момент они говорят о любви!

- Я тебя люблю, потому что… — Не надо ничего говорить. Любят, потому что любят. Любовь доводов не признаёт.(Пауло Коэльо, "Алхимик")
  • Любовь — это наркотик. Поначалу возникает эйфория, легкость, чувство полного растворения. На следующий день тебе хочется еще. Ты пока не успел втянуться, но, хоть ощущения тебе нравятся, ты уверен, что сможешь в любой момент обойтись без них. Ты думаешь о любимом существе две минуты и на три часа забываешь о нем. Но постепенно ты привыкаешь к нему и попадаешь в полную от него зависимость. И тогда ты думаешь о нем три часа и забываешь на две минуты. Если его нет рядом, ты испытываешь то же, что наркоман, лишенный очередной порции зелья. И в такие минуты, как наркоман, который ради дозы способен пойти на грабеж, на убийство и на любое унижение, ты готов на все ради любви.
  • Да ведь когда любишь, нельзя ни стоять на месте, как пустыня, ни мчаться по всему свету, как ветер, ни смотреть на все издали, как ты. Любовь – это сила, которая преображает и улучшает Душу Мира. Когда я проник в нее впервые, она мне показалась совершенной. Но потом я увидел, что она – отражение всех нас, что и в ней кипят свои страсти, идут свои войны. Это мы питаем ее, и земля, на которой мы живем, станет лучше или хуже в зависимости от того, лучше или хуже станем мы. Вот тут и вмешивается сила любви, ибо, когда любишь, стремишься стать лучше.
  • Истинная любовь взаимности не требует, а тот, кто желает получить за свою любовь награду, попусту теряет время.
  • Страсть не дает человеку есть, спать и работать, лишает покоя. Многие боятся ее, потому что она, появляясь, крушит и ломает все прежнее и привычное. Никому не хочется вносить хаос в свой устроенный мир. Многие способны предвидеть эту угрозу и умеют укреплять гнилые стропила так, чтобы не обвалилась ветхая постройка, Этакие инженеры — в высшем смысле. А другие поступают как раз наоборот: бросаются в страсть очертя голову, надеясь обрести в ней решение всех своих проблем. Возлагают на другого человека всю ответственность за свое счастье и за то, что счастья не вышло. Они всегда пребывают либо в полном восторге, ожидая волшебства и чудес, либо в отчаянии, потому что вмешались некие непредвиденные обстоятельства и все разрушили. Отстраниться от страсти или слепо предаться ей — что менее разрушительно? Не знаю.
  • Случается иногда, что жизнь разводит двоих людей — только для того, чтобы показать обоим, как они важны друг для друга.
  • Мне хотелось бы, чтобы рядом со мной был человек, в присутствии которого мое сердце билось бы ровно и мерно, человек, рядом с которым мне было бы спокойно, потому что я не боялась бы на следующий день потерять его. И время бы тогда текло медленнее, и мы могли бы просто молчать, зная, что для разговоров у нас впереди еще целая жизнь.
  • В любви правил не существует. Можно попытаться штудировать учебники, обуздывать душевные порывы, выработать стратегию поведения — все это вздор. Решает сердце, и лишь им принятое решение важно и нужно.
  • В мире нет ничего совершенно ошибочного — даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время.
  • Никто никого не может потерять, потому что никто никому не принадлежит.
  • Любовь — сродни плотине: если оставить хоть крохотную дырочку, куда может проникнуть тоненькая струйка воды, то вскоре под напором ее рухнут стены, и придет мгновение, когда уже никому не под силу будет сдержать силу потока. Если же рухнут стены, любовь завладеет всем и надо всем возобладает: ей безразлично, что возможно, а что — нет, ей нет дела до того, по силам ли нам удержать любимого рядом, любовь — неуправляема.
  • Любовь — это дикая сила. Когда мы пытаемся обуздать ее, она нас уничтожает. Когда мы пытаемся поработить ее, она обращает нас в своих невольников. Когда мы пытаемся постичь ее, она приводит нас в смятение мыслей и чувств. И сила эта пребывает на свете ради того, чтобы дарить нам радость, чтобы Бог и ближний стали ближе, и все же в наши дни мы любим так, что за минуту душевного мира расплачиваемся часом тоски.
  • Боги играют в кости и не спрашивают, хотим ли мы участвовать в их игре. Им дела нет до того, что там у тебя осталось позади — возлюбленный, дом, служба, карьера, мечта. Боги знать не хотят о твоей жизни, в которой каждой вещи находилось свое место и каждое желание, благодаря упорству и трудолюбию, могло осуществиться. Боги не берут в расчет наши планы и наши надежды; в каком-то уголке Вселенной играют они в кости — и вот по случайности выбор падет на тебя, и с этой минуты выигрыш или проигрыш — дело случая. Боги, затеяв партию в кости, выпускают Любовь из ее клетки. Эта сила способна созидать или разрушать — в зависимости от того, куда ветер подует в тот миг, когда она вырвется на волю.
  • Мне хотелось бы, чтобы рядом со мной был человек, в присутствии которого мое сердце билось бы ровно и мерно, человек, рядом с которым мне было бы спокойно, потому что я не боялась бы на следующий день потерять его. И время бы тогда текло медленнее, и мы могли бы просто молчать, зная, что для разговоров у нас впереди еще целая жизнь.
  • Великая цель всякого человеческого существа — осознать любовь. Любовь — не в другом, а в нас самих, и мы сами ее в себе пробуждаем. А вот для того, чтобы ее пробудить, и нужен этот другой. Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться нашими чувствами.
  • Когда мы смело ищем любовь — любовь обнаруживается, а мы притягиваем к себе новую и новую любовь. Если тебя любит один человек, значит, любят все. А если ты одинок — значит, станешь еще более одиноким. Так вот забавно устроена жизнь.
  • Никто не зажигает свечу, чтобы хранить ее за дверью, ибо свет затем и существует, чтобы светить, открывать людям глаза, показывать, какие вокруг чудеса.
  • Люди соблюдают режим, носят парики, часами сидят в косметических кабинетах или в гимнастических залах, надевают то, что подчеркивает достоинства и скрывает недостатки фигуры, тщатся высечь искру — ну и что? Наконец ложатся в постель, и продолжается это все одиннадцать минут. Одиннадцать минут — и все. И ничего такого, что поднимало бы в небеса, а потом пройдет еще немного времени — и никакой искрой не разжечь угасшее пламя.
  • Любовь — это не привычка, не компромисс, не сомнение. Это не то, чему учит нас романтическая музыка. Любовь — есть… Без уточнений и определений. Люби — и не спрашивай. Просто люби.

Комментариев нет :

Отправить комментарий