Реально Сугробия не существует, но официально ее никто не отменял. Сугробия будет жить!
История Сугробии (краткий курс в переложении для детей), параграф седьмой
Как древний картограф, ты в руки возьмешь карандаш,
ты будешь подобран, суров и подтянут, и сдержан,
ты выберешь время, бумагу возьмешь, без труда
на ней набросаешь моря, континенты. И стержень
возьмешь, скажем красный, подпишешь скорей города,
придумав названия странные (Клока и Смежень?),
а после - почтовую марку, подпишешь конверт,
и он унесется в окно во мгновение ока,
в те земли, в которые люди не просто не верят,
а даже не знают о них. Посмотри в потолок, а
те, кто придет из еще не придуманных мест,
останутся, если бродяжничать им надоест
fosss
Нам понадобится гусиное перо, перочинный нож, чернильница с чернилами, секстан, компас, циркуль, линейка и много-много воображения. Потому что нарисовать карту известного места любой дурак может. А вот нарисовать карту мира несуществующего, но досягаемого - это задачка для редких смельчаков и первооткрывателей.
Проложим сегодня надежный курс, твердо очертим на карте берега, обозначим реки и проливы, гавани и прибрежные скалы. Нарисуем животных и растения - иначе наша карта останется не вполне точной. Все великие географические открытия начинались с карт несуществующих земель и великих же заблуждений.
Бог с ним, пером, пергаментом и чернилами - возьмем ручку, кисть, карандаш, мышку - и начертим образ нового мира. И совершим его открытие!
Карта - художественное произведение
В Древней Греции вымышленные страны — утопические локусы, как правило, острова: пасторальная Гиперборея Гекатея Абдерского, Панхайя Евгемера. Впрочем, уже Меропида Теопомпа Хиосского носит явно пародийный характер.
Во времена средневековья на картах пестрели аллегорические рисунки неведомых стран, были очерчены границы легендарных Счастливых островов, отмечены места, где обитают сказочные сирены и чудесные рыбы, крылатые псы и хищные грифы. Создатели этих карт руководствовались не наблюдениями путешественников, а черпали сведения у античных авторов, следуя их «географическим руководствам» в описании мира.
Но вот средневековые вымышленные чудеса постепенно рассеялись, и на картах вместо загадочных стран, и сказочных животных стали размещать рисунки предметного, а иногда и сюжетного характера, относящиеся к данной местности. Это изображения растений, животных, предметов материальной культуры, способов передвижения и т. д. Такие рисунки как бы оживляли карту, делая ее более наглядной. Иллюстрированные карты широко распространены и в настоящее время. Почти на всех туристских картах можно встретить картинное изображение населенных пунктов, лесов, памятников и других объектов. Карты с иллюстрациями дают читателю много добавочных географических знаний, выходящих за пределы сведений о характере только самой земной поверхности. Дополнение карт иллюстрациями делает их интереснее, содержательнее, помогает их изучению. Хорошо нарисованные и размещенные на карте рисунки полезны не только с познавательной стороны: они делают ее декоративной, привлекают к ней внимание, не мешая, а скорее, помогая ее чтению.
Карта как иллюстрация нашла свое место в приключенческих романах и рассказах. На таких картах изображено не только место действия произведения, по и многое другое, относящееся к нему: растения, животные, люди и даже сцены. Описываемая местность изображается на карте по всем правилам картографии и в полном соответствии с фактическим материалом произведения. Так, иллюстрированная карта к роману Майк Рида «Оцеола, вождь семинолов» сделана на основе подлинной карты Флориды, где развивается действие романа и к которой приурочены как действительные, так и вымышленные события. На карте наглядно показаны главные места, описанные в романе (плантации, форты, места сражений), передвижения героев и отрядов и некоторые события. Характер местности также обозначен очень наглядно штриховкой и рисунками деревьев. Карта не только помогает читателю представить более конкретно содержание романа, но и делает его как бы документальным, увеличивая в глазах читателей «достоверность» всего описываемого.
Карты могут быть сделаны и не на подлинной географической основе, а на вымышленной. Это ничего не меняет в их значении. Главное - карта должна во всех деталях хорошо согласовываться с содержанием произведения и, конечно, быть художественно оформленной. Чем реальнее и подробнее сделано изображение вымышленной местности, тем конкретнее и понятнее становится само повествование.
Карта с иллюстрациями может быть составлена не только по сюжету рассказа, но и породить само произведение. Так было, например, с известным произведением Р. Стивенсона «Остров сокровищ». В конце лета 1881 г. писатель поселился вместе с семьей в Бремепе. Однажды он, взяв в руки перо, начертил карту острова и старательно раскрасил ее акварельными красками. Изгибы берегов придуманного им острова моментально увлекли воображение, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Оказавшись во власти вымысла, очарованный извивами береговой линии с причудливыми бухтами, Стивенсон нанес на карту названия: холм Подзорная Труба, возвышенность Бизань-мачты, Белая скала.
- А как будет называться этот остров? - спросил стоявший рядом пасынок писателя Ллойд.
- Остров сокровищ, - не раздумывая, ответил автор карты и тут же написал эти слова в ее правом нижнем углу.
Стивенсон дал волю воображению при виде карты нарисованного им острова. При взгляде на его очертания, напоминающие по контурам вставшего на дыбы дракона, ему показалось, будто в зарослях придуманного леса ожили герои его будущей книги. У них были загорелые лица, их оружие сверкало на солнце, они появлялись внезапно, сражались и искали сокровища на нескольких квадратных дюймах плотной бумаги. Писатель говорил, что не успел он опомниться, как перед ним очутился чистый лист, и он составил перечень глав. Таким образом, карта породила содержание будущего повествования.
В художественной литературе есть примеры, когда карта органически входит в содержание произведения. Например, Л. Н. Толстой в «Войне и мире», описывая Бородинскую битву, включил составленную им карту предполагаемого и происшедшего сражения. Карта весьма наглядно иллюстрирует ход повествования.
Иллюстрации нашли широкое применение при составлении туристских карт. Обычно рядом с маршрутом изображают памятные места, которые встречаются на пути туриста. Это различные памятники, выдающиеся по своей архитектуре строения, парки, водопады и т. п. Да и сами маршруты нередко показывают не условными знаками дорог, а планово-перспективными рисунками, и это как бы оживляет карту, делает ее интересной и хорошо читаемой.
Великие художники эпохи возрождения Леонардо да Винчи, Дюрер и другие были причастны к картографии.
Замечательные карты, созданные Леонардо, рельефны и слегка тронуты краской. Они представляют собой как бы зарисовки местности при взгляде сверху, с высоты птичьего полета. Трудно сказать, чем они в большей мере являются - произведением искусства или практическим пособием. Точность их по тем временам была достаточно высокой. Художник свободно охватывает пристальным взглядом горы, реки, озера и зарисовывает их с поразительной конкретностью.
Картография - это своего рода искусство, и картограф не может быть безразличен к художественному мастерству. Он должен ясно представлять себе возможности изобразительных средств, владеть ими, чтобы любая карта, созданная им, была красива, привлекала к себе внимание и лучше читалась. Многие картографы известны как большие мастера графики.
Эпоха великих географических открытий
В средние века достижения античной картографической науки оказались надолго забытыми. Церковь вступила в жестокую борьбу с научными представлениями о строении мира. Она строго преследовала учение о шарообразной форме Земли.
Средневековые карты содержали живописное изображение местности. Картографы того времени, скрывая свое географическое неведение, заполняли карту разнообразными художественными рисунками: пустыни и леса «заселялись» дикими зверями, обжитые места заполнялись фигурами людей, моря украшались рисунками кораблей и морских животных.
Прошло много времени, прежде чем человеческая мысль освободилась от церковных догм. Лишь в XV в. вновь возрождается учение о шарообразной форме Земли. В это время переиздается карта Птолемея.
Эпоха великих географических открытий создала условия для развития картографической науки. Исключительно важное значение имели путешествия, совершенные в конце XV и начале XVI вв. Наиболее крупными из них были путешествия X. Колумба, открывшего Америку, и кругосветное путешествие Ф. Магеллана. В эту эпоху неизмеримо расширился горизонт знаний человека. Каждый день приносил новые географические данные.
Выдающимся картографом XVI в. был фламандский ученый Г. Меркатор. Он не только составил наиболее точные для того времени карты мира, но и разработал несколько картографических проекций (способов построения градусной сетки для карт). Из них наиболее известна проекция, носящая его имя и применяемая в наши дни (рис. 5). Особенность проекции такова, что околополюсные пространства на ней не могут быть изображены. Поэтому район, прилегающий к Северному полюсу, дан отдельной врезкой в юго-западном углу карты. На нем показаны четыре больших острова с проливами между ними, разделенными у южных входов небольшими островами на узкие протоки. В легенде (пояснении) приводятся источники, послужившие основой такого изображения. Меркатор ссылается на отчет путешествия некоего Якова Кноена. Возможно, такое путешествие было, но не к географическому, а к магнитному полюсу. Заблуждение легко объяснимо: в то время еще не знали о магнитном склонении и полагали, что стрелка компаса направлена на истинный север, а магнитный полюс как раз и находится в островной группе канадского архипелага.
В историю географических открытий вошел английский мореплаватель Д. Кук (1728—1779 гг.). Он открыл много островов в Тихом океане и исследовал восточный берег Австралии.
Успех всех экспедиций знаменитого мореплавателя Кука во многом определил туземец острова Таити - молодой полинезийский жрец Тупиа. У полинезийцев не было ни письменности, ни карт. От природы сообразительный, Тупиа отлично знал Полинезию. С его слов была составлена карта района, находящегося между 130 и 170° з.д., 7 и 27° ю. ш. Она охватывала территорию до 9 млн. км2, и на ней было отмечено около 80 островов. Благодаря этой карте Кук сделал крупнейшие географические открытия.
Экспедицией Кука был открыт Южный океан, но открыть Антарктиду ему не посчастливилось. В своем дневнике он писал: «Если кто-либо... проникнет дальше меня, ...миру его открытия не принесут славы».
Мрачный прогноз Кука не оправдался. Первая русская антарктическая экспедиция, возглавляемая Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым, впервые приблизилась к берегам Антарктиды и нанесла их на карту.
Труден был путь создания карты мира. Каждая линия на ней, каждый штрих и точка — результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей. Но иногда составители в погоне за славой становились на неверный путь и показывали на карте то, чего не было и не могло быть в действительности. Дорого обходились исследователям такие карты!
Великий русский мореплаватель командор В. Беринг поплатился жизнью, доверившись ошибочно составленной карте. Член его экспедиции Л. Делиль показал составленную его братом Гильомом карту, на которой к югу от Камчатки была изображена несуществующая Земля Гамы. И, несмотря на то, что Сенат совершенно точно указал курс экспедиции Беринга от Камчатки к Америке, командор изменил его в поисках фантастической земли. Конечно, никакой Земли Гамы в том месте он не нашел, только напрасно потратил три недели драгоценного времени. Вот этих-то недель и не хватило В. Берингу для успешного завершения экспедиции. На обратном пути начались осенние штормы, продовольствие было на исходе, и люди совершенно обессилели. Почти неуправляемый корабль был выброшен на один из Командорских островов. Здесь во время вынужденной зимовки скончался великий командор. «Кровь закипает во мне всякий раз, - рассказывает один из помощников В. Беринга С. Ваксель, - когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой».
geography.su
Альтернативная география в художественной литературе
Литературные произведения в жанре альтернативной географии, написанные в основном писателями-фантастами.
* Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера, 1720—1726. Лилипутия, Бробдингнег, Лапута, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Страна гуигнгнмов.
* Жюль Верн. Путешествия и приключения капитана Гаттераса, 1866. На Северном полюсе имеется земля.
* Жюль Верн. 20 000 лье под водой, 1870. На Южном полюсе водное пространство; подземный пролив под Суэцким перешейком.
* Владимир Обручев. Земля Санникова, 1926. Остров в Северном Ледовитом океане, на котором благодаря вулканической активности тепло и живут сохранившийся первобытный человек и племя переселенцев из Сибири.
* Филип Хосе Фармер, Врата времени, 1966. Параллельный мир, в котором отсутствует Северная Америка.
* Василий Аксёнов. Остров Крым, 1976. Крым остров, отделённый от Европы проливом (а не полуостров), и потому белая армия на нём удержалась.
* Ольга Брилёва. Ваше благородие, 2005. Вольное продолжение Острова Крым Аксёнова.
* Остров Крым также существует в романе «Охота на дикие грузовики» николаевского фантаста Владимира Васильева. Аксёнов считается его первооткрывателем.
* Север Гансовский. Человек, который сделал Балтийское море, 1970-е.
* Пол Андерсон. Гибралтарский водопад из серии Патруль времени (Time Patrol), 1991. Когда Средиземного моря не было.
* Гарри Тертлдав, Л. Спрэг де Камп. В низине. (англ. Down in the Bottomlands: And Other Places), 1999. Средиземного моря тоже нет.
* Александр Громов, Владимир Васильев. Антарктида online, 2002. Современная Антарктида оказывается на экваторе.
* Александр Громов. Дилогия про начальника Тайной канцелярии Е. И. В. графа Лопухина Исландская карта, Русский аркан, 2006, 2007. Мир начала XXI века, где нет ни Северной, ни Южной Америки, ни, понятно, США.
«Три кита»
Поджанр альтернативной географии, основанный на представлении древних о плоской (не шарообразной) земле.
* Филип Фармер. Поднять паруса!, 1970-е. Христофор Колумб плывёт открывать Америку, но оказывается, что Земля плоская.
«Подземная» АГ
* Жюль Верн. Путешествие к центру Земли , 1864.
* В. А. Обручев. Плутония, 1940-е.
«Космическая» АГ
* Фрэнсис Карсак. Робинзоны Космоса, 1955. Планета Теллус срезала часть современной планеты Земля в районах Франции, США, Ирландии. Часть Земли попала на другую планету, часть другой планеты — предположительно на Землю.
* Лазарь Лагин. Атавия Проксима, 1956. Америка становится второй Луной со стремительно исчезающей атмосферой, на новом небесном теле разворачиваются людские трагедии в условиях жестокого капитализма.
Известные вымышленные страны
* Агарти или Агартха (Agarty, Agartha) — легендарная подземная страна, в другой формулировке — «мистический центр сакральной традиции, расположенный на Востоке»
Впервые о ней написал французский мистик Александр Сент-Ив д’Альвейдр в книге «Миссия Индии в Европе». Второе упоминание принадлежит Фердинанду Оссендовскому, который в книге «И звери, и люди и боги» со слов монгольских лам рассказывает легенду о подземной стране, управляющей судьбами всего человечества. Традиционным местом расположения Агартхи считают Тибет или Гималаи.
* Анчурия - государство в Центральной Америке, у подножия Кордильер. Впервые описана в романе О'Генри "КОРОЛИ И КАПУСТА"
* Атлантида(др.-греч. Ἀτλαντὶς) — легендарный остров (архипелаг или даже континент), находившийся в современном Атлантическом океане и опустившийся в один день на морское дно в результате землетрясения и наводнения, вместе со своими жителями — атлантами.
Впервые эта легенда излагается у Платона в диалогах «Тимей» и «Критий» со ссылкой на некие предания. Платон указывает время катастрофы как «9000 лет назад», то есть около 9500 года до н. э.
* Великий Германский Рейх
* Гринландия — вымышленная страна из произведений Александра Грина. Сам Грин это слово не использовал, авторство его принадлежит советскому критику и литературоведу Корнелию Люциановичу Зелинскому.
* Земля Санникова
Остров-призрак в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи к северу от Новосибирских островов.
* Земноморье — книжный цикл американской писательницы Урсулы Ле Гуин, а также вымышленный мир, в котором разворачивается действие произведений.
* Лемурия — мифический остров (или материк) в Индийском океане.
Упоминание о Лемурии как о земле в Индийском океане с развитой цивилизацией встречается в мифологии разных народов.
* Муми-Дол, Долина муми-троллей (швед. Mumindalen) — волшебная страна, где живут муми-тролли из серии сказок Туве Янссон. Зимой в Долине муми-троллей много снега, однако образующая долину река не замерзает. Долина с одной стороны ограничена морем, с другой — Одинокими горами. О мире за пределами Долины говорится очень мало. Вскользь упоминаются соседние долины, населенные народами, аналогичными жителям Муми-дола. Также (очень редко) упоминаются реальные географические названия (Калифорния, Мексика).
* Нагония, Тразиленд — вымышленные страны в Африке, где происходят события, описанные в произведении Юлиана Семёнова «ТАСС уполномочен заявить».
* Нарния (англ. Narnia) — мир (а также страна) в стиле фэнтези, созданный англо-ирландским автором Клайвом Стейплзом Льюисом, являющийся местом действия в большинстве книг серии Хроники Нарнии. Попасть в неё из реального мира можно через платяной шкаф.
* Нетландия, Неверленд, Небыляндия или остров Небывалый (англ. Neverland) — вымышленное место, в котором происходит действие произведений Джеймса Барри о Питере Пэне и работ, основанных на них. Впервые Нетландия упоминается в 1904 г. в пьесе Дж. Барри «Питер Пэн, или мальчик, который не вырастал» (англ. «Peter Pan, or The Boy Who Wouldn't Grow Up»), а затем в 1911 г. в написанной на её основе книге «Питер Пэн».
* Остров погибших кораблей — (Александр Романович Беляев, «Остров погибших кораблей»). В основе романа лежит необычная область Атлантического океана, так называемое Саргассово море, образуемое характерными круговыми океанскими течениями. Многочисленные саргассовые водоросли делали этот район практически непроходимым для мореплавателей.
* Страна Оз — вымышленная страна из книги Удивительный Волшебник из Страны Оз американского писателя Лаймена Фрэнка Баума.
* Офир (ивр. אוֹפִיר, Ofir, ʼÔp̄îr) — упоминаемая в Библии страна, которая славилась золотом и другими драгоценностями и привлекала к себе мореплавателей со всех концов мира
* Пайтити (Paititi, Paitití, Paytiti, Paipite, Paykikin, Pareti, Pareties, Parechis, Parechies, Paresis) — затерянный или мифический золотой город Инков в Андах в тропической сельве на юго-востоке Перу (Pantiaqulla, Kamanti, Qallanqa и Apuqañaqway), севере Боливии или юго-западе Бразилии (микрорегион Паресис).
До сих пор считается не найденным и не отождествленным с какими-либо руинами городов в Южной Америке. Является равнозначным значению «Эльдорадо» из-за того, что этот город был наполнен золотом, даже дома и дороги были сделаны из этого металла. По легендам, именно там инки «спрятали несметные золотые богатства, которые не дают покоя исследователям и авантюристам вот уже несколько веков»
* Сагеней (Сагней), Королевство, (фр. Royaume du Saguenay) -сказочно богатая страна, поиски которой не давали покоя французским исследователям Канады (Жак Картье и др.) в период великих географических открытий.
Имеется несколько версий происхождения и толкования преданий о Сагеней. По одной из них, легенда была преданием индейского племени алгонкинов, веривших, что к северу от реки Святого Лаврентия — в районе современного округа Сагеней-Лак-Сен-Жан (Квебек) существует сказочное королевство светловолосых людей, владеющих складами золота, серебра и меха. Вождь Доннакона, пленённый французами и увезённый во Францию в 1530-х годах, также рассказывал королю об этом мифическом королевстве.
* Средиземье (англ. Middle-earth, буквально Срединная земля, также существуют варианты перевода Среднеземье, Средьземелье) — континент в Арде, мире, придуманном Дж. Р. Р. Толкином.
Часто этим словом обозначают всю литературную вселенную Толкина. В самих же книгах Средиземьем называется восточная часть Арды, земли смертных, в противоположность райским берегам бессмертного Валинора.
* Шамбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре. Согласно интерпретации тибетолога Б. И. Кузнецова (1931—1985) и востоковеда Л. Н. Гумилёва (1912—1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова—Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веках до н. э.
* Швамбрания — (Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания»). Эта страна находится в Тихом океане и по размерам сравнима с Австралией. Швамбрания — настоящий рай для любителей приключений, отважных мореходов и исследователей, она воплощает все детские фантазии, навеянные книгами Жюля Верна и Фенимора Купера, а также реальностью России начала XX века.
* Эльдорадо (исп. El Dorado — золотой) — мифическая страна золота и драгоценных камней, «где сокровища эти так же обычны, как у нас обыкновенный булыжник».
Разработчиком наиболее полного литературного мифа об Эльдорадо является историк XVII века Педро Симон. Для конкистадоров XVI-XVII веков синонимом Эльдорадо было также Пайтити.
* Янтарное королевство — (Роджер Желязны, «Хроники Амбера»). Амбер (в оригинале — «Amber», иногда транскрибируется как «Эмбер») — вымышленный город из цикла романов Роджера Желязны «Хроники Амбера». Следуя циклу романов, Амбер — единственное реально существующее место во вселенной, остальные — лишь его Отражения (в другом переводе — Тени). Поскольку amber по-английски — «янтарь», в некоторых переводах Амбер именуется Янтарным Королевством или просто Янтарём.
взято из Википедии
и напоследок: Глобус Украины. не совсем правда в тему, но...
История Сугробии (краткий курс в переложении для детей), параграф седьмой
Ефремова Елена (Zzorik) |
ты будешь подобран, суров и подтянут, и сдержан,
ты выберешь время, бумагу возьмешь, без труда
на ней набросаешь моря, континенты. И стержень
возьмешь, скажем красный, подпишешь скорей города,
придумав названия странные (Клока и Смежень?),
а после - почтовую марку, подпишешь конверт,
и он унесется в окно во мгновение ока,
в те земли, в которые люди не просто не верят,
а даже не знают о них. Посмотри в потолок, а
те, кто придет из еще не придуманных мест,
останутся, если бродяжничать им надоест
fosss
Нам понадобится гусиное перо, перочинный нож, чернильница с чернилами, секстан, компас, циркуль, линейка и много-много воображения. Потому что нарисовать карту известного места любой дурак может. А вот нарисовать карту мира несуществующего, но досягаемого - это задачка для редких смельчаков и первооткрывателей.
Проложим сегодня надежный курс, твердо очертим на карте берега, обозначим реки и проливы, гавани и прибрежные скалы. Нарисуем животных и растения - иначе наша карта останется не вполне точной. Все великие географические открытия начинались с карт несуществующих земель и великих же заблуждений.
Бог с ним, пером, пергаментом и чернилами - возьмем ручку, кисть, карандаш, мышку - и начертим образ нового мира. И совершим его открытие!
Карта - художественное произведение
самая древняя карта мира. посёлок Чандар (Башкирия), 1999 г. |
Карта Агриппы 20 гг. н.э. |
Карта Севера, составленная Птолемеем (II век н.э.) - фрагмент |
Карта мира Аль-Идриси сер. 12 века. |
Карта Ранульфа Хигдена 1350 г. |
Китайская карта, нарисованная на шелке (копия с оригинала 1368-1378 гг.) |
Карта мира, сделанная ок. 1420 итальянским картографом Пьетро Весконте. |
1448 год, карта мира немецкого картографа Андреаса Валспергера. |
Карта Фра Мауро 1459 года |
карта, датируемая 1490-м годом, приписывают Христофору Колумбу |
"Карта Колумба", предположительно эта карта составлена Христофором Колумбом и его братом Бартоломео в Лиссабоне приблизительно в 1490г перед открытием Нового Мира. |
Карта мира Пири Рейса, 1513 г. |
Карта мира шотландского картографа Джон Роц (Johne Rotz), изданная в 1542 году. |
Гиперборея на карте Герарда Меркатора 1595 года |
Карты могут быть сделаны и не на подлинной географической основе, а на вымышленной. Это ничего не меняет в их значении. Главное - карта должна во всех деталях хорошо согласовываться с содержанием произведения и, конечно, быть художественно оформленной. Чем реальнее и подробнее сделано изображение вымышленной местности, тем конкретнее и понятнее становится само повествование.
Карта с иллюстрациями может быть составлена не только по сюжету рассказа, но и породить само произведение. Так было, например, с известным произведением Р. Стивенсона «Остров сокровищ». В конце лета 1881 г. писатель поселился вместе с семьей в Бремепе. Однажды он, взяв в руки перо, начертил карту острова и старательно раскрасил ее акварельными красками. Изгибы берегов придуманного им острова моментально увлекли воображение, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Оказавшись во власти вымысла, очарованный извивами береговой линии с причудливыми бухтами, Стивенсон нанес на карту названия: холм Подзорная Труба, возвышенность Бизань-мачты, Белая скала.
Карта «Острова сокровищ», Р.Стивенсон |
- Остров сокровищ, - не раздумывая, ответил автор карты и тут же написал эти слова в ее правом нижнем углу.
Стивенсон дал волю воображению при виде карты нарисованного им острова. При взгляде на его очертания, напоминающие по контурам вставшего на дыбы дракона, ему показалось, будто в зарослях придуманного леса ожили герои его будущей книги. У них были загорелые лица, их оружие сверкало на солнце, они появлялись внезапно, сражались и искали сокровища на нескольких квадратных дюймах плотной бумаги. Писатель говорил, что не успел он опомниться, как перед ним очутился чистый лист, и он составил перечень глав. Таким образом, карта породила содержание будущего повествования.
В художественной литературе есть примеры, когда карта органически входит в содержание произведения. Например, Л. Н. Толстой в «Войне и мире», описывая Бородинскую битву, включил составленную им карту предполагаемого и происшедшего сражения. Карта весьма наглядно иллюстрирует ход повествования.
Иллюстрации нашли широкое применение при составлении туристских карт. Обычно рядом с маршрутом изображают памятные места, которые встречаются на пути туриста. Это различные памятники, выдающиеся по своей архитектуре строения, парки, водопады и т. п. Да и сами маршруты нередко показывают не условными знаками дорог, а планово-перспективными рисунками, и это как бы оживляет карту, делает ее интересной и хорошо читаемой.
Карта Леонардо Да Винчи |
Замечательные карты, созданные Леонардо, рельефны и слегка тронуты краской. Они представляют собой как бы зарисовки местности при взгляде сверху, с высоты птичьего полета. Трудно сказать, чем они в большей мере являются - произведением искусства или практическим пособием. Точность их по тем временам была достаточно высокой. Художник свободно охватывает пристальным взглядом горы, реки, озера и зарисовывает их с поразительной конкретностью.
Картография - это своего рода искусство, и картограф не может быть безразличен к художественному мастерству. Он должен ясно представлять себе возможности изобразительных средств, владеть ими, чтобы любая карта, созданная им, была красива, привлекала к себе внимание и лучше читалась. Многие картографы известны как большие мастера графики.
Эпоха великих географических открытий
В средние века достижения античной картографической науки оказались надолго забытыми. Церковь вступила в жестокую борьбу с научными представлениями о строении мира. Она строго преследовала учение о шарообразной форме Земли.
Средневековые карты содержали живописное изображение местности. Картографы того времени, скрывая свое географическое неведение, заполняли карту разнообразными художественными рисунками: пустыни и леса «заселялись» дикими зверями, обжитые места заполнялись фигурами людей, моря украшались рисунками кораблей и морских животных.
Прошло много времени, прежде чем человеческая мысль освободилась от церковных догм. Лишь в XV в. вновь возрождается учение о шарообразной форме Земли. В это время переиздается карта Птолемея.
Эпоха великих географических открытий создала условия для развития картографической науки. Исключительно важное значение имели путешествия, совершенные в конце XV и начале XVI вв. Наиболее крупными из них были путешествия X. Колумба, открывшего Америку, и кругосветное путешествие Ф. Магеллана. В эту эпоху неизмеримо расширился горизонт знаний человека. Каждый день приносил новые географические данные.
Выдающимся картографом XVI в. был фламандский ученый Г. Меркатор. Он не только составил наиболее точные для того времени карты мира, но и разработал несколько картографических проекций (способов построения градусной сетки для карт). Из них наиболее известна проекция, носящая его имя и применяемая в наши дни (рис. 5). Особенность проекции такова, что околополюсные пространства на ней не могут быть изображены. Поэтому район, прилегающий к Северному полюсу, дан отдельной врезкой в юго-западном углу карты. На нем показаны четыре больших острова с проливами между ними, разделенными у южных входов небольшими островами на узкие протоки. В легенде (пояснении) приводятся источники, послужившие основой такого изображения. Меркатор ссылается на отчет путешествия некоего Якова Кноена. Возможно, такое путешествие было, но не к географическому, а к магнитному полюсу. Заблуждение легко объяснимо: в то время еще не знали о магнитном склонении и полагали, что стрелка компаса направлена на истинный север, а магнитный полюс как раз и находится в островной группе канадского архипелага.
Карта мира Меркатора |
Успех всех экспедиций знаменитого мореплавателя Кука во многом определил туземец острова Таити - молодой полинезийский жрец Тупиа. У полинезийцев не было ни письменности, ни карт. От природы сообразительный, Тупиа отлично знал Полинезию. С его слов была составлена карта района, находящегося между 130 и 170° з.д., 7 и 27° ю. ш. Она охватывала территорию до 9 млн. км2, и на ней было отмечено около 80 островов. Благодаря этой карте Кук сделал крупнейшие географические открытия.
Экспедицией Кука был открыт Южный океан, но открыть Антарктиду ему не посчастливилось. В своем дневнике он писал: «Если кто-либо... проникнет дальше меня, ...миру его открытия не принесут славы».
Мрачный прогноз Кука не оправдался. Первая русская антарктическая экспедиция, возглавляемая Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым, впервые приблизилась к берегам Антарктиды и нанесла их на карту.
Труден был путь создания карты мира. Каждая линия на ней, каждый штрих и точка — результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей. Но иногда составители в погоне за славой становились на неверный путь и показывали на карте то, чего не было и не могло быть в действительности. Дорого обходились исследователям такие карты!
Великий русский мореплаватель командор В. Беринг поплатился жизнью, доверившись ошибочно составленной карте. Член его экспедиции Л. Делиль показал составленную его братом Гильомом карту, на которой к югу от Камчатки была изображена несуществующая Земля Гамы. И, несмотря на то, что Сенат совершенно точно указал курс экспедиции Беринга от Камчатки к Америке, командор изменил его в поисках фантастической земли. Конечно, никакой Земли Гамы в том месте он не нашел, только напрасно потратил три недели драгоценного времени. Вот этих-то недель и не хватило В. Берингу для успешного завершения экспедиции. На обратном пути начались осенние штормы, продовольствие было на исходе, и люди совершенно обессилели. Почти неуправляемый корабль был выброшен на один из Командорских островов. Здесь во время вынужденной зимовки скончался великий командор. «Кровь закипает во мне всякий раз, - рассказывает один из помощников В. Беринга С. Ваксель, - когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой».
geography.su
Альтернативная география в художественной литературе
Литературные произведения в жанре альтернативной географии, написанные в основном писателями-фантастами.
* Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера, 1720—1726. Лилипутия, Бробдингнег, Лапута, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Страна гуигнгнмов.
* Жюль Верн. Путешествия и приключения капитана Гаттераса, 1866. На Северном полюсе имеется земля.
* Жюль Верн. 20 000 лье под водой, 1870. На Южном полюсе водное пространство; подземный пролив под Суэцким перешейком.
* Владимир Обручев. Земля Санникова, 1926. Остров в Северном Ледовитом океане, на котором благодаря вулканической активности тепло и живут сохранившийся первобытный человек и племя переселенцев из Сибири.
* Филип Хосе Фармер, Врата времени, 1966. Параллельный мир, в котором отсутствует Северная Америка.
* Василий Аксёнов. Остров Крым, 1976. Крым остров, отделённый от Европы проливом (а не полуостров), и потому белая армия на нём удержалась.
* Ольга Брилёва. Ваше благородие, 2005. Вольное продолжение Острова Крым Аксёнова.
* Остров Крым также существует в романе «Охота на дикие грузовики» николаевского фантаста Владимира Васильева. Аксёнов считается его первооткрывателем.
* Север Гансовский. Человек, который сделал Балтийское море, 1970-е.
* Пол Андерсон. Гибралтарский водопад из серии Патруль времени (Time Patrol), 1991. Когда Средиземного моря не было.
* Гарри Тертлдав, Л. Спрэг де Камп. В низине. (англ. Down in the Bottomlands: And Other Places), 1999. Средиземного моря тоже нет.
* Александр Громов, Владимир Васильев. Антарктида online, 2002. Современная Антарктида оказывается на экваторе.
* Александр Громов. Дилогия про начальника Тайной канцелярии Е. И. В. графа Лопухина Исландская карта, Русский аркан, 2006, 2007. Мир начала XXI века, где нет ни Северной, ни Южной Америки, ни, понятно, США.
«Три кита»
Поджанр альтернативной географии, основанный на представлении древних о плоской (не шарообразной) земле.
* Филип Фармер. Поднять паруса!, 1970-е. Христофор Колумб плывёт открывать Америку, но оказывается, что Земля плоская.
«Подземная» АГ
* Жюль Верн. Путешествие к центру Земли , 1864.
* В. А. Обручев. Плутония, 1940-е.
«Космическая» АГ
* Фрэнсис Карсак. Робинзоны Космоса, 1955. Планета Теллус срезала часть современной планеты Земля в районах Франции, США, Ирландии. Часть Земли попала на другую планету, часть другой планеты — предположительно на Землю.
* Лазарь Лагин. Атавия Проксима, 1956. Америка становится второй Луной со стремительно исчезающей атмосферой, на новом небесном теле разворачиваются людские трагедии в условиях жестокого капитализма.
Известные вымышленные страны
* Агарти или Агартха (Agarty, Agartha) — легендарная подземная страна, в другой формулировке — «мистический центр сакральной традиции, расположенный на Востоке»
Впервые о ней написал французский мистик Александр Сент-Ив д’Альвейдр в книге «Миссия Индии в Европе». Второе упоминание принадлежит Фердинанду Оссендовскому, который в книге «И звери, и люди и боги» со слов монгольских лам рассказывает легенду о подземной стране, управляющей судьбами всего человечества. Традиционным местом расположения Агартхи считают Тибет или Гималаи.
* Анчурия - государство в Центральной Америке, у подножия Кордильер. Впервые описана в романе О'Генри "КОРОЛИ И КАПУСТА"
* Атлантида(др.-греч. Ἀτλαντὶς) — легендарный остров (архипелаг или даже континент), находившийся в современном Атлантическом океане и опустившийся в один день на морское дно в результате землетрясения и наводнения, вместе со своими жителями — атлантами.
Впервые эта легенда излагается у Платона в диалогах «Тимей» и «Критий» со ссылкой на некие предания. Платон указывает время катастрофы как «9000 лет назад», то есть около 9500 года до н. э.
* Великий Германский Рейх
* Гринландия — вымышленная страна из произведений Александра Грина. Сам Грин это слово не использовал, авторство его принадлежит советскому критику и литературоведу Корнелию Люциановичу Зелинскому.
* Земля Санникова
Остров-призрак в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи к северу от Новосибирских островов.
* Земноморье — книжный цикл американской писательницы Урсулы Ле Гуин, а также вымышленный мир, в котором разворачивается действие произведений.
* Лемурия — мифический остров (или материк) в Индийском океане.
Упоминание о Лемурии как о земле в Индийском океане с развитой цивилизацией встречается в мифологии разных народов.
* Муми-Дол, Долина муми-троллей (швед. Mumindalen) — волшебная страна, где живут муми-тролли из серии сказок Туве Янссон. Зимой в Долине муми-троллей много снега, однако образующая долину река не замерзает. Долина с одной стороны ограничена морем, с другой — Одинокими горами. О мире за пределами Долины говорится очень мало. Вскользь упоминаются соседние долины, населенные народами, аналогичными жителям Муми-дола. Также (очень редко) упоминаются реальные географические названия (Калифорния, Мексика).
* Нагония, Тразиленд — вымышленные страны в Африке, где происходят события, описанные в произведении Юлиана Семёнова «ТАСС уполномочен заявить».
* Нарния (англ. Narnia) — мир (а также страна) в стиле фэнтези, созданный англо-ирландским автором Клайвом Стейплзом Льюисом, являющийся местом действия в большинстве книг серии Хроники Нарнии. Попасть в неё из реального мира можно через платяной шкаф.
* Нетландия, Неверленд, Небыляндия или остров Небывалый (англ. Neverland) — вымышленное место, в котором происходит действие произведений Джеймса Барри о Питере Пэне и работ, основанных на них. Впервые Нетландия упоминается в 1904 г. в пьесе Дж. Барри «Питер Пэн, или мальчик, который не вырастал» (англ. «Peter Pan, or The Boy Who Wouldn't Grow Up»), а затем в 1911 г. в написанной на её основе книге «Питер Пэн».
Иллюстрация Ф. Д. Бедфорда к роману «Питер и Уэнди», опубликованному в 1911 г. |
* Страна Оз — вымышленная страна из книги Удивительный Волшебник из Страны Оз американского писателя Лаймена Фрэнка Баума.
* Пайтити (Paititi, Paitití, Paytiti, Paipite, Paykikin, Pareti, Pareties, Parechis, Parechies, Paresis) — затерянный или мифический золотой город Инков в Андах в тропической сельве на юго-востоке Перу (Pantiaqulla, Kamanti, Qallanqa и Apuqañaqway), севере Боливии или юго-западе Бразилии (микрорегион Паресис).
До сих пор считается не найденным и не отождествленным с какими-либо руинами городов в Южной Америке. Является равнозначным значению «Эльдорадо» из-за того, что этот город был наполнен золотом, даже дома и дороги были сделаны из этого металла. По легендам, именно там инки «спрятали несметные золотые богатства, которые не дают покоя исследователям и авантюристам вот уже несколько веков»
* Сагеней (Сагней), Королевство, (фр. Royaume du Saguenay) -сказочно богатая страна, поиски которой не давали покоя французским исследователям Канады (Жак Картье и др.) в период великих географических открытий.
Имеется несколько версий происхождения и толкования преданий о Сагеней. По одной из них, легенда была преданием индейского племени алгонкинов, веривших, что к северу от реки Святого Лаврентия — в районе современного округа Сагеней-Лак-Сен-Жан (Квебек) существует сказочное королевство светловолосых людей, владеющих складами золота, серебра и меха. Вождь Доннакона, пленённый французами и увезённый во Францию в 1530-х годах, также рассказывал королю об этом мифическом королевстве.
* Средиземье (англ. Middle-earth, буквально Срединная земля, также существуют варианты перевода Среднеземье, Средьземелье) — континент в Арде, мире, придуманном Дж. Р. Р. Толкином.
Часто этим словом обозначают всю литературную вселенную Толкина. В самих же книгах Средиземьем называется восточная часть Арды, земли смертных, в противоположность райским берегам бессмертного Валинора.
* Шамбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре. Согласно интерпретации тибетолога Б. И. Кузнецова (1931—1985) и востоковеда Л. Н. Гумилёва (1912—1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова—Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веках до н. э.
* Швамбрания — (Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания»). Эта страна находится в Тихом океане и по размерам сравнима с Австралией. Швамбрания — настоящий рай для любителей приключений, отважных мореходов и исследователей, она воплощает все детские фантазии, навеянные книгами Жюля Верна и Фенимора Купера, а также реальностью России начала XX века.
герб Швамбрании |
Разработчиком наиболее полного литературного мифа об Эльдорадо является историк XVII века Педро Симон. Для конкистадоров XVI-XVII веков синонимом Эльдорадо было также Пайтити.
* Янтарное королевство — (Роджер Желязны, «Хроники Амбера»). Амбер (в оригинале — «Amber», иногда транскрибируется как «Эмбер») — вымышленный город из цикла романов Роджера Желязны «Хроники Амбера». Следуя циклу романов, Амбер — единственное реально существующее место во вселенной, остальные — лишь его Отражения (в другом переводе — Тени). Поскольку amber по-английски — «янтарь», в некоторых переводах Амбер именуется Янтарным Королевством или просто Янтарём.
взято из Википедии
и напоследок: Глобус Украины. не совсем правда в тему, но...
Как интересно! Очень любопытно. ) Здорово!!!
ОтветитьУдалить