четверг, 17 октября 2013 г.

95 лет первому музею игрушки

Игрушка сопровождает ребёнка с первых дней его жизни и занимает в его мире особое место. Именно через игрушку ребёнок познаёт окружающий мир, всё его разнообразие, формирует и реализовывает свои творческие спо­собности, выражает свои чувства, учится общаться и познавать себя. К тому же, игрушка является отражением социального развития общества, эпохи. Ребёнок активно приобщается к действительности через деятельность, ведущая из которых – игра, помогающая освоить опыт человечества.

О том, что такие вещи как игрушки достойны иметь "собсьвенное жилье", задумались почти в начале ХХ века в Москве.


Николай Дмитриевич Бартрам
Музей игрушки был основан 17 октября 1918 г. в Москве художником, коллекционером и музейным деятелем Николаем Дмитриевичем Бартрамом (1873-1931) в доме № 8 по Смоленскому бульвару, в своей четырёхкомнатной квартире. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя.

Еще с начала ХХ века Бартрам начал собирать впоследствии значительно разросшуюся коллекцию отечественных и зарубежных игрушек. Вместе с игрушками он привозил из поездок по губерниям пояса, старинные женские платки, сарафаны, предметы быта.

Вспоминая их московскую квартиру в Калашном переулке, дочь Бартрама А. Н. Изергина, автор знаменитого игрушечного Буратино, пишет:
"Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканным сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: «Бабелина — героиня Греции», «Как мыши кота хоронили», «Лестница жизни» и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное. На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя."

Бертрам первый в России подал идею архитектурной игрушки. Сделав архитектурные обмеры исторических объектов, он создал игрушки «Красные ворота», «Сторожевая башня», «Сухарева башня», «Люди XIX века», композиции «Городок XVII века», «Уголок старой Москвы».

Известный искусствовед Александр Бенуа писал в журнале «Аполлон»:
«Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой… Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

 А. Н. Изергина вспоминала:
«Знаешь, ― говорил он, ― ведь каждая игрушка ― это зеркало жизни человеческой… Если все имеющиеся у меня игрушки систематизировать, можно даже из них создать экспозицию небольшого Музея игрушки. Вот будет здорово! Будут приходить детишки, можно будет вести за ними наблюдения, поставить научную работу!»

Государственный музей А. С. Пушкина
Для посетителей музей был открыт в 1921 году. В конце 1924 - начале 1925 годах музей переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) - усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых (сейчас там Государственный музей А. С. Пушкина). Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции. В течение нескольких лет в коллекцию музея вошли собрания памятников детской культуры из Александровского дворца в Царском селе, Ливадийского дворца, Строгановского училища, национализированных частных коллекций и специализированных магазинов.

Широкий охват детского быта позволил Музею игрушки участвовать на многих выставках. Осенью 1925 г. и зимой 1926 г. в стенах музея были организованы просмотры всех кукольных театров Москвы, а в марте-апреле следующего 1927 г. работала выставка кукольных театров, во время которой проходили кукольные спектакли. В мастерской при музее продолжили свою деятельность курсы художественной игрушки, ежегодно готовившие 300 мастеров-специалистов этого вида художественного творчества.

Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми - всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. «Дети, идите в свой музей!» — звала первая афиша. И дети шли. По свидетельству современников, музей уступал по посещаемости лишь Третьяковской галерее. Во главе Музея игрушки Н.Д. Бартрам, которого дети называли «дядя Музей», оставался до самой смерти в 1931 году.

Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 123
В 1931 г. Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад). И по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом, в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив — Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня, без преувеличения, является важной городской достопримечательностью.

В настоящее время музей за год посещает около 30000 человек, в нём собраны 113000 единиц хранения, из которых 110000 предметов относятся к основному фонду, собранному на протяжении почти столетней музейной истории.


Ныне в Музее игрушки открыты экспозиции русской народной, новогодней и рождественской игрушки, игрушки стран Востока, русской и западноевропейской игрушки XIX — начала XX века. Отдельно расположена экспозиция детского портрета, в коллекции которого находятся малоизвестные произведения русских и западноевропейских мастеров.
Большое значение имеют игрушки и предметы быта детей последней российской императорской семьи.

В коллекции детского портрета музея игрушки находятся малоизвестные произведения русских и западноевропейских мастеров XVII—XXI вв., среди них работы:

Николая Богданова-Бельского,
Сергея Зарянко,
Ивана Макарова,
Василия Тропинина,
Ивана Тюрина,
Петра Шамшина,
Николая Неврева,
Пимена Орлова,
Сергея Грибкова,
Фёдора Тулова,

а также:

Фердинанда Бола (Ferdinand Bol),
Адольфа Иебенса (Jebens Adolf).

Музей ведет обширную выставочную деятельность в России и за рубежом. А основные направления его научной деятельности составляют исследования по тематике игры и игрушки в педагогике, искусствоведении, культурологи, музеологии, реставрационная деятельность и многое другое.

"Любая вещь, к которой прикоснулся ребенок, уже игрушка, - говорит Александр Умарович Греков, директор Художественного педагогического музея игрушки Сергиева Посада. - Еще Бартрам назвал игрушку зеркалом жизни. Даже выставку такую организовал — «Игрушка — зеркало жизни». Вот и мы стараемся через игрушку дать представление о каком-то времени. Наши коллекции побывали в Германии, Швейцарии, Франции, принимаем у себя зарубежные выставки. Сейчас готовится большой проект с Америкой — кооперируемся с несколькими российскими музеями. Он называется «Николай и Александра» и посвящен Николаю II и его семье. У нас же хранятся игрушки царской семьи. Добавятся экспонаты из Александровского дворца Царского Села, из Екатерининского, Таврического, Аничковского дворца Петербурга."

Вот только...

"... нынешние дети больше не одушевляют игрушку, как вы - своих солдатиков. Она для них мёртвая. Расходный материал - поиграл и выбросил. Это оборотная сторона кажущегося изобилия. Игрушки сравнительно дёшевы, дети ими не дорожат. Раньше ту же «залюбленную» куклу хоть и курочили, но при этом оберегали. Носили аккуратно, как младенца, придерживая под голову и обходя острые углы. И потому, что «ей же больно!», и потому, что понимали: новую купят нескоро. Сейчас же куклу могут тащить за волосы или за ногу по грязи, снегу и слякоти: «Да она же неживая, что ей будет?» Этой девочке можно сколько угодно цитировать: «Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка...» Не проймёт. Теперь зайка - всего лишь кусок набивной тряпки. И это имеет далекоидущие последствия. Девочка, которая наплевательски относилась к своей кукле, в будущем будет точно так же относиться к окружающим. Кстати, дети вообще разучились создавать игровые сценарии. Типичная картина - собрать, сгрести как можно больше игрушек, свалить их кучей да так и оставить. Из таких детей вырастут идеальные потребители, люди, которыми очень легко манипулировать, которым запросто можно запудрить мозги." - говорит Сергей Романов, коллекционер и исследователь игрушек.

Комментариев нет :

Отправить комментарий