Онищук Оля (oliycka) |
Ни дождей, ни снегов не бывает,
В безмятежной, загадочной лунной стране
Чудаки-добряки проживают.
Над молочными реками - арки мостов,
А над ними - созвездий узоры.
На лугах переливчатых - россыпь цветов
С лепестками нежнее фарфора.
В золотистых лесах, где ночной ветерок
Между веток играет смешливо,
Звонко цокает сказочный единорог
С шелковистой опаловой гривой.
Мы туда полетим - лунный мир так широк,
Мы сплетем там из лунных ромашек венок,
Лунных радуг коснемся руками...
Мы попробуем фирменный лунный пирог
И пройдем серпантинами лунных дорог,
Размотав их цветными клубками.
tobico
1-ый этап – докосмический этап исследований
Из аметиста и агата,
Из задымлённого стекла,
Так удивительно покато
И так таинственно плыла,
Как будто “Лунная соната”
Нам сразу путь пересекла.
А. Ахматова
Впервые "попали" на Луну герои "Одиссеи" Гомера. Герой Лукиана Самосатского в 161 году в "Икароменипп, или Заоблачный полет" приспособил для этого крылья птиц. "Я старательно отрезал у орла правое крыло, а у коршуна - левое и привязал их крепкими ремнями к плечам, - рассказывает Икароменипп своему другу. - Приладив к концам крыльев две петли для рук, я стал испытывать свою силу: сначала просто подпрыгивал, помогая себе руками, затем, подобно гусям, летел над самой землей, слегка касаясь ее ногами во время полета. Однако, заметив, что дело идет на лад, я решился на более смелый шаг: взойдя на Акрополь, я бросился с утеса и... долетел до самого театра". После этого Икароменипп добрался на своих крыльях до Луны. На Луне Менипп встречает соотечественника — философа Эмпедокла, которого забросил сюда пробудившийся вулкан Этна. Не удовлетворившись новым знанием, межпланетный путешественник стремится достичь самого неба. Покинув Луну и «оставив вправо солнце», он летит среди звезд и на третий день приближается к «небу». Однако бессмертные боги возмущены бесцеремонным вторжением, и Меркурий получает приказ доставить Мениппа обратно на Землю, где у него отбирают крылья, дабы он не мог снова улететь на Луну и к звездам.
В другой вещи Лукиана, "Правдивой истории", герой попадает на Луну случайно. Эта, как утверждает автор, «правдивая» история произошла несколько тысяч лет назад, когда греческая галера штормом была вынесена из Средиземного моря за Гибралтарские столбы в Атлантический океан. Свирепые волны шестьдесят девять дней носили ее по бурному океану. Однажды гигантский смерч поднял корабль на высоту трех тысяч стадий, и с этого дня корабельщики понеслись по небу. Через семь суток галера пристала к очень светлому берегу какого-то острова - моряки достигли Луны. Они догадались об этом, увидев на небе в качестве луны Земной шар с его океанами, лесами, горами и городами. Там немедленно нашлась работа для греческих воинов: правительница Луны собиралась вступить в войну с царем Солнца за владение Венерой - имелась в виду планета, а не женщина.
В древнеиндийском эпосе «Бхагават-гита», которому не менее трех тысяч лет, гуру дает уроки йогам, как с помощью силы духа попасть на Луну, а Рама совершал космические полеты, чтобы наблюдать за жизнью своих подданных. Китайцы, согласно широко распространенной легенде, тысячи лет назад переселились с Луны на Землю, и их вожди с легкостью могли парить в космическом пространстве. А вот атланты, зная о земной катастрофе, наоборот, переселились на другие планеты.
С закатом античной культуры интерес к Луне угас. В период Средневековья многие работы древних астрономов были забыты или даже уничтожены. Тем не менее во все, даже самые мрачные, времена рождались поэты, стремящиеся к переосмыслению мира и господствующего взгляда на мир. Кстати, в средние века всерьез рассматривалась теория, что рай, то есть Эдем, находился на Луне, и Адам с Евой обитали именно там! И именно с Луны на Землю бежал Адам после грехопадения, спасаясь от гнева Творца! А Ева, сотворенная из адамова ребра, последовала вслед за мужем, потому что теперь должна была всегда и везде находиться рядом с ним. Авторы этой теории утверждали, что Адам перенесся с Луны на Землю, "охваченный пламенем энтузиазма, что сделало его тело совершенно легким"; Ева же "не имела достаточно силы воображения, чтобы напряжением воли побороть тяжесть материи", последовала за Адамом из привязанности...
В 1300 году увлекательное космическое путешествие предпринял великий итальянский поэт Данте Алигьери (1265—1321). Перипетии путешествия были описаны им в третьей части «Божественной комедии» («La divina commedia», 1307—1921) под названием «Рай» (итал.: «Paradiso»). При помощи сначала поэта Вергилия, а потом его подруги Беатриче, Данте посетил круги ада и рая, к последнему были отнесены все небесные сферы: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн и неподвижные звезды.
Астольф из поэмы итальянца Лудовико Ариосто (1474-1533) «Неистовый Роланд» (итал.: «L'Orlando Furioso», 1516), отправившись на Луну в колеснице Илии-пророка, запряженной небесными конями, видел там реки, поля, долины, горы, города с огромными домами, а в лунных лесах — нимф, охотившихся на диких животных:
«Сквозь полымем охваченный простор
До новой тверди кони их домчали
И понесли к Луне во весь опор
Пространством гладким, наподобье стали,
Лишенной даже неприметных пор.
Уступит по величине едва ли
Луна последнему из прочих мест —
Земле, включая океан окрест...»
Новый период в изучении Луны начался в XVII веке с изобретением телескопа, автором которого стал итальянский ученый Галилео Галилей (1564—1642).
Явное предпочтение стали отдавать птицам. Прежде всего самой большой и сильной - орлу. На худой конец прибегали к помощи и других представителей пернатого царства.
В 1638 году в старинном шотландском городе Перте вышла книга "Человек на Луне, или Рассказ о путешествии туда, совершенном Доминиго Гонзалесом". Книга эта была издана через 5 лет после смерти автора, епископа Френсиса Годвина (1562-1633) и была непохожа на другие его сочинения - жизнеописания королей и каталог епископов. Возможно, Годвин стеснялся своего произведения. Если так, то напрасно. Книга выглядела в глазах многих современников Годвина не менее правдоподобно, чем каталог епископов, и при этом показалась им куда занимательней. За тридцать лет она выдержала двадцать пять изданий на четырех языках. Самый известный из переводов был сделан в 1648 году Жаном Бодуэном, одним из первых членов незадолго перед тем учрежденной Французской академии. Этот перевод получил значительно большее распространение, нежели оригинал. Много лет спустя на него ссылался в примечаниях к своему путешествию на Луну Эдгар По, который был убежден, что Жан Бодуэн является автором книги.
Путешествие на Луну было только одним из эпизодов богатой приключениями жизни Доминиго Гонзалеса. Он сражался в Нидерландах, благополучно вернулся домой в Севилью, но оказался втянутым в поединок и в 1596 году бежал в Индию. В Индии он основательно разбогател, однако на обратном пути его снова подстерегало несчастье. Он заболел, и его высадили на острове Св. Елены. На берегу моря Гонзалес встретил множество лебедей необычной породы: одна нога была у них, как у всякого другого лебедя, на другой же были когти, как у орла. Забавы ради Гонзалес отобрал тридцать или сорок птенцов и приручил их. У него, впрочем, была при этом другая цель. "А что, если удастся заставить их переносить тяжести?" - рассуждал он. Это удалось. Вскоре птицы переносили уже куски пробкового дерева, затем подняли в воздух ягненка и, наконец, самого Гонзалеса. Для этого оказалось достаточно двадцати четырех птиц. В качестве приспособления потребовалась специально изобретенная героем "машина-упряжка", представлявшая собой жесткую раму сложной конструкции с привязанными к ней веревками для лебедей. На специально приделанной внизу перекладине сидел сам Доминиго Гонзалес. В таком виде, во всяком случае, "машина-упряжка" изображена на фронтисписе французского издания. Птицы, прирученные испанским искателем приключений, оказались перелетными; только в отличие от других известных птиц местом их ежегодного перелета была Луна. Однажды, когда Гонзалес поднялся на них, они вдруг понесли, как лошади, закусившие удила, и некоторое время спустя доставили своего седока на Луну. Через семь с половиной месяцев они благополучно вернули его на Землю...
За то время, что Доминиго Гонзалес провел на Луне, у него произошло немало интересных встреч. Об одной из них, впрочем, упоминает не он сам, а его последователь Сирано де Бержерак. Как могла состояться эта встреча - трудно понять. Доминиго Гонзалес отбыл, согласно его свидетельству, с Луны 29 марта 1602 года, за семнадцать лет до рождения своего французского коллеги, но свойство таланта Сирано и манера, им избранная, таковы, что приходится верить ему на слово.
Обложка книги Джона Уилкинса «Беседа о новом мире и другой планете» |
В первых главах книги «Беседа о новом мире и другой планете» (англ.: «A discourse concerning a new World and another Planet») Уилкинс высказывается по вопросу множественности обитаемых миров и фактически воспроизводит выводы Плутарха:
«Луна есть тело плотное, твердое и темное и само по себе оно не обладает светом.
Многие философы, как древние, так и новейшие, допускали возможность существования на Луне другого мира, что выводится из положений людей, придерживавшихся противоположного мнения.
Пятна и светлые места, замечаемые часто на Луне, указывают на разницу, существующую там между морями и сушею.
На Луне есть высокие горы, глубокие долины и обширные поля.
Атмосфера или сфера грубого воздуха из паров непосредственно окружает Луну.
Подобно тому, как мир этот служить для нас Луною, так точно земной шар есть Луна того мира.
По всем вероятиям, в мире Луны совершаются такие же явления, как и в нашем.
Очень может быть, что лунный мир обитаем, хотя и нельзя с точностью определить природу его обитателей.
Быть может, кто-либо из потомков наших найдет средство перенестись в мир Луны и войти в сношения с его обитателями...»
Далее епископ переходит к обсуждению необычной темы — аспектов экспедиции на Луну!
«Если взглянем, — пишет он — с какою постепенностью и медленностью все искусства достигали своего полного развития, то нечего и сомневаться, что со временем будет открыто и искусство воздухоплавания. До сих пор Провидение никогда не учило нас всему разом, но постепенно вело нас от одной истины к другой.
Много прошло времени, прежде чем стали отличать планеты от неподвижных звезд, и затем немало еще прошло времени до открытия, что вечерняя и утренняя звезда — одно и то же светило. Я нисколько не сомневаюсь, что со временем будет сделано такого рода изобретение, равно как и разъяснены другие важные тайны. Время, всегда бывшее отцом новых изобретений и открывшее нам многое, чего не знали предки наши, выяснить потомству нашему то, чего мы желаем теперь, но чего не можем знать. Настанет пора, говорит Сенека, когда все сокровенное в настоящее время, с течением многих веков выступить в полном свете. Искусства еще не достигли своего солнцестояния. Промышленность грядущих веков, при содействии труда веков предшествовавших, достигнет уровня, на который мы не можем еще подняться. <...>
Изобретение снаряда, при помощи которого можно подняться на Луну, не должно казаться нам более невероятным, чем казалось невероятным на первых порах изобретение кораблей и нет поводов отказываться от надежды на успех в этом деле».
Обосновав неизбежность скорого наступления космической эры, Уилкинс переходит к теоретической возможности осуществления полета на Луну:
«В настоящее время нет у нас ни Дрейка, ни Колумба, ни Дедала, изобретшего способ летать по воздуху. Хотя мы и не имеем их, но спрашивается, почему бы в грядущих веках не могли явиться столь высокие умы для новых предприятий? Кеплер полагает, что как скоро будет изобретено искусство воздухоплавания, то его соотечественники не замедлять заселить своими колониями этот новый мир...»
Епископ попытался разрешить трудности, обусловленные силой тяжести, разреженностью воздуха и холодом в небесных пространствах. Он полагал, что поднявшись на значительную высоту, космический путешественник не будет подвергаться притяжению Земли и станет свободно носиться в воздухе. Для подъема на эту высоту Уилкинс предложил воспользоваться воздушным шаром:
«Альберт Саксонский, а после него и Франциск Мендос, делают чрезвычайно приятное замечание, что по воздуху некоторым образом можно плавать. И происходит это вследствие законов статики, по которым каждый сосуд, медный или железный, — котел, например, — несмотря на то, что он тяжелее воды, будет плавать по воде и не опустится на дно, если только он наполнен воздухом. Предположите, что сосуд или деревянная чаша находятся на поверхности стихийного воздуха; в таком случае они станут плавать по ней, если полость их наполнена воздухом эфирным и сами собою не опустятся на дно, так точно, как не пойдет ко дну пустой корабль».
Дальше — удивительнее. Уилкинс не хочет оставить без внимания ни одной проблемы, которая может встать перед будущими космонавтами. Он заботится о принятии всех мер предосторожности. Чем питаться во время путешествия? Где останавливаться для отдыха?
«Для принятия странствующих рыцарей в воздушных пространствах не имеется замков. <...> Быть может, подобно некоторым животным с зимнею спячкою, можно спать во время всего путешествия, или, по примеру Демокрита, питавшегося запахом теплого хлеба, и вовсе обойтись без пищи, вдыхая только эфирный воздух. Впрочем, неужели путешествие должно длиться так долго, что нельзя запастись достаточным количеством съестных припасов?..»
В заключение Уилкинс пишет о космическом корабле:
«...Снаряд этот может быть устроен по тем началам, на основании которых Архитас заставил летать деревянного голубя, а Региомонтан — орла. Такое изобретение было бы чрезвычайно полезно и прославило бы не только изобретателя, но и его век, ибо независимо от дивных открытий, которые при помощи его можно бы совершить в мире Луны, оно было бы несказанно полезно для путешествий на Земле».
Сколь пророческими оказались эти слова!..
Следующим в ряду интеллигентов нового времени, обдумывавших возможность полета на Луну, можно назвать Пьера Бореля (1620—1689) — королевского лейб-медика, известного больше в качестве автора трактатов по медицине и естествознанию.
Трактат Бореля «Новые беседы о множественности миров, обитаемости других планет, неизвестных землях и т.д.» (фр.: «Discours nouveau prouvant la Pluralité des Mondts, que les astres sont des Terres habiteés, et la Terre une estoile etc.») не дошел до нас в виде оригинального авторского произведения. Неизвестно даже, когда он был издан: одни источники указывают годом издания 1647-й, другие — 1657-й. О содержании этого сочинения мы можем судить по пересказам и отзывам современников.
Борель начинал свои «Беседы» традиционно — с рассказа о том, что думали ученые и философы о небесных телах до него.
«Некоторые из стоиков, — писал Борель, — полагали, что не только Луна, но и Солнце обитаемы людьми. Кампанелла говорит, что в этих светлых и лучезарных странах могут существовать обитатели более просвещенные, чем мы и лучше нас понимающие то, чего мы никак не постигнем. Но Галилей, в наше время так хорошо изучивший Луну, утверждает, что она может быть обитаема и что на ней находятся горы; равнины ее темны, а гористые части светлы и вокруг пятен этих видны как бы горы и скалы...»
Далее Борель рассуждает, «при помощи каких средств можно бы узнать истину относительно множественности миров и в особенности относительно того, что находится на Луне», и приходит к такому выводу: «Некоторые вообразили себе, что подобно тому, как человек, плавая подражает рыбам, так точно может он изобрести и искусство воздухоплавания и что при помощи этого изобретения, не прибегая ни к каким другим средствам, можно добиться истины относительно этого вопроса. История приводит примеры летавших людей. <...> Впрочем, если бы даже можно было летать, то ни к чему бы это не послужило: независимо от того, что человек, по причине тяжести, не поднялся бы на большую высоту, он не мог бы находиться в неподвижности, столь необходимой для наблюдения неба и употребления оптических инструментов; кроме того, его внимание вполне было бы занято управлением снаряда».
Сочинения Бореля в виде книги или рукописи читал, по всей видимости, знаменитый поэт-забияка Сирано де Бержерак (1619—1655). Дело в том, что Борель общался с аббатом Пьером Гассенди (1592—1655), который вел кружок молодых философов. Посещал этот кружок и де Бержерак. Однако в силу своего характера поэт предпочитал писать не мудреные трактаты, а озорные повести, легко пуская в ход свою пылкую фантазию.
Сирано де Бержерак рассказывает о своем пребывании на Луне в книге "Иной свет, или Государства и империи Луны" (написана в 1647-1650 годах, впервые издана в 1657 году.) Он испробовал несколько способов путешествия на Луну, и еще о нескольких ему рассказали.
Свой первый опыт междупланетного путешествия Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (1619-1655) описывал так: «Я прежде всего привязал вокруг себя множество склянок, наполненных росой; солнечные лучи падали на них с такой силой, что тепло, притягивая их, подняло меня на воздух и унесло так высоко, что я оказался дальше самых высоких облаков. Но так как притяжение заставляло меня подниматься слишком быстро и вместо того, чтобы приближаться к луне, как я рассчитывал, я заметил, наоборот, что я от нее дальше, чем при отбытии, я стал постепенно разбивать склянки одну за другой, пока не почувствовал, что тяжесть моего тела превышает силу притяжения, и я опускаюсь на землю». Это, однако, не обескуражило Сирано, и он построил специальную машину, которую поднимали в воздух крылья, махавшие под действием пружины. Кроме того, к машине были привязаны в шесть рядов ракеты, по шесть ракет в каждом. На беду, горючий состав иссяк, прежде чем машина пролетела достаточное расстояние, силы крыльев тоже, видимо, оказалось недостаточно, и экипаж Сирано рухнул на землю. С ним самим, впрочем, ничего страшного не случилось. Накануне, лечась от ушибов, полученных во время своего первого подъема, он намазал все тело бычьим мозгом. Луна же, как выяснилось, в этой своей фазе притягивает бычий мозг. Так, благодаря счастливой случайности, Сирано не только не разбился, но и попал на Луну.
Там Сирано узнал и о других способах путешествия на ночное светило. Ими в свое время воспользовались ветхозаветные праведники Энох и Илия. (В той ветхозаветной компании свободно мог оказаться и Иаков: считается, что вполне возможно влезть на Луну по созданной Иаковом знаменитой лестнице.)
Энох привязал под мышки сосуды с дымом от жертвоприношений. "Тогда пар, устремляясь кверху, но не имея возможности проникнуть сквозь металл, стал поднимать сосуды вверх и вместе с ними поднял этого святого человека". Приблизившись к Луне, он быстро отвязал сосуды, которые продолжали одни подниматься к небу, а сам стал падать на Луну. "Расстояние... однако, было еще настолько велико, что при падении он мог бы сильно пострадать, но его спасла его широкая одежда, в которую врывался ветер, раздувая ее, а также сила его пламенной любви".
Енох и Илия возносятся на небо Древнерусская миниатюра |
Примерно в то же время епископ Джон Уилкинс под влиянием восторженных статей Галилео Галилея, в которых знаменитый ученый с восхищением описывал небесные миры, наблюдаемые в телескоп, издал серьезный научный трактат «Рассуждения о новом мире и других планетах». Вопреки своему сану, он мечтал слетать к Луне и предлагал возможные средства для такого полета: например, найти исполинских птиц, которые как будто живут на Мадагаскаре и могут долететь до Луны, либо «соорудить летающую колесницу наподобие деревянного голубя, который некогда был изготовлен и поднят в воздух инженером Архитом».
1703 год. Выходит в свет роман английского писателя Джона Рассена "Лунный мир, или Путешествие на Луну, содержащее некоторые размышления о природе этой планеты, о возможных способах добраться туда, а также другие приятные замечания о ее обитателях, их образе жизни и обычаях" (ф-ф-фу! Ну и названия давали романам в те времена!). По мнению Рассена, на Луну лучше всего заброситься с помощью гигантских качелей, установленных на высокой горе.
Герой очерка Даниэля Дефо "Консолидатор" (1705) вернулся к старому, испытанному способу. Он попал на Луну в экипаже, который несли на себе два гигантских орла. Творчество Дефо породило массу эпигонов.
Межпланетная машина капитан Самуэля Бранта (иллюстрация к повести «Путешествие в Кудахтанию») |
Среди других подражателей Дефо можно назвать прозаика Роберта Пэлтока (1697—1767), написавшего серию романов «Жизнь и приключения Питера Уилкинса» (англ.: «The Life and Adventures of Peter Wilkins»). В рамках этой серии был выпущен роман «Путешествие Питера Уилкинса на Луну» (англ.: «Peter Wilkins Journey to the Moon», 1740), в котором в духе Дефо и Свифта описывались приключения англичанина, попавшего после кораблекрушения в страну крылатых людей Нормнбдсргфут. Эти люди, списанные с лапутян Джонатана Свифта, освоили межпланетные перелеты и по случаю доставили персонажа на Луну.
1751 год. В Лондоне выходит анонимный "Рассказ о жизни и удивительных приключениях Джона Даниэля". Некий кузнец по имени Джон Даниэль вместе со своим сыном Джейкобом строят невероятный аппарат, сильно смахивающий на аэроплан ("деревянная платформа с трапом, с насосом-помпой посредине, а по бокам - с ситцевыми крыльями, натянутыми на тонкие металлические ребра..."). На этой вот "этажерке" (а точнее говоря - махолете, поскольку аппарат своими крыльями махал, как птица) Джон Даниэль летит на Луну и возвращается обратно, привезя описание лунных обитателей...
Историй о том, как птицы подняли человека на Луну или пронесли над Землей, просто не перечесть. И это не удивительно. В самом деле, какой другой "мотор", приводящий в движение наземные экипажи, кроме лошади, знал человек в течение тысячелетий? И какой еще возможен "мотор" для воздушного экипажа, кроме птицы? Живое тягло - что может быть убедительнее? Царство птиц рухнуло в конце XVIII века. Барон Мюнхаузен путешествует на Луну на корабле подхваченном ураганом.
Барон Мюнхгаузен забирался на Луну ... и по стеблю боба. Известно, что Мюнхгаузен совершил два путешествия на Луну, и вовсе не на ядре, как показано в фантазийном «мосфильме» Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»: "– А ты что, и впрямь думаешь, что он долетит? – До Луны? Конечно! – Её ж даже не видно. – Когда видно, так и дурак долетит. Барон любит, чтоб было потруднее." Вот каким образом он оказался на Луне в своем первом путешествии в романе немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе: «Два медведя напали на одну пчелу, чтобы отнять у нее мед. Я запустил в них топориком, но бросил его так неловко, что он залетел на Луну. Что делать? Я вспомнил, что турецкий боб растет необычайно быстро и достигает изумительной вышины. Немедленно я посадил один из бобов. Он рос, рос и вскоре зацепился за один из рогов Луны. Мне оставалось только вскарабкаться по стеблю, куда я и прибыл благополучно. Топорик я нашел в куче соломы. «Надо было возвращаться домой — но о, ужас! Солнечный зной так иссушил мой стебель, что нечего было и думать о спуске на Землю прежним путем. Что делать? Я принялся за работу и сплел себе веревку из соломы. Один конец прикрепил к Луне и спустился с другого конца. Я находился уже в четырех или пяти милях от Земли, как веревка оборвалась!» Отважному правдолюбцу Мюнхгаузену пришлось прыгнуть и от падения его на земле образовалась большая яма.
А в опере Гайдна на сюжет Гольдони на Луну попадали, выпив волшебный напиток.
Полет французов на воздушном шаре с Земли на Луну (иллюстрация из альбома «Путешествие на Луну в начале 1900 года») |
Одним из последних, кто послал своего героя на Луну верхом на орле, был убеленный сединами Александр Дюма, не устоявший перед модной темой. Полет на ночное светило в романе «Путешествие на Луну» был, наверное, самым неинтересным приключением для героев куртуазного создателя запутанных интриг и пикантных ситуаций, но именно эта книга вдохновила молодого Жюля Верна на создание двух увлекательных романов о фантастическом полете через мировое пространство.
1827 год. В США выходит роман Джозефа Эттерли (псевдоним известного американского ученого, профессора Джорджа Такера) под названием "Полет на Луну". Полет становится возможен благодаря "антигравитационному металлу", то есть металлу, нейтрализующему силу земного тяготения, почти на 100 лет предвосхитив Уэллса.
фотограф Надар на своем воздушном шаре - прототип героя романа «Из пушки на Луну» Мишеля Ардана |
Герои романа «С Земли на Луну» - свобода от гравитации вызвала у них необычайный восторг |
Подробности запуска описываются с такой достоверностью, что возникает мысль о наитии свыше, посетившем писателя. Ведь лунных путешественников у Верна было трое, как и в экипажах «Аполлонов», и общая продолжительность полетов была одинаковой - примерно 10 суток. Но самое интересное состояло в том, что возвращение на Землю происходило по похожему сценарию: посадка экипажа совершалась на воды океана, и в его спасении как в фантастическом романе, так и у реальных астронавтов участвовали военные корабли. Полемика вокруг знаменитого романа породила несколько новых проектов «лунных» пушек. Несколько из них приведены в романе французских фантастов Жоржа Ле Фора (1858—1953) и Анри де Граффиньи (1863—1942) «Необыкновенные приключения русского ученого» (фр.: «Aventures extraordinaires d'un Savant Russe1»), опубликованном в 1895 году. Кстати, Байрон в “Дон-Жуане” тоже заключал: “И верно мы к Луне когда-нибудь, благодаря парам, продолжим путь".
Попав на обратную, обитаемую, сторону Луны, путешественники знакомятся с местными жителями: с четырехметровыми костлявыми гигантами, отличающимися огромной грудной клеткой и непропорционально большими ушами. Ле Фор и де Граффиньи использовали реконструкцию внешнего облика инопланетных жителей, придуманную другими авторами применительно к Марсу. Аргументы, объясняющие реконструкцию, также позаимствованы у предшественников:
«Они [селениты] именно таковы, какими я их себе представлял, —сообщают писатели устами профессора Осипова. — Если у них громадный череп, значит, их мозг развитее нашего; грудь селенитов узка, так как их легкие функционируют под гораздо меньшим давлением, чем на Земле... Словом, что ни возьмите, все зависит от тех условий, в которых живет известное существо...»
В остальном селениты очень похожи на людей, хотя и ведут довольно необычный образ жизни: они живут в «кротовых норах» — помещениях, вырытых в почве. Единственное исключение — столица, архитектура которой напоминает творчество кубистов: дома «являют собою сочетание всевозможных геометрических фигур, начиная с цилиндра и кончая шаром».
И в самом деле — если следы активности селенитов на поверхности Луны совершенно не видны астрономам, следовательно, они, эти следы, находятся с другой стороны Луны — той, которая нам не видна. А вот с нашей, видимой, стороны селениты прячутся от космического холода лунных ночей в пещерах или в глубоких норах, и потому увидеть их можно, только проникнув внутрь пещер или нор.
Этот стереотип закрепился на долгие годы. И им воспользовались в свое время многие авторы — от признанного классика мировой литературы Герберта Уэллса до советского детского писателя Николая Носова. Мы встретим «кротов»-селенитов не раз и не два и даже в тех книгах, которые написаны буквально вчера...
В романе "Первые люди на луне" (1901) Герберта Уэллса, ученый-энтузиаст Кейвор получил новое вещество, которое смогло защитить летательный аппарат (в виде шара) от силы притяжения Земли и от тяготения Солнца. Герберт Уэллс допускал, что Луна населена существами типа муравьёв.
В том же 1901 году выходит в свет роман "На серебряной планете" польского фантаста Ежи Жулавского. Вообще-то он создал так называемую "Лунную трилогию" (романы "На серебряной планете", "Древняя Земля" и "Победоносец"), но я буду говорить тут о первой книге трилогии. Герои Жулавского тоже используют колоссальную пушку. В выпущенном из нее снаряде - четверо мужчин и одна отважная женщина (безумно влюбленная в одного из членов экипажа). Снаряд падает на Луну; один из путешественников гибнет сразу; остальные, облачившись в специальные костюмы (вроде скафандров), ставят снаряд на шасси с колесами... и начинается страшное, мучительное путешествие через безжизненные, голые скалы и долины к лунному северному полюсу, где, по расчетам, должны быть воздух и вода... Написанный более столетия тому назад роман и сейчас читается с огромным интересом, а от некоторых страниц веет настоящей, неподдельной жутью (помню, на меня неизгладимое впечатление произвела сцена в развалинах циклопического Города Мертвых, некогда построенного на Луне неведомо кем...). Дойдя до полюса, пришельцы с Земли находят сносные условия для существования, приживаются там и становятся родоначальниками лунного человечества - низкорослых, ублюдочных выродков... я прошу прощения, но так описано в книге. Измельчавшее человеческое племя принимается помаленьку осваивать Луну, не подозревая даже, что им придется столкнуться с аборигенами Луны, крылатыми полулюдьми-полукрысами, хищными и беспощадными, вооруженными природным электричеством... "...Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полете на Луну сослать в киргизское поселение Байконур..."
«Московские губернские новости», 1848 г.
Разворот книги Галилео Галилея с рисунком Луны, как он ее увидел в свой телескоп, 1610 |
Впрочем, была и другая точка зрения. В 1656 году иезуит Афанасий Кирхер (1602—1680) опубликовал книгу «Экстатическое небесное путешествие» (лат.: «Iter extaticum secundum, mundi subterranei prodromus»). В ней он писал о том, как некто Феодидакт при помощи загадочного крылатого существа по имени Космиэль был превращен в духа, и в таком виде, вместе с Космиэлем, посетил Луну, ряд планет вплоть до Сатурна и твердого неба (фирмамента). Луна представляется Феодидакту в виде стерильной планеты, долины которой усыпаны дивными драгоценными камнями. Вода на Луне чиста и прозрачна, но в реках и морях нет ни самой малой рыбки. На полях нет ни единой былинки, а вместо травы там произрастает какая-то металлическая плесень. Космиэль объяснил стерильность Луны тем, что, по замыслу Божьему, Земля — это естественная обитель человека, поэтому на Луне нет людей, а если нет людей, то нет и животных, следовательно, нет нужды в растениях. Так как Бог создал светила исключительно для Земли, говорит Космиэль дальше, то было бы бесполезно населять Луну животными. Если бы на Луне находились люди, спрашивает Феодидакт, то какой вид имели бы они? Сын мой, отвечает крылатый, скажу тебе, что они скорее походили бы на чудовищ, чем на людей, — только обитатели Земли могут существовать в земных условиях.
В 1692 году было опубликовано сочинение иезуита Габриеля Даниеля (1649—1728) «Путешествие в мир Декарта» (фр.: «Voyage du monde de Descartes»). В нем автор, последователь идей Декарта, описывал фантастическое путешествие на Луну; причем удалось оно ему потому, что святой отец узнал у Декарта великий секрет, как разделить душу с телом и как душа на время может покидать тело, уноситься на далекие расстояния и потом возвращаться к своему телу, которое все это время находится в состоянии транса. Прилетев на Луну, дух Даниеля обнаружил, что на ней обитают души великих ученых и философов: Аристотеля, Сократа, Платона и так далее. Интересно, что именно на Луне этим деятелям античности удалось реализовать свои мечты в полном объеме: Платон основал свою республику, Аристотель учредил свой лицей. При всей наивности представлений Даниеля иезуит сделал удивительно точное указание, заявив, что Луна состоит из того же вещества, что и Земля. Ныне это считается неопровержимым фактом, поскольку астрофизики доказали, что некогда наша планета и ее спутник представляли собой одно большое тело...
А вот великий ученый и мистик Эммануил Сведенборг (1688—1772) так увлекся астральными полетами, что в 1758 году издал книгу «Небесные тайны, находящиеся в Св. Писании, или в Слове Господа, с диковинами виденными в мире духов и в небе ангелов» (лат.: «Аrсаnа Coelestia qua in Scriptura Sacra seu Verbo Domini Sunt, Detecta: Hic Primum qua in Genesi. Una cum Mirabilibus qua vifa fune In Mundo Spirituum, & in Coelo Angelorum»), в которой с серьезной миной описывал встречу своей души с обитателями Луны, о которых сообщал трогательные подробности: «Их голос, исходящий из живота и похожий как бы на икоту, производит шум, подобный грохоту грома. Я догадался, что это происходит от того, что жители Луны говорят не при помощи легких, подобно обитателям других миров, а животом, при посредстве особенного, заключающегося в желудке воздуха, так как Луна окружена атмосферою, не одинаковых свойств с атмосферою прочих миров. Я узнал, что духи Луны представляют собою в Величайшем Существе щитовидный или мечеобразный хрящ, к которому спереди прикреплены ребра и от которого идет вниз белая полоса, поддерживающая мускулы живота...»
Идею полета на Луну активно использовали в цирковых представлениях. Человек забирался в дуло огромной пружинной или пневматической пушки — им выстреливали в направлении специальной сетки. Трюк, впервые представленный в 1871 году в лондонском мюзик-холле, получил название «Human Cannonball» и часто обставлялся именно как полет из пушки на Луну. Это довольно рискованное действо (из 50 трюкачей, выступавших с ним в ХХ веке, погибли больше половины — 30 человек!) завезли и в СССР, однако здесь оно не закрепилось в связи с тем, что риск посчитали неоправданно высоким для актеров-исполнителей. Зато оно было запечатлено в прекрасном по-голливудски снятом фильме «Цирк» (1936) с Любовью Орловой в главной роли — ее чарльстон над жерлом «луной» пушки запомнился миллионам зрителей.
Рекламный плакат к аттракциону французского Диснейленда «С Земли на Луну» |
Константин Эдуардович Циолковский – отец космонавтики, заложивший научные основы ракетостроения и будущих межпланетных путешествий, – написал серию научно-фантастических произведений о Луне. В одном из них (“На Луне”) приводится такое описание: “Пять дней мы скрывались в недрах Луны и если выходили, то в ближайшие места и на короткое время... Почва остывала и к концу пятых суток по-земному или в середине ночи по-лунному настолько охладилась, что мы решались предпринять своё путешествие по Луне, по её горам и долам... Темноватые огромные и низкие пространства Луны принято называть морями, хотя совсем неправильно, так как там присутствие воды не обнаружено. Не найдём ли мы в этих “морях” и ещё более низких местах следов воды, воздуха и органической жизни, по мнению некоторых учёных уже давно исчезнувших на Луне?.. Мы нарочно из любопытства пробегали мимо вулканов по самому их краю, и, заглядывая внутрь кратеров, два раза видели сверкающую и переливающуюся лаву... Вследствие ли недостатка кислорода на Луне или вследствие других причин только нам попадались неокислённые металлы и минералы, всего чаще алюминий”.
кадр из фильма "Первые на Луне" (Россия, 2005) |
2-ой этап – Луну изучают автоматы
Луна и лотос...
Источает лотос
свой нежный запах
над безмолвьем вод.
И лунный свет все так же
тихо льется.
Но на Луне сегодня
“Луноход ”.
Л. Тудэв
Первый шаг к Луне был сделан 2 января 1959 г., когда (всего лишь через полтора года после запуска первого искусственного спутника Земли) советская космическая ракета “Луна–1”, развив вторую космическую скорость, разорвала цепи земного притяжения. Луна оказалась замечательным полигоном для изучения эволюции Земли. Через 34 часа после старта “Луна–1” пронеслась на расстоянии 6 тыс. км от поверхности Луны, стала первой искусственной планетой Солнечной системы. На Землю была передана феноменальная новость: у Луны не оказалось магнитного поля! Потом эти данные уточнялись. Намагниченность пород там всё же существует, просто она очень мала, а регулярность магнита, так называемого диполя, как на Земле, на Луне нет. В сентябре того же года “Луна–2” совершила точное попадание (“жесткую посадку”) на Луну, а в октябре, через два года после запуска первого искусственного спутника, “Луна–3” передала первые телеснимки невидимой стороны Луны. Эта съёмка была повторена и дополнена “Зондом–3” в 1965 году и серией снимков американских спутников “Лунар Орбитер”.
До этих полётов резонно было думать, что обратная сторона похожа на видимую. Каково же было удивление астрономов, когда выяснилось, что на другой стороне Луны практически нет равнин – “морей”, там были сплошные горы. В результате были построены полная карта и часть глобуса естественного спутника Земли.
Затем последовали полёты с целью отработки мягкой посадки автомата на поверхности Луны. Американские аппараты “Рейнджер” провели фотографирование панорамы прилунения с высоты от нескольких километров до нескольких сот метров. Выяснилось, что буквально вся поверхность Луны испещрена малыми кратерами диаметром около 1 м.
Однако “пощупать” лунную поверхность удалось лишь через семь лет после первого попадания ракеты на Луну, слишком технически сложной оказалась задача прилунения в условиях отсутствия тормозящей атмосферы. Первую мягкую посадку совершил советский автомат “Луна–9”, затем – серия советских “Лун” и американских “Сервейеров”.
Уже “Луна–9” развеяла миф о том, что поверхность Луны покрывает толстый слой пыли или даже что её обтекают пылевые потоки.
Миф о высадке американцев на луну.
Один из главных независимых экспертов изобретатель Рене, автор книги НАСА обмануло Америку, высказал множество сомнений в достоверности высадки американских астронавтов на Луну. Главные из них вкратце сводятся к следующему:
1. Сила тяжести.
Ускоренный просмотр прыжков астронавтов на Луне показывает, что их движения соответствует движениям на Земле, а высота прыжков не превышает высоту прыжков в условиях земного тяготения, хотя сила тяжести на Луне составляет одну шестую от земной. Галька, падающая из-под колес американского лунохода в полетах после Аполло-13, при ускоренном просмотре ведет себя по-земному и не поднимается на высоту, соответствующую силе тяжести на Луне. Честно говоря, проверить этот факт мне не представилось возможности.
2. Лунный ветер.
В момент установки флага США на Луне флаг колыхался под воздействием воздушных потоков. Армстронг поправил флаг и сделал несколько шагов назад. Однако флаг не перестал колыхаться. Никакими "внутренними колебаниями флага" или его "внутренней энергией" это объяснить нельзя.
3. Снимки.
Лунные снимки имеют специфические малозаметные кресты, обусловленные работой аппаратуры. Без этих крестов не должен существовать ни один снимок лунной экспедиции. Однако вопреки всем остальным снимкам, снятым в ходе других космических программ, на многих лунных фотографиях кресты либо отсутствуют, либо расположены под изображением, что вызывает сомнения в том, что снимки действительно сделаны лунной аппаратурой. Ряд фотографий, якобы сделанных на Луне, в разных изданиях НАСА представлен с обрезаниями и исправлениями: в некоторых местах удалены тени, наложена ретушь. Те же самые снимки, которые НАСА предоставило общественности в разное время, выглядят по-разному и неопровержимо доказывают наличие монтажа.
4. Звезды.
На подавляющем большинстве космических снимков лунной программы НАСА не видно звезд, хотя на советских космических снимках их полное изобилие. Черный пустой фон всех фотографий объясняется трудностью моделирования звездного неба: подлог был бы очевиден любому астроному.
5. Радиация.
Околоземные космические аппараты гораздо в меньшей степени подвержены губительному воздействию солнечного излучения, чем корабль, удаленный от Земли. По оценкам американских специалистов, для защиты космического корабля, летящего на Луну, необходимы стены с 80 сантиметрами свинца. В противном случае астронавты не выживут и недели и умрут, как умерли от радиации все подопытные американские обезьяны-астронавты. Однако космические аппараты НАСА в 60-е годы имели борта, выполненные из алюминиевой фольги толщиной в несколько миллиметров.
6. Скафандры.
При нагреве дневной лунной поверхности до 120 градусов скафандр нужно охлаждать, для чего, по мнению современных американских специалистов по полетам в космос, требуется 4,5 литра воды. Скафандры "Аполло" располагали 1 литром воды и практически совершенно не были предназначены для работы в лунных условиях. Скафандры были изготовлены из прорезиненной ткани без какой- либо существенной защиты от космической радиации. Скафандры "Аполло" 60-х годов значительно меньше советских и американских скафандров, использующихся сегодня для выхода в космос на непродолжительное время. Даже при сегодняшнем уровне развития технологий в такие скафандры невозможно уместить запас кислорода на 4 часа, радиостанцию, систему жизнеобеспечения, систему терморегулирования и прочее, чего, судя по легенде 60-х годов, у астронавтов "Аполло" было больше, чем у современных астронавтов.
7. Посадка.
Реактивная струя, бьющая из сопла спускаемого на Луну аппарата, должна была напрочь разметать в условиях малой силы тяжести всю пыль - практически невесомую - с поверхности в радиусе минимум сотни метров. В безвоздушном пространстве эта пыль должна подняться высоко над поверхностью Луны и улететь вихрем на километры от места спуска корабля, что и наблюдалось при всех посадках советских лунных модулей. Однако на американских снимках - вопреки всей науке и здравому смыслу - мы видим, как только что прилетевший астронавт прыгает с прилунившегося аппарата в нетронутую никаким воздействием пыль.
8. Утечка информации
В мемуарах астронавта Олдрина есть описание вечеринки в узком кругу астронавтов, где присутствующие смотрели фильм, показывающий приключения Фреда Хейза на Луне. Хейз совершал всякие па, затем пытался встать на ступеньку лунохода, но ступенька рассыпалась, лишь только он на нее ступил. Однако Фред Хейз никогда не был на Луне. Он - участник печально известного полета "Аполло-13", который не садился на поверхность Луны. Либо все полеты "Аполло" были фальсификацией, либо для каждого полета создавался выдуманный вариант посадки, способный сработать в нужный момент. Есть и масса других фактов. Во время "прямых трансляций с Луны" зрителям несколько раз попадались на глаза странные вещи, как, например, откровенная буква S, написанная краской на одном из "нетронутых" лунных камней и случайно попавшая в кадр в одном из "лунных" репортажей. Фальсификация была настолько явной, что десятки тысяч американцев - вовсе не русских - мешками возмущенных писем завалили телевидение, НАСА и Белый Дом. Подобного никогда не происходило ни до, ни после лунной эпопеи. Никакого ответа ни одному письму дано не было.
Статью полностью можно прочитать здесь http://www.coldwar.ru/arms_race/space.php
Почему в НАСА не смогли учесть всего?
Неужели в НАСА не было специалистов, способных заметить и исключить все неувязки в представленных материалах? Не смогли - таков закон мирозданья, ложь всегда остается ложью, как бы качественно она не была состряпана. Учесть всё просто невозможно, ведь объем работы громадный и на фоне того что было учтено и сделано неизбежно проявляются проколы и неувязки, даже в реальном техническом проекте процент неудач достаточно велик и избежать его нельзя. Если бы можно было учесть всё, то ложь была бы равна правде и их отличить было бы невозможно. Однако, слабость лжи в том и состоит, что как бы широко не была представлена информация, достаточно указать хотя бы одну нестыковку, и разоблачение обмана состоится. Любое противоречие есть доказательство фальши, и если есть хотя бы одно, обратите внимание, хотя бы одно противоречие, то весь материал фальшивка, и количество предъявленной информации ровным счетом ничего не меняет.
"Главный аргумент против теории заговора — о нём никогда даже не заикались в Советском Союзе. А ведь ГРУ было в курсе происходящего. Семь кораблей радиолокации отслеживали полёт «Аполлона-11», а локаторы в Крыму отслеживали весь полёт и принимали сигналы. Если бы сигналы шли не с Луны и никакой выскадки не было, коммуняки не упустили бы такого шанса смачно разоблачить вероятного противника. Почему этого сделано не было? Потому что совки были неглупыми людьми и не собирались садиться в лужу: они прекрасно знали, что полёт был самый настоящий.
Алексей Леонов — тот самый, который первым прогулялся в открытом космосе, — считает слухи о «заговоре» полным говном.
«У нас на Комсомольском проспекте была военная часть 32103, которая обеспечивала космическую трансляцию, так как ЦУПа в Королеве тогда еще не было. Видели мы, в отличие от всех остальных людей в СССР, и высадку Армстронга и Олдрина на Луну, транслировавшуюся США на весь мир. Американцы выставили на поверхности Луны телевизионную антенну, и все, что они там делали, передавали через телекамеру на Землю, было также сделано несколько повторов этих телеэфиров. Когда Армстронг встал на поверхность Луны, и все в США захлопали, мы здесь, в СССР, советские космонавты, тоже скрестили пальцы на удачу, и искренне желали ребятам успеха».
Его двачует Георгий Гречко:
То, что американцы были на Луне, мы знаем совершенно точно. Когда мы принимали сигналы с Луны, мы их принимали с Луны, а не из Голливуда." (ЛуркморЪ)
Последнее время становится все более популярной информация о продаже участков на Луне, а также о туризме на Луну. В частности...
Секс-туризм на Луне
Американские ученые, проанализировали рынок земли на этом небесном теле и пришли к выводу, что на Луне стоит строить гостиницы и развивать секс-индустрию.
Уже в наши дни Луна пользуется популярностью у богатых и знаменитых. Которые скупают участки земли на планете. Не исключено, что со временем, когда планета будет освоена в достаточной мере для проживания, на этих участках вырастут отели. Ученые уверяют, что к концу этого века на Луне можно будет не только отдыхать, но и жить. Они считают, что эту проблему решить не так сложно, учитывая, что Луна – единственное небесное тело Солнечной системы, которое обладает такой низкой гравитацией.
Кроме того, существует множество фактов, свидетельствующих о том, что когда-то Луна была обитаемой. Кроме того, эксперты установили, что на дне нескольких кратеров в южной части ночного светила имеется вода в замерзшем состоянии, а это делает ее еще более интересной в плане возможности создания второго дома для землян. Конечно, не все разгадки спутника Земли еще разгаданы и не решена проблема открытости перед частыми атаками метеоритов. Но все это не мешает власть и деньги имущим мечтать о Луне – на этот раз как об источнике дохода от гостиничного бизнеса.
И, как известно, где гостиницы – там плотские утехи. Космонавты отмечают, что ощущения от соития в невесомости схожи с теми, что возникают при занятии любовью в бассейне.
Но есть сведения, что после таких сексуальных шалостей у части покорителей Вселенной возникали проблемы с потенцией, а также развивалось мужское и женское бесплодие.
Александрина Михайлова (Misuoka) |
Пристегните ваши ремни, зачехлите скафандры, держите наготове чемоданчики с едою в тюбиках, наш экипаж стартует к спутнику Земли. На борту нашего крейсера к вашим услугам огромная библиотека фантастики, уютный видео зал с набором хроник о покорении Луны великими путешественниками: Джеком Бобовое зерно, Мюнхгаузеном, Арданом, Незнайкой и другими героями.
В программе путешествия знакомство с лунным зайцем, танцы с веселой коровой, фотографии на память на фоне восходящей Земли, дегустация лунного сыра и сеанс одновременной игры в шахматы с обитателями обратной стороны спутника.
Экскурсия закончится через 24 часа по земному времени.
Поехали!
Спасибо!Позновательно и оформление отличное!!!!!
ОтветитьУдалитьзаходите еще
ОтветитьУдалить