Чай калмыцкий – чай волшебный, Каждый день его я пью. Всем известно – чай целебный! Им я жажду утолю |
Есть несколько версий того, откуда калмыки узнали про чай. Согласно одной них, известный религиозный реформатор Цзонхава (Лама Цонкапа) однажды занемог и обратился к лекарю. Тот прописал ему «божественный напиток» (деедсин идэн), посоветовав пить его на голодный желудок в течение семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днем месяца барса по лунному календарю, Цзонхава избавился от недуга. По этому случаю он призвал всех верующих в этот день поставить бурханам (Буддам) лампадку, прибавить к своему возрасту один год и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже «хальмг ця» (джомба). С тех пор, по преданию, калмыки стали отмечать праздник Зул, на котором самым почитаемым блюдом стал калмыцкий чай. И в память о чудесном исцелении стали ежедневно совершать чайный ритуал подношения божествам.
Как тибетский реформатор смог передать рецепт чая именно калмыкам, остается только гадать – историки же уверяют, что сам чай позаимствовали монгольские кочевники еще у древних китайцев, в период тесных контактов двух народов. Китайцы, хранители чайной культуры, и мысли не допускали, чтобы добавлять в зеленый чай молоко. А монголы добавили – и молоко, и жир, и соль, а иногда и муку – и получили питательный и целебный напиток. Монгольский чай быстро стал любимым напитком многих монгольских кочевых племен, затем покорил народы Сибири, Средней Азии, юга России и даже Северного Кавказа, причем каждая культура привносила в рецепт приготовления знаменитого чая что-то свое. Но самую большую любовь этот чай получил у калмыков – не случайно сегодня он известен в мире прежде всего как калмыцкий чай.
В другом же предании говорится, что чай был известен задолго до того, как наши предки приобщились к мясным блюдам; тогда существовал запрет на прием мясной пищи. И вот один лама решил создать растительную пищу, которая бы не уступала по калорийности мясным блюдам. 30 дней читал специальную молитву в надежде, что взойдет чудодейственная культура, и ожидания его оправдались: согласно легенде, на тридцатый день благодаря молитвенным взываниям ламы чудодейственная культура проросла. Так у калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С него начинался обычный день калмыка, без чая не обходился ни один праздник.
Особое отношение к чаю как к «божественному напитку» определило специфику чайного ритуала калмыков. В чайной церемонии в полной мере отразились специфика национального характера калмыков, их религиозная приверженность, завидное постоянство и преданность по отношению к традициям и обычаям предков. Существует множество канонов, связанных с церемонией приготовления и подношения калмыцкого чая.
Считается хорошей приметой, когда человеку посчастливится попасть к кому-нибудь на утренний чай. По этому случаю хозяева дома говорят: «Сэн куунэ амн тоста» (Хороший человек всегда попадает на сытную пищу). Хозяева специально приглашают вошедшего принять участие в утреннем чаепитии. Как правило, от такого приглашения калмыки никогда не отказываются, потому что с утренним чаем связывают благополучное решение начатых дел, что подтверждается народной мудростью: «ϴрун цэ уупад иархла, керг куцх» (Если с утра выпьешь чай, дела исполнятся).
Предложить несвежий чай, даже при самых стесненных обстоятельствах, считалось крайне неприличным, поэтому приготовление чая совершалось в присутствии гостя. Если в процессе приготовления чая хозяйка допускала оплошность, это воспринималось гостем как неуважение к нему. Каких же правил должна придерживаться хозяйка при приготовлении и подношении калмыцкого чая?
- Во-первых, запрещалось кипячение воды (хоосн хар усн) без чайной заварки. Обычный кипяток употреблялся в исключительных случаях: во время болезни, крайней нищеты и т. д. Предупреждая возможность подобного, воду кипятили с одним из ингредиентов традиционного чая (солью, чайной заваркой, каплей молока).
- Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершаются слева направо, по ходу солнца. В основе данного правила просматривается солярный культ, имеющий огромное значение в духовной жизни калмыков. Думается, что, совершая круговые движения, люди надеялись, что жизнь и все добрые начинания будут необратимо двигаться вперед согласно законам диалектики.
- После того, как чай хорошо заварится, его солят, добавляют по вкусу молоко и мускатный орех, толченный в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают с помощью половника.
- Первая порция приготовленного калмыцкого чая преподносится в качестве подношения (дееж) бурханам (Буддам). Чай наливается в жертвенную чашечку, которая должна постоянно находиться на алтаре. По истечении определенного времени (после окончания чаепития) этот чай отдавали детям, в основном, мальчикам.
- Известно, что калмыки поклонялись солнцу, луне, почитали землю. По этой причине они регулярно совершали обряды жертвоприношения небесным светилам, земле и по особому относились к предметам, формы которых напоминали объекты культа. Например, у калмыков запрещалось наступать на порог кибитки с круглым основанием, держать дома пиалу с отломленными краями. Посуда, предназначенная для гостей, должна соответствовать канонам традиционного этикета. В калмыцкой пословице говорится: «Лучшую пищу отдай гостю». Хорошей пище должна соответствовать качественная посуда. Гость вполне мог отказаться от чая, если он подается в пиале с отломленными краями, если подносящий опускает в пиалу с чаем указательный палец.
- Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками (на хадаке - в особых случаях) на уровне груди, тем самым демонстрируя свое уважение и сердечное расположение гостю. Раньше ритуал подношения совершался в коленопреклоненной позе, поскольку наши предки пили чай, сидя на земле или за низеньким столиком.
- При подношении чая строго учитывалась иерархия присутствующих: сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является ли он гостем, родственником или еще кем-то. Если адресатом является духовное лицо, важный государственный чиновник, то ритуал подношения чая совершается хозяином дома.
- Принимающий подношение должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацл цацх), произнести благопожелание, в котором добрые пожелания адресуются самому напитку, человеку, угощающему чаем, его семейству. В йоряле говорящий упоминает, как правило, и себя.
- Выпив чай, калмыки возвращают пустую посуду хозяину. Запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивалось как проклятье.
калмыцкий чай |
- увеличивает лактацию у кормящих мам;
- стимулирует обмен веществ и убирает лишние килограммы: смело пейте калмыцкий чай, если вы следите за фигурой: питательный чай с утра заставит вас забыть о голоде на долгие часы;
- отлично тонизирует, активизирует умственную деятельность и снимает переутомление;
- обладает способностью регулировать уровень сахара в организме: калмыцкий чай – идеальный выбор для страдающих сахарным диабетом;
- борется с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
- полезен для пищеварительной системы: лечит отравления, расстройства желудка, уменьшает газообразование;
- укрепляет иммунитет и спасает от простуд.
Благодаря сложному составу (молоко, масло и соль) калмыцкий чай содержит много калия, фтора и йода, марганца и натрия, богатый комплекс витаминов – K, C, PP – никотиновой кислоты, группы B.
Молоко и чай вообще будто созданы друг для друга, во многом поэтому калмыцкий чай на протяжении веков остается так популярен. Цельное молоко не всегда хорошо усваивается организмом, особенно у взрослых, зеленый чай же облегчает усвоение, поэтому калмыцкий чай можно смело рекомендовать людям всех возрастов. В свою очередь молоко смягчает вредное действие кофеина и других алкалоидов в чае. А это особенно важно, поскольку для классического калмыцкого чая обычно собирают старые чайные листочки, даже не подвергая их ферментации, что делает напиток очень крепким.
Более того – молоко и чай, вступая в реакцию, образуют особый питательный комплекс жиров, белков, витаминов и минералов. И к этому еще добавляется натуральный холестерин в составе сливочного масла, питающий мозг, комплекс витаминов A, D и B, так необходимый нашим костям, коже, волосам и глазам.
Полезные свойства калмыцкого чая усиливают также и пряности, которые туда традиционно добавляют: так, гвоздика превращает калмыцкий чай в настоящий антипростудный коктейль: убивает бактерии, лечит горло при ангине, снимает жар. Мускатный орех повышает иммунитет, лечит ревматизм и укрепляет нервную систему. Калмыцкий чай с черным перцем помогает наладить работу кишечника, чистит сосуды и действует как отхаркивающее средство. Кстати, пряности улучшают полезные свойства не только калмыцкого чая, но и другого азиатского напитка — чая масала, про который мы недавно писали.
Калмыцкий чай – польза и вред этого напитка уже давно не оспариваются: целебные свойства чая известны на протяжении веков, вред же калмыцкого чая обусловлен только индивидуальной непереносимостью. Так, если у вас непереносимость лактозы, калмыцкий чай под запретом. Не рекомендуют также чай с молоком или маслом на поздних стадиях желчекаменной болезни: считается, что крепкий калмыцкий чай может вызвать движение камней.
Калмыцкий чай: как правильно приготовить
Интересно, что калмыцкий чай (джомба) похож скорее на первое блюдо, нежели на напиток. Правильно заваривать и подавать чай — целое искусство. Как правило, хорошо заваренный чай калмыки щедро солят, добавляют в него молоко и мускатный орех, толченный в сливочном масле, и все это тщательно размешивается половником. Зачастую джомба подается к столу как блюдо, а не напиток. Его, как уже было сказано, принято подносить в больших пиалах, к нему обязательно предлагаются борцоки (традиционное блюдо кочевников-скотоводов в виде небольших пончиков из пресного или дрожжевого теста). Кто-то ошибочно утверждает, что калмыки используют борцоки вместо хлеба. На самом деле это праздничная выпечка, и без нее, как и без горы отварной баранины и говядины, не обходится ни одно калмыцкое торжество.
Приготовление калмыцкого чая – древнее искусство, на протяжении веков у каждого народа был свой рецепт, с разными нюансами и особенностями.
Классический калмыцкий чай делают из прессованного зеленого чая. Просто потому, что прессованная форма всегда была удобнее, чем россыпь, для кочевников. Кроме того, в древности такой способ перевозки чая был самым удобным: кирпичики из чайных листьев и стеблей возить с собой намного лучше, нежели мешки с чаем россыпным. Сегодня же прессованный чай остается уделом приверженцев классических рецептов и тех, кто не любит торопиться. Многие современные люди предпочитают готовить калмыцкий чай на основе обычного зеленого байхового чая: это позволяет не тратить время, чтобы растолочь плитку, к тому же можно заварить чай прямо в чашке, на 1-2 порции. Но вкус у этого прессованного чая – особенный, отличный от обычного зеленого чая. Так что те, кто привык к нему однажды, остаются надолго верны. Хотя и с обычным листовым чаем тоже получается оригинальный напиток.
Второй ингредиент калмыцкого чая – молоко. Оно подойдет любое: коровье, кобылье, верблюжье, овечье, козье… Лучше всего использовать кобылье или верблюжье, как древние кочевники.
Третий обязательный ингредиент – соль. Кладут также черный перец, мускатный орех и лавровый лист.
И еще – кусочек сливочного масла. Класть в напиток сливочное масло – довольно поздний, «облегченный», вариант – изначально калмыки добавляли в свой чай бараний жир, обжаренные кусочки курдюка и костного мозга барана. Это даже отметил великий А.С. Пушкин в заметках к «Путешествию в Арзрум»: "В котле варился чай с бараньим жиром и солью. Не думаю, чтобы кухня какого б то ни было народу могла произвести что-нибудь гаже. Она предложила мне свой ковшик — и я не имел силы отказаться. — Я хлебнул, стараясь не перевести духа, — я попросил заесть чем-нибудь — мне подали кусочек сушеной кобылятины. И я с большим удовольствием проглотил его" ("Кавказский дневник", 15 мая 1829 года).
Напиток древних монголов был еще питательнее – чай, молоко, обжаренные кусочки курдюка и бараний костный мозг… Адыги любили добавлять в чай еще и конский щавель для вкуса, аромата и борьбы с цингой, а также загадочный лэбэщай – по всей видимости, душицу.
Более того, рецепты древних калмыков советовали варить чай очень долго, пока в котле не останется только половина воды, а затем настаивать чай всю ночь. В результате наутро получался интересный ароматный, необычный и необыкновенно бодрящий (после такого долгого приготовления получался крайне крепкий чай) согревающий напиток, одна чашечка которого надолго утоляла голод. Идеальный напиток для кочевников, проводящих целый день в седле, но современный человек такую встряску для сердца и сосудов выдержал бы с трудом…
Добавить все необходимые продукты для приготовления – это еще не все. Необходимо знать секреты. Например, над кипящим чаем, требуется делать «самрх». Калмыки считают это обязательным, ведь это повлияет на вкус. Как говорят калмыки, аналога в переводе этого слова на русский язык нет (хотя некоторые чайные специалисты называют это действие "аэрацией"). Означает это, что надо налить в ковшик немного данного напитка, поднять его над кастрюлей и медленно заливать содержимое в кастрюлю обратно. Необходимо проделать это делать девяносто девять раз, как говорят калмыки. Именно самрх калмыцкого снадобья имеет необычно приятный вкус и волшебную силу. За счет соприкосновения с воздухом оно набирает природную силу.
В пол-литровую чайную чашку насыпаем заварку: в 2 раза больше, чем обычно. Заливаем на две трети кипятком, настаиваем 3-4 минуты. Затем доливаем горячим молоком, кладем кусочек масла, щепотку или 2-3 горошины черного перца, соль. Для тех, кто любит чай понасыщенней, рекомендуют заливать заварку сразу кипящим молоком.
А как заваривать калмыцкий плиточный чай? Здесь не существует идеального рецепта – в разные способы приготовления чая всегда можно привнести что-то свое.
Итак, калмыцкий чай – как приготовить его по традиционному рецепту?
Размельчаем плиточный чай, заливаем его водой (из расчета 50 г на литр воды), доводим до кипения. Доливаем молоко – вдвое больше, чем воды, по желанию пряности – пару бутончиков гвоздики, мускатный орех, лавровый лист – и соль. Кипятим 5-15 минут (в зависимости от объема жидкости), затем процеживаем, а саму заварку отжимаем. Разливаем по кружкам, в каждую – не больше чайной ложки сливочного масла. Обычно такой чай пили с сухариками из масляного теста.
У этого рецепта есть и варианты – можно добавлять не молоко, а сливки (чуть меньше, чем воды), перед тем как разливать по чашкам, чай нередко настаивают 10-15 минут.
Для приготовления используют плитки или брикеты прессованного черного чая. Рецептура похожа на тибетский или монгольский чай, которые готовят с молоком или полностью на молоке. Как правило, это верблюжье, кобылье или, как на Тибете, молоко яка. Вне зависимости от того, какое молоко выбрано в основу — напиток выпаривают до половины первоначального объема, а затем всю ночь настаивают. Традиционно в него добавляют топленый курдючный или обычный бараний жир, соль, черный перец и, по желанию, мускатный орех.
Калмыцкий чай (Джомба)
На 10 порций: 40 г плиточного чая, 500 мл молока или сливок, 50 г сливочного масла, 1,5 л воды, соль, мускатный орех.
Плиточный прессованный чай заливают холодной водой, доводят до кипения и кипятят 5-10 минут, затем вливают молоко или сливки и вновь кипятят 5 минут. В процессе варки чай размешивают половником 2-3 минуты, затем процеживают, добавляют сливочное масло и соль, натертый мускатный орех. Подают в пиалах.
Калмыцкий чай (Джомба) еще вариант
200-300 гр. зеленого чая в плитке, 2 л сливок, 50 г масла сливочного, 3 л воды, 2 ч. л. соли, 5-6 горошин перца, лавровый лист и мускатный орех.
Залить чай холодной водой и варить пока не закипит, далее понизить огонь и кипятить еще минут 10-15. Убрать прутики, которые всплывут по ходу кипения, и залить подогретые сливки. Далее поварить 5-7 минут, засыпать соль, перец, добавить масло. В закрытом виде продержать 7-10 минут. Мускатный орех и лавровый лист добавлять по вкусу. Можно разливать!Калмыцкий чай с поджаркой (Хуурсн цә)
Чай плиточный - 40 г, молоко - 0,5 л, мука -15 г, масло сливочное - 50 г, вода - 3 л, соль, мускатный орех - по вкусу.
Плиточный прессованный чай заливают холодной водой, на среднем огне доводят до кипения, добавляют молоко и кипятят 5 минут. Отдельно пассеруют муку с маслом до светло-желтого цвета (не допуская пережаривания). Муку разводят чаем и вводят в процеженный чай, добавляют масло сливочное, соль и натёртый мускатный орех.
Подают в пиалах.
Калмыцкий чай мясной (Махта цә)
400-500 г свежих бараньих ребрышек, 200-300 г плиточного зеленого чая, 3 л воды, 1 л молока, 2 ч. ложки соли, лавровый лист или мускатный орех по вкусу.
Бараньи ребрышки залить холодной водой, добавить соль и варить на среднем огне до закипания, затем убавить огонь, варить еще 40-50 мин. Вынуть ребрышки, в получившийся бульон растолочь и добавить чай, варить на среднем огне еще 5-10 мин., после снять появившиеся на поверхности прутики чая, влить молоко, проварить еще 5 минут, добавить черный перец, дать постоять в закрытом виде 10 минут, лавровый лист или мускатный орех добавляются по вкусу. Ребрышки подавать отдельно, присыпав зеленью, с гарниром из отварного картофеля.
Этот старинный способ приготовления чая современные калмыки не употребляют.
Чай по-калмыцки.
Прессованную заварку размельчить, залить половиной стакана воды, половиной стакана молока, добавить 1 ч. л. сливочного масла и соли по вкусу. Засыпать заварку в кипящую воду, залить сразу же молоком. Кипятить, перешивая, в течение пяти минут. Залить в пиалы, положить в каждую по чуть-чуть сливочного масла.
Чай по-татарски
прессованный чай – 30-35 г, молоко – 100 г, вода – 100 г, сливочное масло – 10 г, соль по вкусу.
Положить чай в только что вскипевшую воду и сразу залить молоком. Каждые пять-шесть минуть перемешивать, затем засыпать соль и положить топленое масло.
Простой рецепт калмыцкого чая
1 ст.л. зеленого чая, 1 стакан кипятка, 1 стакан молока, черный перец, мускатный орех, лавровый листик, соль, ½ ч.л. сливочного масла
Зеленый чай залить холодной водой, довести до кипения и томить на небольшом огне 10 минут. Потом добавить горячее молоко, соль и пряности и поварить еще 5 минут. Положить масло, закрыть крышкой и дать настояться 20 минут.
Калмыцкий чай
Какой калмык, в какое из столетий
Придумал то, что я воспеть хочу?
Я каждый день, вставая на рассвете,
Напиток золотистый кипячу.
Да не простой, а золотой!
Он с перцем, и с маслом, и со свежим молоком.
Мы счастливы всем существом, всем сердцем,
Когда привольно чай калмыцкий пьем.
Завоет ли вечеровая вьюга,
Придавит ли траву полдневный зной
— Нет лучшего помощника и друга,
Чем наш калмыцкий чай степи родной.
Я потчевала гостя им недавно,
А гость приехал к нам издалека.
Он пил и приговаривал:
«Как славно, есть в чае жар сердечный степняка.
В нем запахи я чувствую степные
И чувствую дыханье роз в меду.
У вас его отведал я впервые
И лучшего напитка не найду!»
Приятно было слушать это слово.
Что я могла в ответ сказать?
И, чашку взяв у гостя дорогого,
Я чаю налила ему опять.
Но тут читатель голос свой возвысит:
«А вкус его каков?»
Я говорю:
От той, кто сварит, вкус его зависит,
И я сама его для вас сварю.
Так приезжайте — угощу вас чаем
И дружбою…
Народ наш невелик.
Как нас найти?
В степи мы обитаем.
Иль вам напомнить?
«Друг степей — Калмык!»
первая калмыцкая писательница и поэтесса
Сангаджиева Бося Бадмаевна
Попробуйте калмыцкий чай – меняя количество заварки, добавляя молоко или сливки, сочетая разные пряности, вы обязательно полюбите это необычный чайно-молочный отвар. Напиток древних кочевников, тонизирующий калмыцкий чай и в современном мегаполисе с его бешеным ритмом пришелся как нельзя кстати, даря нам силу, бодрость и насыщая энергией.
Бонус. Борцоки (борсоки, боорцоги)
Борцоки - праздничное калмыцкое угощение, приготовленное из теста различных форм, зажаренное в кипящем масле или жире.
кефир - 1 литр
сливочное масло - 200 г
1 яйцо
соль - 1 ч.ложка
сахарный песок - 2 ст.ложки
сода - 1 ч.ложка
мука - 1,5-2 кг
растительное масло
Взбить яйцо с солью, сахарным песком. Добавить кефир, затем соду.
Сливочное масло растопить, остудить. А потом влить в кефир. Хорошо перемешать.
Муку добавлять постепенно, чтобы тесто получилось некрутое.
Дать тесту полчаса отдохнуть при комнатной температуре, а потом на час в холодильник.
Потом можно лепить из них разные фигуры (см. ниже).
Жарку производят в большом количестве жира (растительного масла).
Боорцоги обладают большой смысловой значимостью. Так, боорцоги "хуц", вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву ее изображением. Аналогичную роль выполняли боорцоги "кит", форма которых напоминала часть конских внутренностей, и боорцоги "оврто тохш", символизировавшие крупный рогатый скот. Боорцоги "мошкмр" — крученые, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие "хорха" (буквальный перевод: насекомые). Борцоки "джола", изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. А, поднося борцок "шошхр", выражали пожелание жить единой семьей, а также иметь защиту от врагов. Среди донских калмыков особенно любим был вид боорцогов "бурхан зала", или „цацг", в виде кисточки, символизировавших лотос. Его ставили в вершине "Дееджи боорцг". Боорцоги в виде солнца — "целвг" — цельная лепешка с защипами по краям, готовили в первую очередь и неизменно ставили в качестве дееджи. Помещали в этот набор и все остальные вышеперечисленные боорцоги. Например, боорцг целвг округлой формы служил символом солнца, а солнцу отводилось значительное место в ходе этого праздника. Другим боорцогам придавали вид животных, птиц или их внутренних органов: хуц - баран, шовун - птица... Боорцоги, по форме напоминающие кишки разных животных, - джола, мошкмр, кит. В зависимости от смыслового содержания вкладываемого в боорцоги, менялся социально-возрастной адресат тех, кому они предназначались. Так, целвг и кит преподносили только пожилым, уважаемым людям, тоhш, хорха-боорцг отдавали детям и т. д.
лэбэщай это не душица, а скорее всего шалфей
ОтветитьУдалитьспасибо за исправление
Удалить