В Берлинском музее восковых фигур мадам Тюссо находится фигурка молодой девушки в старомодной кофточке и юбке чуть ниже колен. Это фройляйн Софи Шолль — активистка антифашистского движения Сопротивления, член подпольной группы "Белая роза". Талантливая художница, Софи прекрасно играла на пианино и с удовольствием занималась танцами. Однако в Третьем рейхе барышне выпало заниматься политикой, которая ее и сгубила.
София Магдалена Шолль (Sophia Magdalena Scholl) прожила на этой земле всего 21 год. Даты короткой жизни студентки Мюнхенского университета уместились между 9 мая и 22 февраля. До дня Победы девушка так и не дожила, а про то, что её казнь состоялась в канун Дня Советской армии, которая придет освободить ее Отчизну от диктатуры национал-социалистов, вряд ли подозревала. Ее симпатии были целиком на стороне католической церкви, а не в области политических "измов".
Еще жива ее старшая сестра Элизабет, только в 1998 году ушла из жизни другая тоже старшая сестра Инге, а вот Софи и ее старшего брата Ганса казнили зимой 1943 года. Среди участников подпольной антифашистской группы Die Weiße Rose ("Белая роза"), Софи была единственной женщиной. Эта группа, состоящая из студентов и профессоров Мюнхенского университета, просуществовала с июня 1942 по февраль 1943 года. За столь короткий период ее участники успели разбросать несколько тысяч листовок и в общественных местах написать антинацистские лозунги. За свою короткую деятельность семеро участников "Белой розы" в разное время были казнены. Что же заставило молодых людей поставить на кон свои юные жизни?
Воспитанная в традиции христианского гуманизма, юная Софи вначале поддалась нацистской пропаганде и в 12 лет даже вступила в "Лигу немецких девушек" (Bund Deutscher Mädel, BDM). Руководительницы BDM отвергали крайности: как тип воинственной амазонки, так и чрезмерную женственность и домовитость. Идеологи "Лиги" провозглашали: "Нашему народу нужно такое поколение девушек, которые были бы здоровы телом и духом, которые гордо и уверенно шли бы избранным путем, которые требовательно и трезво относились бы к жизни и окружающим, были бы свободны от пустых мечтаний и сантиментов".
Лозунги звучали верно, молодежные фюреры произносили правильные речи. Нацисты стремились к тому, чтобы устаревшее и возвышенное немецкое слово die Maid (дева) стало бы акронимом для обозначения добродетелей, присущих истинно немецкой девушке: der Mut (мужество), die Aufopferung (самопожертвование), der Idealismus (идеализм), die Demut (смирение). Реальная жизнь, которую увидела студентка биологического и философского факультетов Мюнхенского университета Софи Шолль, разительно отличалась от провозглашенной политической доктрины.
После окончания школы в 1940 году, Софи идет учиться на курсы воспитателей детского сада, надеясь таким образом избежать прохождения трудовой повинности. У нее закрадываются первые сомнения в правильности идей национал-социализма. В первых числах апреля 1940 г. Софи признается в одном из своих писем: "Иногда я боюсь войны, и теряю всякую надежду. Я вовсе не хотела бы думать об этом, но, скорее всего, нет ничего большего чем политика, и до тех пор пока она запутанная и скверная, было бы трусостью отворачиваться от нее".
В следующем году она вынужденно перешла на работу в Имперской службе труда (RAD), поскольку прохождение практики в подчинённых RAD учреждениях было обязательным условием для поступления в университет.
Деградация личности при гитлеровском режиме, ярый антисемитизм и особенно впечатления от массовых расстрелов на оккупированных восточных территориях, свидетелями которых в Польше, а именно в Варшавском гетто, стали трое будущих участников "Белой розы", привело к активной гражданской позиции. Молодые интеллектуалы восстали против системы, формируемой бесчеловечными и бесплодными "идеалами" или, как писали в листовке молодежной группы "Белая роза", "нельзя позволить управлять собой клике властителей, руководствующихся безответственными и необузданными инстинктами".
В мае 1942 года Софи поступила в Мюнхенский университет на философский факультет. Ганс уже учился на медицинском факультете и познакомил Софи со своими друзьями, которые образовали тесный круг, связанный общими философскими, политическими, музыкальными, литературными и спортивными интересами.
Рассказы фронтовиков, особенно тех, кто побывал в СССР и испытал все ужасы Восточного фронта, а также рассказанное друзьями о массовых убийствах в Польше и России привели к созданию в июне 1942 года подпольной организации. Зимой 1943 года к участникам группы Александру Шморелю (Alexander Schmorell) и Гансу Шоллю присоединились Софи Шолль и Вилли Граф (Willi Graf).
Лило Фурст-Рамдор, познакомившаяся с членами группы "Белая роза" через своего друга Александра Шморелля, вспоминает, что Софи жила в таком страхе, что часто спала в кровати своего брата. "Ганс был тоже очень напуган, однако они хотели продолжать свою борьбу ради Германии - они любили свою страну", - говорит Фурст-Рамсдор.
В январе 1943 г. Софи Шолль принимает активное участие в изготовлении текста пятой листовки. В это время ее парень Фриц сражается в Сталинграде. Текст шестой и последней листовки "Белой розы" пришелся на момент возвращения Софи из родного дома в альма-матер. 18 февраля она вместе с братом Гансом разбрасывала листовки в стенах родного университета. Эти листовки призывали офицеров вермахта к чести и разуму. Во время акции их заметили и сдали гестапо. На допросах Софи Шолль почти что убедила следователя в своей невиновности, но улики оказались неопровержимы.
Тогда Софи призналась, что является членом организации Сопротивления и пыталась представить себя и своего брата главными фигурантами в деле распространения листовок. Через 4 дня после ареста,брат и сестра Шолль предстали перед "народным судом". Процесс над Гансом, Софи и их товарищем Кристофом Пробстом состоялся в Народной судебной палате 22 февраля. Суд под председательством Роланда Фрейслера признал всех троих виновными в государственной измене и приговорил к смертной казни на гильотине. В приговоре отмечалось: «Обвиняемые призывали к саботажу военной промышленности, они осуждали национал-социалистический образ жизни нашего народа, пропагандировали пораженческие настроения и наихудшим образом отзывались о фюрере. Тем самым они играли на руку врагам Рейха и подрывали обороноспособность нашей страны. За это им придётся заплатить собственной жизнью». В тот же день приговор был приведён в исполнение: все трое были гильотинированы в мюнхенской тюрьме Штадельхайм. Последние слова Софи были: "Как может добродетель восторжествовать, когда практически никто не готов пожертвовать собой ради нее? Такой прекрасный солнечный день, а мне нужно уходить..." Последне же, что сказал перед казнью её брат, Ганс Шолль, было: "Да здравствует свобода!". После второго процесса над членами организации были казнены ещё 3 студента (Александр Шморелль, Вилли Граф, Ганс Ляйпельт) и профессор философии Курт Хубер.
Примерно с 1970-х годов в Германии начался рост интереса к судьбе Софи и Ганса Шолль - немецкое общество активно искало положительных героев периода нацизма. Сейчас они считаются символами ненасильственного сопротивления нацизму. Александра Шморелля в 2012 году вообще причислили к лику святых Русской православной церковью. "Его бы это сильно рассмешило, если бы он узнал, - говорит Лило Фурст-Рамдорф. - Он не был святым. Он был просто нормальным человеком".
В настоящий момент одна из площадей перед зданием Мюнхенского Университета носит имя брата и сестры Шолль (Geschwister-Scholl-Platz), а другая - профессора Хубера (Professor-Huber-Platz). В честь Ганса и Софи Шолль также назван институт политологии в составе Мюнхенского Университета.
Монумент в честь участников «Белой розы» установлен во внутреннем дворе университа. Среди университетского студенческого комитета широкой поддержкой пользуется инициатива за присвоение университету, сейчас носящему имя двух правителей Баварии, имени Ганса и Софи Шолль.
22 февраля 2003 года, в шестидесятилетнюю годовщину казни Софи, её бюст был установлен в пантеоне выдающихся немцев Вальхалле.
Жизни Софи Шолль посвящено три фильма, выпущенных в Германии в 1970-х и 1980-х. В 2005 году вышла картина Марка Ротемунда "Софи Шолль — последние дни" (нем. Sophie Scholl - Die letzten Tage), главную роль в которой сыграла Юлия Йенч. Картина была номинирована на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а сама Йенч получила несколько наград, в том числе Серебряного льва Берлинского кинофестиваля, награду Немецкой киноакадемии и главную европейскую кинонаграду «Феликс».
С 1980 года вручается литературная премия Ганса и Софи Шолль. Ей отмечаются произведения, которые «свидетельствуют о духовной независимости, поощряют гражданскую свободу, моральную, интеллектуальную и эстетическую смелость и тем самым дают ощутимый импульс чувству ответственности современников». Размер премии 10 000 евро. Церемония награждения проходит в Мюнхенском университете.
А маленький музей и мемориал "Белой розы" в холле мюнхенского университета им. Людвига-Максимилиана может посетить любой желающий. Раз в год можно увидеть возле здания университета студентов, раздающих прохожим белые розы в знак памяти студенческой антигитлеровской организации.
София Магдалена Шолль (Sophia Magdalena Scholl) прожила на этой земле всего 21 год. Даты короткой жизни студентки Мюнхенского университета уместились между 9 мая и 22 февраля. До дня Победы девушка так и не дожила, а про то, что её казнь состоялась в канун Дня Советской армии, которая придет освободить ее Отчизну от диктатуры национал-социалистов, вряд ли подозревала. Ее симпатии были целиком на стороне католической церкви, а не в области политических "измов".
Еще жива ее старшая сестра Элизабет, только в 1998 году ушла из жизни другая тоже старшая сестра Инге, а вот Софи и ее старшего брата Ганса казнили зимой 1943 года. Среди участников подпольной антифашистской группы Die Weiße Rose ("Белая роза"), Софи была единственной женщиной. Эта группа, состоящая из студентов и профессоров Мюнхенского университета, просуществовала с июня 1942 по февраль 1943 года. За столь короткий период ее участники успели разбросать несколько тысяч листовок и в общественных местах написать антинацистские лозунги. За свою короткую деятельность семеро участников "Белой розы" в разное время были казнены. Что же заставило молодых людей поставить на кон свои юные жизни?
Воспитанная в традиции христианского гуманизма, юная Софи вначале поддалась нацистской пропаганде и в 12 лет даже вступила в "Лигу немецких девушек" (Bund Deutscher Mädel, BDM). Руководительницы BDM отвергали крайности: как тип воинственной амазонки, так и чрезмерную женственность и домовитость. Идеологи "Лиги" провозглашали: "Нашему народу нужно такое поколение девушек, которые были бы здоровы телом и духом, которые гордо и уверенно шли бы избранным путем, которые требовательно и трезво относились бы к жизни и окружающим, были бы свободны от пустых мечтаний и сантиментов".
Лозунги звучали верно, молодежные фюреры произносили правильные речи. Нацисты стремились к тому, чтобы устаревшее и возвышенное немецкое слово die Maid (дева) стало бы акронимом для обозначения добродетелей, присущих истинно немецкой девушке: der Mut (мужество), die Aufopferung (самопожертвование), der Idealismus (идеализм), die Demut (смирение). Реальная жизнь, которую увидела студентка биологического и философского факультетов Мюнхенского университета Софи Шолль, разительно отличалась от провозглашенной политической доктрины.
После окончания школы в 1940 году, Софи идет учиться на курсы воспитателей детского сада, надеясь таким образом избежать прохождения трудовой повинности. У нее закрадываются первые сомнения в правильности идей национал-социализма. В первых числах апреля 1940 г. Софи признается в одном из своих писем: "Иногда я боюсь войны, и теряю всякую надежду. Я вовсе не хотела бы думать об этом, но, скорее всего, нет ничего большего чем политика, и до тех пор пока она запутанная и скверная, было бы трусостью отворачиваться от нее".
В следующем году она вынужденно перешла на работу в Имперской службе труда (RAD), поскольку прохождение практики в подчинённых RAD учреждениях было обязательным условием для поступления в университет.
Деградация личности при гитлеровском режиме, ярый антисемитизм и особенно впечатления от массовых расстрелов на оккупированных восточных территориях, свидетелями которых в Польше, а именно в Варшавском гетто, стали трое будущих участников "Белой розы", привело к активной гражданской позиции. Молодые интеллектуалы восстали против системы, формируемой бесчеловечными и бесплодными "идеалами" или, как писали в листовке молодежной группы "Белая роза", "нельзя позволить управлять собой клике властителей, руководствующихся безответственными и необузданными инстинктами".
Hans and Sophie Scholl, Christoph Probst. Summer 42 |
Рассказы фронтовиков, особенно тех, кто побывал в СССР и испытал все ужасы Восточного фронта, а также рассказанное друзьями о массовых убийствах в Польше и России привели к созданию в июне 1942 года подпольной организации. Зимой 1943 года к участникам группы Александру Шморелю (Alexander Schmorell) и Гансу Шоллю присоединились Софи Шолль и Вилли Граф (Willi Graf).
Лило Фурст-Рамдор, познакомившаяся с членами группы "Белая роза" через своего друга Александра Шморелля, вспоминает, что Софи жила в таком страхе, что часто спала в кровати своего брата. "Ганс был тоже очень напуган, однако они хотели продолжать свою борьбу ради Германии - они любили свою страну", - говорит Фурст-Рамсдор.
В январе 1943 г. Софи Шолль принимает активное участие в изготовлении текста пятой листовки. В это время ее парень Фриц сражается в Сталинграде. Текст шестой и последней листовки "Белой розы" пришелся на момент возвращения Софи из родного дома в альма-матер. 18 февраля она вместе с братом Гансом разбрасывала листовки в стенах родного университета. Эти листовки призывали офицеров вермахта к чести и разуму. Во время акции их заметили и сдали гестапо. На допросах Софи Шолль почти что убедила следователя в своей невиновности, но улики оказались неопровержимы.
Тогда Софи призналась, что является членом организации Сопротивления и пыталась представить себя и своего брата главными фигурантами в деле распространения листовок. Через 4 дня после ареста,брат и сестра Шолль предстали перед "народным судом". Процесс над Гансом, Софи и их товарищем Кристофом Пробстом состоялся в Народной судебной палате 22 февраля. Суд под председательством Роланда Фрейслера признал всех троих виновными в государственной измене и приговорил к смертной казни на гильотине. В приговоре отмечалось: «Обвиняемые призывали к саботажу военной промышленности, они осуждали национал-социалистический образ жизни нашего народа, пропагандировали пораженческие настроения и наихудшим образом отзывались о фюрере. Тем самым они играли на руку врагам Рейха и подрывали обороноспособность нашей страны. За это им придётся заплатить собственной жизнью». В тот же день приговор был приведён в исполнение: все трое были гильотинированы в мюнхенской тюрьме Штадельхайм. Последние слова Софи были: "Как может добродетель восторжествовать, когда практически никто не готов пожертвовать собой ради нее? Такой прекрасный солнечный день, а мне нужно уходить..." Последне же, что сказал перед казнью её брат, Ганс Шолль, было: "Да здравствует свобода!". После второго процесса над членами организации были казнены ещё 3 студента (Александр Шморелль, Вилли Граф, Ганс Ляйпельт) и профессор философии Курт Хубер.
Примерно с 1970-х годов в Германии начался рост интереса к судьбе Софи и Ганса Шолль - немецкое общество активно искало положительных героев периода нацизма. Сейчас они считаются символами ненасильственного сопротивления нацизму. Александра Шморелля в 2012 году вообще причислили к лику святых Русской православной церковью. "Его бы это сильно рассмешило, если бы он узнал, - говорит Лило Фурст-Рамдорф. - Он не был святым. Он был просто нормальным человеком".
В настоящий момент одна из площадей перед зданием Мюнхенского Университета носит имя брата и сестры Шолль (Geschwister-Scholl-Platz), а другая - профессора Хубера (Professor-Huber-Platz). В честь Ганса и Софи Шолль также назван институт политологии в составе Мюнхенского Университета.
Монумент в честь участников «Белой розы» установлен во внутреннем дворе университа. Среди университетского студенческого комитета широкой поддержкой пользуется инициатива за присвоение университету, сейчас носящему имя двух правителей Баварии, имени Ганса и Софи Шолль.
Бюст Софи Шолль авт. Nikollal Troger |
Жизни Софи Шолль посвящено три фильма, выпущенных в Германии в 1970-х и 1980-х. В 2005 году вышла картина Марка Ротемунда "Софи Шолль — последние дни" (нем. Sophie Scholl - Die letzten Tage), главную роль в которой сыграла Юлия Йенч. Картина была номинирована на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а сама Йенч получила несколько наград, в том числе Серебряного льва Берлинского кинофестиваля, награду Немецкой киноакадемии и главную европейскую кинонаграду «Феликс».
Вручение премии Иоахиму Гауку в 2010 г. |
А маленький музей и мемориал "Белой розы" в холле мюнхенского университета им. Людвига-Максимилиана может посетить любой желающий. Раз в год можно увидеть возле здания университета студентов, раздающих прохожим белые розы в знак памяти студенческой антигитлеровской организации.
граффити в Мюнхене |
Комментариев нет :
Отправить комментарий