Статуя Филиппа Эстлея в Центре исполнительских искусств Колледжа Ньюкасла-под-Лаймом и ее скульптор Эндрю Эдвардс |
Силуэт Эстлея на его "Системе конного обучения", 1802 |
Все свободное время он проводит на представлениях конных акробатов, которые в ту пору с огромным успехом разъезжали по Англии и континентальной Европе. Это зрелище его захватывает. Даже судьба кочевого артиста (в то время стационарных цирков не было, а циркачи колесили по всей стране с выступлениями) его не пугает. И вместо военных наград он выбирает конную акробатику. Мечтая о том, чтобы объездить и завоевать восхищение Англии и всей Европы, он знакомится со многими труппами. Встретившись с «ирландским татарином Томасом Джонсоном и увидев его выступления (акробатические трюки на крупах двух или трех лошадей, преодоление препятствий на полном скаку) он сразу понимает, что способен повторить полного своего нового друга, а может быть, и превзойти его, Затем он открывает для себя труппу Джэкоба Бейтса знаменитого английского акробата, который объездил всю Европу и вы ступал даже перед коронованными особами с теми же номерами, что и Джонсон, только на четырех лошадях. Но Эстлей превзошел их всех.
Цирк. Здание школы верховой езды цирка Эстлея. Лондон. 1770. |
внутренний вид |
Акробатическая группа цирка Эстлея. Лондон. 1770 |
Военное прошлое Эстлея, придававшему большое значение оформлению своих номеров, оказало большое влияние на созданное им в дальнейшем искусство. Так, сам он выступал в красной куртке и коротких штанах для верховой езды из чертовой кожи. На голове красовалась неизменная черная треуголка с белым плюмажем (в слегка измененном виде костюм этот станет в последствии униформой наездников). Выступления сопровождались «музыкой» оркестра, состоящего из двух флейт и барабана, в который била миссис Эстлей. Сама территория была огорожена веревками и шестами. Даже сегодня это ощущается в некоторых цирковых костюмах: вспомните ливреи билетеров и униформистов, мундиры с галунами некоторых укротителей, буйство красок, господство золотого, бежевого в красного, без которых нет подлинно цирковой атмосферы, вспомните музыку — гром труб и литавр (хотя музыка эта, скорее всего, американского происхождения, она прекрасно соответствует стилю, созданному Эстлеем); кроме того, монументальные батальные пантомимы, пользовавшиеся большой популярностью в ХIХ веке, также являются изобретением Эстлея. Суровость, смешанная с беззаботностью,— непременное свойство замкнутых людских коллективов — роднит большие передвижные шапито с военными лагерями. В цирке о человеке судят не по его происхождению, а по его доблести — это старый офицерский принцип.
Но первое основательное здание, под куполообразной крышей, построенное специально для этих спортивно-акробатических зрелищ, открылось в Лондоне только 4 августа 1777 года. Назвал же свое заведение Эстлей «Амфитеатром», потому что построено оно было на манер античных амфитеатров: открытый манеж, вернее круглая арена диаметром 42 фута (примерно 12-13 метров) (именно Эстлей разработал оптимальный диаметр арены: поначалу диаметр арены его цирка составлял 62 фута, или около 19 метров), с мягким земляным полом, окруженная со всех сторон ложами для зрителей. Для того чтобы войти в цирк, нужно было пройти через эдакий домик, сверху донизу расписанный изображениями конных сражений и акробатов-наездников. Под зрительскими трибунами располагались конюшни. В 1779 году здание получает куполообразную крышу и расписывается вручную, а деревянные детали обрабатываются резьбой. Сейчас на месте «Амфитеатра» расположен Центральный железнодорожный вокзал Ватерлоо, на здании которого висит мемориальная доска: «Здесь в 1777 году находился первый стационарный цирк, построенный Филиппом Эстлеем».
Амфитеатр Эстлея |
Супруга Эстлея и несколько других наездниц (известны имена миссис Гриффитс и миссис Вэнгейбл) также показали себя на манеже. Однако, то не были еще ни амазонки ХIХ века, ни наездницы на панно, столь милые сердцу Тулуз-Лотрека. В то время (впрочем, как и сейчас) ценились не столько женская ловкость, сколько миленькое личико и изящная фигурка.
1770-е. Цирк Эстлея |
Первым появлением экзотических зверей в цирке мы также обязаны Эстлею. Из зверинцев в цирк переходят укротители. Появляются и дрессировщики собак. В 1769 году на арене выступала «военная» обезьяна, по кличке Генерал Джек. Однако более крупные звери появились только в 1816 году, когда в парижском цирке два слона представляли публике целый спектакль: брали хоботом яблоки, открывали бутылки и выпивали их содержимое, играли на шарманке.
А сержант-циркач не теряет времени зря. В его планах "завоевание" не только Великобритании. И он отправляется во Францию. Но ожидания наездника не оправдались. Париж встречает его не слишком радостно: в манеже герцога де Разада собирается не так уж и много людей. Однако проходит всего несколько лет, представления труппы Эстлея становятся намного популярнее, и он покоряет Францию в Версаль, куда был приглашен выступать перед королем Людовиком XV, а в 1782 году открывает в парижском предместье Тампль филиал своего театра - первый парижский цирк. Строится настоящий деревянный амфитеатр, с купольной крышей, свечами в медных подсвечниках, даются вечерние представления. Они идут каждый день, субботний день – выходной. Гвоздем программы становится сын Филиппа, Джон Эстлей, который унаследовал талант своего отца. Он удивляет публику своим мастерством езды без седла, трюков на двух, трех и четырех лошадях одновременно, сальто-мортале и воздушными кульбитами. Его сопровождает большой конный парад, живой оркестр из флейт, барабанов и труб, комедия о полковом портном. Именно здесь впервые ставится пантомима «Большой морской бой двенадцати линейных кораблей с бурей и кораблекрушением». А Билли Саундерс становится самым известным клоуном в мире и первым пешим клоуном. Он исполнял танцы на проволоке (которая отныне заменила традиционный канат) и выступал с группой дрессированных собак. Кто помнит о Билли Саундерсе? А ведь это он произнес, обращаясь к шпрехшталмейстеру, знаменитые слова: «Не хотите ли поиграть со мной?» - слова, ставшие во Франции «визитной карточкой» клоуна.
открытка "Битва за Алму", литография в черном и красном, сер. XIX в. |
Когда же в 1802 году он вновь возвращается туда, «Амфитеатр» оказывается занятым труппой Антонио Франкони, которые уже выступали там несколько лет назад. К сожалению, англичанину так и не удалось получить обратно свое имущество: правительство Франции было настроено решительно отправить за решетку всех англичан, способных держаться на коне или воевать. Поэтому он управляет цирком на расстоянии, к слову, весьма успешно. А пока он располагается у себя в Лондоне, то вместе с отцом задумывает новую программу. Так на арене появляются прыгуны на батуте. И не просто прыгуны, а те, которые могут сделать обратное сальто, прыжки через голову, через несколько лошадей, стоящих подряд. Среди них особо выделялся Д. Лоуренс. Эстлеи все расширяются. В 1806 году они создают только в столице очередной амфитеатр, которому дают модное название «Олимпийский павильон», по некоторым сведениям «Олимпийский цирк». Название было дано в связи с тем, что Наполеон I запретил зрелищным заведениям (кроме избранных) именоваться театрами. Это был первый в Париже амфитеатр, на фронтоне которого красовалось слово «Цирк». Удобная конструкция сцены Олимпийского цирка позволила Франкони уделить больше внимания искусству пантомимы. С самого первого представления в афишах значилась пантомима «Фонарь Диогенао, простенькая, но не лишенная изобретательности». Диоген выходит из бочки и начинает с фонарем искать Человека. Это служит предлогом для грандиозных исторических сцен: перед Диогеном проходят Юлий Цезарь, Карл Великий, Людовик ХIУ и другие, но он остается безучастен. Наконец, появляется бюст Наполеона в окружении генералов. Диоген гасит фонарь с радостным криком: «Нашел!» Начиналась эра пантомим, восхваляющих императора: можно сказать, что пантомимы Франкони прославили Наполеона не меньше, чем песни Беанже. Но «Амфитеатр», или «Королевская роща» также дают представления, активно работают и остальные цирки Эстлеев (некоторые насчитывают до 19 цирков), рассыпанные по всей стране, как жемчуг.
По другой легенде слово "цирк" ввел в обиход Чарльз Дибдин (Charles Dibdin), который 4 ноября 1782 г. вместе с Чарльзом Хьюзом (бывшим участником группы Эстлей) создал еще один амфитеатр и по совместительству школу верховой езды. Он назвал свое заведение "Королевский цирк и конная филармоническая академия" (Royal Circus and Equestrian Philharmonic Academy) недалеко от "Амфиетатра Эстлея" в Ламбете. Часть этого помпезного и громоздкого имени стала общим названием нового развлечения - цирка.
Амфитеатру пришлось пережить не одну реконструкцию. Его настиг пожар – частое явление в то время. Так как здания были почти полностью деревянными, они сгорали подчистую. Но Филипп не сдался и выстроил здание еще пышнее, чем предыдущее. Два следующих пожара вынудили отказаться от деревянных стен и заказать каменную постройку. Он уже называется Королевским амфитеатром искусств. И его внутренняя обстановка подтверждает это. После 1814 года, когда в цирке случился очередной пожар, его прозвали «Нью Эстлеем». Королевский амфитеатр искусств был построен английским архитектором Джоном Гривом. Он вмещал не только манеж, но и сцену, а между ними располагалась оркестровая яма. Вокруг манежа сидели зрители, они наблюдали и с трехъярусного балкона. При этом зрительский зал был погружен в полумрак, а места для выступлений ярко освещались большой хрустальной люстрой. Амфитеатр работал еще полстолетия, а потом на его месте был построен вокзал. Эстлеи не теряли надежду на то, что они могут вернуть парижский филиал. Для этого они возвращаются во Францию, устраивают переговоры. Но ни Филипп, ни Джон не доживают до этого момента: отец умер в 1814 году, а сын пережил его всего на 5 лет. Оба были похоронены на парижском кладбище Пер-Лашез.
Эндрю Дьюкроу |
И на цирковую сцену, в прямом и переносном смыслах этого слова, выходит молодой Эндрю Дьюкроу. Питер Дьюкроу, отец Эндрю, начал свою карьеру в труппе Хьюза. Там он заслужил прозвище «Огненный Геркулес». Артист славился тем, что мог прыгнуть через горящий обруч, который висел на высоте 4 метров, (а под ним находилась семерка лошадей), и опуститься на землю позади скакунов. Его сын впервые выходит на арену в четырехлетнем возрасте. Он первоклассно смешит зрителей клоунадой, проводит пантомиму, балансирует на подвешенной проволоке. Уже в цирке он пристрастился к верховой езде и освоил первые акробатические уловки. Именно как вольтижер он впервые выступает в «Амфитеатре» Эстлея в тринадцатилетнем возрасте – в 1817 году. Античная сцена римского гладиатора, который показывает свое мастерство верхом на лошади, была воспринята публикой прохладно. А вот клоунада с ним в главной роли шла «на ура». И юноша устраивает гастроли по Европе, где показывает вольтижирование. В театре Франкони он быстро приобретает известность и популярность. Опыт и слава помогают ему и на родине: в 1824 году Дьюкроу-младший становится очередным директором цирка Эстлеев. Англия последней признает в юноше талантливого артиста.
Punch, vol. 18, 1850 |
Из английских передвижных цирков вышли и новые директора «Нью Эстлея»: Томас Кук и Уильям Бэтти. Кук с 1836 года активно гастролировал по крупным штатам Америки. Бэтти, сколотив состояние вместе со своими артистами, выкупает здание Лондонского Амфитеатра, а затем реставрирует его. И вместе с сыном Кука делает пышную программу, торжественно обставляет цирк изнутри. Он открывается в 1841 году. Афиша приглашает на пантомимы «Пустыня», «Дочь Инауна», «Мазепа», конно-акробатические номера, клоунаду, посмотреть на канатоходцев и канатных плясунов. Особым успехом пользуются номера с дрессированными животными. Львы, медведи, тигры, пантеры послушно прыгают, становятся на две лапы, подают голос по команде дрессировщика, который находится вместе с ними, в одной клетке. И все же цирк Бэтти терпит крах. На долгие 10 лет он пустеет. И только в 1871 году там снова появляется цирковая жизнь. Зданием заинтересовалась семья Зенгеров. Еще недавно они разъезжали с выступлениями по разным городам, а теперь осели в Лондоне. Интересно узнать, как они заработали первые деньги. Старый Зенгер, отец Джорджа и Джона, держал балаган уродцев. Ради потехи и монет он выставлял их на обозрение, при этом часть паноптикума была искусственной. И в самом деле, зачем собирать диковинных людей по всему миру, если можно сделать поддельного великана или человека-волка? Кроме того, первые фокусы тоже можно приписать ему: во всяком случае, «курящая устрица» на самом деле не могла курить, за нее это делал человек. Но публика уходила с представлений в восторге, (хотя и без скандалов не обходилось) да еще и денежки платила исправно. Зенгеры тоже пытались по-своему удивить публику. Пантомимы с огромным количеством актеров, дрессированные звери и собственный зверинец, прежние конные номера, множество акробатов – братья брали не столько талантом, сколько размерами представлений. Неудивительно, что в «Нью Эстлее» им бывало тесновато. И на зиму они арендовали огромный «Agricultural Hall» (Дворец Фермеров). Пантомима «Конгресс монархов», поставленная в 1873 году, стала настолько популярной, что даже известный антрепренер Финеас Барнум решил выкупить и поставить ее в своем цирке. Количество людей, задействованных в программе, порой доходило до 1000 человек. Казалось бы, совсем недавно сам Филипп Эстлей ставил на сцене свой грандиозный «Морской бой», но сейчас представление выглядело бы крошечной сценкой.
В 1893 цирк на Стэнгейт-стрит сносится. Само здание превратилось в аварийное, да и отстраивалось уже 4 раза. Рисковать никто не захотел. И «Амфитеатр» Эстлея исчез. Но перед этим Зенгеры устроили грандиозную сцену прощания с великим цирком, на которую съехались циркачи со всего мира. Последняя постановка была сыграна в нем 4 марта 1893 года. И на весь Лондон остается лишь один единственный Большой цирк (Lе Сrаnd Сirque). Но его программа была рассчитана только на зимний сезон. Красивейшее здание, оно было открыто в 1871 году на Эргилл-стрит. Чарльз Хенглер, глава цирка, создал и другие филиалы по стране в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. На Эргилл-стрит сейчас стоит «Палладиум», известный театр и мьюзик-холл. Остальные цирки открывались на очень короткий срок: Холнборнский амфитеатр Мак-Коллума, 1867 год, Кенсингтонский ипподром (под руководством У. Бэтти). Ипподром на Лейчестер-сквер стал последним стационарным цирком Лондона. Его нет там и по нынешний день. Хочется добавить, что именно в Англии цирк пережил мощнейший подъем и спад. Оправиться от него Великобритания так и не смогла. Оставшиеся труппы – Жинне, Фоссета, Розэра – продолжают работать в цирках-шапито. А дальнейшую судьбу цирка легко проследить во Франции: именно она его «приютила» и развивала дальше...
«Амфитеатр Эстлея» просуществовал до 1895 года и был одним из самых популярных увеселительных заведений Лондона первой половины XIX века.
Изменилось название, но не форма и даже не размеры. Со времен первого цирка Эстлея, манеж как был 42-футовым, а по-нашему 13-метровым, так и остался. Никаких суеверий, голая наука: центробежная сила, создаваемая скачущей в таком манеже лошадью, оптимальна для наездника...
Комментариев нет :
Отправить комментарий